Научная статья на тему 'Технология управления качеством развития образовательной компетенции студентов'

Технология управления качеством развития образовательной компетенции студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ / EDUCATIONAL COMPETENCE / MODEL OF EDUCATIONAL COMPETENCE / TECHNOLOGY OF QUALITY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тюлю Галина Михайловна, Барсова Елена Александровна

В статье обосновывается структура образовательной компетенции, раскрывается технология управления качеством развития данной компетенции студентов педагогического колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тюлю Галина Михайловна, Барсова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология управления качеством развития образовательной компетенции студентов»

Литература 2. Ухтомский, А.А. Доминанта как фактор поведения /

А.А. Ухтомский // Ухтомский А.А. Собр. соч.: в 5 т. - Л.,

1. Дорошко, О.М. Экологическая культура: педагогиче- 1950. - Т. 1. - С. 293 - 315.

ский аспект / О.М. Дорошко. - Гродно, 2000.

УДК 370

Г.М. Тюлю, Е.А. Барсова

ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ

В статье обосновывается структура образовательной компетенции, раскрывается технология управления качеством развития данной компетенции студентов педагогического колледжа.

Образовательная компетенция, модель образовательной компетенции, технология управления качеством.

The article substantiates the structure of educational competence, discloses the technology of quality management of the development of the educational competence of students of the pedagogical College.

Educational competence, model of educational competence, technology of quality management.

Одним из путей обеспечения перехода на новые стандарты образования и достижения качества образования в новых условиях становится управляемый процесс выращивания культуры самоорганизации и самообразования обучающихся на всех ступенях системы образования. В связи с этим проблема освоения новых образовательных технологий видится как никогда актуальной. Анализ практики показывает низкий показатель их освоения и применения в действительности. В условиях интенсивного изменения знаний и информации организация учебного процесса остается экстенсивной. Образовательная компетенция лишь частично присутствует в стандартах образования, не отработаны организационные и технологические механизмы управления качеством ее развития. В то же время имеются предпосылки исследования данной проблемы в работах С.Г. Воровщикова, А.В. Хуторского, Л. Спенсера и С. Спенсера [1], [3], [5], где указывается на такой вид компетенций, как учебно-познавательная, «учиться учиться». Анализ классификаций образовательных компетенций позволил выделить категорию «образовательная компетенция» в узком смысле слова, со своей спецификой. Процесс учения все в большей степени приобретает смысл самообразовательной деятельности, в ней обучающийся видит себя самостоятельным субъектом. Раньше всего об этом заговорили в системе обучения взрослого человека (Ю.Н. Кулюткин, Г.Н. Подчалимова, Г.С. Сухобская, Т.И. Шамова и др.).

Весь опыт отечественной системы образования позволяет говорить о том, что проблема организации самостоятельной деятельности и развития познавательной самостоятельности была актуальной на протяжении всего ХХ в. Постоянно шел поиск способов решения данной проблемы (Т.И. Шамова). Согласно ведущим положениям теории деятельности, эффективное обучение предполагает такую его организацию, при которой ученик сам оперирует учеб-

ным содержанием и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученика. Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, а педагог - осуществлять мотивированное управление его учением, т. е. организовывать, координировать, консультировать, контролировать. Перевод обучения на субъект-субъектную основу требует новых средств, технологий, содержания образования для развития мотивационной сферы, интеллекта, склонностей, умений осуществлять самоуправление учебнопознавательной деятельностью.

Учение предполагает решение учеником учебной, исследовательской проблемы, для этого он осуществляет ряд познавательных действий. В зависимости от характера (степени, новизны, репродуктивности) проблемы требуется разный уровень владения образовательной компетенцией. Но постановка и решение каждой познавательной проблемы, во-первых, охватывает все компоненты образовательной компетенции, во-вторых, степень проявления образовательной компетенции варьируется от критического до продвинутого уровня на основе критериев познавательной активности.

Образовательная компетенция является надпред-метной в содержании подготовки будущего специалиста. Образовательная компетенция - это интегративное образование, базовое качество личности, обеспечивающее образование в течение всей жизни, включающее в себя мотивы, знания, способы, способности, ценности, качества, определяющие успешность учения как самоуправляемой деятельности. Структура образовательной компетенции в нашем исследовании представлена следующими компонентами: критическое мышление, работа с различными источниками информации, самоуправление учением, познавательная самостоятельность, речь, мотив достижения, отношение к знаниям.

Развитие образовательной компетенции рассматривается нами как самоуправляемый процесс изменений в структуре и содержании образовательной компетенции и результатах учебно-познавательной деятельности студентов педагогического колледжа; качество образовательной компетенции - как степень проявления познавательной активности студента в учении. Качество развития образовательной компетенции студентов - это «мера приращения» познавательной активности в содержании, структуре и результатах образовательной деятельности. Управление качеством развития образовательной компетенции студента педагогического колледжа представляет собой сквозной процесс от «входа» в образовательную систему до «выхода» и осуществляется на нескольких уровнях: «преподаватель - студент», «преподаватель - преподаватель», «преподаватель -колледж».

Базой для проведения констатирующего эксперимента стали педагогический и студенческий коллективы БОУ СПО Вологодской области «Сокольский педагогический колледж», педагоги дошкольных образовательных учреждений. В эксперименте было задействовано 150 студентов 1 - 4 курсов, 45 преподавателей, 10 заведующих и 10 воспитателей ДОУ города, победивших в областном конкурсе профессионального мастерства. Цель констатирующего эксперимента - выявление состояния готовности преподавателей и студентов к реализации образовательной компетенции.

Первая задача состояла в выявлении степени понимания компетентностного подхода у преподавателей педагогического колледжа. Было проведено анкетирование, результаты которого показали, во-первых, что практически 90 % педагогов путают понятия «компетентность» и «компетенция». Во-вторых, образовательная компетенция 85 % преподавателей рассматривается как общеучебное умение, включающее в себя следующие компоненты: устная и письменная речь, работа с информацией и организация учебного труда.

Вторая задача состояла в разработке модели образовательной компетенции и ее оценки. Нами была предложена структура образовательной компетенции для экспертизы. В качестве экспертов выступали преподаватели предметно-цикловой комиссии (ПЦК) психолого-педагогического цикла дисциплин. В результате обсуждения была принята следующая структура модели: критическое мышление, работа с различными источниками информации, самоуправление учением, познавательная самостоятельность, речь, мотив достижения, отношение к знаниям. Для доработки данной структуры, выделения в ней поведенческих индикаторов был проведен педагогический совет и организована работа временных творческих групп. Результаты работы представлены ниже (см. табл.).

Следующим шагом стала разработка инструментов - измерителей образовательной компетенции. Нами был проведен еще один педагогический совет на тему: «Управление качеством подготовки специалиста дошкольного образования». В процессе подготовки к педагогическому совету была проведена ди-

агностика уровня сформированности образовательной компетенции у студентов 1 - 4 курсов.

Таблица

Модель образовательной компетенции

Компоненты Поведенческие индикаторы

Критическое мышление 1. Способность уверенно ориентироваться в изучаемом материале, оценивать степень достоверности и объективности изучаемого материала. 2. Открытость к поиску способов решения новых задач. 3. Стремление к познанию нового. 4. Готовность к конструктивному диалогу, умение отстаивать собственную точку зрения. 5. Рефлексия «собственного образовательного маршрута» в контексте подготовки к будущей профессиональной деятельности

Работа с различными источниками информации 1. Восприятие и отбор нужной информации. 2. Скорость получения информации. 3. Владение методами обработки информации. 4. Структурирование информации (умение писать доклады, рефераты, эссе, делать презентации). 5. Анализ и обобщение информации

Самоуправление учением 1. Самостоятельность. 2. Самоорганизация

Познавательная самостоятельность 1. Стремление дойти до сути (истины). 2. Любознательность. 3. Инициативность

Речь 1. Убедительность. 2. Грамотность. 3. Выразительность

Мотив достижения 1. Целеустремленность. 2. Ответственность (выполнение работы в срок с высоким результатом)

Результаты диагностики по шести компонентам образовательной компетенции показали, что критическое мышление западает по всем курсам. Не умеют работать с различными источниками информации 90 % студентов 1 - 2 курсов и в среднем 45 % студентов 3 - 4 курсов. Сформированность самоуправления учением также наблюдается у небольшого количества студентов (показатель колеблется от 10 до 15 %). Диагностика показала, что самый высокий показатель - около 65 % - у компонента «отношение к знаниям». Сформированность речи выявлена на высоком уровне у небольшого количества студентов педагогического колледжа (около 15 % от общего числа в целом по 1 - 4 курсам), более половины студентов имеют низкий уровень сформированности познавательной самостоятельности.

Цель формирующего эксперимента состояла в реализации технологии управления качеством развития образовательной компетенции и организационно-педагогических условий, ее обеспечивающих.

Технология управления качеством развития образовательной компетенции студентов представляет собой совокупность взаимосвязанных этапов:

1. Проблемно-ориентированный анализ результатов, процесса и условий развития образовательной компетенции студентов.

2. Проектирование перевода процесса развития образовательной компетенции студентов в новое качественное состояние.

3. Обеспечение устойчивости педагогически управляемого процесса развития образовательной компетенции студентов (мониторинг процесса развития образовательной компетенции студентов и управление им).

4. Рефлексивный анализ состояния управления развитием образовательной компетенции студентов педагогического колледжа и внесение изменений в процесс развития образовательной компетенции студентов и управление им.

Первым этапом технологии явился проблемноориентированный анализ результатов, процесса и условий развития образовательной компетенции студентов. Цель данного этапа - выявить состояние сформированности образовательной компетенции студентов педагогического колледжа и условий, влияющих на ее развитие.

Содержание этапа:

1 уровень - «студент - преподаватель». На учебном занятии студент совместно с преподавателем оценивает свой уровень образовательной компетенции и выстраивает собственный «образовательный профиль». Студент учится в контексте своей будущей профессиональной деятельности проводить диагностику и выявлять у себя, что западает, рефлексировать свой результат.

2 уровень - «преподаватель - преподаватель». Цель - ответить на вопрос: Что нужно делать для развития образовательной компетенции? Что не делается? Что делается не так? Мы пришли к выводу, что мало используем технологии, которые работают на саморазвитие студентов. Содержание: анализ индивидуальных профилей студентов на ПЦК и разработка мер по устранению недостатков.

3 уровень - «преподаватель - администрация». Цель - выявление соответствия качества подготовки специалистов. Содержание - выявление взаимодействия и определение профессионального стандарта воспитателя ДОУ, определения шкалы молодых специалистов (лучших воспитателей ДОУ города). В результате работы создается «поле» для сравнительной оценки качества подготовки специалистов.

Второй этап технологии заключался в проектировании перевода процесса развития образовательной компетенции студентов в новое качественное состояние. Цель данного этапа - выстраивание индивидуального профиля (разработка портфолио) студента. Содержание: использование модульной и компьютерной технологий, так как они построены на субъектной основе, т.е. включением самого студента в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

1 уровень - «Студент - Преподаватель». Совместное составление индивидуального профиля (портфолио) студента.

2 уровень - «Преподаватель - преподаватель». Разработка направлений работы преподавателей на ПЦК на то, как преодолеть затруднения студентов. Отражение в целях учебных занятий пути преодоления этих затруднений. Использование метода проектов.

3 уровень - «преподаватель - администрация». Обсуждение содержания индивидуального профиля (портфолио) студента на заседании научнометодического совета образовательного учреждения.

Третий этап технологии - обеспечение устойчивости педагогически управляемого процесса развития образовательной компетенции студентов педагогического колледжа. Использование мониторинга как механизма управляемого развития (управления изменениями). Мониторинг рассматривается как информационный ресурс сопровождения развития образовательной компетенции студентов, обеспечивающий эффективную реализацию всех технологических этапов. С целью проверки качества сформи-рованности образовательной компетенции нами широко использовались письменные работы, тестирование студентов, метод проектов.

1 уровень - «Студент - Преподаватель». Самостоятельная работа над составлением портфолио студента по предмету. Выстраивание индивидуального профиля студента, необходимого для допуска к работе уровня в качестве воспитателя дошкольного образовательного учреждения:

- текущий профиль определяется уровнем сфор-мированности образовательной компетенции у студентов 1 курса;

- запланированный профиль определяется уровнем сформированности образовательной компетенции студентов 4 курса (выпускников) и молодого воспитателя со стажем работы по специальности до 3 лет;

- идеальный профиль определяется наивысшим уровнем сформированности образовательной компетенции лучших педагогов ДОУ, получивших статус победителя конкурса профессионального мастерства (см. рисунок).

Средний балл

1 2 3 4 5 6 7

—♦— текущий профиль —■— запланированный профиль —А— идеальный профиль

Профили образовательной компетенции с выделением следующих компонентов: 1 - критическое мышление, 2 - работа с различными источниками информации, 3 - самоуправление учением, 4 - познавательная самостоятельность, 5 - речь, 6 - мотив достижения, 7 - отношение к знаниям

2 уровень - «преподаватель - преподаватель». Анализ портфолио как результата промежуточной аттестации студентов по предмету.

3 уровень - «преподаватель - администрация». Обсуждение на предметно-цикловой комиссии и научно-методическом совете результатов промежуточной аттестации студентов по предмету.

Четвертый этап технологии - рефлексивный анализ состояния управления развитием образовательной компетенции студентов педагогического колледжа и внесение изменений в процесс развития образовательной компетенции студентов и управление им. Результаты исследования показали, что в развитии образовательной компетенции у студентов можно выделить четыре уровня. Они соотносятся с уровнями познавательной активности обучающихся:

1. Критический - утилитарно-прагматический личностный смысл, знания и умения обучающихся характеризуются поверхностью и низкой степенью мобильности, отсутствует практическая готовность к социальному взаимодействию, наблюдается несфор-мированность критического мышления;

2. Репродуктивный - императивный уровень личностного смысла, недостаточная полнота и действенность специальных умений и знаний учиться, слабая выраженность готовности к социальному взаимодействию, критичности мышления, проявляющаяся в отдельных образовательных и коммуникативных ситуациях;

3. Базовый - ценностный смысл к овладению специальными знаниями и умениями учиться (умение строить образовательные цели, планировать свою самостоятельную познавательную деятельность, работать во времени, осуществлять самоконтроль и самокоррекцию), высокая степень полноты и действенности знаний и умений, сформированная готовность к социальному взаимодействию, критичность мышления;

4. Продвинутый - глубокое понимание всех компонентов образовательной компетенции и использование их в самостоятельной познавательной деятельности, высокий уровень сформированности самоуправления учением, критического мышления, познавательной самостоятельности, выражающиеся в умении самостоятельно строить образовательные цели, планировать свою познавательную деятельность, реализовывать ее, осуществлять самоанализ и самокоррекцию, целеустремленность в учебной мотивации и достижении образовательных целей, успешное самостоятельное решение образовательных задач любого уровня сложности.

С целью внесения изменений в процесс развития образовательной компетенции студентов и управле-

ние им мы провели экспертную оценку уровня сформированности образовательной компетенции воспитателей, чей педагогический стаж в ДОУ не превышает 3 лет, и педагогов ДОУ - победителей областного конкурса профессионального мастерства. В качестве экспертов выступили заведующие ДОУ города. Результаты проведенных исследований выявили взаимосвязь в последовательном развитии образовательной компетенции студентов педагогического колледжа, воспитателей - молодых специалистов и лучших педагогов ДОУ города. Выявленные параметры в целом соответствуют базовому уровню сформированности образовательной компетенции у студентов 4 курса и молодых специалистов, имеющих стаж работы в ДОУ не более 3 лет и продвинутый уровень - у лучших педагогов города, что подтверждает качество развития образовательной компетенции педагогов ДОУ.

Результативность технологии достигается при выполнении следующих организационно-педагогических условий:

- проектирование структурно-динамической модели образовательной компетенции с выделением уровней ее развития у студентов педагогического колледжа;

- реализация технологии управления на следующих уровнях: «Студент - Преподаватель», «Преподаватель - Преподаватель» и «Преподаватель -Администрация» ;

- выделение уровней развития образовательной компетенции студентов педагогического колледжа: пороговый, базовый, продвинутый, исследовательский;

- проектирование и реализация целей учебных занятий и образовательных технологий с учетом уровней развития образовательной компетенции студентов.

Литература

1. Воровщиков, С.Г. Развитие учебно-познавательной компетентности старшеклассников: управленческий аспект / С.Г. Воровщиков. - М., - 2006.

2. Гершунский, Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования / Б.С. Гершунский // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 3 - 7.

3. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 5. - С. 55 - 61.

4. Шамова, Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко. - М., 2001.

5. Spenser, L. Gompetency Assesmtnt Methods / L. Spenser, D. McClelland, S. Spenser. - Boston, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.