Научная статья на тему 'Клубная деятельность в системе факторов становления "человека культурного": перечитывая наследие В. А. Разумного'

Клубная деятельность в системе факторов становления "человека культурного": перечитывая наследие В. А. Разумного Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
740
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / PHILOSOPHY OF EDUCATION / СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / SOCIAL PEDAGOGY / КЛУБ / CLUB / КЛУБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CLUB ACTIVITY / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ADOLESCENCE / ИНКУЛЬТУРАЦИЯ / ENCULTURATION / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ETHNIC AND CULTURAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матренин Павел Викторович

Автор статьи обращается к анализу теории и практики клубной деятельности в социокультурной ситуации российского общества, размышляет о подходах и оценках возможностей инкультурации и самоопределения личности подростка средствами клубной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUB ACTIVITIES IN THE FACTORS OF BECOMING "HOMO CULTURAL": REREADING HERITAGE V.A. RAZUMNIY

The author refers to the analysis of the theory and practice of the club's activities in the co-sociocultural situation of the Russian society, reflects the approaches and inculturation opportunities and selfdetermination of the adolescent's personality by means of club activities.

Текст научной работы на тему «Клубная деятельность в системе факторов становления "человека культурного": перечитывая наследие В. А. Разумного»

УДК 008(09) ББК 77.2-8

КЛУБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ФАКТОРОВ СТАНОВЛЕНИЯ «ЧЕЛОВЕКА КУЛЬТУРНОГО»: ПЕРЕЧИТЫВАЯ НАСЛЕДИЕ В.А. РАЗУМНОГО

Матренин Павел Викторович, аспирант Курский государственный университет

Аннотация. Автор статьи обращается к анализу теории и практики клубной деятельности в социокультурной ситуации российского общества, размышляет о подходах и оценках возможностей инкуль-турации и самоопределения личности подростка средствами клубной деятельности.

Ключевые слова: философия образования, социальная педагогика, клуб, клубная деятельность, подростковый возраст, инкультурация, этнокультурная идентичность.

CLUB ACTIVITIES IN THE FACTORS OF BECOMING "HOMO CULTURAL": REREADING HERITAGE V.A. RAZUMNIY

Matrenin P.V., post-graduate student (Kursk)

Abstract. The author refers to the analysis of the theory and practice of the club's activities in the co-socio-cultural situation of the Russian society, reflects the approaches and inculturation opportunities and self-determination of the adolescent's personality by means of club activities.

Key words: philosophy of education, social pedagogy, club, club activity, adolescence, enculturation, ethnic and cultural identity.

Развитие творческих способностей детей, приобщение их к традициям национальной истории и культуры всегда рассматривались педагогами, как важнейшие и необходимые стороны воспитания нравственности будущих граждан России, формирования патриотизма и гражданственности подростков и юношества, их продуктивной социализации. Однако, как показывает история педагогики, академическая наука всегда смотрела на такую проблематику «свысока», не уделяя этой сфере социально-педагогической практики должного внимания. Различные объединения детей и молодежи, опыт которых приобрел хрестоматийный характер для отечествен-

ной педагогической традиции, создавались чаще всего на голом энтузиазме педагогов, не вписывались в логику официальной образовательной политики... Примеров такого энтузиазма - увы! - много. Практически на протяжении всего XX столетия клубные объединения детей и подростков находили себе пристанище не в школе, а под крышей внешкольных учреждений, клубов, ЖЭКов, в приспособленных помещениях по месту жительства детей. И за каждым таким объединением стоял одержимый человек - энтузиаст-руководитель, инициатива и ответственность которого замечательно была сформулирована Валерием Приемыховым в фильме

«Пацаны»: «Если не я, то кто же?»... Между тем, в клубных объединениях взрослели и обретали важный социальный опыт, условия для развития природных задатков, творческих способностей миллионы российских детей! Но главное - за счет энтузиастов дети самого «нежного» возраста попадали в сферу организованного целенаправленного педагогического влияния, отвлекались от улицы, от подворотни, от асоциальных компаний, не становились «жертвами» социализации (A.B. Мудрик)... Тем самым клубные сообщества реализовывали чрезвычайно важную государственную задачу - создавали условия для вовлечения детей и подростков в общественно-полезную и личностно-значимую деятельность.

Клуб - явление хорошо известное в истории отечественной педагогики, - многие педагоги-практики, новаторы воспитания использовали его уникальные возможности в развитии природных способностей своих питомцев. Первые ростки клубных объединений школьников обнаруживаются в России в конце XIX века, - именно тогда, в Петербурге П.Ф. Лесгафт создает «Общества содействия физическому развитию детей». Однако наиболее полное воплощение идея клубных объединений находит в педагогическом опыте С.Т. Шацкого и А.У. Зеленко, создавших в 1905 году детское общество «Сетлемент». С.Т. Шацкий формирует кружки и клубы, в которые на основе общности интересов и увлечений входили по 10-12 детей, занимавшихся в свободное от учебы и работы время совместной деятельностью (преимущественно игровой, техническим творчеством, художественно-эстетической). Такие объединения, имея свою узкоспециальную направленность, систему отношений, органы самоуправления, внешнее оформление (название, девиз), замыкались в целостную систему, организовывая и упорядочивая жизнедеятельность более 400 воспитанников. Клубные коллективы имели разновозрастный состав, их работой руководили более 40 педагогов, штатных сотрудников, энтузиастов; при определенной автономии такие коллективы все-таки были сопряжены с единым органом управления их деятельностью. Преемницей «Сетлемента» стала созданная С.Т. Шацким вместе с его единомышленниками и коллегами - Л.К. Шлегер, Е.П. Останкиной, Л.А. Фортунатовым - в 1911 году колония «Бодрая жизнь», сохранившая и значительно развившая уже известный опыт клубной работы среди школьников. Такой опыт становится достоянием широкой педагогической общественности, уви-

девшей в нем новые значительные возможности для развития индивидуальных способностей детей, их творческих возможностей и дарований; этот опыт получает горячее одобрение и поддержку на Первом Всероссийском съезде по вопросам образования (1914 г.), тем самым обеспечиваются условия для расширения клубного движения по всей стране.

После всплеска интереса к клубным формам работы с детьми и подростками, инициированном опытом С.Т. Шацкого и его последователей, наступило «затишье», не ознаменованное заметными исследованиями по проблемам педагогики клубной работы. Однако во второй половине XX века, на фоне «хрущевской оттепели», среди педагогов вновь возник устойчивый интерес к клубам. В целом ряде публикаций этих лет (М.Б. Коваль, М.М. Плоткин, Б.З. Вульфов, Г.М. Иващенко, А.Г. Кирпичник, З.В. Коваленко, Э.Г. Костяшкин, М.Е. Кульпединова, В.В. Лебединский, А.Н. Лутошкин, Т.Н. Мальковская, Л.И. Уманский, З.А. Ходоровская, С.Е. Хозе, Б.Е. Ширвиндт, М.М. Ященко и др.) оказались отражены и вопросы педагогики клубной работы. Прежде всего, это подходы и теоретические идеи, накопленные в 70-80 гг. XX века педагогикой пионерской и комсомольской работы. В концепциях тех лет оказалось много продуктивных подходов и идей, которые позволяют вполне успешно строить работу подростковых и юношеских клубных объединений, обеспечивать реализацию возможностей детского коллектива клубного типа. Теоретическая разработка проблем педагогики детских и молодежных клубов опиралась на идеи и подходы, разрабатывавшиеся в педагогике и психологии коллективного воспитания. В этом контексте следует отметить работы Л.И. Новиковой и ее лаборатории, в рамках которой появились широко известные работы М.Д. Виноградовой, В.А. Караковского, А.Т. Куракина, Ю.С. Мануйлова, А.В. Мудрика, С.Л. Паладьева, А.Г. Пашкова, И.Б. Пер-вина, С.Д. Полякова, В.В. Полукарова, Н.Л. Селивановой и др.

Одним из ярких пропагандистов педагогики клубной деятельности в 60-90-е годы XX века стал В.А. Разумный, опубликовавший ряд работ, посвященных обоснованию теоретических возможностей клубов в развитии способностей детей и молодежи, приобщении их к художественному творчеству. Среди этих работ - «Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы» (1969), «Эстетическая культура личности и духовный потенциал общества» (1983), «Методика формирования эстетической культуры личности» (1985), «Эсте-

274

тический всеобуч. Принципы организации. Методика. Программное обеспечение» (1987), «Клуб и эстетическое воспитание в семье» (1988), «Клуб и культура общения» (1989), «Эстетическая деятельность клуба», «Клуб и культура общения», «Творчество народа и современность» (1990), «Художественная педагогика» (2000) и др. В этих работах нашла отражение целостная концепция клубной деятельности детей, содержание, методики и условия эффективного развития творческих способностей воспитанников в условиях клубных форм работы.

В чем же состоят основные идеи педагогики клубной деятельности в теоретическом наследии В.А. Разумного? В какой мере они могут быть использованы в нынешних социокультурных условиях в формировании социально-ценностных качеств подростков и юношества, воспитании у них ценностного отношения к истории и культуре своего народа?

Размышляя о природе клубной деятельности, В.А. Разумный всегда подчеркивал самодеятельный характер клуба, обеспечение личной свободы каждого члена клубного сообщества, добровольность включения воспитанника в клубный коллектив и выбора им профиля творческой деятельности. Основой для объединения детей является общность их интересов и увлечений. По сути, клуб предлагает ребенку возможность множества социальных и творческих проб, в которых ищущий своей успешности воспитанник обнаруживает признание его способностей, их адекватную оценку со стороны сверстников. Этот процесс очень важен, поскольку совпадает с формированием в личности адекватной самооценки, уверенности в себе, возможного вектора творческого саморазвития, социального и профессионального самоопределения.

В.А. Разумный исходил из того, что отличительной чертой деятельности клубных объединений является то, что она представляет собой коллективную досуговую деятельность. Наличие общей цели, объединяющее всех членов коллектива, стремление достичь ее, коллективно вырабатываемые перспективы совместной жизни, складывающиеся в процессе деятельности отношения, тональность которых неизбежно несет на себе отпечаток характера и содержания самой коллективной деятельности, разделение труда и ответственности каждого за результаты коллективного творчества - все это существенные черты клубных объединений. Клубный коллектив по интересам представляет собой, по мнению В.А. Разумного, самостоятельное социально-педагогическое явление - это добровольное объединение

еднномышленников, имеющее собственную организационную структуру, характер и содержание жизнедеятельности, особенности педагогического руководства и методического обеспечения, специфические формы и способы взаимодействия с социальной средой.

Основой создания клуба и организации его жизни является устойчивый интерес детей к соответствующей профилю клуба деятельности, наличие необходимых материальных, организационно-педагогических, психологических условий для реализации способностей воспитанников, их творческого роста, грамотное руководство со стороны педагогов. По мнению В.А. Разумного, эти факторы наполняют пребывание воспитанника в клубном коллективе личностным смыслом, делают его эмоционально окрашенным, удовлетворяют социальные ожидания личности. Пребывание в клубе становится для личности школьника очень увлекательным занятием, поскольку воспитание в нем строится преимущественно на идеях романтики, интереса, игры; клубный коллектив существует, как правило, на принципах самодеятельности, самоуправления, максимального учета индивидуальных и творческих возможностей каждого школьника. Воспитанник получает возможность для полного личного самовыражения, самоопределения, самореализации, а клуб становится благоприятной средой для такого проявления творческих возможностей личности. Существенным фактором клубного творчества является необходимость активного межличностного взаимодействия, а нередко - и партнерства, предполагающего установление подлинного товарищества, полного взаимопонимания, согласованности, развитие способности к сотрудничеству, импровизации, воображению.

Основой клуба становится коллектив и коллективные формы деятельности школьников: творческое сообщество выступает своеобразным фоном, на котором происходит обогащение навыков и способностей школьника, его творческого опыта освоения и преобразования окружающей действительности и себя самого. Причем, в умело управляемом педагогом коллективе складывается, как правило, высокогуманная атмосфера между его членами, возникают реальные предпосылки для развития отношений взаимной ответственности и ответственной зависимости (А.С. Макаренко), глубокой заинтересованности в успехе каждого школьника, ибо от успеха одного зависит общий успех всего коллектива клуба. С другой стороны, такие отношения «подтягивают» воспитанника до нужной высоты, требуют от

него полной мобилизации всех внутренних сил и воли, школьник ощущает ответственность перед товарищами по коллективному творчеству за результаты своей деятельности.

Философ обращает особое внимание на связь педагогики клубной деятельности с общими педагогическими закономерностями и принципами: «Хотел бы быть правильно понятым - всеобщие законы и принципы образования человека - не умозрительная конструкция, но обобщение мирового педагогического опыта, не схема, но основа и цель любого образовательного процесса. Основа, ибо всегда и повсеместно педагогика предполагает формирование устойчивых потребностей как единственного и универсального стимула человеческой жизнедеятельности, актуализируемых как переживания индивида (интеллектуальные, эмоциональные, духовные), непосредственно влияющие на все действия. Стало быть, универсальной формулой любого педагогического процесса в любой конкретной ситуации и на любом уровне цивилизованности является П - П - Д, то есть путь от регулируемых целенаправленно действий к изменению всей совокупности переживаний, а в итоге - устойчивых индивидуальных потребностей. Основа и потому, что ею выявляются наряду с формулой образования и его универсальные цели, общие и для первобытного племени, и для греческого города-полиса, и для нашей, скажем - информационной цивилизации. Здесь опять-таки я имею в виду не конкретные цели как модель образованности человека той или иной эпохи, но глобальные принципы любого образовательного процесса» [23, с.197].

Клубная деятельность позволяет существенно изменять характер общения между воспитанниками, -его основой становится обмен оценочными суждениями, жизненными планами, представлениями о вариантах линии жизни, моделировании собственного будущего, что оказывает определяющее влияние на формирование нормативно-критериальной базы формирующихся идеалов, ценностных ориен-таций, убеждений, вкусов личности, способов и условий эффективной самореализации в жизни. «Однако возможность сравнивать не возникает сама по себе, случайно, - она формируется в процессе многократных и продолжительных наблюдений, постижения тонких и сложных приемов профессионально ориентированной совместной творческой деятельности, преодоления внутреннего сопротивления требованиям среды референтного для школьника клубного сообщества. Такое содержание взаимодействия и общения позволяет школьнику освоить и

логику творческого процесса, понять, как зарождается коллективный замысел, как определяются способы и средства для достижения совместной выработанной цели, какую роль играет каждый из членов коллектива клуба в достижении общего успеха» [18, с.43].

Именно поэтому возникает нередко на первых порах столь широко известное расхождение у школьника между желаемым и действительным: первые трудности и неудачи разочаровывают его, лишают эмоционального равновесия, иногда он начинает капризничать, сомневаться, нередко бросает свои занятия в клубе или ищет себя в другой сфере. Именно поэтому столь важна поддержка и понимание состояния воспитанника со стороны взрослых, создание благоприятного психологического климата вокруг него со стороны товарищей по коллективу; школьник должен быть готов к таким трудностям, должен понимать, что они неизбежны, но временны. Педагогу важно организовать первые успехи воспитанника, закрепить в нем ощущения радости, восторга от первых удач, заставить его поверить в собственные силы, в собственные возможности.

Оценка и система ценностей личности тесно между собой взаимосвязаны. В.А. Разумный пытается аргументировать эту диалектическую связь: «Одна из особенностей сознающего мир духа его извечное стремление к поиску шкалы ценностей, которая могла бы дать основание человеческому бытию в его совершенствовании, той шкалы, которой в действительности нет, которую заменяет нам живущий в нас микрокосмос мифов, легенд и утопий. Когда некоторые авторы всерьез утверждают свой приоритет на «аксиологию», дискутируют о своих «открытиях» в этой области, они просто (сознательно или неосознанно, в пылу увлечения это уже дело вторичное) забывают, что ценностный подход лежит в основе общения, но не является его абсолютным мерилом и не дает надежды на объяснение дисгармонии человека и мира. Напомню поразительные слова Фридриха Ницше, впервые обратившего внимание на эту нашу особенность: «Поистине, люди дали себе все добро и все зло их. Поистине, они не заимствовали и не находили его, оно не упало к ним, как глас с небеси. Человек сперва вкладывал ценности в вещи, чтобы сохранить себя, - он создал сперва смысл вещам, человеческий смысл! Поэтому называет он себя «человеком», т.е. оценивающим. Оценивать значит создавать: слушайте, вы, созидающие! Оценивать - это драгоценность и сокровище всех оцененных вещей. Через оценку впер-

вые является ценность: и без оценки был бы пуст орех бытия. Слушайте, вы, созидающие! Перемена ценностей это перемена созидающих. Постоянно уничтожает тот, кто должен быть созидателем». Нет, не удастся через переменное определить постоянную величину, ту искомую на бытовом уровне структуру общения, которая неизбежно должна предопределить выживание человечества, несмотря на весь драматизм его судьбы, индивидуальной и коллективной, несмотря на иллюзию гармонии мира и нарастания дисгармонии. Правда, есть еще один спасительный круг в пучине человеческих бедствий и надежд очевидное движение человечества к единому по материальным возможностям существованию. А ведь оно (несмотря на все еще имеющееся разнообразие и жизненного стандарта, и общего качества жизни разных народов и социальных коллективов) действительно и притом довольно быстро интегрируется в какую-то новую общность. Быть может, на этой основе и возникает то конкретное, многообразное, совершенное общение человека с человеком и миром, которое позволит определить и природу человека, и судьбу человеческого рода?» [23, с.121].

Что же происходит со школьником в клубном коллективе? Прежде всего, клубная деятельность обеспечивает тренинг его способностей, развитие природных задатков. Уровень предъявляемых к школьнику требований, как правило, оказывается несколько выше его сегодняшних возможностей, и он, мобилизуя свою волю, напрягая себя, концентрирует усилия на достижении предлагаемой ему клубным сообществом цели. Происходит переход внешних требований (даже не всегда осознаваемых в качестве таковых) во внутренние мотивы и установки самой личности, мощный импульс обретает потребность в самовоспитании, саморазвитии, самосовершенствовании за счет стремления воспитанника соответствовать той высокой и ответственной роли, которую ему предлагает клубный коллектив. Значимым, референтным для старшеклассника оказывается и сам клубный коллектив, поскольку в нем школьник получил не только признание своих возможностей, своих способностей и достижений, достаточно высокий социальный статус, но и ценимую им социокультурную среду, которой он дорожит, ценности и идеалы которой становятся достоянием и нормативной базой его собственных взаимоотношений с окружающим миром.

Существенной характеристикой личности школьника являются его притязания, его запросы. Клуб, - организуемая в нем деятельность и общение

между воспитанниками, - создает предпосылки для саморефлексии, самопознания, чем обеспечивается переход к личности сознательной, высоконравственной, способной строить свои отношения с окружающим миром и другими людьми на основе подлинного взаимного уважения и ответственности. Наличие же коллективной оценки дел и поступков каждого члена клуба, его вклада в общее дело в сочетании с самооценкой максимально приближают уровень притязаний и уровень возможностей школьника. Постепенно идет становление ß-концепции личности - системы представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми, отношение к себе самому, моделирует свой собственный образ. Так, процесс становления ß-концепции оказывается обусловлен широким социально-культурным контекстом, состоянием «поля интеллектуального напряжения коллектива» (Л.И. Новикова, А.В. Мудрик), реализацией бесконечно большого спектра отношений и обмена деятельностью между людьми, посредством которого субъект «смотрится, как в зеркало, в другого человека» (К. Маркс).

Акцентируя внимание на развитии человеческой индивидуальности, философ связывает этот процесс с формированием сознания и самосознания, обретением Я-концепции личности: «Единственное, что мы можем констатировать как сиюминутную реальность, сразу же протекающую сквозь сито нашего повседневного опыта в небытие, так это наше сознание и самосознание. Здесь мы прямые и запрограмированные едва ли не на генетическом уровне наследники биения в мучительных судорогах сознающего мир человеческого духа, того самого, логические формы которого выявили Аристотель, Гегель и их многообразные современные последователи интерпретаторы. Того самого, вещественные формы которого находит для своей «волны» каждое новое поколение. В этом же аспекте подхода к человеческой истории как к непрерывному процессу движения от бытия в небытие мы наследуем чудесный и мучительный дар, который не может отнять у нас «ленивый разум», останавливающийся перед бесплодным и бесперспективным действием, - наше самосознание. Оно, как и сознание, пульсирует в бесчисленных индивидуальных проявлениях - между иллюзорной свободой мыслящего о себе Я и трагической необходимостью (предопределенной и прошлым, и настоящим) корректировки его направленности и структуры. Очень тонко эту диалектику нашего самосознания подметил Р. Бернс: «Человек, будучи суще-

ством социальным, просто не может избежать принятия многих социальных и культурных ролей, стандартов и оценок, определяемых самими условиями его жизни в обществе... Он становится объектом не только собственных оценок и суждений, но так же оценок и суждений других людей, с которыми он сталкивается в ходе социальных взаимодействий. Если он стремится получить одобрение окружающих, он должен соответствовать общепринятым стандартам». Стремление приоткрыть завесу времени - едва ли не примечательнейшее свойство человеческой природы. Оно выражается и в примитивнейшем индивидуальном акте предугадывания последствий любых действий, и в сложнейших умственных построениях о тенденциях развития общества, его «законах», которые провозглашаются научными, истинными, незыблемыми уже не одним поколением пророков и прорицателей. Но каждому из нас, кем бы мы ни были, какие бы «социальные роли» ни выполняли, в какую бы эпоху ни жили, не дано чудесного дара предвидения всех последствий своих действий. Не ведал Великий инка, приветствовавший бледнолицых гостей как божественных пришельцев, что именно он обрек свой народ на уничтожение. Не думал и не гадал первооткрыватель структуры атома, что именно под его пером рождается формула атомного Апокалипсиса» [23, с. 15-16].

«Я-концепция» в трактовке Р. Бернса [3] связана с самооценкой и интерпретируется как совокупность установок «на себя», являясь суммой всех представлений индивида о самом себе. Это следует из выделения описательной и оценочной составляющих. Описательную составляющую «Я-концеп-ции» Р. Бернс называет образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, - самооценкой или принятием себя. Он пишет, что «Я-концепция» определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. Описывая юношескую «Я-концепцию», Бернс указывает на общеизвестное противоречие: с одной стороны, «Я-концепция» юношества становится более устойчивой, с другой стороны, «... претерпевает определённые изменения, обусловленные целым рядом причин. Во-первых, физиологические и психологические изменения, связанные с половым созреванием, не могут не влиять на восприятие индивидом своего внешнего облика. Во-вторых, развитие когнитивных и интеллектуальных возможностей приводит к усложнению и дифференциации Я-кон-

цепции, в частности, к способности различать реальные и гипотетические возможности. Наконец, в-третьих, требования, исходящие от социальной среды - родителей, учителей, сверстников, - могут оказаться взаимно противоречивыми. Смена ролей, необходимость принятия важных решений, касающихся профессии, ценностных ориентаций, образа жизни и т.д., могут вызвать ролевой конфликт и статусную неопределенность, что также накладывает явный отпечаток на Я-концепцию в пору юности» [3, с.169].

Клубный коллектив оказывает существенное влияние на формирование образа собственного Я, его проекцию в будущее, рост самооценки. Такое строительство представлений о собственном будущем опирается на постоянное соотнесение наличных возможностей юноши и меры успешности его в предлагаемых клубным коллективом видах деятельности. Старший школьник постоянно находится в ситуации самооценки того, что хочет и может он сам, и того, что ждет от него клубный коллектив, в какой степени предлагаемые коллективом социальные и профессиональные роли и содержание деятельности соответствует его внутренним самоощущениям, собственному желаемому будущему. Любому человеку свойственно иметь и строить не только теорию самого себя, - такого, какой он есть сегодня в действительности, но и теорию идеального Я, - такого, каким человек хочет быть в будущем. Педагоги и психологи считают, что наличие такой концепции идеального Я, или будущего Я, является важнейшим мотивирующим фактором, побуждающим подростка и старшеклассника к действиям, направленным на саморазвитие, самореализацию, самоактуализацию, поиск внешних ориентиров подлинной жизни, соответствующей его субъективным ожиданиям и смыслам. Самореализация способностей и жизненных планов старшеклассника в клубной деятельности проявляется в построении, корректировке, перестройке «концепции Я», включая «идеальное Я», картины мира и жизненного плана, осознании результатов предшествующей деятельности (формирование концепции прошлого).

Почему именно клубно-профильная деятельность, жизнедеятельность клубного коллектива столь важна в социальном и профессиональном самоопределении подростков и юношества? «Прежде всего потому, что такая деятельность возможна только в рамках сообщества старших школьников, основой которого выступает общность интересов, жизненных целей, стратегических ориентиров будуще-

278

го! Едва ли сегодняшняя школа может предложить старшеклассникам подобные формы объединений и соответствующие им виды деятельности... Максимум, что предлагает нынешняя общеобразовательная школа, - профили в старшей школе, ориентирующие на углубленное освоение отдельных образовательных программ, связанных с получением профессионально образования (как правило, высшего), но не интенсивным личностным развитием, обогащением профессионального опыта юношества, моделированием его Я-концепции, образа желаемого Я» [18, с.47]. Как отмечают А.Г. Пашков, А.В. Реп-ринцев и А.П. Трубников, «несмотря на относительную устойчивость, образ желаемого Я - это не статичное, а динамичное образование. На формирование Я-образа влияет целый комплекс факторов, из которых особенно важны контакты со «значимыми другими», референтным сообществом, которым и выступает как раз клубный коллектив. Входящие в клубное сообщество сверстники, в сущности, определяют представления старшего школьника о самом себе, о его возможностях, оценивают меру его успешности в профильной деятельности, влияют на его вкусы и предпочтения. Представление подростка или юноши о себе самом, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются они на объективном знании или субъективном мнении. Клубный коллектив формирует социальную и персональную идентичность - Я-образ в сравнении себя с другими и определении своего места в социальной структуре» [18, с. 47]. «Человеческое „Я" существует лишь благодаря постоянному диалогу с другими» (И.С. Кон). Формирование адекватной Я-концепции, как и самосознания в целом, является важным условием воспитания сознательного члена общества [14а].

Влияние клубной деятельности важно и с точки зрения формирования адекватности самооценки личности старшего школьника. Исходная позиция В.А. Разумного - «осознание моей исключительности, особости. Той самой позиции, которая характеризует самооценку любого человека, безотносительно к его социальному статусу, материальному благополучию, этнической принадлежности, извивам индивидуальной судьбы» [23, с.15-16]. В подростковом и юношеском возрасте самооценка принимает более отвлеченный характер, у членов клубного сообщества появляется заметная озабоченность тем, как их воспринимают окружающие, как оценивают, какими видят перспективы их развития. Найти себя, собрать из мозаики разрозненных оценок и суждений о себе собственную иден-

тичность становится для юношей и девушек первостепенной задачей. Именно в этот период их интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть [12]. На протяжении всего взрослого периода жизни Я-концепция человека одновременно стремится сохранить преемственность и претерпевает изменения. Важные события жизни: окончание школы, поступление в ВУЗ, получение диплома, поступление на работу, смена работы, женитьба, рождение детей и внуков, потеря работы, личные трагедии - все эти события заставляют каждого человека пересматривать отношение к себе [12]. Динамика изменения Я-концепции личности начинается с изменения отношения к себе и внешнему миру, которое служит толчком для сдвига всех взаимозависимых компонентов многоуровневой системы. С нарастанием противоречий в структуре образа Я нарушается устойчивость, исчезает внутренняя согласованность элементов модели Я-кон-цепции, происходит «утрата себя», возникает психическая напряженность. Процесс изменения, который идет либо по пути упрощения, либо по пути усложнения содержания Я-концепции, завершается преобразованием всей её структуры. Включенность в клубную деятельность и интенсивное развитие личностных качеств старших школьников связано с обеспечением условий и возможностей для социальных и профессиональных проб юношества, позволяющих каждому воспитаннику «примерить» на себя предписываемые включенностью в жизнедеятельность клуба роли, связанные с ними функции, содержание и виды деятельности.

Клубный коллектив старших школьников не существует в социальном вакууме. В.А. Разумный обращает внимание на ряд социально-педагогических факторов, определяющих ценностно-целевые и содержательные основы взаимодействия клубного сообщества с социокультурной средой. Еще Роберт Оуэн справедливо подметил: «Население всякой страны воспитывается и формируется существующими в ней основными условиями». В.А. Разумный к ним относит отношения собственности и политические установления, распределительные отношения и сложившиеся устойчивые типы межличностных отношений, которые регулируются нормами поведения, обязательными для «нормального», не выламывающегося из среды индивидуума. Естественно, что и «вещный», (в широком смысле - ойкумена) мир, созданный человеком или материальная среда - не музей, в котором мы жи-

вем, а выражение того же социального окружения, его символическое проявление, равно как и те организации и учреждения, которые порождает конкретная историческая эпоха, и в условиях функционирования которых и по законам принятой вольно или невольно игры мы все существуем» [23, с.169].

В этом ряду В.А. Разумный выделяет и второй фактор - культуру в широком ее понимании, - все то, что реально входит в понятие коллективной памяти. «Само определение культуры как коллективной памяти, характерное для философии нового мышления, не только отграничивает ее от ойкумены, но и ориентирует нас на признание факта усвоения человеком системы существовавших в прошлом знаний, верований, эмоций, информационно-знаковых систем их фиксации и модели образованности человека как обязательной стартовой площадки для прорыва в будущее. Естественно, что такое усвоение происходит всегда и везде не в абсолютном смысле реанимации всего того, что порождает жизнедеятельность человека, но избирательно, в соответствии с запросами времени и потребностями практики. Так, эпоха Европейского Возрождения предопределила всю культурную устремленность человека преимущественно на античный мир и постаралась забыть не менее великую культуру Европейского Средневековья. Великая Китайская цивилизация более спокойно и мудро всматривалась в культуру других народов и эпох, избегая радикального изменения доминанты своей многотысячелетней культуры, свято оберегая ее традиции в области знаний, веры, эмоций, ее информационно-знаковое поле и стабильные представления о вэнь как образованности человека, которому доступно «премудрое незнанье иноземцев» [23, с.170].

Конечно, творческое развитие личности, обогащение ее способностей и дарований, формирование социальных и профессиональных намерений -процесс длительный, сложный, требующий присутствия рядом с ребенком терпеливого и мудрого взрослого. Через педагогическую помощь и поддержку возможно приобщение подростков к ценностям и традициям национальной культуры, их «вхождение» в систему социальных отношений, «окультуривание» будущих граждан России. Клубное сообщество воспитанников, тяготеющих к совместным и личностно-значимым видам деятельности, творчества, обнаруживающих общность интересов и увлечений позволяет сделать процесс социального воспитания подростков в рамках клубного объединения педагогически результативным,

общественно-полезным. Важнейшими ориентирами в строительстве подростками своего будущего являются традиции и нормативы национальной культуры, развитая способность тонко чувствовать другого человека, сопереживать ему, соучаствовать в его судьбе. Клубный коллектив как раз и обеспечивает такие возможности, являясь стартовой площадкой тренировки и закрепления широкого спектра социально-типичных личностных качеств русского человека. Хорошо известно, что инкультури-рованность личности связана с мерой освоения и присвоения ею ценностей и нормативов культуры. Как отмечает И.Е. Булатников, «эта диалектичная связь внешнего и внутреннего выражает степень «окультуренности» человека, приверженность его отфильтрованным многовековой историей культуры нравственным нормам и смыслам. В конечном счете, человеческое в человеке определяется тем, насколько он впитал в себя присущее всему человечеству, свойственное и типичное для всех людей, в какой мере идеальное представление об эталонах должного преломляется в его повседневной жизни, в реальных поступках, в какой степени человек олицетворяет собой и своим поведением сложившиеся и одобряемые обществом нормы морали. Именно здесь берут свое начало регулятивные механизмы «культурного», социально-одобряемого поведения человека; от этих представлений образуется весь спектр нравственных проявлений личности. И, пожалуй, самым важным оказывается не только само по себе представление о моральной норме, сколько палитра чувств, переживаемых личностью от совершаемых ею поступков. Именно здесь образуются важнейшие нравственные состояния человека - страх, стыд, совесть, вина, ответственность, сопереживание, сострадание, сорадо-вание... Едва ли эти категории (и главное - состояния личности) можно считать не педагогическими: весь опыт педагогики показывает, что формируемая образовательными институтами социальность личности ориентирована прежде всего на освоение общественной морали - неписаных законов должного, регламентирующих нормативное поведение индивида, предопределяющих основу оценки им поступков других людей и своих собственных, социально-приемлемые формы реализации им своих «природных сущностных сил» (К. Маркс)» [5, с. 43-57].

В.А. Разумный с тревогой и болью анализировал ситуацию в системе образования и социального воспитания подростков и молодежи: «Что же касается образовательных учреждений как факторов

280

ретрансляции культуры, следует признать, что традиционные для России любители реформ перетрясли их так основательно и с таким геростратовским наслаждением, что от одной из самой перспективных в XX веке модели школы будущего, выработанной отцами нашей революции, лучшими представителями русской интеллигенции, ныне остались только печальные руины. Реформаторы почти истребили детские сады, детские клубы и пионерские лагеря вместе с их уникальным кадровым потенциалом, детские парки и станции технического творчества, учебно-производственные комбинаты и юннатские организации» [23, с. 169].

Вместе с тем, философ с оптимизмом и надеждой смотрел в будущее, пытаясь не пропустить перспективные ростки будущего, добрые и дающие надежду всходы, которые привнесут в практику социального воспитания и творческого развития детей эффективные методики и технологии развития творческих способностей каждого ребенка, обеспечат ему необходимые возможности для максимального раскрытия его созидательного потенциала. В.А. Разумный пишет: «Как бы ни пытались «реформаторы» образования обеднить духовный потенциал молодежи, навязать ей взятые с чужого плеча отнюдь не лучшие ценности, изуродовать на потребу пещерному капитализму содержание образования, учительство наше молчаливо, но неуклонно продолжает сеять разумное, доброе, вечное, не поддаваясь зловещей конъюнктуре. А разве не такой же прорыв продолжают осуществлять бойцы духовного сопротивления, те многочисленные представители клубной деятельности, которые по логике нормального обывателя давно должны были бы исчезнуть? Но нет, они не только выжили, но и возделывают ныне масштабный и плодородный слой для будущей великой культуры нашей цивилизации. Так подумаем же - у кого реальная власть и неистребимая сила, кому подвластно то будущее, в котором не будет места народным захребетникам. Утопия? Вдумайтесь в историю без предвзятости, без новомодных идеологических штампов, и вы согласитесь, что побеждает Иисус, а не его палачи, торжествует Ньютон, а не те, кто полагал его дух сломленным и униженным, Лев Толстой, а не та правящая свора, которая ненавидела его как вероотступника и изменника первородству аристократии, Пиросманишвили, а не те, кто смеялся над его нищетой, Дмитрий Шостакович, а не те, кто брал на себя смелость невежественно поучать его с позиций авторитарной, абсолютной силы. Запомним: нет ничего смешнее, чем тиран в сфере духа, где

власть дана лишь избранным пионерам человеческих исканий. Они, - не враждебны власти, ибо судьбой и талантом поставлены выше власти, вознесены непокорным духом выше любых ее столпов. Они всегда и везде - властители духа» [23, с.199] .

Список литературы:

1. Белозерцев, Е.П. Образ и смысл русской школы. -Курск: Мечта, 2013.

2. Бердяев, Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989. - 578 с.

3. Бёрнс, Р. Я-концепция и воспитание. - М., 1989.

4. Булатников, И.Е. Воспитание ответственности. Монография. - Курск: Мечта, 2011.

5. Булатников, И.Е. Деструкция морального сознания в современном российском обществе как проблема социального воспитания молодежи. // Психолого-педагогический поиск. - 2011. - № 3 (19).

6. Булатников, И.Е. Концепция социально-нравственного воспитания личности в педагогическом наследии А.С. Макаренко: диалектика социального и индивидуального // Психолого-педагогический поиск. -2013. - № 2 (26). - С. 98-107.

7. Булатников, И.Е. Развитие системы нравственных ценностей молодежи в условиях кризиса культуры: диалектика вечного и временного // Психолого-педагогический поиск. - 2012. - №4 (24). - С.23-35.

8. Булатников, И.Е. Социально-нравственное развитие молодежи в условиях деструкции общественной морали // Психолого-педагогический поиск. - 2012. -№3 (23). - С.60-72.

9. Вулъфов, Б.З., Иванов, В.Д. Основы педагогики. - М.: УРАО, 2000.

10. Газман, О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики - к педагогике свободы // http:// psv.1september.ru/article.php?ID=200500807

11. Кон, И.С. В поисках себя. - М.: Политиздат, 1984.

12. Крайг, Г. Развитие Я-концепции // http://www.eti-deti.ru/obchie/133.html

13. Лутошкин, А.Н. Как вести за собой. - М.: Просвещение, 1981.

14. Макаренко, А.С. Коллектив и воспитание личности. -М.: Педагогика, 1972.

14а. Мир психологии. Словарь //http//psychology.net.ru// dictionaries/psy.html?word=372

15. Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1984.

16. Мудрик, А.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2002.

17. Муравьёв, С.А. Миссия институтов образования в возрождении традиций русской культуры: от антропологии К.Д. Ушинского - к современным поискам национальной идентичности // Психолого-педагогический поиск. - 2014. - № 2 (30). - С. 117-128.

18. Пашков, А.Г., Репринцев, A.B., Трубников, А.П. Социально-педагогическая поддержка профессионального самоопределения молодежи в условиях клубно-профильной деятельности. - Курск: Курск. гос. унт, 2012. - 306 с.

19. Полукаров, B.B. Подростковый клуб: самодеятельность, творчество, самоопределение. - М.: Знание, 1988.

20. Полукаров, B.B. Теория и практика организации клубной деятельности школьников. - М., 1994

21. Разумный, B.A. В поисках смысла. Очерки всеобщего йехуизма. - М.: Пихта, 2003.

22. Разумный, B.A. Венец творения или ошибка природы (парадоксы человека). - Псков, 2006.

23. Разумный, B.A. Драматизм бытия или обретение смысла. - М.: Пихта, 2000. - 406 с.

24. Разумный, B.A. Клуб и культура общения. - М., 1989.

25. Разумный, B.A. Клуб и эстетическое воспитание в семье. - М., 1988.

26. Разумный, B.A. О хорошем художественном вкусе. -М.,1961.

27. Разумный, B.A. Художественная педагогика. -М.,1999.

28. Разумный, B.A. Эстетический всеобуч. Принципы организации. Методика. Программное обеспечение. -М., 1997.

29. Разумный, B.A. Эстетическое воспитание. Сущность Формы. Методы. - М., 1969.

30. Разумный, B.A. Содержание образования: единство знаний, эмоций и веры // Педагогика. - 1998. - № 5. -С. 17-22.

31. Репринцев, A.B. Антропологическое измерение социальных реформ: от кризиса идентичности - к деструкции культуры этноса // Психолого-педагогический поиск. - 2013. - №1 (25). - С.26-39.

32. Репринцев, A.B. В поисках идеала Учителя: Проблемы профессионального воспитания будущего учителя в истории философско-педагогической мысли. -Курск: Изд-во КГПУ, 2000. - 272 с.

33. Репринцев, A.B. История региональной культуры как предмет школьного и университетского образования // Историко-культурное краеведение: вчера, сегодня, завтра. - Курск, Изд-во КГПУ, 1999.

34. Репринцев, A.B. Методологические проблемы современного социального воспитания молодежи или есть ли сегодня социальный заказ на воспитание коллективистов? // Вестник Костромского государственного университета. - 2011.- №4. С.131-137.

35. Репринцев, A.B. Механизмы наследования ценностей культуры: диалектика личного и общественного. // Культура как способ бытия человека в мире. - Томск: ТГУ, 1998.

36. Репринцев, A.B. Развитие капитализма в российском образовании: взгляд из провинциального вуза // Психолого-педагогический поиск. - 2011. - №2 (18). -С.24-42.

37. Репринцев, A.B. Рыночный тип личности как «социальный заказ» современному социальному воспитанию: традиции этноса и дебри «модернизации» // Ярославский педагогический вестник. Т.П. - 2012. -№5. - 18-23.

38. Репринцев, A.B. Рыночный тип личности как продукт «модернизации» российского образования: Трагедия и триумф национальной культуры // Берегиня-777-Сова. Научный журнал. - 2012. - №3(14). - С.120-126.

39. Репринцев, A.B. Рыночный тип личности как продукт «модернизации» современного российского образования: Что ждать от «реформ»? // Отечественная и зарубежная педагогика. - № 3 (6). - 2012. - С.33-43.

40. Рожков, М.И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся // Ярославский педагогический вестник. - 1994. - №1. // http://vestnik.yspu.org/releases/ 1994/socialnie.pdf

41. Розин, B.M. Философия образования: Этюды-исследования. - М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во МОДЭК, 2007.

42. Фельдштейн, Д.И. Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуации XXI века // Психолого-педагогический поиск. - 2013. -№1 (25). - С.6-22.

43. Шацкий, С.Т. Что такое клуб? // Избр. пед. соч.: В 2 тт. - Т.1. - С.258-266.

44. Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. -СПб.: Питер, 2005.

282

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.