Научная статья на тему 'ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТИВНЫХ ВИДОВ СПОРТА В ПРОГРАММУ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОГУ ИМЕНИ И.С. ТУРГЕНЕВА'

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТИВНЫХ ВИДОВ СПОРТА В ПРОГРАММУ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОГУ ИМЕНИ И.С. ТУРГЕНЕВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ВИДЫ СПОРТА / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина Светлана Александровна, Мостовая Татьяна Николаевна, Шавырина Светлана Васильевна

В данной статье проведен анализ дисциплины «Элективных видов спорта по физической культуре» для студентов ОГУ имени И. С. Тургенев. Особое внимание уделено направлениям оздоровительной физической культуры, двигательной активности и физической подготовленности студентов. Отбор видов спорта для элективных занятий проводился с учетом имеющейся материально - технической, спортивной базы, уровня квалификации профессорско - преподавательского состава, интересов и приоритетов студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильина Светлана Александровна, Мостовая Татьяна Николаевна, Шавырина Светлана Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEASIBILITY OF INTRODUCING ELECTIVE SPORTS IN THE PHYSICAL EDUCATION PROGRAM FOR STUDENTS OSU NAMED AFTER I. S. TURGENEV

This article analyzes the discipline «Elective sports in physical culture» for students of OSU named after I. S. Turgenev. Special attention is paid to the areas of health - improving physical culture, motor activity and physical fitness of students. The selection of sports for elective classes was carried out taking into account the available material and technical, sports facilities, the level of qualification of the teaching staff, the interests and priorities of students.

Текст научной работы на тему «ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТИВНЫХ ВИДОВ СПОРТА В ПРОГРАММУ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОГУ ИМЕНИ И.С. ТУРГЕНЕВА»

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТИВНЫХ ВИДОВ СПОРТА В ПРОГРАММУ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОГУ ИМЕНИ И.С. ТУРГЕНЕВА

FEASIBILITY OF INTRODUCING ELECTIVE SPORTS IN THE PHYSICAL EDUCATION PROGRAM FOR STUDENTS OSU NAMED AFTER I. S. TURGENEV

Ильина Светлана Александровна

старший преподаватель кафедра физического воспитания Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Ilina Svetlana Alexandrovna senior teacher department of physical education Orel state University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Мостовая Татьяна Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра физического воспитания Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Mostovaya Tatyana Nikolaevna PhD., associate professor department of physical education Orel State University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Шавырина Светлана Васильевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра физического воспитания Орловский государственный университет имени И.С Тургенева

г. Орел, Россия Shavyrina Svetlana Vasilyevna PhD., associate professor department of physical education Orel State University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. В данной статье проведен анализ дисциплины «Элективных видов спорта по физической культуре» для студентов ОГУ им. И. С. Тургенев. Особое внимание уделено направлениям оздоровительной физической культуры, двигательной активности и физической подготовленности студентов. Отбор видов спорта для элективных занятий проводился с учетом имеющейся материально-технической, спортивной базы, уровня квалификации профессорско-преподавательского состава, интересов и приоритетов студентов.

Abstract. This article analyzes the discipline «Elective sports in physical culture» for

students of OSU named after I. S. Turgenev. Special attention is paid to the areas of health-improving physical culture, motor activity and physical fitness of students. The selection of sports for elective classes was carried out taking into account the available material and technical, sports facilities, the level of qualification of the teaching staff, the interests and priorities of students.

Ключевые слова: виды спорта, двигательная активность, здоровье, подготовленность, работоспособность, студенты, физическая культура, элективные курсы

Keywords: sports, physical activity, health, fitness, performance, students, physical culture, elective courses

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, «Элективные виды спорта по физической культуре» изучаются студентами ОГУ имени И. С. Тургенева на протяжении первых трех курсов дневного обучения. Актуальным являлся методический обоснованный переход от традиционных форм проведения практических занятий по физической культуре к новой спортивно-оздоровительной программе, доступной каждому студенту. В рамках этой программы достаточно полно реализуется личностно-ориенти-рованной подход к каждому студенту.

Целью «Модуля элективных дисциплин по физической культуре и спорту» является формирование физической культуры личности студентов, дальнейшее использование разнообразных средств физической культуры, туризма, спорта, профессионально-прикладной физической подготовки для укрепления и сохранения здоровья, самоподготовки и психофизической подготовки к будущей жизни и профессии.

Поэтому на кафедре физического воспитания ОГУ имени И. С. Тургенева было разработано 15 отдельных элективных курсов по различным видам спорта и наиболее востребованным, популярным среди студентов направлениям оздоровительной физической культуры.

При выборе видов спорта преподаватели кафедры опиралась на наличие в университете соответствующей материально-технической, спортивной базы, уровень квалификации профессорско-преподавательского состава, интересы и приоритеты студентов. Материально-техническая база университета представлена следующими спортивными сооружениями: это 5 спортивных залов, где можно проводить игровые виды спорта, 3 тренажерных зала, бассейн, зал для спортивных танцев и фитнес-аэробики, 2 открытых стадиона.

Кроме имеющихся спортивных сооружений, учитывалось то, что занятия должны носить оздоровительную направленность. Конечно, учитывалась и направленность интересов молодежи. Для решения оздоровительных задач преподавателями кафедры было проведено тестирование студентов. Студентам предлагались различные способы контроля и оценки своего физического развития, текущего уровня физической подготовленности. С помощью предложенных методов студентам необходимо было провести самообследование и оценить свое психофизическое состояние.

Полученные результаты сопоставлялись с результатами тестирования, проводимого на учебных занятиях преподавателями кафедры физического воспитания. Так, например, был проведен анализ уровня физической подготовленности студентов 1 курса. Использовались следующие тесты:

- бег 100 м.;

- бег 2000 м. (девушки) и 3000 м. (юноши);

- прыжки в длину с места;

- подтягивание на перекладине (юноши);

- сгибание-разгибание рук в упоре лежа;

- подъем туловища из положения «лежа на полу, руки за голову».

Таким образом, были выявлены наиболее развитые и наиболее отстающие физические качества. Это позволило преподавателям кафедры скорректировать учебный процесс так, чтобы выровнять всестороннюю физическую подготовленность студентов. Были подобраны специальные комплексы упражнений, выделены виды спорта и системы физических упражнений, способствующие наращиванию определенных физических качеств. Студентам предлагались для самостоятельных занятий спортивные секции, где можно было «подтянуть» качества, укрепить собственное здоровье.

Для отбора элективных видов спорта просматривались и анализировались показатели выступления сборных команд институтов и факультетов в спартакиаде. Учитывалось также желание и интерес студентов к участию в соревнованиях по определенным видам спорта. Разбирались слабые стороны организации и спортивной подготовленности участников. Результаты анализа позволили дать студентам определенные рекомендации, внести коррективы в учебный и тренировочный процесс.

Выявление «слабых сторон» в физической подготовленности студентов проводилось и в процессе анкетирования на лекционных занятиях. Результаты анкетирования обрабатывались, суммировались и ранжировались. Исследуемые студенты, бывшие школьники, к сожалению, показывают слабые результаты и невысокий интерес к занятиям физической культурой и спортом. Это связано с привычно-бытовой и вынужденной гиподинамией, а также тем, что не во всех школах уделяется недостаточно внимания урокам физической культуры. У некоторых студентов совершенно отсутствуют понятия о правильной терминологии при проведении тестов.

Проведенные исследования и анализ, а также учет материального обеспечения ВУЗа, позволили выделить и проранжировать виды спорта и системы физических упражнений, для реализации программы «Модуля элективных дисциплин по физической культуре и спорту». Так, среди видов спорта, предложенных студентам для занятий, первое место делят футбол, бадминтон и плавание. Второе место занимают единоборства и различные виды фитнеса. На третьем месте игровые виды спорта (баскетбол, волейбол, теннис). Указанные виды, естественно, были внесены в систему элективных занятий.

Кроме наиболее популярных видов спорта, студентам были предложены для самостоятельных занятий несколько спортивных секций, исходя из спортивного

и материально-технического обеспечения ВУЗа. Так, например, шахматы, к сожалению, по шкале рейтинга занимают одно из последних мест. Но этот вид спорта очень хорошо подходит для студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Также шахматы пользуются большой популярностью у студентов из Индии. Несмотря на то, что процент желающих заниматься этим видом спорта невысок, данная спортивная секция была внесена в список элективных дисциплин. Тот небольшой процент студентов не прибавил роста, но занимающиеся шахматисты с большим удовольствием посещают выбранные ими занятия. Похожая ситуация складывается с легкоатлетическими видами спорта. К сожалению, рейтинг этого вида у студентов также невелик. Однако, преподавателями ведется пропаганда и агитация, поскольку легкая атлетика - это поистине «королева спорта». На каждом занятии до молодежи доводятся сведения о многосторонней пользе этого вида спорта. Проводимые каждый год соревнования (кросс, эстафеты, пробеги памяти в День Победы и др.) позволяют привлечь все большее количество участников и болельщиков. Благодаря проводимой работе, процент желающих заниматься легкой атлетикой с каждым годом медленно, но растет.

Таким образом, студенты ОГУ имени И. С. Тургенева при изучении дисциплины «Элективные виды спорта по физической культуре» имеют возможность обдуманно выбирать доступную и привлекательную специализацию. Такой подход позволит сформировать у студентов необходимую потребность в регулярных занятиях физической культурой и спортом, а в дальнейшем культивировать в студенческой среде моду на спорт, активный и здоровый образ жизни.

Литература

1. Силкин А. А. Элективный курс по физической культуре, как мотивационно-ценностный компонент при занятиях студентов в СПбГИКиТ / А. А. Силкин, С. А. Константинов // XX юбилейные царско-сельские чтения : материалы Международной конференции, 20-21 апреля 2016 года. Том II. - СПб. : СПбЛГУ им. А. С. Пушкина, 2016. -С. 140-143.

2. Силкин А. А. Концепция развития кафедры физического воспитания творческого высшего учебного заведения / А. А. Силкин, С. А. Константинов // Мир педагогике и психологии. - 2016. - № 5. - С. 25-33.

References

1. Silkin A. A., Konstantinov S. A. Jelektivnyj kurs po fizicheskoj kul'ture, kak motivacionno-cennostnyj komponent pri zanjatijah studentov v SPbGIKiT [Elective course on physical culture as a motivational and value component in the classroom of students at Spbgikit]. XX jubilejnye carsko-sel'skie chtenija : materialy Mezhdunarodnoj konferencii, 20-21 aprelja 2016 goda. Tom II [XX anniversary Tsarsko-Selskie readings: materials of the International conference, April 20-21, 2016. Volume II]. St. Petersburg, Pushkin state University Publ., 2016, pp. 140-143.(In Russia).

2. Silkin A. A., Konstantinov S. A. Koncepcija razvitija kafedry fizicheskogo vospitanija tvorcheskogo vysshego uchebnogo zavedenija [The Concept of development of the Department of physical education of a creative higher educational institution]. Mir pedagogike i psihologii -The world of pedagogy and psychology, 2016, no.5, pp. 25-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.