Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПЛАВАНИЯ'

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПЛАВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курганова Е.Н., Соломченко М.А., Бойко В.В.

В данной статье рассматривается профессиональная пригодность выпускников вуза, которые смогут решать комплексные задачи на рабочем месте. Компоненты профессиональной пригодности такие, как физическое состояние и уровень здоровья можно повысить на занятиях по дисциплине «Модуль элективных дисциплин по физической культуре и спорту». Занятия проходили в бассейне и носили оздоровительно-профилактический характер, благоприятно влияя на работу всего организма студентов, осуществляя закаливание и профилактику вирусных заболеваний. В работе представлены результаты тестов функционального состояния систем организма, уровня здоровья и работоспособности, занимающихся по разработанной оздоровительной методике в бассейне. Анализ показателей теста Гарварда, количественной оценки уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко и тест Купера по плаванию подтверждает эффективность занятий по данной методике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курганова Е.Н., Соломченко М.А., Бойко В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE PROFESSIONAL APTITUDE OF UNIVERSITY STUDENTS WITH THE HELP OFRECREATIONAL SWIMMING

This article discusses the professional suitability of University graduates who will be able to solve complex tasks in the workplace. Components of professional fitness such as physical condition and health level can be improved in the course «module of elective disciplines in physical culture and sports». Classes are held in the pool and wore health and preventive in nature, positive effects on the whole body of students, carrying out a hardening and prevention of viral diseases the article presents the results of the tests of the functional state of body systems, health and efficiency in developed health technique in the pool. The analysis of the Harvard test, the quantitative assessment of the level of health by G. L. Apanasenko and the Cooper test in swimming confirms the effectiveness of classes using this method.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПЛАВАНИЯ»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 378.14 КУРГАНОВА Е.Н.

аспирант, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: kfp@ostu.ru СОЛОМЧЕНКО М.А.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра

теории и методики физической культуры и спорта,

Орловский государственный университет имени

И.С. Тургенева

E-mail: marin69@yandex.ru

БОЙКО В.В.

кандидат педагогических наук, декан факультета физической культуры и спорта, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: f_fks@mail.ru

UDC 378.14

KURGANOVA E.N.

Postgraduate of Orel State University E-mail: kfp@ostu.ru SOLOMCHENKO M.A. Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Methods of Physical Culture and

Sports of Orel State University E-mail: marin69@yandex.ru BOYKO V.V.

Candidate of Pedagogical Sciences, Dean of the Faculty of Physical Culture and Sports of Orel State University

E-mail: f_fks@mail.ru

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПЛАВАНИЯ

IMPROVING THE PROFESSIONAL APTITUDE OF UNIVERSITY STUDENTS WITH THE HELP OFRECREATIONAL SWIMMING

В данной статье рассматривается профессиональная пригодность выпускников вуза, которые смогут решать комплексные задачи на рабочем месте. Компоненты профессиональной пригодности такие, как физическое состояние и уровень здоровья можно повысить на занятиях по дисциплине «Модуль элективных дисциплин по физической культуре и спорту». Занятия проходили в бассейне и носили оздоровительно-профилактический характер, благоприятно влияя на работу всего организма студентов, осуществляя закаливание и профилактику вирусных заболеваний. В работе представлены результаты тестов функционального состояния систем организма, уровня здоровья и работоспособности, занимающихся по разработанной оздоровительной методике в бассейне. Анализ показателей теста Гарварда, количественной оценки уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко и тест Купера по плаванию подтверждает эффективность занятий по данной методике.

Ключевые слова: профессиональная пригодность, функциональное состояние, психоэмоциональное состояние, уровень здоровья, эффективность, показатели.

This article discusses the professional suitability of University graduates who will be able to solve complex tasks in the workplace. Components of professional fitness such as physical condition and health level can be improved in the course «module of elective disciplines in physical culture and sports». Classes are held in the pool and wore health and preventive in nature, positive effects on the whole body of students, carrying out a hardening and prevention of viral diseases the article presents the results of the tests of the functional state of body systems, health and efficiency in developed health technique in the pool. The analysis of the Harvard test, the quantitative assessment of the level of health by G. L. Apanasenko and the Cooper test in swimming confirms the effectiveness of classes using this method.

Keywords: professional finess, functional state, psychoemotional state, health level, efficiency, indicators.

Получение хорошей работы после окончания высшего учебного заведения определяет экономическое благополучие и самореализацию выпускника. В настоящее время с учетом социально-экономических условий особое место занимает профессиональная пригодность выпускников вуза, которые смогут решать комплексные задачи на рабочем месте. Профессиональная пригодность - это характеристика, отражающая возможности выпускника вуза по овладению конкретной специальностью [1]. Основными компонентами профессиональной пригодности являются: гражданские качества; интеллектуальные способности; специальные способности для конкретной трудовой деятельности; физическое со-

стояние; уровень здоровья и др. [7].

Последнее время такие компоненты, как физическое состояние и уровень здоровья, очень важны. Пандемия, связанная с коронавирусом, показывает ценность здорового образа жизни и профилактики заболеваний. Физическая культура поможет решить эти задачи.

В настоящее время область физической культуры в высших учебных учреждениях определяется необходимостью совершенствования форм, средств и педагогических условий проведения занятий. С целью преодоления монотонности и однообразия занятий по физической культуре, тем самым, повышая мотивацию, эмоциональный фон студентов, а значит и здоровье. Что

© Курганова Е.Н. Соломченко М.А., Бойко В.В. © Kurganova E.N., Solomchenko M.A., Boyko V.V

соответствует одному из основных направлений государственной политики - укрепление физического, духовного здоровья Российской нации и формирование здорового образа жизни, повышения профессиональной пригодности выпускников [3].

С пониманием этого, совершенствование процесса физического воспитания в высших учебных учреждениях имеет значительную роль. Создавая условия, которые способствуют укреплению, повешению уровня физического и психического здоровья студентов, а также работоспособности организма, средствами физического воспитания с учетом их индивидуальных способностей и состояния здоровья, происходит развитие современного общества.

Общество в настоящее время значительно характеризуется уровнем здоровья студенческого поколения, доля которой в соотношении населения страны очень высока и значительна. Подрастающая молодежь обеспечивает потребность рынка труда в экономических ресурсах, демографический и социокультурный потенциал нации, обороноспособность государства. Образовательный процесс в высших учебных заведениях, характеризуется в одном из направлений, эмоциональным, интеллектуальным перенапряжением и гипокинезией. Дефицит двигательной активности пагубно сказывается на уровне здоровья и работоспособности организма учащихся. Одна из наших задач разнообразить учебные занятия, повышая эмоциональный фон и здоровье, содержание и востребованность для студентов.

Однообразие учебных занятий можно разбавить занятиями в бассейне. Используя большое разнообразие плавательных движений и упражнений в водной среде, элементы аквааэробики (Е.Г. Михальченко, Е.Ю. Внукова) [6].Такие занятия определенно поднимают уровень эмоциональной и физической активности студентов. Физические упражнения в воде являются одним эффективным средством укрепления здоровья. Занятия в водной среде носят оздоровительно- профилактический характер. Благоприятно влияют на работу всего организма, осуществляя закаливание организма и профилактику вирусных заболеваний [9].

В связи с вышесказанным, нами была разработана оздоровительная методика, применяемая на занятиях по дисциплине «Модуль элективных дисциплин по физической культуре и спорту» в бассейне. Экспериментальная проверка показала эффективность ее внедрения в учебные занятия на кафедре физического воспитания ОГУ имени И.С. Тургенева.

Занятия в бассейне осуществлялись с учетом интенсивности и объёма двигательной нагрузки для каждого занимающегося и с учетом психоэмоциональной составляющей, влияя на положительную динамику физического развития, уровня работоспособности и здоровья.

На кафедре физического воспитания решались поставленные задачи с помощью экспериментального исследования. На начальном этапе определили функци-

ональное состояние студентов и их уровень состояния здоровья. В дальнейшем была разработана экспериментальная методика занятий, которая включала в себя: обучение плаванию, средства аквааэробики, игры на воде с обучающими элементами. С помощью педагогических условий определили эффективность предложенной экспериментальной программы, которая должна повлиять на такие компоненты профессиональной пригодности, как уровень здоровья и функциональную подготовленность.

Положительные изменения функциональной подготовленности (работоспособности организма) и уровня здоровья определяли с помощью Гарвардского теста, теста Купера и оценки уровня здоровья (по Апанасенко) и с помощью соблюдения следующих педагогических условий:

- средства плавания и аквааэробики подбирались с учетом уровня подготовленности студентов и на основании определенных методических условий;

- применялись принципы и методы обучения, способствующие последовательному обучению плаванием и его стилям;

- на основании психоэмоционального состояния студентов регламентировалась нагрузка, ее объем и интенсивность;

- с помощью мотивационных установок помогали студентам справляться с определенными трудностями, которые возникали во время занятий.

В опытно-экспериментальной работе принимали участие студенты 1-2 курса Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева. На первоначальном этапе все новоприбывшие студенты опорного вуза проходят медицинский осмотр состояния здоровья для определения степени учебной нагрузки - это одно из основных направлений деятельности студенческой поликлиники в вузе [8].

Пройдя необходимый спектр анализов и процедур, назначенных специалистами в поликлинике ОГУ имени И.С. Тургенева, учащихся на основании полученных данных осмотра, распределяют на группы здоровья:

- 1 - без отклонений;

- 2 - с незначительными отклонениями;

- 3 - со значительными отклонениями;

- 4 - временная группа (дополнительное обследование).

Анализ, проведенный в Орловской области, показал, первая группа здоровья составляет около 9 % студентов. Ко второй группе принадлежат 57 % студентов, к следующей- 28 % и к заключительной - 6 %.

Из выше сказанного следует, что программу занятий по физической культуре надо составлять исходя из показаний медицинского осмотра с учетом индивидуального подхода.

В нашей опытно-экспериментальной работе участвовали практически здоровые студенты (юноши), т.е. по уровню здоровья, отнесенные к основной группе. В эксперименте принимали участие 28 студентов, разделенные на две группы по одинаковому количеству чело-

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

век, приблизительно равных по физическому развитию.

В начале педагогического исследования было установлено состояние исходного физического уровня развития студентов контрольной и экспериментальной групп и изменение показателей в итоговой части эксперимента.

Одним из тестов определения количественной оценки уровня здоровья и физической подготовленности мы использовали Гарвардский степ-тест. Взятый нами тест, является способом оценить физическую подготовку занимающегося, посредств поведения сердечно-сосудистой системы в процессе выполнения физической нагрузки. Он часто используется для анализа применяемых методик на тренировочных занятиях, дальнейших корректировок, нацеленных на достижения наибольшей эффективности. Здесь мы определяли работоспособность студентов, которая необходима для представителей многих профессий.

Основа Гарвардского теста есть физиологическая закономерность восстановительных процессов организма после лимитированной физической нагрузки. Показатели теста отображают функциональные характеристики сердечно-сосудистой системы и определяет уровень работоспособности организма в целом [4].

Испытуемым необходимо выполнять подъем на возвышение и спуск с него, выполняя повторяющиеся циклы физических действий, представляющие собой подъем: шаг правой ногой и шаг левой, приставить. И спуск: шаг вниз правой и затем левой. Руки выполняют обычные движения для ходьбы. Завершив работу, испытуемый занимает удобное положение сидя и начиная со второй минуты восстановления, подсчитывать частоту сердечных сокращений (ЧСС), затем на третьей и четвертой минутах отдыха по тридцать секунд. То есть,

Показатели уровня

замеряем ЧСС с 60 до 90 сек., с 120 до 150, с 180 до 210 сек. Заданное время выполняемой работы, а также высота степа или ступеньки устанавливается исходя из возрастного порога, физической подготовленности и пола. Скорость выполнения теста задается метрономом - 120 ударов в минуту.

В нашей опытно-экспериментальной работе мы выполняли 4 минуты и высота тумбы составляла 50 см. Значения, согласно формуле, которая измеряется в условных единицах:

ИГСТ= х100/(П+Ш-й)х2, где: t - время мышечной работы в секундах, f - частота сердечных сокращений, подставляем, производим расчет и переводим количество ударов в минуту увеличивая в два раза.

Тест оценивает быстроту восстановления организма после физической нагрузки и на сколько развита выносливость и физическая работоспособность, показывает быстрота восстановления к прежнему ритму. Данные представлены в таблице1.

Тестирование занимающихся показало, что разработанная оздоровительная методика средствами плавания, основанная на применении элементов плавания и упражнений в воде, с учетом диагностики самочувствия студентов и использовании упражнений для психоэмоционального баланса, способствует развитию выносливости и повышению работоспособности организма студентов, а значит способствует подготовки их к предстоящей профессиональной деятельности.

Эффективность экспериментальной методики подтверждается положительной динамикой показателей Гарвардского степ-теста, она представлена в таблице 2, а также по системе Г. Л. Апанасенко и Купера (12-минутного теста плавания) [5].

Проанализировав и сравнив показатели в экспери-

Таблица 1.

ардского степ-теста

Показатели У здоровых нетренированных людей У занимающихся ациклическими видами У занимающихся циклическими видами

плохой <56 <61 <71

ниже среднего 57-65 61-70 71-80

средний 66-70 71-80 81-90

выше среднего 71-80 81-90 91-100

хороший 81-90 91-100 101-110

отличный >90 >100 >110

Таблица 2.

Сравнительные показателитестов в экспериментальной и контрольной группах

Тест Группы Результаты до эксперимента Результаты после эксперимента m

1.Гарвардский степ-тест К Э 68±0,1 66±0,1 75±0,1 81±0,1 0,1

2.Оценка уровня здоровья по Г Л. Апасенко К Э 7,2±0,6 7,14±0,6 12±1,1 14,1±0,6 0,1

З.Тест Купера К Э 2,4±1,3 2,6±0,8 2,9±0,6 3,9±1,1 0,2

ментальной и контрольной группах, выяснилось, что более значительная динамика у участников, относящихся к первой группе. Результаты до эксперимента в экспериментальной группе показали среднее значение 66,что говорит о нижнем пороге среднего уровня Гарвардского степ-теста и 68 в контрольной, подтверждают одинаковый уровень их подготовленности. Исследования функционального состояния после эксперимента показали изменения, в экспериментальный положительный прирост показателей составил 15 условных единиц. Значение 81 указывает на нижний порог хорошего уровня степ-теста. В контрольной тоже наблюдается положительная динамика, но значительно ниже и составляет плюс 7 условных единиц. Студенты, относящиеся к этой группе, повысили свой уровень до выше среднего.

Разработанная методика содержала упражнения, регулирующие внимание, дыхание, самообладание, средства плавания, способствующие развитию таких физических качеств: выносливость и сила. Развивая специальную силу на занятиях, для выполнения заданий использовали специализированные приспособления: резиновый круг, колобашки, тренировочная доска (держа ее в руках перед собой, зажав между ногами и т.д.), лопатки, одеваемые на ладони. Для развития выносливости, специальное внимание уделялось упражнениям «задержка дыхания» на время, цикл дыхания осуществляется под счет и выдох на воде и под водой, поплавок, погружение в воду с головой и проплавы-ние на расстояние, подныривание и передвижение по дну бассейна, стрелочка и другие. Подвижные игры в воде, такие как; водолазы (две команды, на дно бассейна размещаются яркие камешки их необходимо достать со дна. Выиграла та команда, которая больше собрала), карлики-великаны, эстафеты. Добавлялись также, «работа на отрезках», преодоление дистанций 400-800 метров, непрерывная работа 10-15минут. Применялись на занятиях следующие методы: интервальный, повторный и игровой.

Психоэмоциональное состояние необходимо на любом рабочем месте и в любой профессиональной деятельности. Поэтому на занятиях применялись комплексы психофизической тренировки, в которые входили упражнения, сочетающие общеразвивающие и дыхательные средства, средства на расслабление и внимание. Обязательное условие для преподавателя:

постоянно сопровождать выполнение упражнений методическими указаниями. Сознательное выполнение упражнений позволяет регулировать мышечный тонус, управлять дыханием, активировать внимание, балансировать нервные процессы, повышая физический потенциал человека. Комплекс применялся перед каждым занятием в качестве разминки мышечных и функциональных систем организма, а также формирования положительного эмоционального фона студентов.

Очевидный, положительныйрезультат занятий по оздоровительнойметодике при использовании спортив-ныхспособов плавания, а также элементов прикладных видов иупражнений в воде,определяется увеличением-работоспособности функциональныхсистем организма студента и улучшение их психоэмоционального состояния. А в режиме покоя наблюдается снижение частоты сердечных сокращений, что характеризует экономиза-цию работы сердца и повышения резервных возможностей системы кровообращения в процессе мышечной работы [2]. Учет психоэмоционального состояния и применение элементов психофизической тренировки в экспериментальной группе, положительно повлиял на работоспособность экспериментальной группы и их настроение. Это показал анализ дневников самоконтроля. В экспериментальной и контрольной группах были изучены изменения их психологического состояния по диагностики самочувствия САН(самочувствие, активность, настроение). Последнее время врачи говорят о расстройствах нервной системы во время вирусных заболеваний, поэтому необходимо обращать особое внимание на психологическое состояние студентов во время занятий.

Следовательно, занятия со студентами в экспериментальной группе показывают о целесообразности применения экспериментальной методики занятий в бассейне плаванием для повышения их психофизического состояния и уровня здоровья. Строго регламентируемое применение нагрузки и использование метода воздействия на организм регулированием дыхания, мышечного тонуса, внимания способствует повышению функциональной работоспособности студентов и улучшению психоэмоционального состояния. Все это также поможет им в дальнейшем придерживаться здорового образа жизни и лучше подготовиться к будущей профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. БодровВ.А. Психология профессиональной пригодности: учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2001 511 с.

2. ВикуловА.Д. Плавание //Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2004. 367 с.

3. Калинина Л.Н. Физическая культура студентов специальной медицинской группы в вузе // учеб. пособие. Красноярск, 2011. 90 с.

4. Карпман В.Л. Спортивная медицина // Учебник для институтов физической культуры. Москва, 1987. 349 с.

5. Курганова Е.Н., Соломченко М.А., Моськин С.А. Рациональное применение средств плавания с учетом психофизического состояния студентов вузов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020. Вып. 10. С. 23-30.

6. Михальченко Е.Г., Внукова Е.Ю. Влияние физических упражнений и плавания на стресс // Современное состояние и тенденции развития физической культуры и спорта: материалы II Всерос. заоч. науч.-практич. конф., 10 ноября 2015 г. / Под общ. ред. И.Н. Никулина. Белгород: Белгород НИУ «БелГУ», 2015. С. 562-566.

7. Никифорова С.В.Выявление профессиональной пригодности студентов при отборе для целевой индивидуальной подготовки специалистов //Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

науки. Самара, 2014. С. 140-149.

8. О студенческой поликлинике опорного университета // Орловский государственный университет имени И. С.Тургенева [Электронный ресурс].URL: http://oreluniver.ru/media/news/show/1/6109(дата обращения: 24.09.2020).

9. Третьяков А. С. Содержание и методика занятий оздоровительной направленности в водной среде в вузовском курсе физического воспитания. Автореф. дис. канд. пед.наук. Красноярск, 2008, 25 с.

References

1. Bodrov V. A. Psychology of professional suitability // textbook for high schools M.. PER SE, 2001 511 p.

2. VikulovA.D. Swimming // Study guide for students. higher. studies. Moscow, 2004. 367 p.

3. Kalinina L. N. Physical culture of students of a special medical group at the University / / ucheb. manual, 2011. 90 p

4. Karpman V. L. Sports medicine // Textbook for institutes of physical culture, 1987. 349 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Kurganova E. N., Solomchenko M. A., Moskin S. A. Rational use of swimming facilities taking into account the psychophysical state of University students // Proceedings of the Tula state University. Physical Culture. Sport. 2020. Issue 10. Pp. 23-30.

6. Mikhalchenko E. G., Vnukova E. Yu. Influence of physical exercises and swimming on stress // Current state and trends in the development of physical culture and sports: materials II vseros. highest level. scientific and practical Conf., November 10, 2015 / Under the General ed. of I. N. Nikulin. Belgorod: Belgorod national research UNIVERSITY "BelSU", 2015. P. 562-566.

7. Nikiforova S. V. Identification of professional suitability of students in the selection for targeted individual training of specialists // Bulletin of the Samara state technical University. Series: Psychological and pedagogical Sciences. Samara, 2014. - Pp. 140-149.

8. About the student polyclinic of the reference University // Oryol state University named after I. S. Turgenev [Electronic resource]. URL: http://oreluniver.ru/media/news/show/1/6109 (accessed: 06.03.2020).

9. Tretyakov A. S. Contents and methods of health-improving activities in the water environment in the University course of physical

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.