Научная статья на тему 'РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ПЛАВАНИЯ С УЧЕТОМ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ'

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ПЛАВАНИЯ С УЧЕТОМ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
77
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / средства плавания / уровень здоровья / психоэмо-циональное состояние / психофизическая тренировка / эффективность / результат / students / means of swimming / level of health / psychoemotional state / psy-chophysical training / efficiency / result

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Курганова Екатерина Николаевна, Соломченко Марина Александровна, Моськин Сергей Александрович

Разработана и внедрена в учебную практику оздоровительная эксперимен-тальная методика, основанная на применении средств плавания с учетом психоэмо-ционального состояния и использования элементов психофизической тренировки, способствующая к более быстрой адаптации студентов к водной среде и повышению эффективности учебного процесса по физической культуре. Проанализированы пока-затели количественной оценки уровня здоровья и физической подготовленности у сту-дентов вуза, доказывающие эффективность экспериментальной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Курганова Екатерина Николаевна, Соломченко Марина Александровна, Моськин Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATIONAL USE OF SWIMMING FACILITIES TAKING INTO ACCOUNT THE PSYCHOPHYSICAL STATE OF UNIVERSITY STUDENTS

A health-improving experimental methodol-ogy based on the use of swimming means, taking into account the psycho-emotional state and the use of elements of psychophysical training, and contributing to faster adaptation of students to the aquatic environment and to increase the effectiveness of the educational process in physical culture, has been devel-oped and introduced into educational practice. The indicators of quantitative assessment of the level of health and physical fitness among university students, which prove the effective-ness of the experimental program, are ana-lyzed.

Текст научной работы на тему «РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ПЛАВАНИЯ С УЧЕТОМ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ»

УДК 796.011.3:797.2 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-11003

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ПЛАВАНИЯ С УЧЕТОМ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Е.Н. Курганова, М.А. Соломченко, С.А. Моськин

Разработана и внедрена в учебную практику оздоровительная экспериментальная методика, основанная на применении средств плавания с учетом психоэмоционального состояния и использования элементов психофизической тренировки, способствующая к более быстрой адаптации студентов к водной среде и повышению эффективности учебного процесса по физической культуре. Проанализированы показатели количественной оценки уровня здоровья и физической подготовленности у студентов вуза, доказывающие эффективность экспериментальной программы.

Ключевые слова: студенты, средства плавания, уровень здоровья, психоэмоциональное состояние, психофизическая тренировка, эффективность, результат.

RATIONAL USE OF SWIMMING FACILITIES TAKING INTO ACCOUNT THE PSYCHOPHYSICAL STATE OF UNIVERSITY STUDENTS

Kurganova E.N., postgraduate, Karo981@ mail.ru, Russia, Orel, Orel State University named after I.S. Turgenev, Solomchenko M.A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, marin69@ yandex.ru, Russia, Orel, Orel State University named after I.S. Turgenev, Moskin S.A., teacher, marin69@yandex.ru, Russia, Orel, Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanova

A health-improving experimental methodology based on the use of swimming means, taking into account the psycho-emotional state and the use of elements of psychophysical training, and contributing to faster adaptation of students to the aquatic environment and to increase the effectiveness of the educational process in physical culture, has been developed and introduced into educational practice. The indicators of quantitative assessment of the level of health and physical fitness among university students, which prove the effectiveness of the experimental program, are analyzed.

Key words: students, means of swimming, level of health, psychoemotional state, psy-chophysical training, efficiency, result.

Курганова Екатерина Николаевна, аспирантка, Като 981@mail.ru, Россия, Орел, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева,

Соломченко Марина Александровна, канд. пед. наук, доц., marin69@yandex.ru, Россия, Орел, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева,

Моськин Сергей Александрович, преподаватель, marin 69@yandex.ru, Россия, Орел, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова

Одним из важных факторов существования человека есть - здоровье, которое является весомой предпосылкой для успешной и эффективной во всех сферах, жизнедеятельности. Физическая культура выступает как некое условие для сохранения и укрепления здоровья, а также развития психофизических способностей людей. В процессе осознанной и целенаправленной двигательной активности формируются специфические навыки, необходимые способности для социальной и профессиональной адаптации, осуществляются воспитание и развитие человека в целом. К сожалению, в современных условиях развития общества и роста темпа жизни, наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья населения.

Рассмотрим снижение уровня здоровья на примере студентов, прошедших медицинский осмотр в Орловском государственном университете имени И.С. Тургенева. На первоначальном этапе все новоприбывшие студенты опорного вуза проходят мониторинг состояния здоровья для определения степени учебной нагрузки - это одно из основных направлений деятельности студенческой поликлиники в вузе [7].

Студенты первого курса проходят обязательный медицинский осмотр специалистами, необходимые функциональные исследования, сдают скрининговые анализы. На основании полученных данных студентов распределяют на четыре группы здоровья: первая - без отклонений, вторая - с незначительными функциональными отклонениями, третья - со значительными функциональными отклонениями, четвертая - временная группа (нуждающиеся в дополнительном обследовании для определения группы -одной из трех вышеописанных).

Проведенное исследование в Орловской области показывает, что к первой группе здоровья принадлежит около 9 % студентов. Вторая группа включает 57 % студентов, третья - 28 %, четвертая - 6 %.

Из вышесказанного следует, что необходимо разрабатывать программы по физической культуре с учетом индивидуального подхода и медицинского осмотра студентов.

Согласно формулировке Всемирной организации здравоохранения, «здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков» [4]. В настоящее время исследователи выявили основные факторы, которые влияют на здоровье человека [2, 6]. Они подразделяются на четыре группы. На рисунке показано влияние в процентном соотношении на организм человека этих факторов.

■ Условия и образ жизни - 50 %

■ Генетические факторы

и наследственность - 20 %

■ Состояние окружающей среды - 20 %

■ Медицинское обслуживание - 10 %

Факторы, влияющие на здоровье человека

Видно, что на долю экологических факторов и окружающей среды приходится около 20 %, медицины - около 10 %, наследственности (генетических факторов) - около 20 %, образа жизни человека и его привычек -около 50 %. К последней группе факторов можно отнести дефицит двигательной активности в совокупности с нерациональным питанием, вредные привычки, отсутствие физических нагрузок, недостаточное количество времени, проводимого на свежем воздухе, нагрузка образовательного процесса учебного заведения. Все эти причины обусловливают тенденцию снижения уровня защитных функций организма и здоровья в целом.

Выходом из этой ситуации служит решение одной из основных задач, стоящих перед специалистами в области физической культуры и спорта - мотивирование и вовлечение студентов в сознательную, активную работу физкультурного направления, ведение здорового образа жизни. Другими словами, прививать интерес к занятиям физической культурой и спортом.

Физическая подготовка тесным образом связана с психологической подготовкой. Основными психическими факторами, которые проявляются на занятиях по плаванию, являются: болезненные и неприятные ощущения в связи с попаданием воды в нос, уши и ротовую полость, «боязнь» воды и глубины, неуверенность в себе, личность самого студента.

Положительный эмоциональный настрой влияет на эффективность занятий и повышение уровня физической подготовленности. Психическая сторона состояний отражается в виде переживаний и чувств, а физиологическая - в изменении функций организма, и в первую очередь, вегетативных и двигательных [5]. Физиологические изменения в организме и психологические состояния тесно связаны между собой. Например, усталость, апатия сопровождаются изменением ряда физиологических функций (мышечной болью) так же, как физиологические признаки определенного состояния сопровождаются чувством усталости, апатии [5].

Следовательно, совершенствование существующей методики проведения занятий по плаванию у студентов 1-2-го курса будет способствовать не только повышению работоспособности, уровня здоровья и физиче -ской подготовленности, но и коррекции их психофизического состояния, за счет дифференцирования, подбора средств и методов, соответствующих разным уровням физической подготовленности и психического состояния студентов [3].

Усовершенствованная методика включала в себя 20 % теоретических занятий от общего количества отведенных занятий в бассейне. Теоретическая подготовка имеет важное значение в создании правильного представления о технике плавания различными способами, посредством компьютерных технологий, наглядных пособий, показа двигательных и технических элементов. Также необходимо практиковать упражнения в управлении психофизическим состоянием студентов, такие, как «правиль-

ная постановка рук при ходьбе», «прыжок с трамплина». Необходимо во время выполнения этих упражнений давать методические рекомендации: запоминать ощущения, которые возникают в процессе выполнения упраж -нений. Упражнения этого комплекса способствуют выработке навыков саморегуляции психофизического состояния путем использования вооб-ражения определенных ситуаций одновременно с реальным выполнением соответствующих положений и движений [1, 5].

Необходимо обращать внимание на психофизическое состояние занимающихся перед занятием, аргументированно применять средства психофизической тренировки (снятие эмоционального напряжения, предотвращение переживания страха, неуверенности). Переживания занимают ведущее место в диагностике состояния студентов, приводят к положи -тельному результату.

Наряду с теоретическими занятиями, у студентов проводились занятия практического характера с постепенным увеличением нагрузки, придерживаясь методического принципа - от простого к сложному (различные погружения, скольжения, всплывания, элементы психофизической тренировки, упражнения на формирование плавательного навыка и развития физических качеств).

В экспериментальную программу входила психофизическая тренировка, которая включала общеразвивающие и дыхательные упражнения, упражнения на внимание и расслабление. Данные упражнения позволяют регулировать мышечный тонус, способствуют уравновешиванию нервных процессов, повышению резервов здоровья и физического потенциала человека. Для примера приведем одно из упражнений: «Делаем медленный вдох через нос, задержка дыхания на 2 с, затем добавляем еще один маленький вдох, чтобы наполнить легкие до предела. Держим в таком состоянии 2 с, а затем выдыхаем медленно через рот». Методические указания: основная стойка, осанка прямая, повтор 6-8 раз.

Разработанный нами комплекс упражнений применялся на основании следующих принципов: целесообразности, эффективности, адекватности. Системный подход при разработке комплекса упражнений заключался в повышении физического и эмоционального состояния при правильном подборе целей, методов и средств. Комплекс применялся перед каждым занятием в качестве общей разминки функциональных и мышечных систем организма для предстоящей нагрузки, положительного эмоцио -нального фона у студентов.

На практическом занятии в бассейне до его начала и после студентам предлагалось пройти тест САН (самочувствие, активность, настроение), позволяющий получить представление об их психологическом состоянии. Тест предназначен для быстрой оценки настроения, активности и самочувствия, представляет собой тридцать пар слов (прилагательных)

противоположного значения, которые характеризуют состояние человека. Исследуемый должен по шкале (3 2 1 0 1 2 3), находящейся между парами слов, наиболее точно охарактеризовать свое состояние на данный момент. На основании данных теста студентов распределяли на две группы: первая - с повышенным психоэмоциональным состоянием, вторая - с пониженным психоэмоциональным состоянием.

В первой группе нагрузка распределялась в среднем, равномерном режиме, учитывая дальнейший распорядок дня, во избежание перетренированности. Во второй группе занимались в темпе выше среднего (интенсив -ном), что в перспективе способствует мобилизации сил и выведению организма из угнетенного состояния.

Контроль за физическими нагрузками с оздоровительной направленностью и элементами психофизического восстановления, а также за степенью физической нагрузки осуществлялся по частоте сердечных сокращений (табл. 1). Известно, что одна и та же нагрузка может вызвать различное увеличение частоты сердечных сокращений (ЧСС). В одном случае нагрузка может оказаться недостаточной, в другом вызвать перенапряжение. Для наибольшей эффективности занятий с оздоровительной направленностью необходимо определить нижнюю и верхнюю границы ЧСС (нижняя граница ЧСС = 220 - возраст х 0,6; верхняя граница = 220 -возраст х 0,7) [2, 8].

Таблица 1

Определение степени физической нагрузки по частоте сердечных сокращений, уд/мин

Мощность работы Возраст, лет Опасность перенапряжения Тренировочный эффект-результат

18-29 30-39 40-49

Максимальная 180-188 175-187 167-178 Повышенная Отличный

Субмаксимальная 155-180 153-175 148-167 Умеренная Отличный

Большая 131-155 128-153 127-148 Умеренная Хороший

Средняя 100-130 100-128 100-127 Незначительная Удовлетворит.

Легкая < 100 < 100 < 100 Отсутствует Незначительный

Учебный процесс организовывался на основе требований учебной программы, а средства и методы дифференцировались в зависимости от поставленных задач и показателей теста. Студенты, отнесенные к кон -трольной группе, занимались по вузовской примерной программе Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева.

Экспериментальная оздоровительная методика включала в себя психофизические упражнения и средства плавания, которые были направлены на преимущественное развитие выносливости и силы. Для развития специальной силы на занятиях использовались упражнения с сопротивлением, с предметами: резиновый круг, тренировочная доска

(держа ее в руках перед собой, зажав между ногами), плавание с лопаточками, одетыми на руки. При развитии выносливости, особое внимание уделялось дыханию: упражнения на задержку дыхания, цикл дыхания осуществляется под счет и выдох под водой, поплавок, проныривание на расстояние, подныривание, стрелочка и другие. Также добавлялось проплывание дистанций на 400-800 м, непрерывная работа 10-15 мин. На занятиях применялись интервальный, повторный и игровой методы. Эффективность экспериментальных упражнений подтверждают проведенные нами тесты, представленные в табл. 2.

Таблица 2

Показатели уровня здоровья и физической подготовленности студентов экспериментальной (Э) и контрольной (К) групп

Тесты Группа До эксперимента После эксперимента m

1. Оценка уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко, балл К Э 7,2±0,6 7,14±0,6 12± 1,1 14,1±0,6 0,1

2. Жизненная емкость легких, мл К Э 3294±50,9 3257±10,3 3364±40,5 3500±30,8 0,1

3. Тест Купера, км К Э 2,4±1,3 2,6±0,8 2,9±0,6 3,9±1,1 0,2

4. Дневник самоконтроля, балл К Э 4,0±0,5 4,0±0,2 4,3±0,3 5,0±0,5 0,1

На начало эксперимента в экспериментальной группе средние показатели в тесте «Оценка уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко» составили 7,14±0,6 балла, а в контрольной - 7,2±0,6 балла, что свидетельствуют об уровне здоровья студентов ниже среднего. Тест Купера определил, что отличную степень работоспособности не имеет ни один студент. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) в экспериментальной группе составляет 3257±10,3 мл, в контрольной группе - 3294±50,9 мл, соответствует физиологическим и возрастным нормам человека. Анализ проведенных тестов показывает практически одинаковый исходный уровень здоровья и физической подготовленности студентов испытуемых групп.

По истечении нескольких месяцев занятий выявлена положительная динамика показателей физического развития и уровня здоровья у занимающихся экспериментальной группы (см. табл. 2). В контрольной группе также отмечены незначительные изменения показателей, свидетельствующие о положительном влиянии занятий на состояние студентов.

В экспериментальной группе значительно увеличились показатели ЖЕЛ, что говорит о повышении функциональных возможностей дыхательной системы. Это можно объяснить большим количеством упражнений на дыхание и развитие выносливости, включенных в экспери -

ментальную методику. В тесте Купера полученная положительная динамика показателей объясняется применением упражнений на силу, в совокупности с упражнениями на технику плавания, и упражнений на развитие выносливости. Считаем, что психофизические упражнения также повлияли на прирост результатов в экспериментальной группе. В целом можно констатировать, что разработанная экспериментальная программа способствовала развитию физических качеств и росту уровня физической подготовленности студентов.

На основе анализа дневников самоконтроля студентов экспериментальной и контрольной групп изучены изменения их психологического состояния. Оказалось, что у студентов экспериментальной группы настроение и самочувствие стали лучше, а работоспособность выше, чем у студентов контрольной группы. Это подтверждает целесообразность использования занятий плаванием для повышения психоэмоционального состояния, а рациональное применение нагрузок и психофизических упражнений способствуют повышению работоспособности студентов и их подготовке к будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, с целью повышения уровня здоровья и физической подготовленности студентов 1-2-го курса на занятиях по плаванию в усло -виях вуза была разработана и внедрена в учебную практику оздоровитель -ная экспериментальная методика, основанная на применении средств плавания с учетом их психоэмоционального состояния и использования элементов психофизической тренировки. В целом это способствует более быстрой адаптации студентов к водной среде, к повышению эффективно -сти учебного процесса по физической культуре.

Список литературы

1. Бишаева А.А. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента: учеб. пособие. М.: КноРус, 2017. 160 с.

2. Боярская Л.А. Методика и организация физкультурно-оздоровительной работы. Екатеренбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. 120 с.

3. Гришина Ю.И. Физическая культура студента: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2019. 283 с.

4. Здоровье и права человека // Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/human-rights-and-health (дата обращения: 06.03.2020).

5. Ильин Е.П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2012. 352 с.

6. Киселев Ф.А. Методика повышения оздоровительной эффектив -ности занятий по плаванию в условиях высшего учебного заведения: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Малаховка, 2007. 24 с.

7. О студенческой поликлинике опорного университета // Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева [Электронный ресурс]. URL: http://oreluniver.ru/media/news/show/1/6109 (дата обращения: 06.03.2020).

8. Плавание: учебник для вузов / под общ. ред. Н.Ж. Булгаковой. М.: Физкультура и спорт, 2001. 400 с.

References

1. Bishaeva A.A. Professional'no-ozdorovitel'naya fizicheskaya kul'tura studenta [Professional health-improving physical culture of a student]: textbook. allowance. M.: Kno-Rus, 2017. 160 p.

2. Boyarskaya L.A. Metodika i organizaciya fizkul'turno-ozdorovitel'noj raboty [Methodology and organization of health and fitness work]. Ekaterinburg: Ural Publishing House University, 2017. 120 p.

3. Grishina Yu.I. Fizicheskaya kul'tura studenta [Physical culture of the student]: textbook. allowance. Rostov on Don: Phoenix, 2019. 283 p.

4. Zdorov'e i prava cheloveka [Health and human rights] // Vsemirnaya organizaciya zdravoohraneniya [World Health Organization] [Electronic resource]. URL: https : //www. who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/human-rights-and-health (accessed: 03/06/2020).

5. Il'in E.P. Psihologiya sporta [Sports psychology]. Saint Petersburg: Peter, 2012.

352 p.

6. Kiselev F.A. Metodika povysheniya ozdorovitel'noj effektivnosti zanyatij po pla-vaniyu v usloviyah vysshego uchebnogo zavedeniya [Methodology for improving the health-improving efficiency of swimming lessons in a higher educational institution]: author. dis. ... cand. ped. sciences. Malakhovka, 2007. 24 p.

7. O studencheskoj poliklinike opornogo universiteta [About the student clinic of the pivotal university] // Oryol State University named after IS Turgenev [Electronic resource]. URL: http://oreluniver.ru/media/news/show/1/6109 (date accessed: 03/06/2020).

8. Plavanie [Swimming]: textbook for universities / under total. ed. N.Zh. Bulgakova. M.: Physical culture and sport, 2001. 400 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.