Научная статья на тему 'Повышение уровня здоровья и физической подготовленности у студентов вуза на занятиях по физическому воспитанию в бассейне'

Повышение уровня здоровья и физической подготовленности у студентов вуза на занятиях по физическому воспитанию в бассейне Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
163
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТ / FUNCTIONAL DEVELOPMENT / LEVEL OF HEALTH / CAPACITY TO WORK / EFFICIENCY / RESULT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Курганова Е.Н., Соломченко М.А.

В статье рассказывается опроведении занятий по плаванию в бассейне у студентов вуза по дисциплине «Физическая культура», которые способствовали повышению уровня здоровья и физической подготовленности. Проанализировав динамику показателей количественной оценки уровня здоровья по системе Г.Л. Апанасенко и физической подготовленности по результатам 12-минутного теста плавания Купера у студентов 1-2 курсам, установлено, что оздоровительные занятия по плаванию способствуют улучшению этих показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Курганова Е.Н., Соломченко М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH LEVEL INCREASING AND PHYSICAL PREPAREDNESS BESIDE STUDENT OF THE HIGH SCHOOL ON OCCUPATION ON PHYSICAL EDUCATION IN POOL

The article describes the conduct of swimming classes in the pool of University students in the discipline «Physical culture», which contributed to the improvement of health and physicalfitness. After analyzing the dynamics of indicators of quantitative assessment of the level of health in the system G. L. Apanasenko and physical fitness on the results of 12-minute test of swimming Cooper students 1-2 courses, found that health classes in swimming contribute to the improvement of these indicators.

Текст научной работы на тему «Повышение уровня здоровья и физической подготовленности у студентов вуза на занятиях по физическому воспитанию в бассейне»

УДК 796.01:612

UDC 796.01:612

КУРГАНОВА Е.Н.

аспирант, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: kfp@ostu.ru СОЛОМЧЕНКО М.А.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики избранного вида спорта, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: marin69@yandex.ru

KURGANOVA E.N.

Postgraduate, Orel State University E-mail: kfp@ostu.ru SOLOMCHENKO M. A.

Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Department of theory and methodology of the chosen sport,

Orel State University E-mail: marin69@yandex.ru

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В БАССЕЙНЕ

HEALTH LEVEL INCREASING AND PHYSICAL PREPAREDNESS BESIDE STUDENT OF THE HIGH SCHOOL

ON OCCUPATION ON PHYSICAL EDUCATION IN POOL

В статье рассказывается опроведении занятий по плаванию в бассейне у студентов вуза по дисциплине «Физическая культура», которые способствовали повышению уровня здоровья и физической подготовленности. Проанализировав динамику показателей количественной оценки уровня здоровья по системе Г.Л. Апанасенко и физической подготовленности по результатам 12-минутного теста плавания Купера у студентов 1-2 курсам, установлено, что оздоровительные занятия по плаванию способствуют улучшению этих показателей.

Ключевые слова: функциональное развитие, уровень здоровья, работоспособность, эффективность, результат.

The article describes the conduct of swimming classes in the pool of University students in the discipline «Physical culture», which contributed to the improvement of health and physicalfitness. After analyzing the dynamics of indicators of quantitative assessment of the level of health in the system G. L. Apanasenko and physical fitness on the results of 12-minute test of swimming Cooper students 1-2 courses, found that health classes in swimming contribute to the improvement of these indicators.

Keywords: functional development, level of health, capacity to work, efficiency, result.

В настоящее время плавание является из самых востребованных занятий по оздоровлению в сфере физического воспитания. Некоторые учебные заведения не имеют собственных бассейнов, что затрудняет проведение таких занятий со студентами. Занятия плаванием стимулируют функциональную подготовку студентов, осуществляют закаливающее действие, задействуют большое количеств мышечных групп, улучшают гигиеническо-оздоровительное воздействие на занимающихся.

Изучение литературных источников показало, что в последнее время появилось много исследований по антропометрии, биоэнергетике, гидродинамике, биомеханике и др., связанных с популярным видом спорта -плаванием [1, 4, 6, 7].

Изучение и анализ научно-методической литературы показал, что популярность этого вида спорта, напрямую связана с колоссальным ростом рекордов и это в свою очередь, связано с проводимыми экспериментальными работами в этой области- плавании (биоэнергетике, гидродинамике, антропометрии, биомеханике и т.д.).

Результаты многих исследований утверждают, что

«объемы тренировочных нагрузок в аэробном, смешанном или аэробно-анаэробном режиме находятся в зависимости от максимальной аэробной мощности (максимального потребления кислорода)» [4, 5, 6].

У занимающихся пловцов изменение анаэробного и аэробного обмена может зависеть от различных значений показателей в упражнении, которое он выполняет. Это могут быть количество повторений данного упражнения, продолжительности интервалов отдыха, общий объем выполняемой тренировочной работы. Изменение различных режимов работы в плавании (например, интервального или повторного режимов) дает прирост аэробных и анаэробных возможностей у занимающегося. Многие ученые показали анализ взаимосвязи прироста специальной работоспособности с выполнением объемов тренировочных нагрузок различной направленности [1, 2].

Ряд исследователей [1, 2, 3, 4, 6, 8] выявили определенные специфические требования, относящиеся кзанимающимся оздоровительным плаванием, к их организму и развитию двигательных способностей. Мы сделаем краткое описание основных модельных харак-

© Курганова Е.Н., Соломченко М.А. © Kurganova E.N., Solomchenko M. A.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

теристик пловцов:

1. Спортивные достижения в плавании зависят от размеров тела, особенностей телосложения, пропорций,создающие определенные рычаги движений, играющие важную роль для определения гидродинамических показателей спортсмена. Тем самым, эти показатели свидетельствуют о силовых возможностях спортсмена.

2. Скорость передвижения в плавании тесно связана с проявлением силовых усилий, силовой выносливостью мышц, которые участвуют в выполнении гребковых движений. Все это спортсмен развивает посредством специальных тренировочных комплексов, которые проводятся на суше и в воде.

3. Реализация физических способностей в плавании зависит от высокой амплитуды подвижности в основных суставах, таких как плечевых, коленных и голеностопных. Важное значение имеет и гибкость позвоночника.

4. Максимальное потребление кислорода у пловцов-мужчин около 6,0-6,3 л/мин, что отличает их от других видов спорта высокими функциональными возможностями.

Исследования [2, 3, 6], которые проводились на пловцах, показывают, что «скорость плавания разными способами и разных дистанциях обусловливается особенностями телосложения, физической и функциональной подготовленностью». Поэтому необходимо корректировать тренировочный процесс, повышать функциональную подготовку пловцов, оценивать их результаты в различных возрастных группах.

Исследования биомеханики плавания направленны на «выявление динамических показателей техники и их взаимосвязи с кинематическими характеристиками движений, а также силовыми и функциональными параме-трамиспортсмена» [4].

Также необходимо уделять внимание силовым возможностям спортсмена, так как от этого зависит мощность гребка. Силовая подготовка составляет около 60% времени в тренировочном процессе пловцов.

Специальная тренировка скоростно-силовых способностей осуществляется выполнением упражнениями с отягощениями и направлена повышение мощности мышечного сокращения. На практике применяются специальные тренажерные устройства, способствующие закреплению техники гребковых движений.

Выявлено, что наибольшее отягощение, адекватное структуре техники обычного плавания, создается при плавании на привязи с лопаточками на руках. При этом дополнительное отягощение может быть создано в соответствии с физической подготовленностью занимающегося.

1) увеличением скорости гребковых движений;

2) увеличением площади гребущей поверхности;

3) одновременным использованием двух предыдущих факторов.

Доказано, что плавание на привязи кролем на груди (с максимально возможной мощностью) влияет на уве-

личение эффективности гребковых движений руками в фазах захвата и подтягивания, а обычное плавание повышает эффективность гребка в фазе отталкивания.

Вышеперечисленныеразличия обычного плавания и плавания на привязи позволяютиспользовать чередование этих видов плавания с одинаковой продолжительностью работы — для создания наибольшей степени отягощения при плавании на привязи и восстановления «чувства воды» при обычном плавании.

Применение тренировочных упражнений силовой направленности в воде позволило увеличить силовые показатели занимающихся и повысить эффективность гребка руками в фазах захвата, подтягивания и отталкивания, т. е. реализовать достигнутый в технике плавания потенциал.

Приведенные примеры позволяют сделать вывод о том, что для достижения высоких результатов развития максимальной силы мышц, необходимо комплексное применение специальных упражнений в воде и на суше, учитывая возрастную дифференциацию и систематические занятия. Адаптация к нагрузке и тренировка функциональных систем вызывает повышение спортивных результатов в плавании, т.е. прирост тренированности.

Занятия в высшем учебном заведении проходят в форме обязательных учебных занятий и занятий в секции. Цель занятий плаванием - совершенствование функциональных возможностей и развитие физических способностей студентов, поддержание хорошего уровня физической и умственной работоспособности, развитие профессионально-важных навыков для дальнейшей профессиональной деятельности.

В программу занятий плаванием на первом и втором курсе входят: обучение плаванию и начальная тренировка. «Занятия направлены на укрепление здоровья, профилактику заболеваний и повышение работоспособности, постепенную адаптацию организма к воздействию физических нагрузок» [3]. На третьем курсе занятия проходят в форме секций, выбранные студентами по желанию. Секционные занятия по плаванию направлены на совершенствование техники различных видов плавания, повышение уровня физической подготовки и функциональной работоспособности.

Повышение физической работоспособности занимающихся производится с помощью специальных комплексов упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых качеств, гибкости, координации движений. Физическая подготовка составляет пятьдесят процентов от времени занятий. Используются резиновые жгуты, технические средства обучения.

Физическая подготовка направлена на двигательное и «функциональное совершенствование избирательных мышечных групп, систем органов, которые обеспечивают высокий уровень специальной работоспособности и на весь организм в целом» [7].

В этой связи целью исследования явилась разработка, теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная проверка эффективности специально разработанной оздоровительной методи-

ки занятий по плаванию на уровень функционального состояния организма, здоровья и работоспособности студентов.

Для достижения поставленной цели предполагалось решить следующие задачи:

1. Определить и оценить уровень состояния здоровья и функциональные возможности организма студентов.

2. Разработать специальную оздоровительную методику по плаванию, включающую обучение спортивным стилям плавания, упражнения аквааэробики, специальные игры и систему состязаний.

3. Определить основные педагогические условия, способствующие эффективности воздействия разработанной методики на уровень состояния здоровья и функциональные возможности организма студентов.

4. Экспериментально проверить и внедрить в практику учебного процесса студентов методику занятий плаванием с целью достижения оздоровительного эффекта.

Предполагалось, что внедрение оздоровительной методики по плаванию повысит уровень состояния здоровья и функциональных возможностей организма, если будут соблюдены следующие педагогические условия:

- подбор упражнений, средств и методов, соответствующих разным уровням физической подготовленности и плавательным навыкамстудентов;

- применение комплексных методов обучения, обучение спортивным стилям плавания, упражнения ак-вааэробики, игры, состязаний и соревнований.

- использование дозированных нагрузок.

Оздоровительная методика включала в себя применение средств аквааэробики, которая связана с улучшением работы дыхательной и сердечно-сосудистой системы, повышением функциональных возможностей занимающихся. Все это происходит «за счет экономи-зации работы сердца и повышения резервных возможностей аппарата кровообращения в процессе мышечной деятельности» [5].

В опытно-экспериментальной работе принимали участие студенты 1-2 курса Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева, обучающиеся в Институте приборостроения, автоматизации и информационных технологий университета, на базе бассейна «Олимпийский». Студенты, условно отнесённые к экспериментальной группе, занимались по специально разработанной оздоровительной методике два раза в неделю по 45 мин. Всего принимало участие в исследовании 28 студентов, которые сформировали контрольную и экспериментальную группы по 14 человек в каждой группе.

Основная цель данной методики - развитие функциональных возможностей организма, укрепление здоровья, повышение работоспособности и уровня общей физической подготовки. Формированию перечисленных параметров способствует специально выстроенная структура занятия, которая включает в себя разминку, дыхательные упражнения, силовые упражнения в воде,

оттачивание техники плавания, водные игры.

Исходное состояние студентов экспериментальной и контрольной групп представлено в таблицах 1 и 2.

Таблица 1.

Исходный уровень здоровья и физической подготовленности студентов в экспериментальной группе

Показатели x±S V m

1 Оценка по Апанасенко 7,14±0,6 18 0,1

2 ЖЕЛ 3257±10,3 12 0,1

3 Тест Купера 2,6±0,8 19 0,2

4 Дневниксамоконтроля 4,2±0,2 10 0,2

Таблица 2.

Исходный уровень здоровья и физической подготовленности студентов в контрольной группе

Показатели x±S V m

1 Оценка по Апанасенко 7,2±0,6 18 0,1

2 ЖЕЛ 3294±50,9 17 0,1

3 Тест Купера 2,4±1,3 13 0,2

4 Дневник самоконтроля 4,2±0,5 15 0,1

На начало эксперимента в экспериментальной группе средний балл -7,14±0,6. В контрольной 7,2±0,6 балла. Такие данные свидетельствуют об уровне физического здоровья ниже среднего. Тест Купера показывал, что отличную степень не имел ни один студент. Средний арифметический показатель в экспериментальной группе 2,6±0,8 балла.

Дневник самоконтроля, который заполняли студенты в ходе экспериментальной работы, на начало исследования показывал 4,2±0,2 балла по 5 бальной шкале в обеих группах. Эти данные говорят о том, что студенты оценивают свое физическое состояние как достаточно высокое. С полной достоверностью мы принимать эти показатели не можем, так как они являются субъективными.

Анализ проведенных тестов подтверждает практически одинаковый уровень здоровья и физической подготовленности контрольной и экспериментальный групп, различия определяются незначительные.

В завершении проводимой опытно-экспериментальной работы выявлена положительная динамика показателей уровня здоровья и работоспособности студентов 1-2 курса в экспериментальной группе. В контрольной группе наблюдается незначительный оздоровительный эффект и не по всем показателям. Это отображено в таблицах 3 и 4.

Таблица 3.

Итоговые показатели уровня здоровья и физической подготовленности студентов в экспериментальной группе

Показатели x±S V m

1 Оценка по Апанасенко 13,1±0,6 18 0,1

2 ЖЕЛ 3400±30,8 20 0,2

3 Тест Купера 3,6±1,1 14 0,1

4 Дневник самоконтроля 5±0,5 16 0,1

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

В экспериментальной группе показатели ЖЕЛ увеличились, это говорит о повышении функциональных возможностей дыхательной системы. Объем ЖЕЛ в среднем взрос на 100-150 мл. В контрольной измерения отображают совсем незначительное увеличение емкости в среднем 50-70 мл.

Тест Купера показал прирост на 1±0,2, что свидетельствует о повышении уровня здоровья занимающихся. Они поднялись на хороший уровень физической подготовленности. Предлагаемая оздоровительная методика способствовала росту и развитию физических качеств и подготовленности, а соответственно повысила уровень работоспособности.

Количественная характеристика здоровья по системе Г.Л. Апанасенко повысилась в экспериментальной группе на 5,96±0,6 балла. Наглядно заметно, что количественная оценка уровня здоровья по системе

Г. Л. Апанасенко улучшилась - это показатели выше среднего уровня. В контрольной группе занимающиеся остались на том же уровне, несмотря на среднее повышение баллов оценки показателей.

Таблица 4.

Итоговые показатели уровня здоровья и физической

подготовленности студентов в контрольной группе

Показатели x±S V m

1 Оценка по Апанасенко 12±1,1 13 0,1

2 ЖЕЛ 3364±40,5 19 0,1

3 Тест Купера 2,9±0,6 18 0,1

4 Дневник самоконтроля 5±0,3 11 0,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разработанная и внедренная в учебную практику методика, основанная на использовании средств оздоровительного плавания, обеспечила повышение уровня здоровья и работоспособности занимающихся.

Библиографический список

1. Булгакова Н.Ж. Актуальные проблемы научных исследований в спортивном плавании 1980-1990 гг. // Теория и практика физ. культуры. 1997. № 7. С. 56-58

2. Булгакова. Н.Ж, Попов О.И. Спортивное плавание: состояние и пути развития // Теория и практика физ. культуры: Тренер: Журнал в журнале. 2005. №6. С. 28-30.

3. Быков В.А. Модификация программы начальной плавательной подготовки студенток высших учебных заведений физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 2009. № 7 С.52-54.

4. Вайцеховский С.М. Серии Джеймса Каунсилмена: Методы управления интенсивностью тренировок //Спорт за рубежом. 1987. №10. С. 23-26.

5. ВикуловА.Д. Плавание: учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 367 с.

6. Попов А.В. Эволюция средств и методов тренировки и рекордных достижений в спортивном плавании // Теория и практика физической культуры. 1997. №3 С. 22-25.

7. Учебник для вузов / Под общ.ред. Н.Ж. Булгаковой. М.: Физкультура и спорт, 2001. 400 с.

8. http://swiming-sekret.ru/sportivnaya-trenirovka/50-sukhie-trenirovki-dlya-plovtsa.

References

1. Bulgakova N. Zh Actual research problems in competitive swimming, 1980-1990 // Theory and practice NAT.culture. 1997. No. 7. Pp. 56-58

2. Bulgakov N. Zh, Popov O. I. Sports swimming: state and ways of development // Theory and practice of physical culture: Coach: Magazine. 2005. No. 6. Pp. 28-30.

3. Bykov V. A. Modification of the program of initial swimming training of students of higher educational institutions of physical culture // Theory and practice of physical culture. 2009. No. 7, Pp. 52-54.

4. Voicehovsky S.M. Series James Counsilman: Methods of managing training intensity //Sports abroad. 1987. No. 10. Pp. 23-26.

5. VikulovA.D. Swimming: textbook for students. higher. studies'. institutions / A. D. Vikulov. M.: Publishing house the VLADOS-PRESS, 2004. 367 p.

6. PopovA.V. Evolution of means and methods of training and record achievements in sports swimming // Theory and practice of physical culture. 1997. No. 3, Pp. 22-25.

7. Textbook for universities / Under the General editorship of N. Well. Bulgakova. M.: physical Education and sport, 2001. 400 p.

8. http://swiming-sekret.ru/sportivnaya-trenirovka/50-sukhie-trenirovki-dlya-plovtsa

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.