педагогические науки
Григорьева Елена Львовна, Белоусова Ксения Владимировна ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ НА ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ...
УДК 371.72
ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ НА ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
© 2018
Григорьева Елена Львовна, старший преподаватель кафедры теоретических основ физической культуры Белоусова Ксения Владимировна, студентка факультета физической культуры и спорта Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет)
(604950, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова,], e-mail: ksbel99@yandex.ru) Аннотация. В статье рассмотрен вопрос физического развития и функциональные изменения организма младших школьников в процессе физического воспитания. Представлен анализ проблемы на основании обзора литературных источников по изучаемой теме, включая и основные трактовки таких тематических аспектов предмета, как «физиологические особенности младших школьников», «возрастная специфика сердечно-сосудистой и дыхательной систем», «воздействие направленной физической тренировки на организм школьника», влияние занятий плаванием на функциональные системы организма младших школьников. Цель статьи заключается в выявлении и описании изменений основных физических качеств и функциональных систем организма учащихся под влиянием занятий плаванием. Ведущим методом к исследованию данной проблемы является технология дифференцированного физкультурного образования, позволяющая рассмотреть влияние плавательных упражнений на физическое развитие младших школьников. Основными результатами исследования является проверка и обоснование, что при успешном овладении техникой спортивного плавания и при достаточно интенсивной нагрузке систематические занятия плаванием существенно улучшают физические показатели и функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма младшего школьника уже в первые два года занятий, оказывая при этом заметный оздоровительный эффект. Материалы статьи могут быть полезными для студентов средних и высших учебных заведений в сфере физической культуры, специалистам системы дополнительного образования а также в системе спорта высших достижений.
Ключевые слова: физическое воспитание, занятие плаванием, двигательная активность, физическая работоспособность, функциональные возможности организма.
INFLUENCE OF OCCUPATIONS SWIMMING ON THE FUNCTIONAL SYSTEMS OF THE ORGANISM OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS
© 2018
Grigorieva Elena Lvovna, senior teacher of department of Theoretical fundamentals of physical culture Belousova Ksenia Vladimirovna, student of faculty of physical culture and sport Nizhny Novgorod State Pedagogical University of Kozma Minin (Mininsky university) (604950, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov Street, 1, e-mail: ksbel99@yandex.ru) Abstract. In article the question of physical development and functional changes of an organism of younger school students in the course of physical training is considered. The analysis of a problem on the basis of the review of references on the studied subject is submitted, including also the main interpretations of such thematic aspects of a subject as "physiological features of younger school students", "age specifics of cardiovascular and respiratory systems", "impact of the directed physical training on the school student's organism", influence of occupations swimming on the functional systems of an organism of younger school students. The purpose of article consists in identification and the description of changes of the main physical qualities and the functional systems of an organism of pupils under the influence of occupations swimming. The leading method to a research of this problem is the technology of the differentiated sports education allowing to consider influence of swimming exercises on physical development of younger school students. The main results of a research is check and justification that at successful mastering technology of sports swimming and at rather intensive loading systematic occupations swimming significantly improve physical indicators and a functional condition of cardiovascular and respiratory systems of an organism of the younger school student in the first two years of occupations, rendering at the same time noticeable improving effect. Materials of article can be useful to students of average and higher educational institutions in the sphere of physical culture, to experts of system of additional education and also in the system of elite sport.
Keywords: physical training, occupation swimming, physical activity, physical working capacity, functionality of an organism.
Весомым условием всестороннего развития целостной личности младшего школьника является достаточная физическая активность. Но в последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства учащихся отмечается огромный недостаток движения, вызывающий появление малоподвижности, которая может вызывать многочисленные изменения в их организме не в лучшую сторону. Исследования специалистов и ученых в этой области свидетельствуют о том, что даже у учащихся младшей школы произвольная моторная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16—19 % от времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1-3 %. Общая двигательная активность учеников с поступлением в школу понижается почти на 50 %, идет на убыль от младших классов к старшим. Ученикам не только надлежит ограничивать свою естественную потребность в физической активности, но и длительное время удерживать неудобную для них неподвижную позу, находясь за партой или учебным сто-
лом [1; 2].
Учёные установили, что 6-7 летние дети, только пришедшие в школу, отстают в росте и массе тела и мозга от сверстников, не посещающих учебное заведение. Разница к концу учебного года в показателях оказывается большой. Как отмечается, у мальчиков разнятся показатели роста, которые составляет 3,2 см., а в массе тела до 700 гр. Показатели у девочек - соответственно 0,9 см. и 1 кг. 300 гр. И в последующие годы это отставание в физическом развитии от естественной нормы сохраняется и усугубляется [3, с.21].
Единственная возможность нейтрализовать отрицательные явления, возникающие в организме школьников при продолжительном и напряжённом интелектуальном труде, - это систематическое развитие их физических способностей.
Объектом данного исследования избраны особенности физического развития и функциональные изменения организма младших школьников в процессе физического воспитания.
Grigorieva Elena Lvovna, Belousova Ksenia Vladimirovna pedagogical
INFLUENCE OF OCCUPATIONS SWIMMING ... sciences
Связанные с этим проблемы затрагиваются во многих научных работах, посвященных как теоретическим, так и практическим аспектам преподавания физкультуры в школе и оздоровительной физкультуры [4; 5].
В современной научной литературе неоднократно высказывалась мысль, что наиболее эффективной оздоровительной программой для школьников могут быть регулярные занятия плаванием. Так, известный специалист по обучению детей плаванию Н.Ж. Булгакова, рассматривая физиологические особенности детей и подростков, отмечает: Важнейшие показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем учащихся младшего звена, которые в свою очередь говорят о физической готовности организма ребенка к преодолению нагрузок, изменяются за время обучения в школе, в силу роста и возрастных изменений индивида. Показатели функциональных систем изменяются также под воздействием физических упражнений. Наиболее эффективно способствуют развитию и укреплению этих систем являются систематические занятия плаванием [6, с. 9].
Предмет исследования. Исходя из подобной концепции, были рассмотрены и проанализированы особенности физического развития младших школьников, систематически занимающихся плаванием. При всей важности и ценности полученных учеными и специалистами-практиками наблюдений и выводов, касающихся общих закономерностей интересующего нас предмета, остается еще немало нерешенных проблем конкретного плана и есть широкое поле для перспективных разработок.
Цель исследования. Выявить и описать изменения основных физических качеств и функциональных систем организма школьников 8-9 лет под влиянием занятий плаванием.
Гипотеза исследования. Есть все основания предполагать, что при успешном овладении техникой спортивного плавания и при достаточно интенсивной нагрузке систематические занятия плаванием существенно улучшают физические кондиции и функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма младшего школьника уже в первые два года занятий, оказывая при этом заметный оздоровительный эффект.
Практическая значимость. В научной литературе достаточно хорошо изучен и описан эффект от занятий спортивным плаванием, проявляющийся в конце младшего школьного возраста (10-11 лет) и в подростковом периоде (12-15 лет), однако начальный этап занятий младших школьников плаванием рассматривается, как правило, в самом общем плане [7; 8]. В нашей работе на экспериментальном материале показаны особенности физического состояния детей в первые два года их занятий спортивным плаванием. Это позволяет более точно и последовательно проследить закономерности физического развития детей младшего школьного возраста, занимающихся спортом, на протяжении всего этого периода, что, в свою очередь, поможет специалистам-практикам более четко планировать работу по физическому воспитанию младших школьников.
Для решения поставленных в данной работе задач использовались методы антропометрии, тестирования, ма-тематико-статистический. Обработка полученного материала производилась посредством измерения окружности грудной клетки, а также определялись функциональные и скоростно-силовые показатели у юных пловцов и у школьников, не занимающихся спортом.
Окружность грудной клетки измерялась при вдохе и выдохе сантиметровой лентой и определялась ее экскурсия.
Для наблюдения в марте 2005 года были отобраны две группы школьников 2-3 классов МОУ СО № 5 г. Нижнего Новгорода - экспериментальная и контрольная. В первую были включены школьники, приступившие к систематическим занятиям спортивным плаванием; во вторую - школьники того же возраста, не занимающи-50
еся спортом (помимо учебных уроков физкультуры). В рамках проводимого эксперимента школьников экспериментальной и контрольной групп дважды подвергли контрольному обследованию и тестированию - в начале учебного года и в конце учебного года. В эксперименте участвовали только мальчики.
Все средства физического воспитания, направленные на выработку двигательных навыков, силы, ловкости и выносливости, прежде всего, связаны с усилением деятельности сердечно-сосудистой системы. Выявление функциональных возможностей сердечной деятельности школьников, участвовавших в эксперименте, осуществлялось с помощью функциональных проб.
Применялись функциональные пробы с дозированной мышечной нагрузкой. Физическая нагрузка при этом должна была вовлекать в работу большие группы мышц, работа выполнялась равномерно в одном темпе, не затрудняя дыхания.
Анализ и обобщение материалов полученных в ходе эксперимента, послужил основой для итоговых выводов по данному исследованию и для практических рекомендаций специалистам, занимающимся физическим воспитанием младших школьников, представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Средние показатели физического развития младших школьников контрольной и экспериментальной группы
№ ГГП Виды no физнческог функциона.ть Значения показателен у мальчиков экспериментальной труппы (Xttn) Значения показателен у мальчиков контрольной группы
Вначале эксперимента В конце эксперимента эксперимента В конце эксперимента
Окружное на вдохе 67=7±<U1 72=9±0=92 67,0±0,43 б8,9±1 = 14
на выдохе б 1.4=0,б<3 64,9*1,62 61,0±0,97 62Д±1,75
2. Экск Экскурсия (см) 8=0±СЛ <5 ¿±0,3 б,8±0,1
3. ЖЕЛ (см3) 1900±23 2250±21 1891,9±17 1987Д±15
4. PWC170 (им/кг) 12=8±0,55 13=8±0=82 12,б±0,37 12=9±0=51
5. МПК (мл.'ыин'кг) 41,б±09 502±1,8 393±2£ 42,4±1,7
6 «Г 1ваниина25м 30,10fc2=5 22123±2Д 3U0±1,9 29=91±3=б
Одним из главных итогов экспериментального исследования явились данные о значительных изменениях в физическом развитии юных пловцов.
Таким образом, абсолютные показатели физического развития и двигательной подготовленности у детей, занимающихся плаванием, в возрасте 8-9 лет выше, чем у школьников, не занимающихся спортивным плаванием, что объясняется влиянием систематических занятий спортивным плаванием.
Экспериментальные данные подчеркивают стимулирующее влияние оптимально организованной двигательной активности на уровень физической работоспособности.
При этом необходимо подчеркнуть, что параллельно с приростом функциональных возможностей организма идет прирост соматических признаков. Наибольшие изменения зафиксированы в длине тела и обхвате грудной клетки. При значительном увеличении длины тела наблюдалось отставание в темпах прироста массы тела. По-видимому, это происходило вследствие того, что это увеличение шло, в основном, за счет мышечной массы с одновременным снижением жировой прослойки.
Что касается функциональных показателей, то заметно выросли ЖЕЛ, РWC170 и МПК. При этом, если в восьмилетнем возрасте величина ЖЕЛ у детей контрольной и экспериментальной групп примерно равная (у пловцов - 1,790 л, а у школьников - 1,788 л), то в процессе учебно-тренировочных занятий наблюдается ее заметное увеличение у мальчиков-пловцов и в значительно меньшей степени у школьников. Это отражает влияние занятий плаванием на дыхательную систему детей. От величины ЖЕЛ зависят такие показатели, как количе-
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)
педагогические науки
Григорьева Елена Львовна, Белоусова Ксения Владимировна ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ НА ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ...
ство поглощаемого в единицу времени кислорода, сте- Статья поступила в редакцию 19.03.2018 пень интенсивности окислительных процессов и т. д. Статья принята к публикации 27.06.2018
Как известно, акт дыхания определяется в своей эффективности не столько жизненной емкостью легких, сколько экскурсией клетки, которая в свою очередь зависит от общей скорости метаболизма в организме, в том числе и от скорости газообмена которую, как известно можно интенсифицировать более глубоким или частым типом дыхания. Причем, оба направления усиления скорости газообмена зависит от того на сколько эффективно работают межреберные мышцы. Так же известно, что разные виды спорта влияют на дыхательные аппарат в различной мере и степени, изменяя различные показатели ее функционирования.
Как показало наше исследование, занятия спортивно-оздоровительным плаванием привело к положительным результатам, и благотворно повлияло на развитие межреберных мышц, задействованных в экскурсии легких, что объясняется спецификой вида спорта, связанной с преодолением сил давления воды во время дыхательных движений пловца. Эта преодолевающая работа способствует увеличению объема легких, приспосабливает организм к максимальному использованию функциональных возможностей мышц.
Статистически достоверные различия средних величин показателей у школьников, наблюдаемые в возрасте 8 лет и в возрасте 9 лет, указывают на то, что сдвиги произошли не только за счет возрастного развития организма, но и явились результатом целенаправленной тренировочной работы.
Врачебно-педагогический контроль позволил достоверно оценить изменения показателей физического развития и функционального состояния организма юных спортсменов под влиянием тренировочных нагрузок и сравнить их с аналогичными показателями организма школьников, не занимающихся спортом. В результате удалось более точно определить эффективность занятий спортивным плаванием, его роль в физическом совершенствовании организма младших школьников и в их общем оздоровлении.
Следует помнить и о том, что однажды приобретенный навык плавания сохраняется у человека на всю жизнь.
Исходя из всех этих соображений, можно с уверенностью утверждать, что плавание должно входить в число основных средств системы физического воспитания младших школьников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Антропова М.В., Кузнецова Л.М., Параничева Т.М. Режим дня младшего школьника. - М.: Вентана-Граф, 2002. - 24с.
2. Антропова М.В., Кузнецова Л.М. Развитие ребенка и его здоровье. - М.: Вентана-Граф, 2003.
3. Муравьев В.А., Назарова Н.Н. Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста: Метод, пособие. - М., 2004.
4. Байбородова Л.В., Бутин И.М., Леонтьева Т.Н., Масленников С.М. Методика обучения физической культуре: 1-11 кл.: Метод. пособие. — М., 2004
5. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. -240 с.
6. Булгакова Н.Ж. Обучение плаванию в школе. - М.: Просвещение, 1974. - 192 с.
7. Григорьева Е.Л Формирование интереса к занятиям плаванием на начальном этапе подготовки/Е.Л. Григорьева, М.А. Аракчеев/Физическая культура, спорт и здоровье. 2014. № 24. С. 140-143.
8. Григорьева Е.Л. Овладение учащимися ДЮСШ двигательными навыками по плаванию с учетом уровня предрасположенности/Е.Л. Григорьева, О.С. Русаков/ Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5-4. С. 567-568.