Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПЛАВАНИЯ'

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПЛАВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДНАЯ СРЕДА / ЗДОРОВЬЕ / ПЛАВАНИЕ / ТРЕНИРОВАННОСТЬ / УПРАЖНЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / WATER ENVIRONMENT / HEALTH / SWIMMING / FITNESS / EXERCISE / PHYSICAL CULTURE / PHYSICAL CONDITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мостовая Татьяна Николаевна, Курганова Екатерина Николаевна, Прохоров Руслан Александрович

Специфичность понятия «оздоровительное плавание» подчеркивает его предназначение для людей, желающих укрепить свое здоровье. Эти занятия имеют низкий уровень состязательности, отсутствие конкуренции, а их привлекательность заключается в постепенности и последовательности увеличения нагрузки, разнообразии плавательных упражнений, комфортности водной среды и комплексности воздействия на организм. Занятия оздоровительным плаванием со студентами ВУЗа проводятся с целью поддержания и укрепления здоровья, повышения работоспособности и уровня психофизической дееспособности. Развитие теории оздоровительного плавания позволит расширить диапазон физических упражнений, улучшить психофизическое, физиологическое здоровье, эмоциональное состояние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мостовая Татьяна Николаевна, Курганова Екатерина Николаевна, Прохоров Руслан Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS RECREATIONAL SWIMMING

The Specificity of the concept of "Wellness swimming" emphasizes its purpose for people who want to improve their health. These classes have a low level of competition, lack of competition, and their attractiveness lies in the gradual and consistent increase in the load, a variety of swimming exercises, the comfort of the water environment and the complexity of the impact on the body. Recreational swimming classes with University students are held in order to maintain and strengthen health, improve performance and the level of psychophysical capacity. The development of the theory of recreational swimming will expand the range of physical exercises, improve psychophysical, physiological health, and emotional state.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПЛАВАНИЯ»

УДК 797.22

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПЛАВАНИЯ THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS RECREATIONAL SWIMMING

Мостовая Татьяна Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра физического воспитания Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

г. Орел, Россия Mostovaya Tatyana Nikolaevna candidate of pedagogical Sciences, associate Professor

Department of physical education O^l state University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Курганова Екатерина Николаевна

старший преподаватель кафедра физического воспитания Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

г. Орел, Россия Kurganova Ekaterina Nikolaevna senior teacher Department of physical education O^l state University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Прохоров Руслан Александрович

кандидат педагогических наук, доцент кафедра физического воспитания Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

г. Орел, Россия Prokhorov Ruslan Alexandrovich candidate of pedagogical Sciences, associate Professor

Department of physical education O^l state University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. Специфичность понятия «оздоровительное плавание» подчеркивает его предназначение для людей, желающих укрепить свое здоровье. Эти занятия имеют низкий уровень состязательности, отсутствие конкуренции, а их привлекательность заключается в постепенности и последовательности увеличения нагрузки, разнообразии плавательных упражнений, комфортности водной среды и комплексности воздействия на организм. Занятия оздоровительным плаванием со студентами ВУЗа проводятся с целью поддержания и укрепления здоровья, повышения работоспособности и уровня психофизической дееспособности. Развитие теории

оздоровительного плавания позволит расширить диапазон физических упражнений, улучшить психофизическое, физиологическое здоровье, эмоциональное состояние.

Abstract. The Specificity of the concept of "Wellness swimming" emphasizes its purpose for people who want to improve their health. These classes have a low level of competition, lack of competition, and their attractiveness lies in the gradual and consistent increase in the load, a variety of swimming exercises, the comfort of the water environment and the complexity of the impact on the body. Recreational swimming classes with University students are held in order to maintain and strengthen health, improve performance and the level of psychophysical capacity. The development of the theory of recreational swimming will expand the range of physical exercises, improve psychophysical, physiological health, and emotional state.

Ключевые слова: водная среда, здоровье, плавание, тренированность, упражнения, физическая культура, физическое состояние

Keywords: water environment, health, swimming, fitness, exercise, physical culture, physical condition

Образ жизни современного человека сопряжен с нарушениями рационального режима дня, низкой физической активностью, возникновением гиподинамии. Под влиянием гиподинамии в организме человека возникают функциональные и структурные изменения, снижается эффективность работы внутренних органов и систем, развивается гипертрофия мышц, снижается работоспособность и выносливость, сопротивляемость заболеваниям. Перечисленные образования порождают преждевременное старение организма и снижают активную жизнедеятельность. Еще одной особенностью жизнедеятельности современного человека является стресс. Стресс - это нарушение регуляторных функций организма, вызванных неблагоприятным воздействием внешней среды на нервную систему. Последствием воздействия стрессовых ситуаций на человека являются развитие различных изменений внутренних органов.

Современная медицина, несмотря на все ее огромные достижения, не способна избавить человеческий организм от негативных воздействий современной цивилизации. Особенно подвергается риску школьная и студенческая молодежь. Молодежь - это наиболее активная и мобильная социальная группа, которая в значительной степени определяет стратегию развития государства. Образ жизни современной молодежи представляет собой постоянное воздействие инновационных образовательных нагрузок, психоэмоционального и интеллектуального напряжения (В. Ю. Волков с соавт., 1998; С. Б. Бондарь, 2007). Все это приводит к снижению адаптационных возможностей организма, несогласованности работы механизмов регуляторных вегетативных функций (Е. В. Гусельникова, 2000; Н. А. Бонда-ренко, 2003).

Высокая учебная нагрузка оказывает негативное влияние на нервные и эндокринные механизмы регуляции физиологических функций (А. Г. Хрипкова и др., 1990; Н. Б. Дикопольская, 2001; И. Б. Яхонтова, 2002; И. В. Ермакова, 2002; С. В. Романова, 2004; В. В. Письменский, 2004; И. Р. Валеев, 2005; М. Н. Силантьев, 2006 и др.). Динамическая мышечная работа фактически полностью замещается статическими мышечными нагрузками (М. М. Безруких, А. В. Антропова, 2000;

Н. С. Горбунов, 2006). Своеобразие гемодинамических сдвигов, происходящих в организме при статической учебной нагрузке, позволяют считать ее одним из стрессогенных факторов. Это повышает риск развития вегетативных нарушений (Т. Nakamoto, К. Matsukawa, 2006; Ь R. Davrath et al., 2006).

Стремительные темпы развития науки и техники требуют от студентов больших энергетических затрат. Для повышения жизненного тонуса и укрепления здоровья студенческой молодежи необходимы средства повышения уровня физического развития. Одним из таких средств является дисциплина «Физическая культура». С ее помощью возможно поддержание на высоком уровне психофизических сил, эмоционального состояния, укрепление здоровья.

В современных образовательных учреждениях в раздел дисциплины «Физическая культура» все чаще включают занятия плаванием. В водной среде двигательная активность осуществляется при пониженном статическом напряжении мышц, и фактически отсутствует риск получения травм. Занятия плаванием способствуют активизации всех систем организма, моторной коррекции, закаливанию, создают условия для правильного физического развития.

Стоит отметить, что любые занятия в воде (плавание, аквааэробика, дайвинг, серфинг) полезны не только студенческой молодежи, но и людям всех возрастов. Принято считать, что, посещая бассейн, человек обучается спортивным стилям плавания. Но, кроме спортивного плавания, есть еще и оздоровительное плавание. Специфичность понятия «оздоровительное плавание» подчеркивает его предназначение для людей, желающих укрепить свое здоровье. Эти занятия обязаны, прежде всего, развивать организм, оптимизировать деятельность внутренних органов и систем организма. Особенностью занятий является низкий уровень состязательности, отсутствие конкуренции. Привлекательность занятий заключается в постепенности и последовательности увеличения нагрузки, наращивании тренированности, разнообразии плавательных упражнений и комплексности их воздействия на организм, а также комфортности водной среды.

В настоящее время еще не создана целостная система организации и планирования занятий оздоровительным плаванием. Разработанные и уже действующие авторские программы имеют в основном комплексное содержание и учитывают потребности, состояние здоровья и уровень тренированности разных людей. Развитие теории оздоровительного плавания позволит расширить диапазон физических упражнений, улучшить психофизическое, физиологическое здоровье, эмоциональное состояние.

Занятия оздоровительным плаванием со студентами ВУЗа проводятся с целью поддержания и укрепления здоровья, повышения работоспособности и уровня психофизической дееспособности.

Основными задачами оздоровительной физической культуры являются: улучшение физического развития, повышение функционального состояния организма, укрепление психики и повышение физической подготовленности человека. Для достижения выраженного оздоровительного эффекта, занятия плаванием должны давать равномерную нагрузку всем органам и системам организма, а также сопровождаться значительным расходом энергии.

Различные физические упражнения могут оказывать оздоровительный эффект только в том случае, когда они проводятся с определенными периодичностью, длительностью, интенсивностью, а также соблюдением режимов работы и отдыха. Стоит отметить, что, кроме этого, вода является гигиеническим, оздоровительным и закаливающим средством. Оздоровление организма происходит не только во время плавания, но и в процессе купания, применения ванны и душа, гидромассажа, гидроаэромассамжа и т.д. Гидродинамические свойства и химический состав воды оказывают воздействие на функциональное состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем человека. Находясь в воде, человек оказывается в состоянии, близком к невесомости. В таком состоянии нагрузка на суставы и мышцы оказывается минимальной, а риск получения травм сводится к нулю.

При проведении занятий со студентами в бассейне преследуется цель -укрепление здоровья молодежи. В этой связи обязательно соблюдение следующих принципов:

- постепенности наращивания объема и интенсивности физических нагрузок;

- разнообразия применяемых средств;

- систематичности занятий;

- сознательности и активности;

- наглядности.

Постепенность наращивания нагрузки на каждом последующем занятии должна увеличиваться не более чем на 3%. При достижении высокого уровня - еще меньше. С этой целью можно увеличивать продолжительность занятия, его моторную плотность, дистанцию для проплывания и скорость плавания. На каждом занятии следует усложнять плавательные упражнения, использовать различные приспособления, давать задания увеличивающие сопротивление воды. Занятия необходимо строить с учетом уровня подготовленности студентов, их самочувствия. По мере тренированности можно варьировать построение урока по времени, отводимого на его части: подготовительную, основную и заключительную.

Для того, чтобы занятия плаванием давали психологическую разгрузку студенту, необходимо расширить арсенал применяемых средств. Например, можно выполнять задания со сменой темпа, ритма, направления плавательных движений. В содержание занятия можно включать беговые, прыжковые упражнения, элементы борьбы, танцевальные упражнения, упражнения на силу и выносливость. Для повышения эмоционального фона можно использовать музыку.

Положительное воздействие на организм водные занятия могут оказывать только в случае их систематичности. Повышению функциональных возможностей систем организма, а также торможению процесса старения и атрофии мышц способствует активный двигательный режим. Выполнение плавательных упражнений последовательно, в логическом порядке, усвоение правильной техники - все это должно быть взаимосвязано. На занятиях должно соблюдаться правило «от легкого - к трудному, от простого - к сложному». Даже у здорового человека недостаточная двигательная активность вызывает целый букет недомоганий. С целью профилактики болезней и старения необходимо постепенно увеличивать время для оздоровительных тренировок.

Четкое понимание необходимости и полезности оздоровительных занятий, осмысленное усвоение теории, техники плавания, активность, инициатива и самостоятельность - это залог успешности проводимых занятий. Без принципа сознательности и активности добиться результатов в любом виде деятельности практически невозможно.

Необходимость наглядности в любом виде деятельности обусловлена тем, что созерцание является началом познания. Показ, в сочетании с объяснением позволяет сформировать зрительный образ действия, на основе которого будут формироваться в дальнейшем двигательные навыки. Показ в сочетании с объяснением вносит огромный вклад в обучение различным способом плавания и передвижения на воде. Только после освоения техники плавания начинаются занятия с оздоровительной направленностью.

Литература

1. Абрамов М. С. Современные подходы к оценке уровня физического развития -важного показателя общественного здоровья / М. С. Абрамов, А. И. Рыбалко // Гигиена и санитария. - 2008. - №6. -271 с.

2. Викулов А. Д. Плавание : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Д. Викулов.— М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 367 с.

3. Оздоровительное плавание в вузе: теория и практика : учебное пособие / сост. И. В. Переверзева, О. В. Арбузова. - Ульяновск : УлГТУ, 2012. -143 с.

4. Плавание : учебник для вузов / под общ. ред. Н. Ж. Булгаковой. — М. : Физкультура и спорт, 2001. — 400 с, ил.

5. Туманян Г. С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование : учебное пособие / Г. С. Туманян. - М. : Академия, 2012. - 336 с.

6. Туревский И. М. Психомоторная подготовленность человека: структура, онтогенез, практика: монография / И. М. Туревский . - Тула : Изд - во Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого, 2012. - 365 с.

References

1. Abramov M. S., A. I. Rybalko. Sovremennye podkhody k otsenke urovnya fizicheskogo razvitiya - vazhnogo pokazatelya obshchestvennogo zdorov'ya [Modern substitutions to the assessment of physical development-IZH, showing the General state of health]. Gigiena i sanitariya - Hygiene and sanitation, 2008, no. 6, 271 p.

2. Vikulov A. D. Plavanie [Swimming]. Moscow, VLADOS-PRESS Publ., 2004, 367 p.

3. Ozdorovitel'noe plavanie v vuze: teoriya i praktika [Swimming Lessons in cuz: theory and practice]. Ulyanovsk, Ulguta Publ., 2012, 143 p.

4. Plavanie [Swimming]. Moscow, Fizkul'tura i sport Publ., 2001, 400 p.

5. Tumanyan G. S. Zdorovyy obraz zhizni i fizicheskoe sovershenstvovanie [Healthy lifestyle and physical perfection]. Moscow, Academy Publ., 2012, 336 p.

6. Turevskiy I. M. Psikhomotornaya podgotovlennost' cheloveka: struktura, ontogenez, praktika [Psychomotor training of man: structure, ontogeny, practice]. Tula, Tula State Pedagogical University named after L. N. Tolstoy Publ., 2012, 365 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.