БАДМИНТОН В ПРОГРАММЕ ЭЛЕКТИВНЫХ ВИДОВ СПОРТА СТУДЕНТОВ ОГУ ИМЕНИ И.С. ТУРГЕНЕВА
BADMINTON IN THE PROGRAM OF ELECTIVE SPORTS OF STUDENTS OF OSU NAMED AFTER I. S. TURGENEV
Щекотихин Михаил Петрович
кандидат педагогических наук, доцент заведующий кафедрой «Прикладная физическая культура» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орёл,Россия Shekochikhin Mikhail Petrovich candidate of pedagogical sciences, associate professor department ""Appliedfizicheskoiculture"" Orel state university named after I S. Turgenev
Orel, Russia
Аннотация. Статья содержит краткую историю возникновения бадминтона в мире, историю развития игры в Орловском государственном университете. В материале рассматривается формы организации занятий по бадминтону, одного из двадцати элективных видов спорта развиваемых в университете в рамках программы прикладной физической культуры. На основе собственного и изученного опыта работы специалистов в работе представлены общие рекомендации к проведению занятия по бадминтону в ВУЗе.
Abstract. The article contains a brief history of badminton in the world, the history of the development of the game at Orel state University. The article deals with the forms of organization of badminton lessons, one of the twenty elective sports developed at the University within the framework of the program of applied physical culture. On the basis of own and studied experience of work of experts in work the General recommendations to carrying out employment on badminton in High school are presented.
Ключевые слова: бадминтон, методика занятий, средство психофизической подготовки, студент.
Keywords: badminton, methods of training, means of psychophysical training, students.
Физическая культура и спорт являются неотъемлемой частью профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения. В учебном плане бакалавра обязательной к реализации, в объеме 328 часов является прикладная физическая культура - модуль элективных дисциплин по избранным видам спорта. Цель учебной дисциплины «Прикладная физическая культура»: формирование физической культуры личности и способности использования средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки к будущей профессиональной деятельности.
В Орловском Государственном университете имени И. С. Тургенева студентам предоставлена возможность выбора спортивной секции по желанию
с учетом уровня здоровья, спортивной подготовки, временной и территориальной доступности. С раннего утра и до позднего вечера будущие специалисты занимаются по 20 видам и направлениям спортивной подготовки, повышая свой уровень психофизической готовности.
Одним из видов спорта включенных в эту программу стал бадминтон. Бадминтон — одна из древнейших игр. Существует множество версий по поводу ее происхождения. Некоторые вполне определенные факты говорят о том, что современный бадминтон развился из древней игры в волан. Еще два тысячелетия назад в волан играли взрослые и дети в Древней Греции, Китае, Японии, Индии, странах Африки. В Японии была распространена игра под названием «ойбане». Она заключалась в перекидывании деревянными ракетками «волана», сделанного из нескольких перьев и косточки высушенной вишни. Во Франции подобная игра носила название «же-де-пом» (игра с яблоком). Английские средневековые гравюры на дереве изображают крестьян, перекидывающих друг другу волан. Играли в подобную игру и в России. Об этом свидетельствуют гравюры XVIII века. В 1860 г. Исаак Спратт опубликовал книгу «Бадминтон-Батлдор — новая игра», где были описаны ее первые правила. Современный бадминтон индийского происхождения. Он берет свое начало от игры, которая в Индии носила название «роопа». Английские офицеры, служившие в Индии, увлеклись этой игрой и, вернувшись на родину, образовали в 1875 г. офицерский клуб «Фолькстоун». Первым президентом Ассоциации бадминтона стал полковник Долби, принявший активное участие в создании новых правил, в основу которых легли правила игры «роопа». Некоторые их пункты сохранились и до настоящего времени.
В Англии появились новые клубы. Игра стала популярной и в окрестностях Лондона. А ее центром стало местечко Бадминтон, от которого игра с воланом и получила новое название. В марте 1898 г. состоялся первый официальный турнир по бадминтону, а 4 апреля 1899 г. в Лондоне — первый английский чемпионат.
5 июля 1934 года была создана Международная федерация бадминтона (ИБФ). Сейчас в ИБФ входит более 70 стран.
В настоящее время бадминтон признан олимпийским видом спорта. В 1992 г. состоится его олимпийский дебют. Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве (1957 г.) дал начало развитию советского бадминтона. На фестивале состоялись первые международные встречи наших спортсменов. Первый чемпионат Москвы был проведен в 1959 г. В 1963 г. прошел первый чемпионат СССР, на котором золотые медали завоевали М. Зарубо (Жуковский) и Н. Соколов (Москва). В 1974 г. Федерация бадминтона СССР стала членом ИБФ, и наши спортсмены получили возможность выступать на официальных международных соревнованиях.
В настоящее время бадминтон не самый популярный и раскрученный вид спорта в России, однако, он занимает достойное место в системе физического воспитания. Секция бадминтона в Орловском государственном университете имени И.С. Тургенева работает уже более 30 лет и привлекала достаточно ограниченный круг любителей этого вида спорта. Одним из организаторов этого направления спортивной деятельности был Юрий Александрович Алексеев почетный мастер спорта СССР по метанию молота, тяжелой атлетике. Старший
преподаватель кафедры физического воспитания Ю.А. Алексеев внес большой вклад в развитие бадминтона в университете и Орловской области. В настоящее время его ученик И.М. Силкин продолжает развивать бадминтон, привлекая широкие массы студентов.
Встреча летчика-космонавта, героя России Александра Мисуркина, увлеченного этим видом спорта и спортсменов - бадминтонистов Орловского государственного университета послужила толчком для создания в Орле федерации бадминтона, включения игры в программу спортивных школ города.
После включения его в программу модуля элективных видов спорта и бадминтон стал очень популярным у студентов. Особым уважением и вниманием он пользуется у наших индийских студентов. В университете в настоящее время регулярно занимаются бадминтоном около 300 человек -студенты, преподаватели и сотрудники.
Бадминтон является составной частью занятий в специальном (оздоровительный бадминтон), подготовительном учебных отделениях и на отделении спортивного совершенствования занимающихся.
Рабочая программа по прикладной физической культуре (модуль элективных видов спорта) предусматривает изучение студентами теоретических и практических основ бадминтона. В процессе занятий решаются задачи формирования:
— практических навыков владения основными приемами техники игры;
— методических навыков и умений при выполнении двигательных игровых действий;
— умений и навыков в организации судейства соревнований;
— навыков использования спортивных игр для решения задач оздоровления студентов, приобщая их к здоровому образу жизни, самостоятельных занятий физической культурой и оптимизации двигательного режима.
Структура практических занятий состоит из подготовительной, основной и заключительной частей. В подготовительной части даются упражнения на растяжение, перемещения, общеразвивающие и специальные упражнения, необходимые бадминтонисту, упражнения из других видов спорта. В основной части проводятся тренировка игровых фрагментов и игра по упрощенным правилам. Заключительная часть направлена на восстановление всех функций организма.
Основными средствами, решающими задачу подготовки организма к предстоящей работе, являются ходьба, бег, упражнения, направленные на увеличение подвижности в суставах, на улучшение гибкости, и т. д. Упражнения подготовительной части подбираются таким образом, чтобы они могли последовательно воздействовать на голеностопные, коленные, тазобедренные суставы, а также лучезапястный, локтевой и плечевой суставы. Кроме того, следует помнить, что упражнения выполняются с постепенным увеличением амплитуды, скорости, с включением в работу все более и более крупных групп мышц.
В основной части решают главную задачу занятия — повышение физической подготовленности, совершенствование техники, тактики, совершенствование психического состояния и т. д. Продолжительность
и величину нагрузки во многом определяет направленность занятия и может носить однонаправленный или сложный комплексный характер.
В заключительной части используются следующие средства: прыжки, легкий бег, ходьба, упражнения на расслабление, упражнения на внимание и т. д., — направлены на постепенное снижение тренировочной нагрузки, на снятие чрезмерного возбуждения. Однако следует помнить, что любые средства в соответствии с задачами занятия могут быть использованы в различных его частях, так, например, при разучивании технического элемента в подготовительной части выполняются имитационные упражнения и эти же упражнения могут содержаться в основной части занятия при совершенствовании технического элемента.
Таким образом, содержание, удельный вес отдельных частей, методы проведения упражнений меняются в зависимости от типа занятия, функционального состояния занимающихся. На основе собственного и изученного опыта работы специалистов нами разработаны общие рекомендации к проведению занятия:
1. Начинать основные тренировочные занятия следует с отстающих компонентов подготовки.
2. Наиболее сложные технические элементы, разучивание новых приемов желательно начинать в первой половине основной части занятия, в период, когда проявляется активность физиологических функций.
3. Если в занятии совершенствуется техника, то целесообразно перед этим выполнить упражнения имитационного характера и упражнения на расслабление.
4. Поскольку спортивный бадминтон предъявляет большие требования не только к технике, но и к специальной физической подготовке, целесообразно использовать в тренировочном занятии сопряженные упражнения, тренируя одновременно и технику, и определенные физические качества.
5. В зависимости от стоящих задач в конкретном периоде на ОФП и СФП может отводиться часть тренировочного занятия или полностью посвящаться им.
6. Чередование нагрузки и отдыха при построении занятия является принципиальным моментом. Длительность пауз во многом определяется задачей, решаемой на занятии, основная цель которого развитие скоростных качеств. Упражнения выполняются с предельной скоростью, продолжительностью не более 10 сек., с паузами отдыха до полного восстановления. Совершенствуя техническое мастерство и решая задачу развития скоростной выносливости, подбираются соответствующие упражнения, которые выполняются с достаточной интенсивностью и продолжительностью в 40—60 сек., с интервалами отдыха до полного восстановления, около 50—70 с. Слишком малые паузы отдыха (менее 30 сек.) могут привести к быстрому закислению мышц и к переутомлению.
7. Физиологическая кривая тренировочной нагрузки растет волнообразно. Интенсивные упражнения сменяются менее интенсивными. Упражнения координационно сложные, требующие сосредоточенности, сменяются более простыми по исполнению, хорошо освоенными. В период непосредственной подготовки к соревнованиям рекомендуется вначале выполнять упражнения несложные, затем более сложные как в техническом, так и в физическом
отношении и, наконец, в конце занятия занимающимся предлагается выполнить наиболее трудное задание. Такая последовательность в использовании упражнений наиболее полно отражает соревновательные нагрузки.
8. При разучивании технических элементов применяют игровой метод, используя целостное обучение, и уже потом, на последующих этапах, расчленяют технический элемент, останавливаясь на изучении отдельных фаз.
Таким образом, включение бадминтона в программу элективных видов спорта позволило значительно повысить возможности кафедры прикладной физической культуры для решения задач стоящих перед дисциплиной прикладная физическая культура, увеличить сознательность и активность студентов в двигательной деятельности, как полностью здоровых, так и имеющих некоторые отклонения в состоянии здоровья.
Литература
1. Смирнов, Ю. Н. Бадминтон : учебник / Ю. Н. Смирнов.— 2-е изд., испр. и доп. — М. : Советский спорт, 2011 .— 125 с. : ил.
References
1. Smirnov Yu. Badminton [Badminton]. 2nd ed. Moscow, Sovietskij sport Publ., 2011, 125 p.: ill.