Научная статья на тему 'Целесообразность применения зарубежного опыта организации внедрения эффективной системы управления'

Целесообразность применения зарубежного опыта организации внедрения эффективной системы управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
972
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / PROCESS / ПРОЦЕСС / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ОРГАНИЗАЦИЯ / ORGANIZATION / СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT STRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнов В.Г., Камалетдинов Александр Сергеевич

В статье рассматриваются зарубежный опыт организации системы управления, различные подходы к управлению на примере ведущих мировых экономик, применяющих процессный подход в управлении: Японии, США и Европы. Делается вывод, что переориентация системы управления с достижения сиюминутной прибыли на повышение качества посредством его управления позволит российским компаниям выйти на мировой уровень конкурентоспособности собственной продукции и услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign experience of organization of the management structure, various approaches to management on examples of the leading economics applying the process approach in management in Japan, the USA, and Europe are considered in this article. Author draw a conclusion, what reorientation of a control system from achievement of momentary profit on improvement of quality by means of quality management will allow the Russian companies to reach the world level of competitiveness of own production, works, services.

Текст научной работы на тему «Целесообразность применения зарубежного опыта организации внедрения эффективной системы управления»

.....

п

190 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 6 (44) ноябрь-декабрь ^

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕДРЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

В. Г. Смирнов, А. С. Камалетдинов

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматриваются зарубежный опыт организации системы управления, различные подходы к управлению на примере ведущих мировых экономик, применяющих процессный подход в управлении: Японии, США и Европы. Делается вывод, что переориентация системы управления с достижения сиюминутной прибыли на повышение качества посредством его управления позволит российским компаниям выйти на мировой уровень конкурентоспособности собственной продукции и услуг.

Ключевые слова: процессный подход, процесс, управление, организация, структура управления.

Foreign experience of organization of the management structure, various approaches to management on examples of the leading economics applying the process approach in management in Japan, the USA, and Europe are considered in this article. Author draw a conclusion, what reorientation of a control system from achievement of momentary profit on improvement of quality by means of quality management will allow the Russian companies to reach the world level of competitiveness of own production, works, services.

Keywords: process, management, organization, management structure.

Возросшие требования потребителя к качеству продукции и услуг выдвигаются в последнее время в разряд наиболее важных проблем развития национальных экономик.

Существующие сегодня в России методы и системы управления компаниями ориентированы в первую очередь на быстрое получение прибыли, при этом качество продукции, как правило, утрачивает свое значение. В результате предприятиями производится неконкурентоспособная продукция.

В настоящее время большинство руководителей и собственников отечественных предприятий активно ищут инструменты повышения эффективности своего бизнеса. Одним из таких инструментов, влияющих на качество производимой продукции в целях повышения

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (44) ноябрь-декабрь 2011 190-193

эффективности деятельности компаний, является так называемый «процессный подход».

Для успешного перехода к новым системам и методам управления целесообразно обратить внимание на опыт зарубежных компаний, чья продукция на протяжении долгих лет демонстрирует стабильное качество, надежность и высокую степень конкурентоспособности.

Рассмотрим различные подходы к управлению на примере ведущих мировых экономик - Японии, США и Европы, применяющих процессный подход в управлении предприятиями.

Система управления компаниями в Японии. Во второй половине ХХ века Япония прочно заняла второе место в мире по уровню производства, и сегодня сохраняет довольно

06_yéíiíiééá-é-ói6áaéáiéá.p65 190 1 07.02.2012, 17:53

.....

ш

Экономика и управление в сфере культуры 191

высокие темпы экономического роста и развития, в значительной степени - благодаря уникальной системе управления. Главным для японских товаропроизводителей стали не погоня за прибылью, а укрепление своих позиций на рынках сбыта за счет улучшения качества продукции и удовлетворения возросших запросов потребителей, что в конечном счете определило один из важнейших принципов управления - ориентацию на потребителя.

В целом эта стратегия базируется на четырех основных положениях: сбережение экономических ресурсов, поддержание высокого уровня конкурентоспособности страны, развитие у сотрудников компаний высокой приспособляемости к требованиям научно-технического прогресса и, наконец, интенсификация научных исследований и разработок (2).

Важное, если не основное место в деятельности руководителей занимает процесс принятия решений. Управление любой деятельностью сводится к подготовке, выработке и реализации решений. В частном случае, принятые решения реализуются как управляющие, корректирующие воздействия, посредством которых и реализуется управление в узком смысле этого слова, но, если рассматривать управление организациями, фирмами в более широком аспекте, становится очевидным, что принятие решений - неотъемлемый и доминирующий процесс при осуществлении любой из функций управления (7).

В основе традиционной японской методологии принятия решений лежит система «ринги», которая переводится как «получение согласия на решение путем опроса (без созыва совещания или заседания)». В японской организации можно выделить три основных уровня управления:

1. «Кэйэй» (руководство) - высший стратегический уровень управления, на котором определяются стратегические цели и политика компании, которые реализуются председателем и членами совета директоров, президентом, вице-президентами и руководителями центральных служб.

2. «Канри» (администрация) - средний тактический уровень, к которому относятся должности руководителей отделений фирмы и начальников отделов.

3. «Иппан» (рядовой состав) - оперативный уровень управления. Это уровень линейных управляющих: руководителей групп, начальников смен, участков, а также мастеров и бригадиров (6).

Наиболее ярко особенность описываемой системы проявляется в традиционной форме процедуры принятия решений, когда должны быть соблюдены определенные формальности. Управляющий, от которого исходит инициатива принятия решения, составляет специальный документ, называемый «рингисе». В этом документе всесторонне описывается проблема и предлагаются рекомендации по её решению. «Рингисе» передается на рассмотрение во все подразделения, деятельность которых в какой-либо мере затрагивается выдвинутой проблемой. После того, как «ринги-се» получит одобрение всех заинтересованных управляющих того уровня, на котором оно составлено, документ передается на следующий, более высокий уровень управления. Решение считается принятым и приобретает характер директивы, когда данный документ одобрит высший руководитель компании (6).

Особенностью японского управления является в высшей степени идеологизированное управление, подразумевающее лояльность сотрудника по отношению к организации, в которой он трудится, отношение к компании как к семье, воспитание чувства патриотизма по отношению к своей организации, чувства гордости за неё (10).

Принципы американского подхода к управлению. К основным принципам функционального подхода в американских компаниях относятся:

1. Принцип «сосредоточься на том, что ты делаешь успешнее всего», что позволяет выполнять операции с наибольшей эффективностью и отдачей, одновременно развивая профессиональные навыки и умения сотрудника.

06_уёииёёа-ё-6|бааёа|ёа.р65 191 1 07.02.2012, 17:53

.....

ш

192 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 6 (44) ноябрь-декабрь

2. Принцип «конструктора»: если в процессе четко выделены все элементы, то решать задачи можно, либо заменив одну задачу другой, либо добавив к цепочке операций новые, либо отсекая лишнее.

Функциональный подход позволил американцам быстрее других осознать, что нечто, не являющееся основой бизнеса, можно перепоручить профессионалам. Отсюда появились: выделение в структуре экономики новых специализированных звеньев, расцвет аудита, консалтинга, инжиниринга, рекрутмента, а в последние годы - аутсорсинга (вывод за рамки компании вспомогательных функций ее бизнеса, например, бухгалтерии, технического обслуживания, транспорта).

3. Принцип профессиональной вертикали. Оптимальным считается профессиональный рост людей строго по оси специализации: на эту ось нанизываются все новые и новые «skill» (способности), повышающие квалификацию специалиста. Принцип профессиональной вертикали отражается и при переходе человека из компании в компанию с целью занять рабочее место, строго соответствующее его специализации и квалификации (14).

В 1940-1950-х годах, с целью защиты своей продукции, правительство США приняло ряд протекционистских мер, изменив тарифы, пошлины и др.

Даже в ведущих американских компаниях того времени, где качество продукции считалось основной целью, качество рассматривали как средство уменьшения затрат на производство, а не способ удовлетворения нужд потребителей.

Но наиболее прославленные управляющие фирм США, такие как, например, известные менеджеры Ли Якокка и Роберт Макнама-ра, осознавали важность повышения качества американских товаров.

Они предлагали уделить внимание разрешению таких проблем, как:

а) мотивация рабочих;

б) кружки качества;

в) статистические методы контроля;

г) повышение сознательности служащих

и управляющих;

д) учет расходов на качество;

е) программы повышения качества;

ж) материальное стимулирование.

Одним из главных факторов успешного

бизнеса и эффективного менеджмента в условиях рыночного хозяйствования в США является стратегический менеджмент (13), который нацелен на долгосрочные результаты и базируется на постоянном учете изменений внешней среды, отличающейся большой неопределенностью. Проработка сценариев развития организации с целью выработки адекватных условиям бизнеса и окружения стратегий позволяет предусмотреть и реализовать конкурентные преимущества организации в сложных условиях рынка (14). Таким образом, анализируя ситуацию, представляется возможным сделать вывод о том, что американский менеджмент внес значительный вклад в теорию и практику управления. Опыт управления и планирования в фирмах и корпорациях США с учетом конкретных условий и специфики может быть использован в крупных российских холдингах, корпорациях и акционерных обществах. Именно в США разрабатывались теоретические основы повышения качества продукции. Одним из самых известных разработчиков был Уильям Эдвардс Де-минг (William Edwards Deming) (1900-1993). Его методы основывались на специальной ориентации потребителей, исключении производственных потерь и улучшении качества товаров или услуг в местах их доставки. Однако его теоретические разработки практически впервые были реализованы в Японии.

Европейский опыт управления качеством. Если в Японии и США на протяжении многих лет реализовывались программы повышения качества, проводилась активная политика в вопросах качества, осуществлялось долгосрочное планирование качества, то в Европе, за редким исключением, управление качеством продолжало оставаться, по существу, контролем качества. В течение 1980-х годов повсюду в Европе наблюдалось движение к высокому качеству продукции и услуг, а так-

06_yêîiîièêà-è-ôï6àâëâièâ.p65 192 1 07.02.2012, 17:53

.....

I I I ■ M I I I

Экономика и управление в сфере культуры 193

же к усовершенствованию самого обеспечения качества. Широко внедрялись системы качества на основе стандартов ISO 9000.

Это привело к более последовательной позиции по вопросам качества, более надежным поставкам и более стабильному уровню качества в целом.

Качество стало фактором обеспечения конкурентоспособности европейских стран. Для реализации такой стратегии потребовались:

- единые законодательные требования;

- единые стандарты;

- единые процессы проверки, результаты которых позволяли убедиться, что фирма соответствует требованиям рынка.

Для того чтобы выстоять в конкурентной борьбе, крупнейшие фирмы Европы объединяют усилия для выбора прогрессивных форм и методов управления качеством продукции,

связывают с их внедрением гарантию стабильного качества продукции, которая, как известно, включает:

- стабильную технологию;

- надлежащую систему поддержания технологической точности оборудования и оснастки;

- метрологические средства контроля и испытаний продукции;

- эффективную систему подготовки кадров.

Время показало, что ориентация на повышение качества продукции - путь к успеху. Улучшились не только качественные показатели промышленной продукции, но и изменилось отношение к потребителю.

Описанные в статье подходы к управлению с использованием процессного подхода вполне могут быть применимы в практике работы российских компаний.

Примечания

1. Бир, С. Наука управления: пер. с англ. / С. Бир. - 2-е изд. - М.: ЛКИ, 2007. - 120 с.

2. Вахрушев, В. Принципы японского управления / В. Вахрушев. - М.: Прогресс, 1992. - 232 с.

3. Коленсо, М. Стратегия кайзен для успешных организационных перемен / М. Коленсо. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 175 с.

4. Кунц, Г. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций: пер. с англ. / Г. Кунц, С. О'Доннел. - М.: Прогресс, 1981. - 510 с.

5. Мазур, И. И. Корпоративный менеджмент: Справочник для профессионалов / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге и др.; [под общей редакцией И.И. Мазура]. - М.: Высшая школа, 2003. - 1088 с.

6. Оучи, У. Методы организации производства: японский и американский подходы / У. Оучи. - М.: Наука, 1993. - 230 с.

7. О японском опыте управления // Вопросы экономики. - 1990. - № 5.

8. Пидоймо, Л. П. Модернизация промышленных предприятий: концептуально-методологические основы, ключевые факторы, система планирования : монография / Л.П. Пидоймо. - Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2004. - 208 с.

9. Пригожин, А. И. Методы развития организации / А.И. Пригожин. - М.: МЦФЭР, 2003. - 864 с.

10. Сутягина, М. В. Группа Сумитомо / М.В. Сутягина. - М.: Наука, 1979. - 359 с.

11. Туровец, О. Г. Процессный подход к организации производства / О.Г. Туровец // Организатор производства. - 2006. - № 2(29). - С. 22-24.

12. Филоненко, Е. И. Объективная необходимость реформирования промышленных предприятий в рыночных условиях / Е.И. Филоненко // Материалы научно-практической конференции «Неделя науки АГПУ». -Армавир: АГПУ, 2010. - 194 с.

13. Харрингтон, Дж. Х. Управление качеством в американских корпорациях / Дж. Х. Харрингтон; [пер. с англ. под. ред. Л.А. Конарева]. - М.: Экономика, 1990. - 272 с.

14. Шамхалов, Ф. И. Американский менеджмент. Теория и практика / Ф.И. Шамахлов. - М.: Наука, 1993. - 176 с.

06_y§NNe§a-e-oi6aaeaiea.p65 193 1 07.02.2012, 17:53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.