Научная статья на тему 'Развитие подходов к управлению качеством производственных систем'

Развитие подходов к управлению качеством производственных систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / МОДЕЛИ И ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА / МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ / СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА / QUALITY MANAGEMENT / MODELS AND APPROACHES OF QUALITY MANAGEMENT / NATIONAL SYSTEMS OF QUALITY ASSURANCE / INTERNATIONAL QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / QUALITY MANAGEMENT STANDARDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурков А. В.

Статья посвящена анализу подходов и методов по управлению качеством производственных систем в историческом разрезе. В частности, рассматриваются модели, лежащие в основе современной международной модели Всеобщего (сквозного) управления качеством

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TQM Total Quality Management.The article is devoted to the analysis of methodical approaches to quality management of production (industrial) systems in historical view. The models which are fundamental for newest international model named TQM Total Quality Management are considered.

Текст научной работы на тему «Развитие подходов к управлению качеством производственных систем»

Ii университета 'ЖУРНАЛ водных / / коммуникации

5. Приказ ФТС России «Об утверждении Концепции предварительного информирования таможенных органов РФ» от 10 марта 2006 г. № 192 [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http: // www.kodeks.ru.

6. О внедрении в СЗТУ технологии предварительного информирования и задачах по ее дальнейшему развитию. Пресс-релиз от 15.03.2007 г. Источник: «Агентство Бизнес Новостей» [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://www.rezultat.com/club/digest/11326.ntml.

А. В. Бурков,

канд. экон. наук, доц., СПГУВК

РАЗВИТИЕ ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИСТЕМ

THE DEVELOPMENT OF APPROACHES TO QUALITY MANAGEMENT

OF INDUSTRIAL SYSTEM

Статья посвящена анализу подходов и методов по управлению качеством производственных систем в историческом разрезе. В частности, рассматриваются модели, лежащие в основе современной международной модели Всеобщего (сквозного) управления качеством — TQM — Total Quality Management.

The article is devoted to the analysis of methodical approaches to quality management of production (industrial) systems in historical view. The models which are fundamental for newest international model named TQM — "Total Quality Management" are considered.

Ключевые слова: управление качеством, модели и подходы к управлению качеством, национальные особенности систем обеспечения качества, международная система управления качеством, стандарты качества.

Key words: quality management, models and approaches of quality management, national systems of quality assurance, international quality management system, quality management standards.

<4 ж

ш

88J

ЕНДЕНЦИИ в развитии стран-лидеров в первый послевоенный период показали, что традиционный экстенсивный метод конкуренции на основе низких издержек исчерпал себя. Это было связано главным образом с исчерпанием национальных сырьевых баз большинства европейских государств, переносом их в развивающиеся страны, необходимостью роста реальных доходов населения и т. п. Для дальнейшего сохранения доминирующих позиций в конкуренции между собой и с развивающимися странами (с их дешевой рабочей силой и сырьем) европейские государства-лидеры создали общий рынок и поддерживают стандарт высокого качества продукции и услуг, поставляемых на этот рынок. Таким образом,

конкуренция на мировой политической и экономической арене во второй половине XX в. позволила развитым странам мира выйти на качественно новые показатели в эффективности своих производств и уровне жизни.

Вопросы качества во многом исторически являлись прерогативой производственников. Научную основу под их опыт первыми положили американские и японские ученые в 1920-1950-е гг. Основоположниками научного подхода к обеспечению качества являются Эдвард У. Деминг, Джозеф М. Джуран, Каоро Исикава, А. В. Шухарт, Кросби, У. Вейбулл, Х. Ф. Додж, Х. Ж. Ромиг, А. Уолд, Р. А. Фишер и др. За вторую половину XX в. советские (российские) ученые и специалисты-практики также развили теоретические подходы к

«человеческим элементом» вещь более тонкая, и задача здесь — раскрыть индивидуальные способности каждого работника на благо всех — предприятия и общества, и свести к минимуму негативное влияние этого фактора на качество продукции и услуг (табл. 2). Одной из главных составляющих понятия «человеческий фактор» является образование и профессиональная подготовка. В Японии, например, еще со второй половине XIX в. было

// университета

[ЖУРНАЛ водных /_/ коммуникации

введено всеобщее образование, и к началу XX столетия уровень грамотности приблизился к 100 %.

Японский опыт показал западным специалистам, что при правильном управлении человеческим фактором появляется так называемый синергетический эффект, когда отдельные факторы не просто суммируются, а, действуя во взаимной связи, многократно усиливают конечный положительный эффект.

Таблица 2

Системы управления человеческим фактором на производстве

Аспекты Восточный — «синергетический» (Япония) Западный — «традиционный» (Великобритания)

Культурные и национальные особенности Большой национальный вклад в образование (большой процент людей с высшим образованием) Существование пожизненного найма в главных компаниях Работники компании строят свою карьеру путем накопления опыта в различных областях Более низкий национальный вклад в высшее образование Отсутствие пожизненного найма; наем по контракту на определенный период Работники строят карьеру путем совершенствования своей специализации, не сохраняя верность компании

Философия управления Рядовые работники разделяют с руководством ответственность скорее за цели, а не за средства производства К рядовым работникам руководство относится как к ценности Операторы являются экспертами, способными самостоятельно решать возникающие на их рабочем месте проблемы Рядовые работники отвечают за средства производства Рядовые работники рассматриваются как затраты Экспертами являются специалисты, система спроектирована так, что становится недоступной оператору

Системы и стиль управления Системы простые и жизнеспособные Системы помогают операторам и контролерам управлять состоянием дел Управляющие располагают возможностью управлять будущим, планируя его Системы сложные и труднопони-маемые Состоянием дел управляют руководители Общий упор сделан на управление существующим состоянием дел

Роль операторов Операторы хорошо обучены и могут быть экспертами Обучение операторов рассматривается как потеря ресурсов

Варианты синергетического эффекта Положительные отношения между сотрудниками фирмы (как по вертикали, так и по горизонтали), поддерживающие жизнеспособность кружков Атмосфера, нередко приводящая к распаду кружков

II университета

'ЖУРНАЛ водных / / коммуникации

Список литературы

1. Бабкин Е. В. Управление качеством транспортной продукции: учеб. пособие. — СПб.: СПГУВК, 1998. — 199 с.

2. Герасимова Г. Е. Кружки качества в Великобритании. Стандарты и качество. — 1987. — Вып. 7. — С. 18-20.

3. Герасимова Г. Е. Международные стандарты серии 9000 по системам качества. Стандарты и качество. — 1987. — Вып. 11, 12.

4. Лекционный материал по квалиметрии и управлению качеством / под ред. Е. Н. Климова — СПб.: СПГУВК, 2004.

5. Никитин В. А., Филончева В. В. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000:2000. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 127 с.

6. Окрепилов В. В. Управление качеством и конкурентоспособностью: учеб. пособие. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. — 260 с.

7. Субетто А. И. Эволюция и некоторые принципы перестройки систем управления качеством на современном этапе. Стандарты и качество. — 1987. — Вып. 8.

8. Тэтчер М. Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира: пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2003. — 504 с.

9. Чайка И. И. Основные понятия и элементы системы качества в международных стандартах ИСО серии 9000. Стандарты и качество. — 1989. — Вып. 4, 5.

А. С. Корезин,

д-р экон. наук, доц., СПбГУЭФ

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КРИТЕРИЕВ КАЧЕСТВА СТРАХОВОГО ПРОДУКТА (УСЛУГИ) В КОНТЕКСТЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЫНКА МОРСКОГО СТРАХОВАНИЯ

THE PROBLEM OF ELABORATING THE CRITERIA FOR INSURANCE PRODUCT (OR SERVICE) QUALITY IN CONTEXT OF THE PARTICULARITIES OF MARINE INSURANCE MARKET

В статье дан обзор текущего состояния российского рынка морского страхования и предложены подходы к его развитию на основе формирования критериев и механизмов обеспечения качества страховых продуктов (услуг).

In the article the review of the Russian marine insurance market is presented and the concept of its developing m on the basis of elaborating the criteria and mechanisms for improving insurance product quality is proposed.

£

3 Ключевые слова: морское страхование, страховой риск, страховой продукт, качество, управление

качеством.

Key words: marine insurance, insured risk, insurance product, quality, quality management.

ТРАХОВАНИЕ всегда играло и неса. Морское страхование — одна из самых

продолжает играть роль основно- старых систем страхования рисков, которая

го экономико-правового механизма стала достаточно эффективно работать имен-

обеспечения безопасности судоходного биз- но как система договорного (не взаимного)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.