Научная статья на тему 'Целесообразность использования современных педагогических технологий в непрерывном послевузовском образовании акушеров-гинекологов по проблемам ВИЧ-инфекции'

Целесообразность использования современных педагогических технологий в непрерывном послевузовском образовании акушеров-гинекологов по проблемам ВИЧ-инфекции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / АКУШЕРЫ ГИНЕКОЛОГИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ТРЕНИНГОВЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / A HIV-INFECTION / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / OBSTETRICIAN-GYNECOLOGISTS / EDUCATION / PREVENTIVE MAINTENANCE / CONSULTATION / TRAINING FORMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ленок Г. В., Крамарский В. А., Клименко С. В., Попова Е. В.

В настоящее время существует настоятельная потребность в непрерывной подготовке специалистов по проблеме ВИЧ-инфекции. Профилактика ВИЧ-инфекции и вопросы консультирования необходимы каждому акушеру-гинекологу. Тренинговые формы обучения с внедрением новых методов работы со слушателями можно рассматривать как одну из перспективных форм в непрерывном образовании врачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ленок Г. В., Крамарский В. А., Клименко С. В., Попова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Expediency of use of modern pedagogical technologies in continuous postgraduate education of obstetrician-gynecologists on the problems of HIV-infection

At present time there is au urgent need in continuous preparation of experts in HIV-infection problem. Preventive maintenance of HIV-infection and consultation questions are necessary for each obstetrician-gynecologist. Training forms of training with introduction of new methods of work with listeners can be considered as one of perspective form in continuous education of doctors.

Текст научной работы на тему «Целесообразность использования современных педагогических технологий в непрерывном послевузовском образовании акушеров-гинекологов по проблемам ВИЧ-инфекции»

© ЛЕНОК Г.В., КРАМАРСКИЙ В.А., КЛИМЕНКО С.В., ПОПОВА Е.В. — 2009

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НЕПРЕРЫВНОМ ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ОБРАЗОВАНИИ АКУШЕРОВ-ГИНЕКОЛОГОВ ПО ПРОБЛЕМАМ ВИЧ — ИНФЕКЦИИ

Г.В. Ленок, В.А. Крамарский, С.В. Клименко, Е.В. Попова (Иркутский государственный институт усовершенствования врачей, ректор — д.м.н., проф. В.В. Шпрах; кафедра акушерства и гинекологии, зав. д.м.н., профессор С.И. Кулинич)

Резюме. В настоящее время существует настоятельная потребность в непрерывной подготовке специалистов по проблеме ВИЧ-инфекции. Профилактика ВИЧ-инфекции и вопросы консультирования необходимы каждому акушеру-гинекологу. Тренинговые формы обучения с внедрением новых методов работы со слушателями можно рассматривать как одну из перспективных форм в непрерывном образовании врачей.

Ключевые слова: ВИЧ-инфекция, педагогические технологии, акушеры гинекологи, образование, профилактика, консультирование, тренинговые формы обучения.

EXPEDIENCY OF USE OF MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN CONTINUOUS POSTGRADUATE EDUCATION OF OBSTETRICIAN-GYNECOLOGISTS ON THE PROBLEMS OF HIV-INFECTION

V.A. Kramarsky, G.V.Lenok, S.V. Klimenko, E.V. Popova (Irkutsk State Institute of Continuing Medical Education)

Summary. At present time there is au urgent need in continuous preparation of experts in HIV-infection problem. Preventive maintenance of HIV-infection and consultation questions are necessary for each obstetrician-gynecologist. Training forms of training with introduction of new methods of work with listeners can be considered as one of perspective form in continuous education of doctors.

Key words: a HIV-infection, pedagogical technologies, obstetrician-gynecologists, education, preventive maintenance, consultation, training forms.

ВИЧ-инфекция остается проблемой всего мирового сообщества [1,2,3,4]. Только в 2007г. в России зарегистрировано 42 700 новых инфицированных ВИЧ. Из них 80% приходится на лиц моложе 30 лет. Внедряемая в настоящее время профилактика вертикальной передачи ВИЧ-инфекции беременной женщиной плоду и новорожденному с помощью антиретровирусных препаратов позволяет снизить риск заражения ребенка до 1-2% против 50%[1-9].

Иркутская область является одним из проблемных регионов по ВИЧ-инфицированию в Российской Федерации.

Учитывая темпы роста в Иркутской области числа ВИЧ-инфицированных женщин, особенно в активном репродуктивном возрасте, перед специалистами встал вопрос об организации родовспоможения и профилактики ВИЧ-инфекции. Организация родовспоможения у ВИЧ инфицированных женщин имеет свои особенности и является чрезвычайно важным направлением в разделе профилактики этой патологии, что подтверждается законодательными приказами и письмами. Появившаяся проблема и намеченные пути ее решения требуют постоянного совершенствования знаний акушеров-гинекологов реализация которых должна осуществляется на протяжении всей их трудовой деятельности. Для решения этих вопросов необходима непрерывная работа по подготовке специалистов системы последипломного медицинского образования, с использованием новых, адаптированных к современным требованиям и условиям современных педагогических технологий. Система последипломного образования не просто удовлетворяет потребности в знаниях, в соответствии с государственными заказами, но и активно выявляет и формирует эти потребности. В последнее время появился целый ряд направлений знания, по которым необходимы для врачей самых разных специальностей [1-8]. Одним из таких направлений является ВИЧ-инфекция.

Такое непрерывное обучение акушеров-гинекологов предусмотрено национальным проектом «Здоровье» с этапной моделью последипломной подготовки врачей в ин-

тернатуре, ординатуре и курсов повышения квалификации с дискретным получением знаний в интервалах между выше указанными формами обучения. При этом система непрерывного образования информационно обеспечена национальными практическими руководствами, а участие врача в профессиональных конференциях, симпозиумах, семинарах, тренингах предполагает активные формы самообразования.

В 2007 году в четырех районах Иркутской области в рамках инициативы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и финансовой поддержке Фонда ООН в области народонаселения при поддержке Областного Департамента Здравоохранения Иркутской области и активном участии сотрудников Иркутского ГИУВа были проведены трехдневные семинары-тренинги по проблеме ВИЧ-инфекции в службе репродуктивного здоровья.

Основной идеей семинаров-треннингов являлось приобретение навыков консультирования ВИЧ-инфицированных женщин репродуктивного возраста. В семинаре приняли участие 192 врача акушера-гинеколога из региона. Перед началом семинара, для выявления базисных знаний по проблеме, самоаттестации и предполагаемых ожиданий было проведено анкетирование, результаты которого представлены в таблице 2.

В ходе семинара — тренинга использовались интерактивные формы обучения: ролевые игры, упражнения, дискуссии, мозговые атаки, демонстрации, работа в малых группах.

Таблица 2

Ожидания слушателей семинара-треннинга

№ Ожидания слушателей семинара %

1. Получить новые знания по проблеме ВИЧ/СПИД 72

2. Научиться применять полученные знания на практике 4

3. Получить практические навыки 7

4. Уметь донести полученные знания до коллег 3

5. Научиться общению с ВИЧ-положительными людьми 2

6. Уметь найти контакт с членами семей ВИЧ-положительных пациентов 3

7. Освоить новые элементы организации работы 5

8. Общение, обмен опытом 3

9. Получить раздаточный материал 1

Таблица 3

Результаты самоаттестации

№ п/п Начальная самоаттестация Заключительная самоаттестация

1. ВИЧ не передается через: кровь — 0 сперму — 3 мочу — 189 кровь — 0 сперму — 0 мочу — 192

2. Процент передачи ВИЧ при половом гетеросексуальном контакте без презерватива равен 50% 100%

3. Процент передачи ВИЧ при уколе полой иглой, содержащей кровь с ВИЧ, равен 100% — 148 30% — 41 0,3% — 3 100% — 0 30% — 0 0,3% —192

4. От ВИЧ-положительной матери, соблюдающей все меры профилактики во время беременности и родов, вероятность передачи ВИЧ ребенку равна 100% — 2 50% — 31 12% — 34 2% — 45 100% — 0 50% — 0 12% — 12 2% — 180

5. Все повара и официанты обязаны обследоваться на ВИЧ верно — 106 неверно — 86 верно — 0 неверно — 192

6. Если врач выявляет ВИЧ-инфекцию у пациента, он обязан сообщать об этом мужу/жене/половому партнеру пациента верно — 4 неверно — 188 верно — 0 неверно — 192

7. Поголовное обследование на ВИЧ — эффективный способ борьбы с распространением ВИЧ-инфекции: верно — 9 неверно — 183 верно — 0 неверно — 192

8. Презерватив — единственный метод, предотвращающий передачу ВИЧ при половом контакте: верно — 184 неверно — 8 верно — 0 неверно — 192

9. Я могу определить ВИЧ-статус человека по его внешнему виду: верно — 5 неверно —184 верно — 0 неверно — 192

10. Я знаю, что должен делать в случае контакта с кровью ВИЧ-положи-тельного больного да — 192 нет —0 да — 192 нет —0

11. После ситуации, рискованной в плане инфицирования ВИЧ, я сдам анализ на определение антител к ВИЧ на следующий день —15 через 1 месяц — 56 через 3 недели — 0 через 3 и 6 месяцев-114 через год —13 на следующий день — 192 через 1 месяц-0 через 3 недели —0 через 3 и 6 месяцев —192 через год —192

12. Цель дотестового консультирования — получение согласия на обследование: согласен — 34 не согласен — 151 приоритетные цели: информирование и выработка плана по снижению рискованного поведения — 7 согласен — 0 не согласен — 0 приоритетные цели: информирование и выработка плана по снижению рискованного поведения —192

13. Консультирование до и после теста на ВИЧ должны проводить только в Центре СПИДа: да — 72 нет —120 да — 0 нет —192

С первых часов семинара — тренинга установился хороший контакт не только внутри группы, но и между группой и преподавателями. В течение всего семинара возникало большое количество вопросов. Слушатели проявили большую заинтересованность в получении знаний и навыков.

В ходе рассмотрения медицинских тем мы получили большое количество вопросов, касающихся путей передачи ВИЧ, тактики поведения специалиста при сомнительном результате обследования женщины на ВИЧ-инфекцию, консультирование как метод профилактики вертикальной передачи ВИЧ-инфекции у беременных, правовым вопросам проблемы ВИЧ-инфекции. Из всех выше перечисленных вопросов наибольший интерес вызвала тема консультирования при ВИЧ-инфекции, как метод профилактики.

Для получения знаний по проблеме ВИЧ и навыков коммуникации, были использованы ролевые игры, направленные на отработку практических навыков через имитационные педагогические технологии.

По итогам работы первого дня семинара был проведен опрос в результате которого отмечено, что наиболее важным для участников семинара являлись медицинские проблемы ВИЧ. По их мнению, важными разделами рассматриваемой темы являлись определение понятия качества медицинской помощи, личная позиция каждого участника по вопросам ВИЧ-инфекции и отли-

чие консультирования от врачебного приема. Наибольший интерес и высокую степень активности участники проявили при работе в малых группах.

Итоги опроса определили приоритет интереса слушателей, который стал основой целенаправленности последующих занятий.

Второй день целиком был посвящен вопросам консультирования. В результате опроса после второго дня занятий наиболее важным для слушателей явилось понятие о консультировании как методе профилактики ВИЧ. К важным разделам занятия были отнесены навыки активного слушания и невербальная оценка коммуникации. При этом наибольший интерес вызвали шестишаговая модель консультирования, отработка его навыков и моделирование ситуации.

По мнению слушателей, в процессе занятия сделан большой шаг на пути совершенствования общения с пациентами по самым интимным вопросам.

Третий день нами был посвящен обобщению полученной информации и отработке практических навыков. Результатом третьего дня семинара явилось заключение слушателей о моделировании ситуации как наиболее важном разделе в приобретении навыков консультирования у ВИЧ инфицированных. К важным разделам третьего дня семинара они также отнести приобретение навыков активного слушания, а наибольший для них интерес представляло использование в процессе обучения ролевых игр.

Отработка навыков также проводилась путем моделирования ситуаций, послетестового консультирования при отрицательном, сомнительном и положительном результатах. Каждый слушатель семинара побывал в роли консультанта и пациента. Использование ролевых игр для закрепления навыков было признано всеми участниками полезными и эффективными.

В конце третьего дня семинара все участники получили раздаточный материал по рассмотренным темам.

В процессе внедрения новых методов обучения — семинаров-тренингов, нами было проведено исследование с целью оценки эффективности образовательных мероприятий, направленных на повышение готовности специалистов акушеров — гинекологов к работе по раннему выявлению пациенток с ВИЧ-инфекцией и профилактике ВИЧ-инфекции.

Слушатели семинара получили знания необходимые им в работе, а также навыки по дотестовому и послетестовому консультированию. В первый день

семинара-тренинга и по его окончании нами была проведена самоаттестация слушателей с помощью анкет, разработанных и предложенных нам Фондом ООН в области народонаселения ЮНФПА по ВИЧ-инфекции. Сравнительные результаты самоаттестации в начале и в конце семинара представлены в таблице 3.

Таким образом, все слушатели продемонстрировали хорошие коммуникативные навыки, высокую скорость усвоения материала и приобретения навыков.

Комментарии слушателей о методах обучения на семинаре были следующими: 32% — очень своевременно, все будет применяться в работе, 18% — доступно, быстро и легко усвояется, 30% — метод великолепный, информативный, 20% — благодаря новому методу быстро и хорошо усваивается материал. На вопрос о сбалансированности работы мы получили следующие ответы (табл. 4):

Таблица 4

Вид занятия Достаточно Больше, чем достаточно Хотелось бы больше

Теория 84% 16%

Практика 79% 20% 1%

Дискуссии 96% 4%

Таблица 5

Ожидания

Отношение к проблеме %

За время тренинга изменилось отношение к проблеме 100%

Изменили свое отношение к ВИЧ-инфицированным пациентам и к себе 14

Определились основные работы с данной группой населения 23

Больше узнали — стали уверенней 25

Консультирование — реальный метод профилактики ВИЧ 17

Освоили технологию проведения занятий по ВИЧ-инфекции 6

Получили больше, чем ожидали, в т.ч. получили ответы, на все имеющиеся на сегодня вопросы 14

Безоценочность в отношении к пациентам 97

Систематизировали знания,появилась уверенность в себе, изменилось отношение к пациентам, нет боязни ВИЧ-инфекции, появилась готовность говорить на проблемную тему; 89

Появилось понимание, что проблема может войти в каждый дом, она живет рядом 50

Ожидания слушателей оправдались и все отметили, что их уровень знаний по ВИЧ-инфекции возрос, а отношение к проблеме — изменилось.

Таким образом, таблицу ожиданий можно было бы продолжить новыми пунктами (табл. 5).

Таким образом, очевидно, что поскольку основная доля контактов с ВИЧ-инфицированными женщинами приходится на акушеров-гинекологов, возникает настоятельная потребность в непрерывной подготовке специалистов по проблеме ВИЧ-инфекции, совершенствовании форм и методов работы по организации и проведению повышения квалификации кадров по

проблеме ВИЧ-инфекции. Ожидания организаторов семинара-тренинга оправдались.

Консультирование необходимо использовать как одну из форм профилактики ВИЧ-инфекции.

Тренинговые формы обучения необходимы в непрерывное образование.

Проведение краткосрочных семинаров-тренингов, с внедрением новых методов работы со слушателями можно рассматривать как одну из перспективных форм в непрерывном образовании врачей.

Именно качество данной деятельности будет определять в дальнейшем качество работы по диагностике, лечению и предупреждению ВИЧ-инфекции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андерсон Дж. Р. Руководство по медицинской помощи ВИЧ-инфицированным женщинам. — М.: Версия. 2001. — С.12-15.

2. Белоозеров Е.С., Буланьков Ю.П. ВИЧ-инфекция. — Элиста: Джангар, 2006. — 224 с.

3. Воронцова Н.Н., Жеребцова В.В., Епоян Т.А., Загайнова А.И., Игумнов С. А., РоманенкоЕ.И., СадовниковаВ.Н., Сидоренко С.И., Торопов П.Б., Шумейко ГМ. Медико-социальное сопровождение людей, живущих с ВИЧ, и членов их семей: Пособие для социальных работников. — Москва, 2006. — 114с.

4. Иоанниди Е.А., Морозова Н.А. ВИЧ-инфекция у беременных Волгоградской области.//Эпидемиология и инфекционные болезни. — 2007. — №1. — С.44-45.

5. Иванова В.И. Современные тенденции подготовки научно-педагогических кадров в области медико-

биологических наук//Вестн. СПбГМА им И.И.Мечникова. — 2006. — №2 (7). — С.146-150.

6. Куманова Г.У., БашмаковаЛ.Н., Бутенко Е.Н. Работники коммерческого секса //Социологические исследования. — 2000. — №5. — С.51-59.

7. Морозова Н.А. Отношение к ВИЧ-инфицированным беременным женщинам в медицинском сообществе. Автореф. дис. канд. мед. наук. — Волгоград, 2007. — 59 с.

8. Покровский В.В. Эпидемия ВИЧ-инфекции в России — куда идешь? //Эпидемиол. и инфекц. бол. — 2004. — №4. — С.4-6.

9. Khalsa J.H., Francis H., Mazin R. Bloodborn and Sexually Transmitted Infections in Drug Abusers in the United States, Latin America, the Caribbean and Spain// Clinical Infectious Diseases. — 2003. — V. 37 (Suppl. 5). — S. 331-337.16.

Адрес для переписки: Ленок Галина Викторовна — заведующая кафедрой инфекционных болезней Иркутского государственного института усовершенствования врачей.

E-mail: galena-lenok@mail.ru

© ГОЛУБЧИКОВА М.Г., ШПРАХ В.В., КРАМАРСКИЙ В.А. — 2009

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СОВРЕМЕНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПОСЛЕДИПЛОМНОМ МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

М.Г. Голубчикова, В.В. Шпрах, В.А. Крамарский (Иркутский государственный институт усовершенствования врачей, ректор — д.м.н., проф. В.В. Шпрах)

Резюме. Статья посвящена проблеме использования современных активных технологий и методов в обучении медицинских кадров в Иркутском государственном институте усовершенствования врачей. Представлены организационные и методические вопросы реализации данного опыта. Авторы считают, что хорошие результаты в обучении слушателей дают следующие методы: кейс-технологии, деловые игры, метод проектов, мозговой штурм, имитационный тренинг. Но самый большой эффект достигается при сочетании методов. Обучение с помощью активных технологий на циклах усовершенствования вызывает больший интерес у взрослых по сравнению с традиционными методами. Кроме того, современные технологии обучения повышают качество образования, что доказывается результатами итогового контроля.

Ключевые слова: последипломное образование, технологии обучения, методы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.