Научная статья на тему 'Подготовки врачей общей практики по проблеме ВИЧ-инфекции'

Подготовки врачей общей практики по проблеме ВИЧ-инфекции Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
452
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРАЧИ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ / ЭПИДЕМИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / GENERAL PRACTITIONERS / TRAINING OF PERSONNELS / HIV-INFECTION / EPIDEMIC / INNOVATIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ленок Галина Викторовна, Меньшикова Лариса Васильевна, Колесникова Евгения Борисовна

Подготовка врачей общей практики к работе по раннему выявлению и работе с инфицированными ВИЧ проводится с использованием современных инновационных технологий. Это является важным фактором сдерживания эпидемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ленок Галина Викторовна, Меньшикова Лариса Васильевна, Колесникова Евгения Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of physicians of the general practice on the problem of HIV-infection

Th e training of general practitioners to the work with an early revealing and work with patients infected by HIV is conducted with the use of modern innovative technologies. It is the important factor of suppression of epidemic.

Текст научной работы на тему «Подготовки врачей общей практики по проблеме ВИЧ-инфекции»

3. Решение меньшинства. Активное меньшинство, оказывая поддержку друг другу, проводит свое решение. Все другие члены группы имели собственные представления о решении проблемы, однако единой точки зрения выработать им не удалось.

4. Компромиссное решение. Когда никак не удается в ходе дискуссии выйти на одно решение, нужны взаимные уступки и тогда возможна ситуация, что будет принято то решение, которого никто не предлагал.

5. Решение большинства. Такое решение считается демократичным, и потому — верным, хотя это не всегда так. Кроме того, у оставшегося меньшинства возникает чувство, что они не сумели достаточно четко выразить свою позицию и практическое воплощение решения может показать его несостоятельность.

6. Решение взаимопонимания. Такое решение возникает в дискуссии, которая продолжается до тех пор, пока каждый из участников не сможет, хотя бы частично, примкнуть к выдвинутому предложению. При этом все ощущают, что они имели возможность оказать влияние на решение, и каждый знает, почему пришли к такому решению.

7. Единогласное решение. Для сложных проблем такой способ решения бывает редким. Полного единогласия достичь невозможно в принципе, хотя бы по причине предварительного разделения функций и присвоения ролей участникам дискуссии.

Участникам деловой игры дается инструкция, в которой предлагается оценить, насколько эффективно действовала в игре команда. Оценка производится по семибальной шкале (табл. 1). Утверждение, расположенное на бланке слева, соответствует 1 баллу. Противоположное

ему утверждение расположено справа и соответствует 7 баллам. Остальные оценки являются промежуточными и отражают степень близости к крайним оценкам. Нейтральная оценка соответствует 4 баллам. После получения бланков преподаватель рассчитывает средний балл, по всем параметрам. В ходе оценки метода «ролевых игр» большое внимание уделяется оценке условий общения и эффективности применения инновационного метода.

Сравнительный анализ оценок занятий, проведенных традиционным методом (49 курсантов) и с использованием инновационных подходов (74 курсанта), показал достоверное различие между группами по следующим признакам: конструктивному характеру обсуждения проблем, принятию предложения в зависимости от их содержания, совместному принятию правильных решений, получении хороших результатов (табл. 2). Кроме того в группе, обучавшейся с применением метода ролевых игр достоверно выше доля лиц, указавших на доброжелательную обстановку в группе (62,5±5,5 против 34,3±6,8, различие достоверно по критерию хи-квадрат, р<0,05), взаимопомощь в группе (85,0±4,1 против 40,7±7,7; р<0,05), возможность высказаться для всех членов группы (87,3±4,2 против 15,7±5,1; р<0,01), ясность конечной цели работы группы (94,3±2,7 против 47,3±7,0; р<0,01), конструктивный характер обсуждения проблемы (75,6±5,0 против 51,2±7,1; р<0,05).

Таким образом, результаты экспериментального внедрения инновационных методов в учебный процесс показывают значительный рост мотивации к овладеванию знаниями, а также возможность сокращения учебного времени на освоение базовых предметов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаци Э. Человек как предмет философии. // Вопр. философии. — 1989. — №2. — С. 30.

2. Видт И.Е. Культурологическая интерпретация эволюции образовательных моделей. // Педагогика. — 2003. — № 3. — С. 32-38.

3. Костенко О.В. Профессиональная педагогическая культура как основополагающий фактор модерниза-

ции профессионального образования. // Педагогика. — 2007. — №3. — С. 25-28.

4. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления. Библиотека практической психологии: Практическое пособие. — М.: АСТ, 2000. — 430 с.

5. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. — М.: Прогресс, 1986. — 208 с. Таблица 1

Информация об авторах: 665827, Иркутская обл., г. Ангарск, 12а микрорайон, д. 3, а/я 1170;

тел. (395-5) 554085, 554090; e-mail: medecolab@inbox.ru, pankov 1212@mail.ru Ефимова Наталья Васильевна — заведующая лабораторией, старший преподаватель, д.м.н., Панков Владимир Анатольевич — заведующий кафедрой, заведующий лабораторией, д.м.н.

© ЛЕНОК Г.В., МЕНЬШИКОВА Л.В., КОЛЕСНИКОВА Е.Б. — 2010

ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ ПО ПРОБЛЕМЕ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ

Г.В. Ленок *, Л.В. Меньшикова2, Е.Б. Колесникова 3 (Иркутский государственный институт усовершенствования врачей, Иркутск, Россия)

Резюме. Подготовка врачей общей практики — к работе по раннему выявлению и работе с инфицированными ВИЧ проводится с использованием современных инновационных технологий. Это является важным фактором сдерживания эпидемии.

Ключевые слова: врачи общей практики, подготовка кадров, ВИЧ-инфекция, эпидемия, инновационные технологии

TRAINING OF PHYSICIANS OF THE GENERAL PRACTICE ON THE PROBLEM OF HIV-INFECTION

G. V. Lenok, L. V. Menschicova, E.B. Kolesnikova (Irkutsk State Institute for Postgraduate Medical Education, Irkutsk, Russia)

Summary. The training of general practitioners — to the work with an early revealing and work with patients infected by HIV is conducted with the use of modern innovative technologies. It is the important factor of suppression of epidemic.

Key words: general practitioners, training of personnels, HIV-infection, epidemic, innovative technologies.

Инфекционные болезни всегда были в центре внимания человечества, они, играют важную роль в патологии человека [1,3,4,6,7].

Прошло более 25 лет с момента начала регистрации первых случаев ВИЧ — инфекции, она остается первой пандемией инфекционного заболевания, которое не контролируется медициной и от которого умирает всякий заразившийся человек [1,2,3,4,6,7]. За это период время радикально изменился мир: более 1% населения планеты инфицированы ВИЧ, сиротами стали миллионы детей, число новых случаев инфицирования по оценке ЮНЭЙДС ежегодно превышает 4 млн. человек[3,4,6,7].

В.И. Покровский впервые описал выявленные случаи заболевания в нашей стране[3,4,6,7]. На 01.01.2010 г. число зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции у граждан России превысило 500 тыс., растет и количество вновь выявленных случаев ВИЧ-инфекции и в 2009 г. 58448 пациентам был поставлен диагноз ВИЧ-инфекции. На 01.01.2010 г. умерло 73 950 инфицированных ВИЧ, что составляет 13,4% от зарегистрированных больных. Среди причин смерти, связанных с ВИЧ-инфекцией лидирует туберкулез — 61,0% (2009 г.), при этом увеличилась доля генерализованного туберкулеза — с 23,7% в 2007 г. до 30,1% в 2009 г. К другим причинам смерти, связанным с инфекцией ВИЧ, являются пневмонии возвратные (2 раза и более в течение 12 мес.) — 6,5% (2007 г.) и 7,6% (2009 г.) [3,4,6,7].

К другим наиболее часто встречаемым причинам смерти от ВИЧ-инфекции относятся пневмоцистная пневмония (3,6%), цитомегаловирусная инфекция с органными поражениями (2,2%), токсоплазмоз головного мозга (2,0%) [1,3,4,6,7].

Значительную долю среди причин смерти составляют нерасшифрованные вторичные заболевания — 10,7% (2007 г.) и 16,5% (2009 г.), а также синдром истощения, обусловленный воздействием ВИЧ — 6,4% (2005 г.) и 5,1% (2007 г.) [4,6,7].

На начало 2010 года в Иркутской области нарастающим итогом зарегистрировано 29359 случаев ВИЧ-инфекции. Темп прироста новых случаев в 2009 г. составил + 16,7 %, по сравнению с 2008г. выше в 4,5 раза (в 2008 г. + 3,7 %). В 2009 г. рост новых случаев обусловлен значительной активизацией полового пути передачи. Эпидемия ВИЧ вышла из группы наркопотребителей, инфицированных в начале эпидемии в общую популяцию населения. Отмечается активное распространение ВИЧ среди тех слоев населения области, специфика поведения которых увеличивает риск заражения.

В 2009 г. в Иркутской области зарегистрировано 2969 случаев ВИЧ-инфекции (118,5 на 100 тыс. населения).

Иркутская область по итогам 2010 г. характеризуется как одна из самых пораженных территорий в Российской Федерации и в Сибирском Федеральном округе.

В общей структуре ВИЧ-инфицированных преобладают взрослые в возрасте 20-34 года и составляют в общей структуре заболеваемости — 73,6%.

Клинику ВИЧ-инфекции определяют оппортунистические заболевания поражающие все органы и системы, и это являются неблагоприятным показателем, свидетельствующем о развитии тяжелой стадии иммунодефицита, и больным с ВИЧ-инфекцией все чаще стала требоваться специализированная медицинская помощь, а значит привлечение в лечебный процесс врачей различных специальностей и, прежде всего врачей общей практики, а также усовершенствования амбулаторной, стационарной помощи, лабораторной службы и диспансерного наблюдения [1,2,3,4,5,6,7].

Необходимость проведения квалифицированных консультаций, частое возникновение малоизвестных оппортунистических инфекций, а хорошо изученные болезни у больных с ВИЧ-инфекцией имеют свои клинические особенности. В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 27.03.2006

№ 0100,3305-06-32 «О подготовке кадров по лечению и клинической диагностике ВИЧ-инфекции».

Цель исследования: подготовка врачей общей практики — к работе по раннему выявлению, диспансерному наблюдению, лечению, и профилактике ВИЧ-инфекции с использованием современных инновационных технологий.

Материалы и методы

Проведен анализ исследования с целью оценки эффективности образовательных мероприятий, направленных на повышение готовности специалистов врачей общей практики к работе по раннему выявлению пациентов с ВИЧ-инфекцией и профилактике.

Нами проведены трех дневные семинары — тренинги по проблеме профилактики ВИЧ-инфекции в практике семейного врача. Ожиданием организаторов семинара-тренинга — консультирование как форма профилактики. В целом число врачей общей практики прошедших обучение составляет 42 слушателя. Перед началом семинара было проведено анкетирование для выявления ожиданий слушателей, и самоаттестация для определения уровня знаний слушателей по теме обучения (табл.1).

Таблица 1

Ожидания слушателей семинара — тренинга

№ п/п Ожидания слушателей семинара %

1. Получить знания или получить новые знания по проблеме ВИЧ-инфекции 81%

2. Научиться применять полученные знания на практике 3%

3. Получить практические навыки 2%

4. Уметь донести полученные знания для коллег 1%

5. Научиться общению с ВИЧ-положительными пациентами 4%

6. Уметь найти контакт с членами семей ВИЧ-инфицированных 5%

7. Новые элементы в организации работы 2%

8. Общение, обмен опытом 1%

9. Получить раздаточный материал 1%

В ходе семинара — тренинга использовались интерактивные формы обучения: ролевые игры, упражнения, дискуссии, мозговые атаки, демонстрации, работа в малых группах.

С первых часов семинара — тренинга установился хороший контакт не только внутри группы, но и между группой и преподавателями. В течение всего семинара возникало большое количество вопросов. Слушатели проявили большую заинтересованность.

В ходе рассмотрения медицинских вопросов мы получили большое количество вопросов: тактика при сомнительном результате, профилактика ВИЧ-инфекции, правовые вопросы при ВИЧ-инфекции, тем не менее, тема консультирования при ВИЧ-инфекции, как метод профилактики, была интересна всем.

При рассмотрении слагаемых консультирования и навыков коммуникации, были использованы ролевые

Таблица 2

Итог опроса слушателей о работе первого дня

№ п/п Наиболее важные Важные Наибольший интерес

1. Медицинские аспекты; Раскрытие понятия качество медицинской помощи; Личная позиция участников по вопросам ВИЧ/СПИД; Рискованное поведение; Отличие консультирования от врачебного приема. Проведение занятий в малых группах с последующим обсуждением.

игры, направленные на отработку практических навыков.

По мнению слушателей, в первый день работы (табл.2) наибольший интерес вопросы консультирования и отличие консультирования от обычного врачебного приема. Понять основной принцип работы —безо-ценочность, принятие ВИЧ-положительных пациентов.

Второй день целиком был посвящен вопросам консультирования (табл.3).

По мнению слушателей, сделан большой шаг на пути облегчения общения с пациентами по самым интимным вопросам.

Таблица 3

Итог опроса слушателей о работе второго дня

Таблица 4

Итог опроса слушателей о работе третьего дня

№ п/п Наиболее важные Важные Наибольший интерес

1. Моделирование ситуаций Навыки активного слушания; Использование ролевых игр;

№ п/п Наиболее важные Важные Наибольший интерес

1. Понятие о консультировании, как методе профилактики ВИЧ; Навыки активного слушания; Невербальные оценки коммуникации Шестишаговая модель консультирования; Отработка навыков консультирования, моделирование ситуаций;

Третий день нами был посвящен обобщению полученной информации и отработке практических навыков (табл.4).

Отработка навыков также проводилась путем моделирования ситуаций, после-тестовое консультирование при отрицательном, сомнительном и положительном результате. Каждый слушатель семинара побывал в роли консультанта и пациента. Использование ролевых игр для закрепления навыков было признано всеми участниками полезными и эффективными.

В конце тре тьего дня семинара все участники получили раздаточный материал по рассмотренным темам. Слушатели семинара получили знания необходимые им в работе, а также навыки по дотестовому и послетестовому консультированию. Нами была

проведена самоаттестация, слушателей по окончании семинара, и мы сопоставили результаты начальной и заключительной самоаттестации (табл.5).

Таким образом, все слушатели продемонстрировали хорошие коммуникативные навыки, хорошую скорость усвоения материала и приобретения навыков. Ожидания организаторов семинара-тренинга оправдались. Консультирование необходимо использовать как одну из форм профилактики ВИЧ-инфекции. Проведение краткосрочных семинаров, с внедрением новых методов работы со слушателями может рассматриваться как один из перспективных в непрерывном образовании врачей. Именно качество данной деятельности будет определять качество работы по диагностике, лечению и предупреждению ВИЧ-инфекции. Поскольку основная доля контактов с ВИЧ-инфицированными пациентами приходится на врачей общей практики, возникает настоятельная необходимость непрерывного обучения и совершенствовании работы по повышению квалификации кадров по проблеме ВИЧ-инфекции.

Таблица 5

Результаты самоаттестации

№ п/п Начальная самоаттестация Заключительная самоаттестация

1. ВИЧ не передается через: -кровь -сперму -мочу 0 3 25 0 0 25

2. Процент передачи ВИЧ при половом гетеросексуальном контакте без презерватива равен 50% 100%

3. Процент передачи ВИЧ при уколе полой иглой, содержащей кровь с ВИЧ, равен 100% — 10 30% — 12 0,3% — 3 100% — 0 30% — 0 0,3% —25

4. От ВИЧ-положительной матери, соблюдающей все меры профилактики во время беременности и родов, вероятность передачи ВИЧ ребенку равна 100% — 12 50% — 9 12% — 4 2% — 0 100% —0 50% — 0 12% — 0 2% — 25

5. Все повара и официанты обязаны обследоваться на ВИЧ верно — 20 неверно — 5 верно — 0 неверно — 25

6. Если врач выявляет ВИЧ-инфекцию у пациента, он обязан сообщать об этом мужу/жене/половому партнеру пациента верно —13 неверно — 12 верно — 0 неверно — 25

7. Поголовное обследование на ВИЧ — эффективный способ борьбы с распространением ВИЧ-инфекции: верно — 19 неверно — 6 верно — 0 неверно — 25

8. Презерватив — единственный метод, предотвращающий передачу ВИЧ при половом контакте: верно — 4 неверно — 21 верно — 25 неверно — 0

9. Я могу определить ВИЧ-статус человека по его внешнему виду: верно — 17 неверно —8 верно — 0 неверно — 25

10. Я знаю, что должен делать в случае контакта с кровью ВИЧ-положительного больного да — 25 нет —0 да — 25 нет —0

11. После ситуации, рискованной в плане инфицирования ВИЧ, я сдам анализ на определение антител к ВИЧ на следующий день —15 через 1 месяц — 10 через 3 недели — 0 через 3 и 6 месяцев-25 через год —3 на следующий день —25 через 1 месяц-0 через 3 недели —0 через 3 и 6 месяцев —25 через год —25

согласен — 6 согласен —0

не согласен — 10 не согласен-0

12. Цель дотестового консультирования — получение согласия на обследование: приоритетные цели: информирование и выработка плана по снижению рискованного поведения — 9 приоритетные цели: информирование и выработка плана по снижению рискованного поведения —25

13. Консультирование до и после теста на ВИЧ должны проводить только в Центре СПИДа: да — 11 нет —14 да — 0 нет —25

ЛИТЕРАТУРА

1. Белозеров Е.С., Буланьков Ю.П. ВИЧ-инфекция. — Элиста: Джангар, 2006. — 224 с.

2. Беляков Н.А., Степанова Е.В., Рахманова А.Г Организация образования по проблемам ВИЧ-инфекции // ВИЧ-инфекция и иммуносупрессии. — СПб., 2009. — Т.1, №2. — С.7-16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. ВИЧ-инфекция // Информационный бюллетень / В.В. Покровский, Н.Н. Ладная, Е.В. Соколова, Е.В. Буравцова. — М., 2008. — №31. —24с.

4. Малеев В.В. Проблемы инфекционной патологии на современном этапе //Эпидемиология и инфекционные болезни. — М., 2006. — № 6. — С.4-8.

5. Медицинское последипломное образование. Система образования и подготовка преподавателей. / Под ред. Н.А. Белякова, А.П. Щербо. — СПб., 2002. — Изд-во ССЗ. — Т.1 — 480с.

6. Покровский В.В. Эпидемия ВИЧ-инфекции в России — куда идешь?// //Эпидемиология и инфекционные болезни. — М., 2004. — №4. — С.4-6.

7. Покровский В.В. ВИЧ/СПИД в России: ситуация и прогноз // Эпидемиология и инфекционные болезни. — М., 2008-№3. — С.1-5.

Информация об авторах: 664073, Иркутск, м-н Юбилейный, 100; тел. (3952) 461135, e-mail: galina-lenok@mail.ru Ленок Галина Викторовна — к.м.н., доцент, заведующая кафедрой,

Меньшикова Лариса Васильевна — д.м.н., профессор, заведующая кафедрой,

Колесникова Евгения Борисовна — ассистент.

© ЛЫСЕНКО И.В., ЛЕБЕДЕВ В.В. — 2010

ИНТЕГРАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ВИЧ/СПИДА В СЛУЖБУ ОХРАНЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ: ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕНИНГОВОЙ МЕТОДИКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИКУЮЩИХ АКУШЕРОВГИНЕКОЛОГОВ

И.В. Лысенко, В.В. Лебедев (Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар, Россия)

Резюме. Исследование демонстрирует актуальность интеграции профилактики ВИЧ/СПИДа в службу охраны репродуктивного здоровья. Показана эффективность тренинга при обучении практикующих акушеров-гинекологов консультированию по профилактике половой передачи ВИЧ.

Ключевые слова: интеграция профилактики ВИЧ/СПИДа в службу охраны репродуктивного здоровья, половая передача ВИЧ, тренинг, консультирование.

INTEGRATION OF HIV/AIDS PREVENTION INTO THE REPRODUCTION HEALTH SERVICES PROGRAMS: THE TRAINING METHOD EFFICACY IN EDUCATIONAL PROGRAMS FOR PRACTICING GYNECOLOGISTS

I.V. Lysenko, V.V. Lebedev (Kuban state medical University, Krasnodar, Russia)

Summary. The research demonstrates the actuality of the integration of HIV/AIDS Prevention in reproduction health services programs, also shows the training method efficacy in consulting for prevention HIV sexual transmission in educational programs for gynecologists.

Key words: HIV/AIDS Prevention, Reproduction Health Services, HIV sexual transmission, training, counseling.

В 2009 году в Краснодарском крае было зарегистрировано 1017 случаев ВИЧ-инфекции, ежегодно заболеваемость растет более чем на 10%. С 2003 г. отмечен новый этап эпидемии ВИЧ: инфекция вышла за рамки группы потребителей парентеральных наркотиков. По результатам эпидемиологических расследований, в 2008-2009 гг. на гетеросексуальный путь передачи приходится 73% всех случаев заражения, большинство ВИЧ-инфицированных находятся в возрастной группе 21-39 лет — 72%, а более 1/3 — до 30 лет. Молодые ВИЧ-позитивные люди все чаще создают семьи, хотят иметь детей. С 1987 г. в крае от матерей с ВИЧ родилось 935 младенцев. Закономерно с ростом заболеваемости увеличивается нагрузка на лечебную сеть, но медицинские специалисты нередко не готовы к оказанию помощи этой категории пациентов. Наукой доказано, что при соблюдении всех профилактических мер вероятность передачи ВИЧ от матери к ребенку не превышает 2%. В России этот показатель в среднем равен 11,8%. Это говорит о том, что многим женщинам, живущим с ВИЧ, по разным причинам, не доступны медицинские профилактические услуги. В целом, остро стоит вопрос профилактической работы, и с учетом доминирующих путей передачи ВИЧ особая роль в его решении принадлежит врачам сферы охраны репродуктивного и сексуального здоровья.

Цель работы: оптимизация обучения акушеров-гинекологов по проблеме профилактики перинатальной передачи ВИЧ-инфекции.

Материалы и методы

В 2006 г. Министерство здравоохранения и социального развития и Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС) разработали проект «Интеграция профилактики ВИЧ-инфекции в службу охраны репродуктивного здоровья». Национальные консультационные семинары в преддверии проекта выявили ряд проблем службы, среди которых: отсутствие методики до— и послетестового консультирования на ВИЧ (дотестовое консультирование не проводится или сводится к обоснованию тестирования, послетестовое консультирование при отрицательном результате не проводится), отсутствие опыта работы с потребителями инъекционных наркотиков и работницами коммерческого секса, стереотипы медиков по отношению к людям, живущим с ВИЧ/СПИД (ЛЖВС) и ЛЖВС по отношению к медикам. Кроме того, сама идея встретила активное нежелание специалистов СОРЗ заниматься консультированием по вопросам профилактики ВИЧ/ СПИДа [1].

В качестве одного из трех «пилотных» регионов для реализации проекта был выбран Краснодарский край. Накануне проекта в «пилотных» ЛПУ, проведено социологическое исследование, основными выводами которого стали: 1) 100% беременных женщин отрицают получение консультации по вопросам профилактики ВИЧ и инфекций, передающихся половым путем, во время приема акушера-гинеколога; 2) неудовлетворенность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.