РАЗДЕЛ XI
ОБРАЗОВАНИЕ. ЗДОРОВЬЕ. БЕЗОПАСНОСТЬ
УДК 378.046.4
Г. В. Ленок, G. V. Lenok.
Кандидат медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой инфекционных болезней Иркутского государственного института усовершенствования врачей, [email protected], Иркутск
The candidate of medical sciences, the senior lecturer, managing chair of infectious diseases of Irkutsk state institute of improvement of doctors, [email protected], Irkutsk
Д. В. Пивень, D. V. Piven.
Доктор медицинских наук, профессор заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, проректор по научной и лечебной работе Иркутского государственного института усовершенствования врачей, [email protected], Иркутск
The doctor ofmedical sciences, the professor managing chair of public health andpublic health services, the pro-rector on scientific and medical work ofIrkutsk state institute of improvement of doctors, [email protected], Irkutsk
М. А. Алферова, M. A. Alferova.
Начальник отдела технологий обучения Иркутского государственного института усовершенствования врачей, [email protected], Иркутск
The chief of department of technologies of training ofIrkutsk state institute of improvement of doctors, [email protected], Irkutsk
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НЕПРЕРЫВНОМ ПОСЛЕДИПЛОМНОМ ОБРАЗОВАНИИ ВРАЧА
Согласно нормативам, врач должен не реже, чем один раз в пять лет, повышать свою квалификацию. Для этого он проходит курс в учебном заведении (либо сам приезжает в учебное заведение, либо преподаватели выезжают для обучения группы врачей). После этого врачу продлевается сертификат, который дает право заниматься лечебной работой следующие пять лет.
В этой системе есть некоторые слабые места, которые могут быть исправлены внедрением инновационных технологий (тренинги, дистанционное обучение, телемедицина).
Во-первых, это «запаздывание знаний». Например, ВИЧ-инфекция требует постоянного пополнения знаний в вопросах эпидемиологии, этиопатогенеза, клиники, новых методы диагностики, препараты и методы лечения, профилактики. Очевидно, что никто бы не хотел идти на прием к врачу, знания которого пять лет не обновлялись. Внедрение инновационных образовательных технологий в систему повышения квалификации врачей позволит практикующему специалисту учиться на рабочем месте, сделать обучение непрерывным.
Во-вторых, это нерациональное использование времени. В России порядка 620 000 врачей. Если принять, что каждый из них повышает квалификацию раз в пять лет, а ВИЧ-инфекция требует внимания врачей всех специальностей, и курс обучения длится один месяц, то получается, что в данный момент порядка 10 000 врачей оторваны от работы для учебы. А ведь это практически население небольшого города! Использование инновационных технологий позволит меньше отрывать от работы врачей, поскольку часть обучения будет проходить на рабочем месте, кроме того, вопросы касающихся ВИЧ-инфекция, которая не является основной в профессиональной деятельности врачей - специалистов, однако требует внимания, в связи с ростом числа инфицированных ВИЧ и увеличивающимся числом обращений за медицинской помощью не только и не столько к инфекционистам, а к другим специалистам и требует от них профессиональных знаний.
В-третьих, это большая затратность. Либо врач уезжает для обучения и приходится нести расходы по оплате транспорта, проживания, либо группа преподавателей прибывает для обучения группы врачей и несет те же виды расходов. Инновационные технологии, используемые в непрерывном обучении, позволят значительно сократить продолжительность командировок и минимизировать расходы по этим статьям.
Сегодня система последипломного образования требует модернизации. Модель непрерывного обучения врачей включает в себя не только существующие этапы последипломной подготовки врачей (интернатуру, ординатуру, циклы повышения квалификации врачей), но и предполагает внедрение новых форм обучения - проведение краткосрочных семинаров, более широкое использование заочных и дистанционных форм, обучение в процессе повседневной деятельности.
Система последипломного образования должна не просто удовлетворять потребности в знаниях в соответствии с государственными заказами, но и активно выявлять и формировать эти потребности. Появился целый ряд направлений, знания по которым необходим для врачей всех специальностей. Одним из таких важнейших направлений является ВИЧ-инфекция ситуация, по которой становится все более напряженной.
ВИЧ-инфекция является постоянно растущей как медицинской, так и социальной проблемой Иркутской области. В течение последних лет в Иркутской области значительно ухудшилась эпидемическая обстановка по ВИЧ-инфекции. Количество инфицированных ВИЧ возрастает в геометрической прогрессии. В условиях развивающейся эпидемии, подготовка медицинских работников по проблеме ВИЧ-инфекции является приоритетной, большое внимание уделяется вопросам профилактики ВИЧ.
Учитывая, что из всех живущих с ВИЧ-инфекцией, она чаще всего диагностируется в возрасте от 15 до 35 лет, а это молодые люди в активном репродуктивном возрасте, перед системой оказания медицинской помощи стал вопрос об организации родовспоможения у ВИЧ-инфицированных женщин.
Возникают множество новых ситуаций, к которым практические врачи еще не всегда подготовлены - необходимость проведения квалифицированной консультации, частое возникновение малоизвестных вторичных инфекций, тактика оперативных вмешательств, стоматологическая, акушерско-гинекологическая, наркологическая помощь, - это всё имеет особенности у пациентов с ВИЧ-инфекцией
Нами был проведен анализ обращений за последние пять лет и оказание медицинской помощи ВИЧ-инфекцированным пациентам врачами различных специальностей в г. Усолье-Сибирское (табл. 1).
Таблица 1
Специалисты 2004 2005 2006 2007
акушеры-гинекологи 14 43 94 198
хирурги 2 12 63 121
травматологи 19 97 132 174
онкологи 1 4 8 17
стоматологи 1 12 14 19
фтизиатры 29 64 87 106
неврологи - 2 5 12
В данных условиях развивающейся эпидемии подготовка специалистов по вопросам ВИЧ-инфекции является приоритетной. Встречающиеся вторичные малоизвестные инфекции и оперативные вмешательства у ВИЧ-инфицированных пациентов имеют свои особенности и требуют новых знаний.
Обозначенные выше задачи требуют особого внимания и особого подхода в подготовке специалистов. Их обучение должно проводиться непрерывно на протяжении всего времени работы. Основная цель обучения - подготовить к работе по раннему выявлению, лечению больных с инфекционной патологией и, прежде всего, с ВИЧ-инфекцией, а также вопросам профилактики этих заболеваний.
Педагоги кафедры инфекционных болезней ГОУ ДПО Иркутского государственного института усовершенствования врачей ведут постоянный поиск и внедрение новых форм обучения по проблеме ВИЧ-инфекции врачей акушерств-ги-некологов, стоматологов, врачей общей практики, наркологов, инфекционистов и других специалистов. Кафедра, привлекая к реализации этого очень значимого для нашей области проекта сотрудников других кафедр, интегрирует специальные знания базу знаний новых компетенций и координирует совместную работу.
С 2006 по 2008 гг. в четырех районных центрах региона при финансовой поддержке Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА), при поддержке Областного Департамента здравоохранения и активном участии сотрудников кафедры инфекционных болезней ГОУ ДПО ИГИУВа было проведено 10 семинаров - тренингов по проблеме ВИЧ-инфекции для акушеров-гинекологов, наркологов и семейных врачей. Основной идеей тренингов явилось внедрение консультирования как формы профилактики ВИЧ-инфекции.
Тренинговые технологии увеличивают “плотность” содержания и инструмен-тальность транслирования знаний и умений.
Занятия в форме тренинга позволяют осознанно сформировать и отработать умения и навыки у слушателей. Всё происходит по той же классической схеме: «знания-умения-навыки», только со значительным упором на отработку умений и навыков, что достигается разнообразием и специфичностью педагогических приёмов.
Для создания единого понятийного пространства в области ВИЧ-инфекции в тренинг включается блок базовой информации по данной проблеме.
Методическое обеспечение для проведения тренинга представлено презентациями, мини-лекциями, наглядными видео-пособиями.
Педагогические технологии, которые были использованы во время проведения тренингов разнообразны. Это групповая работа, дискуссии, игры, ролевые игры, мозговой штурм, индивидуальная работа.
Для участников большой интерес представляли как сами темы тренинга, так и инновационные педагогические технологии, используемые в процессе тренинга. Перед началом тренинга было проведено анкетирование для выявления ожиданий слушателей и самоаттестация для определения уровня знаний слушателей по теме обучения.
В процессе внедрения новых форм обучения - тренингов, нами было проведено исследование с целью оценки эффективности образовательных мероприятий, направленных на повышение готовности специалистов к работе по раннему выявлению пациенток с ВИЧ-инфекцией и профилактике ВИЧ-инфекции.
Слушатели тренинга получили знания необходимые им в работе, а также навыки по дотестовому и послетестовому консультированию. В первый день тренинга и по его окончании нами была проведена самоаттестация слушателей с помощью анкет. Результаты сопоставления начальной и заключительной самоаттестации представлены в табл. 2.
Таблица 2
Результаты самоаттестации
№ п/п Вопрос Начальная самоаттестация Заключительная самоаттестация
1 2 3 4
1. ВИЧ не передается через: кровь - 0 сперму - 3 мочу - 189 кровь - 0 сперму - 0 мочу - 192
2. Процент передачи ВИЧ при половом гетеросексуальном контакте без презерватива равен 50% 0,15-0,015%
3. Процент передачи ВИЧ при уколе полой иглой, содержащей кровь с ВИЧ, равен 100% - 148 30% - 41 0,3% - 3 100% - 0 30% - 0 0,3% -192
4. От ВИЧ-положительной матери, соблюдающей все меры профилактики во время беременности и родов, вероятность передачи ВИЧ ребенку равна 100% - 45 50% - 31 12% - 34 2% - 2 100% - 0 50% - 0 12% - 12 2% - 180
5. Все повара и о фицианты обязаны обследоваться на ВИЧ верно - 106 неверно - 86 верно - 0 неверно - 192
6. Если врач выявляет ВИЧ-инфекцию у пациента, он обязан сообщать об этом мужу/жене/ половому партнеру пациента верно - 4 неверно - 188 верно - 0 неверно - 192
Окончание таблицы
1 2 3 4
7. Поголовное обследование на ВИЧ - эффективный способ борьбы с распространением ВИЧ-инфекции: верно - 9 неверно - 183 верно - 0 неверно - 192
8. Презерватив - единственный метод, предотвращающий передачу ВИЧ при половом контакте: верно - 184 неверно - 8 верно - 190 неверно - 2
9. Я могу определить ВИЧ-статус человека по его внешнему виду: верно - 5 неверно - 184 верно - 0 неверно - 192
10. Я знаю, что должен делать в случае контакта с кровью ВИЧ-положительного больного да - 192 нет - 0 да - 192 нет - 0
11. После ситуации, рискованной в плане инфицирования ВИЧ, я сдам анализ на определение антител к ВИЧ на следующий день -15 через 1 месяц - 56 через 3 недели - 0 через 3 и 6 месяцев-114 через год-13 на следующий день - 192 через 1 месяц-0 через 3 недели-0 через 3 и 6 месяцев -192 через год -192
12. Цель дотестового консультирования - получение согласия на обследование: согласен - 34 не согласен - 151 приоритетные цели: информирование и выработка плана по снижению рискованного поведения - 7 согласен - 0 не согласен - 0 приоритетные цели: информирование и выработка плана по снижению рискованного поведения - 192
13. Консультирование до и после теста на ВИЧ должны проводить только в Центре СПИДа: да - 72 нет -120 да - 0 нет - 192
Вследствие внедрения инновационных педагогических технологий и методик, все слушатели продемонстрировали хорошие коммуникативные навыки, высокую скорость усвоения материала и приобретения навыков.
Участники тренинга говорили о необходимости такого рода обучения и актуализации для себя и всех специалистов, занимающихся проблемой ВИЧ-инфекции медицинских работников, непосредственного окружения лиц живущих с ВИЧ/СПИД и вообще каждого члена общества. Все темы, затронутые в ходе тренинга, были практически значимы для участников, уже в процессе занятий, специалисты, думали, как будут применять знания и навыки в своей работе.
Библиографический список
1. Белозеров, Е. С. ВИЧ-инфекция [Текст] / Е. С. Белозеров, Ю. П. Буланьков. - Элиста: АПП Джангар, 2006. - 224 с.
2. Покровский, В. И. Инфекционные болезни. Новые проблемы [Текст] / В. И. Покровский // Терапевтический архив. - 2008. - С. 43-45.
3. Григорьев, В. Ю. Системный подход к формированию многофункциональной информационно-образовательной среды юридического вуза: Постановка проблемы [Текст] / В. Ю. Григорьев // Правоведение. - 2005. - № 3. - С. 204-213.
4. Худин, А. Н. Управленческий контекст устойчивого развития образовательного процесса в вузе [Текст] / А. Н. Худин // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 161-170.
5. Штейнберг, В. Э. Системные аспекты инструментальной дидактики как новой образовательной технологии [Текст] / В. Э. Штейнберг, Н. Н. Манько // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 60-68.
6. Лопанова, Е. В. Развитие профессионального мышления педагога в процессе повышения квалификации [Текст] / Е. В. Лопанова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 382-392.
7. Ленок, Г. В. Тренинговые формы обучения в непрерывном образовании медицинских специалистов по проблеме ВИЧ-СПИД [Текст] / Г. В. Ленок, Д. В. Пивень, А. Г. Рахманова, Е. В. Одарева // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 399-410.