Научная статья на тему 'Целерациональное мышление и его границы в исследовании философии "зеленой" экономики'

Целерациональное мышление и его границы в исследовании философии "зеленой" экономики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
77
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛОСТНОСТЬ / WHOLENESS / ЭКОФИЛОСОФИЯ / ECOPHILOSOPHY / "ЗЕЛЕНАЯ" ЭКОНОМИКА / "GREEN" ECONOMY / ЦЕЛЕРАЦИОНАЛЬНОСТЬ / ЭКОРАЦИОНАЛЬНОСТЬ / ПРИРОДА / NATURE / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / КУЛЬТУРА / CULTURE / ЧЕЛОВЕК / HUMAN / GOAL-RATIONALITY / ECORATIONALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Баркова Элеонора Владиленовна

Раскрывая содержание целерационального мышления и соответствующей ему организации экономической жизни, автор показывает его ограниченность и обосновывает востребованность обновления картины мира на основе экофилософии. Принимая позицию экономистов, предлагающих в оценке экономического бытия исходить не из количественных, а качественных показателей, в статье обоснована модель философии «зеленой» экономики, развитой в контексте экорациональности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Goal-rational thinking and its boundaries in the study of the philosophy of the "green" economy

Disclosing the content of goal-oriented thinking and the corresponding organization of economic life, the author shows its limitations and justifies the demand for updating the picture of the world on the basis of ecophilosophy. Accepting the position of economists proposing in the assessment of economic life to proceed not from quantitative but qualitative indicators, the article justifies a model of the philosophy of the "green" economy developed in the context of ecological rationality.

Текст научной работы на тему «Целерациональное мышление и его границы в исследовании философии "зеленой" экономики»

Наука, культура и образование

Э.В. БАРКОВА доктор философских наук, профессор кафедры истории и философии Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова*

Целерациональное мышление и его границы в исследовании философии «зеленой» экономики

Целерациональная организация бытия современной цивилизации

- фундаментальная основа и общий принцип ее освоения и регулирования исходит из однозначно-жесткой связи между целями и средствами, порождающей универсальность инструментального поведения и общения субъектов. Взаимодействие целей и сконструированных для их достижения средств выступает как некий общий код, который проявляется в мышлении субъектов, в направленности социальных отношений, в системах управления и организации. И хотя в жизни современного мирового сообщества существуют и другие типы социальных организаций

- традиционные, ценностно-рациональные и даже родоплеменные, но ведущей тенденцией, безусловно, является движение к расширению целерациональности, что показал еще М. Вебер1.

Однако, сегодня этот тип рациональность все более открывает черты деструктивности, причем, не только в науке, где переход от классической к постнеклассической рациональности характеризует снятие значимости объективной истинности научного знания его трактовкой как текста, имеющего ограниченно-локальное значение, но и ростом кризисных явлений в самой социокультурной системе, накоплением экологических, включая проблемы экологии человека, проблем и расширением масштаба отчуждения личности. Именно на основе такого инструментального подхода сегодня сохраняется философия неограниченного роста уровня потребления, что превращает производство в инструмент разрушения не только окружающей среды, но и самого человека и его культуры, ориентированной только на материальные интересы.

Вместе с тем, в последние десятилетия стремительно растет осознание неконструктивности этой целерациональной модели, которая еще способна мыслить мир в соотношениях хаоса и порядка, но уже не может «видеть» и исследовать реальность как органическую целостность. В этом контексте, безусловно, верной оказывается позиция С.Н. Бобылева и Р. Перелета, которые показывают, почему «не-

* Баркова Элеонора Владиленовна, e-mail: [email protected]

1 Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс. 1990. - 808 с.

обходимо изменить взгляды подавляющего большинства политиков и ученых на саму проблему развития, которая сейчас связывается с такими устоявшимися утверждениями как "экономический рост - залог прогресса", "сначала экономический рост, а затем решение экологических проблем" и многими другими, еще недавно казавшимися незыблемыми истинами. В этих утверждениях экономический рост обычно отождествляется с ростом ВВП, максимизацией прибыли, финансовых потоков и прочих финансовых показателей, а качество роста и его издержки (экологические и социальные) обычно игнорируются»'.

Одно из направлений выхода из этой ситуации, как представляется, связано с изменением философско-научной картины мира и доминирующей в ней парадигмы. Вместо установки на антропоцентризм, интерпретируемой как господство человека над природой, возникшей еще в XV-XVI вв, необходимо развитие экофилософской парадигмы, в которой реальность осмыслена как процесс гармонизации взаимодействий человека, природы, культуры, общества и как отказ от бесконечного ускорения социального и культурного времени, что в перспективе снимает саму возможность осваивать настоящее и препятствует пугающе-стремительному росту нервно-психических заболеваний, депрессивных состояний в самых развитых странах. Следствием экофилософского мировидения становится переход к согласованию бытия современного человечества с космопланетарной ритмикой, коэволюционно связанной с развитием человека, его производства и культуры2. В традиционном обществе эта ритмика была основой натурального хозяйства, исходившего из смены времен года, а вся история классической культуры - выражение солярной навигации, стремления человека к Солнцу, вверх, к высоким смыслам бытия

о

и ценностям своего внешнего и внутреннего мира3. Эта же связь человека с ритмо-волновыми процессами на Солнце и во Вселенной -основа всех учений философии космизма, включая великие достижения русского космизма и открытия А.Л. Чижевским соответствия между ритмами солнечной активности и динамикой социально-исторических процессов5.

2 Бобылев С.Н., Перелет Р.А. Устойчивое развитие и «зеленая» экономика в России: актуальная ситуация, проблемы и перспективы // Устойчивое развитие в России. Берлин, 2013. https://ecodelo.org/rossiyskaya_federaciya/27342-ustoychivoe_razvitie_i_zelenaya_ ekonomika _ v_rossii_aktualnaya_situaciy

"3

Barkova E., Ivleva M, Buzskaya O., Buzskij M. Ecology of culture in the space of social and humanitarian knowledge // Proceedings of the 2017 2rd International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Humanities 2017, с. 12-15.

4 Паранина А.Н. Природное и культурное наследие как отражение эволюции освоения пространства-времени / Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие. СПб., 2015, с. 71-80.

5 Чижевский А.Л. Земное эко солнечных бурь. - М.: Мысль. 1976. - 367 с.

Экофилософская картина мира обосновывает существенную роль принципа органической целостности в организации пространства-времени жизни человека, культуры, общества и природы: в ней не только открываются самые разные обменные процессы между био,- социо- и культуросферой, но и показана первичность жизнеобеспечивающих обменов между человеком и природой6. Поэтому именно сохранение жизненно важной природной среды для человека - возможность энергообмена, доступность пищи, абсолютно необходимых человеку воздуха, воды, адекватной телу температуры в среде его существования - все это было важнейшим стимулом и движущей силой развития производства, культуры, науки, государства - как инструментов сохранения жизни людей на Земле при стремительном росте населения, которое потребовало создания все новых технико-технологических инструментов для жизнеобеспечения новых поколений.

Рассматривая необходимость формирования экологического сознания и его связи с экономикой, Н.В. Ульянова показывает, почему «общество не выживет без экологического сознания. Это сознание должно проникнуть во все области науки, техники и производства и изменить их так, чтобы они способствовали выживанию человечества, а не его гибели»7 Осмысливая этот поворот в философии экономики, М.М. Скибицкий пишет, что в современном обществе «возникла настоятельная потребность в новой оценке сущности человека, роли человека и его экономической деятельности в современном мире в условиях глобализации и экологического кризиса, развертывания противоречивых всемирно-исторических процессов информатизации и глобализации... Мировоззренческая функция философии экономики ориентирует экономическую науку на глобальное видение мира, на

о

преодоление его фрагментарного восприятия»8.

В этом контексте все более востребованным становится освоение на основе экофилософии развивающейся сегодня философии «зеленой» экономики, которая включает пространство жизни, дающей рост всему живому, в пространство экономической сферы общества. Философия «зеленой» экономики впервые начинает осваивать природу как органическое целое, переступая тем самым через границы традиционного представления об использовании природных ресурсов, уже созданных в историческом развитии биосферы нашей планеты. Такая модель философии экономики открывает ресурс самой жизни как процесса порождения, который требует нового - не сис-

6 Баркова Э.В. Жизнетворческая миссия экофилософии в горизонте тенденций современности // Право и практика. 2017, № 1, с. 148-157.

у

Ульянова Н.В. Экологическое сознание и экологическая культура, проблемы и перспективы // Вестник Томского государственного педуниверситета. 2007, № 6, с. 57-61 //https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-soznanie-i-ekologicheskaya-kultura-problemy-i-perspektivy

о

Скибицкий М.М. Подняться с обочины // Вестник РФО. 2015, № 1, с. 87.

темного, а целостного подхода в ее исследовании, а соответственно -изменения целерационального типа мышления, который замещается мышлением на основе экорациональности.

Экорациональность может быть определена как тип теоретического и деятельно-практического отношения человека к миру, в котором обеспечивается сохранение и развитие их органической взаимосвязи в контексте экофилософской парадигмы целостности. В силу этого такое отношение целостно, в нем жестко не разделяются рациональное и чувственно-эстетически-моральное, что позволяет воспринимать ритмику природы, ее целесообразность, гармонию связи природы, общества и культуры. Человек здесь - не инструмент получения прибыли и не потребитель, а цель производства человека здорового и счастливого, что получило развитие в моделях экономики счастья9. Это позволяет вывести освоение философско-экономических процессов на новый уровень, в основе которого - умение видеть реальность в контексте измерений самой жизни и всего, что ее защищает и сохраняет.

Важно подчеркнуть, что экорациональность не отрицает целе-рациональность, но включает ее как позицию в пространство органической целостности, в пространство жизни, в котором связи между средствами и целями устанавливаются и регулируются не на основе прагматического выбора субъектов, утрачивая свои объективные основания, а определяются законами целостности и прежде всего - ее континуумом, т.е. той формой пространства-времени, которая обусловливает возможность постановки и осуществления выдвигаемых субъектами целей, укрепляющих жизнеспособность мирового сообщества.

Философия «зеленой» экономики, в методологии которой раскрывается целостность пространства жизни, оказывается трудным предметом освоения в рамках целерационального мышления. Сегодня открывается противоречие между новым типом мышления, который требует понимания смысла «зеленой» экономики, с одной стороны, и сохранением прежнего инструментального подхода, выраженного в целерациональном типе мышления. Вероятно, поэтому «общепринятого определения «зеленой» экономики не существует. Эксперты Организации ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП) предлагают наиболее широкое понимание этого понятия, рассматривая «зеленую» экономику как хозяйственную деятельность, «которая повышает благосостояние людей и обеспечивает социальную справедливость и при этом существенно снижает риски для окружающей среды и обеднения

9 См.: Баркова Э.В. Экофилософское измерение модели экономики счастья // Вестник Челябинского гос. ун-та. Философские науки. Вып. 40. 2016, № 5(387), с. 38-43.

Л П

природы»10. В основе этой логики - модель целерационального мышления: «зеленая» экономика востребована и полезна как и любой другой ресурс экономики, поскольку дает ожидаемые результаты. Но то, что «зеленая» экономика открывает развитие экологической этики и культуры, новые каналы и возможности международного взаимодействия стран и народов, открывает движение к формированию планетарного человечества как субъекта ноосферы, о чем писал В.И. Вернадский, здесь оказывается не учтенным, поскольку целерацио-нальное мышление не улавливает это в качестве экономического потенциала.

В другом определении «зеленой» экономики, которое формулируется в документах Организации экономического сотрудничества и развития, она определяется как «модель экономического развития, основанная на устойчивом развитии и знании экономики окружающей среды. «Зеленая» экономика заботится не только о росте капитала и возобновлении трудовых ресурсов и информации, но также возобновляет землю (природные ресурсы) как фактор производства»11. Здесь выделяется не смысл «зеленой» экономики, но лишь ее роль в осуществлении принципа устойчивого развития.

Таким образом, границей для целерационального мышления, которое уже более трех веков формирует жизнь человека и его экономическое бытие, основываясь на логике геометрического пространства, законах естествознания и традиционно понятой экономической деятельности, включающей целеполагание и отбор необходимых средств, является динамическая структура жизненного процесса, которая формируется как предмет целостного освоения на основе философии «зеленой» экономики. Эта граница объективно существует потому, что основой целерационального мышления выступает особая форма целостности - некая матрица, на основе которой происходит структурирование социального, культурного и научного пространства, корректирующее само направление движения к целям. Эта корректировка задана как некоторое априорное правило, или исходный алгоритм, который существует до реального движения, причем последнее является неким «заполнением» пространства рационального мышления. Время может определять позиции объекта как движение в направлении целей, но оно не может «отменить» первичность уже существующей формы пространства.

Именно на это обратили внимание еще представители философии жизни в своей критике рационализма, показав его неспособ-

10 Зеленая экономика: здравоохранение / United Nations Environmental Programme: Green Economy // http://www.unep.org/greeneconomy/Portal s/88/documents/research_products/ briefingpapers/Ru_GE_HEALTH.pdf., с. 2.

11 Романова В. Экономика должна стать «зеленой» //http://www.shahter.by/news/ ekonomika-dolzhna-stat-zelenoy

ность проникнуть в сам процесс становления жизни. Так, в философии А. Бергсона сама жизнь сознания во времени является результатом того, что человек, как и любой другой организм, существует в длящемся процессе «творческой эволюции», которая представляет собой космическую реальность. Поэтому процесс жизни для интеллекта непостижим. Жизнь, по А. Бергсону, «вовсе не механистическое монотонное самоповторение. В ней есть непредвиденные повороты,

сохраняя, она перерастает себя... Жизнь, а не только сознание, являЛ о

ется длящимся субъектом необратимого процесса»12. Концепция творческой эволюции А. Бергсона, конечно, не тождественна экора-циональности, однако, в ней выявлен онтологический смысл иррационализма - включение сознания не в деятельность субъекта, а в процесс универсально-космического становления.

Таким образом, экорациональность изменяет основания целера-ционального мышления: вместо формы деятельности как способа отношения субъекта к реальности, здесь выделяется развитие жизни как основы существования природы, человека и его экономической жизни. Однако, экорациональность не отрицает деятельностный подход как способ освоения процесса и форм жизни, но здесь он становится формой связи между человеком и природой, обществом и экосферой. Это означает конец доминирования человека-субъекта над окружающей средой, так как сама субъективность получает свое определение не только как продукт и форма освоения культуры и общества, но и как особая, высшая форма жизни, органично связанная со всеми «частями» бытия, включая свойства родовой сущности человека.

Экорациональность в этом контексте оказывается основой открытия адаптации человека и его экономической жизни к той общей форме органической целостности, внутренним стержнем, или основой которой выступает время развития самой жизни в ее различных проявлениях. В экорациональном мышлении это выражается в его специфике: включении в него принципов нравственности, целесообразности и красоты, ответственности человека и человечества за сохранение и поддержание жизни. И как методология исследования феномена «зеленой» экономики и типа мироотношения субъекта экономической деятельности экорациональность конкретизируется на основе экофилософии и соответствующих ей принципов и требований к научной деятельности, ориентированных на обеспечивающее жизнь устойчивое развитие.

Как отметили О.К. Дрейер и В.А. Лось, устойчивое развитие -«процесс, обозначающий новый тип функционирования цивилизации, основанной на реальных изменениях ее исторически сложившихся параметров (экономических, социальных, экологических, культурных и др.)». Здесь «ставится задача оптимального управления не только

12

Цит по: Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. СПб., 1997, т. 4, с. 495.

природно-ресурсным потенциалом, но и всей совокупностью природ-но социокультурного богатства, которым располагает цивилизация на

■п

конкретном этапе всемирно-исторического развития»13.

Таким образом, исследование философии «зеленой» экономики предполагает ее анализ не только на основе экорациональности, но и на основе исследования экономического регулирования социокультурно-природного взаимодействия, которое выражается в принципе устойчивого развития и основы, которая его обеспечивает - развития жизни в целом. Именно на такой основе она может получить свое «самоопределение» и смосознание. В этом, думается, - один из путей раскрытия потенциала отечественного производства, «зеленого» роста экономики, культуры и нравственного оздоровления современного общества.

Баркова Э.В. Целерациональное мышление и его границы в исследовании философии «зеленой» экономики. Раскрывая содержание целерацио-нального мышления и соответствующей ему организации экономической жизни, автор показывет его ограниченность и обосновывает востребованность обновления картины мира на основе экофилософии. Принимая позицию экономистов, предлагающих в оценке экономического бытия исходить не из количественных, а качественных показателей, в статье обоснована модель философии «зеленой» экономики, развитой в контексте экорациональности.

Ключевые слова: целостность, экофилософия, «зеленая» экономика, це-лерациональность, экорациональность, природа, общество, культура, природа, человек.

Barkova E.V. Goal-rational thinking and its boundaries in the study of the philosophy of the "green" economy. Disclosing the content of goal-oriented thinking and the corresponding organization of economic life, the author shows its limitations and justifies the demand for updating the picture of the world on the basis of ecophilosophy. Accepting the position of economists proposing in the assessment of economic life to proceed not from quantitative but qualitative indicators, the article justifies a model of the philosophy of the "green" economy developed in the context of ecological rationality.

Keywords: wholeness, ecophilosophy, "green" economy, goal-rationality, eco-rationality, nature, society, culture, nature, human.

13

Дрейер О.К., Лось В.А. Экология и устойчивое развитие. М., 1997, с. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.