Э.В.БАРКОВА доктор философских наук, профессор, профессор кафедры истории и философии Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова1
Категория «жизнь» в проектировании перспектив бытия человека
Рационализация жизнедеятельности человека -одна из основных тенденций развития цивилизации XX века, парадоксальным образом сама стала источником проблем, в силу которых сегодня все более проблематичными оказываются перспективы бытия человека, возможности его развития, сохранения высоких идеалов и ценностей культуры. Однако анализ философских направлений, в которых исследуются пути выхода из возникшего вследствие этого кризиса, оказывается недостаточно продуктивным, поскольку, как правило, осуществляется в логике известных парадигм рационализма или иррационализма. Эти исследования связаны либо с мышлением и аналитикой технических и естественных наук и ведут к дальнейшей рационализации бытия, а в пределе к нБиКС-проекту и концепциям техночеловека; либо обращаются к не менее односторонним философско-иррационалистическим проекциям философии жизни с их апелляцией к подсознанию, представлениям и интуиции индивида, где нет места нормам и законам жизни.
В этой связи правомерна позиция французского философа Э.Морена, утверждающего, что «наши принципы познания скрывают то, что является отныне жизненно важным в познании»2, который не без оснований задает вопрос: «разве можно быть удовлетворенным, ко-гда...постигая человека, не принимаешь во внимание его жизнь; изучая жизнь, не исследуешь природу; проводя фи-
1 Баркова Элеонора Владиленовна, [email protected]
2 Морен Э. Метод.Природа природы. - М.: Канон+, РООИ «Реабилитация», 2013. - 488с. С.33
зическое исследование, оставляешь вне фокуса рассмотрения жизнь?3
В этом контексте все более актуальным и востребованным представляется обращение к тем традициям культуры и современной мысли России, Запада и Востока, которые в логике принципа целостности обосновывают сегодня перспективы бытия человека как звена универсальной эволюции, утверждая принципиальную возможность сохранения его бытия, жизни, культуры и высокой миссии на Земле. В известном смысле эта парадигма возвращает нас к проблемам, поставленным на самых ранних этапах развития философии.
Действительно, одним из фундаментальных достижений философии как феномена мировой культуры стало освоение бытия в его проектном измерении, т.е. как основы и источника, позволяющего конструировать смыслы, образы, теории и адекватные им направления развертывания жизни человека. Первые образцы такого конструктивно-проектного потенциала и его рефлексии обнаруживаются уже в античной мысли. Так, трактовка бытия Пар-менида, согласно которому основа бытия вечна и неделима как завершенность, вошла в радикальное противоречие не только с движением, временем, ростом многока-чественности мира, но и направлениями развития античной онтологии, в учениях которой обсуждались общие формы, сущность развития, внутренняя противоречивость развития бытия. Однако уже Платон, допустивший парме-нидовское бытие только для Мира идей, выдвинул идею Блага как условия иерархического строения и центрирования истинного бытия; т.е. бытие, по Платону, - не аморфная застывшая вечность, но само стремление мира к совершенству, истине, красоте, добру. В античной философии, таким образом, был прояснен смысл идеи совместимости бытия с жизнью человека в контексте направленности к благу и непрерывности развития бытия, бесконечно переходящего в формы существования, что на протяжении многих веков определяло представления об открытом пространстве перспектив человека. Как способ укорененности человека в мире, бытие открывало уникальное пространство возможностей человека - первич-
3 Там же С. 39
242
ных всеобщих форм деятельности и мышления, реализация которых связывает его со своим настоящим временем, формируя соотносимое с ним прошлое и будущее с характерными для них процессами.
Ближайшим способом осуществления бытия является культура, в пространстве-времени которой рождаются не только востребовнные данной эпохой смыслы, но и философия как ее самосознание - зеркало, отражающее универсальные связи человека с бытием, обществом, культурой, природой, со своим внутренним миром, т.е. с его жизнью в целом.4
И подобно тому, как предшествующие эпохи в своих философских картинах мира открывали условия совместимости человека и мира, сегодня перед наукой вновь стоит задача обновления и обоснования такой картины и анализа в ней места человека как субъекта современного мира.
Одним из ключевых элементов такого обновления может стать переосмысление и введния в активный научный оборот философии категории «жизнь», ориентированной на раскрытие ее проектного потенциала в контексте перспектив бытия, меры разбалансированности планетарного социума и тенденций развития современного мира. Здесь речь идет не просто о социально-философском или онтологическом осмыслении этого феномена, но о его целостном сущностном прояснении в аспекте возможных проекций будущего и проектирования наиболее перспективных путей развития человека, культуры и общества.
К освоению содержания категории «жизнь», как известно, начиная с XIX века не раз обращались не только писатели и художники, но и биологи, социологи, представители философии жизни, экзистенциализма, философы марксисты и т.д.
Так, в советской философии в содержании категории «жизнь» на основе научно-рациональной парадигмы выделялся, прежде всего, социальный аспект бытия человека. «Поскольку человеческая жизнь - это сложное, многогранное явление, необходимо выделить системообразую-
4 Баркова Э.В. Пространственно-временной континуум культуры (фило-софско-культурологический анализ) //Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук / Волгоград, 2003
щие элементы, обуславливающие ее целостность как особое социальное явление. В качестве такого системообразующего компонента...выступает социальная активность субъекта жизни как интегрирующая характристика его жизнедеятельности»5. Очевидно, что выделение одного этого основания жизни недостаточно; и в этом отношении модели жизни, которые развивались в трудах биологов и представителей других естественных наук в методологическом отношении были изначально более многомерными.
Так, исследователи растительного мира, начиная с трудов датского ботаника-эколога Е.Варминга, изучая особенности организмов в единстве со средой, пришли к выводу, что «жизненные формы в морфологическом, физиологическом и анатомическом отношении находятся в согласии с теми различными экономическими и общественными условиями, среди которых они живут»6. Как и позднее в классической экологии - науки об экосистемах как структурах, организующих поток вещества и энергии в живой оболочке Земли, категория «жизнь» стала предметом исследований в контексте принципа целостности, в результате чего стала понятной как адаптивная способность, мощь «живого вещества», так и его хрупкость, незащищенность биосферы от антропогенных воздействий, однако как предмет научного освоения «жизнь» здесь - категория существования, но не бытия.
Другой - уже философско-антропологический - аспект обращения к категории «жизнь», восходящий к взглядам А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, А.Бергсона связан с опытом ее иррационалистического освоения как органически-целостной реальности, не совместимой с жестко-механическими процессами и конструкциями разума. Жизнь здесь - первичная категория, выражающая глубинные процессы, порождающие разделение сознания и материи. Тогда как в концепциях В.Дильтея и Г.Зиммеля она - суть поток переживаний, хотя сами переживания здесь интерпретированы как культурно-обусловленные.
5 Жизненный путь личности. - Киев: Наукова думка, 1987. С.5
6 Никольский А.А. Великие иди великих экологов: история ключевых концепций в экологии. - М.:ГЕОС, 2014. - 190с. С. 109-110.
244
С этой точки зрения, по-видимому, интересны взгляды немецкого философа Э.Шпрангера, осуществившего в своем главном труде «Жизненные формы» перевод биологической структуры жизни, существования организмов в рамках своего вида, на уровень социума и культуры. Социальным проявлением жизни в его концепции выступают «жизненные формы», через ракурс которых человек способен представлять мир. И подобно тому, как животное воспринимает среду не только индивидуально, но через «код» своего вида, так человек осваивает мир культуры через ту «жизненную форму», в контексте целостности которой он осознает себя. Жизненные формы, согласно мысли Э.Шпрангера, исторически устойчивые инвариантные структуры, которые сохраняются в многообразии и изменчивости жизни. В них соединяется индивидуальное и видовое «Я», как и надындивидуальные духовные структуры. Эти жизненные формы образуются через их общую связь с культурой.7
«Жизнь», в силу этого, оказывается не сводимой к рациональным началам. Она - нечто сверхразумное и постигается интуицией, вчувствованием, пониманием. Ссылаясь как на позитивистов прошлого, так и своих современников, Э.Шпрангер видит их ошибку в том, что «они проглядели, что знание как жизненная способность лишь тогда действует положительно, когда органично соединяется с другими духовными силами его обладате-ля.Интеллектуалы обычного разбора стремятся к радикализму, ибо они подменяют реальность с ее многообразной жизнью чистыми мыслительными определениями».8
Вероятно, общей проблемой, незавершенность решения которой характерна для всех этих и ряда других подходов с их логикой развертывания философского смысла «жизни», является, во-первых, разрыв целостной космо-био-социо-культурной природы феномена жизни, включая жизнь человека, а во-вторых, недооценка универсальности пространства связи культуры и природы, в котором интегрированы рациональное и интуитивное, органическое, логическое и технологическое. В Х1Х веке, однако,
7 Шпрангер Э. Цит по: http://studopedia.ru/6_94866_zhiznennie-formi-u-shprangera.html
8 Там же
переход к философии жизни оказался простым отрицанием классического рационализма, ориентированного на поиск объективной истины. На основе неклассической рациональности представители философии жизни сосредоточили внимание исключительно на пространстве субъективности; а со второй половины XX века на основе постне-классической рациональности категория «жизнь» с ее ценностными и деятельно-целевыми ориентирами была осмыслена в логике философии науки, которая развивается на материале моделей точных наук, естествознания и синергетики. Сегодня для решения этого вопроса востребован новый и одновременно восходящий к традициям прошлого, и прежде всего, философии русского космизма, тип рациональности.
Решение этой проблемы, по-видимому, оказывается возможным и наиболее перспективным на основе экофи-лософии9 и стремительно получающей сегодня развитие экологической парадигмы, которая, по мнению ряда отечественных и зарубежных исследователей, приходит на смену доминирующему статусу парадигм математизации и информатизации.10 На основе экофилософии, включающей опыт философского освоения не только связей человека с природой, но и экологию человека и культуры, и социальную экологию формируется экорациональность как принцип освоения новой экофилософской картины мира, учитывающий связи бесконечного и конечного, целого и части, синтеза рационального и целостно-чувственно-интуитивного11.
Экорациональность задается не на основе точных или естественных наук, в пространство которых не «вмещается» жизнь как органически представленное бытие-
9
Миронов В.В. Экофилософия и проблемы формирования социальной экологии // http://sci.house/filosofiya-nauki/266-ekofilosofiya-problemyi-
formirovaniya-53162.html
10
См.: Сартаева Р.С., Нысанбаев А.Н., Сагикызы А. Экология человека в структуре современного научного познания // Вопросы философии. 2015. №4
http://vphil.ru/index.php?option=com content&task=view&id=1135&Itemid=44
11
Баркова Э.В. Экофилософская картина мира в проблемном поле современного познания// Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2016. № 4 (88). С. 180-186.
становление, единство порождающего и порожденного, как будущее и прошлое в настоящем, как некое целое, в котором формируются стили жизни и искусства, никогда не перекодируемые до конца на языки жестких понятий науки, она задается на основе культуры, органически связанной с гармонией природы, атрибутом которой является ее избыточность. Поэтому экорациональность жизни - как основа мировоззрения и методологии проектирования бытия человека с позиций органической целостности - важна не только потому, что она выявляет незавершенность культуры, но и потому, что она ориентирована на раскрытие ее глубинных кодов и фундаментальных программ; и потому, то она выстраивается как основа процесса вечного возрождения жизни, и потому, что выявляет ее уникальность во Вселенной, бесценность.
Одновременно открывая в процессах жизни внутренне присущее им восхождение, стремление к гармонии,, экорациональность - чего не выявляют иные типы рациональности - показывает, что сама гармонизация - это способ проявления объективации универсальных связей, открывающих каждый раз свою меру. Красота, как и добро, и истина - это предельные соответствия связей бытия, условий жизни и событий в континууме культуры и мире человека. На основе экора-циональности феномен жизни развертывается в своем собственном пространстве, хотя и связанном, но не совпадающем с пространством бытия, культуры, природы, социума.
Таким образом, содержание категории «жизнь», не сводимой к ее социологическим или биологическим определениям, оказывается выражением самоценной, самодостаточной сложноорганизованной гармонической целостности - части космопланетарного бытия. В контексте обновления философской картины мира эта категория открывает уникальность и неповторимость бытия современного человека и проекций его культуры - надежд, планов, образов будущего, требующих ответственного отношения, заботливого взращивания. Кроме того, она оказывается необходимым методологическим инструментом, определяющим границы правомерности использования существующих сегодня подходов к проектированию будущего на основе технологических инноваций или ускоренного
экономического роста, и важным практическим ориентиром, который способен корректировать жизнедеятельность общества в направлении будущего, в котором утверждаются приоритеты культурной детерминации программ развития человека и его мира. Все это сегодня востребовано для развития форм деятельности, направленных на минимизацию рисков для жизни. Сегодня сохранить жизнь с многообразием ее «проектов» - значит сохранить укорененность жизни человека как органичной части универсальной эволюции, как части природы и мировой культуры. Сохранить жизнь - значит сохранить конструктивно-творческий потенциал человека, его способности мечтать, ставить крупные цели, решать проблемы современного мира и определять перспективы гармонизации бытия будущего.
Аннотация. Баркова Элеонора Владиленовна Понятие «жизнь» в проектировании перспектив бытия человека
В статье обоснована востребованность введения категории «жизнь» в ее конструктивно-проектном измерении в научный оборот современной философии; предложен подход к ее изучению на основе экорациональности, позволяющий расширить проблемное поле исследования, оценить самоценность жизни и возможных перспектив бытия человека.
Ключевые слова: жизнь, человек, бытие, будущее, культура, природа, экорациональность, простраественно-временной континуум, деятельность
Annotation. Barkova E.V. The category of "life" in the design of human life prospects
The article substantiates the demand for the introduction of "life" category in its construction-project dimension in the scientific revolution of modern philosophy; the approach to its study based on ekoratsionalnosti, allowing to expand the problematic field studies to assess the intrinsic value of life and possible perspectives of human existence.
Keywords: life, human, being, future, culture, nature, ekoratsionalnost, prostraestvenno-time continuum, activities