Научная статья на тему 'Органическая целостность бассейна Волги в координатах экофилософского мировоззрения'

Органическая целостность бассейна Волги в координатах экофилософского мировоззрения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
61
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экофилософия / экорациональность / целостность / система / Волга / ecophilosophy / ecorationality / wholeness / system / Volga

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Э. В. Баркова

Обоснована перспективность экофилософской методологии для исследования бассейна Волги как природно-культурной целостности, что позволило обосновать анализ Волжского бассейна как проблемы не только экологов-биологов, но и специалистов-гуманитариев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIC WHOLENESS OF THE VOLGA BASIN IN THE COORDINATES OF PHILOSOPHICAL WORLDVIEW

The author substantiates the prospects of the philosophical methodology for the study of the Volga basin as a natural and cultural integrity, which allowed to justify the analysis of the Volga basin as a problem not only of biologists, but also of humanitarians.

Текст научной работы на тему «Органическая целостность бассейна Волги в координатах экофилософского мировоззрения»

УДК 009

DOI: 10.24411/9999-002А-2018-10004

ОРГАНИЧЕСКАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ БАССЕЙНА ВОЛГИ В КООРДИНАТАХ ЭКОФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ Э.В. Баркова

Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова, Москва, Россия

е-mail: barkova3000@andex.ru

Аннотация. Обоснована перспективность экофилософской методологии для исследования бассейна Волги как природно-культурной целостности, что позволило обосновать анализ Волжского бассейна как проблемы не только экологов-биологов, но и специалистов-гуманитариев. Ключевые слова: экофилософия, экорациональность, целостность, система, Волга.

ORGANIC WHOLENESS OF THE VOLGA BASIN IN THE COORDINATES OF

PHILOSOPHICAL WORLDVIEW E.V. Barkova

Plekhanov Russian University Of Economics, Moscow, Russia е-mail: barkova3000@andex.ru

Annotation. The author substantiates the prospects of the philosophical methodology for the study of the Volga basin as a natural and cultural integrity, which allowed to justify the analysis of the Volga basin as a problem not only of biologists, but also of humanitarians. Key words: ecophilosophy, ecorationality, wholeness, system, Volga.

Многообразие смыслов и единство Волжского бассейна как предмета познания задается не только профессиональными задачами субъекта исследования, но и целеполаганием, возникающим в контексте более общего философского мироотношения. Подходы, частные и общие методы и эпистемологические идеалы - в той мере, в какой они могут быть реально полезны для спасения Жизни Волги - не просто востребованы, но могут быть содержательно объединены, как и представители соответствующих им направлений знания. Думается, однако, что сегодня потенциал социально-гуманитарного знания в этой работе в значительной мере недооценен. [1]

Волжский бассейн как сложноорганизованный природно-культурный мир, для сохранения которого, бесспорно, необходимы частно-научные исследования и анализируемые в них количественные показатели качества воды, состояния дна, растительного мира, предельно допустимых нагрузок транспорта и т.д, . неизмеримо богаче, чем та база данных, которая принципе может быть представлена на основе системно-экологических, структурных и функциональных исследований. Более того, драматизм современной ситуации в судьбе Волги стал следствием «победы физиков над лириками», т.е. результатом системно-технологического мышления, которое ориентировано на философию прагматизма. Но практика показала: на основе такой философии ни локальные, ни глобальные экологические проблемы не могут быть решены, несмотря ни на какой рост инвестиций и разработку моделей рисков, связанных с антропогенными воздействиями.

Отсюда - актуализация открытия иной системы философской методологии и мировоззренческих координат, в которых бассейн Волги интерпретируется не только в логике естественных и точных наук как уникальный природный комплекс, но в логике космопланетарного мышления и как пространство Жизни на Земле, включающее бытие и реки с особенностями ее биогеоцоза и специфику ее внутренних и внешних связей, и как уникальное природно-культурное пространство с его историей, современной жизнью, культурными ландшафтами, представлениями волжан о будущем и проектами. В такой установке бассейн реки, как он понимается в омертвляющих Волгу

как водную массу исследованиях, - это лишь внешний, непосредственно видимый контур, за которым открывается главное - внутренняя, формировавшаяся в течение многих тысячелетий органическая целостность биогеокультуроценозов, через которую проходят измерения вечности и бесконечности. Такому типу мироотношения соответствует стремительно развивающаяся сегодня эко-философская картина мира с ее онтогносеологией, рассматривающая человека, природу, культуру, общество и космос в качестве сложноорганзованного единства, в котором каждая из этих категорий - лишь, если воспользоваться выражением Гегеля, «свое иное», т.е. аспект, или сторона целого. [2].

В этой картине мира открывается востребованность и иного типа теоретического отношения субъекта (человечества, общества, индивида) к миру, который можно назвать экорационально-стью, не сводимой к принятым в современной философии науки классической, неклассической, постнеклассической рациональности. Трансформация модели рациональности здесь связана с преодолением как жесткого дистанцирования субъекта от изучаемого объекта, так и с его «растворением» в нем, при котором утрачивается ценность принципа объективности рассмотрения. В модели экорациональности, наиболее адекватной моделью которой является классическое искусство, а не аналитика технического знания, трансформируется взгляд на проблему освоения Волги. Речь -не об утопическом отказе от ее использования, а об установке на органичность целостности бассейна Волги и человеческой жизни в многомерности ее бытия, на диалог человека с Волгой на основе экологического императива. Отсюда - рост статуса культуры - основы развития человека как субъекта творчества, несущего ответственность за свой Дом - эко, за природное и культурное пространство Земли. Экокультурное самосознание существенно изменяет и общую форму связи знаний, теории и практики, в которой открывается не просто красота или польза Волги, но и те культурные формы, которые являются основой дальнейшего развития природы. Поэтому не в качестве иллюстраций-дополнений, а в качестве важнейших инструментов культурно-практической защиты Волги актуализируются ее древнейшие мифы, сказки, научные работы краеведов, историков, открывшие мир образов Волги-матушки, родного Дома, образа Пути жизни, Пути к правде, идеи Волги как границы своего и чужого, концепции защитницы, за пределами которой «для нас земли нет» - то, что в течение столетий обеспечивало представление о святости Волги. Экономический инструментализм XX века, ограничивший культурный статус Волги, привел к утрате прежней формы самоидентичности, и в сознании волжан и, прежде всего, управленцев она вошла в другой бассейн-конгломерат, который имеет прикладной транспортный или экономический прагматический смысл, никак не выраженный в пространстве культуры. [3].

Одним из путей выхода из сложившейся ситуации считаю восстановление культурного статуса Волги в общественном сознании на основе экофилософского мироотношения, в которое, прежде всего, должно быть включено научное и художественное обоснование ее самоценности как основы Жизни, потенциала жизнетворчества и культуропорождающей основы всей территории бассейна. Переосмысленная в логике экорациональности Волга как «главная улица России» и сегодня обеспечивает не только сохранение социокультурной жизни России, но и развитие. Поэтому сейчас, когда в России осмыслена необходимость в стремительном освоении всех ресурсов, способных обеспечить прорыв в будущее, экофилософская «защита» и осмысление Волжского бассейна - оказывается условием «очной ставки» страны с собой, со своим великим прошлым и будущим. Поэтому с экологической, экофилософской и экокультурной - в их единстве - экспертизы должна начинаться новая жизнь как Волжского бассейна. Экофилософия имеет основания для методологического обеспечения культурной формы защиты природно-культурного ландшафта и жизни Волги. Проблема Волги - это проблема всего научного и интеллектуального сообщества, всей России, завтра - проблема уже далеко не только России.

Литература

1. Баркова Э.В. Категория "жизнь" в проектировании перспектив бытия человека// Социально-гуманитарные знания. 2016. Т. 8. С. 241-248.

2. Баркова Э.В. Стратегии развития экофилософии: к новому гуманитарному прорыву // Право и практика. 2017. № 4. С. 188-197

3. Мифы древней Волги. Саратов: Надежда. 1996. 688 с.

УДК 574.5

DOI: 10.24411/9999-002А-2018-10005

ОЦЕНКА ПОСТУПЛЕНИЯ МИНЕРАЛЬНОГО АЗОТА С РЕЧНЫМ СТОКОМ В

САРАТОВСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ К.В. Беспалова

Институт экологии Волжского бассейна РАН, г. Тольятти, Россия e-mail: kvbespalova@yandex.ru

Аннотация. Получена количественная оценка поступления минерального фосфора с речным стоком в Саратовское водохранилище с частной водосборной территории. В водохранилище поступает с речным стоком 8907 т/год растворенного азота нитратного. Больше всего азота поступает с водами р. Самара - 59,0%. Остальная часть азота поступает из р. Сок - 30,4%, р. Сызранка - 5,1%, р. Чапаевка - 2,3%, р. М. Иргиз - 1,8% и р. Чагра - 1,1%.

Ключевые слова: сток нитратного азота, водохранилище, водосборные территории, боковые притоки, методика оценки.

ASSESSMENT OF MINERAL NITROGEN FROM THE RIVER RUNOFF

IN THE SARATOV RESERVOIR K.V. Bespalova

Institute of Ecology of the Volga River Basin of the Russian Academy of Sciences, Togliatti, Russia

e-mail: kvbespalova@yandex.ru

Annotation. The amount of mineral phosphorus from the river flow to the Saratov reservoir from the private catchment area is estimated from the monitoring data. The reservoir receives 8907 t/year of dissolved nitrate nitrogen from the river flow. Most nitrate nitrogen comes from the waters of the Samara river -54,7%. The rest of the phosphorus comes from the Sok river - 30,4%, Syzranka river - 5,1%, Chapaevka river - 2,3%, Small Irgiz river - 1,8% and Chagra river - 1,1%.

Key words: runoff of nitrate nitrogen, reservoir, catchment area, lateral inflows assessment methodology.

Одной из основных экологических проблем Саратовского водохранилища является антропогенное эвтрофирование, которое обуславливает «цветение» воды и ухудшение её качества [1-3], что порождает большое количество водохозяйственных проблем, в частности, обеспечение населения питьевой водой [4]. Растворенный минеральный азот, в виде внешней нагрузки, является необходимым условием развития процесса антропогенного эвтрофирования на водохранилище. Особый интерес представляет азот нитратный, как основная составляющая минерального азота в речной воде, которая интенсивно потребляется водорослями в период летней межени. Поэтому количественная оценка поступления азота нитратного в Саратовское водохранилище с речным стоком необходима для регулирования антропогенного эвтрофирования водохранилища.

В данном исследовании оценивается поступление азота нитратного с речным стоком, формирующимся только на частной водосборной территории. Частная водосборная территория Саратовского водохранилища без площади зеркала самого водоема составляет 78,200 тыс. км2, это 6% от бассейна р. Волги. Количество рек, впадающих в Саратовское водохранилище, длиной более 10 км составляет - 156 [5]. К основным боковым притокам I порядка, впадающим в Саратовское водохранилище относятся реки: Самара, Сок, Чапаевка, Сызранка, Малый Иргиз и Чагра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.