Научная статья на тему 'ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА: МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ '

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА: МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
legal regulation / legal regime of a land plot / layout of the land plot on the plan of territory / type of permitted use / goal setting of a land plot being formed / правовое регулирование / правовой режим земельного участка / схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории / вид разрешенного использования / целеполагание

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тулупова Юлия Геннадьевна

В статье рассматриваются вопросы рационального землепользования при одновременном обеспечении баланса публичных и частных интересов. Исследуется влияние актуальной тенденции развития нормативного регулирования в части применения вводных, специальных и «срочных» законов без учета правовых положений кодифицированных актов. Отдельное внимание уделяется ранее высказанному предложению законодательного закрепления «вида разрешенного использования земельного участка» при принятии решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В работе анализируется сложившаяся судебная практика высшей инстанции российской судебной системы. Автор впервые предлагает и обосновывает использование терминологической конструкции «целеполагание образуемого земельного участка» как ключевого элемента определения правовой судьбы объекта недвижимого имущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Goal setting as an element of the legal regime of the land plot: between past and future

The article is devoted to the issues of sustainable land use while ensuring a balance of public and private interests. The work examines the influence of current development in terms of application of introductory, special and “urgent" laws without regard to legal provisions of the codified acts. Special attention is paid to the previously expected proposal for legislative consolidation of “the type of permitted use of the land plot". The work analyzes the current judicial practice of the highest judicial authority of the Russian Federation. The author proposes for the first time the use of terminological construction “goal setting of a land plot being formed" as key element in determining the legal fate of real estate property.

Текст научной работы на тему «ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА: МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_10_229 УДК 349.4

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА: МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ Goal setting as an element of the legal regime of the land plot: between past and future ТУЛУПОВА Юлия Геннадьевна,

кандидат юридических наук, главный специалист правового комитета администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургский области.

460018, Россия, Оренбургская обл., г. Оренбург, ул. Степана Разина, 211. E-mail: y.tu7@mail.ru;

TULUPOVA Yulia Gennadievna,

Candidate of Legal Sciences, Chief Specialist of the Legal Committee of the Municipal Administration Orenburg district of the Orenburg region.

Stepan Razin str., 211, Orenburg, Orenburg Region, 460018, Russia. E-mail: y.tu7@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются вопросы рационального землепользования при одновременном обеспечении баланса публичных и частных интересов. Исследуется влияние актуальной тенденции развития нормативного регулирования в части применения вводных, специальных и «срочных» законов без учета правовых положений кодифицированных актов. Отдельное внимание уделяется ранее высказанному предложению законодательного закрепления «вида разрешенного использования земельного участка» при принятии решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В работе анализируется сложившаяся судебная практика высшей инстанции российской судебной системы. Автор впервые предлагает и обосновывает использование терминологической конструкции «целеполагание образуемого земельного участка» как ключевого элемента определения правовой судьбы объекта недвижимого имущества.

Abstract: The article is devoted to the issues of sustainable land use while ensuring a balance of public and private interests. The work examines the influence of current development in terms of application of introductory, special and "urgent" laws without regard to legal provisions of the codified acts. Special attention is paid to the previously expected proposal for legislative consolidation of "the type of permitted use of the land plot". The work analyzes the current judicial practice of the highest judicial authority of the Russian Federation. The author proposes for the first time the use of terminological construction "goal setting of a land plot being formed" as key element in determining the legal fate of real estate property.

Ключевые слова: правовое регулирование, правовой режим земельного участка, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, вид разрешенного использования, целеполагание.

Keywords: legal regulation, legal regime of a land plot, layout of the land plot on the plan of territory, type of permitted use, goal setting of a land plot being formed.

Для цитирования: Тулупова Ю.Г. Целеполагание как элемент правового режима земельного участка: между прошлым и будущим //Право и государство: теория и практика. 2023. № 10(226). С. 229-232. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_229.

For citation: Tulupova Yu.G. Goal setting as an element of the legal regime of the land plot: between past and future // Law and state: theory and practice. 2023. No. 10(226). pp. 229-232. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_229.

Статья поступила в редакцию: 30.08.2023

Развитие современных отношений как предмет правового регулирования оказывает влияние на структуру права, создает основания для ее изменения и адаптации к современным реалиям, внедряя его в повседневную жизнь. Задача по формированию комфортной для жизни населения среды населенных пунктов по-прежнему остается актуальной для органов публичной власти [1]. В системе первоочередных целей, возникающих в ходе правового регулирования общественных отношений, составляющих предмет земельного права, главным и определяющим институтом является правовой режим земельного участка как фундаментальный системообразующий элемент. Анализ норм российского законодательства за последнее десятилетие, текущих положений Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-Ф3 (далее - ЗК РФ) [2], Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее - ГК РФ) [3], Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (далее - ГрК РФ) [4], вводных законов [5], [6] и проектов федеральных законов [7], позволяет сделать вывод, что законодатель на сегодняшний день не устанавливает единообразия применения изучаемого правового института и его состава.

Учитывая вышеизложенное, считаем возможным упомянуть, что российская юридическая энциклопедия понимает под целевым использованием земель один из принципов земельного права, который состоит в том, что земля в чьем бы владении она ни находилась, должна использоваться в соответствии с тем ее назначением, которое установлено земельным законодательством именно для этой категории земель (для целей сельскохозяйственного производства, промышленности, транспорта, иного несельскохозяйственного назначения, размещения городов, поселков и других поселений, государственного лесного фонда). Пользователи земель не вправе изменять их целевое назначение без согласия органов государственной власти, в том числе при совершении сделок. Порядок определения целевого назначения земель и их правового режима устанавливается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, поскольку вопросы владения, пользования и распоряжения землей согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов [8].

Анализируя значимость целевого использования земель, выступающего основой рационального землепользования, отметим точку зрения Луневой Е. В., полагающей, что связь рационального использования природных ресурсов с их равноправной социальной доступностью показала М.И. Васильева. Она обосновала, что право граждан на доступ к природным ресурсам предполагает осуществление такого их использования, которое социально доступно, не разрушает основы жизнедеятельности, характеризуется как рациональное и устойчивое. Кроме того, исследователи делают заключение о поддержании взаимообусловленности рациональности и доступности природопользования с выходом на вопросы их соотношения с конкуренцией, а также роли и значения развития торгов в целом, включая их электронную форму [9].

На сегодняшний день ученые отмечают, что законодатель весьма успешно реагирует на международные взрывы и определят главные

интересы социума в их динамике. Так, согласно договору о Евразийском экономическом союзе, с участием сторон Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, основываясь на Декларации о евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 года, желая укрепить экономики государств, солидарность и углубить сотрудничество между своими народами определено единое экономическое пространство, под которым понимается пространство, состоящее из территорий государств-членов, на котором функционируют сходные (сопоставимые) и однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных или унифицированных правовых норм, а так же существует единая инфраструктура [10].

В то же время обратим внимание на состоявшуюся в июне 2023 г. в г. Екатеринбурге XV сессию «Баланс интересов в праве» Европей-ско-Азиатского правового конгресса, и, в том числе, предложение одного из участников, поддержанное учеными, исключить из научного оборота понятие «проблемы», с одновременным внедрением терминологической конструкции «задачи, время которых пришло» [11].

При этом, на наш взгляд, реализация прорывных проектов в условиях современной экономики в земельной и градостроительной сферах не должна нарушать взвешенного и обдуманного правового регулирования с учетом соблюдения баланса публичных и частных интересов. Ученые, занимающиеся детальным изучением данного вопроса, предлагают собственные варианты его решения. Примеры из судебной практики наглядно демонстрируют трудности, которые возникают перед правоприменителями не только при определении юридически значимых признаков правого режима земельного участка, но и при их установлении, наличии и правильном формулировании.

Для решения на практике неоправданных спорных ситуаций в изучаемых сферах предлагается учитывать нормы Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», устанавливающие не только его правовые основы, но и возможность осуществления деятельности участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований [12]. Подчеркнем, что законодатель самостоятельным элементом выделяет целеполагание как определение направлений, целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Видится уместным поддержать применение указанной нами ранее терминологической структуры для решения многочисленных вопросов в исследуемой области. Существующая модель и актуальные тенденции развития нормативно-правового регулирования в сферах градостроительной деятельности и земельных отношений не только характеризуют взаимоотношения и взаимодействие органов публичной власти, но и реализуются в определенной части внутри исполнительной власти. На основании вводных законов результаты правительственного и ведомственного нормотворчества развивают, детализируют и нередко подменяют законоположения. По мнению А.П. Анисимова нормы Федерального закона от 25.10.2001 № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - ФЗ № 137-Ф3) [5] регулируют различные сферы земельных отношений [13].

Поддерживая данную точку зрения, отметим положения ст. 20 ФЗ № 137-ФЗ, закрепляющей возможность установления особенностей регулирования земельных отношений в 2022 и 2023 годах федеральными законами [5]. В то же время ст. 10.18 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» [6] регламентирует, что особенности осуществления градостроительной деятельности в 2022 и 2023 годах в целях стабилизации экономической ситуации в стране устанавливаются федеральными законами. В свою очередь, Федеральный закон от 14.03.2022 № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [14] устанавливает особенности, при осуществлении градостроительной деятельности и земельных отношений в 2022 и 2023 годах. Уместно заметить, что нами неоднократно отмечалась необходимость систематизации и доработки регулятивных механизмов исследуемых отраслей права с высказыванием конкретных предложений относительно внесения изменений в федеральное законодательство [15, 16]. Вместе с тем для эффективности деятельности государственных и муниципальных органов, реализации прав частных лиц актуальной представляется идея о наличии необходимости обобщить высказанные нами ранее предложения и проработать их во взаимосвязи с иными предложениями по внесению изменений в ЗК РФ) [2] и ГрК РФ [4].

Следует заметить, что Федеральным законом от 21.12.2021 № 430-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» [17] ГК РФ дополнен главой 6.1. Недвижимые вещи, определяющей в ч. 1 ст. 141.5 ГК РФ образование недвижимых вещей, в том числе, установление запретов или ограничений на образование отдельных видов недвижимых вещей либо условий, при соблюдении которых допускается образование таких недвижимых вещей [3].

Одновременно подчеркнем, что пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ устанавливает, что ЗК РФ и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на установленных принципах, в том числе, деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства [2]. Кроме того, общие положения кодифицированного акта, в частности, п. 2 ст. 7 ЗК РФ закрепляет, что все категории земель в Российской Федерации, выделенные по критерию целевого назначения, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением [2]. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования. Следует так же упомянуть положения абз. 3 п. 2 ст. 85 ЗК РФ [2], определяющий установление единого градостроительного регламента для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Несомненно, на наш взгляд, заслуживает внимания и ранее неоднократно нами исследовалось положение п. 2 ст. 1 ЗК РФ, допускаю-

щее, установление федеральными законами других принципов земельного законодательства, не противоречащих установленным п. 1 ст. 1 ЗК РФ принципам. При этом ч. 1 ст. 36 ГрК РФ [4], под градостроительным регламентом понимает правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Нормы ч. 8 ст. 36 ГрК РФ, с одной стороны, указывают, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Но в то же время положения ч. 9 ст. 36 ГрК РФ определяют, что реконструкция указанных в ч. 8 ст. 36 ГрК РФ объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом [4].

В контексте рассмотрения вышеназванных положений отметим, что на основании ч. 1 ст. 39 ГрК РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. В дальнейшем нормы права устанавливают, что на основании предусмотренных законом рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

Затронутый выше вопрос при изучении актуальной законодательной действительности также реализован в положениях ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ № 135-ФЗ), предусматривающей порядок заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Закон впоследствии устанавливает, что указанный в ч. 1 ст. 17.1 ФЗ № 135-ФЗ порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется, в том числе, в соответствии с ЗК РФ [18]. Однако, отметим тождественный характер правового регулирования земельных отношений с установлением законодательством специфики только в исключительных случаях при соблюдении ряда условий, иных правовых установок.

Учитывая вышеизложенное, поддержим теоретиков, приходящих к выводу, что предоставление земельного участка в качестве преференции не предусмотрено законодательством Российской Федерации, поскольку отраслевым законодательством установлен специальный порядок его предоставления. Что касается правоприменительной действительности необходимо принять во внимание Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 16.11.2022 г. (далее - Обзор) [19], отражающий правовую действительность на сегодняшний день. Так, п. 10 Обзора определил, что установление правового режима использования земель, ограничение прав собственников земельных участков, как и иных категорий землепользователей, обусловливается необходимостью соблюдения прав и законных интересов иных лиц, а также обеспечения публичных (государственных, общественных) интересов. На примере материалов дела подтверждено, что на момент обращения товарищества в суд с иском о сносе на земельном участке возведены объекты, представляющие собой единый взаимосвязанный комплекс в виде базы отдыха. При этом суд установил, что ответчиком изначально возводились объекты, не предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства. Возведение строения на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, является основанием для сноса самовольной постройки, если отсутствует возможность приведения ее в соответствие с установленными правилами землепользования и застройки. Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оставила без изменения решение суда первой инстанции, отменив судебный акт вышестоящей инстанции.

Исследователи отмечают, что в проекте федерального закона № 496293-7 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации (в целях совершенствования определения видов разрешенного использования земельных участков)», внесенным 26.06.2018 г. Правительством РФ, содержится ряд концептуальных и логических ошибок, которые обречены деструктивно воздействовать на процессы градорегулирования в России. Очевидно, что такая ситуация порождает возможность высказывать мнения и вносить предложения [7].

Подводя итог, во-первых, считаем возможным напомнить, что ранее мы предлагали внести изменения в п. 14 ст. 11.10 ЗК РФ, дополнив подпунктом 6 следующего содержания «6) вид разрешенного использования земельного участка». Кроме того, в рамках нашего исследования следует обратить внимание на заявительный порядок оказания государственных и муниципальных услуг касаемо изучаемых отношений с единообразным требованием законодателя в заявлении указывать цель использования земельного участка, что подтверждается положениями пп. 2 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ, пп. 6 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ, пп. 5, 5.1 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ, пп. 8 п. 1 ст. 39.15 ЗК РФ, п.10 ст. 39.15 ЗК РФ, пп. пп. 14, 14.1

ст. 39.16 ЗК РФ, пп. 7 ст. 39.17 ЗК РФ [2], пп. п. 2, 3 п. 21.1 ст. 3 ФЗ № 137-ФЗ [5]

Актуальная задача решения вопроса двойственного характера толкования, терминологические и инструментальные погрешности отдельных положений ЗК РФ и ГрК РФ относительно сложившейся законодательной ситуации в части изменения вида разрешенного использования земельного участка позволяют нам выйти с рядом предложений, в первую очередь, законопроекта «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации". Статья 1. Внести в Земельный кодекс Российской Федерации следующие изменения: 1) пункт 14 статьи 11.10 дополнить: подпунктом «6) вид разрешенного использования земельного участка»; подпунктом 7) целеполагание образуемого земельного участка». Статья 2. В части 9 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации после слова «рекомендаций» дополнить слова «и целеполагания земельного участка». Безусловно, только развитое право, внутренняя организация которого отвечает конкретным историческим потребностям и условиям общественной жизни, способно эффективно выполнять основополагающую функцию упорядочения общественных отношений и вышеуказанные аргументы подтверждают мысль о необходимости дальнейшего реформирования и поэтапного синхронизирования земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Библиография:

1. Приказ Минстроя России от 02.11.2022 № 928/пр «Об утверждении классификатора объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям (для целей архитектурно-строительного проектирования и ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства)», зарегистрировано в Минюсте России 20.02.2023 № 72411 - [Электронный ресурс] // Режим доступа: -URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202302200011 - (Дата обращения: 25.08.2023 г.).

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ - [Электронный ресурс] // Режим доступа: - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102073184 - (Дата обращения: 25.08.2023 г.).

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51 -ФЗ - [Электронный ресурс] // Режим доступа: - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102033239 - (Дата обращения: 25.08.2023 г.).

4. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ - [Электронный ресурс] // Режим доступа: - URL: -http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=102090643 - (Дата обращения: 25.08.2023 г.).

5. Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» - [Электронный ресурс] // Режим доступа: - URL: - http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102073185 - (Дата обращения: 25.08.2023 г.).

6. Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» - [Электронный ресурс] // Режим доступа: - URL: https://docs.cntd.ru/document/902344433 - (Дата обращения: 25.08.2023 г.).

7. Законопроект № 496293-7 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации (в целях совершенствования определения видов разрешенного использования земельных участков)» - [Электронный ресурс] // Режим доступа: - URL: -https://sozd.duma.gov.ru/bill/496293 - (Дата обращения: 25.08.2023 г.).

8. Российская юридическая энциклопедия / Под ред. А. Я. Сухарева. - М.: Издательский Дом ИНФРА-М, 1999. - С. 1063.

9. Лунева Е.В. «Электронные торги по предоставлению земельных участков, находящихся в публичной собственности, как способ обеспечения рационального землепользования» // Журнал российского права. - 2019. № 4. С. 120-133.

10. Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный в г. Астане 29.05.2014 г., в редакции от 24.03.2022 г., с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 03.04.2023 г. - [Электронный ресурс] // Режим доступа: - URL: - https://docs.cntd.ru/document/420205962 - (Дата обращения: 25.08.2023 г.).

11. XVI сессия Европейско-Азиатского правового конгресса «Баланс интересов в праве» - [Электронный ресурс] // Режим доступа: - URL: -https://lawcongress.ru/sessii-kongressa/16sessionfinal/ - (Дата обращения: 25.08.2023 г.).

12. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» - [Электронный ресурс] // Режим доступа: - URL:

- http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201406300016 - (Дата обращения: 25.08.2023 г.).

13. Анисимов А.П. Актуальные проблемы теории земельного права России: монография. М.: Юстицинформ, 2020.

14. Федеральный закон от 14.03.2022 № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - [Электронный ресурс] // Режим доступа: - URL: - http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203140011?index=2 - (Дата обращения: 25.08.2023 г.).

15. Тулупова Ю. Г. «Перемен! Мы ждем перемен!» // Аграрное и земельное право. - 2021. № 7. С. 78-82.

16. Тулупова Ю. Г. «Земля и стройка едины!» // Аграрное и земельное право. - 2021. № 12. С. 52-55.

17. Федеральный закон от 21.12.2021 № 430-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» - [Электронный ресурс] // Режим доступа: - URL: - http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112210011 - (Дата обращения: 25.08.2023 г.).

18. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» - [Электронный ресурс] // Режим доступа: - URL: -http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102108256 - (Дата обращения: 25.08.2023 г.).

19. Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 16.11.2022 г. - [Электронный ресурс] // Режим доступа: - URL: - http://supcourt.ru/files/14561/ - (Дата обращения: 25.08.2023 г.).

References:

1. Order of the Ministry of Construction of the Russian Federation dated 02.11.2022 No. 928/pr "On approval of the classifier of capital construction objects according to their purpose and functional and technological features (for the purposes of architectural and construction design and Maintenance of the Unified State Register of Expert Opinions of Design documentation of capital construction objects)", registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on 20.02.2023 No. 72411 - [Electronic resource] // Access mode: - URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202302200011 - (Date of application: 25.08.2023).

2. Land Code of the Russian Federation No. 136-FZ dated 25.10.2001 - [Electronic resource] // Access mode: - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102073184 - (Date of appeal: 25.08.2023).

3. The Civil Code of the Russian Federation (part one) of 30.11.1994 No. 51 -FZ - [Electronic resource] // Access mode: - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102033239 - (Date of application: 25.08.2023).

4. Town-planning Code of the Russian Federation No. 190-FZ dated 29.12.2004 - [Electronic resource] // Access mode: - URL: -http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=102090643 - (Date of appeal: 25.08.2023).

5. Federal Law No. 137-FZ dated 25.10.2001 "On the Entry into Force of the Land Code of the Russian Federation" - [Electronic resource] // Access mode: - URL: -http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102073185 - (Date of application: 25.08.2023).

6. Federal Law No. 191-FZ of 29.12.2004 "On the Introduction of the Urban Planning Code of the Russian Federation" - [Electronic resource] // Access mode: - URL: https://docs.cntd.ru/document/902344433 - (Date of appeal: 25.08.2023).

7. Draft Law No. 496293-7 "On Amendments to the Land Code of the Russian Federation and Some Legislative Acts of the Russian Federation (in order to improve the definition of the types of permitted use of land plots)" - [Electronic resource] // Access mode: - URL: - https://sozd.duma.gov.ru/bill/496293 - (Date of application: 25.08.2023).

8. Russian Legal Encyclopedia / Edited by A. Ya. Sukharev. - M.: Publishing House INFRA-M, 1999. - P. 1063.

9. Luneva E.V. "Electronic auctions for the provision of land plots in public ownership as a way to ensure rational land use" // Journal of Russian Law. 2019. No.4. pp. 120-133.

10. The Treaty on the Eurasian Economic Union signed in Astana on 29.05.2014, as amended on 24.03.2022, with amendments and additions that came into force on 03.04.2023 - [Electronic resource] // Access mode: - URL: - https://docs.cntd.ru/document/420205962 - (Date of address: 25.08.2023).

11. XVI session of the European-Asian Legal Congress "Balance of interests in law" - [Electronic resource] // Access mode: - URL: - https://lawcongress.ru/sessii-kongressa/16sessionfinal / - (Accessed: 25.08.2023).

12. Federal Law No. 172-FZ of 28.06.2014 "On Strategic Planning in the Russian Federation" - [Electronic resource] // Access mode: - URL: -http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201406300016 - (Date of address: 25.08.2023).

13. Anisimov A.P. Actual problems of the theory of land law of Russia: monograph. M.: Justicinform, 2020.

14. Federal Law No. 58-FZ of 14.03.2022 "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" - [Electronic resource] // Access mode: - URL: -http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203140011 ?index=2 - (Date of reference: 25.08.2023).

15. Tulupova Yu. G. "Change! We are waiting for changes!" // Agrarian and land law. - 2021. No. 7. pp. 78-82.

16. Tulupova Yu. G. "Land and construction are one!" // Agrarian and land law. - 2021. No. 12. pp. 52-55.

17. Federal Law No. 430-FZ of 12/21/2021 "On Amendments to Part One of the Civil Code of the Russian Federation" - [Electronic resource] // Access mode: - URL: -http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112210011 - (Date of appeal: 25.08.2023).

18. Federal Law No. 135-FZ of 26.07.2006 "On Protection of Competition" - [Electronic resource] // Access mode: - URL: -http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102108256 - (Date of application: 25.08.2023).

19. Review of judicial practice in cases related to unauthorized construction, approved by the Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation on 16.11.2022

- [Electronic resource] // Access mode: - URL: - http://supcourt.ru/files/14561 / - (Accessed: 25.08.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.