Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИЯ - ЗОЛОТО!'

ИНФОРМАЦИЯ - ЗОЛОТО! Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
40
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗЕМЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ / ЛИЧНЫЙ ЗАКОН / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО / ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тулупова Юлия Геннадьевна

В статье рассматривается актуальный аспект государственной политики по обеспечению процессов ускоренной цифровой трансформации в перспективных для дальнейшего развития аграрной, земельной и градостроительной сфер. Особое внимание в работе уделяется выводам относительно содержания согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения. Автор впервые вносит предложение проработать вопрос о надлежащем использовании персональных данных на основании некоторых положений Земельного кодекса Российской Федерации. Предлагаемая редакция правовых норм заслуживает внимания при проведении научных дискуссий и практических семинаров должностных лиц органов власти. Проект по внесению изменений разработан автором в целях приведения земельного законодательства федерального уровня в соответствие с правовыми нормами информационного права Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION - GOLD!

The article discusses the current aspect of the government land policy which is used for ensure digital accelerated transformation in agrarian, land, urban planning spheres. The author at the first time makes a proposal to work out the issue about good use personal data based on certain provisions of the Land code of the Russian Federation. The author comes to the conclusion that the federal land legislation needs to be reformed in accordance with the legal rules of the Russian information law.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИЯ - ЗОЛОТО!»

Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

DOI 10.47643/1815-1337_2022_1 _312 УДК 349.4

ИНФОРМАЦИЯ - ЗОЛОТО! A vital-piece of information is a gold-fever!

ТУЛУПОВА Юлия Геннадьевна,

кандидат юридических наук, главный специалист отдела архитектуры и градостроительства Отдел архитектуры и градостроительства управления по имуществу и градостроительству администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургский области. 460000, РФ, Оренбургская обл., г. Оренбург городской округ, г. Оренбург, ул. Степана Разина, 209. E-mail: y.tu7@mail.ru;

TULUPOVA Yulia Gennadievna,

Candidate of Legal Sciences, Chief Specialist of the Department of Architecture and Urban Planning Department of Architecture and Urban Planning of the Department of Property and Urban Planning of the Administration of the Municipal Formation of the Orenburg district of the Orenburg region. 460000, Russian Federation, Orenburg region, Orenburg city district, Orenburg, Stepan Razin str., 209. E-mail: y.tu7@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматривается актуальный аспект государственной политики по обеспечению процессов ускоренной цифровой трансформации в перспективных для дальнейшего развития аграрной, земельной и градостроительной сфер. Особое внимание в работе уделяется выводам относительно содержания согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения. Автор впервые вносит предложение проработать вопрос о надлежащем использовании персональных данных на основании некоторых положений Земельного кодекса Российской Федерации. Предлагаемая редакция правовых норм заслуживает внимания при проведении научных дискуссий и практических семинаров должностных лиц органов власти. Проект по внесению изменений разработан автором в целях приведения земельного законодательства федерального уровня в соответствие с правовыми нормами информационного права Российской Федерации.

Abstract: The article discusses the current aspect of the government land policy which is used for ensure digital accelerated transformation in agrarian, land, urban planning spheres. The author at the first time makes a proposal to work out the issue about good use personal data based on certain provisions of the Land code of the Russian Federation. The author comes to the conclusion that the federal land legislation needs to be reformed in accordance with the legal rules of the Russian information law.

Ключевые слова: правовое регулирование, государственная земельная политика, правовой режим земельных участков, личный закон, информационное право, персональные данные.

Keywords: the government land policy, а legal regime of the lands and land plots, a legal rules, а personal law, the Land code of the Russian Federation, the information law, a personal data.

Дата направления статьи в редакцию: 18.12.2021

Дата публикации: 31.01.2022

Успешное взаимодействие двух систем: органов власти и частных лиц, зависит от обоснованного и устойчивого контакта между ними, установленного путем грамотного законодательного регулирования по формированию последовательных и оправданных этапов земельных отношений в их многообразии. На сегодняшний день при анализе взаимосвязи норм различных отраслей российского права, образующих структуру взвешенной и обдуманной совокупности применяемых правовых норм в исследуемой сфере, активно выделяется её информационная сторона. Стратегический подход законодателя по установлению адекватного применения норм права является наиболее надежным способом быть услышанным в современном обществе, перенасыщенном информацией.

При этом не менее важным предназначением научного поиска является выявление потребности динамичного развития, в том числе, путем проведения долгожданных преобразований в формальной логике и оценке. В этой связи нельзя не заметить, что инновативность как способ мышления, обеспечивающий склонность к внедрению инноваций, на современном этапе занимает одну из лидирующих позиций по формированию адекватного и эффективного правового регулирования в земельной сфере.

Реализуя свои дискреционные полномочия в области правовой регламентации отношений, объектом которых являются земельные участки, федеральный законодатель в целях обеспечения креативного отражения баланса предоставления сведений и правовой природы имущественных отношений, имеющих самостоятельную экономическую ценность, в ряде положений Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-Ф3 (далее - ЗК РФ) рассмотрел информационный поток в ракурсе, являющимся, на наш взгляд, неуместным [1]. Вышеуказанное подтверждается стремительно развивающимся территориальным и экономическим развитием Российской Федерации, а также взвешенными решениями органов власти, действиями государственных и муниципальных служащих, обеспечивающими, в первую очередь, образование модели по реализации прав, исходя из положений ч. 3 ст. 3 ЗК РФ о регулировании имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними, гражданским законодательством [1].

По нашему мнению, именно в таком ракурсе земельное законодательство будет успешно развиваться как результат практического взаимодействия с внешним миром. Рациональное и поступательное использование земельных ресурсов определяет дальнейший прогресс России. Сведения, содержащиеся в нормативных и ненормативных правовых актах, воспринимаются благодаря взаимодействию слуховых и зрительных ощущений, но в отличие от ощущений простых звуков и слов, они в большей степени определяются правовыми последствиями и юридической судьбой, и, безусловно, носят смысловой характер для принятия информации населением. При этом обратим внимание, что на современном этапе в первичной стадии образования земельного участка грамотное отражение информационной структуры обусловлено наличием требований сформировавшегося законодательного поля и побудительных инициатив по эволюционному сдвигу правового регулирования в форме внесения изменений в некоторые положения ЗК РФ [1]. Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г. (далее - Конституция РФ), каждый имеет право сво-

Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

бодно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом [2]. При этом российская правовая система, закрепляя права физического лица, содержит нормы, регулирующие общую структуру защиты информации Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - ФЗ № 149-ФЗ) [3], и, кроме того, защиты персональных данных - Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - ФЗ № 152-ФЗ) [4].

Не вызывает сомнения, что своевременное регулирование вопроса по защите персональных данных при реализации прав многонационального народа Российской Федерации, соединенного общей судьбой на своей земле, является актуальным, исходя из положений ст. 34 Конституции РФ, согласно которой, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности [2].

Действующая редакция паспорта федерального проекта «Информационная Безопасность» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденного протоколом президиума Правительственной комиссии от 23.10.2020 г. № 23, приложенного к письму Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 13.10.2021 г. № П25-18390-ОГ «О рассмотрении обращения», подписанному директором Департамента обеспечения кибербезопасности В. Н. Бенгиным [5], отвечает, на наш взгляд, текущим требованиям принятия своевременных и оперативных мер по многофункциональному обеспечению информационной безопасности. По нашему мнению, Правительство РФ руководствуется, в самой общей форме, утверждая второй пакет поддержки 1Т-отрасли, обеспечением ускоренной цифровой трансформации отраслей экономики и социальной сферы, созданием комфортных условий ведения 1Т-бизнеса в России, что будет способствовать реализации прав и законных интересов и минимизировать возможные риски их нарушения, в том числе, в перспективных для дальнейшего развития аграрной, земельной и градостроительной сферах.

Особо отметим, что в нормотворческой практике отдельного внимания заслуживает ч. 9 ст. 9 ФЗ № 152-ФЗ, введенная Федеральным законом от 30.12.2020 г № 519-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных», регламентирующая, что уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных устанавливаются требования к содержанию согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения [6]. В связи с чем, анализируя п. 9 ст. 2 ФЗ № 149-ФЗ [3], понимающий под распространением информации действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц, мы приходим к выводу о наличии необходимости дискуссии по вопросу реальной возможности и целесообразности применения п. п. 6, 7, 8 приказа Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 24.02.2021 г. № 18 «Об утверждении требований к содержанию согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения», зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 21.04.2021 № 6320 (далее -Приказ) [7], установивших требования о том, что согласие на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, должно содержать, в том числе, информацию о категориях и перечне персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных, в том числе фамилия, имя, отчество (при наличии), год, месяц, дата рождения, место рождения, адрес, семейное положение, образование, профессия, социальное положение, доходы, другая информация, относящаяся к субъекту персональных данных); о специальных категориях персональных данных (в том числе, расовая, национальная принадлежности, политические взгляды, религиозные или философские убеждения, состояние здоровья, интимной жизни, сведения о судимости); биометрических персональных данных (п. 6 Приказа [7]); о категориях и перечне персональных данных, для обработки которых субъект персональных данных устанавливает условия и запреты, а также перечень устанавливаемых условий и запретов (п. 7 Приказа [7]); об условиях, при которых полученные персональные данные могут передаваться оператором, осуществляющим обработку персональных данных, только по его внутренней сети, обеспечивающей доступ к информации лишь для строго определенных сотрудников, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, либо без передачи полученных персональных данных (заполняется по желанию субъекта персональных данных (п. 8 Приказа [7]). Кроме того, отдельного внимания заслуживает п. 9 Приказа, закрепляющий срок действия согласия также как обязательную составляющую информации [7].

При этом следует учитывать, что ч. 6 ст. 7 ФЗ № 149-ФЗ указывает, что в случае, если размещение информации в форме открытых данных может повлечь за собой нарушение прав обладателей информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, или нарушение прав субъектов персональных данных, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по решению суда. В случае, если размещение информации в форме открытых данных осуществляется с нарушением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», размещение информации в форме открытых данных должно быть приостановлено или прекращено по требованию уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных [3].

Считаем необходимым, обратить внимание, что вышеуказанная совокупность вариаций и исключений при обработке органами власти персональных данных для распространения, по нашему мнению, является неоправданным процедурным барьером при исполнении обязанностей должностными лицами, исходя из объема поставленных первоочередных задач и совокупности востребованных оперативных действий и решений по текущим вопросам.

Подчеркнем, что из буквального толкования закона прослеживается необходимость оперативной и своевременной отмены некоторых положений ЗК РФ. На основании вышеизложенного, руководствуясь действующим законодательством, предлагаем исключить из ч. 9 ст. 39.15 ЗК РФ, регламентирующей содержание решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, п. 5 следующего содержания: «5) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина)».

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 1(205)

В тоже время считаем целесообразным отметить, что вышеуказанное также должно учитываться при внесении изменений в ст. 39.15 ЗК РФ в отношении ч. 13, содержащей нормы относительно содержания решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если границы испрашиваемого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». На основании указанного ранее предлагаем исключить п. 1 ч. 13 ст. 39.15 ЗК РФ следующего содержания: «1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина)».

На наш взгляд, не заслуживает внимания по поставленному вопросу ч. 16 ст. 39. 15 ЗК РФ, устанавливающая, что основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.17 ЗК РФ - без торгов, является решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Обусловлено вышеуказанное тем, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, не является гарантией отсутствия дальнейшего распространения сведений, содержащихся в решениях государственных и муниципальных органов неограниченному кругу лиц при наличии необходимости либо с течением времени.

Кроме того, согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 ФЗ № 152-ФЗ действие ФЗ № 152-ФЗ не распространяется на отношения, возникающие при организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации [4]. Исходя из вышеперечисленных норм закона, считаем неоправданным включение персональных данных в содержание ненормативного правового акта по образованию земельного участка, которое не носит персонифицированного характера применительно к тому или иному участнику земельных отношений.

Бесспорно, проведенный анализ юридической сущности обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных для распространения, в том числе, защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, провозглашенных целью ФЗ № 152-ФЗ, свидетельствует о необходимости, по нашему мнению, единогласного межотраслевого регулирования, с учетом и применением правовых норм во взаимосвязи, учитывая установленную специфику [4]. В тоже время при наличии в ЗК РФ нормы о регулировании имущественных вопросов в земельной сфере гражданским законодательством, следует учитывать, что в силу ст. 1198 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 г. № 146-ФЗ права физического лица на имя, его использование и защиту определяются его личным законом, если иное не предусмотрено законом [8]. Выделим особо нашу мысль, что раскрытие сущностных свойств кодифицированного акта в земельной сфере относительно обработки персональных данных для распространения, должно отвечать основополагающему аспекту регулирования, выраженному в форме установления характеристик объектов земельных отношений с целью использования и охраны земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, а также в целях владения, пользования и распоряжения земельными участками участниками земельных отношений, т. е. неограниченным кругом лиц.

Проведенный анализ позволяет заключить, что возникновение объекта земельных отношений, без сомнения, не зависит от наличия или отсутствия персонификации субъектного состава при его образовании. Нам представляется, что ключевым фактором обоснования наличия возможности поддержать предлагаемый автором проект внесения изменений в ЗК РФ является защита персональных данных на федеральном уровне, в первую очередь, в кодифицированных правовых актах.

Библиогра фия:

1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЭ - [Электронный ресурс] // Режим доступа: - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102073184 - (Дата обращения: 08.12.2021 г.).

2. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г. - [Электронный ресурс] // Режим доступа: - URL: http://kremlin.ru/acts/constitution - (Дата обращения: 08.12.2021 г.).

3. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» - [Электронный ресурс] // Режим доступа: - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/24157 - (Дата обращения: 08.12.2021 г.).

4. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» - [Электронный ресурс] // Режим доступа: - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=102108261 - (Дата обращения: 08.12.2021 г.).

5. Паспорт федерального проекта «Информационная Безопасность» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденный протоколом президиума Правительственной комиссии от 23.10.2020 г. № 23, приложенный к письму Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 13.10.2021 г. № П25-18390-ОГ «О рассмотрении обращения» - [Электронный ресурс] // Режим доступа: - URL: https://digital.gov.ru - (Дата обращения: 08.12.2021 г.).

6. Федеральный закон от 30.12.2020 г № 519-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных» - [Электронный ресурс] // Режим доступа: - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012300044 - (Дата обращения: 08.12.2021 г.).

7. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 24.02.2021 г. № 18 «Об утверждении требований к содержанию согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения», зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 21.04.2021 № 6320 - [Электронный ресурс] // Режим доступа: - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202104210039 - (Дата обращения: 08.12.2021 г.).

8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 г. № 146-ФЗ - [Электронный ресурс] // Режим доступа: - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102073578 - (Дата обращения: 08.12.2021 г.).

References (transliterated):

1. Zemel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 25.10.2001 g. № 136-FZ - [Elektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102073184 - (Data obrashcheniya: 08.12.2021 g.).

2. Konstituciya Rossijskoj Federacii, prinyataya vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 g. s izmeneniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020 g. - [Elektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: - URL: http://kremlin.ru/acts/constitution - (Data obrashcheniya: 08.12.2021 g.).

3. Federal'nyj zakon ot 27.07.2006 g. № 149-FZ «Ob informacii, informacionnyh tekhnologiyah i o zashchite informacii» - [Elektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/24157 - (Data obrashcheniya: 08.12.2021 g.).

4. Federal'nyj zakon ot 27.07.2006 g. № 152-FZ «O personal'nyh dannyh» - [Elektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=102108261 - (Data obrashcheniya: 08.12.2021 g.).

5. Pasport federal'nogo proekta «Informacionnaya Bezopasnost'» nacional'noj programmy «Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii», utverzhdennyj protokolom pre-zidiuma Pravitel'stvennoj komissii ot 23.10.2020 g. № 23, prilozhennyj k pis'mu Ministerstva cifrovogo razvitiya, svyazi i massovyh kommunikacij Rossijskoj Federacii ot 13.10.2021 g. № P25-18390-0G «O rassmotrenii obrashcheniya» - [Elektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: - URL: https://digital.gov.ru - (Data obrashcheniya: 08.12.2021 g.).

6. Federal'nyj zakon ot 30.12.2020 g № 519-FZ «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «O personal'nyh dannyh» - [Elektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012300044 - (Data obrashcheniya: 08.12.2021 g.).

7. Prikaz Federal'noj sluzhby po nadzoru v sfere svyazi, informacionnyh tekhnologij i masscvyh kommunikacij ot 24.02.2021 g. № 18 «Ob utverzhdenii trebovanij k soderzhaniyu soglasiya na obrabotku personal'nyh dannyh, razreshennyh sub"ektom personal'nyh dannyh dlya rasprostraneniya», zaregistrirovannyj v Ministerstve yusticii Rossijskoj Federacii 21.04.2021 № 6320 - [Elektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: - URL: http://publication.pravo.go/.ru/Document/View/0001202104210039 - (Data obrashcheniya: 08.12.2021 g.).

8. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast tret'ya) ot 26.11.2001 g. № 146-FZ - [Elektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102073578 - (Data obrashcheniya: 08.12.2021 g.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.