8. Instrukciya o deyatel'nosti organov vnutrennih del po preduprezhdeniyu prestuplenij : utv. prikazom MVD Rossii ot 17.01.2006 №2 19 (po sost. na 30.12.2011) // SPS «Konsul'tant plyus» [elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW;n=129872;dst=0;ts=88365309F043C0786A2F45672C534D1E;rnd=0.1961956932209432 (Data obrashcheniya: 30.06.2021)
9. Koncepciya Zakona Respubliki Belarus' «O protivodejstvii domashnemu nasiliyu» // Belarusskij zhurnal [elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://journalby.com/files/koncepciya_zakon.pdf (Data obrashcheniya: 30.06.2021)
10. Lebedev S.Ya. O strategii preduprezhdeniya prestupnosti organami vnutrennih del // Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. M.: VNII MVD Rossii, 2007. S. 24-29.
11. Logar R. Obespechenie ubezhishcha i podderzhki dlya zhenshchin, stavshih zhertvami nasiliya // Entre Nous: evropejskij zhurnal po seksual'nomu i reproduktivnomu zdorov'yu. 2006. №2 61.
12. Martynenko N.E. Sovershenstvovanie ohrany prav i zakonnyh interesov poterpevshego organami vnutrennih del // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2016. № 1. S. 75-79.
13. Mitin M.A. Mezhdunarodno-pravovoe regulirovanie kompensacij zhertvam ugolovnyh prestuplenij: dis. ... kand. yurid. nauk. SPb, 2012.
14. Proekt Federal'nogo zakona «O protivodejstvii semejno-bytovomu nasiliyu v Rossijskoj Federacii», byl razmeshchen na sajte Soveta Federacii Federal'nogo Sobraniya RF 28 noyabrya 2019 g. Elektronnyj resurs: http://council.gov.ru/(Data obrashcheniya: 25.03.2021)
15. Rezhapova I.M., Zaborovskaya Yu.M. Zarubezhnyj opyt raboty s zaklyuchennymi cel'yu ih dal'nejshej resocializacii (na primere zakonodatel'stva Soedinennyh Shtatov Ameriki i Kanady) // Chelovek: prestuplenie i nakazanie. 2019. T. 27. №2 1. S. 40-46.
16. Rudyakov N.M. Organy vnutrennih del v sisteme pravoohranitel'nyh organov Sovetskogo gosudarstva: dis. ... kand. yurid. nauk. Habarovsk, 1990.
17. Stepanenko Yu.V. Pravoohranitel'naya deyatel'nost': voprosy teorii // Aktual'nye voprosy publichnogo prava. Nauchno-prakticheskij zhurnal. 2014. № 4. S. 84-114.
18. Tarasov Yu.A. Rol' i mesto MVD kak sub"ekta i ob"ekta gosudarstvennogo kontrolya v sisteme preduprezhdeniya prestuplenij // Rossijskij sledovatel'. 2013. № 20. S. 32-37.
19. Shikula I.R. Ugolovno-pravovaya ohrana prav i svobod poterpevshego, nahodyashchegosya v bespomoshchnom sostoyanii, ot nasil'stvennyh prestuplenij: problemy teorii i praktiki: monografiya. M.: Izd-vo «Yurlitinform», 2020. 240 s.
20. Cikarishvili O.G. Pravoohranitel'naya sistema Rossii: ponyatie i struktura // Voprosy teorii gosudarstva i prava. Aktual'nye problemy teorii gosudarstva i prava: mezhvuz. sb-k nauchn. tr. Saratov: izd-vo SGAP, 2007. S. 128-135.
ШИКУЛА ИЛЬМИРА РИФКАТЬЕВНА - кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой уголовного права и процесса Московского международного университета; доцент кафедры государственно-правовых дисциплин школы права Института права и управления Московского городского педагогического университета ([email protected]) SHIKULA, ILMIRA R. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Head of the Department of Criminal Law and Procedure, Moscow International University; Associate Professor, Department of State and Legal Disciplines, School of Law, Institute of Law and Management, Moscow City Pedagogical University ([email protected]).
УДК 343.346.22 DOI: 10.24412/2411-2275-2021-3-63-67
БОХАН А.П., БОНДАРЕВ С.П., ЧМЫРЕВ С.Н., КУРКИН П.Г. ОГРАНИЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА КАК НОВЫЙ
ВИД УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ
Ключевые слова: лишение права управлять транспортным средством, ограничение использования транспортного средства, состояние опьянения, дорожно-транспортные происшествия, снижение смертности.
Статья посвящена вопросу введения такого вида уголовного наказания, как ограничение использования транспортного средства за совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. 264 и 264.1 УК РФ. Данный вид наказания должен применяется в отношении лица, которому назначается наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью точно на тот же срок на который он лишается вышеуказанного права. Предложено включить в текст уголовного закона норму, которая ограничивает использование транспортного средства, сформулировав в следующей редакции ст. 47.1 Ограничение использования транспортного средства: «Ограничение использования транспортного средства применяется в отношении лица, которому назначается наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок». В целях единообразия применения норм, необходимыо предусмотреть идентичный вид административного наказания и в административном законодательстве.
BOHAN, A.P., BONDAREV, S.P., CHMYREV, S.N., KURKIN, P.G.
RESTRICTION OF THE USE OF THE VEHICLE AS A NEW TYPE OF CRIMINAL PUNISHMENT
Key words: deprivation of the right to drive a vehicle, restriction of the use of the vehicle, state of intoxication, traffic accidents, reduction of mortality.
The article is devoted to the introduction of such a type of criminal punishment as restricting the use of a vehicle for the commission of crimes provided for in article. 264 and 264.1 of the Criminal Code of the Russian Federation. This type of punishment should apply to a person who is punished by deprivation of the right to hold certain posts or engage in certain activities for the exact same period for which he is deprived of the above right. It is proposed to include in the text of the criminal law a norm that restricts the use of a vehicle, formulating in the following edition of Art. 47.1 Restriction on the use of a vehicle: "Restriction on the use of a vehicle applies to a person who is sentenced to deprivation of the right to hold certain positions or engage in certain activities for the same period." For the purpose of uniformity in the application of norms, it is necessary to provide for an identical type of administrative punishment in administrative legislation.
В настоящее время законодатель с регулярным постоянством вносит изменения в ст.ст. 264 и 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) (в редакциях Федеральных законов от 25.06.1998 № 92-ФЗ, от 08.12.2003 № 162-ФЗ, от 13.02.2009 № 20-ФЗ, от 27.12.2009 № 377-Ф3, от 07.03.2011 № 26-ФЗ, от 07.12.2011 № 420-ФЗ, от 31.12.2014 № 528-ФЗ, от 03.07.2016 № 328-Ф3, от 23.04.2019 № 65-ФЗ, от 17.06.2019 № 146-ФЗ, от 01.07.2021 № 258-ФЗ). Тем не менее, проблема сохраняет свою актуальность. Так, Президент Российской Федерации В.В. Путин в октябре 2020
года обозначил в числе поручений Правительству Российской Федерации добиться снижения количества погибших в дорожно-транспортных происшествиях (далее - ДТП) из расчета 8,4 смерти в 2024 году и 4 смерти - в 2030 году на 100 000 человек, что свидетельствует о важности проблемы. По итогам 2020 года этот показатель приближается к 11 смертям на 100 000 человек.
Таблица 1.
Количество дорожно-транспортных происшествий, погибших и раненых на территории Российской
Место совершения ДТП Погибло Ранено
Дорожно-транспортные происшествия
Российская Федерация 145 073 16 152 183 040
ДТП с водителями в состоянии опьянения
Российская Федерация 15 552 4 347 20 440
ДТП с водителями, отказавшимися от медосвидетельствования
Российская Федерация 3 596 175 5 087
ДТП с водителями с признаками опьянения
Российская Федерация 19 112 4 515 25 469
Исходя из данных таблицы 1, мы видим, что более 55 % погибших в ДТП на территории Российской Федерации за 2020 год - это результат управления транспортными средствами в состоянии опьянения (в т.ч. с учетом отказа от медицинского освидетельствования или с признаками опьянения). Таким образом, для достижения цели в виде снижения количества погибших в ДТП из расчета 4 смерти в 2030 году на 100 000 человек, необходимы эффективные меры. Добьёмся ли мы заявленного показателя по смертности или нет, будет зависеть от принимаемых их перечня.
Проанализируем санкции рассматриваемых статей.
В санкциях статей 264 и 264.1 УК РФ в качестве основного вида наказания указаны штраф, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, принудительные работы и лишение свободы. В качестве дополнительного вида наказания указано лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Несмотря на длительные сроки в виде лишения свободы (до пятнадцати лет) и наличия дополнительного вида наказания в виде запрета на управление транспортным средством (к сожалению, только до трёх лет, мы ранее обращали внимание на данное обстоятельство [2, 3, 4]), эти меры не останавливают лиц от управления транспортным средством в состоянии опьянения.
Нельзя говорить о том, что санкции ст.ст. 264 и 264.1 УК РФ не имеют сдерживающего эффекта. Во время реального отбывания наказания в виде лишения свободы практически на 100 % выполняется превентивная роль. Во всех остальных случаях иные виды наказаний не удерживают от соблазна сесть за руль транспортного средства в состоянии опьянения. Как обеспечить исполнение приговора суда, когда суд запрещает лицу управлять транспортным средством на определённый срок? Не все лица готовы соблюдать такой запрет! Существует высокий процент вероятности, что лицо, лишённое права управлять транспортным средством, при отсутствии контроля нарушит установленный приговором суда запрет.
Осуществление контроля за лицами, которым запрещено управлять транспортным средством в рамках приговора суда видим в следующем.
Так, в Уголовном кодексе Франции закреплена норма, которая позволяет правоприменителю приводить в неподвижное состояние одно или несколько транспортных средств, принадлежащих осужденному (сроком не более одного года), «в соответствии с положениями декрета Государственного совета» [5]. Рассмотрим возможность использования практики, введенной французским законодателем, применительно к современным реалиям Российской Федерации.
Таблица 2.
Виды назначаемых наказаний (или иных мер уголовно-правового воздействия) за совершение преступлений, предусмотренных ст.ст. 264 и 264.1 УК РФ [6].
Статья УК РФ / Вид Лишение права
наказания (или иные меры ы е е ф занимать
уголовно-правового воздействия) Лишение свобод Из них, условно Ограничение свободы ы н ь л ш н и в а р п с сИ работы Обязательные работы Принудительны работы Штраф Судебный штра определенные должности или заниматься определенной деятельно стью (дополнительное наказание)
ч.ч. 1 и 2 ст. 264 УК РФ 451 934 2781 29 61 28 132 1268 2668
ч.ч. 3 и 4 ст. 264 УК РФ 1626 1135 4 2 - 18 - 242 2504
ч.ч. 5 и 6 ст. 264 УК РФ 313 67 - - - 7 - 5 359
ст. 264.1 УК РФ 7924 7221 128 77 39593 129 2520 311 53601
(до внесения изменений
Федеральным законом от 01.07.2021 №258-ФЗ)
Анализ данных таблицы 2 позволяет указать, что большая часть назначаемых основных видов наказаний не связаны с лишением свободы, а это позволяет лицу, лишённому права управления транспортным средством, незаконно использовать его.
Что касается такого вида наказания как лишение свободы. В соответствие с п. «а» ч. 1 ст. 58 УК РФ: «лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, а также лицам, осужденным к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавшим лишение свободы, - в колониях-поселениях. С учетом обстоятельств совершения преступления и личности виновного суд может назначить указанным лицам отбывание наказания в исправительных колониях общего режима с указанием мотивов принятого решения» [7]. С учётом того, что только составы ч. 4 и ч. 6 ст. 264 УК РФ определяют тяжкие преступления, доля которых является незначительной среди всех зарегистрированных преступлений по ст.ст. 264 и 264.1 УК РФ, данные таблицы 2 указывают, что для отбывания наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях общего режима в 2020 году направлены примерно пятьсот осуждённых. Дополнительный вид наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью судами назначается в 90 % случаях осуждения, о чём свидетельствуют данные таблицы 2.
В ч. 4 ст. 47 УК РФ указано, что «в случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, принудительным работам, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия» [8]. В силу прямого указания в уголовном законе на запрет использования транспортного средства как в период отбывания основного вида наказания, так и после возникает обязанность исполнения приговора суда в точном его соответствии. В случае если такое лицо продолжает управлять транспортным средством, то подрывается вера в закон! Чего нельзя допустить!
Ведь факт изъятия водительского удостоверения не остановит лицо от дальнейшего управления транспортным средством, не смотря на запрет. Считаем, что необходимы более кардинальные меры, например, физическое ограничение на использование транспортного средства.
Для таких ситуаций перспективно внедрение технических решений, позволяющих оперативно и в режиме реального времени получать уголовно-исполнительной инспекцией и ГИБДД информацию о водителе и использовании транспортного средства. Уровень развития технологий это уже позволяет, необходимо лишь интегрировать имеющиеся возможности и применить их в комплексе с одновременным нормативным закреплением обязательности использования при эксплуатации автомобиля.
Так, наряду с назначаемым дополнительным видом наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, одновременно предлагаем и вводить ограничение на использование транспортного средства. Мы предвидим возражения по данному виду наказания, который может быть назначен только в качестве дополнительного. Основное из них - ограничение права собственности. Да, это право будет ограничено, но ограничено законом. Судом постановляется приговор, который является обязательным и исполнению. Собственник или иной владелец транспортного средства должен осознавать последствия и более внимательно и выборочно подходить к вопросам доверия, передоверия права управлять транспортным средством. Данные изменения направлены на обеспечение охраны жизни и здоровья граждан, обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспорта, а также на снижение количества дорожно-транспортных происшествий и тяжести их последствий.
В результате проведённого исследования считаем, возможным предложить законодателю включить в текст уголовного закона норму, которая ограничивает использование транспортного средства. Сформулировав в следующей редакции: Статья 47.1 Ограничение использования транспортного средства
Ограничение использования транспортного средства применяется в отношении лица, которому назначается наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.
В целях единообразия применения норм, считаем необходимым предусмотреть и в административном законодательстве Российской Федерации идентичный вид административного наказания.
Литература и источники
1. Официальный сайт Госавтоинспекции. URL: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 10.08.2021 г.).
2. Бохан А.П. К вопросу о дополнительном виде наказания, предусмотренном санкцией статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации // Актуальные проблемы уголовного законодательства на современном этапе: сб. науч. тр. Международ. науч.-практ. копф., Волгоград, 14-15 мая 2015 г. / отв. ред. В. И. Третьяков. — Краспослободск: ИП Головчепко Е. А., 2015. С. 61-69.
3. Бохап А.П., Бондарев С.П. К вопросу о совершенствовании диспозиций статей 264 и 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации // Общество и право. 2017. M 4. С. 26-29.
4. Бохап А.П., Чмырев С.Н., Бондарев С.П. Анализ назначаемого наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в ст. 264 и 264.1 УК РФ // Актуальные проблемы применения уголовного законодательства: Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Отв. ред. Н.С. Сорокун. Ростов-на-Дону. 2020. С. 21 -26.
5. Уголовный кодекс Франции : Принят в 1992 г. : Вступил в силу с 1 марта 1994 г. : С изм. и доп. па 6 дек. 2019 г. // [Электроппый ресурс]: URL: https://constitutions.ru/?p=25017 (дата обращения: 11.08.2021 г.).
6. Уголовный кодекс Франции: Принят в 1992 г. : Вступил в силу с 1 марта 1994 г. : С изм. и доп. па 6 дек. 2019 г. // [Электроппый ресурс]: URL: https://constitutions.ru/?p=25017 (дата обращения: 11.08.2021 г.).
7. Уголовный кодекс Российской Федерации : Федер. закоп от 13 июня 1996 г. M 63-Ф3: принят Гос. Думой 24 мая 1996 г. : одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г. : [в ред. от 1 июл. 2021 г.] // Официальный интернет-портал правовой информации : гос. система правовой информации. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102041891&intelsearch=%F3 %E3 %EE%EB%EE%E2 %ED%FB%E9+%EA%EE%E4 %E5 %EA%F1 (дата обращения: 12.08.2021).
8. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федер. закоп от 13 июня 1996 г. M 63-Ф3 : принят Гос. Думой 24 мая 1996 г. : одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г. : [в ред. от 1 июл. 2021 г.] // Официальный интернет-портал правовой информации : гос. система правовой информации. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102041891&intelsearch=%F3 %E3 %EE%EB%EE%E2 %ED%FB%E9+%EA%EE%E4 %E5 %EA%F1 (дата обращения: 12.08.2021).
References and Sources
1. Oficial'nyj sajt Gosavtoinspekcii. URL: http://stat.gibdd.ru/ (data obrashcheniya: 10.08.2021 g.).
2. Bohan A.P. K voprosu o dopolnitel'nom vide nakazaniya, predusmotrennom sankciej stat'i 264 Ugolovnogo kodeksa Rossijskoj Federacii // Aktual'nye problemy ugolovnogo zakonodatel'stva na sovremennom etape: sb. nauch. tr. Mezhdunarod. nauch.-prakt. konf., Volgograd, 14-15 maya 2015 g. / otv. red. V. I. Tret'yakov. — Krasnoslobodsk: IP Golovchenko E. A., 2015. S. 61-69.
3. Bohan A.P., Bondarev S.P. K voprosu o sovershenstvovanii dispozicij statej 264 i 264.1 Ugolovnogo kodeksa Rossijskoj Federacii // Obshchestvo i pravo. 2017. M 4. S. 26-29.
4. Bohan A.P., Chmyrev S.N., Bondarev S.P. Analiz naznachaemogo nakazaniya v vide lisheniya prava zanimat' opredelennye dolzhnosti ili zanimat'sya opredelennoj deyatel'nost'yu v st. 264 i 264.1 UK RF // Aktual'nye problemy primeneniya ugolovnogo zakonodatel'stva: Sbornik nauchnyh trudov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Otv. red. N.S. Sorokun. Rostov-na-Donu. 2020. S. 21-26.
5. Ugolovnyj kodeks Francii: Prinyat v 1992 g.: Vstupil v silu s 1 marta 1994 g.: S izm. i dop. na 6 dek. 2019 g. // [Elektronnyj resurs]: URL: https://constitutions.ru/?p=25017 (data obrashcheniya: 11.08.2021 g.).
6. Ugolovnyj kodeks Francii: Prinyat v 1992 g.: Vstupil v silu s 1 marta 1994 g.: S izm. i dop. na 6 dek. 2019 g. // [Elektronnyj resurs]: URL: https://constitutions.ru/?p=25017 (data obrashcheniya: 11.08.2021 g.).
7. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii: Feder. zakon ot 13 iyunya 1996 g. N° 63-FZ: prinyat Gos. Dumoj 24 maya 1996 g.: odobren Sovetom Federacii 5 iyunya 1996 g.: [v red. ot 1 iyul. 2021 g.] // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii: gos. sistema pravovoj informacii. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102041891&intelsearch=%F3%E3%EE%EB%EE%E2%ED%FB%E9+%EA%EE%E4 %E5 %EA%F1 (data obrashcheniya: 12.08.2021).
8. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii: Feder. zakon ot 13 iyunya 1996 g. № 63-FZ: prinyat Gos. Dumoj 24 maya 1996 g.: odobren Sovetom Federacii 5 iyunya 1996 g.: [v red. ot 1 iyul. 2021 g.] // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii: gos. sistema pravovoj informacii. - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102041891&intelsearch=%F3%E3%EE%EB%EE%E2%ED%FB%E9+%EA%EE%E4 %E5 %EA%F1 (data obrashcheniya: 12.08.2021).
БОХАН АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент Новороссийский филиал Краснодарского университета МВД России ([email protected])
БОНДАРЕВ СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ - кандидат юридических наук Новороссийский филиал Краснодарского университета МВД России (serzh.bondarev. [email protected])
ЧМЫРЕВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ - кандидат юридических наук, доцент Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России ([email protected])
КУРКИН ПЕТР ГЕННАДЬЕВИЧ - преподаватель кафедры специальных дисциплин, Волгодонский филиал Ростовского юридического института МВД России ([email protected])
BOHAN, ANDREY P. - Ph.D. in Law, Associate Professor of the Novorossiysk branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia ([email protected])
BONDAREV, SERGEY P. - Ph.D. in Law? Novorossiysk Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (serzh.bondarev. [email protected])
CHMYREV, SERGEY N. - Ph.D. in Law, Associate Professor of the Stavropol branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia ([email protected])
KURKIN, PYOTR G. - teacher of the Department of Special Disciplines, Volga branch of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia ([email protected])
УДК 343.851.5 DOI: 10.24412/2411-2275-2021-3-67-70
ЮСУПОВА С.И.
К ВОПРОСУ О СОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УСЛОВИЯХ ВЛИЯНИЯ КРИМИНАЛЬНОЙ СРЕДЫ И ИСТОКАХ ИХ ПРОТИВОПРАВНОГО И
АНТИОБЩЕСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ
Ключевые слова: общепризнанные нормы морали, духовные ценности, модели поведения, негативное воздействие, криминальный образ жизни, авторитет в обществе, сверстники.
В статье исследуется проблема асоциальных девиаций несовершеннолетних лиц, рассматриваются источники негативного влияния на несовершеннолетних окружающей среды, причины, определяющие высокую степень их воздействия на подростков. Изучаются возможные пути противодействия влиянию факторов, отрицательно влияющих на несовершеннолетних. Отмечается, что что, подражая взрослым, несовершеннолетние, чаще склонны к заимствованию от них негативных черт повседневного образа жизни, нежели положительных. С этим связан рост числа подростков, имеющих пагубные привычки в виде постоянной тяги к курению, употреблению алкогольных напитков и пр., как якобы атрибутов жизни взрослого человека. Автор обосновывает вывод о том, что важно принимать все необходимые меры по предотвращению проникновения элементов криминальной жизни в круги молодежи, опираясь на совместные усилия семьи, образовательных учреждений и органов правопорядка.
YUSUPOVA, S.I.
TO THE QUESTION OF SOCIALIZATION OF MINORS UNDER THE CONDITIONS OF THE INFLUENCE OF THE CRIMINAL ENVIRONMENT AND THE SOURCES OF THEIR ILLEGAL AND ANTI-SOCIAL BEHAVIOR
Key words: generally recognized moral norms, spiritual values, behavior patterns, negative impact, criminal lifestyle, authority in society, peers.
The article examines the problem of asocial deviations of minors, considers the sources of negative impact on minors of the environment, the reasons that determine the high degree of their impact on adolescents. Possible ways of counteracting the influence of factors that negatively affect minors are being studied. It is noted that, imitating adults, minors are more likely to borrow negative features of their daily lifestyle from them than positive ones. Associated with this is an increase in the number of adolescents who have addictions in the form of a constant craving for smoking, drinking alcohol, etc., as supposedly attributes of the life of an adult. The author substantiates the conclusion that it is important to take all necessary measures to prevent the penetration of elements of criminal life into the youth circles, relying on the joint efforts of the family, educational institutions and law enforcement agencies.
Одним из важнейших направлений правовой внутренней политики, в силу части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации, является государственная защита законных прав и интересов несовершеннолетних детей [1]. Среди прочего, перед российскими правоохранительными органами, как и обществом в целом, стоит непростая, и в то же время, безусловно, очень важная задача, заключающаяся в ранней профилактике противоправного поведения несовершеннолетних, которая должна выражаться в социально-педагогической деятельности семьи, образовательных и иных государственных учреждений и общественных структур, направленной на формирование у детей и молодёжи общепризнанных моральных и духовных норм и ценностей, популяризацию ведения здорового образа жизни, воспитание нравственности и патриотизма, а также общественно-полезных навыков.
Предпосылки к возникновению и дальнейшему развитию противоправного и антиобщественного поведения, по своей сути, многочисленны и разнообразны. Но в совокупности