АаМПНПСТРАТПВНОЕ ПРАВО
DOI: 10.24412/2224-9125-2022-11-182-189 NIION: 2021-0079-11/22-216 MOSURED: 77/27-025-2022-11-216
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры трудового права Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева, e-mail: newchenik@inbox.ru
ГОВОРУХИНА Елена Юрьевна,
ДИАНОВА Ирина Васильевна,
старший преподаватель кафедры трудового и социального права Уральского института управления РАНХиГС,
e-mail: pivet@bk.ru
О ПРАВЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ НА ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ЕГО ЗАЩИТА
Аннотация. Статья посвящена проблемным вопросам пенсионного обеспечения муниципальных служащих. Эти вопросы стоят наиболее остро в современных условиях сложной экономической, финансовой, политической обстановки в России. Особое внимание уделено проблемам определения права муниципальных служащих на пенсию за выслугу лет, исчислению ее размера. Обосновано, что пенсия за выслугу лет муниципальным служащим не является обособленной пенсией, а носит дополнительный характер. Сделан вывод, что в области дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих имеет место сочетание централизованного, регионального и муниципального нормативно-правового регулирования общественных отношений. При анализе отдельных уровней выявлены недостатки в законодательстве и правоприменении.
Ключевые слова: муниципальная служба, муниципальный служащий, гражданский служащий, пенсионное обеспечение, пенсия за выслугу лет, стаж муниципальной службы.
Annotation. The article is devoted to the problematic issues of pensions for municipal employees. These issues are most acute in the current conditions of the difficult economic, financial, and political situation in Russia. Particular attention is paid to the problems of determining the right of municipal employees to a pension for long service, the calculation of its size. It is substantiated that the seniority pension for municipal employees is not a separate pension, but is of an additional nature. It is concluded that in the field of additional pension provision for municipal employees there is a combination of centralized, regional and municipal legal regulation of public relations. When analyzing individual levels, shortcomings in legislation and law enforcement were revealed.
Key words: municipal service, municipal employee, civil servant, pension provision, seniority pension, length of service in the municipality.
Определение права муниципальных слу- несовершенства действующего законодатель-жащих на пенсионное обеспечение ства. С одной стороны, муниципальные служа-представляет значительную трудность ввиду щие как лица проходящие муниципальную службу
GOVORUKHINA Elena Yurievna,
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Associate Professor, Department of Labor Law Ural State Legal University named after V.F. Yakovlev
DIANOVA Irina Vasilievna,
Senior Lecturer, Department of Labor and Social Law Ural Institute of Management RANEPA
ON THE RIGHT OF MUNICIPAL EMPLOYEES TO PENSION SECURITY AND ITS PROTECTION
по трудовому договору, подлежат обязательному пенсионному страхованию и по достижению пенсионного возраста приобретают право на страховую пенсию по старости, при наступлении инвалидности - на страховую пенсию по инвалидности, в случае смерти этих лиц члены их семей - на страховую пенсию по случаю потери кормильца. Кроме того, муниципальные служащие обладают правом на фиксированную выплату к страховой пенсии, на накопительную пенсию, единовременную выплату средств пенсионных накоплений, срочную пенсионную выплату, а члены семей этих граждан - на выплату средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего муниципального служащего. Эти положения изложены в статьях 7-9 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [6]. Что касается условий назначения страховых пенсий, исчисления страхового стажа и определения размеров пенсий, то они определены в статьях 8-20 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» [5] (далее ФЗ № 400). Условия назначения накопительной пенсии, ее размер регулируются статьями 6-7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» [4].
Проблемы начинаются, когда речь идет о дополнительном пенсионном обеспечении муниципальных служащих. Здесь имеет место отсутствие некоторой корреляции между определенными федеральными законами, между федеральными законами и законами субъектов РФ, между федеральными законами и законами субъектов РФ, с одной стороны, и муниципальными актами - с другой. Кроме того, одной из проблем является отсутствие некоторых федеральных законов по рассматриваемым вопросам, принятие которых было ранее предусмотрено. В свою очередь, все это явилось причиной наличия различных позиций ученых, различных подходов в правоприменении, включая судебную практику.
В ФЗ № 400 закреплены как положения об условиях назначения страховых пенсий по старости муниципальным служащим, так и общие положения о муниципальном пенсионном обеспечении. Согласно п.1.1, статьи 8 упомянутого ФЗ (в ред. от 23.05.2016 г.) лицам, замещающим должности муниципальной службы, страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к ФЗ № 400. В 2021 г. ранее установленный возраст 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин увеличивается на 30 месяцев, в 2022 г. - на 36 месяцев и т.д. Повышение возраста введено только на период замещения этими лицами должностей муниципальной службы [20, с. 54-55; 24, с. 53-58].
Как уже отмечалось выше, серьезные трудности вызывает определение права муниципальных служащих на пенсионное обеспечение. Проблемы заключаются в формулировках, содержащихся в некоторых федеральных законах. Так, согласно п. 11 ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [1] (далее - ФЗ № 79) гражданским служащим гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей. Казалось бы, какое отношение имеют эти положения к пенсионному обеспечению муниципальных служащих? Оказывается, самое непосредственное. Дело в том, что в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» [3] (далее - ФЗ № 25) в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, устанавливаемые федеральными законами и законами субъекта РФ. По этой логике следует, что в настоящее время муниципальные служащие должны иметь право на пенсию за выслугу лет, как и гражданские служащие, в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [] (далее - ФЗ № 166). Статьей 7 условия назначения пенсии за выслугу лет гражданским служащим различаются в отношении федеральных гражданских служащих (п. 1) и гражданских служащих субъектов РФ, а также муниципальных служащих (п. 4). Для федеральных гражданских служащих предусмотрено установление пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости (инвалидности) при наличии ряда условий. Совокупность этих условий позволяет поддержать вывод о том, что пенсия за выслугу лет федеральным гражданским служащим не является обособленной самостоятельной пенсией [23, с. 109]. Следовательно, пенсия за выслугу лет муниципальным служащим по действующему законодательству также не может считаться самостоятельной пенсией и носит дополнительный характер. О несамостоятельном характере пенсии за выслугу лет государственных гражданских и муниципальных служащих свидетельствуют решения Конституционного Суда РФ [15] и Верховного Суда РФ [16; 17; 18].
Из изложенного выше можно сделать вывод, что в области дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих имеет место сочетание централизованного, реги-
онального и муниципального нормативно-правового регулирования общественных отношений. Как уже отмечалось выше, централизованное регулирование состоит в закреплении в ст. 24 ФЗ № 25 положения о том, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Продолжительность стажа муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет установлена Приложением к ФЗ № 166. Кроме того, согласно ч. 2 ст. 24 ФЗ № 25 определение размера государственной пенсии (пенсии за выслугу лет) муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта РФ соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта РФ. При этом максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта РФ по соответствующей должности гражданской службы субъекта РФ. Часть 3 ст. 24 ФЗ № 25 включает положения о том, что в случае смерти муниципального служащего, связанной с исполнением им должностных обязанностей, в том числе наступившей после увольнения с муниципальной службы, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца в порядке, определенном федеральным законом. При этом, однако, нельзя согласиться с утверждением о том, что и на гражданских, и на муниципальных служащих в равной мере распространяются нормы основного федерального пенсионного закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». В ФЗ № 166 включены правовые нормы о гражданах, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению (ст. 4), среди которых муниципальные служащие отсутствуют. О пенсионном обеспечении за выслугу лет федеральных гражданских служащих речь идет в статьях 7 (условия назначения пенсии федеральным государственным гражданским служащим), 14 (размеры пенсий федеральных государственных гражданских служащих, 19 (стаж государственной гражданской службы), 21 (среднемесячный заработок, из которого исчисляется размер пенсий федеральных государственных гражданских служащих). Кроме того, на федеральных гражданских служащих распространяются положения статей 6 (финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению), 22 (установление пенсии), 23 (срок, на который назначается пенсия и с кото-
рого изменяется ее размер), 24 (порядок назначения, перерасчета размера, выплаты и организации доставки пенсии), 25 (порядок назначения пенсии). Что касается муниципальных служащих, то, как уже отмечалось выше, о них речь идет лишь в ч. 4 ст. 7 в ФЗ № 166 и в Приложении «Стаж государственной гражданской службы, стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет». Таким образом, федеральный законодатель лишь устанавливает, что условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления, что пенсия за выслугу лет муниципальным служащим назначается к страховой пенсии по старости (инвалидности) при наличии стажа муниципальной службы в соответствующем году, указанного в Приложении к ФЗ № 166. На этом на сегодняшний день заканчивается централизованное регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих. На наш взгляд, изложенные выше положения ФЗ № 25 рассчитаны на применение в рамках федерального закона о государственном пенсионном обеспечении государственных гражданских и муниципальных служащих и членов их семей. Необходимость принятия такого федерального закона вытекает как из приведенных выше положений ФЗ № 79 и ФЗ № 25 о взаимосвязи государственной и муниципальной службы, о том, что гражданским служащим гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан РФ, проходивших государственную службу, и их семей, о том, что на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта РФ, а также из того факта, в каком состоянии находится региональное и муниципальное нормативно-правовое регулирование в данной сфере.
В некоторых субъектах РФ приняты региональные законы о пенсионном обеспечении муниципальных служащих. Так, в Санкт-Петербурге действует закон Санкт-Петербурга от 21 декабря 2016 г. № 743-18 «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности муниципальной службы в органах местного самоуправления в Санкт-Петербурге и муниципальных органах внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» [9]. В этом Законе определены условия возникновения права муниципальных служащих на пенсию за выслугу лет, правила исчисления заработка для установления размера пенсии, порядок назначения и выплаты пенсии и др. В Пермском крае 9 декабря 2009 г. принят
Закон «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной и муниципальной службы Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края» № 545-ПК [7]. Данный закон также предусматривает право на пенсию за выслугу лет муниципальных служащих, размеры этих пенсий в зависимости от стажа муниципальной службы и страховой пенсией муниципального служащего. Закон Тульской области от 25 июля 2005 г. № 610-ЗТО «О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области» [8] устанавливает условия приобретения права на пенсию за выслугу лет для гражданских служащих области и муниципальных служащих, аналогичные условиям, предусмотренным для федеральных гражданских служащих ФЗ № 166. Аналогичными являются также правила исчисления размера заработка и определения размеров пенсий. Особые условия назначения пенсии за выслугу лет установлены для глав местных администраций (ст. 4). Что касается финансирования расходов на выплату пенсии за выслугу лет, то выплата пенсий гражданским служащим производится за счет бюджета области, а пенсий муниципальным служащим - за счет местных бюджетов (ст. 3).
Представляется, что в настоящее время никаких юридических оснований для регулирования за выслугу лет муниципальных служащих пенсионного обеспечения со стороны органов государственной власти субъектов РФ не имеется. Как уже отмечалось выше, согласно ч. 4 с. 7 ФЗ № 166 условия предоставления права муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления, а продолжительность стажа муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет установлена Приложением к ФЗ № 166. Следовательно, и размеры муниципальных пенсий за выслугу лет устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно, исходя из своих бюджетных возможностей. Что же касается положений части 2 ст. 24 ФЗ № 25 об определении размера пенсии муниципального служащего в соответствии с установленным законом субъекта РФ соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта РФ, то они относятся не к муниципальным пенсиям, а к государственным пенсиям за выслугу лет, которые будут регулироваться федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении государственных гражданских и муниципальных служащих. Поэтому нельзя согласиться с теми авторами, которые рассматривая вопросы исчисления размеров муниципальных пенсий за выслугу лет утверждают, что эти раз-
меры уже в настоящее время должны сопоставляться с размерами пенсий за выслугу лет гражданских служащих субъектов РФ [14; 19, с. 190193; 22, с. 90].
Муниципальное нормативно-правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих в настоящее время является основным. Оно выражается в уставах муниципальных образований, в правовых актах представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и исполнительных органов местного самоуправления. Так, в п. 6 ст. 42 Устава муниципального образования «Город Екатеринбург», принятого решением Екатеринбургской городской Думы от 30 июня 2005 г. № 8/1 [13], закреплено, что муниципальному служащему предоставляется доплата к государственной пенсии в порядке и размерах, определяемых городской Думой.
Изучение правовых актов некоторых муниципальных образований о дополнительном пенсионном обеспечении муниципальных служащих показывает, что условия дополнительного пенсионного обеспечения, наименование и размеры выплат определяются по-разному. Согласно Положению о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещающим должности муниципальной службы и муниципальные должности в муниципальном образовании «Город Екатеринбург», утвержденному Решением Екатеринбургской городской Думы от 13 декабря 2016 г. № 42/57 [10], пенсионная выплата производится муниципальным служащим, имеющим стаж муниципальной службы от 15 лет 6 месяцев в 2017 г до 20 лет в 2025 г. и последующие годы. Размер пенсионной выплаты составляет 60% от суммы месячного денежного содержания служащего и увеличивается на 3% денежного содержания служащего за каждый полный год стажа свыше установленного. Общий размер страховой пенсии по старости (инвалидности) и дополнительной пенсионной выплаты не может превышать 80% месячного денежного содержания муниципального служащего. В муниципальном образовании «Город Магадан» действует Порядок пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих муниципального образования «Город Магадан» и лиц, замещающих муниципальные должности муниципального образования «Город Магадан», утвержденный Решением Магаданской городской Думы от 16 мая 2014 г. № 41-9 [12]. В нем предусмотрено назначение пенсии за выслугу лет муниципальным служащим при наличии у них стажа муниципальной службы, предусмотренного в ФЗ № 166 и при увольнении со службы по ряду оснований. К таким основаниям относятся: ликвидация органов местного самоуправления, сокраще-
ние штата муниципальных служащих органов местного самоуправления и другие. Данная норма обусловлена ст. 24 ФЗ, установившей распространение прав в сфере пенсионного обеспечения государственного гражданского служащего на муниципальных служащих. При наличии стажа муниципальной службы установленной продолжительности пенсия за выслугу лет муниципальному служащему не может быть выше 45% среднемесячного денежного содержания с учетом районного коэффициента за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а за каждый год стажа муниципальной службы сверх требуемого размер пенсии может быть увеличен на 3% среднемесячного заработка, при этом пенсия за выслугу лет не может превышать 75% среднемесячного заработка муниципального служащего.
В Калининградской области пенсионное обеспечение муниципальных служащих осуществляется в соответствии с Положением «О порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в городском округе «Город Калининград», утвержденным решением Городского Совета депутатов Калининграда от 17 февраля 2017 г. № 22 [11]. Перечень оснований, возникновения права на пенсию за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, указанных в данном документе, достаточно узок. В частности, отсутствует условие возникновения права у муниципального служащего на пенсию за выслугу лет
при увольнении с муниципальной службы по инициативе муниципального служащего до приобретения права на трудовую пенсию по старости (инвалидности), если при увольнении с должности он имел стаж муниципальной службы не менее 25 лет и непосредственно перед увольнением замещал должность муниципальной службы не менее 7 лет. Невысок и размер пенсии, который при наличии стажа муниципальной службы 17 лет 6 месяцев в 2022 г. составляет 5% от должностного оклада муниципального служащего, за каждый полный год стажа сверх установленного увеличивается на 1% должностного оклада, при этом размер пенсии за выслугу лет не может превышать 20% должностного оклада муниципального служащего.
Таким образом, имеют место существенные различия в реализации права на пенсионное обеспечение муниципальных служащих, обусловленные финансовыми возможностями муниципальных образований, в которых эта служба проходила. Нельзя не поддержать авторов, считающих подобные различия необоснованными, несовместимыми с требованиями ст. 19 Конституции РФ [21, с. 69].
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что для преодоления существующих проблем целесообразно осуществлять правовое регулирование пенсионного обеспечения муниципальных служащих на федеральном уровне. На наш взгляд, необходимо принятие федерального закона о государственном пенсионном обеспечении государственных гражданских и муниципальных служащих.
Список литературы:
[1] О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79 ФЗ // СЗ РФ. 2994. № 31. - Ст. 3215.
[2] О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 51. -Ст. 4831.
[3] О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 10. - Ст. 1152.
[4] О накопительной пенсии: Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ // СЗ РФ. 2013. № 52. Ч. 1. - Ст. 6989.
[5] О страховых пенсиях: Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ // СЗ РФ. 2013. № 52. Ч. 1. - Ст. 6965.
[6] Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ № 52 // СЗ РФ. 2001. № 51. - Ст. 4832.
[7] О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной и муниципальной службы Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края: Закон Пермского края от 9 декабря 2009 г. № 545-ПК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ ips/?docJtself=&infostr=xO7q8+zl7fIg7vLu4fDg5uDl8vH/Ю3ЮIg7+7x6+Xk7eXpIPDl5ODq9ujo&backlink=1& nd=155026411&page=1&rdk=1#I0 (дата обращения: 12.09.2022).
[8] О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области: Закон Тульской области от 25 июля 2005 г. № 610-ЗТО [Элек-
чттюжжжжжжжшшшшштжжжжжжшшшшштжжжжжя^^
тронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=118021377&backli пк=1&&пё=118013887 (дата обращения: 12.09.2022).
[9] О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности муниципальной службы в органах местного самоуправления в Санкт-Петербурге и муниципальных органах внутригородских муниципальных образований /Санкт-Петербурга: Закон Санкт-Петербурга от 21 декабря 2016 г. № 743-18. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=131191984& backlink=1&&nd=131139460&rdk=0&refoid=131192049 (дата обращения: 12.09.2022).
[10] Положение о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещающим должности муниципальной службы и муниципальные должности в муниципальном образовании «Город Екатеринбург»: Решение Екатеринбургской городской Думы от 13 декабря 2016 г. № 42/576. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/801106035/titles/H2JFL4 (дата обращения: 12.09.2022).
[11] Положение о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в городском округе «Город Калининград»: Решение Городского Совета депутатов Калининграда от 17 февраля 2017 г. № 22. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gorsovetklgd.rU/sites/default/files/solutions/reshenie_22_ob_utv._ polozheniya_po_pensii.pdf (дата обращения: 12.09.2022).
[12] Порядок пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих муниципального образования «Город Магадан» и лиц, замещающих муниципальные должности муниципального образования «Город Магадан»: Решение Магаданской городской Думы от 16 мая 2014 г. № 41-Д. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/441586298 (дата обращения: 12.09.2022).
[13] Устав муниципального образования «Город Екатеринбург»: Решение Екатеринбургской городской Думы от 30 июня 2005 г. № 8/1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://екатерин-бург.рф/официально/документы/устав (дата обращения: 12.09.2022).
[14] О распространении на муниципального служащего в полном объеме прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» Ивановской области на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации». 10 октября 2013 года: Определение Конституционного Суда РФ № 1591-О // Муниципальная служба. 2014. № 1 (65). - С. 11-15.
[15] Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Березиной Натальи Анатольевны, Иванищевой Галины Алексеевны и других на нарушение их конституционных прав положениями статьи 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статьи 6 Закона Оренбургской области «Об установлении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области»: Определение Конституционного Суда РФ от 19.07.2016 № 1589-О. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://legalacts.ru/sud/opredelenie-konstitutsionnogo-suda-rf-o^ 19072016-п-1589ю/ (дата обращения: 12.09.2022).
[16] Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 08.06.2016 № 83-АПГ16-2 Об отмене решения Брянского областного суда от 25.01.2016 и отказе в признании недействующим решения Брянского городского Совета народных депутатов от 28.02.2007 № 644 «О принятии Положения о пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности города Брянска» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://legalacts.ru/sud/ apelliatsionnoe-opredelenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-08062016-n-83-apg16-2/ (дата обращения: 12.09.2022).
[17] Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vsrf.ru/Show_pdf.php?Id=10896 (дата обращения: 12.09.2022).
[18] Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14.11.2016 № 18-КГ16-91 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://legalacts.ru/sud/opredelenie-verkhovnogo-suda-rf-ot- 14112016-п- 18-kg 16-91/ (дата обращения: 12.09.2022).
[19] Волкова В.В., Пашнев С.А. Совершенствование пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих // Современная научная мысль. 2020. № 3. - С. 190-193.
[20] Дианова И.В., Шайхатдинов В.Ш. Еще раз о корректировке российской пенсионной системе // Право и практика. 2020. № 4. - С. 54-55.
[21] Дитятковский М.Ю., Третьяк И.А. Условия реализации права государственных служащих субъекта Федерации на пенсионное обеспечение // Правоприменение. 2018. Т. 2. № 3. - С. 69.
[22] Истомина Е.А. Актуальные проблемы пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих // Муниципалитет: экономика и управление. 2018. № 3 (24). - С. 90-97.
[23] Миронова Т.К. Пенсии за выслугу лет и их социально-правовая оценка с позиций отраслевой науки и конституционного правосудия // Вопросы российского и международного права. 2018. Т. 8. № 8А. - С. 103-113.
[24] Шарин В.И. Возможные негативные последствия повышения пенсионного возраста российских чиновников // Вестник Поволжского института управления. 2019. Т. 19. № 1. - С. 53-58.
Spisok literatury:
[1] O gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhbe Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 27 iyulya 2004 g. № 79 FZ // SZ RF. 2994. № 31. - St. 3215.
[2] O gosudarstvennom pensionnom obespechenii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 15 deka-brya 2001 g. № 166-FZ // SZ RF. 2001. № 51. - St. 4831.
[3] O municipal'noj sluzhbe v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 2 marta 2007 g. № 25-FZ// SZ RF. 2007. № 10. - St. 1152.
[4] O nakopitel'noj pensii: Federal'nogo zakona ot 28 dekabrya 2013 g. № 424-FZ// SZ RF. 2013. № 52. CH. 1. - St. 6989.
[5] O strahovyh pensiyah: Federal'nogo zakona ot 28 dekabrya 2013 g. № 400-FZ // SZ RF. 2013. № 52. CH. 1. - St. 6965.
[6] Ob obyazatel'nom pensionnom strahovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 15 dekabrya 2001 g. № 167-FZ № 52 // SZ RF. 2001. № 51. - St. 4832.
[7] O pensii za vyslugu let licam, zameshchavshim dolzhnosti gosudarstvennoj i municipal'noj sluzhby Permskoj oblasti, Komi-Permyackogo avtonomnogo okruga, Permskogo kraya: Zakon Permskogo kraya ot 9 dekabrya 2009 g. № 545-PK [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_ itself= &infostr=xO7q8+zl 7fIg7vL u4fDg5uDl8vH/IO3lI OIg7+7x6+Xk 7eXpIPDl5ODq9ujo&back-link=1&nd=155026411&page= 1&rdk=1#I0 (data obrashcheniya: 12.09.2022).
[8] O pensii za vyslugu let gosudarstvennym grazhdanskim sluzhashchim Tul'skoj oblasti i municipal'nym sluzhashchim v Tul'skoj oblasti: Zakon Tul'skoj oblasti ot 25 iyulya 2005 g. № 610-ZTO [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=118021377&back-link=1&&nd=118013887 (data obrashcheniya: 12.09.2022).
[9] O pensionnom obespechenii lic, zameshchavshih dolzhnosti municipal'noj sluzhby v organah mest-nogo samoupravleniya v Sankt-Peterburge i municipal'nyh organah vnutrigorodskih municipal'nyh obrazovanij /Sankt-Peterburga: Zakon Sankt-Peterburga ot 21 dekabrya 2016 g. № 743-18. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=131191984&backlink=1&&nd=131139460&rd-k=0&refoid=131192049 (data obrashcheniya: 12.09.2022).
[10] Polozhenie o poryadke ustanovleniya i vyplaty ezhemesyachnoj doplaty k pensii licam, zamesh-chayushchim dolzhnosti municipal'noj sluzhby i municipal'nye dolzhnosti v municipal'nom obrazovanii «Gorod Ekaterinburg»: Reshenie Ekaterinburgskoj gorodskoj Dumy ot 13 dekabrya 2016 g. № 42/576. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://docs.cntd.ru/document/801106035/titles/H2JFL4 (data obrashcheniya: 12.09.2022).
[11] Polozhenie o poryadke naznacheniya i vyplaty pensii za vyslugu let licam, zameshchavshim municipal'nye dolzhnosti i dolzhnosti municipal'noj sluzhby v gorodskom okruge «Gorod Kaliningrad»: Reshenie Gorodskogo Soveta deputatov Kaliningrada ot 17 fevralya 2017 g. № 22. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://gorsovetklgd.ru/sites/default/files/solutions/reshenie_22_ob_utv._polozheniya_po _pensii.pdf (data obrashcheniya: 12.09.2022).
[12] Poryadok pensionnogo obespecheniya za vyslugu let municipal'nyh sluzhashchih municipal'nogo obrazovaniya «Gorod Magadan» i lic, zameshchayushchih municipal'nye dolzhnosti municipal'nogo obra-zovaniya «Gorod Magadan»: Reshenie Magadanskoj gorodskoj Dumy ot 16 maya 2014 g. № 41-D. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://docs.cntd.ru/document/441586298 (data obrashcheniya: 12.09.2022).
[13] Ustav municipal'nogo obrazovaniya «Gorod Ekaterinburg»: Reshenie Ekaterinburgskoj gorodskoj Dumy ot 30 iyunya 2005 g. № 8/1. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://ekaterinburg.rf/oficial'no/ dokumenty/ustav (data obrashcheniya: 12.09.2022).
чтттжжжжжжжжжжжжтттттттяетmimmmsmmmmmmmmmmmmmmmmmmmiiim^
[14] O rasprostranenii na municipal'nogo sluzhashchego v polnom ob"eme prav gosudarstvennogo grazhdanskogo sluzhashchego v oblasti pensionnogo obespecheniya. Ob otkaze v prinyatii k rassmotreniyu zhaloby administracii municipal'nogo obrazovaniya «Rodnikovskij municipal'nyj rajon» Ivanovskoj oblasti na narushenie konstitucionnyh prav i svobod chast'yu 1 stat'i 24 Federal'nogo zakona «O municipal'noj sluzhbe v Rossijskoj Federacii». 10 oktyabrya 2013 goda: Opredelenie Konstitucionnogo Suda RF № 1591-O // Munic-ipal'naya sluzhba. 2014. № 1 (65). - S. 11-15.
[15] Ob otkaze v prinyatii k rassmotreniyu zhaloby grazhdan Berezinoj Natal'i Anatol'evny, Ivanishchevoj Galiny Alekseevny i drugih na narushenie ih konstitucionnyh prav polozheniyami stat'i 7 Federal'nogo zakona "O gosudarstvennom pensionnom obespechenii v Rossijskoj Federacii" i stat'i 6 Zakona Orenburgskoj oblasti "Ob ustanovlenii pensii za vyslugu let gosudarstvennym grazhdanskim sluzhashchim Orenburgskoj oblasti": Opredelenie Konstitucionnogo Suda RF ot 19.07.2016 № 1589-O. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://legalacts.ru/sud/opredelenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-19072016-n-1589-o/ (data obrashcheniya: 12.09.2022).
[16] Apellyacionnoe opredelenie Sudebnoj kollegii po administrativnym delam Verhovnogo Suda RF ot 08.06.2016 № 83-APG16-2 Ob otmene resheniya Bryanskogo oblastnogo suda ot 25.01.2016 i otkaze v priznanii nedejstvuyushchim resheniya Bryanskogo gorodskogo Soveta narodnyh deputatov ot 28.02.2007 № 644 "O prinyatii Polozheniya o pensionnom obespechenii lic, zameshchavshih municipal'nye dolzhnosti goroda Bryanska" [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://legalacts.ru/sud/apelliatsionnoe-opredele-nie-verkhovnogo-suda-rf-ot-08062016-n-83-apg 16-2/ (data obrashcheniya: 12.09.2022).
[17] Obzor sudebnoj praktiki po sporam, svyazannym s prohozhdeniem sluzhby gosudarstvennymi grazhdanskimi sluzhashchimi i municipal'nymi sluzhashchimi (utv. Prezidiumom Verhovnogo Suda RF 22.06.2016) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.vsrf.ru/Show_pdf.php?Id=10896 (data obrashcheniya: 12.09.2022).
[18] Opredelenie Sudebnoj kollegii po grazhdanskim delam Verhovnogo Suda RF ot 14.11.2016 № 18-KG16-91 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://legalacts.ru/sud/opredelenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-14112016-n-18-kg16-91/(data obrashcheniya: 12.09.2022).
[19] Volkova V.V., Pashnev S.A. Sovershenstvovanie pensionnogo obespecheniya gosudarstvennyh i municipal'nyh sluzhashchih // Sovremennaya nauchnaya mysl'. 2020. № 3. - S. 190-193.
[20] Dianova I.V., SHajhatdinov V.Sh. Eshche raz o korrektirovke rossijskojpensionnoj sisteme//Pravo i praktika. 2020. № 4. - S. 54-55.
[21] Dityatkovskij M.Yu., Tret'yak I.A. Usloviya realizacii prava gosudarstvennyh sluzhashchih sub"ekta Federacii na pensionnoe obespechenie // Pravoprimenenie. 2018. T. 2. № 3. - S. 69.
[22] Istomina E.A. Aktual'nye problemy pensionnogo obespecheniya za vyslugu let municipal'nyh sluzhashchih // Municipalitet: ekonomika i upravlenie. 2018. № 3 (24). - S. 90-97.
[23] Mironova T.K. Pensii za vyslugu let i ih social'no-pravovaya ocenka s pozicij otraslevoj nauki i konstitucionnogo pravosudiya // Voprosy rossijskogo i mezhdunarodnogo prava. 2018. T. 8. № 8A. - S. 103-113.
[24] Sharin V.I. Vozmozhnye negativnye posledstviya povysheniya pensionnogo vozrasta rossijskih chi-novnikov // Vestnik Povolzhskogo instituta upravleniya. 2019. T. 19. № 1. - S. 53-58.
ytmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmжжшшшшшюжжжжжжшшшшшшюжжжжжжшшшшшж.