371.9
Рахмонов Зикриё Пулатович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессиональной и социальной педагогикии ГОУ "ХГУ имени акад.Б.Гафурова" (Таджикистан, Худжанд)
Ра\монов Зикриё Пулотович, номзади илмцои педагогика, дотсенти кафедраи педагогикаи ицтимои ва касбии МДТ "ДДХ ба номи акад. Б^афуров"(Тоцикистон, Хуцанд)
Rahmonov Zikriyo Pulatovich, candidate of pedagogical science, Associate Professor of the department of professional and social pedagogy Under the SEI "KhSU named after acad. B. Gafurov" (Tajikistan, Khujand), E-mail:rahmonov.zp@mail.ru
Ключевые слова: познавательная деятельность, инновационные технологии, познавательная активность, профессиональная деятельность, интерактивные методы, образовательные технологии, креативность, научно-технические, образовательный процесс, развитие личности
Статья посвящена одной из важнейших проблем образовательного процесса - использованию инновационных технологий. Отмечается, что основными показателями инновационных технологий являются: тематика, объективность и упорядоченность организации самого учебного процесса. Практика показывает, что при целенаправленном использовании инновационных технологий развивается понавательная деятельность учащихся и повышается качество обучения. Автор акцентирует внимание на аспектах организации учебного процесса с использованием инновационных технологий, что способствует развитию у учеников познавательной активности, самостоятельности, созданию условий для вхождения их в мир образования, укрепления их здоровья, формирования эмоциональных качеств. Автором также предлагаются конкретные методы и формы целенаправленного использования инновационных технологий в процессе обучения учащихся.
Вожа^ои калидй: фаъолияти маърифати, технологияи инноватсиони, фаъолнокии маърифати, фаъолияти касби, усулцои интерактиви, технологияцои таълими, эцодкори, илмию техники, раванди таълим, рушди шахсият
Мацола ба яке аз масъалацои муцими истифодаи технологиями инноватсиони дар раванди таълим бахшида шудааст. Гуфта мешавад, ки нишондщандауои асосии технологиями инноватсиони субъекты, объективы ва мураттаб будани ташкили худи раванди таълим мебошад.Тацриба нишон медщад, ки бо истифодаи мацсадноки технологиями инноватсиони фаъолияти маърифатии ва цобилияти зецнии хонандагон инкишоф ёфта, сифати таълим баланд мегардад.Муаллиф омилцои ташкили технологияцои инноватсиониро пешнщод кардааст, ки дар он хонандагон фаъолият, мустацилиятро инкишоф дода, фаъолияти маърифатиро дастгири намуда, барои ворид шудан ба цацони таълим, тацкими сифатцои саломати ва эмотсионалии ощо шароит фароцам меоранд. Муаллиф инчунин усулу воситацои мушаххаси истифодаи мацсадноки технологияи инноватсиониро дар раванди таълими хонандагон пешниход кардааст.
Key words: cognitive activity, innovative technology, cognitive activity, professional activity, interactive methods, educational technologies, creativity, scientific and technical, educational process, personality development.
The article dwells on one of the most important problems of using innovative technologies in the educational process. It is noted that the main indicators of innovative technologies are the subject, objectivity and orderliness of the organization of the educational process itself. Practice shows that with the purposeful use of innovative technologies, cognitive activity of students develops and the quality of education increases. The author suggests aspects of the organization of innovative technologies in which students develop activity, independence, support cognitive activity and create conditions for their entry into the world of education, strengthening their health and emotional qualities. The author also suggests
DOI:10.51844-2077-4990-2022-3-131-137
ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВА ЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
ИСТИФОДАИ ХАДАФМАНДИ ФАНОВАРЩОИ НАВОВАРОНА ДАР ФАРОЯНДИ ОМУЗИШ
PURPOSEFUL USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS
specific methods and forms for the purposeful use of innovative technologies in the process of teaching students.
В современном быстро меняющемся мире огромное значение имеют инновационные технологии и их эффективное использование в образовательном процессе. Под инновационными технологиями мы понимаем особый процесс организации познавательной деятельности, направленный на освоение сформированных в определенной системе объективных знаний о мире.
Особенность государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности педагога, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в образовательных учреждениях.
Как показывает практика, основными чертами инновационных технологий обучения являются тематика, объективность и упорядоченность организации учебного процесса. Термин «технология» определяется как процесс создания соответствующих обучающих систем и планирования образовательного процесса [7].
Технология, по мнению В.А. Сластенина и И.Ф. Исаева, представляет собой педагогический процесс планирования, организации и проведения учебного процесса с обеспечением, безусловно, благоприятных условий для преподавателей и учащихся [12].
Основная цель современной школы - создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.
Известно, что начальное обучение является основой системы образования и от него зависит качество образования, и это возлагает большую ответственность на учителей начальных классов. В системе образования начальная школа уже давно является «школой навыков», и это означает, что для получения дальнейшего образования учащийся должен освоить основные навыки, такие как чтение, письмо и счёт, что является начальным этапом обучения. Начальная школа сегодня другая. Сегодня это должен быть первый опыт ребенка в системе образования -место для проверки сил обучения. На этом этапе важно развивать активность, самостоятельность, поддерживать познавательную активность и создавать условия для вхождения в мир образования, развития интеллекта и эмоциональных качеств учеников. Сегодня мы наблюдаем формирование этих качеств у учащихся посредством внедрения инновационных технологий в образовательный процесс.
Инновационные образовательные технологии представляют собой сочетание повышения эффективности образовательного процесса и совершенствования существующих методов и средств для создания условий образовательной деятельности, в большей степени соответствующих современным тенденциям социально-экономического развития. «Инновационная деятельность в сфере образования - это комплексная деятельность, направленная на внедрение инноваций в сфере образования. Этими инновациями могут быть способы и средства организации образовательного процесса, ресурсы, используемые в образовательном процессе, научные теории и концепции» [9].
Инновации разрабатываются за счет использования научно-исследовательской деятельности, направленной на получение новых научных знаний, некоторых открытий, изобретений.
Инновация в обучении предполагает:
> изменения в задачах преподавания (несмотря на то, что главная цель сохраняется);
> изменения в формах обучения;
> изменения в методах и средствах;
> изменения в технологиях преподавания дисциплин.
Целенаправленное использование инновационных технологий в образовательном процессе позволяет регулировать образование и направлять его в нужное русло. После того, как процесс обновления запущен, его можно улучшить только с помощью специальных методов.
Использование инновационных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности педагога. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.
Педагог должен понять, что инновационное образование - способ воспитания гармоничной личности. Педагог, избавившийся от «комплексов», психологических барьеров, готов стать
полноценным участником инновационных преобразований. «Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности инновационных технологии образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления» [3].
Приоритетом инновационного образования является развитие аналитического мышления, самообучения и самосовершенствования. Учитываются учебно-методические и организационно-технические направления для оценки эффективности инноваций на высшем уровне.
Опыт показывает, что невозможно представить современную школу без новых информационных технологий. Очевидно, что роль персональных компьютеров в ближайшие десятилетия будет возрастать, а соответственно возрастет и потребность в компьютерной грамотности учащихся начальных классов. Особенность образовательного процесса с применением информационных технологий заключается в том, что в центре деятельности находится обучающийся, который, исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, формирует познавательный процесс. Учитель часто выступает в роли проводника, советчика, способствует оригинальным открытиям, укрепляет активность, инициативу и самостоятельность учащихся [11].
Мониторинг уровня знаний и практических навыков в начальной школе при массовой, традиционной форме обучения не позволяет провести детальный анализ учебной деятельности качественно и с необходимой периодичностью. Компьютерный мониторинг знаний учащихся позволяет получить независимую объективную оценку уровня учебных достижений (знаний, интеллектуальных достижений, практических навыков). Преподаватель имеет возможность оперативно проверить знания большого количества школьников по различным предметам, уделить время повышению креативности их профессиональной деятельности, реализовать возможность повышения индивидуальной работы со школьниками.
Основа целенаправленного использования различных форм инновационных технологий способствует укреплению знаний учащихся и создает благоприятные условия для получения знаний в системе межпредметных связей. Работа над этими технологиями способствует повышению познавательного интереса к другим наукам.
Учитывая, что инновации зависят от результатов интеллектуальной деятельности учителя и его научных исследований, можно сказать, что инновации не возникают сами по себе. Это не естественный процесс, им нужно управлять.
Поскольку внедрение инноваций в процесс обучения зависит от интеллектуального развития учителя, их трудно внедрять единообразно и на общем уровне повсеместно. Поэтому при оценке инноваций следует ориентироваться на достигнутые результаты.
Таким образом, инновация в образовании - это новшество, в котором конструируется специально разработанная идея, научное открытие, практическая разработка и реализация идеи, педагогическая инициатива, обнаруженная учителем. В педагогической практике педагога к новизне можно отнести:
• научно-теоретические знания преподавателя, содержащие какие-
либо нововведения;
• полезные новые педагогические технологии;
• уровень профессионально-педагогической компетентности;
• готовность к использованию инновационной педагогической практики.
• высокую креативность, направленность на активную созидательную и преобразующую деятельность, технологическую подготовленность и другие.
Следует отметить, что подготовка высококвалифицированных специалистов для начальной школы зависит от высших учебных заведений. Для того, чтобы стать специалистами в своей области, преподаватели должны иметь возможность ежедневно совершенствовать свои знания и навыки для повышения качества образования с помощью современных технологий.
Использование новых инновационных технологий в процессе обучения позволяет учителям реализовывать свои педагогические идеи, доводить их до сведения коллег и получать быстрый отклик, а также обучать учащихся образовательной траектории - последовательности тем, позволяет выбирать скорость получения знаний самостоятельно.
"Информационные технологии открывают уникальные возможности в различных сферах профессиональной деятельности, предлагая простые и удобные инструменты для решения широкого круга задач, в том числе и в сфере образования" [13].
Компьютерные технологии качественно изменяют содержание, методы и организационные формы обучения, способствуют развитию индивидуальных способностей слушателей, их личностных качеств в определенных условиях, формирование познавательных способностей, стремление к самосовершенствованию. Компьютерные программы позволяют индивидуализировать обучение, позволяя учащимся организовать свои самостоятельные действия.
Опыт работы педагогов показывает, что у школьников, активно работающих на компьютере, формируется высокий уровень навыков самодисциплины, умения двигаться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей современных информационных технологий в обучении как естественных, так и гуманитарных наук.
Одну из важнейших ролей в процессе обучения играет внешний вид изучаемого материала. Таким образом, чем ярче будет представлен изучаемый материал, тем лучше он запомнится учащимся.
В последние десятилетия учебники стали одним из важнейших учебных пособий. Однако современные информационные технологии развиваются таким образом, что мультимедийная презентация может выступить в роли учебника в процессе обучения. Благодаря современным информационным технологиям появилась возможность разрабатывать учебники, более точно отражающие изучаемый материал. Одной из активных форм обучения, предлагающих использование компьютерных технологий, является создание мультимедийного конспекта или презентации. Цель мультимедийной презентации — передать информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме.
Интерактивная доска играет важную роль в представлении мультимедийных презентаций. С помощью этой доски учитель может сделать урок более интересным и увлекательным. Использование мультимедийных ресурсов интерактивной доски позволяет обогатить урок дополнительными материалами. Электронные интерактивные доски обогащают возможности компьютерной техники и обеспечивают большой экран для работы с мультимедийными материалами.
Интерактивное оборудование, такое как интерактивная доска, документ-камера, обеспечивает эффективное использование компьютера на уроках, внеклассных мероприятиях, родительских собраниях, презентациях и т.д.
Интерактивная доска — это гибкий инструмент, сочетающий в себе простоту интерактивной доски и мощность компьютера. Вместе с мультимедийным проектором эта доска превращается в большой интерактивный экран, на поверхности которого можно открыть любое компьютерное приложение, вывести нужную информацию или просто рисовать и писать. Все, что нарисовано или написано во время сеанса, может быть сохранено в виде компьютерных файлов, распечатано, отправлено по электронной почте или сохранено в виде веб-страниц.
"Информационно-интерактивные технологии позволяют по-новому использовать текст, звук, графику и видео в организации учебной работы, повышают интерес к творчеству, а последующее использование творческой работы на компьютере стимулирует познавательную активность учащихся" [12].
Для решения таких задач необходима переподготовка преподавателей, проведение семинаров, видеоконференций, вебинаров, организация мультимедийных занятий, проведение воспитательной работы среди учащихся по использованию современных компьютерных технологий.
Учебный процесс, в котором основной функцией преподавателя является сообщение готовых знаний, а задачей учащегося является получение, понимание, запоминание и передача данных ему знаний, способствует умению учащегося повторять деятельность познавательно.
Проведенный анализ и передовой методический опыт показали, что целенаправленное использование инновационных технологий образования создают основу для совершенствования знаний учащихся. Инновационные технологии, которые учитель использует в процессе обучения на основе законов активного метода, приводят к формированию творческой способности управлять волей и уверенностью в своем мнении во всех ситуациях.
В Послании Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона «Об основных направлениях внутренней и внешней политики республики» от 21 декабря 2021 года, говорится:
"Образовательным учреждениям необходимо придавать первостепенное значение вопросам повышения уровня знаний и профессионализма учителей на всех звеньях образования, в особенности преподавателей учреждений начального и средне-профессионального обучения, их квалификации и переподготовки, воспитания высококвалифицированных молодых учителей, отвечающих требованиям времени на всех звеньях образования" [1].
В современных условиях стремительного развития общества каждой стране, в том числе и Таджикистану, нужны профессионалы, обладающие новым мышлением и способные к творческому управлению. Для решения этого вопроса нужны современные кадры - креативные педагоги, консультанты, специалисты, способные дать качественное образование для работы в условиях рыночной экономики и выдержать жесткую конкуренцию в мире. Речь идет о лидерах новой формации, избранных представителях руководства - творческих педагогах, способных вести инновационную профессиональную деятельность. Управление состоит в устранении неорганизованности, совпадений, неопределенности, поскольку именно эти явления порождают неопределенность, неточность, отсутствие гарантированных процедур и желаемых результатов.
Следует отметить, что во все времена достойное место занимала репутация людей науки и просвещения, настоящих учителей, мудрых и благоразумных, чистых и честных. Чтобы научить учащихся основам науки, образования и этики, учитель должен быть творческим и, прежде всего, целомудренным, справедливым, честным и воинственным.
Основной целью инноваций является внесение изменений в систему образования и методы управления ею. Есть два важных методологических вопроса, связанных с инновационным образованием:
1) изучение новых методологических практик;
2) практическое внедрение методологических и психологических новшеств.
Теоретически и практически развиваются инновационные процессы в сфере образования:
разработка нового содержания, новых методов и форм обучения, внедрение и распространение педагогического опыта, новых технологий управления образовательными учреждениями, проведение педагогических экспериментов и так далее.
В инновационном образовании играют ключевую роль два фактора:
1. Объективный фактор, т.е. создание условий для развития инновационной деятельности и реализации ее результатов;
2. Субъективные факторы, связанные с инновационными процессами и подготовкой к инновациям.
На основе инновационно-технологических ценностей в образовательных учреждениях необходимо реализовывать следующие мероприятия:
1) развитие и совершенствование индивидуального опыта и навыков;
2) внедрение современных практик;
3) проведение научных исследований;
4) экспериментальный метод.
Стратегическая цель современной школы - воспитать любознательного и самоотверженного человека с широким кругозором и высоким уровнем научных знаний, готового к плодотворной творческой деятельности и воплощению общечеловеческого характера, а также научить учащегося максимально использовать различные ресурсы в открытом образовательном пространстве для построения своего образовательного маршрута, создать в образовательном учреждении условия для его активности и творчества.
"Правильная организация преподавания этих дисциплин и развитие технического мышления позволят нашим подросткам и молодежи добиться успехов, они тогда смогут идти в ногу с требованиями сегодняшнего прогресса и изменений" [14].
Эффективность целенаправленного использования современных инновационных технологий обучения давно признана наиболее активными и творческими педагогами, учащимися и родителями в процессе творческого поиска, и многие педагоги сегодня используют их полностью или частично и добиваются желаемого результата. Кроме того, современные образовательные технологии положительно способствуют развитию таланта, интеллектуальных способностей, особенно научно-технических, культурных, способности самостоятельно и свободно мыслить. Однако использование новых образовательных технологий в общеобразовательных, начальных, средних и высших учебных заведениях по-прежнему востребовано.
Самое главное, использование современных образовательных технологий ориентирует учащихся на ранних этапах общественной жизни на приобретение способности мыслить, развитие интеллектуальных способностей, научно-техническое просвещение. Для дальнейшего развития инновационных технологий и изобретательства необходимо также укрепить материально-техническую базу научных учреждений и лабораторий.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Послание Президента Республики Таджикистан, Лидера нации уважаемого Эмомали Рахмона «Об основных направлениях внутренней и внешней политики республики». 21 декабря 2021 года, город Душанбе
2. Битянова, М.Р. Профессия - школьник. Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников. Пособие для учителя /М.Р.Битянова, Т.В.Азарова, Т.В.Земских. - М.: Генезис, 2012. - 110 с.
3. Габбасова, Л. З. Инновационные технологии в образовательном процессе / Л. З. Габбасова. // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. научн. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). - Казань: Бук, 2016. - С. 61
4. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ирина Гелиевна Захарова. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2005. - 192с.
5. Ксензова, Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников/ Г.Ю. Ксензова. - М.: ПО России, 2008. - 128 c.
6. Кульневич, С.В., Лакоценина, Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК/С.В.Кульневич,Т.П.Лакоценина.-Ростов-н/Д:Учитель, 2001. -160с.
7. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение: Учебное пособие / Н.В. Матяш.- М.:Academia, 2017.- 422 c.
8. Мухина, С. А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении: учеб. пособие / С. А. Мухина, А. А. Соловьева. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 379 с.
9. Никишина, И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе/И.В.Никишина.-Волгоград: Учитель, 2008.-257с.
10.Панюкова, С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С. В. Панюкова. -М.: Академия, 2010. - 224 с.
11.Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие/Г.К.Селевко.-М.: Народное образование, 1998. - 225с.
12.Сластенин, В.Педагогика: Учебное пособие/ В.Сластенин, И.Исаев и др. - М.: Академия, 2013. - 576 с.
13.Хуртова, Т.В. Инновационные технологии обучения / Т.В. Хуртова //Обучающие семинары: методическая поддержка компетентностного обучения-Волгоград:Учитель, 2007.
14.Цукерман, Г. А. Может ли младший школьник стать субъектом учебной деятельности?/ Г. А. Цукерман// Вестник Ассоциации "Развивающее обучение".-1997.- №2.
15. Эмомали, Рахмон. Речь на первом заседании Совета по науке, образованию и инновациям при Президенте Республики Таджикистан/Э.Рахмон.-Душанбе.15 апреля 2021г.
REFERENCES:
1. Message from the President of the Republic of Tajikistan, the Leader of the Nation, respected Emomali Rahmon "On the main directions of the domestic and foreign policy of the republic." December 21, 2021, Dushanbe city.
2. Bityanova, M.R. Profession - student. The program for the formation of an individual style of cognitive activity in younger students. Manual for the teacher /M.R. Bityanova, T.V.Azarova, T.V. Zemskikh. - M.: Genesis, 2012. - 110 p.
3. Guslova M.N. Innovative Pedagogical Technologies: Textbook for Students of Educational Institutions. prof. education / M.N. Guslov. - M.: Academy, 2013. - 288 p.
4. Zakharova, I.G. Information technologies in education: manual for students, higher textbook institutions / Irina Gelievna Zakharova. The 2nd ed., erased. - M.: Academy, 2005. - 192 p.
5. Ksenzova, G.Yu. Innovative technologies for teaching and educating schoolchildren / G.Yu. Ksenzov. - M.: Russia, 2008. - 128 p.
6. Kulnevich, S.V., Lakotsenina, T.P. Quite an unusual lesson: A practical guide for teachers and class teachers, students of secondary and higher pedagogical educational institutions, students of the IPK. - Rostov-n / D: Teacher, 2001. - 160 p.
7. Matyash N.V. Innovative pedagogical technologies: Project-based learning: Textbook / N.V. Matyash.- M . : Academia, 2017. - 422 p.
8. Mukhina, S. A. Non-traditional pedagogical technologies in teaching: textbook. allowance / S. A. Mukhina, A. A. Solovieva. - Rostov n / D: Phoenix, 2004. - 379 p.
9. Nikishina I.V. Innovative pedagogical technologies and organization of educational and methodological processes at school. Volgograd: Teacher Publishing House, 2008.-257p.
10. Panyukova S.V. The use of information and communication technologies in education: a textbook for students of higher educational institutions / S. V. Panyukova. - M.: Academy, 2010. - 224 p.
11. Selevko, G.K. Modern educational technologies: Textbook. - M.: People's education, 1998. - 225p.
12.Slastenin V.,Isaev I. et al. Pedagogy: Textbook.-M.: Publishing center "Academy", 2013. - 576 p.
13.Khurtova,T.V.Innovative learning technologies/T.V.Khurtova//Training Seminars: Methodological Support for Competency-Based Learning/ T.V.Khurtova.-Volgograd: Teacher, 2007.
14. Tsukerman G. A. Can a junior student become a subject of educational activity? Bulletin of the Association "Developing education". 1997.-No.- 2.
15.Emomali Rahmon. Speech at the first meeting of the Council for Science, Education and Innovation under the President of the Republic of Tajikistan. Dushanbe. April 15.-2021.