УДК 378 ББК 74.200
МОХИЯТИ Саидзода Мушарраф Саид, муаллимаи кафедраи
РАВАНДХОИ ботаника ва физиологияирустанщои
ИННОВА ТСИОНЙ МДТ "ДДХ ба номи акад. Б. Fафуров "
ДАР СОХАИ МА ОРИФ (Тоцикистон, Хуцанд)
СУЩНОСТЬ Саидзода Мушарраф Саид, преподаватель кафедры
ИННОВАЦИОННЫХ ботаники и физиологии растений ГОУ «ХГУ им.
ПРОЦЕССОВ В СФЕРЕ академика Б.Гафурова»
ОБРАЗОВАНИЯ (Таджикистан, Худжанд)
THE ESSENCE OF Saidzoda Musharraf Said, lecturer of the department of
INNO VATIVE PROCESSES botany and physiology of plants under the SEI «KS U
IN THE SPHERE OF named after acad. B. Gafurov» (Tajikistan, Khujand), EDUCATION E-mail:dadojonova.m@mail.ru
Вожахои калидй: навовари, инноватсионии педагоги, раванди инноватсиони, фаъолияти инноватсиони, таълими инноватсиони, таълими инноватсиони
Дар мацола фарояндуои инноватсиони дар сощи маориф, ки равандщи тщия, тавсия ва татбици навоварщои омузиши, ки цараёни густарда буда, мацмуи фаъолиятщ, яъне истифодаи мацмуи равандщи нави таълим, гояву технологияуо(аз цумла иттилоот)-и тагйирдщандаи мацсади таълим, тавсеаи бозори хизматрасонии таълимиро фаро мегирад, барраси мешавад. Цайд карда мешавад, ки равандщи инноватсиони ба мущти таълими торафт бештар ворид карда мешаванд. Хотирнишон мешавад, ки кушиши сохтани назарияи ягонаи цараёни инноватсиони чандин маротиба сурат гирифтааст. Муаллиф муътацид аст, ки шароити рушди равандщи инноватсиони тацвияти тарбияи методологи ва эцодии кадрщи илмию педагогиро талаб мекунад, ки ин амр ба малакщои педагогии ощо таъсир мерасонад. Таъкид шудааст, ки таълими инноватсиони дигаргунщои муутавоии циддиро, ки хусусияти систематики доранд, талаб менамояд ва он аз таълими анъанави комилан фарц мекунад. Самаранокии равандщи инноватсиони дар сощи маориф асоснок карда мешаванд. Дар хотима чунин натицагири шудааст, ки стратегияи давлат дар сощи маориф аз уалли мацмуи масъалащи умумиицтимоии босубот, рушдкунанда ва пешгуинамоянда иборат аст.
Ключевые слова: инновация, педагогическая инноватика, инновационный процесс, инновационная деятельность, инновационное обучение
В работе рассматриваются инновационные процессы в образовании, которые представляют собой ход создания, освоения и применения педагогических новшеств, т.е. применение совокупности новых образователных процессов, идей, технологий (информационных в том числе), которые целенаправленно изменяют систему образования, расширяют рынок образовательных услуг.Отмечается, что инновационные процессы все более внедряются в образовательную среду. По мнению автора, попытки построения единой теории инновационного процесса предпринимались неоднократно. Автор считает, что условия развития инновационных процессов требуют усиления методологической и творческой подготовки научно-педагогических кадров, что скажется на их педагогическом мастерстве. Подчеркивается, что в инновационном образовании отражены серьезные содержательные перемены, носящие системный характер, коренным образом отличающие его от традиционного образования. Раскрыта эффективность инновационных процессов в образовании. В заключение делается вывод, что стратегия государства в области образования состоит в решении комплекса общесоциальных задач стабилизационного, развивающего и прогностического характера.
Key words: innovation, pedagogical innovation, innovational process, innovative activity, innovative tuition
The article under consideration dwells on the innovative processes in the sphere of education, which are the processes of creation, development and application ofpedagogical innovations, i.e. application of a set of new educational processes, ideas, technologies (including information) that purposefully change the system of education, expand the market of educational services. It is underscored that innovative processes are increasingly being introduced into the educational environment. In conformity with the
authors opinion, attempts to build a unified theory in regard to the innovation process have been made repeatedly. The author considers that the conditions for the development of the relevant processes require strengthening methodological and creative training of scientific and pedagogical personnel, which will affect their pedagogical skills. The author of the article lays an emphasis upon the idea that the innovative education reflects serious substantial changes that are systemic in nature, fundamentally distinguishing it from traditional education. In his article the author discloses the effectiveness of innovative processes in the sphere of education. In a nutshell, the author comes to the conclusion that the state's strategy in the field of education consists in solving a set of general social tasks of a stabilization, developing and prognostic nature.
Термин "инновация" существует в научной литературе с конца XIX века. В 30-е годы XX столетия на западе складывается специальная отрасль исследования нововведений -«инноватика». Первоначально предметом изучения инноватики были экономические и социальные закономерности создания, внедрения и распространения научно-технических нововведений. В дальнейшем под инноватикой стали понимать различные социальные новшества. К 60-70 годам XX века наука о нововведениях становится широко разветленной отраслью знаний, охватывающей философию, социологию, культурологию, психологию, педагогику, менеджмент, методологию и пр. Инновационные исследования оформляются в самостоятельное направление научной деятельности. Инноватика является областью междисциплинарного исследования (6,2).
Предмет инноватики - создание, освоение и распространение различного типа новшеств. «Инновация» и сегодня - это множество определений и многообразие мнений:
- целенаправленное изменение, которое вносит в определенную социальную единицу -организации относительно стабильные элементы (Пригожин А.И.);
- особая организация деятельности и мышления, охватывающая всю сферу образования и подготовки кадров (Щедровицкий П.Г.);
- процесс освоения новых методов, методик, технологий (информационных технологий в том числе) программ и т.д. (Поташник М.М.);
- системный процесс, включающий в себя пять специфических типов человеческой деятельности: изыскание, экспертизу, авторский надзор, мониторинг, реконструкцию истории (Рауа М.).
Вышеперечисленные определения обозначили как предметную, так и процессуальную сущность понятия «инновация» и взаимно дополнили его.
В контексте нашего исследования важным будет понимание инноваций как процесса создания и использования нового опыта, сопряженного с изменениями в социокультурной, социально-педагогической среде. Мы поддерживаем идеи В.Г. Слободчикова, который считает инновации ново-введениями, «вновлениями», внедрениями нового в текущий процесс, а инновационный процесс понимает как введение новообразования в технологию и практику.
Инновационный процесс, как сфера освоения новых методов, методик, технологий, и программ, множественно исследован в работах К.Ангеловски, С.Д. Полякова, М.М. Поташника, А.И. Пригожина, Н.Р. Юсуфбековой и других (6-6). Особенно примечательным кажется исследование М.М. Поташника, который рассматривает инновационные процессы на деятельностном, содержательном, управленческом, организационном и структурном уровнях и выделяет во всяком процессе следующие составляющие:
- инновационный потенциал инноваторов и среды;
- особенности вводимого новшества;
- особенности инновационной деятельности инициаторов и участников нововведения;
Схожи по делению инновационного процесса на этапы и заключения
К. Ангеловски, который определяет:
- индивидуальную активность новаторов;
- плановую и совместную работу единомышленников;
- плановую и систематическую работу общества.
Инновационный процесс осуществляется через решение ряда проблемных задач. Инновационная деятельность отражается в такой объективной харак-теристике, как степень новизны полученного решения задач. В науке исполь-зуется три основных понятия, на которых базируется данная характеристика:
- открытие;
- изобретение;
- рационализаторское предложение.
Таким образом, под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по разработке, освоению, использованию и распространению инноваций (новшеств) в образования, особая организация мышления и деятельности с воплощением результатов на практике и с результатами (что важно) и последствиями этого воплощения.
Следует отметить, что в инновационном процессе могут наблюдаться противоречия, которые можно разделить на три типа:
а) противоречия, присутствующие исходно в самом факте возникновения проблемной задачи, когда нужно что-то сделать, но не известно, как это сделать. Такие противоречия не наталкивают на решение задачи, но прбуждают к творчеству;
б) противоречия, возникающие между параметрами системы при попытке изменить их в лучшую сторону. Улучшение одних характеристик может привести к ухудшению других;
в) противоречия, заключающиеся в предъявлении к одной и той же части системы взаимно противоположных требований.
Наиболее часто встречающийся пример противоречий второго типа: попытка расширить круг преподаваемых предметов ведет к возрастанию нагрузок на учащихся, что отрицательно сказывается на их здоровье. Перевод учебного заведения в режим эксперимента усложняет характер деятельности всех его структур.
К противоречиям третьей группы можно отнести требование к управленческому звену, сочетающему при достижении целей авторитарный и демократический подходы.
Подводя итоги вышесказанного, отметим, что инновационные процессы в нашем случае подразумевают поэтапную деятельность по созданию, освоению, использованию новшеств в системе образования. Этапами иннова-ционного процесса являются:
1. Экспериментальный поиск;
2. Целепологание;
3. Анализ и описание системы;
4. Модель будущего состояния (конечного продукта);
5. Выявление противоречий этапов 3 и 4 (сопоставление);
Говоря о классификационных признаках инноваций и инновационных процессов, их следует разделять:
1) по содержанию - социальные, технические, педагогические, экономичес-кие и пр.;
2) по особенностям организации - внутриорганизационные и межорганиза-ционные;
3) по степени новизны - абсолютная, условная, относительная, частная;
4) по инновационному потенциалу - радикальная, комбинированная, моди-фицированная;
5) по уровню разработки и распространения - государственные, республи-канские, региональные, отраслевые, корпоративные;
6) по этапам организации и технологии - начальный, основной, заключи-тельный.
Инновационные процессы все более внедряются в образовательную среду. Попытки
построения единой теории инновационного процесса предпринимались неоднократно. Рассмотрение происходило на всех стадиях: от генерации идеи, разработки по ее применению, апробации на практике, дальнейшего рассмотрения и до использования. Учеными-теоретиками было отмечено, что эффективность процесса в целом зависит даже не от результа-тивности каждого отдельного этапа, скорее от логичности и скорости перехода от одной ступени к другой. И главным направлением поисков и экс-периментов стало сокращение временных интервалов между стадиями, совмещение их в общий процесс.
Условия развития инновационных процессов требуют усиления методологической и творческой подготовки научно-педагогических кадров, что скажется на их педагогическом мастерстве. Ибо процессы модернизации в образовании предусматривает не только обновление учебного материала, но и совершенствование учебных дисциплин, применение новых методов исследования, анализ и систематизацию знаний, формирование у учащихся единой картины миропонимания.
С процессом развития педагогического творчества тесным образом связаны методы активизации творческого мышления взрослых и школьников методы и средства системного анализа, методы поиска и принятия решений и прочие. Следует отметить, что при оценке педагогического творчества участников образовательного процесса необходимо исходить из позиций создания и освоения ими новшеств в учебно-воспитательном процессе.
Педагогические инновации глубоко гуманистичны по своему смыслу, субъектны по позициям участников нововведенческой работы, направлены в будущее и имеют свои особенности в ценностной сфере, в специфике объекта инноваций и в специфике результата инновационной деятельности.
Проанализировав сущность понятий «инноватика», «инновации», «инно-вационные процессы», необходимо дать определение инновационному образованию, инновационному обучению и инновационной деятельности в образовании.
Одним из первых теоретиков русской педагогической инноватики была Н.Р. Юсуфбекова, которая считала педагогическую инноватику призванной решать противоречия между педагогической теорией и практикой. Сегодня можно говорить о педагогической инноватике как об учении, рассматри-вающем и исследующем педагогические новшества, оценивающем их в сте-пени освоения педагогическим сообществом и, наконец, их использовании и применении.
По мнению С.Д. Полякова, понятие инновационная деятельность - ключевое для инновационных процессов. Важным является вопрос адаптированности инновационной деятельности к окружающей среде, отсюда возможна формулировка «инновационность среды». Такая инновационность подразумевает внедрение новшества в структуру и функционирование организации (организационный аспект), соотношение новшества к нормам и ценностям людей, среды (социокультурный аспект).
В работах Л.В. Ушениной обобщены результаты анализа педагогических концепций о сущности инновационной деятельности и включены следующие признаки инновационного педагогического опыта:
а) инновационный педагогический опыт есть системная деятельность педагога, кардинально меняющая традиционную практику обучения;
б) результаты инновационной деятельности выражаются в изменениях содержания, методах, технологиях, средствах, формах организации учебного процесса;
в) инновационный педагогический опыт является социально-общественной и социально-психологической характеристикой качества и значимости творческой деятельности педагога;
г) ведущим компонентом инновационного педагогического опыта является исследовательская деятельность педагога по постановке и решению педаго- гических задач и проблем, основанная на взаимосвязи педагогической теории и образовательной практики.
Инновационная деятельность, таким образом, всегда связана с необходи-мостью изменения привычной социальной среды. Можно выделить следующие уровни реализации инновационной педагогической деятельности:
1. Репродуктивный - уровень первоначального усвоения способов деятель-ности, воспроизведения готовых образцов;
2. Эвристический - уровень анализа деятельности, синтеза различных инновационных находок, модификации образцов осуществления взаимо-действия с учетом особенностей среды;
3. Креативный - уровень исследований, поиска альтернативы.
Данным уровням соответствуют такие виды деятельности, как передовой опыт, творческая деятельность, инновационная деятельность. Первые два служат основой подготовки непосредственно к инновационной деятельности. Конечной целью инновационной деятельности в образовании представляется становление конкурентоспособный образовательной системы за счет новых средств и технологий обучения и путем успешного развития образовательной базы и кадрового потенциала.
Инновационное образование - это новая педагогика, новые образовательные процессы, новые технологии. Основной подход в инновационном образовании, провозглашенный Л.С.Выготским и Н.Р.Юсуф-бековой,- личностно-центрический, согласно которому при построении нового образо- вания на первом месте стоит ученик, его индивидуальность, его социальная значимость.
Говоря об инновационном обучении и образовании, необходимо выделить ряд его отличий от традиционного. По Дж. Боткину, главное отличие в таком развитии всего потенциала личности состоит в подготовке её к любому, даже непредвиденному будущему. Традиционное обучение направлено на усвоение правил деятельности в повторяющихся ситуациях и в этом смысле личность обращена к закреплению прошлого опыта, что не даёт ей свободы действия в «беспрецедентных» ситуациях. То инновационное обучение, напротив, направлено на создание нового отношения к будущему, готовности и способности к «совместным действиям в новых ситуациях». Дидактика инновационного обучения вводит обширный инструментарий учебно-исследовательской деятельности, преследуя цель развития творческого и критического мышления, разрабатывает модели обучения, стимулирующие поиск, рефлексию, готовность выбора альтернативных возможностей.
Однако различие традиционного и инновационного обучения не сводится к отличию в наборе дидактических средств и формально провозглашаемых целей. Развитие творчества,
готовность к будущему - эти цели могут декларироваться и в рамках традиционного обучения.
Исследователи видят в инновационном обучении новый подход к станов-лению личности человека, побуждаемый изменившейся ситуацией в области знания. Этот новый тип знания требует и новых форм освоения, включающих ученика не только в воспроизводство образцов, но и порождение новых фактов, идей. Изменились не только основы производства научных знаний, изменения охватили все стороны жизни. Инновации во всех областях общественной и индивидуальной жизни уже преобразили «всю систему отношений человека с миром и самым собой». В этих условиях резко обострились «противоречия между темпами общественного и индивидуаль-ного развития». Различный подход к разрешению этих противоречий - вот то, что различает традиционное и инновационное обучение. Последнее в отличие от первого изменяет место и роль человека в культуре, это касается и личности ученика, учителя. Их отношения и взаимодействия лишаются четко закрепленных функций, на смену ролевой дистанции приходит совместная деятельность, сотрудничество, совместное решение продуктивных задач, включающих учителя и ученика в единое смысловое поле подготовки к не заданному а заранее результату. Именно в этом коренном отличии к личности ученика, в особенностях новой, новаторской смены лежит главный отличительный признак инновационного обучения. Все остальные его дидактические и психологические составляющие - производ-ное от изменения структуры социальных отношений.
Центральной проблемой на начальном этапе инновационной деятельности становится решение задачи капитального научного перевооружения кадров, прежде всего учителя, осуществляющего непосредственно «главный произ-водственный процесс» в системе образования.
К основным особенностям построения системы инновационного образо-вания, независимо от того, - республиканский или региональный уровни, относятся:
- вариативность образования;
- дифференциация образовательной системы;
- децентрализация управления;
- развитие педагогического творчества;
- возрождение национальных и региональных начал в образовании.
Вариативность может развиваться в следующих направлениях:
- вариативность организационно-правовых форм деятельности образова-тельных учреждений, их типов и видов;
- вариативность содержания образования;
- вариативность систем образовательных учреждений;
- вариативность форм получения образования.
Государственные образовательные стандарты, базисный учебный план, курсы и программы, определяющие его региональную часть, имеют основополагающее значение. С одной стороны, в инвариантной части сохраняется единое образовательное пространство, с другой - в вариантной части обеспечивается использование множества вариантов нового содержания. При этом вариативное образование как фактор системы иннова-ционного образования может быть представлено как:
- поисковое образование, апробирующее иные «необычные» пути выхода из различных образовательных ситуаций;
- обретение иных путей понимания и усвоения знаний в современном меняющемся мире;
- выбор индивидуального пути, призванного развивать личность;
Реализация принципов вариативности образования в свою очередь требует определенных условий для дифференциации образовательного процесса. Внешне она связана с профильным обучением, организацией сети инновационных учебных заведений (гимназии, лицеи, колледжи, классы с углубленным изучением предметов и др.). Внутренняя - это гибкие, мягкие, опосредованные методы, позволяющие учителю и ученику выбирать наиболее удобные, понятные и приятные формы при овладении учебным материалом и формы его выражения. Поэтому дифференцированное обучение в инновационной образовательной системе необходимо воспринимать как создание наиболее благоприятных условий для реализации способностей и возможностей ученика. При этом необходимо учитывать, что связь дифференциации и индивидуализации взаимна: индивидуализация не является результатом дифференциации, дифференциация способствует лишь развитию индивидуализации, и наоборот.
Итак, анализ исследований инновационного образования как социально-педагогической проблемы позволяет сделать следующие выводы:
1. Анализ сущностных характеристик "инноваций", "педагогической инноватики", "инноватсионных процессов", "инновационной деятельности", "инновационного обучения" и "инновационного образования" строится на том, что:
- инновационные процессы в образовании - это процессы создания, освоения и применения педагогических новшеств, которые изучает педагоги-ческая инноватика, призванная решать противоречия между педагогической теорией и практикой, рассматривающая и исследующая педагогические новшества, оценивающая степень их освоения, использования и применения педагогическим сообществом;
- инновационное образование - это совокупность новых образовательных процессов, идей, технологий, которые целенаправленно изменяют систему образования, расширяют рынок образовательных услуг;
2. В инновационном образовании отражены серьезные содержательные перемены, носящие системный характер, коренным образом отличающие его от традиционного образования;
3. Основными особенностями построения системы инновационного образования любого уровня являются:
- вариативность образования в части содержания, организационно-правовых форм деятельности, систем образовательных учреждений, форм получения образования;
- дифференциация образовательной сети;
- развитие педагогического творчества;
- изменения в системе управления;
4. Эффективность инновационных процессов в образовании обеспечи-вается только комплексом педагогических условий;
5. Стратегия государства в области образования состоит в решении комплекса общесоциальных задач стабилизационного, развивающего и прогностического характера.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Майнцер, К. Сложности и самоорганизация /К. Майнцер //Вопросы философии, №3.- 1997
- С. 19-23.
2. Макарова, Л.В. Индивидуализация процесса обучения и рейтинговая система оценки знаний студентов // Концепция высшего технического образования в новых социально-экономических условиях/ Л.В. Макарова. - М.: МЛИ, 1992.- С. 142-156.
3. Макарова, Л.В. Преподаватель, модель деятельности и аттестация / Под ред. проф. В.Л. Балакина/ Л.В. Макарова. - М, 1992.- 148 с.
4. Макарова, Н.В. Информатика. Учебник / Н.В. Макарова.- М.: Финансы и статистика,
1997.- 604 с.
5. Шендерей, П.Э. Развитие исследовательской компетенции студентов в системе спецкурсов по единой проблеме / П.Э. Шендерей. - Саратов: Научная книга, 2004.
6. Шендерей, Е.М., Шендерей Е.Э., Шендерей П.Э. Проектирование содержа-ния профессиональной подготовки студентов в вузе / Е.М. Шендерей, Е.Э. Шендерей, П.Э. Шендерей. - М.: Дрофа, 1998.
REFERENCES:
1. Mayntser, K. Complexities and Self-Organization // K. Mayntser/ Issues of Philosophy, No. 3.1997 - P. 19-23.
2. Makarova, L.V. Individualization of the Learning Process and the Rating System Aimed at Assessment of Student Knowledge // The concept of higher technical education in the new socioeconomic conditions/ L.V. Makarova - M.: MLI, 1992.- P. 142-156.
3. Makarova, L.V. Lecturer, Model of Activity and Certification / under the editorship of Prof. V.L. Balakina.- M, 1992. - 148 p.
4. Makarova, N.V. Informatics. Manual. - M.: Finance and Statistics, 1997. - 604 p.
5. Shenderey, P.E. The Development of Students' Research Competence in the System of Special Courses on a Single Problem. - Saratov: Scientific Book, 2004.
6. Shenderey, E.M., Shenderey E.E., Shenderey P.E. Designing the Content of Vocational Training of Students at a University/ E.M. Shenderey, E.E. Shenderey, P.E. Shenderey - M.: Bustard,
1998.