УДК 378 ББК 74.200
Саидзода Мушараф Саид, муаллимаи кафедраи ботаника ва физиологияи рустанщо;Дех,цонова Саида Келдибоевна, муаллимаи кафедраи фалсафаи МДТ «ДДХ ба номи акад.БГафуров»(Тоцикистон, Хуцанд)
Саидзода Мушараф Саид, преподаватель кафедры ботаники и физиологии растений;Дехконова Саида Келдибоевна, преподаватель кафедры философии ГОУ "ХГУ имени акад. Б.Гафурова" (Таджикистан, Худжанд)
Saidzoda Musharaf Said, lecturer of the department of botany and plant physiology; E-mail: dadojonova. m@mail.ru;Dekhkonova Saida
Keldiboevna, lecturer of the department of philosophy under the SEI "KSU named after acad. B.Gafurov (Tajikistan, Khujand)
Вожа^ои калиди: таусилоти иловаги, технологиями педагоги, муносибати инноватсионй, фаъолияти инноватсиони, худинкишофдщии шахсият, худташкилдиуи, муассисауои табобати
Мацола ба яке аз муаммоуои муосири таълим- самтуои омузиши сатуи омодагии омузгорон ба фаъолияти инноватсиони бахшида шудааст. Цайд мегардад, ки ташаккул ва такомули таусилоти иловаги тавассути коркарди технологияуои педагоги ва гояуои педагогии навин ба роуандози карда мешавад. Дар мацола муаммои татцици муносибати инноватсиони ба омузиши падидауои педагоги, аз цумла омодагии мутахассисони оянда дар низоми макотиби олии Чумуурии Тоцикистон ба таври возеу муайян карда шудааст. Муаллифон зикр месозанд, ки барномаи таълимии таусилоти иловаги мацмуи хусусиятуое мебошад, ки раванди таълим дар асоси мазмун, меъёр, натицауои ба нацша гирифташудаи ин равандро муайян менамоянд.Инчунин муаллифон кушиш намудаанд, ки инкишофи фаъолияти инноватсиониро дар таълими иловагии хонандагон номбар намуда бошад. Хулоса мешавад, ки фаъолияти таълимии барномаи иловагии дигари таусилоти умуми бояд барои цонеъ намудани талаботу манфиатуои мактаббачагон ба таусил равона карда шавад.
Ключевые слова: дополнительное образование, педагогические технологии, инновационный подход, инновационная деятельность, саморазвитие личности, самоорганизация, оздоровительные заведения
Статья посвящена одной из актуальных тем современного образования - изучению уровня готовности педагогов к инновационной деятельности. Отмечается, что развитие и совершенствование дополнительного образования происходит через разработку новых педагогических технологий и новых педагогических идей. Рассматривается вопрос исследования проблемы инновационного подхода к изучению педагогических явлений, в том числе в подготовке будущих специалистов в системе вузовского образования Таджикистана. Авторы считают, что дополнительной образовательной программой обучения является комплекс характеристик, которые определяют обучающий процесс, т.е. содержание, объём, планируемые результаты обучающего процесса. Указывается на развитие инновационной деятельности в дополнительном образовании учащихся. На основе изученных материалов делается вывод о том, что образовательную деятельность других общеобразовательных дополнительных программ необходимо ориентировать на удовлетворение интересов и потребностей школьников к обучению.
Key words: additional education, pedagogical technology, innovative approach, innovative activity, personal self-development, self-organization, health establishments
The article dwells on one of the actual themes of modern education - the study of levels of readiness of teachers for innovation. It is underscored that the development and improvement of additional education occurs through the development of new pedagogical technologies and new pedagogical ideas. The authors canvass the issue concerned with the research of a problem of an innovative approach to the study of
БАЪЗЕ САМЩОИ ОМУЗИШИ САТХЦ ОМОДАГИИ ОМУЗГОРОН БА ФА ЪОЛИЯТИ ИННОВАТСИОНИ
НЕКОТОРЫЕ ПУТИ ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ ОТОВНОСТИПЕДАГОГОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
CERTAIN WAYS TO THE STUDY OF LE VELS OF READINESS OF TEACHERS FOR INNOVATIVE
ACTIVITIES
pedagogical phenomena, including in the training offuture specialists in the system of higher education in Tajikistan. The authors believe that an additional educational training program is a set of characteristics that determine the learning process, i.e. the content, volume, planned results of the educational process. In their the article the authors display the development of innovative activities in the additional education of students. Designing on the premise of the materials studied the authors come to the conclusion that the educational activities of other general educational additional programs must be oriented towards meeting the interests and needs of schoolchildren for learning.
Современное дополнительное образование является результатом глобальных перемен в образовании, которые диктует современность. В настоящее время образование является не только составной частью социального общества, а его авангардом, сосредоточившим в своей структуре все новинки и новшества настоящего времени: поступательное развитие системы образования подтверждается экспериментами и нововведениями.
Развитие и совершенствование дополнительного образования происходит через разработку новых педагогических технологий и новых педагогических идей. Педагогические идеи становятся инновационными тогда, когда они приобретают востребованность в практике, при организации поисковых опытно-экспериментальных работ, которые являются движущей силой в формировании и развитии педагогической практики на основе инновационных технологий. В педагогике данный процесс определяется инновационной деятельностью педагогов, которая предполагает организацию новых видов практических работ на основе педагогических технологий и идей, имеющих научное обоснование.
По мнению учёного-педагога В.В. Давыдова (1), в развитии инновационной практики основным механизмом является процесс проектирования инновационной практики, представляющий собой по своему содержанию творческий процесс, который является одним из видов научного исследования. Инновационную практику необходимо прогнозировать, планировать, моделировать, программировать, а также управлять ею. Необходимо не только описывать реальные примеры, но на их основе формировать научно-теоретическое видение результатов данной деятельности. Как подчёркивает В. В. Давыдов, изобразить любую практическую деятельность в развитии является сложной теоретической задачей (1).
Исследования проблемы инновационного подхода к изучению педагогических явлений, в том числе в подготовке будущих специалистов в системе вузовского образования Таджикистана, посвящены работы академиков И. Х. Каримовой, А. X. Катаева, С. Лутфуллоева, М. Шарифзода, профессоров Б. Маджидовой, А. Нурова, Х. Рахимзода, С. Сулаймони, Н. Н. Шоева и многих других. Например, А. Х. Катаев и Н. Н. Шоев (5) занимались методологическими и этическими аспектами разработки и внедрения новых образовательных технологий в системе высшего образования, а также педагогическими доминантами воспитательно-образовательных технологий и вариативными воспитательно-образовательными технологиями в высшей школе (6,9,10). Актуальным проблемам современной педагогики посвящена работа Ф. Шарифзода (8), в которой наряду с другими вопросами исследованы пути и методы внедрения инновационных технологий в вузе и школе. Особый научный интерес представляет специальное исследование Додобаевой М. А., в котором освещены педагогические условия подготовки будущих учителей к творческой деятельности в школе (2).
В дополнительном образовании учащихся инновационная деятельность развивается по следующим направлениям:
- интенсификация образования и его содержания;
- исследование современных педагогических технологий и ввод их в практику обучающего процесса;
- разработка механизмов и принципов обучения особо одарённых детей;
- интенсификация управленческой системы образования;
- направленность образовательного процесса на оперативный доступ к информационным ресурсам.
Задача современного педагога заключается не только в передаче учащимся знаний, что тоже является одним из основных моментов в образовательном процессе. Деятельность педагога в настоящее время нельзя считать полноценной, если он использует в ней одни и те же методы, не стремится к новшествам в обучающем процессе, не способен реализовать имеющиеся возможности для получения школьниками более качественных и высоких результатов обучения, и если она не способствует его саморазвитию и самореализации. В работе педагога на современном этапе развития общества должна присутствовать творческая деятельность,
преподаватель должен постоянно совершенствовать свои знания, методику преподавания. Все эти качества педагога отмечаются в требованиях, которые предъявляются к аттестации преподавателей в педагогической практике.
В образовательном процессе учреждений дополнительного образования важным нормативным ориентиром являются развитие способности к творчеству; профессиональные, нравственные, физические индивидуальные потребности; организация свободного времени, укрепление здоровья, направленность на здоровый и безопасный образ жизни. Творческие способности в этом процессе играют важную роль, они развивают у школьников креативность, самостоятельность, эстетичность в комплексе с другими способностями.
Творческие способности в педагогике широко изучались многими отечественными и зарубежными учёными-педагогами, такими как А.Штейн, Дж.Б. Уотсон, Е.П. Торранс, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Р. Муни, В.Н. Дружинин, Дж. Гилфорд, Л.С. Выготский и др. На основании их педагогических исследований можно сделать вывод, что творческие способности являются определяющими способностями человека, его деятельности, развития и жизни. Творческие способности, как особые личностные свойства, позволяют человеку находить новые оригинальные нестандартные, нетрадиционные пути решения различных задач. Они отличаются от художественных способностей. Индивидуальные потребности человека совершенствуются в интеллектуальной, нравственной, физической и/или профессиональной сфере, это целостное состояние человека, когда потребности выступают как стимул для повышения активности, развития интеллекта, личностных или профессиональных качеств.
В настоящее время образовательные учреждения большое внимание уделяют укреплению здоровья, здоровому и безопасному образу жизни, и учреждения дополнительного образования не являются исключением, они тоже направляют свою деятельность на создание необходимых условий для решения поставленных задач. В этой связи необходимо более детально остановиться на вопросах ориентации дополнительного образования на организацию свободного времени. Одним из основоположников теории «свободного времени» является видный французский педагог, социолог, общественный деятель Ж.Р. Дюмазедье. В настоящее время термин «свободное время» или досуг характеризует образ жизни и его деление на деятельностные отрезки, исходя из времени. Это время, которое выделяется в процессе различной деятельности человека для отдыха после проведения учёбы, общественных работ, домашнего труда. Другими словами, досуг или свободное время - это время, которое человек использует по своему усмотрению, соответственно своим желаниям. Отличительная черта свободного времени - это личное время человека, он самостоятельно выбирает, чем ему заниматься в свободное от гражданских, семейных, учебных или профессиональных обязанностей время. По мнению Ж.Р. Дюмазедье, сущностью досуга является произвольное регулирование собственных занятий, их содержания и интенсивности, при этом: если степень произвольности высокая - это досуг, если низкая - работа (выполнение обязанностей). В своих трудах Ж.Р.Дюмазедье выделяет три основные категории досуга - это отдых, развлечения и саморазвитие личности (3).
Под понятием «отдых» всегда понимается снятие напряжения или стресса, восстановление физических сил, свобода от существующих обстоятельств, добровольное бездействие. В настоящее время синонимом отдыха является рекреация (от лат. гесгеа^о- восстановление) - это возможность восстановить силы, действия, которые направляются на восстановление потраченных сил, рекреация бывает инстинктивной или осознанной.
В условиях снижения двигательной активности, развития научно-технического прогресса, выполнения сложных профессиональных действий отдых и рекреация являются активными. Кроме того, отдых в современном мире представлен также релаксацией (от лат. ге1аха^о -расслабление), которая основывается на уменьшении напряжённости скелетной мускулатуры с использованием различных средств или техник. Одним из видов отдыха является развлечение, которое представляет собой положительное действие, вызывающее яркие эмоции, парадокс развлечения выражается в высокой субъективной активности, где объект является пассивным, а источник развлечения - активным, в результате развлечения человек получает удовольствие и положительные эмоции. Развлечение и отдых - это разные понятия по своему смыслу и своим качествам. Развлечение является субординированным (когда субъект развлечения подчиняется источнику развлечения), перципированным (когда субъект использует такие чувства, как ощущение и восприятие), наполненным (проявление положительных эмоций, а не просто покой или отдых).
Ж.Р.Дюмазедье также исследовал вопросы саморазвития личности. Он считает, что саморазвитие освобождает человека от автоматического мышления и автоматических действий, раскрывает у человека новые возможности, развивает культурный уровень человека на основании формирования и развития творческого способа мышления, который сохраняется в течение всей жизни. Кроме того, по мнению Ж.Р.Дюмазедье, саморазвитие - это свобода выбора профессии, свобода выбора общественных или личных интересов. Необходимо отметить, что саморазвитие личности является достаточно стихийным процессом, хотя и в некоторых случаях несколько неосознанным, в процессе саморазвития человек познаёт себя и окружающий мир, стремится к преобразованию мира и самого себя. Для школьников процесс саморазвития заключается в изменении своего поведения, стремлении к самопознанию и самоопределению, выражении своих чувств, действий, проектировании желаемого. Школьники в процессе саморазвития преобразуют своё поведение, у них происходит переоценка стереотипов.
По мнению педагога-исследователя А. В. Мудрика (7), разработавшего концепцию социализации, в дополнительном образовании на основании социально-педагогического опыта выделяется ряд основных задач: помощь школьникам приспособиться (адаптироваться) к жизни в конкретном обществе через освоение различной предметной деятельности (практическая и предметная деятельность, общение, игры, познание и др.); умения по проведению различных видов деятельности (презентации, творчество, самоорганизация, соревнования и др.); способствование индивидуализации учащихся в обществе через углубленное изучение отдельных предметных дисциплин на основании разработки в дополнительном образовании вариативных программ; сочетание в определённом виде обособлений и приспособлений для выбора учащимися направления дополнительного образования; предоставление индивидуального обучения одарённым школьникам (которые опережают среднестатистические возрастные нормы успехов в получении определённых знаний); за счёт освоения новых предметных сфер предоставление всем школьникам дополнительных возможностей профессиональной и социальной мобильности. В дополнительном образовании предпринимаются попытки разрешения актуальной проблемы по дифференциации содержания обучающего процесса. Дифференциация выражается в разграничении дополнительных общеобразовательных программ на предпрофессиональные и общие развивающие программы. В заведениях дополнительного образования разрабатываются также программы дошкольного и профессионального обучения. Необходимо особо подчеркнуть, что учреждения дополнительного образования не призваны повышать степень образования, в дополнительном образовании обучение происходит параллельно с основными соответствующими образовательными программами.
В заведениях дополнительного образования Согдийской области, так же, как и в основных общеобразовательных учреждениях, обучение строится на основе различных обучающих, образовательных и дополнительных программ. Дополнительной образовательной программой обучения является комплекс характеристик, которые определяют обучающий процесс, - это содержание, объём, планируемые результаты обучающего процесса; организационные и педагогические формы и условия определения результатов обучения; учебные планы по учебным дисциплинам, календарные учебные графики, рабочие программы учебных дисциплин, методические и оценочные материалы. Образовательными программами дополнительного образования являются следующие:
1) общеобразовательные дополнительные программы - предпрофессиональные и общеразвивающие;
2) профессиональные дополнительные программы - профессиональная подготовка, повышение квалификации.
В Законе Республики Таджикистан «Об образовании» отмечается, что заведение дополнительного образования - это образовательное учреждение, основная цель которого работа по дополнительным общеобразовательным программам на фоне основной образовательной деятельности (4). Кроме того, учреждение дополнительного образования имеет право использовать программы профессионального обучения и дошкольного образования. За дополнительными общеобразовательными программами также право их использования закреплено за:
1) учреждениями общего образования (начальной, основной, средней общей);
2) учреждениями среднего профессионального образования;
3) учреждениями высшего образования;
4) учреждениями послевузовского образования.
Образовательная деятельность по общеобразовательным дополнительным программам также реализуется в лечебных, оздоровительных заведениях, учреждениях социального обслуживания для детей-сирот; консульских и дипломатических представительствах Республики Таджикистан, представительствах Республики Таджикистан в межправительственных, межгосударственных или международных организациях и др.
Специфика программ образования в дополнительном образовании заключается в характере нормативных и правовых актов, регулирующих образовательную деятельность и её содержание. В этой области образования не предусмотрены государственные стандарты образования, дополнительное образование функционирует на основании государственных требований, исключительно в связи с дополнительными программами предпрофессиональной подготовки. Характеристикой общеобразовательных дополнительных программ является процедура, с помощью которой любой человек имеет право осваивать образовательный контент без предъявления требований, касающихся образования, если иное не указано в специфике выполняемой программы образования. В соответствии с Законом Республики Таджикистан «Об образовании» правила организации и проведения образовательных мероприятий для соответствующих образовательных программ различных направлений, уровней или соответствующего вида образования регламентируются государственными органами исполнительной власти, задачей которых является разработка государственных нормативно-правовых актов в области образования, если иное не предусматривается настоящим законом.
Образовательную деятельность других общеобразовательных дополнительных программ необходимо ориентировать: на нравственное, эстетическое, художественное и интеллектуальное развитие школьников, развитие у них творческих способностей; на спортивное и физическое воспитание, укрепление здоровья и развитие культуры здорового и безопасного образа жизни; на трудовое, военно-патриотическое, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание учащихся; выявление и развитие талантов одарённых детей, а также детей, демонстрирующих исключительные способности; на ориентирование школьников на выбор профессии; создание условий, необходимых для развития личности, творческой работы, определения дальнейшей профессиональной деятельности; подготовку спортсменов высокого уровня, в том числе среди детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями; на адаптацию и социализацию школьников к общественной жизни; формирование культуры; удовлетворение интересов и потребностей школьников к обучению, согласно законодательству Республики Таджикистан, которые выходят за рамки государственных требований и государственных стандартов учебных программ. В то же время получила развитие выработка практических рекомендаций по содержанию дополнительных общих программ развития учащихся.
Указанные практические рекомендации не предусмотрены законом и не являются обязательными для учебных заведений, но часто, в связи с позицией учредителя, они имеют принудительный порядок. При совместной реализации программ обучения организации, участвующие в сетевом взаимодействии синхронизируют программы обучения на единой основе. К примеру, организация дополнительного образования совместно с общеобразовательной организацией могут принять решение о создании дополнительных программ общего развития, чтобы общеобразовательная организация учитывала результаты их развития в своей педагогической деятельности. В то же время обе эти организации решают вопросы образовательных программ на автономной основе. Отдельно взятая конкретная организация дополнительного образования проводит утверждение образовательных программ самостоятельно.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Давыдов,В.В.Проблемы развивающего обучения/В.В.Давыдов.-М.:Педагогика,1986.-240 с.
2. Додобаева, М.А. Педагогические условия подготовки будущих учителей к творческой деятельности в школе: автореферат дисс.к.п.н. /М.А. Додобаева. -Душанбе, 2010. -24с.
3. Дюмазедье, Ж. На пути к цивилизации досуга / Ж.Дюмазедье. // Вестник МГУ. 1993. -№ 1. -С. 83.
4. Закон Республики Таджикистан «Об образовании» Душанбе от 22 июля 2013 года №1004
5. Катаев, А. X., Шоев, Н.Н. Методологические и этические аспекты разработки и внедрения новых образовательных технологий в системе высшего образования -Душанбе: Ирфон, 2002 -17,4 п.л.
6. Коджаспирова, Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты / М. Коджаспирова. - М., 2003. -100 с.
7. Мудрик, А.В. Социализация и смутное время / А.В. Мудрик. - М.: Знание, 1991. -80 с.
8. Шарифзода, Ф. Актуальные проблемы современной педагогики / Ф.Шарифзода. -Душанбе: Ирфон, 2009. Книга 1.- 459 с.
9. Шаронова, С.А. Инновационные образовательные технологии и методы в преподавании социологии («Круглый стол») / С.А. Шаронова. - М.: Социс, 2001. -№10. -С. 125-133.
10.Шоев, Н.Н. Педагогические доминанты воспитательно-образовательных технологий в системе высшего образования.- Душанбе: Ирфон,2004 - 18,93 п.л.
REFERENCES:
1. Davidov, V.V. Problems Beset with Developing Education / V.V. Davidov. - M.: Pedagogy, 1986. -240 p.
2. Dodobaeva M.A. Pedagogical Conditions for the Preparation of Future Teachers for Creative Activity at School: synopsis of candidate dissertation on pedagogy. / M.A. Dodobaeva. -Dushanbe, 2010. - 24p.
3. Dumazedier, J. On the Way to the Civilization of Leisure / J. Dumazedier. // Bulletin of Moscow State University. 1993. -No. 1. - P. 83.
4. Tajikistan Republic Law "On Education" Dushanbe dated July 22, 2013 No. 1004
5. Kataev A.Kh., Shoev N.N. Methodological and Ethical Aspects of the Development and Implementation of New Educational Technologies in the Higher Educational System - Dushanbe: Cognition, 2002 - 17.4 pp.
6. Kodzhaspirova, G^. The History of Education and Pedagogical Thought: Tables, diagrams, basic notes / M. Kodzhaspirova. - M., 2003. - 100 p.
7. Mudrik, A.V. Socialization and Time of Troubles / A.V. Mudrik. - M.: Knowledge, 1991. - 80 p.
8. Sharifzoda F. Actual Problems Dealing with Modern Pedagogy / F.Sharifzoda. -Dushanbe: Cognition, 2009. Book 1.- 459 p.
9. Sharonova, S.A. Innovative Educational Technologies and Methods in Teaching Sociology ("Round table") / S.A. Sharonov. - M.: Sotsis, 2001. -№10. - P. 125 - 133.
10. Shoev N.N. Pedagogical Dominants of Educational and Educational Technologies in the System of Higher Education. - Dushanbe: Cognition, 2004 - 18.93 pp.