Научная статья на тему 'ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ'

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
безопасность дорожного движения / государственная политика / стратегическое планирование / федеральная целевая программа / стратегия / road safety / public policy / strategic planning / federal target program / strategy

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майоров Владимир Иванович

В статье исследуются проблемы стратегического планирования в области обеспечения безопасности дорожного движения. Обосновано, что ухудшение показателей безопасности дорожного движения в 2023 году демонстрирует необходимость совершенствования государственной политики в этой сфере, принятия новой федеральной целевой программы, а также стратегии безопасности дорожного движения на долгосрочный период. На основе системного подхода сформулированы цель и задачи данной стратегии, которые предлагается реализовать по следующим направлениям: в области управления обеспечением безопасности дорожного движения, в области безопасного поведения участников дорожного движения, в области безопасности транспортных средств, в области безопасности дорог и дорожно-транспортной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Майоров Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AIM AND OBJECTIVES OF THE STATE POLICY IN THE FIELD OF ROAD SAFETY: IN THE CONTEXT OF STRATEGIC PLANNING

The article studies the problems of strategic planning in the field of road safety. It is substantiated that the deterioration of road safety indicators in 2023 demonstrates the necessity to modernize the state policy in this sphere, to adopt a new federal target program, as well as the Road Safety Strategy for the long-term period. On the basis of a systematic approach the aim and objectives of this strategy are formulated, which are proposed to be implemented in the next directions: in the field of road traffic safety management; in the field of safe behavior of road users; in the field of vehicle safety; in the field of road safety and road infrastructure.

Текст научной работы на тему «ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ»

Научная статья

© Майоров В.И., 2024

УДК 34

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО

ПЛАНИРОВАНИЯ

Владимир Иванович Майоров

Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России 1955715@rambler.ru

Аннотация. В статье исследуются проблемы стратегического планирования в области обеспечения безопасности дорожного движения. Обосновано, что ухудшение показателей безопасности дорожного движения в 2023 году демонстрирует необходимость совершенствования государственной политики в этой сфере, принятия новой федеральной целевой программы, а также стратегии безопасности дорожного движения на долгосрочный период. На основе системного подхода сформулированы цель и задачи данной стратегии, которые предлагается реализовать по следующим направлениям: в области управления обеспечением безопасности дорожного движения, в области безопасного поведения участников дорожного движения, в области безопасности транспортных средств, в области безопасности дорог и дорожно-транспортной инфраструктуры.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, государственная политика, стратегическое планирование, федеральная целевая программа, стратегия

Для цитирования: Майоров В.И. Цель и задачи государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения: в контексте стратегического планирования // Современная наука. 2024. № 2. С. 28-31.

Original article

AIM AND OBJECTIVES OF THE STATE POLICY IN THE FIELD OF ROAD SAFETY: IN THE CONTEXT OF STRATEGIC PLANNING

Vladimir I. Mayorov

Tyumen Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia 1955715@rambler.ru

Abstract. The article studies the problems of strategic planning in the field of road safety. It is substantiated that the deterioration of road safety indicators in 2023 demonstrates the necessity to modernize the state policy in this sphere, to adopt a new federal target program, as well as the Road Safety Strategy for the long-term period. On the basis of a systematic approach the aim and objectives of this strategy are formulated, which are proposed to be implemented in the next directions: in the field of road traffic safety management; in the field of safe behavior of road users; in the field of vehicle safety; in the field of road safety and road infrastructure. Keywords: road safety, public policy, strategic planning, federal target program, strategy

For citation: Mayorov V.I. Aim and objectives of the state policy in the field of road safety: in the context of strategic planning // Modern Science. 2024. № 2. P. 28-31.

Обеспечение безопасности дорожного движения (далее - БДД) является комплексной проблемой, требующей реализации управленческой деятельности по многим направлениям.

Данные направления получают свое отражение в проводимой государством политике в области БДД.

В соответствии в Федеральный законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [1] формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения БДД относится к полномочиям федеральных органов власти.

Содержание данной политики можно определить как «совокупность скоординированных и объединенных общей целью минимизации вероятности совершения ДТП и снижения тяжести их последствий мер правового, организационного, экономического, информационного и иного характера» [2].

Статистические данные свидетельствуют о том, что эффективность предпринимаемых мер является недостаточной: в 2023 году впервые после десятилетнего снижения наблюдался рост показателей аварийности и смертности в дорожном движении.

Количество дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) с ранеными и погибшими за

прошедший год увеличилось на 4,5% (132 466), число погибших в них людей - на 2,3% (14 504), раненых -на 4,3% (166 500) по сравнению с 2022 годом [3].

На наш взгляд, успешная разработка и реализация мер по сокращению смертности и травматизма в ДТП невозможны без наличия развитой системы стратегического планирования. Стратегическое планирование в государственном управлении позволяет обеспечивать достижение целей в области социально-экономического развития страны с опорой на инструменты прогнозирования, одной из форм его реализации является принятие долгосрочных программ и стратегий [4].

В настоящее время документом стратегического планирования федерального уровня в области БДД является Стратегия безопасности дорожного движения на 2018-2024 гг. (далее - Стратегия).

Стратегия включает «совокупность мер, направленных на повышение безопасности дорожного движения и снижение смертности в данной сфере, сформированных на системной основе» [5].

В Стратегии выделены направления ее реализации, которые можно рассматривать как приоритетные направления государственной политики в области обеспечения БДД, имеющие критическую важность

для повышения безопасности дорожного движения в заданный период.

Тем не менее срок действия Стратегии заканчивается в этом году, что предопределяет необходимость разработки нового документа, в котором были бы учтены недостатки текущей государственной политики в области обеспечения БДД.

Правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации закреплены в Федеральном законе от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее - Закон «О стратегическом планировании»).

Исследование его норм позволяет установить, что стратегическое планирование включает четыре основных компонента (направления) деятельности: целеполагание, прогнозирование, планирование и программирование [6].

Соответственно, все они должны учитываться при формировании и проведении государственной политики в области обеспечения БДД. Однако в программировании, которое реализуется на основе программно-целевого подхода, являющегося принципом обеспечения БДД, на федеральном уровне с 2021 года наметился значительный пробел.

За последние 20 лет в России было реализовано две федеральных целевых программы, направленных на повышение БДД: в периоды 2006-2012 гг. и 20132020 гг.

По итогам реализации первой программы удалось достичь сокращения числа погибших в ДТП на 18,9%, по итогам второй - на 42,8%. Безусловно, программно-целевой подход смог подтвердить свою эффективность в обеспечении БДД, однако после 2020 года новая федеральная программа в этой сфере не была принята, несмотря на наличие предпосылок к ее разработке [7].

Отсутствие новой программы отчасти обосновывалось действием национального проекта «Безопасные качественные дороги», в который входит федеральный проект «Безопасность дорожного движения». Вместе с тем мероприятия в нем охватывают лишь фрагментарные направления воздействия в сфере дорожного движения [8].

Сам проект справедливо критикуется за отсутствие комплексного подхода к проведению работ, когда далеко не всегда обеспечиваются требования безопасности и комфортности, а также за слабую согласованность действий различных ведомств и структур, направленных на достижение общих целей в сфере дорожного хозяйства и БДД [9, 10].

Кроме того, национальные проекты и целевые программы представляют собой различные инструменты проведения государственной политики. «Целевые программы сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных, научно-технических и инновационных проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти» [11].

В свою очередь, национальные проекты имеют более конкретный и ограниченный во времени характер, она направлены на «достижение целей и целевых показателей, выполнение задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [12].

Также следует отметить, что в ст. 11 Закона «О стратегическом планировании», в которой перечисляются виды документов, разрабатываемых в этой области, государственные (или национальные) проекты отсутствуют.

Следовательно, несмотря на существование Национального проекта «Безопасные качественные дороги», повышение БДД и реализация принципа программно-целевого подхода требуют разработки федеральной программы повышения безопасности дорожного движения, рассчитанной на долгосрочный период [13].

Тем не менее среди документов стратегического планирования в исследуемой области основополагающим должна стать новая Стратегия обеспечения БДД.

Возвращению и сохранению тенденции снижения аварийности на российских дорогах будет способствовать использование современных научных и технических достижений, опыта развитых зарубежных стран при разработке основных положений новой стратегии.

Важной составляющей стратегического планирования является целеполагание, поэтому в рамках данной статьи мы считаем необходимым сформулировать цель и задачи будущей стратегии обеспечения БДД. Цель реализации стратегии предлагается определить как повышение безопасности дорожного движения, стремление к минимизации смертности и травматизма в ДТП.

В количественном значении ожидаемый целевой показатель следует установить как снижение смертности в ДТП на 40% от показателя 2024 года при разработке стратегии на 6-8 лет.

Впрочем, с учетом современной ситуации такой прогноз является достаточно оптимистичным, поскольку по мере проведения мероприятий по повышению БДД их эффективность снижается, а темпы сокращения уровня смертности в ДТП замедляются.

Характерным примером является опыт зарубежных стран с более низкими показателями социального и транспортного риска, нежели в России: с начала XXI века в стратегических документах Европейского союза (далее - ЕС) каждое десятилетие устанавливается цель сокращения смертности в ДТП на 50%, однако в период с 2001 по 2010 год число смертей на дорогах в ЕС удалось сократить на 43%, а в период с 2010 по 2019 год - лишь на 23% [14].

Для сравнения в России по окончании реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» в 2020 году смертность в ДТП снизилась на 42,8% (почти 12 тыс. человек) по сравнению с 2012 годом» [15].

Переход к росту смертности в ДТП в 2023 году показывает, что профилактический потенциал многих мер обеспечения БДД исчерпан, поэтому возвращение к высоким темпам снижения социального и транспортного риска в России маловероятно.

Для формулирования задач Стратегии представляется возможным воспользоваться системным подходом Safe System, идея которого состоит в воздействии на основные элементы системы дорожного движения - транспортные средства, улично-дорож-ную сеть, участников дорожного движения [16].

Исходя из этого, задачи стратегии должны охватывать каждое из данных направлений с отдельным блоком, посвященным совершенствованию управленческой деятельности в области обеспечения БДД.

Результаты многолетних исследований проблематики обеспечения БДД позволяют нам сформулировать перечни следующих задач.

В области управления обеспечением БДД: разработка и реализация единой государственной политики в области безопасности дорожного движения, основой которой является настоящая Стратегия;

развитие взаимодействия и координации между субъектами обеспечения БДД на трех уровнях управления - государственном, региональном и местном;

совершенствование контрольно-надзорной деятельности в области обеспечения БДД, включая разграничение компетенции осуществляющих ее субъектов;

закрепление ответственности за состояние БДД по уровням управления в зависимости от компетенции;

формирование системы управления рисками в области БДД;

разработка научной и нормативной основы для цифровой трансформации в области обеспечения БДД;

совершенствование ответственности за нарушения правил дорожного движения в зависимости от степени общественной опасности и с использованием риск-ориентированного подхода;

расширение форм участия коммерческих и некоммерческих организаций и общественности в обеспечении БДД;

совершенствование кадровой, материально-технической базы государственных и муниципальных организаций, действующих в области обеспечения БДД;

развитие международного сотрудничества в области обе спечения БДД с учетом участия Ро ссийской Федерации в интеграционных образованиях.

В области безопасного поведения участников дорожного движения:

проведение пропаганды БДД, в том числе целевой - направленной на наиболее уязвимых участников дорожного движения;

разработка и реализация мер по стимулированию правопослушного поведения участников дорожного движения;

совершенствование механизма допуска к управлению транспортными средствами;

профилактика основных факторов риска совершения ДТП;

совершенствование технологий выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения;

формирование системы непрерывного обучения населения основам БДД.

В области безопасности транспортных средств: стимулирование обновления парка транспортных средств, в том числе с повышенной активной и пассивной безопасностью, в трёх основных секторах: публичные закупки, коммерческий и частный сектор;

повышение безопасности грузовых и пассажирских перевозок;

совершенствование независимой оценки безопасности автомобилей;

усиление контроля за техническим состоянием транспортных средств, в том числе с применение цифровых технологий;

создание условий для использования высокоавтоматизированных транспортных средств.

В области безопасности дорог и дорожно-транспортной инфраструктуры:

формирование концепции «Безопасная дорога», включающей меры в области обеспечения БДД, организации дорожного движения, дорожной деятельности;

развитие межотраслевого сотрудничества субъектов обеспечения БДД, организации дорожного движения, дорожной деятельности;

совершенствование технического регулирования;

транспортное и городское планирование, соответствующее потребностям организации и БДД;

внедрение цифровизации и автоматизации с целью управления дорожным движением;

создание системы аудита дорог с точки зрения

БДД.

Современная ситуация в области обеспечения БДД свидетельствует о необходимости повышенного внимания к проблемам стратегического планирования при разработке государственной политики в данной сфере. Принятие новой стратегии с учетом сформулированных цели и задач создаст основу для принятия комплексных мер по обеспечению БДД и стабилизации тенденции к снижению смертности в ДТП.

Список источников

1. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 21.06.2024).

2. Смолин П.В. Административно-правовое обеспечение безопасности дорожного движения в Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2024. 530 с.

3. Баканов К.С., Ляхов П.В., Айсанов А.С. и др. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации в 2023 году: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2024. 154 с.

4. Майоров В.И. Проблемы стратегического планирования в области обеспечения безопасности дорожного движения // Legaltech: Научные решения для профессиональной юридической деятельности: сборник докладов IX Московского юридического форума: в 4 ч. М., 2022. С. 169-175.

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 г. № 1-р «Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 21.06.2024).

6. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 21.06.2024).

7. Заседание Госсовета по вопросам развития сети автомобильных дорог и обеспечения безопасности дорожного движения от 26 июня 2019 года // URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/60825 (дата обращения: 21.06.2024).

8. Майоров В.И. Новая федеральная целевая программа повышения безопасности дорожного движения: целесообразность разработки // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2021. № 3(57). С. 69-79.

9. Майоров В.И. Реализация Национального проекта «Безопасные качественные дороги» и Федерального проекта «Безопасность дорожного движения»: достижения, проблемы, перспективы // Безопасность дорожного движения. 2023. № 1(28). С. 12-15.

10. Ворошилов Н.В. Основные итоги реализации Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в 2019 г. // Муниципалитет: экономика и управление. 2020. № 3 (32). С. 132.

11. Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государ-

ственных нужд» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 21.06.2024).

12. Постановление Правительства РФ от 31 октября 2018 г. № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 21.06.2024).

13. Майоров В.И. Новая федеральная целевая программа повышения безопасности дорожного движения: целесообразность разработки // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2021. N° 3 (57). С. 69-79.

14. Road safety targets: Monitoring report (November 2020) // URL: https://ec.europa.eu/transport/road_safety/sites/ roadsafety/files/pdf/monitoring_report_november_2020.pdf (дата обращения: 21.06.2024).

15. Постановление Правительства РФ от 16 мая 2020 г. № 703 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 21.06.2024).

16. Печатнова Е.А., Кузнецов В.Н. Анализ особенностей успешных зарубежных стратегий по повышению безопасности дорожного движения // Вестник Прикам-ского социального института. 2019. № 3(84). С. 57-61.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Federal Law dated 10.12.1995 № 196-FZ «On road safety» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 21.06.2024).

2. Smolin P.V. Administrative and legal support of road safety in the Russian Federation: dis. ... Doctor of Sciences in Jurisprudence. M., 2024. 530 p.

3. Bakanov K.S., Lyakhov P.V., Aisanov A.S. et al. Road traffic accidents in the Russian Federation in 2023: information and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», 2024. 154 p.

4. Mayorov V.I. Problems of strategic planning in the field of road safety // Legaltech: Scientific solutions for professional legal activity: collection of reports of the IX Moscow Legal Forum: at 4 p.m. M., 2022. P. 169-175.

5. Order of the Government of the Russian Federation dated 08.01.2018 № 1-r «On approval of the road safety Strategy in the Russian Federation for 2018-2024» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 21.06.2024).

6. Federal Law dated 28.06.2014 № 172-FZ «On Strategic Planning in the Russian Federation» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 21.06.2024).

7. Meeting of the State Council on the development of the highway network and ensuring road safety dated 26.06.2019 // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/60825 (access date: 21.06.2024).

8. Mayorov V.I. New federal target program to improve road safety: feasibility of development // Legal science and law enforcement practice. 2021. № 3 (57). P. 69-79.

9. Mayorov Vl. Implementation of the National Project «Safe Quality Roads» and the Federal Project «Road Safety»: achievements, problems, prospects // Road Safety. 2023. № 1(28). P. 12-15.

10. Voroshilov N.V. Main results of the implementation of the National Project «Safe and High-Quality Highways» in 2019 // Municipality: economics and management. 2020. № 3(32). P. 132.

11. Decree of the Government of the Russian Federation dated 26.06.1995 № 594 «On the implementation of the Federal Law «On the supply of products for federal state needs» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 21.06.2024).

12. Decree of the Government of the Russian Federation dated 31.10.2018 № 1288 «On the organization of project activities in the Government of the Russian Federation» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 21.06.2024).

13. Mayorov V.I. New federal target program to improve road safety: feasibility of development // Legal science and law enforcement practice. 2021. № 3(57). P. 69-79.

14. Road safety targets: Monitoring report (November 2020) // URL: https://ec.europa.eu/transport/road_ safety/sites/roadsafety/files/pdf/monitoring_report_ november_2020.pdf (date of access: 21.06.2024).

15. Decree of the Government of the Russian Federation dated 16.05.2020 № 703 «On amendments to the federal target program «Improving road safety in 2013-2020» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 21.06.2024).

16. Pechatnova E.A., Kuznetsov V.N. Analysis of the features of successful foreign strategies to improve road safety // Bulletin of the Prikamsky Social Institute. 2019. № 3(84). P. 57-61.

Информация об авторе

В.И. Майоров - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры административной деятельности органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации

Контакты: ул. Амурская, д. 75, Тюмень, Россия, 625049 Information about the author

V.I. Mayorov - Doctor of Sciences in Jurisprudence, Professor, Professor Department ofAdministrative Activities of the Internal Affairs Bodies of Tyumen Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Contacts: ul. Amurskaya, d. 75, Tyumen, Russia, 625049

Статья поступила в редакцию 24.06.2024; одобрена после рецензирования 01.07.2024; принята к публикации 08.07.2024. The article was submitted 24.06.2024; approved after reviewing 01.07.2024; accepted for publication 08.07.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.