7. Кейнс Дж. М. Общая теории занятости процента и денег / Дж. М. Кейнс. М.: Гелиос АРВ, 2002. 352 с.
8. Ли Ф.Т. Налог на доходы физических лиц во Вьетнаме / Ф.Т. Ли. В сборнике: актуальные вопросы современной науки и образования. сборник статей X Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Пенза, 2021. С. 72-74.
9. Маршал А. Принципы экономической науки. / А. Маршал. М.: Прогресс, 1993. 594 с.
10. Староверова О.В. Налоговое планирование и налоговый аудит как основные элементы налогового комплаенса / О.В. Староверова. Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 5. С. 279-282.
11. Фридман М. Капитализм и свобода / М. Фридман. Пер. с англ. М.: Новое издательство, 2006. 240 с.
EDN: XBZRAZ
М.В. Полинская - к.э.н., доцент, профессор кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, Краснодар, [email protected],
M.V. Polinskaya - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Finance, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin, Krasnodar;
Р.Р. Аванесова - кандидат экономических наук, доцент кафедры правовых, психолого-педагогических и экономических дисциплин филиала ФГБОУ ВО "Адыгейский государственный университет" в г. Белореченске, [email protected]
R.R. Avanesova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Legal, Psychological, Pedagogical and Economic Disciplines, branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Adyghe State University" in Belorechensk
Н.А Давыдова - обучающийся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия [email protected],
N.A Davydova N.A. - student of the Economic Faculty, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia.
ЦЕЛЬ «ДОНАСТРОЙКИ» НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ - ДОСТИЖЕНИЕ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ THE PURPOSE OF "FINE-TUNING" THE TAX SYSTEM - ACHIEVING ITS EFFICIENCY
Аннотация. В статье приводится критический анализ последних предложений в части модернизации налоговой системы РФ. Анализируются итоги работы налоговых органов РФ по сбору налогов и других обязательных платежей в консолидированный бюджет страны, сделаны обобщающие выводы, акцентировано внимание на проблемах в области сбора налогов, в том числе в части НДФЛ, налога на прибыль и специальных налоговых режимов. Рассматриваются основные аспекты реформирования налоговой системы РФ в актуальных условиях. Выделены ключевые направления «донастройки» налоговой системы, проанализированы основные характеристики НДФЛ как в России, так и в ряде зарубежных стран с целью возможности учета опыта для налоговой системы нашей страны. Отдельное внимание уделено предложениям по реформированию налога на прибыль организаций, налогообложения малого бизнеса и внесению изменений в части налогового контроля в России.
Absrtract. The article provides a critical analysis of the latest proposals for the modernization of the tax system of the Russian Federation. The results of the work of the tax authorities of the Russian Federation on the collection of taxes and other obligatory payments to the consolidated budget of the country are analyzed, generalizing conclusions are made, attention is focused on the problems in the field of tax collection, including in terms of personal income tax, income tax and special tax regimes. The main aspects of reforming the tax system of the Russian Federation in the current conditions are considered. The key areas of "fine-tuning" of the tax system are highlighted, the main characteristics of personal income tax both in Russia and in a number of foreign countries are analyzed in order to make it possible to take into account the experience for the tax system of our country. Special attention is paid to proposals for reforming corporate income tax, taxation of small businesses and amendments to tax control in Russia.
Ключевые слова: налоговые поступления, экономический рост, налоговые льготы, прогрессивная система, рост налоговых ставок, необлагаемый минимум, налоговый контроль, малый бизнес, реформирование, справедливость, эффективность.
Keywords: taxes, economic growth, tax benefits, progressive system, growth of tax rates, non-taxable minimum, tax control, reform, justice, efficiency.
В России в начале 2025 года шла активная работа над «донастройкой» налоговой системы. Реформирование российской налоговой системы должно преследовать, в условиях необходимого роста расходной части бюджетов всех уровней, формирование необходимого объема налоговых поступлений на фоне справедливого перераспределения налоговой нагрузки, при стимулировании бизнеса, который должен развиваться, инвестировать в производство, в том числе в открытие новых направлений. Налоговая система должна отвечать принципу справедливости, что выражается в том, кому и сколько платить налогов, а также в эффективном использования средств бюджетов, учитывая интересы граждан, потребности экономики и государства.
Актуальность реформирования налоговой системы бесспорна, в-первую очередь, по причине необходимости формирования дополнительных доходов бюджетов, а во вторую очередь, наличия у налоговых органов наработанного в последние годы арсенала методов и приемов выявления налоговых правонарушений на основе цифровизации процессов налогового администрирования [3].
В таблице 1 рассмотрим динамику поступлений по налогам. Темпы роста налоговых поступлений снижаются. Доля налогов в доходах бюджета снижается по итогам 2023 года по сравнению с 2022 годом. Особое опасение вызывают федеральные налоги и сборы, многие из которых являются бюджетообразующими, - темпы прироста упали с 37,7% до 7,3%. Неутешительная ситуация наблюдается также по специальным налоговым режимам - темпы прироста упали с 36,9% до 5,1%, по местным налогам - темпы прироста снизились незначительно - всего на 7,6 процентных пункта. Решать указанные проблемы предлагается, в том числе, в результате предлагаемой «донастройки» налоговой системы РФ.
В таблице 2 проанализируем изменения в налоговых поступлениях по основным федеральным налогам.
По итогам 2021-2023 гг. налог на добычу полезных ископаемых занимает наибольший удельный вес в структуре федеральных налогов. Это явилось результатом налогового маневра в нефтяной отрасли. Однако по итогам 2023 года поступления снизились, что объясняется снижением мировых цен на нефть, а также изменением объемов добычи и экспорта энергоресурсов. Налог на прибыль организаций демонстрирует серьезное снижение темпов роста, хотя по итогам 2023 года ситуация выровнялась.
Таблица 1 - Анализ тенденций налоговых поступлений в бюджетную систему РФ
Показатель 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2021 г. в % к 2020 г. 2022 г. в % к 2021 г. 2023 г. в % к 2022 г.
млрд руб. % млрд руб. % млрд руб. % млрд руб. % млрд руб. %
Всего доходов 39498 100 38206 100 48118 100 53074 100 59074 100 125,9 110,3 111,3
Всего налогов 22514 57,0 20738 54,3 28124 58,4 33582 63,3 35677 60,4 135,6 119,4 106,2
Федеральные налоги 2033 51,4 18755 49,1 25823 53,7 30694 57,8 32920 55,7 137,7 118,9 107,3
Региональные налоги 1096 2,8 1099 2,9 1163 2,4 1333 2,5 1380 2,3 105,8 114,6 103,5
Местные налоги 263 0,7 267 0,7 290 0,6 308 0,6 311 0,5 108,6 106,2 101,0
СНР 613 1,6 586 1,5 802 1,7 1014 1,9 1066 1,8 136,9 126,4 105,1
Таблица 2 - Динамика налоговых поступлений по основным федеральным налогам в целом по РФ, млн руб.
Показатель Годы 2021 г. в % к 2020 г. 2022 г. в % к 2021 г. 2023 г. в % к 2022 г.
2019 2020 2021 2022 2023
Всего налоговых поступлений, из них: 22 503 367 20 737 772 28 124 176 33 349 682 35 898 438 135,6 118,6 107,6
Налог на прибыль организаций 4 543 114 4018 111 6 081 601 6 355 854 7 922 394 151,4 104,5 124,6
НДФЛ 3 955 215 4 251 920 4 882 602 5 727 913 6 537 842 114,8 117,3 114,1
НДС 4 257 770 4 268 627 5 479 254 6 489 381 7 792 202 128,4 118,4 120,1
Налоги и сборы за пользование природными ресурсами 6 258 925 4 142 012 8 400 044 12 705 780 11 241 892 202,8 151,3 88,5
Налоговая шкала НДФЛ не позволяет сейчас решать те задачи, которые требуют скорейшего разрешения. С 2021 года в России была введена прогрессивная шкала подоходного налога, а именно повышенная ставка 15% с суммы, превышающей 5 млн руб. Как известно, налог со ставкой 13% распределяется в два уровня бюджетной системы - региональный и местный, а собранный налог 2% от дохода граждан свыше 5 млн. руб. зачисляется в федеральный бюджет с дальнейшим его целевым использованием - согласно поручениям Президента, идут на лечение детей с тяжелыми и редкими заболеваниями через фонд «Круг добра», на закупку лекарств, техники, средств реабилитации, высокотехнологичные операции.
В России прогрессивная шкала НДФЛ имела место быть с 1992 г. по 2001 г. Как известно, вначале ставка подоходного налога составляла 12% в части доходов до 200 тыс. руб., свыше 600 тысяч рублей удерживалось 124 тыс. руб. и 40% от суммы, превышающей 600 тыс. руб. Вплоть до 2001 г. в результате роста инфляции, пределы для минимальной ставки налога изменялись [4]. С 2001 г. по 2021 г. в России была установлена единая ставка НДФЛ в размере 13%, что называлось «плоской шкалой». Основная цель - вывод доходов физических лиц из тени. Однако цель достигнута не была по причине недостаточной эффективности налогового контроля [2].
В таблице 3 представлена структура поступлений по НДФЛ. Именно с 2021 года вводится ставка 15% с повышенных доходов (свыше 5000 тыс. руб.).
Таблица 3 - Структура поступлений по НДФЛ в консолидированный бюджет РФ
Показатель 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2022 г. в % к 2021 г. 2023 г. в % к 2022 г.
млрд. руб. % млрд. руб. % млрд. руб. %
Всего НДФЛ, из него: 4 883 100 5 728 100 6 538 100 117,3 114,1
НДФЛ с доходов, источником которых является налоговый агент 3 987 81,7 4 504 78,6 5 034 77,0 113,0 111,8
НДФЛ по доходам ИП, адвокатов, нотариусов (ст. 227 НК РФ) 34 0,7 12 0,2 15 0,2 35,3 125,0
НДФЛ, уплачиваемый физлицами по отдельным видам доходов (ст. 228 НК РФ) 145 3,0 78 1,4 87 1,3 54,0 111,6
НДФЛ, уплачиваемый иностранными гражданами (ст. 227.1 НК РФ) 69 1,4 100 1,7 109 1,7 144,9 109,0
НДФЛ, превышающий 650 тыс. руб. 636 13,0 1 013 17,7 1 133 17,3 159,3 111,8
Как можно заметить из таблицы 3, наибольшую долю в структуре поступлений по НДФЛ занимают поступления от налоговых агентов. Доля эта снижается в динамике за три года с 81,7% до 77,0%, а также замедляются темпы роста. Особое внимание следует обратить на поступления налога с доходов, превышающих 5 млн. руб. - наблюдается замедление темпов роста (с 59,3% до 11,8%).
В начале 2024 года главами комитетов ГД предлагались разные варианты прогрессии НДФЛ, один из которых представлял собой установление налоговой ставки 15% с дохода, превышающего 1 млн. руб. (83 тыс. руб. в месяц). По данным Росстата, средняя зарплата в 2023 году составила 74,8 тысячи рублей, то есть повышенная ставка в этом варианте не коснется большей части населения. При доходе свыше 3 млн руб. (250 тыс. руб. в месяц), предлагалась ставка 17%, а при годовом доходе свыше 5 млн руб. (416,6 тыс. руб. в месяц) - 20%.
Уже известно, что с 2025 г. будут применяться три шкалы обложения доходов физических лиц подоходным налогом. Во-первых, это так называемая, базовая шкала, которая имеет многоступенчатый вид, который приведет к тому, что налоговые агенты будут производить расчет НДФЛ по пяти ступеням (таблица 4).
Таблица 4 - Шкала НДФЛ, применяемая с 1 января 2025 года
Годовой доход Ставка НДФЛ, %
1. До 2,4 млн руб. (до 200 тыс. руб. в месяц) 13
2. От 2,4 до 5 млн руб.(от 200 тыс. до 416,7 тыс. руб. в месяц) 15
3. От 5 до 20 млн руб.(от 416,7 тыс. до 1,67 млн руб. в месяц) 18
4. От 20 до 50 млн руб. (от 1,67 млн до 4,17 млн руб. в месяц) 20
5. Более 50 млн руб. (от 4,17 млн руб. в месяц и выше) 22
Во-вторых, шкала по пассивным доходам (двухступенчатая), например, доходы по вкладам, проценты по ценным бумагам, дивиденды, доход от продажи недвижимости (таблица 5).
Таблица 5 - Двухступенчатая шкала для пассивных доходов
Сумма пассивных доходов за год Ставка НДФЛ,%
1. До 2,4 млн руб. 13
2. От 2,4 млн руб. и выше 15
В-третьих, доходы в виде денежных выплат участникам СВО, а также «северные» надбавки (доплаты работникам за работу в сложных климатических условиях) будут облагаться НДФЛ по отдельной двухступенчатой шкале (таблица 6) [5].
Таблица 6 - Специальная двухступенчатая шкала для военных и северных работников
Годовой доход Ставка НДФЛ,%
1.В пределах 5 млн руб. 13
2. Свыше 5 млн руб. 15
Эффект от реформирования НДФЛ может быть как положительным, так и отрицательным. Прогрессия по НДФЛ увеличит поступления в бюджет. Однако за счет введения выше указанной прогрессии НДФЛ, государство может спровоцировать риски - рост теневой экономики из-за стимула показывать не все доходы, чтобы уменьшить налоговую нагрузку. Однако в последнее время с применением АСК «Доходы физических лиц», применяя возможности отслеживания движения денежных средств на счетах физических лиц и прочее, на базе использования «больших данных», ФНС России все более эффективно выявляет «серые зарплаты» [6,8].
Во многих европейских странах, в Китае, Австралии и других, введено прогрессивное налогообложение доходов физических лиц, которое воплощает в себе принципы справедливости. Приведем пример, так в Германии на размер ставки подоходного налога оказывает влияние не только объем дохода, но и семейное положение, количество детей. Интересным является то, что также имеется необлагаемый минимум, который применим для тех, чей доход не превысил 967 €^в месяц, а также для супружеских пар, у которых доход не превышает 1934 € в месяц. Налоговая база подоходного налога в Германии представляет собой доход за вычетом расходов, связанных с получением этого дохода (расходы на проезд к работе, обучение, социальные взносы, на детей, инвалидов, в помощь нуждающимся родственникам). В Китае ставка налога установлена в диапазоне 3% - 45%. Налог по ставке 3% установлен для тех, у кого доход не превышает 36 000 ¥ в год, а наибольшая ставка 45% - для тех, у кого доход превышает 960 000 ¥. Однако, если доход физического лица не превысил 5000 ¥, то подоходный налог вообще не взимается (необлагаемый минимум) [1].
В России сейчас речь идет о «разумной прогрессии» НДФЛ. Как можно заметить, это не затронуло большинство граждан, (с доходами до 2 млн. руб.), а касается лишь только тех, у кого высокие доходы. Однако одновременно с этим, не стоит забывать о поддержке семей с двумя и более детьми с невысокими доходами, когда часть уплаченного налога в результате предоставленного налогового вычета можно вернуть в виде кэшб-эка в форме оказания социальной поддержки из средств федерального бюджета.
В начале года речь шла о том, что налоговая система должна быть справедливой, поэтому повышенная ставка НДФЛ не должна касаться доходов участников СВО, однако с 1 января 2025 года в силу вступают изменения в части установления повышенной ставки (15%) для таких доходов, превышающих 5 млн. руб.
Для понимания справедливости налогообложения, граждане, которым повысят налог, должны увидеть, на что идут их средства. Дополнительные поступления в бюджет должны быть окрашены, то есть трата их, в основном, должна осуществляться на социальную сферу. Речь должна идти о национальных проектах в области семьи, молодежи, продолжительности активной жизни, продлении программы материнского капитала, повышении выплат и пенсий.
Хочется подчеркнуть, что налоговая система не может быть справедливой, если упустить из вида необходимость введения необлагаемого минимума для малоимущих граждан, который в настоящее время должен соотноситься с МРОТ, который в 2024 году составляет 19 242 руб. в месяц. В ближайшее время будет понятно, какие недоработки существуют в новой концепции НДФЛ на что следует обратить внимание для дальнейшего реформирования подоходного налогообложения в России.
Далее необходимо провести анализ поступлений по СНР (таблица 7).
Таблица 7 - Структура и динамика поступлений по специальным налоговым режимам
в консолидированный бюджет РФ
Показатель 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2022 г. в % к 2021 г. 2023 г. в % к 2022 г.
млрд. руб. % млрд. руб. % млрд. руб. %
Всего поступлений по специальным налоговым режимам 846 100 1 014 100 1 066 100 119,9 105,1
из них: УСН 716 84,6 885 87,3 952 89,3 123,6 107,6
ЕСХН 20 2,4 20 2,0 17 1,6 100,0 85,0
ПСН 37 4,4 44 4,3 19 1,8 118,9 - в 2,3 раза
НПД 21 2,5 37 3,6 59 5,5 176,2 159,5
В структуре поступлений по специальным налоговым режимам особое внимание следует обратить на упрощенную систему налогообложения. Она составляет наибольшую долю в поступлениях по этой группе налогов - 84,6% - 89,3%. Следовательно, серьезное снижение темпов роста поступлений по УСН недопустимо. Патентная система налогообложения не играет существенной роли в формировании объема поступлений по специальным налоговым режимам, однако ее доля снижается за счет набирающего привлекательность налога на профессиональный доход (налогообложение самозанятых).
С 2025 года вносятся масштабные изменения в части исчисления УСН. В разы увеличиваются лимиты по доходам для перехода и дальнейшего применения УСН, отменены повышающие ставки 8 и 20%, пересмотрены показатели численности сотрудников и остаточной стоимости основных средств в большую сторону. С этих позиций требования для «упрощенцев» смягчены. Однако есть нюанс, который заключается в том, что налогоплательщики УСН по умолчанию становятся плательщиками НДС. С 1 января 2025 года ставки для расчета НДС налогоплательщиков на упрощенной системе налогообложения будут следующими: общие: 0 %; 5 %; 7 %; 10 %; 20 %; расчетные: 5/105, 7/107, 10/110, 20/120. Для ставок 0 % и 10 % ранее определен закрытый перечень операций. Ставка 20 %, как известно, общая. Пониженные ставки 5 % и 7 % новые. Возможность их использования имеет добро-вольный характер и будет определяться для налогоплательщиков УСН с доходами, превышающими 60 млн руб. следующим образом: 5 % можно использовать, если совокупный доход
налогоплательщика УСН с начала года не превысил 250 млн руб. (скорректированных на коэффициент-дефлятор); 7 % возможна для использования, если суммарный доход не превысил 450 млн руб. (корректировка на коэффициент-дефлятор) [9].
Перевод налогоплательщиков УСН на обязательную уплату НДС повысит налоговую нагрузку на бизнес минимум в два раза. Кроме того, придется доработать текущую систему бухгалтерского учета и, возможно, расширить штат бухгалтерии, чтобы ежеквартально уплачивать и сдавать декларацию по НДС. Выбирать стандартные ставки НДС 10% или 20% следует налогоплательщикам, у которых высокая доля «входящего» налога. Например, это производители и поставщики товаров. Сниженные ставки 5 % и 7 % подойдут компаниям и предпринимателям, у которых «входящего» НДС очень мало или его нет совсем. Также нельзя забывать, что останавливая свой выбор на альтернативном режиме НДС с льготными ставками, его необходимо применять в течение 3 лет, при условии, что «упрощенец» не утратит право на его применение. Поэтому к выбору режима НДС нужно подходить взвешенно [7].
Нельзя не упомянуть об изменении в части налога на прибыль организаций. С 2025 года базовая ставка по налогу на прибыль для российских и иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность через постоянные представительства в РФ вырастет с 20 до 25 %, из которой в федеральный бюджет - 8 %, в бюджет субъектов - 17 %. С 20 до 25 % увеличивается базовая ставка налога и для некоторых других ситуаций, к примеру, при налогообложении большинства видов доходов иностранных организаций, не связанных с ведением деятельности в РФ через постоянное представительство, а также с дохода контролирующих лиц в виде прибыли КИК (контролируемой иностранной компании). Для российских IT-компаний увеличится ставка налога в федеральный бюджет с 0 % до 5 %.
Хочется отметить, налоговая нагрузка как на бизнес, так и на физических лиц в 2025 году вырастет, что продиктовано не только интересами государства, но и объясняется необходимостью дальнейшей социализации налоговой системы, достижением принципа справедливости в распределении налогового бремени.
Источники:
1. Мировые тенденции в налоговом администрировании /Максименко А.А., Поликанова Е.В., Полинская М.В. // Эпомен. 2021. № 57. С. 24-29.
2. Налоговая система Российской Федерации: оценка эффективности и направления реформирования / Левшукова О.А., Полинская М.В. // Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2017. N° 69. С. 42-48.
3. Налоговое администрирование в России в период пандемии и направления его совершенствования /Полинская М.В., Талалян А.А. // Актуальные вопросы современной экономики. 2020. № 11. С. 219-224.
4. Налоговое администрирование в России в период пандемии и направления его совершенствования /Полинская М.В., Талалян А.А. // Актуальные вопросы современной экономики. 2021. № 1. С. 219.
5. Налоговые изменения для бизнеса в 2025 году. На законных основаниях аутсорсинга [Электронный ресурс] - Режим досту-па:https://yandex.ru/video/preview/16263456582466275715
6. Оценка эффективности государственного налогового менеджмента / Полинская М.В., Левшукова О.А., Гончарова Н.А. //Экономика и предпринимательство. 2018. № 5 (94). С. 54-58.
7. Особенности исчисления и уплаты специальных налоговых режимов субъектами малого бизнеса в Краснодарском крае / Полинская М.В. // Актуальные вопросы современной экономики. 2018. № 5. С. 342-347.
8. Совершенствование форм и методов налогового контроля в России / Полинская М.В., Семакина В.Д. // Российский экономический интернет-журнал. 2019. № 3. С. 67.
9. С 2025 года вступят в силу изменения для плательщиков УСН https://www.nalog.gov.ru/rn27/news/tax_doc_news/15194017/
10. Сотникова, Л. Н. Тенденции и перспективы собираемости налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации / Л. Н. Сотникова, А. Л. Лавлинская // Исследование проблем экономики и финансов. - 2023. - № 2. - DOI 10.31279/27826414-2023-2-5. - EDN JUKQVW.