5. Левшукова О.А., Алексеенко А.Д., Капсузян В.А., Шульженко Т.В. Формы и методы налогового контроля и пути их совершенствования. Вестник Академии знаний. 2021. № 45 (4). С. 380-385.
6. Теневизация экономики как дестабилизатор налоговой системы России Левшукова О.А., Дорошенко Н.М., Платонова А.А. Вестник Академии знаний. 2022. № 51 (4). С. 389-395.
7. Сазанов О. В., Ахметшин Э. М. Альтернативная форма налогового контроля-«горизонтальный» мониторинг в действии // Налоги и налогообложение. - 2016. - №. 4. - С. 325-332.
8. Almunia M., Lopez-Rodriguez D. Under the radar: The effects of monitoring firms on tax compliance //American Economic Journal: Economic Policy. - 2018. - Т. 10. - №. 1. - С. 1-38.
9. Andreoni J., Erard B., Feinstein J. Tax compliance //Journal of economic literature. - 1998. - Т. 36. - №. 2. - С. 818-860.
10. Huiskers-Stoop E., Gribnau H. Cooperative compliance and the Dutch horizontal monitoring model //Journal of Tax Administration. -2019. - Т. 5. - С. 1.
11. Slemrod J. Tax compliance and enforcement //Journal of Economic Literature. - 2019. - Т. 57. - №. 4. - С. 904-954.
12. Taylor C. The evolution of compliance //Journal of Investment Compliance. - 2005. - Т. 6. - №. 4. - С. 54-58.
13. 129 компаний подали заявления на налоговый мониторинг в 2024 году. [Электронный ресурс]: режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/13836462/?ysclid= lsyllpfyif565309019 (дата обращения 10.02.2024 г.)
EDN: TZWYLS
Нгуен Ван Лок - к.э.н., старший преподаватель, Институт делового администрирования, Университет экономики и бизнеса, Вьетнамский национальный университет, Ханой, Вьетнам, [email protected],
Nguyen Van Loc - candidate of economic sciences, senior lecturer, School of Business Administration, University of Economics and Business, Vietnam National University, Hanoi, Vietnam.
НАЛОГ С ДОХОДОВ ОТ ПРОДАЖИ НЕДВИЖИМОСТИ: ОПЫТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВЫВОДЫ ДЛЯ ВЬЕТНАМА TAX ON INCOME FROM THE SALE OF REAL ESTATE: EXPERIENCE OF THE RUSSIAN FEDERATION AND CONCLUSIONS FOR VIETNAM
Аннотация. В статье рассматривается налог с доходов от продажи недвижимости в России с учетом внедрения прогрессивной шкалы налогообложения с 2025 года, а также анализируется система налогообложения во Вьетнаме. Автор исследует влияние современных социально-экономических условий и антироссийских санкций на налоговые системы обеих стран. Подробно описаны изменения в налоговом законодательстве, включая порядок уплаты налогов, применяемые ставки и условия освобождения от налогообложения. В статье выделяются ключевые отличия в налоговых системах, осмысляется их эволюция и влияние на экономическое поведение граждан. Также в статье подчеркивается необходимость дальнейшего совершенствования налоговых политик для решения проблем уклонения от уплаты налогов и обеспечения справедливости в распределении налогового бремени.
Abstract. The article examines the tax on income from the sale of real estate in Russia, considering the introduction of a progressive scale of taxation from 2025, and analyzes the taxation system in Vietnam. The author examines the influence of modern socio-economic conditions and anti-Russian sanctions on the tax systems of both countries. The changes in tax legalization are described in detail, including the procedure for paying taxes, applicable rates and conditions of tax exemption. The article highlights the key differences in tax systems, comprehends their evolution and impact on the economic behavior of citizens. The article also emphasizes the need to further improve tax policies to solve problems of tax evasion and ensure fairness in the distribution of the tax burden.
Ключевые слова: НДФЛ, Россия, Вьетнам, прогрессивная шкала, налоговое законодательство, социально-экономические условия, фискальная стабильность.
Keywords: Personal income tax, Russia, Vietnam, progressive scale, tax legislation, socio-economic conditions, fiscal stability.
Введение
Согласно главе 8 Налогового кодекса Российской Федерации, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им по праву собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налоги играют важную роль в экономической жизни государства и общества в целом. Налоги представляют собой основной инструмент, позволяющим финансировать государственные расходы и обеспечивать выполнение социальных функций. Налоговые поступления обеспечивают возможность реализации социальных программ, способствующих повышению качества жизни населения. Они оказывают прямое влияние на развитие социальной сферы, в частности - на системы образования и здравоохранения. Благодаря эффективному налоговому администрированию государство может гарантировать общественную безопасность, а также активно развивать инфраструктуру, включая транспортные сети, связи и заниматься жилищным социальным строительством. Финансовые ресурсы позволяют государству выполнять свои обязательства перед гражданами, обеспечивая доступ к социальным услугам и поддерживая общее благосостояние общества. Таким образом, налоги играют важную роль в обеспечении устойчивого социально-экономического развития страны [10].
Установление налоговых ставок, наряду с определением условий уплаты налогов, представляет собой ключевой аспект налоговой политики, который позволяет налоговым органам не только осуществлять контроль над экономической деятельностью, но и эффективно распределять финансовые ресурсы в соответствии с актуальными социальными потребностями и экономическими приоритетами страны. Разработанные налоговые механизмы способствуют формированию устойчивого финансового фундамента, на котором строится экономика.
Налоги играют важную роль в финансировании государственных программ (в области здравоохранения, образования, инноваций, обороны страны, развития инфраструктуры и поддержания культурного наследия и пр.). Налоговые сборы играют важную роль в обеспечении социальной справедливости, так как налоговые обязательства для населения устанавливаются на основе получаемых доходов, имеющейся собственности и платежеспособности физических лиц [6].
Дискреционные налоговые инструменты функционируют как механизмы регулирования экономической активности, позволяя государству гибко адаптировать налоговую политику в ответ на изменяющиеся экономи-
ческие условия. Применение этих инструментов способствует поддержанию макроэкономической стабильности, управлению инфляционными процессами и стимулированию экономического роста. Налоговые поступления служат основным источником финансирования общественных благ, включая транспортную инфраструктуру, здравоохранение и культурные мероприятия, удовлетворяя коллективные потребности общества и содействуя его устойчивому развитию.
Кроме того, налоги имеют обязательный характер, что находит отражение в широко известному афоризму: «В жизни неизбежны две вещи - смерть и налоги». Эта неизбежность подчеркивает фундаментальную роль налогов в обеспечении государственного финансирования и поддержании общественного устройства. И это существенно отличает их от благотворительных и добровольных страховых взносов и других форм финансовых операций, которые не являются обязательными и осуществляются на основе личного выбора.
Таким образом, налоги служат обязательным финансовым взносом, направленным на финансирование государственных расходов. Принципы налогообложения является фундаментом налоговой системы. Например, принцип справедливости указывает, на то, что налоги должны распределяться справедливо, исходя из платежеспособности людей, гарантируя, что люди с более высокими доходами несут большее бремя [2]. Принцип прогрессивности предусматривает, что по мере увеличения дохода налогоплательщика действующая налоговая ставка также повышается, и это гарантирует, что лица с более высокими доходами вносят больший процент своих доходов в бюджеты бюджетной системы страны. Такая дифференциация помогает поддерживать социальную справедливость, перераспределяя ресурсы и снижая экономическое неравенство.
Принцип эффективности предусматривает, что налоговая система должна быть спроектирована таким образом, чтобы минимизировать экономические искажения, обеспечивая беспрепятственное принятие экономических решений. Это также подразумевает снижение административных издержек и упрощение процедур, что делает систему более прозрачной и доступной для всех. Принцип равенства утверждает, что все налогоплательщики должны подлежать единообразному налогообложению, гарантируя, что идентичные доходы или имущество облагаются налогом по одинаковым ставкам. Такой подход поддерживает справедливость в налоговой системе и укрепляет доверие граждан к государственным институтам.
Все эти принципы взаимосвязаны между собой и являются основой для налогообложения в большинстве стран. Так, например, хотя налоговые системы России и Вьетнама отличаются друг от друга историческими, экономическими и политическими особенностями, но обе страны стремятся обеспечить справедливое распределение налогового бремени, стимулировать экономический рост и развивать социальные программы для поддержания достойного уровня жизни населения.
Обзор литературы
Фундамент научной теории налогового регулирования был заложен выдающимся английским экономистом и лидером неоклассической школы, представителем Кембриджской школы экономики Альфредом Маршаллом. В своей работе Маршалл сформулировал принцип, согласно которому налоги, первоначально рассматривавшиеся исключительно как средство выполнения фискальной функции, также играют роль при регулировании экономических процессов. Этот вывод проложил путь к пониманию налогообложения как механизма, способного формировать экономическое поведение и влиять на распределение ресурсов [9].
Впоследствии Джон Мейнард Кейнс, разработав свою макроэкономическую концепцию, внес значительный вклад в развитие экономической теории, обосновав необходимость активного участия государства в регулировании экономических процессов посредством применения косвенных регуляторов. Ключевую роль в этом подходе он отводил активной фискальной политике, подразумевающей целенаправленное использование налогов и государственных расходов для смягчения экономических колебаний и обеспечения устойчивого роста. Это стало основой для кейнсианского подхода к экономической политике, который подчеркивал важность вмешательства государства в рыночную экономику для стабилизации и стимулирования долгосрочного экономического развития [7].
Продолжая развитие теории налогового регулирования, следует отметить Милтона Фридмана - одного из ведущих представителей чикагской школы экономики и лидера монетаризма. Фридман критиковал кейнсианскую модель за ее акцент на активном фискальном вмешательстве и предложил более сосредоточиться на монетарной политике. Фридман также подчеркивал важность простоты и предсказуемости налоговой политики [11].
Джеймс М. Бьюкенен развил теорию общественного выбора и принес новый взгляд на роль государственного вмешательства. Он подчеркивал важность учета институциональных аспектов налоговой политики и экономических решений, указывая, что чиновники действуют в собственных интересах, которые не всегда совпадают с общественными. Осознание этого способствовала восприятию налогообложения как элемента экономической и политической стратегии, имеющего сложные мотивы и последствия [4].
Материалы и методы
При подготовке статьи были использованы стандартные методы, такие как анализ литературы и сравнительный метод. Анализ литературы позволил обобщить теоретические основы налогообложения, исследуя существующие научные публикации и статьи, как в России, так и во Вьетнаме. Сравнительный метод помог выделить ключевые различия и сходства между налоговыми системами двух стран, а также понять различные подходы к налогу с доходов от продажи недвижимости.
Результаты
В настоящее время существуют четыре основные модели налоговых систем [1]. Англосаксонская модель налоговой системы преимущественно сосредоточена на прямых налогах, взыскиваемых с физических лиц. В
числе стран, применяющих данную модель, выделяются Великобритания, Канада, Дания и Соединенные Штаты Америки. Эта модель акцентирует внимание на индивидуальном налогообложении, придавая значимость прогрессивности налоговых ставок.
Евроконтинентальная модель, напротив, характеризуется существенной долей социальных отчислений и значительным удельным весом косвенных налогов. Данная система характерна для таких стран, как Германия, Франция и Испания. Она акцентирует внимание на перераспределении доходов через систему социального обеспечения, поддерживаемую высокими косвенными налогами, что способствует устойчивости бюджетной системы.
Латиноамериканская модель функционирует в условиях инфляционной экономики, где основной акцент делается на сбор косвенных налогов. Из-за низкой покупательной способности населения прямые налоги играют второстепенную роль. Косвенные налоги в этой модели служат важным инструментом защиты бюджета от инфляционных процессов. Эта модель присуща таким странам, как Перу и Чили, где налоговая политика адаптируется к экономическим нестабильностям и ограниченности доходов населения.
Россия и Вьетнам имеют свои уникальные налоговые системы, которые, однако, можно отнести к евро-континентальной модели из-за ряда схожих черт. В России налоговая система характеризуется значительной долей социальных отчислений и косвенных налогов, таких как налог на добавленную стоимость (НДС). Эти элементы соответствуют Евроконтинентальному подходу, в котором важное место занимают перераспределительные механизмы для поддержки социальных программ и обеспечение достаточного уровня бюджетного финансирования [3].
Вьетнам также можно отнести к евроконтинентальной модели. Основными составляющими налоговой системы Вьетнама являются такие налоги, как корпоративный налог на прибыль (С1Т), личный подоходный налог (ПИТ), налог на добавленную стоимость (НДС), специальный налог с продаж (акцизный налог SCT) и экспортно-импортные пошлины. Все перечисленные налоги, кроме экспортно-импортных сборов, контролирующихся Главным управлением таможни, находятся в юрисдикции Главного управления по вопросам налогообложения (https://2-cubes.com/portfolio/nalogovaya-sistema-vetnama).
Во Вьетнаме система подоходного налогообложения охватывает несколько категорий физических лиц. Она включает как граждан, проживающих или работающих временно за пределами страны, так и лиц без вьетнамского гражданства, но обладающих правом на постоянное проживание, а также иностранных граждан, занятых на территории Вьетнама [8]. Объектами налогообложения являются заработная плата, различные денежные вознаграждения, социальные пособия и предоставляемые льготы, исключая лишь выходные пособия, которые не превышают установленную законом минимальную сумму. Такой подход способствует социальной защите и поддержке граждан в особых жизненных ситуациях.
Налоговый режим Вьетнама сложен и прогрессивен, особенно в налогообложении доходов физических лиц, где ставки увеличиваются в зависимости от уровня дохода. Для граждан Вьетнама налоговые ставки варьируются от 0 % при доходе до 5 млн в месяц до 40 % при доходе свыше 40 млн. Для иностранных работников ставки также составляют от 0 % до 40 %, но начинают с 8 млн и достигают 40 % при доходе выше 80 млн. (https://duan.asia/ru/art/taxes). Иностранцы, проживающие во Вьетнаме более 183 дней в году, считаются налоговыми резидентами, если иное не предусмотрено международными договорами. Их доходы облагаются по фиксированной ставке 25 %. После уплаты всех налогов иностранные работники могут переводить свои доходы за границу.
В России налоговая структура характеризуется относительно простым подходом, при этом для большинства налогоплательщиков применяется фиксированная ставка подоходного налога с физических лиц в размере 13 %. Эта система проста и предсказуема, хотя некоторые категории, такие как лица с высоким уровнем дохода и конкретные сектора бизнеса, могут сталкиваться с дополнительными сборами или различными ставками. Кроме того, в России действует НДС, который является важным источником доходов для государства и составляет в настоящее время 20 % (https://www.nalog.gov.ru/rn77/taxation/taxes/nds/).
Различия в системы налогообложения России и Вьетнама являются объектом глубокого анализа, подчеркивающего уникальные экономические и социальные контексты обеих стран. Разберем один аспект - налог с доходов от продажи недвижимости.
В июле 2024 года Президент России подписал закон № 176-ФЗ, вносящий существенные поправки в Налоговый кодекс РФ. Изменения затронут в том числе и владельцев недвижимости: с 2025 года доходы от её продажи будут облагать налогом по прогрессивной шкале, а не по единой ставке 13 % (https://spb.cian.ru/stati-kak-izmenitsja-nalоg-na-dоhоdy-pri-prоdazhe-nedvizhimоsti-v-2025-gоdu-336381/). Напомним, что в стандартном случае минимальный срок владения жилой недвижимостью для освобождения от НДФЛ составляет пять лет. Но если объект подарен близким родственником, унаследован, получен по договору пожизненного содержания с иждивением, был приватизирован или является единственным жильём продавца, то срок сокращается до трёх лет (п. 17.1 ст. 217 НК РФ, п. 3 ст. 217.1 НК РФ).
При соблюдении ряда условий от НДФЛ освобождаются семьи с детьми, даже если минимальный срок владения жильём ещё не истёк. Ставка НДФЛ в 2024 году для налоговых резидентов России составляет 13 % суммы, указанной в договоре купли-продажи, для нерезидентов - 30 %. С нового года НДФЛ будут рассчитывать по прогрессивной шкале: ставка налога будет зависеть от размера полученной прибыли (https://spb.cian.ru/stati-kak-izmenitsja-nalog-na-dohody-pri-prodazhe-nedvizhimosti-v-2025-godu-336381/). То есть если налоговый резидент России получил доход от продажи недвижимости или принял её в дар не от близкого
родственника (это тоже доход с точки зрения ФНС), размер налога будет напрямую зависеть от размера прибыли. При этом минимальные сроки владения в 2025 году останутся прежними: три или пять лет.
Важно понимать, что под прибылью в данном случае понимается положительная разница между выручкой от продажи и расходами на покупку объекта. Если расходов не было или их нельзя подтвердить, применяется вычет в 1 млн рублей. Всего на прогрессивной шкале налогообложения будет пять ступеней - от 13 до 22 %, и чем выше будет доход налогоплательщика, тем большую ставку применят при расчёте налога. Однако в случае нетрудовых доходов - продажи недвижимости и другого личного имущества, получения дивидендов по акциям, процентов по вкладам и так далее - ступеней будет только две.
То есть для прибыли, не превышающей 2,4 миллиона рублей, устанавливается налоговая ставка в размере 13 %. В случае, если сумма дохода превышает данный порог, применяется схема, согласно которой налог составляет фиксированную сумму в 312 тысяч рублей, к которой добавляется 15 % от суммы дохода, превышающего 2,4 миллиона рублей. Но надо учитывать, что доход рассчитывается как сумма от продажи всего имущества за год, и налог начисляется на общую прибыль от реализованного имущества.
Таким образом, налоговые резиденты РФ будут уплачивать НДФЛ по прогрессивной шкале в зависимости от размера полученной прибыли. Важно, что что дата фактического получения дохода определяется как день его выплаты (п. 1 ст. 223 НК РФ, письмо ФНС от 22.05.2014 № БС-4-11/9939). Следовательно, если продажа недвижимости будет осуществлена в 2024 году, а государственная регистрация сделки произойдет в 2025-м, то налоговая учтет доход продавца как полученный в 2024 году. В этом случае НДФЛ составит 13%, независимо от суммы прибыли. Таким образом, новая налоговая политика ориентирована на создание прогрессивной системы налогообложения, учитывающей размеры прибыли.
Налоги во Вьетнаме в целом ниже, чем, например в Соединенных Штатах и странах Западной Европы (https://wugroup.ru/ru/service/business-in-asia-europe-and-america/vietnam-comany/vietnam-tax). Низкие налоги делает страну привлекательной для инвесторов и покупателей недвижимости. Процесс налогообложения связан с несколькими компонентами, которые зависят от различных этапов покупки и владения недвижимостью, разберем эти вопросы подробнее [5].
При покупке недвижимости покупатели обязаны уплатить налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 10 %, а также заплатить регистрационный сбор в размере 0,5 % от стоимости недвижимости. Собственники недвижимости в Вьетнаме подлежат налогообложению в виде налога на землю. Ставки этого налога варьируются от 0,03 % до 0,15 % в зависимости от муниципалитета. Для коммерческих объектов ставка составляет 0,03 %. Также необходимо уплачивать налог на доход от аренды, который составляет 5 % для физических лиц и 20 % для юридических лиц.
При отчуждении имущества продавцы также платят налоги в размере 2 % от стоимости, за исключением случаев, когда это единственное жилье продавца во Вьетнаме. Кроме того, для юридических лиц ставка налога на продажу составляет 20 % от разницы между ценой покупки и продажи объекта. В дополнение еще в стране есть налог на наследство и дарение в размере 10 %. Однако на близких родственников (таких как супруги, дети и родители) этот налог не распространяется.
Заключение
Таким образом, анализ налогового законодательства и практики налогообложения доходов от продажи недвижимости в России и Вьетнаме позволяет сделать ряд важных выводов. Во-первых, российская налоговая система с введением прогрессивной шкалы налогообложения с 2025 года стала более справедливой, так как распределяет налоговые нагрузки учитывая размер получаемого дохода. Такое изменение положительно скажется на финансовых показателях и создать стимулы для соблюдения налоговых обязательств со стороны граждан.
Во-вторых, вступление в силу Жилищного закона № 65/2014^Н13 в 2015 году дало иностранным гражданам и инвесторам возможность свободно приобретать недвижимость во Вьетнаме (https://vietnam-real.estate/ru/faq/property-taxes-in-vietnam-how-much-do-foreigners-pay/). На сегодняшний день государство зарекомендовало себя как одно из самых перспективных направлений для инвестиций в Юго-Восточной Азии. Стабильная социальная и политическая обстановка является основой для выгодных вложений в недвижимость. Многочисленные международные договоры Вьетнама и его членство в АСЕАН открывают широкие возможности для иностранных инвесторов, разнообразие экспортных товаров делает страну ключевой в регионе, а постоянный приток туристов создает хорошие возможности для ведения арендного бизнеса. Лояльная политика вьетнамского правительства, в рамках которой были введены налоговые льготы, а в настоящее время создаются специальные экономические зоны, также способствует этому росту.
Источники:
1. Андриевский К.В. Классификация налоговых режимов в зависимости от консолидации налоговой обязанности по платежам, которые составляют налоговую систему / К.В. Андриевский. Право и управление. 2021. № 3. С. 54-57.
2. Березин М.Ю. Профилактика налоговых правонарушений как новое полномочие налоговых органов в налоговом процессе / М.Ю. Березин. Пробелы в российском законодательстве. 2023. Т. 16. № 7. С. 32-37.
3. Бычкова Г.М. Налог на добавленную стоимость и его влияние на выбор системы налогообложения / Г.М. Бычкова. Сборник научных трудов Ангарского государственного технического университета. 2019. Т. 1, № 16. С. 238-243
4. Джеймс М. Бьюкенен «Налогообложение в фискальном обмене». Журнал общественной экономики (1976): 17-29, том 6, серии 14. «Долг и налоги».
5. Ву Т.К.О. Принципы разрешения налоговых споров в социалистической республике Вьетнам / Т.К.О. Ву. Евразийский юридический журнал. 2021. № 1 (152). С. 250-253.
6. Долатова Д.З., Яковлева Е.Е. Налоговая культура в России как призма совершенствования налоговой системы: современные проблемы и пути решения / Д.З. Долатова, Е.Е. Яковлева. Вестник ИЭАУ. 2022. № 36. С. 6.
7. Кейнс Дж. М. Общая теории занятости процента и денег / Дж. М. Кейнс. М.: Гелиос АРВ, 2002. 352 с.
8. Ли Ф.Т. Налог на доходы физических лиц во Вьетнаме / Ф.Т. Ли. В сборнике: актуальные вопросы современной науки и образования. сборник статей X Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Пенза, 2021. С. 72-74.
9. Маршал А. Принципы экономической науки. / А. Маршал. М.: Прогресс, 1993. 594 с.
10. Староверова О.В. Налоговое планирование и налоговый аудит как основные элементы налогового комплаенса / О.В. Староверова. Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 5. С. 279-282.
11. Фридман М. Капитализм и свобода / М. Фридман. Пер. с англ. М.: Новое издательство, 2006. 240 с.
EDN: XBZRAZ
М.В. Полинская - к.э.н., доцент, профессор кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, Краснодар, [email protected],
M.V. Polinskaya - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Finance, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin, Krasnodar;
Р.Р. Аванесова - кандидат экономических наук, доцент кафедры правовых, психолого-педагогических и экономических дисциплин филиала ФГБОУ ВО "Адыгейский государственный университет" в г. Белореченске, [email protected]
R.R. Avanesova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Legal, Psychological, Pedagogical and Economic Disciplines, branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Adyghe State University" in Belorechensk
Н.А Давыдова - обучающийся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия [email protected],
N.A Davydova N.A. - student of the Economic Faculty, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia.
ЦЕЛЬ «ДОНАСТРОЙКИ» НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ - ДОСТИЖЕНИЕ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ THE PURPOSE OF "FINE-TUNING" THE TAX SYSTEM - ACHIEVING ITS EFFICIENCY
Аннотация. В статье приводится критический анализ последних предложений в части модернизации налоговой системы РФ. Анализируются итоги работы налоговых органов РФ по сбору налогов и других обязательных платежей в консолидированный бюджет страны, сделаны обобщающие выводы, акцентировано внимание на проблемах в области сбора налогов, в том числе в части НДФЛ, налога на прибыль и специальных налоговых режимов. Рассматриваются основные аспекты реформирования налоговой системы РФ в актуальных условиях. Выделены ключевые направления «донастройки» налоговой системы, проанализированы основные характеристики НДФЛ как в России, так и в ряде зарубежных стран с целью возможности учета опыта для налоговой системы нашей страны. Отдельное внимание уделено предложениям по реформированию налога на прибыль организаций, налогообложения малого бизнеса и внесению изменений в части налогового контроля в России.
Absrtract. The article provides a critical analysis of the latest proposals for the modernization of the tax system of the Russian Federation. The results of the work of the tax authorities of the Russian Federation on the collection of taxes and other obligatory payments to the consolidated budget of the country are analyzed, generalizing conclusions are made, attention is focused on the problems in the field of tax collection, including in terms of personal income tax, income tax and special tax regimes. The main aspects of reforming the tax system of the Russian Federation in the current conditions are considered. The key areas of "fine-tuning" of the tax system are highlighted, the main characteristics of personal income tax both in Russia and in a number of foreign countries are analyzed in order to make it possible to take into account the experience for the tax system of our country. Special attention is paid to proposals for reforming corporate income tax, taxation of small businesses and amendments to tax control in Russia.
Ключевые слова: налоговые поступления, экономический рост, налоговые льготы, прогрессивная система, рост налоговых ставок, необлагаемый минимум, налоговый контроль, малый бизнес, реформирование, справедливость, эффективность.
Keywords: taxes, economic growth, tax benefits, progressive system, growth of tax rates, non-taxable minimum, tax control, reform, justice, efficiency.
В России в начале 2025 года шла активная работа над «донастройкой» налоговой системы. Реформирование российской налоговой системы должно преследовать, в условиях необходимого роста расходной части бюджетов всех уровней, формирование необходимого объема налоговых поступлений на фоне справедливого перераспределения налоговой нагрузки, при стимулировании бизнеса, который должен развиваться, инвестировать в производство, в том числе в открытие новых направлений. Налоговая система должна отвечать принципу справедливости, что выражается в том, кому и сколько платить налогов, а также в эффективном использования средств бюджетов, учитывая интересы граждан, потребности экономики и государства.
Актуальность реформирования налоговой системы бесспорна, в-первую очередь, по причине необходимости формирования дополнительных доходов бюджетов, а во вторую очередь, наличия у налоговых органов наработанного в последние годы арсенала методов и приемов выявления налоговых правонарушений на основе цифровизации процессов налогового администрирования [3].
В таблице 1 рассмотрим динамику поступлений по налогам. Темпы роста налоговых поступлений снижаются. Доля налогов в доходах бюджета снижается по итогам 2023 года по сравнению с 2022 годом. Особое опасение вызывают федеральные налоги и сборы, многие из которых являются бюджетообразующими, - темпы прироста упали с 37,7% до 7,3%. Неутешительная ситуация наблюдается также по специальным налоговым режимам - темпы прироста упали с 36,9% до 5,1%, по местным налогам - темпы прироста снизились незначительно - всего на 7,6 процентных пункта. Решать указанные проблемы предлагается, в том числе, в результате предлагаемой «донастройки» налоговой системы РФ.
В таблице 2 проанализируем изменения в налоговых поступлениях по основным федеральным налогам.
По итогам 2021-2023 гг. налог на добычу полезных ископаемых занимает наибольший удельный вес в структуре федеральных налогов. Это явилось результатом налогового маневра в нефтяной отрасли. Однако по итогам 2023 года поступления снизились, что объясняется снижением мировых цен на нефть, а также изменением объемов добычи и экспорта энергоресурсов. Налог на прибыль организаций демонстрирует серьезное снижение темпов роста, хотя по итогам 2023 года ситуация выровнялась.