Естественно-гуманитарные исследования № 5 (55), 2024_441
EDN: UPMBUE
О.А. Левшукова - к.э.н, доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
O.A. Levshukova - Candidate of Economics, Assistant Professor of the of Finance Kuban State Agrarian University, Krasnodar,
Russia;
М.А. Кириллова - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
M.A. Kirillova - student of the Economics Faculty, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;
А.С. Мостовая - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
A.S. Mostovaya - student of the Economics Faculty, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;
Д.В. Царькова - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
D.V. Tsarkova - student of the Economics Faculty, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia.
НЕОБХОДИМОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ NEED FOR SECURITY ECONOMIC SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE TAX AREA
Аннотация. Налоговая безопасность в современных условиях рассматривается как ключевой компонент системы экономической безопасности государства, что объясняется необходимостью финансового обеспечения реализации государством своих функций. В статье обосновывается необходимость обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в налоговой сфере в современных условиях развития. Важнейшим условием обеспечения экономической безопасности страны выступают налоги и налоговая политика, что объясняется исключительной ролью налогов для формирования государственного бюджета. Достижение основных целей национальной безопасности детерминировано необходимостью постоянного обеспечения экономической безопасности страны в налоговой сфере.
Absrtract. Tax security in modern conditions is considered as a key component of the state's economic security system, which is explained by the need for financial support for the implementation of the state's functions. The article substantiates the need to ensure the economic security of the Russian Federation in the tax sphere in modern conditions of development. Taxes and tax policy are the most important condition for ensuring the economic security of the country, which is explained by the exceptional role of taxes for the formation of the state budget. The achievement of the main goals of national security is determined by the need to constantly ensure the economic security of the country in the tax sphere.
Ключевые слова: экономическая безопасность, налог, налоговая безопасность, налоговая сфера, горизонтальный налоговый мониторинг.
Keywords: economic security, tax, tax security, tax sphere, horizontal tax monitoring.
На протяжении почти двух лет российский экономический ландшафт трансформировался в условиях не имевших ранее масштабов санкционных ограничений и торговой изоляции. Страна вновь налаживала логистические сети, маневрировала между экспортно-импортными потоками, укрепляя экономические связи с союзными государствами. Вызовы 2022 и 2023 гг., созданные обширными западными санкциями, в итоге были преодолены российской экономикой.
Сложный 2022 год принес России жесткие экономические санкции со стороны западных стран, блокировку валютных резервов Центробанка, исключение крупнейших банков из международной платежной системы SWIFT и отток зарубежных компаний с российского рынка. Эти меры привели к девальвации рубля, спаду промышленности, падению ВВП, росту инфляции и уровня цен, сокращению доходности населения. Усугублению ситуации в 2023 году способствовало дополнительное расширение западных ограничений. Но несмотря на всё, экономика страны удержалась. Сомнения внутренних экспертов и прогнозы зарубежных политиков о многолетнем восстановлении оказались преувеличенными.
Среди ученых, изучающих вопросы национальной экономической безопасности и способов ограждения экономики от вредоносных внешних и внутренних воздействий, особенно влияющих на экономическое развитие и жизненный стандарт населения, выделяют работы Т. В. Летута, Е. И. Максименко, С. Е. Пролетенкова, Б. А. Быкова, И. И. Звезда, И. В. Устинова, Е. Г. Бондаря и других. Средства, направленные на дестабилизацию политической, финансовой и военной сфер экономики в связи с санкциями, освещены в работах И. А. Филиппова, А. Э. Кожемяко, Н. М. Артемова, А. А. Ситника, А. Г. Аксенова, однако их исследования трактуют только отдельные аспекты, не имея всестороннего характера.
Антисанкционные нормы права в России были закреплены в ряде законодательных актов различной юридической силы, включая федеральные законы, указы президента, постановления правительства и нормативные документы Банка России.
В современных экономических условиях налоговая система играет ключевую роль в обеспечении экономической безопасности государства. Экономическая безопасность в налоговой сфере предполагает защиту интересов государства и субъектов хозяйствования от внутренних и внешних рисков, связанных с налоговыми процессами. Эти риски могут включать в себя налоговое уклонение, махинации, финансовый терроризм и отмывание денег. Для обеспечения налоговой безопасности применяются комплексные меры и принципы:
1) справедливость налогообложения - налоги должны распределяться справедливо, не создавая чрезмерной нагрузки на отдельные категории налогоплательщиков;
2) стабильность налогового законодательства - законы должны обеспечивать предсказуемость экономической среды для бизнеса и инвесторов;
3) прозрачность и контроль - обеспечение доступности информации о налоговых отчислениях для общественного контроля;
4) эффективность сбора налогов - государство должно минимизировать затраты при сборе налогов, обеспечивая их эффективное поступление в бюджет.
Все национальные налоговые администрации сталкиваются с трудностями при определении того, как
лучше и наиболее экономически эффективно регулировать налогообложение корпораций. Очевидно, что корпорации используют налоговый режим в своих интересах и в рамках «буквы закона», чтобы уменьшить сумму подлежащих уплате налогов, используя пробелы в налоговом законодательстве [7].
Можно предполагать, что способы контроля деятельности значимых налогоплательщиков отличаются в каждой стране, основываясь на местных законодательных особенностях. Тем не менее, многие развитые государства пришли к единообразию методов регулирования налогов на корпорации.
Применение горизонтального налогового мониторинга служит ярким примером такого универсального подхода. Его суть заключается в поддержании законности налоговых операций благодаря взаимному доверию и взаимодействию между налоговыми службами и крупными корпорациями. Этот процесс иногда получает название «соблюдение на основе сотрудничества» [4], подразумевая активное партнерство между бизнесом, обществом и финансовыми органами в целях точного исполнения налоговых норм.
Реализация механизма горизонтального мониторинга требует преодоления ряда сложностей. Это касается адаптации налоговых служащих к новому стилю работы и формирования «партнерского» взаимодействия между участниками процесса, а также необходимости разработки процедур для полной прозрачности документирования и оценки эффективности такой системы. Хотя многие из этих вопросов уже освещены в литературе и предложены возможные решения, процедуры горизонтального налогового мониторинга продолжают оставаться актуальными из-за необходимости их адаптации и применения для других групп налогоплательщиков.
Горизонтальный налоговый мониторинг, функционирующий на принципах доверия и взаимопонимания, в последнее время активно обсуждается и изучается в фискальных кругах. Международная фискальная ассоциация в отчете «Инициатива IFA по расширению отношений. Отчет о ключевых проблемах» подробно разъясняет значение и роль данного подхода в современном налоговом администрировании.
Основная особенность горизонтального мониторинга заключается в активном содействии со стороны налоговых органов, направленном на поддержание открытого и конструктивного диалога с налогоплательщиками. В отличие от более традиционных, авторитарных методов контроля, которые предусматривают строгое принуждение к соблюдению законодательства и документирование всех экономических операций, горизонтальный мониторинг стимулирует проактивное участие налогоплательщиков в процессе налогообложения [2].
Чаще всего такие совместные инициативы по соблюдению требований ориентированы на крупных корпоративных налогоплательщиков, так как роль ошибки для них велика, и они администрируют свои налоговые обязательства, нанимая большой штат сотрудников, и имеют профессиональные налоговые подразделения.
Горизонтальный налоговый мониторинг - это инновационный подход к администрированию налогов, заключающийся в ведении открытого и конструктивного диалога между налоговой службой и налогоплательщиками. Идея этой концепции зародилась в Нидерландах в 2005 году в рамках инициативы «расширенных взаимоотношений». Позже, в 2013 году, этот подход был переименован и получил название «кооперативное соответствие» или «горизонтальный налоговый мониторинг».
Ключевой особенностью горизонтального налогового мониторинга является сотрудничество на основе взаимного доверия, а не строгое применение контрольных мероприятий. Этот подход противостоит традиционному верховенству закона, трактуемому как принудительный и реактивный контроль за соблюдением налоговых обязательств.
ОЭСР сыграла значительную роль в разработке и распространении концепции горизонтального налогового мониторинга, предлагая практические рекомендации для улучшения взаимодействия между налоговыми администрациями и налогоплательщиками. По мнению ОЭСР, такой подход способствует более эффективному выполнению налогового законодательства благодаря предотвращению нарушений и улучшению качества сервиса.
Сегодня многие страны внедрили программы кооперативного соответствия, предназначенные для крупных корпоративных налогоплательщиков. Примером может служить «Процесс обеспечения соответствия» (CAP) в Соединенных Штатах, который улучшает взаимоотношения между крупными корпорациями и Налоговой службой (1RS). В Австралии подобная схема работает под названием «Annual Compliance Arrangement» (ACA) и предоставляет возможность крупным предприятиям управлять своими налоговыми делами в открытой и прозрачной манере с австралийскими налоговыми органами [10].
ФНС России почти завершила переход к риск-ориентированному налоговому администрированию, заключающемуся в расширении диалога с налогоплательщиками. Программа горизонтального налогового мониторинга построена на добровольном участии крупных корпораций с низким налоговым риском, стремясь к открытому обсуждению и взаимопониманию. Основанная на принципах IFA, она направлена на сотрудничество и приверженность обеих сторон. Российский опыт отражает элементы кооперативного соблюдения и аналогичен практикам зарубежных стран. Горизонтальный налоговый мониторинг в России направлен на повышение эффективности налоговой системы и налоговой безопасности.
Одной из главных внутренних причин принятия программы горизонтального налогового мониторинга было то, что ФНС РФ в целом имела (и имеет) четкую стратегию достижения цели обеспечения налоговой безопасности на основе внедрения риск-ориентированного подхода. Концепция программы горизонтального налогового мониторинга полностью соответствует данной стратегии, когда российские налоговые органы стремятся осуществлять более «активную» работу в отличие от «реактивного» аудита.
Успешность реализации в РФ программы горизонтального налогового мониторинга подтверждается тем, что в 2023 году ФНС РФ проводили налоговый мониторинг в отношении 448 компаний, что на 32 % превысило
Естественно-гуманитарные исследования № 5 (55), 2024_443
уровень 2022 года. В 2024 году к данной программе «присоединится еще 109 организаций из 18 отраслей экономики, в основном, из нефтеперерабатывающей, энергетической и банковской сфер. Около 20 компаний - это крупные холдинги, которые продолжают переводить на налоговый мониторинг свои дочерние организации. Более 60 компаний - представители среднего бизнеса» [11].
ФНС России преобразовала методы администрирования налогов, перейдя к риск-ориентированной модели, усиливая диалог с налогоплательщиками на основе принципов, заложенных в голландской программе горизонтального налогового мониторинга. В рамках этой модели, каждая корпорация назначает менеджера по налогам и общается с группой специалистов налогового органа. Этот подход облегчает оперативное решение налоговых вопросов и обеспечивает ясность налоговой позиции государства по планируемым корпоративным действиям.
Ценность программы для крупных корпораций важна, ведь она предоставляет возможность прозрачного представления будущих планов налоговым органам, снижая неопределенность в отношении налоговых обязательств. Ответы налоговой службы, полученные через диалог, хотя юридически и не обязательны, принимаются как рекомендации и создают основу для предпочтительных действий.
Программа допускает налоговые проверки и не гарантирует юридической защиты, но помогает уменьшить неопределенность, связанную с налогами, позволяя корпорациям эффективнее планировать и принимать обоснованные решения.
Одной из весомых, но все еще не разрешенных задач является анализ эффекта от внедрения горизонтального налогового мониторинга. Коммуникативные процессы, такие как дискуссии и диалог, представляют сложность для квантификации и единой количественной оценки.
Опираясь на данные анализа, можно сказать, что отсутствие механизма горизонтального мониторинга могло бы привести к увеличению доли зачастую некорректных или граничных налоговых соглашений со стороны корпораций. Это в свою очередь потребовало бы дополнительных усилий и ресурсов со стороны налоговых служб для контроля. В краткосрочной перспективе такая тенденция могла бы вызвать рост налоговых поступлений и налоговой безопасности в стране. Однако в более долгой перспективе подобная неопределенность могла бы ухудшить налоговый климат секторов и регионов, оказывая отрицательное влияние на устойчивость налоговой системы в целом.
Таким образом, цели программы горизонтального налогового мониторинга выходят за рамки какого -либо одностороннего прироста бюджетных доходов или же четко определенных законодательных корректировок. Эффективность программы потребует сложной многокритериальной методики для адекватной оценки результатов. Исходя из этого, возникает стратегический выбор по вложению значительных ресурсов в инструментарий налогового администрирования:
- во-первых, ресурсы необходимы для налаживания эффективной коммуникации между корпоративными руководителями по налогам и специалистами налоговых органов.
- во-вторых, важно гарантировать непрерывное участие в диалоге и актуальность оперативных ответов.
Оценка эффективности подобных мер не поддаётся обычным количественным метрикам, что делает эту
тему одной из ключевых в профессиональном дискурсе ФНС РФ. По прогнозам, программа горизонтального мониторинга в долгосрочной перспективе окажется способствующей укреплению прочных отношений между налоговыми органами и основными корпоративными налогоплательщиками, где регулярный диалог повышает вероятность более точного осуществления налоговых операций в соответствии с расшифровкой действующих налоговых норм и положений со стороны налоговых органов.
В контексте налоговой безопасности рассматривается важность понимания, что достижение определённого порога в установлении новых форм институционального сотрудничества может содействовать повышению качества взаимодействий, однако не обязательно приводить к усилению налоговой дисциплины. Когда количественное измерение эффективности программы горизонтального налогового мониторинга невозможно, стоит оценить её в соответствии с теоретическими прогнозами и ожиданиями. Ожидается, что программа действительно способствует повышению налоговой эффективности корпораций, но для подтверждения необходимо провести специализированные эмпирические исследования.
В последние годы перед российскими налоговыми структурами стала задача укрепления налоговой безопасности страны, что потребовало поиска инновационных методов контроля. В рамках решения проблемы, Федеральная налоговая служба РФ начала внедрение горизонтального налогового мониторинга.
Результаты анализа подчеркивают возможность обеспечения налоговой безопасности за счёт предупреждения действий корпораций, направленных на уклонение от уплаты налогов, посредством включения данной программы в систему налогового управления. Этот подход уже применяется в развитых странах, и его внедрение стало результатом стремления к оптимизации налогового администрирования.
Источники:
1. Бадеева Е. А., Машкина А. А., Нагаева А. Н. Современные тенденции и перспективы развития налогового мониторинга в России // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2020. - №. 1. - С. 24-36.
2. Березина Е. В., Баландина А. С., Беломытцева О. С. Налоговый мониторинг как способ цифровизации налогового администрирования в Российской Федерации // Налоги и налогообложение. - 2020. - N°. 2. - С. 18-39.
3. Горина Г. А., Ахмадеев Р. Г. Горизонтальный налоговый мониторинг - международный опыт // Финансы и кредит. - 2014. - №. 38 (614). - С. 26-31.
4. Литвинова Ю. М. Налоговый мониторинг: опыт правового регулирования в зарубежных странах и перспективы развития в Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. - 2017. - №. 4 (50). - С. 175-181.
5. Левшукова О.А., Алексеенко А.Д., Капсузян В.А., Шульженко Т.В. Формы и методы налогового контроля и пути их совершенствования. Вестник Академии знаний. 2021. № 45 (4). С. 380-385.
6. Теневизация экономики как дестабилизатор налоговой системы России Левшукова О.А., Дорошенко Н.М., Платонова А.А. Вестник Академии знаний. 2022. № 51 (4). С. 389-395.
7. Сазанов О. В., Ахметшин Э. М. Альтернативная форма налогового контроля-«горизонтальный» мониторинг в действии // Налоги и налогообложение. - 2016. - №. 4. - С. 325-332.
8. Almunia M., Lopez-Rodriguez D. Under the radar: The effects of monitoring firms on tax compliance //American Economic Journal: Economic Policy. - 2018. - Т. 10. - №. 1. - С. 1-38.
9. Andreoni J., Erard B., Feinstein J. Tax compliance //Journal of economic literature. - 1998. - Т. 36. - №. 2. - С. 818-860.
10. Huiskers-Stoop E., Gribnau H. Cooperative compliance and the Dutch horizontal monitoring model //Journal of Tax Administration. -2019. - Т. 5. - С. 1.
11. Slemrod J. Tax compliance and enforcement //Journal of Economic Literature. - 2019. - Т. 57. - №. 4. - С. 904-954.
12. Taylor C. The evolution of compliance //Journal of Investment Compliance. - 2005. - Т. 6. - №. 4. - С. 54-58.
13. 129 компаний подали заявления на налоговый мониторинг в 2024 году. [Электронный ресурс]: режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/13836462/?ysclid= lsyllpfyif565309019 (дата обращения 10.02.2024 г.)
EDN: TZWYLS
Нгуен Ван Лок - к.э.н., старший преподаватель, Институт делового администрирования, Университет экономики и бизнеса, Вьетнамский национальный университет, Ханой, Вьетнам, [email protected],
Nguyen Van Loc - candidate of economic sciences, senior lecturer, School of Business Administration, University of Economics and Business, Vietnam National University, Hanoi, Vietnam.
НАЛОГ С ДОХОДОВ ОТ ПРОДАЖИ НЕДВИЖИМОСТИ: ОПЫТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВЫВОДЫ ДЛЯ ВЬЕТНАМА TAX ON INCOME FROM THE SALE OF REAL ESTATE: EXPERIENCE OF THE RUSSIAN FEDERATION AND CONCLUSIONS FOR VIETNAM
Аннотация. В статье рассматривается налог с доходов от продажи недвижимости в России с учетом внедрения прогрессивной шкалы налогообложения с 2025 года, а также анализируется система налогообложения во Вьетнаме. Автор исследует влияние современных социально-экономических условий и антироссийских санкций на налоговые системы обеих стран. Подробно описаны изменения в налоговом законодательстве, включая порядок уплаты налогов, применяемые ставки и условия освобождения от налогообложения. В статье выделяются ключевые отличия в налоговых системах, осмысляется их эволюция и влияние на экономическое поведение граждан. Также в статье подчеркивается необходимость дальнейшего совершенствования налоговых политик для решения проблем уклонения от уплаты налогов и обеспечения справедливости в распределении налогового бремени.
Abstract. The article examines the tax on income from the sale of real estate in Russia, considering the introduction of a progressive scale of taxation from 2025, and analyzes the taxation system in Vietnam. The author examines the influence of modern socio-economic conditions and anti-Russian sanctions on the tax systems of both countries. The changes in tax legalization are described in detail, including the procedure for paying taxes, applicable rates and conditions of tax exemption. The article highlights the key differences in tax systems, comprehends their evolution and impact on the economic behavior of citizens. The article also emphasizes the need to further improve tax policies to solve problems of tax evasion and ensure fairness in the distribution of the tax burden.
Ключевые слова: НДФЛ, Россия, Вьетнам, прогрессивная шкала, налоговое законодательство, социально-экономические условия, фискальная стабильность.
Keywords: Personal income tax, Russia, Vietnam, progressive scale, tax legislation, socio-economic conditions, fiscal stability.
Введение
Согласно главе 8 Налогового кодекса Российской Федерации, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им по праву собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налоги играют важную роль в экономической жизни государства и общества в целом. Налоги представляют собой основной инструмент, позволяющим финансировать государственные расходы и обеспечивать выполнение социальных функций. Налоговые поступления обеспечивают возможность реализации социальных программ, способствующих повышению качества жизни населения. Они оказывают прямое влияние на развитие социальной сферы, в частности - на системы образования и здравоохранения. Благодаря эффективному налоговому администрированию государство может гарантировать общественную безопасность, а также активно развивать инфраструктуру, включая транспортные сети, связи и заниматься жилищным социальным строительством. Финансовые ресурсы позволяют государству выполнять свои обязательства перед гражданами, обеспечивая доступ к социальным услугам и поддерживая общее благосостояние общества. Таким образом, налоги играют важную роль в обеспечении устойчивого социально-экономического развития страны [10].
Установление налоговых ставок, наряду с определением условий уплаты налогов, представляет собой ключевой аспект налоговой политики, который позволяет налоговым органам не только осуществлять контроль над экономической деятельностью, но и эффективно распределять финансовые ресурсы в соответствии с актуальными социальными потребностями и экономическими приоритетами страны. Разработанные налоговые механизмы способствуют формированию устойчивого финансового фундамента, на котором строится экономика.
Налоги играют важную роль в финансировании государственных программ (в области здравоохранения, образования, инноваций, обороны страны, развития инфраструктуры и поддержания культурного наследия и пр.). Налоговые сборы играют важную роль в обеспечении социальной справедливости, так как налоговые обязательства для населения устанавливаются на основе получаемых доходов, имеющейся собственности и платежеспособности физических лиц [6].
Дискреционные налоговые инструменты функционируют как механизмы регулирования экономической активности, позволяя государству гибко адаптировать налоговую политику в ответ на изменяющиеся экономи-