Научная статья на тему 'ЦАРИЦЫНСКИЙ АНСАМБЛЬ – ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ XVIII В.'

ЦАРИЦЫНСКИЙ АНСАМБЛЬ – ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ XVIII В. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
открытие / памятник / символы / царские и имперские знаки / наследие архитектуры / discovery / monument / symbols / royal and imperial signs / architectural heritage

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Г.И. Наумкин

Фигурные ворота в Царицынском ансамбле XVIII в. архитектора Василия Ивановича Баженова раньше считались обычными сооружениями. Автором данной статьи в 2000-х гг. было проведено исследование, которое стало историческим откровением: оно открыло ранее неизвестное по назначению сооружение: Фигурные ворота – памятник архитектуры России XVIII в. Они тесно связаны со всеми главными символами государственного статуса: Гербом России, белой лилией, Кремлёвскими стенами, русскими пятилепестковыми цветами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TSARITSYN ENSEMBLE IS AN ARCHITECTURAL MONUMENT OF THE 18TH CENTURY

The Figured Gate in the Tsaritsyn ensemble of the 18th century designed by architect Vasily Ivanovich Bazhenov was previously considered an ordinary building. In the 2000-s the author of this article conducted a study that became a historical revelation: it discovered a structure previously unknown for its purpose: the Figured Gate an architectural monument of Russia in the 18th century. It is closely associated with all the main symbols of state status: the Coat of Arms of Russia, the white lily, the Kremlin walls, Russian five-petal flowers.

Текст научной работы на тему «ЦАРИЦЫНСКИЙ АНСАМБЛЬ – ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ XVIII В.»

УДК 72.03

doi: 10.52470/2619046Х_2023_3_25

ЦАРИЦЫНСКИЙ АНСАМБЛЬ - ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ XVIII В.

Г.И. Наумкин

Аннотация. Фигурные ворота в Царицынском ансамбле XVIII в. архитектора Василия Ивановича Баженова раньше считались обычными сооружениями. Автором данной статьи в 2000-х гг. было проведено исследование, которое стало историческим откровением: оно открыло ранее неизвестное по назначению сооружение: Фигурные ворота - памятник архитектуры России XVIII в. Они тесно связаны со всеми главными символами государственного статуса: Гербом России, белой лилией, Кремлёвскими стенами, русскими пятилепестковыми цветами.

Ключевые слова: открытие, памятник, символы, царские и имперские знаки, наследие архитектуры.

THE TSARITSYN ENSEMBLE IS AN ARCHITECTURAL MONUMENT OF THE 18TH CENTURY

G.I. Naumkin

Abstract. The Figured Gate in the Tsaritsyn ensemble of the 18th century designed by architect Vasily Ivanovich Bazhenov was previously considered an ordinary building. In the 2000-s the author of this article conducted a study that became a historical revelation: it discovered a structure previously unknown for its purpose: the Figured Gate - an architectural monument of Russia in the 18th century. It is closely associated with all the main symbols of state status: the Coat of Arms of Russia, the white lily, the Kremlin walls, Russian five-petal flowers.

Keywords: discovery, monument, symbols, royal and imperial signs, architectural heritage.

Из сохранившихся в усадьбе Екатерины II Царицыно архитектурных памятников, возведённых Василием Ивановичем Баженовым, самым заманчивым является такое сооружение, как Фигурные ворота. Зодчий оставил ряд промежуточных вариантов этого сооружения, которые при тщательном изучении позволяют приоткрыть завесу творческого процесса и проследить процесс формирования памятника архитектуры.

Фигурные ворота в складывании композиции ансамбля с самого начала занимали особое место. Первый вариант Фигурных ворот зодчий изобразил на панораме 1776 г., которая отражает завершение формирования дворцово-паркового комплекса. Ворота изображены фронтально, обращёнными главным фасадом на зрителя.

Сооружение состоит из двух башен, стрельчатой арки и парапета. На среднем уровне башен изображены зубцы Московской Кремлевской стены. Выше размещаются круглые люкарны, они заполнены изображением пятилепестковых элементов. По бокам стрельчатой арки располагаются белокаменные доски, которые находятся в пазухах стрельчатой арки. Под стрельчатой аркой расположены ажурные элементы, содержащие символические знаки, отражающие историю России: Царский период и Имперский период. (Подробно об этих периодах напечатано автором в журнале «Градостроительство» в 2012 г., № 1). Царский период выражен символической атрибутикой - пятилепестковым символом белой лилией. Этот символ является царским - он содержится в Пантеоне русских царей - Архангельском соборе Московского Кремля. Этот символ В.И. Баженов применит и на следующих этапах композиционного развития Фигурных ворот (рисунок 1).

В.И. БАЖЕНОВ. ЦАРИЦЫНО. ФИГУРНЫЕ ВОРОТА. ОБЩИЙ ВИД Реконструкция по слайду KODAK конца XIX в. из собрания «Kljucharyov N»

© Реконструкция и графика арх. Наумкина Г. И.

Рисунок 1

На следующем этапе композиционного развития творческого процесса появляются новые составляющие: второй ряд белокаменных элементов игольчатого венца, который завершает верхний уровень башен. Стрельчатая арка содержит новые элементы относительно первого варианта сооружения. Это проявилось на символических знаках ажурных элементов, которые расположены на стержневой тяге по вертикали:

- огненный ромб;

- лилия на яблоке;

- разрез цветка лилии;

- изображение свечей на балюстраде.

На чертеже графические изображения очень лаконичны, весь объем представлен монументально.

Авторские документальные материалы завершающего этапа композиционного формирования Фигурных ворот не обнаружены. На натурном изображении сооружения не сохранены символические знаки. Завершающие элементы башен неизвестны - в начале XX в. сооружение было полуразрушено, а в его верхней части отсутствовали завершающие элементы. В начале XXI в. при проведении методологического исследования стала прослеживаться тема, где символы стали подтверждением, что мы имеем дело с государственными значениями этого сооружения.

Формирование Фигурных ворот как памятника архитектуры замечательно тем, что этим сооружением зодчий объединяет всю композицию и все объекты ансамбля.

В предшествующие столетия не было ни доказательств этого, ни исторического документа о замысле великого зодчего. Сегодня это сложившееся веками мнение можно опровергнуть и подтвердить обратное - есть такой документ! Творческий замысел зодчий зафиксировал документально на самом сооружении, которым является Памятная доска, закреплённая на боковых фасадах сооружения. Она была обнаружена автором статьи почти через триста лет после возведения этого объекта: ранее считали, что этот элемент бокового фасада является составной частью сооружения.

В Царицынском ансамбле Памятная доска представляет собой настенную известняковую пластину. Она не замоноличена в сооружение, а приставлена к стене и крепится металлической скобой. На Фигурных воротах находятся две однотипные доски, они располагаются над поясом среднего карниза, на специально отведенных столиках. На доске дается изображение картуша. Доски выглядят необычно, так как на них в настоящее время нет ни дат, ни текста,

- но ранее они были и представляли собой металлические пластины, потому что являлись составной частью всего сооружения. Однако даже по сохранившихся архитектурных знаках можно найти этому документальное подтверждение. На языке архитектурной пластики передается «исторический каменный текст» - Царский и Имперский периоды России. Они документально были засвидетельствованы в композиции белокаменного ожерелья.

Тематическое развитие композиции сооружения представлено в белокаменном ожерелье стрельчатой арки Фигурных ворот, которая украшена символическими элементами с царской символикой - это белая лилия. Завершается вся белокаменная композиция подвеской с изображением двуглавого орла. Подобный атрибут являет одним из главных элементов, относящихся в теме исторического развития России - это также выявлено в XXI в. автором статьи.

Рассматривать сооружение по этапам развития было достаточно сложно, и поиск продолжался достаточно долго. Во-первых, видоизменялись элементы башен, они стали округлыми в плане, поменялись элементы сооружения, такие как боковые известняковые доски, расположенные по бокам стрельчатой арки, утеряны элементы изображения подвески.

По остаткам разрушенных башен при их рассмотрении были смоделированы общие черты их завершения. Это стало открытием нового элемента - колокола, что и позволило представить сооружение в законченном виде.

Выдающийся уровень творчества Василия Ивановича Баженова не стыкуется с существующими выводами публикаций, которые изложены в существующих материалах массового тиражирования официальной науки.

Библиографический список

1. Наумкин Г.И. Монументальный памятник Российского государства // Градостроительство. 2012. № 1.

2. Наумкин Г.И. Материалы исследования - архитектурные факты // Вести. 2008. № 4.

3. Каталог. Готика Просвещения. Фигурные ворота в усадьбе Царицыно. М., 2017.

Г.И. Наумкин

кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектуры Государственный университет по землеустройству, г. Москва E-mail: g.i.naumkin@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.