Научная статья на тему 'Представительская архитектура В. И. Баженова'

Представительская архитектура В. И. Баженова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
515
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ / NATIONAL HERITAGE / КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / РЕТРОСПЕКТИВНАЯ АРХИТЕКТУРА / RETROSPECTIVE ARCHITECTURE / МАСОНСТВО / FREEMASONRY / ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / GEOPOLITICAL SPACE / СИМВОЛИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА ГОРОДОВ / КАВАЛЕРСКИЕ КОРПУСА / АРХИТЕКТУРНАЯ СТИЛИЗАЦИЯ / ARCHITECTURAL STYLIZATION / ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКАЯ АРХИТЕКТУРА / СВЕТОВОЗДУШНАЯ ПЛАСТИКА / ВЫСОКАЯ АРХИТЕКТУРА / HIGH ARCHITECTURE / A SYMBOLICAL CITY ARCHITECTURE / КАВАЛЕРСКИЕ CASES / REPRESENTATION ARCHITECTURE / LIGHT-AIR A PLASTICITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Наумкин Геннадий Иванович

Творчество В.И. Баженова высшее достижение архитектуры XVIII в. Проект дворца Московского Кремля отражает геополитический центр России, а Царицынский ансамбль представляет градостроительную модель Российского государства.V.I.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bazhenov's creativity is the higher reaching of the architecture of XVIII century. The Project of a palace of the Moscow Kremlin mirrors geopolitical centre of Russia, and the Tsaritsynsky ensemble represents town-planning model of the Russian state.

Текст научной работы на тему «Представительская архитектура В. И. Баженова»

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКАЯ АРХИТЕКТУРА В.И. БАЖЕНОВА

Г.И. Наумкин

ГУЗ

Творчество В.И. Баженова - высшее достижение архитектуры XVIII в. Проект дворца Московского Кремля отражает геополитический центр России, а Царицынский ансамбль представляет градостроительную модель Российского государства.

V.I.Bazhenov 's creativity is the higher reaching of the architecture of XVIII century. The Project of a palace of the Moscow Kremlin mirrors geopolitical centre of Russia, and the Tsaritsynsky ensemble represents town-planning model of the Russian state.

В начале XX века исследователь архитектуры B.B. Згура, в одной из своих лучших публикаций: " К вопросу о творчестве Баженова" затронул тему о творческом уровне наследия, что оставил нам Баженов? Однако и в начале XXI века эта тема продолжает оставаться актуальной, удивляя безграничным охватом творческого пространства зодчего.

В.В. Згура пишет, что особое внимание к творческой личности В.И. Баженова имеет за собой достойное основание. Восторженные отношения из близкого к нему окружения, а также оценка его творчества как одного из самых замечательных архитекторов России уже заслуживает уважения. Мнение о нем как о выдающейся творческой личности следовало распознать в его проектных работах. Необходим был материал, который мог бы подтвердить историческую оценку легендарной личности. В поставленном вопросе В.В. Згура по-своему видел проблему и направил свой взгляд исследователя не только на изучение его архитектурных объектов, а также на те, которые еще ждут подтверждения авторства Баженова. Исследователь считал также, что существующие материалы по дому Пашкова и архитектурной модели Кремлевского дворца В.И. Баженова позволяют уточнить общую архитектурную атрибутику и стиль зодчего, которые могут стать основой для подтверждения авторства и на других объектах. Однако характеристики творческого почерка расширились, которые повлекли за собой стихийное причисление к работам зодчего архитектуру без предварительных исследований. Публикации без теоретических обоснований, захлестнули материалы исследовательского процесса. На этой почве стихийно стала происходить переоценка творчества зодчего, которая приобрела оттенок уничижительного характера. Из крайних радикальных взглядов выделяются материалы, которые подаются как результаты открытия, выявленные в творчестве зодчего, например, что он внес в русскую архитектуру не свойственное ей масонство, а также ретроспективную (средневековую) архитектуру в эпоху, когда она уже была чужда и не могла иметь успеха у просвещенных слоев российского общества.

Новые исследования показали, что субъективные оценки его творчества не имеют научной доказательной базы. Лженаучные обвинения следует связывать с отсутствием понимания глубоких национальных корней творчества зодчего. Высочайший интеллектуальный уровень и принципиальная приверженность В.И. Баженова к канонам архитектуры - все это претило создавать несвойственную для него ретроспективную и масонскую архитектуру; он создавал новую символическую архитектуру на высо-

1/2010 мв.ВЕСТНИК

ком профессиональном уровне, по законам проектирования, принципы которой до последнего времени не были известны.

В отличие от неглубоких и ложных понятий "знатоков истории и творчества Баженова", то еще в начале XX века В.В. Згура осознавал великую и исключительную миссию Баженова для России. В.В. Згура считал, что в архитектуре Баженова содержатся выфазительныге решения объемов и его фасадная пластика соответствуют лучшим образцам мировой архитектуры, а уровень творчества сравним с творцами собора Св. Петра в Риме и Пантеона в Париже. Архитектор Баженов имел такую свежесть восприятия и встает перед нами мастером настолько изысканным, что все другие, по сравнению с ним кажутся скучноватыми. Оценивая творчество зодчего, В.В. Згура опирался на материалы известного И. Снегирева "Памятники Московских Древностей". М., 18421845, стр.СХ1, так как тот, в свою очередь, тесно общался в профессиональных архитектурных кругах. Опираясь на указания, относящееся к 1842 г. и принадлежащее достаточно компетентному лицу, знавшего многих из современников знаменитого зодчего, В.В. Згура пытался найти подтверждения этим указаниям. В определении уровня творчества зодчего прослеживается "поисковый животрепещущий импульс искусного художника" - так характеризовал В.И. Баженова исследователь В.В. Згура. Утонченный зодчий направлял и контролировал весь свой творческий процесс, доводя проекты до совершенного функционального и пластического формообразования.

В современных исследованиях необходимо было пройти путь через порог истинности трехсотлетней давности, который разделял нас от авторского понятия формирования архитектуры. И все же это время наступило, так как была определена пограничная область концептуального творчества зодчего, которая базируется на теоретическом обосновании градостроительства, объемно-планировочного образования, а также на элементах архитектурной пластики.

В модели Московского Кремлевского дворца В.И. Баженова ярко проявилась представительская архитектура государства. Дворец Московского Кремля у В.И. Баженова представлен основополагающим звеном цельной композиции исторического Кремля и градостроительного образования столицы. По проекту зодчего Москва превращается в геополитический вселенский центр всего градостроительного пространства государства. В таком философском понимании предстает перед нами выдающаяся личность гениального художника. Подтверждение этой оценки творчества зодчего мы находим в решении композиционного развитии территории как внутри Московского Кремля, где центральное композиционное ядро отводится историческим памятникам государства, а также в значении влияния этого проекта на развитие сети государственных коммуникаций за пределами столичного города.

О другом архитектурном объекте: - летней резиденции императрицы, нами была выдвинута гипотеза, что "Царицыно" - символ государства, содержащий в себе очень сложную градостроительную инфраструктуру. Творческая концепция, принятая как теоретическая база, стала приобретать объективную истину, потому что стали проявляться неопровержимые доказательства: географические, топографические, градостроительные и архитектурные, которые обеспечили многоуровневое обоснование в правильности сделанного теоретического прогноза. Царицынская усадьба приобрела достоверные факты в конкретных натурных формах ее территории, где имеется Европейская и Азиатская части, а также искусственные образования Дальнего Востока с Камчаткой и Аляской. Даже в настоящее время, на географической карте Москвы, где обозначена

□СОЙЩ \ НОС (И ^ Л ГГУРА ]п[:Р1: ГТ>ВГ5И ЛИ Н НЕ I ЦАРИ IЕЫ НС КОГО ЛНСАМИЛЯ

П^пн ч?гтнсчт1" ф^и л<э стрштг;тьс1 м Цврниимихиси

¡шслми.тч XVIII

■Кйр^гои. .(Нищ ПДОН СП>р>1Ы 1иг*иб.11

НТЧЕНЛГГСЧ 1| |рНо£рСТКТ |Н ириНИ И ШЖМьК Гр*|Ш:1 П^НТИрс! II

Рдщ!

Т1Л1Н Цариими^киш еяЖ Пврш пн»пн|Щн», ^ти л-»' /■спшЪЬЛНыш | | Г яр,Л

1/2010

ВЕСТНИК _МГСУ

ГрУлмЯ 1ни|ан1 ь-Ч" ">■' " СКЧКР

Пи

КйШНЯШЖДОН ипл обыэгтои-символст пояяошх городов Роесн И.

территория Царицынской усадьбы, сохранилась историческая символизация топографического контура Дальнего Востока с изображением границ Камчатского полуострова, выделенные интенсивным зеленым цветом. На генплане и архитектурных объектах Царицына теоретически были обоснованы и доказаны основные символы Российского государства. В Царицынском ансамбле представлена Европейская часть, где выявлены столичные города от Древней Руси до имперской России. Столичные города в символической форме в виде архитектурных объектов: Первого - Второго и Третьего Кавалерских корпусов соответствуют Санкт-Петербургу, Москве, Древнему Киеву. Символы столичных городов расположены в последовательном порядке, как это происходило в ходе исторического развития государства - они выстраиваются на линейной композиционной оси генплана 1775 года. Линейная ось композиции проходит по центру зальных помещений. Рассматриваемые корпуса объединяются в единую тематическую группу столичных городов. На территории Царицынской усадьбы обнаружен архитектурный объект с символическим капитанским мостиком, который был представлен портиком Первого Кавалерского корпуса (Управительский дом). Форма этого корпуса, в виде галочки, для российского обывателя вызывала недоумение, в которой видела пародийную шутку зодчего. По исследованиям, этот корпус представляет символ столицы России - город Санкт-Петербург. Первый Кавалерский корпус олицетворяет собой носовую часть корабля, где портик - это капитанский мостик, место его капитана-императора государства - Петра I. Рулевым штурвалом корабля был определен один из элементов кокошника. В настоящее время, при новом строительстве, нерадивые высокопоставленные чиновники от архитектуры, не добравшись до истинного понимания кокошника, символизирующего штурвал управления, нейтрализовали его зна-

чение искажением общих форм и введением масонских знаков. План Первого Кавалерского корпуса у В.И. Баженова отражает конструктивную особенность корабля. Внешнее фасадное членение не вызывает сомнений и противоречий. Вход по центральной оси решается в угловой дверной проем, через портик парных колонн, расстояние между ними очень узкое, рассчитанное для прохода одного человека. Колонны выполнены в кирпичной кладке с вертикальными белокаменными прожилками, как акцентирующие элементы в значении корабельных мачт. По сторонам от главного входа, во внутренних

1/2010 мв.ВЕСТНИК

углах фасада, располагаются оконные проемы, за ними следуют окна-двери, так они изображаются на обмерном чертеже первой половины XIX века, которые имитируют дверные проемы в каюты членов команды корабля. Следует обратить внимание на дверной и оконные проемы, которые представлены в прямоугольной форме, а не в стрельчатой. Это лишний раз нам напоминает, что в архитектуре В.И. Баженова отсутствует неопределенность форм с элементами случайного применения, если, например: Санкт-Петербург - столица европейского типа, то и архитектурная стилизация корпуса выполняется по этим законам.

Москва как столица представлена Вторым Кавалерским корпусом. В наше время, сколько нареканий и упреков было сделано в сторону Баженова, который выполнил посадку этого корпуса на погосте существующей церкви. Сегодня этот корпус по исследованиям, представляет символический памятник русским царям и одновременно является историческим символом Москвы, так как несет в себе символы Московского Кремля. Великий Баженов представил Второй Кавалерский корпус в виде царской короны. Однако, по современному новоделу этот корпус выглядит "сконфуженным" своей безликостью, потому что над ним отсутствует главный завершающий элемент - купол. Теперь, зная значение этого корпуса, убеждаемся в оправданном месте посадки

СИМВОЛИЗАЦИЯ МОСНОЮТОГО и*мля

•ЛЯ 1ЛНИ.' ,'Л'.'-'Ч1 ■- - ¥ Ш*II Ц*. ■■*!' »1

"Г- гУ «

с — —

корпуса на погосте и его форме, которые соответствуют памятнику русским князьям и царям. Сегодня мы имеем научно обоснованные доказательства, что гений Баженова на несколько веков вперед предвосхитил развитие архитектуры и внес в мировую архитектуру новые композиционные законы проектирования. Он смог преодолеть ранее не постижимый барьер в передаче тонкой духовной материи, введя в архитектуру новые приемы формирования объемов в световоздушной пластике, а также символизацию градостроительного пространства городов и целого государства. Существующие негативные определения, независимо от кого они не исходили, не закрепились на высоком творчестве зодчего, но обнажили большие проблемы в национальной теоретической науке и высшей архитектурной школе. Вандализм и беспринципное отношение к наследию уничтожили самую высокую архитектуру, когда-либо созданную в России, где базовая основа Царицынского ансамбля - модель Российского государства. По интеллектуально культурному уровню цивилизованного общества - Царицынская усадьба должна была бы стать местом национальной гордости и заповедной зоной. Наследие В.И. Баженова - это архитектурный памятник "Царицыно", который является вторым символом государства после Московского Кремля, где продемонстрировано бессмертное величие национального гения.

Ключевые слова: национальное наследие; концепция; ретроспективная архитектура; масонство; геополитическое пространство; символическая архитектура городов; кавалерские корпуса; архитектурная стилизация; представительская архитектура; световоздушная пластика; высокая архитектура.

Keywords: a national heritage; the concept; retrospective architecture; a freemasonry; geopolitical space; a symbolical city architecture; кавалерские cases; architectural stylization; representation architecture; light-air a plasticity; high architecture

Рецензент: Быкова Галина Ивановна, кандидат архитектуры, доцент. Государственный университет по землеустройству.

Почтовый адрес автора: 125412, г. Москва, ул. Ангарская, д.65, кв. 194.

Наумкин Геннадий Иванович.

Тел. 483-51-07. e-mail: naukin@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.