Научная статья на тему 'Фигурные ворота Царицынского ансамбля - монументальный памятник Российского государства'

Фигурные ворота Царицынского ансамбля - монументальный памятник Российского государства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
197
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОС / ETHNOS / ВЕЛИКАЯ АРХИТЕКТУРА / GREAT ARCHITECTURE / ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ / МОДЕЛЬ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА / A SYMBOL OF THE RUSSIAN STATE / ГЕРБ РОССИИ / THE ARMS OF RUSSIA / ПАМЯТНАЯ ДОСКА / A MEMORIAL PLATE / AN ICONOGRAPHY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Наумкин Г.И., Naumkin G.I.

В начале XXI века, в проведенных строительных работах, на территории Царицынского ансамбля проявилась грубейшая фальсификация архитектурного наследия, которая ущербно повлияла как на национальную, так и на мировую архитектуру. В Царицынском ансамбле В.И. Баженова сооружение Фигурных ворот это монументальный памятник России, отражающий национальный этнос государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIGURED GATE OF TSARITSYNSKY ENSEMBLE - THE MONUMENT OF THE RUSSIAN STATE

In the XXI-st century beginning, in the spent civil work, in territory of Tsaritsynsky ensemble the roughest falsification of an architectural heritage which has defectively affected both on national, and world architecture was showed. In V.I.Bazhenov's Tsaritsynsky ensemble the construction of Figured gate is the monumental monument of Russia reflecting national ethnos of the state.

Текст научной работы на тему «Фигурные ворота Царицынского ансамбля - монументальный памятник Российского государства»

ФИГУРНЫЕ ВОРОТА ЦАРИЦЫНСКОГО АНСАМБЛЯ -МОНУМЕНТАЛЬНЫЙ ПАМЯТНИК РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

FIGURED GATE OF TSARITSYNSKY ENSEMBLE - THE MONUMENT OF THE RUSSIAN STATE

Г.И. Наумкин

G.I. Naumkin

ГУЗ

В начале XXI века, в проведенных строительных работах, на территории Царицынского ансамбля проявилась грубейшая фальсификация архитектурного наследия, которая ущербно повлияла как на национальную, так и на мировую архитектуру. В Царицынском ансамбле В.И. Баженова сооружение Фигурных ворот - это монументальный памятник России, отражающий национальный этнос государства.

In the XXI-st century beginning, in the spent civil work, in territory of Tsaritsynsky ensemble the roughest falsification of an architectural heritage which has defectively affected both on national, and world architecture was showed. In V.I.Bazhenov's Tsaritsynsky ensemble the construction of Figured gate is the monumental monument of Russia reflecting national ethnos of the state.

B новых исследованиях по архитектуре XVIII века Царицынского ансамбля В.И. Баженова вскрылись неизвестные композиционные приемы, которые в теоретической науке ранее не были известны. Они проявились так неожиданно и так ярко, что не оказалось альтернативного источника для сравнения и проведения параллелей с существующими архитектурными композиционными приемами не только того периода, но и XXI века. В России для определения великой архитектуры и значения творческой личности русского зодчего В.И. Баженова потребовалось почти триста лет. В ранее существующих научных трудах, его творческая судьба рассматривалась через призму зодчего-неудачника, не сумевшего реализовать свои потенциальные возможности. В этих публикациях часто теряется нить исследования предмета или вообще отсутствует понимание архитектурного материала. В них обычно о творчестве Баженова сообщается в повествовательной, произвольной манере литературного жанра, не касаясь творческого анализа, минуя архитектурную тему, только лишь описывают окружающую обстановку, с утверждением, что "все его творческие неудачи следует связывать с масонством". Однако, если принять это за научное обоснование, то оно должно подкрепляться доказательствами. Ну, где же они? Их нет. В отсутствии аргументов научного анализа, ведущие к пониманию в его творчестве масонства, пока что даются лишь очень туманные объяснения и только по одной исторической справке - членства зодчего в масонском ложе. Представление такого обоснования в научной литературе по архитектуре просто не допустимо - это же профанация всей науки архитектуры. Но,

1/2П11 ВЕСТНИК

_угогт_мгсу

как не странно, на этом уровне и даются антинаучные, не верифицированные определения. Они, в свою очередь, и стали базовыми в новой строительной политике, приведшей к разрушению исторической архитектуры. Уникальная, великая архитектура была фальсифицирована, в нее были внесены масонские знаки, которые ранее не имели места на объектах Царицынского ансамбля.

Если рассматривать архитектуре науку, то она должна в полной мере нести ответственность за историческое наследие, решать головоломки и обеспечивать практику научно-обоснованными выводами фундаментальных исследований. По своему значению, используемые научные методы позволяет заблаговременно предостеречь от заведомо ложных, фальсифицирующих положений, предостеречь практику от предполагаемых ошибок. На примере Царицынского ансамбля фальсификация архитектурного наследия произошла не случайно, а содержит обоснованную причину состояния этой области архитектурной науки: недееспособность исторической теоретической науки решать современные проблемы. Фальсификация архитектурного наследия на примере Царицынского ансамбля, - характеризуют кризисное состояние этой области науки.

Исторически еще с начала XIX века делались отдельные попытки добраться до баженовской истины, но, к сожалению, и в XX - XXI веках так и не была определена основная концепция зодчего. В отсутствии действенного научного исследовательского аппарата, сложившиеся ложные версии оказались определяющими для современных строительных действий. Существующие ложные версии стали проходной фигурой к новоделу, повлекшей за собой невосполнимые потери - уничтожены основные следы русского этноса, которые по крупицам собирались и были применены Баженовым на объектах Царицынского ансамбля.

Новые аналитические исследования показали, что в Царицынском ансамбле зодчий создал выдающийся национальный проект: - геополитическую градостроительную модель России. Раскрытие нового значения архитектурного ансамбля позволило определить и новые методы проектирования В.И. Баженова, о которых по настоящее время не ведает и мировая практика. В его ансамбле проявилось кодирование архитектурного пространства с особенностями региональных символических значений государства, где представлены кавалерские корпуса в виде городов - символов всех столиц Российского государства: это Древний Киев, Москва и Санкт-Петербург. К изложенным результатам предшествовали тематические исследования Царицынского ансамбля. Материалы обоснования исследований были представлены в выводах автора данной статьи в профессиональных журналах с 90-х годов XX века по настоящее время: Жилищное строительство. Научно-технический и производственный журнал, 1999, № 8; Архитектура. Строительство. Дизайн. Международная ассоциация союзов архитекторов. 2000, №5; с.54-55; Вести. Союза архитекторов России, 2009, №2, с.72-75; Вестник. Научно-технический журнал МГСУ, 2010, №1, с. 38-44, а также и в др.

В исследовании объектов дворцовой зоны Царицынского ансамбля Фигурные ворота долгое время не поддавались расшифровке и оставались загадочным сооружением (рис.1). На Фигурные ворота на генплане расположены на главной осевой линии дворцовой композиции и имеют разную ориентацию относительно панорамного изображения. Если на панораме ансамбля зодчий ориентирует сооружение световыми проемами с Запада на Восток, то на генплане разворачивает на 90 градусов и фиксирует в направлении Север - Юг. Таким приемом он решает две задачи: создает связующее звено с парковой зоной территории усадьбы и останавливает развитие композиции объектов дворцовой застройки.

1М рИ»

ЦАР1 ОЫНи, ОЫ Д№ ВИД ИЛ ФКПФНЫБ ВОРОТА11 СРЕДНИМ Л1ЮГ]:И

Гскошггиукиил.

ВЕСТНИК

_мгсу

Современными исследованиями было определено, что Фигурные ворота имею конкретное символическое значение, соответствующее общему назначению сооруш ния. По существующим авторским вариантам Фигурных ворот обнаруживается связ развития тематического сюжета с содержанием информационно кодовых значени элементов. Особое внимание заслуживает осуществленный вариант сооружения, н котором раскрывается основная идеология зодчего (рис. 2).

Ш И11|||.

незрим :Ш.и-4> ......... им л

• •ЛИ' 1ШМ..|| II Цнмимич

Чжтрччр Ицш, I гфСрктаа

ФИГУРНЫ 1т ВОРСУТА М'КЛ,'

Фигурные ворота содержат в себе два типа арок: стрельчатую и полукруглую, к< торые, как выяснилось, отражают государственную тему и входят в единую композ] цию сооружения. Стрельчатая арка образуется кирпичной и белокаменной надстро] кой, которые составляют основное конструктивное решение сооружения. Другая ар! полукруглая, она выполняется из белого камня и находится по отметкам несколы ниже стрельчатого проема. Размещение одной над другой двух разных типов арок т казывает этапное тематическое развитие композиции. В верхней части, между стрел] чатой и полукруглой аркой вводится пятигранная фигура, которая по исследования символизирует первый этап развития России как государства. Эта фигура содержр ключевые священные и царские знаки, собранные вместе, как один в другом: элемеь креста, царская корона и царская лилия. Исходное понятие к этому авторскому реш^ нию следует искать в изображениях древнеримских триумфальных арок, над входнь ми воротами собора Св. Петра в Риме, а также в алтарной зоне православных храмо где по центральной вертикальной оси сосредоточены главные символы сооружений.

По центральной оси Фигурных ворот, от полукруглой арки по направлению вни архитектурные элементы символизируют второй этап развития России как импери Ранее на замковом камне полукруглой арки сооружения находился барельеф с из( бражением овального кольца, расположенного большой осью по горизонтали. внешней стороны от овального кольца расходились лучистые изображения линии. таком виде замковый камень полуциркульной арки был зафиксирован на обмерно чертеже 1944 года (рис. 2). На Фигурных воротах Царицынского ансамбля проявляю' ся символические знаки, отражающие значения, какие несла исконно русская истор] ческая культура. Символы в архитектуре оказывают существенное влияние на прочт ние авторской идеи. Однако непонимание значений архитектурных символов прив( дит, как правило, к стиранию следов авторской идеологии и потери важных элементе исторического памятника. По этой причине было затерто изображение овального б; рельефа на замковом камне полукруглой арки. Только по историческому обмерное чертежу, выполненному в сороковые годы XX века, удалось обосновать значение эт< го важного атрибута на сооружении.

На башнях Фигурных ворот, над средним карнизом размещаются двугорбь зубья, по аналогии зубьев стен Московского Кремля. Они отражают авторску: идею в конкретной связи с историей Российского государства. По исследования парные башни ворот должны завершаться двумя рядами белокаменных обелиско которые следует трактовать в качестве венцов славы России (рис. 1). В настоящее вр> мя, к сожалению, обелиски уже не венчают парные башни, так как они завершают; кладкой красного кирпича. У зодчего все сооружения в Царицынском ансамбле вь полнены на белокаменном основании, и белым камнем завершаются, что являете принципиальным в формировании ансамбля. В данном случае, непонимание творч^ ских приемов и назначение Фигурных ворот, привело к новоделу, искажению баше сооружения и основы авторской концепции.

Центральная часть Фигурных ворот содержит ажурную композицию из бело1 камня, которая представляет собой белокаменное ожерелье. Композиция ожерел! направлена по центральным осям сооружения, идет по вертикали и по горизонтал] Под замковым камнем полукруглой арки размещаются два полуовальных кольца, 41 рез которые проходит пронизывающий их «растущий» лист аканта. Этот прием взят I библейского сюжета, описания о процветшем кресте. В настоящее время форма пол; овальных колец представлена в искаженном виде, которая не имеет даже намеков ь первоначальное их значение.

1/2П11 ВЕСТНИК

_угогт_мгсу

Композиционное развитие белокаменного ожерелья направлено по вертикг ли вниз - к гирьке и подвеске, где эти элементы являются кульминационн( ключевыми в сооружении Фигурных ворот. Обнаружено, что на Фигурных ворота используется стилизованная форма гирьки, состоящая из нескольких белокаменны элементов, которые образуют цельный образ в виде птицы (рис. 3). Этот образ прочр тывается по конструктивному формированию и по тематическому композиционном развитию сооружения. В ином понимании образного решения невозможно обеспечит целостность архитектурного объема и конструктивную завершенность. Например, е( ли бы гирька была собрана из отдельных белокаменных элементов такой же утончеь ной формы, то, в этом случае, не возможно было бы выполнить затяжку её конструв ции на вертикальной тяге. Тем более, что стилизация белокаменных элементов гирьк под образ птицы конкретизирует тематическую композицию Фигурных ворот. Симвс лизация этой гирьки подводит нас к следующему этапу доказательства и разгадке зш чения этого сооружения.

Композиция Фигурных ворот завершается подвеской. В исторических материала и все, что сохранилось, по этому сооружению отсутствуют сведения о подвеске, есл не считать акварель конца XIX века с изображением виноградной грозди. Но тако атрибут вызывает сильные сомнения, чтобы его рассматривать как авторский: вс первых, потому что эта художественная работа, а не обмерный чертеж; во-вторых, нас нет объективного основания, чтобы говорить о подвеске только в виде виногра; ной грозди, так как прошло достаточно много времени после строительства авторо: этого сооружения. На эти сомнения наводит немало значащая деталь: - незамкнута петля в нижней части вертикальной тяги, предусмотренная для подвески. Принята конструкция металлической петли не дает жесткого и стационарного закрепления н ней завершающего элемента. При обмерных работах в сороковые годы XX века по; веска не зафиксирована (рис 2).

Современные исследования авторских вариантов Фигурных ворот привели выводу, что подвеска должна отразить основную сюжетную тему сооружения и вс] многообразную композицию дворцовой части Царицынского ансамбля. Далее иссш дования показали, что таким элементом по сюжету и по отношению к гирьке-птицы, опущенной вниз головой, в виде райской птицы, должен быть самый значительны элемент сооружения. Он должен поддержать основные символические знаки соорз жения, такие как: обелиски, зубья стен Московского Кремля и другие, известные сил-волы государственного значения. По данному обоснованию существующая подвеск* гроздь виноградной лозы, не может быть авторским элементом, так как этот элемент плод, спонтанного проявления другого времени, выходящего за пределы контекст тематического развития композиции сооружения (рис. 3).

Тематическое направление композиции сооружения на эзотерическом тип исследования обретает связь с библейской иконографией. Птица опускается земле как небесная вестница о Священном Граде - России. В данном случае, образе вестнице - птицы олицетворяется отечественная история, которая несе подвеску главного государственного символа - герб России. Этот важный атриб> придает белокаменному ожерелью Фигурных ворот концептуальную законченност] На пересечении центральных композиционных осевых линий сооружения формирует ся образ священной птицы, спускающийся с небес. На памятниках архитектуры и изобразительном искусстве подобное изображение птицы олицетворяет собою, сс шедшего на землю Святого Духа. Подобное изображение можно видеть на сооружен! ях Райских врат христианских храмов, например, в Елоховском соборе, одного г

главных соборов в Москве. Эта тема христианской иконографии имеет продолжение тематическое обоснование по изображениям на белокаменных досках Фигурных в( рот. Они размещены в пазухах между башнями и стрельчатой арки сооружения (ри 2). На досках располагаются фигуры трубящих Ангелов, изображения которых свид тельствует о исторически важном событии. Крылья Ангелов состоят из лавровых л] стьев. Использование этого иконографического атрибутированного элемента являете закономерным и применяется еще на плечах этих фигур и на ленте стрельчатой арк: которые обрамляют световой створ сооружения.

<Щ Урныг ИОКУГА ¿ПЕЛОКЛМРШНи К0МГ1Т19НЧНЯ (,ТГЕ:Л1'*ЛТОГО пгоеМл сооружения гекййс^рукцля

1/2011 ВЕСТНИК _у2011_мгсу

В определении места посадки Фигурных ворот в ансамбле проявились глубинна основа творческого мыслительного процесса, высочайшего профессионального мае терства зодчего. Фигурные ворота - завершающий объект композиции дворцовой час ти ансамбля. Этим сооружением зодчий объединяет всю композицию и все объеь ты ансамбля, наделяя его иконографическими символами, характерными дл Российского государства. Если в прошедшие столетия, предшествующие исследов* тели констатировали, что нет доказательств и исторического документа о замысле в( ликого зодчего, то сегодня это мнение можем опровергнуть и подтвердить обратное есть исторический документ! Тематический государственный замысел Царицынског ансамбля документально зафиксирован и запечатлен в Фигурных воротах, которы был обнаружен и представлен в этой статье - это памятная доска (рис.4). Возможш что она самая первая памятная доска в светской архитектуре России? Памятная доек по прямому значению свидетельствует о важном событии и является историч» ским документом. Она подтверждает, что перед нами исторический архитекту( ный факт: Фигурные ворота - монументальный памятник Российского госуда( ства. В данном случае, именно, Фигурным воротам отводится собирательная роль ка архитектурного памятника, на котором сосредоточена и запечатлена главная концег ция ансамбля - история России. Зодчий использует необычный прием в представлени данной памятной доски - на ней нет исторических сведений, а воспринимается ка ненавязчивый, органичный атрибут в общем составе элементов сооружения. Памятна доска, исторический архитектурный документ XVIII века зодчего Баженова, спуст многие столетия, проявляется в новых исследованиях.

Памятная доска в Царицынском ансамбле представляет собой настенную извест няковую пластину. Она не замоноличена в сооружение, а приставлена к стене и кре пится металлической скобой. На Фигурных воротах находятся две однотипные памят ные доски, они располагаются над поясом среднего карниза, на специально отведег ных местах плоскости стен, с двух сторон боковых фасадов. На доске изображени картуша выглядит необычно, если сравнивать по изображению и по содержанию существующим памятным доскам: здесь нет ни дат, ни текста, но они подразумевают ся, потому что эта памятная доска составляет единое целое со всем сооружением. Н архитектурном пластическом языке, на сооружении передается "исторический камеь ный текст" - это Царский и Имперский периоды развития России. Они документальн зафиксированы в композиции белокаменного ожерелья. Таким образом, и здесь, н памятной доске, подтверждается высочайший уровень творчества, как и в образовани всего ансамбля.

Закладывая Фигурные ворота как сооружение-памятник и летопись России, зо; чий подошел по-философски творчески. Он объединил духовные и государственны знаки воедино, расставил их по порядку исторического развития и увековечил главны этнические и государственные символы, но не датами и текстом, а кодированной пл< стикой сооружения, расширив временное пространство - безвременьем, пространст вом вечности (рис. 5).

В заключении отметим, что в Царицынском ансамбле проявляется совершег нейшая, ранее неизвестная в мировой практике - символическая архитектура, которой гармонично передается изящная русская стилистическая пластика фасадов внутренняя организация объектов архитектурными элементами конкретного значени; В архитектуре Царицынского ансамбля зодчего представлен символизм, как ог ределяющая черта русской архитектуры XVIII века в творчестве В.И. Баженова.

ВЕСТНИК _мгсу

Сохраняется надежда на прозрение и востребование обществом не исторических ложных подделок, а исконно национальной архитектуры, внимание которых будет направлено на реализацию авторского проекта - Царицынского ансамбля Баженова, создавшего архитектурную модель Российского государства. Великая архитектура В.И. Баженова, предназначенная для прославления отечества, не должна находиться в положении пасынка, она должна быть непременно восстановлена, потому что это будет историческим гарантом свидетельства сложившейся российской цивилизации. В Царицынском ансамбле проявился высочайший уровень творческого развития архитектуры, не имеющего равного ни в отечественной, и ни в зарубежной практике. Архитектура В.И. Баженова содержит национальный этнос от зарождения Руси и отражает великую культуру целого государства.

Графика автора.

Список литературы.

1. Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства / В.Г. Власов. В 10 т. T. VII: П. - Спб.: Азбука - классика. - 2007 . - 912 с.

2. Михайлов. А.И. Баженов / А.И. Михайлов. - М.: Изд. по строительству и архитектуре. -1951, с.127.

3. Андреа Палладио. Четыре книги об архитектуре (Пер. В.И. Жолтовского). - М.: Строй-издат. - 1989. - 352 е.: ил.

4. Русская архитектура первой половины XVIII века. Под ред. И.Э. Грабаря. - М.: Гос. изд. литературы по строительству и архитектуре. - 1954. - 414с.

5. Наумкин Г.И. Представительская архитектура Баженова // Наумкин Г.И. - М.: Вестник МГСУ, 2010, № 1, с.38-44.

The list of references

1. Vlasov V.G. Novyi enciklopedicheskii slovar' izobrazitel'nogo iskusstva / V.G. Vlasov. V 10 t. T. VII: P. - Spb.: Azbuka - klassi-ka. - 2007 . - 912 s.

2. Mihailov. A.I. Bajenov / A.I. Mihailov. - M.: Izd. po stroitel'stvu i arhitekture. - 1951, s.127.

3. Andrea Palladio. Chetyre knigi ob arhitekture (Per. V.I. Joltovskogo). - M.: Stroiizdat. -1989. - 352 s.: il.

4. Russkaya arhitektura pervoi poloviny XVIII veka. Pod red. I.E. Grabarya. - M.: Gos. izd. lite-ratury po stroitel'stvu i arhitektu-re. - 1954. - 414s.

5. Naumkin G.I. Predstavitel'skaya arhitektura Bajenova // Naumkin G.I. - M.: Vestnik MGSU, 2010, № 1, s.38-44.

Ключевые слова: этнос, великая архитектура, иконографические символы, модель Российского государства, герб России, памятная доска.

Keywords: ethnos, great architecture, an iconography, a symbol of the Russian state, the arms of Russia, a memorial plate.

e-mail автора: naumkin@mail.ru

Рецензент: Заведующая кафедрой архитектуры ГУЗа, доктор архитектуры, профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.