Научная статья на тему '«Русский стиль» в архитектуре малых городов западной Сибири середины XIX-начала хх веков'

«Русский стиль» в архитектуре малых городов западной Сибири середины XIX-начала хх веков Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
829
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЭКЛЕКТИКИ / "РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ" / "РУССКИЙ СТИЛЬ" / НЕОРУССКИЙ СТИЛЬ / МАЛЫЙ ГОРОД / "RUSSIAN-BYZANTINE REVIVAL STYLE" / "RUSSIAN STYLE" / NATIONAL DIRECTION OF ECLECTICISM / NEO-RUSSIAN STYLE / SMALL TOWN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гуменюк Алла Николаевна, Ляликов Илья Витальевич

В статье очерчивается национальное направление архитектурной эклектики, заявившее о себе в малых городах Западной Сибири: Каинске (совр. Куйбышев), Мариинске и Тюкалинске. Дается стилистический анализ построек «русского стиля», указываются специфические черты. Отмечается, что «русский стиль», по отношению к архитектуре столиц, проявляется в провинции с определенным опозданием и в своих интерпретациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Russian style» in architecture of small towns of Western Siberia middle XIX early XX centuries

The article outlines the direction of the national architectural eclecticism, which declared itself in small towns of Western Siberia: Kainsk (now Kuibyshev), Mariinsk and Tyukalinsk. The stylistic analysis of buildings in «Russian style» is given, its specific features are indicated. The authors note that «Russian style» in relation to the architecture of the capitals, appeared in the province in their interpretations with a certain delay.

Текст научной работы на тему ««Русский стиль» в архитектуре малых городов западной Сибири середины XIX-начала хх веков»

20. Гуменюк, А. Н. Памятники архитектуры г. Тары XVIII—начала XX вв. Каталог / А. Н. Гуменюк, И. В. Ляликов // Омский научный вестник. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2014. — № 1 (125). - С. 252-259.

21. Богданова, О. В. К вопросу о кадровом составе западносибирских зодчих в период с 1840-х по 1850-е гг. / О. В. Богданова // Вестник Томского гос. ун-та. История. — 2013. — № 6 (26). — С. 187 — 192.

22. Половцов, А. А. Русский биографический словарь: Лаб-зина — Ляшенко В 25 т. Т. 10 / Изд. Императорским Русским Историческим Обществом ; под ред. Н. Д. Чечулина и М. Г. Курдюмова. — СПб. : Тип. Гл. упр. уделов, 1914. — 846 с.

23. Корректировка проекта зон охраны объектов культурного наследия г. Мариинска. Историко-архивные исследования В 3 т. Т. II. — Томск : Сибирский институт «Спецпроект-реставрация», 2008. — 125 с.

24. Гуменюк, А. Н. К истории планировочного развития города Тюкалинска: «Геометрический план» 1832 и генеральный план 1858 гг. / А. Н. Гуменюк, И.В. Ляликов // Омский научный вестник. — 2013. — № 1 (115). — С. 185—189.

25. Матвеева, Л. Л. Исторический план города Колывани архитектора К. Турского / Л. Л. Матвеева, В. Л. Гусаченко // Сибирская Заимка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://zaimka.ru/to_sun/matveeva2.shtml (дата обращения: 11.03.2014).

26. Богданова, О. В. Зодчие города Тобольска / О. В. Богданова // Строительные ведомости [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.sibsi.net/jur/stat/341/statPoln.

php?nomer = 2007-1 (дата обращения: 12.03.2014).

27. Плоскова, Л. А. От города живописного до города регулярного / Л. А. Плоскова // Явлутур-городок: историко-кра-еведческий альманах. — Ялуторовск : филиал «Ялуторовская типография» ОАО «Тюменский издательский дом», 2009. — № 4 — С. 57 — 64.

28. Гуменюк, А. Н. Стилистические признаки «сибирского барокко» в архитектуре г. Тары в конце XIX века. (К вопросу изучения памятников культуры малых исторических городов) / А. Н. Гуменюк // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПУ. — 2009. — № 4. — С. 91 — 96.

ГУМЕНЮК Алла Николаевна, кандидат искусствоведения, доцент (Россия), заслуженный работник культуры РФ, профессор кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии» Омского государственного технического университета; профессор кафедры «Дизайн, рисунок и живопись» Омского государственного института сервиса; член Союза архитекторов России, Союза художников России, Российской ассоциации искусствоведов. ЛЯЛИКОВ Илья Витальевич, аспирант кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии». Адрес для переписки: illuzion_@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.03.2014 г. © А. Н. Гуменюк, И. В. Ляликов

УДК 72035 (571 1) А. Н. ГУМЕНЮК

И. В. ЛЯЛИКОВ

Омский государственный технический университет

«РУССКИЙ СТИЛЬ» В АРХИТЕКТУРЕ МАЛЫХ ГОРОДОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ СЕРЕДИНЫ Х1Х—НАЧАЛА ХХ ВЕКОВ

В статье очерчивается национальное направление архитектурной эклектики, заявившее о себе в малых городах Западной Сибири: Каинске (совр. Куйбышев), Мариинске и Тюкалинске. Дается стилистический анализ построек «русского стиля», указываются специфические черты. Отмечается, что «русский стиль», по отношению к архитектуре столиц, проявляется в провинции с определенным опозданием и в своих интерпретациях.

Ключевые слова: национальное направление эклектики, «русско-византийский стиль», «русский стиль», неорусский стиль, малый город.

Начиная со 2-й четверти XIX века вместе с упадком классицизма резко возрастает интерес к «историческим» стилям. В России на волне роста народного самосознания оформляется «национальное» направление эклектики, или «русский стиль». Первым этапом его развития (1830—1860-е) стал «русско-византийский стиль», представлявший, тем не менее, весьма своеобразный сплав мотивов отечественного зодчества XVI — XVII веков с элементами ордерной архитектуры [1]. Широкое распространение получили крестово-купольные храмы, увенчанные пятиглавием; барабаны «вырастали» из нескольких

рядов кокошников, фасады завершались закомарами. Позднее формируется «демократический» вариант «русского стиля» (1850 — 1870-е), во многом связанный с освоением мотивов допетровского зодчества — каменного и деревянного. В 1880—1890-е годы в отечественную архитектуру вновь возвращается официальный «русский стиль». Его главными особенностями являлись академизм, масштабная репрезентативность, строгая осевая симметрия, насыщенность декором. Характеризуемый как «смесь итальянских форм с русскими» [2, с. 40], стиль использовался не только при проектировании отдельных

Рис. 1. Троицкая церковь в Тюкалинске. 1847—1852. Фото нач. ХХ в.

Рис. 2. Кладбищенская церковь «Во Имя Всех Святых». 1862-1865. Фото нач. ХХ в.

зданий, но и целых ансамблей. Возникший в столицах в 1860-е годы и распространившийся на рубеже веков, неорусский стиль пришел в провинцию в начале ХХ века. Являясь национальной интерпретацией модерна, он основывался на переосмыслении образцов белокаменной псковско-новгородской архитектуры ХШ — Х1У столетий, позднее московско-ярославского зодчества XVI —XVII веков и представлял своеобразные их стилизации.

Как правило, в архитектуре провинции здания официального «русско-византийского стиля» строятся по типовым проектам, но с некоторым временным запаздыванием. Позднее, чем в столицах, только в конце Х1Х — начале ХХ веков, появляются образцы демократического варианта «русского стиля». В это же время для «утверждения силы и влияния центральной власти в отдаленных провинциях и колониях Российской империи» [2, с. 40] приме-

няют официальный «русско-византийский стиль» в его поздней модификации. Находит свое отражение лишь в отдельных элементах зданий и неорусский стиль, что связано с достаточно скромными проявлениями модерна в малых городах сибирской провинции. Некоторые элементы «национальной архитектуры» использовались в рациональной эклектике: «кирпичный стиль» вобрал в себя и соединил разнообразные детали исторических стилей различных эпох и, в частности, «русского стиля», не предлагая при этом какой-либо системы.

В малых городах Западной Сибири, являющихся объектами исследования: Каинске (ныне Куйбышев), Мариинске и Тюкалинске, поздний классицизм также сменяется «русским стилем» наряду с другими вариациями архитектурной эклектики. Несмотря на свою малочисленность в указанных городах, памятники «национального направления»

Рис. 3. Офицерское собрание в Тюкалинске. 1904 — 1906. Фото 2010

Рис. 4. Дом Шкроева в Куйбышеве. Кон. XIX в. Фото 2011

Рис. 5. Церковь Иоанна Предтечи в Каинске (совр. Куйбышев). 1906. Фото 1-й пол. ХХ в.

представляют интерес для стилистического анализа.

«Русско-византийский стиль». Каменная двух-престольная Троицкая церковь в Тюкалинске (1847—1852) выполняла соборную функцию [3, 4]. Согласно «геометрическому плану» 1858 года, постройка располагалась на берегу реки Тюкалки. Рядом сформировалась площадь-паперть, на которой находились протяженные торговые лавки, предназначенные документом к сносу [5, 6]. Храм был разрушен в 1946 году.

Несмотря на плохую читаемость фотоснимка начала ХХ века, можно усмотреть черты «русско-византийского стиля» как в объемно-пространствен-

ном решении церкви, так и в ее декоре (рис. 1). Храм «кораблём» состоял из четверика основного объёма, трапезной и притвора; колокольня представляла собой «восьмерик на четверике» с шатровым завершением. Главный объём венчало диагональное пятиглавие в виде центрального купола и декоративных куполочков на восьмигранных барабанах. Скромный по пластике декор барабанов был представлен колонками и кокошниками; главки имели луковичную форму. Пластика колокольни была более выразительной. Ярус звона украшали фигурные столбики и ряды кокошников, из которых «вырастал» шатёр со слуховыми окнами, высоким

Рис. 6. Церковь Иоанна Предтечи в Куйбышеве. 1906. Фото 2011

фонарём и луковичной главкой. Ввиду особенностей храма необходимо выделить использованную вариацию «русско-византийского стиля» — «второй тоновский стиль», для которого было характерно широкое применение шатров и кокошников [2, с. 17]. При общем сходстве постройки с храмами 1-й половины XVII века, стоит также отметить и некоторую «засушен-ность» декора, соответствовавшую академическому строю данной архитектуры.

Элементы ордерной системы из арсенала классицизма проступали в строгом декоре четвериков. Гладкую поверхность стен разбивал мерный ритм узких оконных проемов с полукруглым завершением, обрамлённых тягами; объёмы венчались многоступенчатыми карнизами малого выноса (основной четверик, предположительно, имел и надкарнизный ряд зубчиков). Главный вход был организован арочным порталом; боковые стены притвора выделены нишами, которые подобно окнам, завершались полукруглой аркой. Северный и южный входы венчали сандрики в виде классических треугольных фронтонов.

Деревянная кладбищенская церковь «Во Имя Всех Святых» в Мариинске (1862—1865), возведённая на средства иркутского мещанина В. Шпочина, была приписана к городскому Никольскому собору (рис. 2). По прошествии полувека сильно обветшала и в начале ХХ века подверглась перестройке. Храм закрыли в 1930-х годах. В здании располагались дом культуры, затем — спортшкола; на рубеже 1950-х— 1960-х годов оно сгорело.

Строительство велось, предположительно, по «образцовому» проекту. Главного управления путей сообщения и публичных зданий. Данное ведомство несколько раз в 1850—1860-х годах выпускало атласы фасадов и планов храмов, в том числе специально разработанные для Сибири [7]. По формообразованию и некоторым декоративным решениям постройка была близка к официальному «русско-византийскому стилю» К. А. Тона.

Церковь представляла собой здание смешанного типа: деревянное, на каменном фундаменте. Композицию «кораблём» составляли четверики основного объёма, трапезной (сведена к минимальным габаритам) и притвора. Колокольня «восьмерик на четверике» имела шатровое завершение с двухъярусным фонарём и гранёной грушевидной главкой. Собственно храм венчало диагональное пятиглавие в виде

восьмигранного купола и малых декоративных куполов. Центральный барабан был световым, боковые — ложными. Главы также имели грушевидные объёмы, расчленённые на грани. Помимо формообразования, «русский стиль» проявился в декоре. Стоит отметить слуховые окна в виде теремных оконцев, килевидные кокошники, рисунок кубовых капителей в пилястрах колокольни и т.д. Эклектический вид церкви придавало большое количество элементов из словаря классической архитектуры. В частности, щипцы треугольной формы вкупе с широкими, лишёнными орнамента, подкарнизными досками; окна прямоугольной формы, нередко оформленные сандриками с треугольными фронтонами. Элементы классицизма чередуются с допетровскими формами: кокошники с килевидным завершением соседствуют с треугольными и округлыми венцами. Известно, что храм перестраивался в начале ХХ века. Тем не менее «смешанный» облик можно объяснить скорее тем, что провинция долго хранила традиции классицизма, да и сам «русско-византийский стиль» не был чужд использования элементов ордерной архитектуры. Таким образом, к характерным чертам данной постройки стоит отнести органичное сочетание двух стилевых линий, а также провинциальное упрощение деталей.

Демократический вариант «русского стиля». Офицерское собрание в Тюкалинске (1904—1906) — одно из первых каменных зданий города (рис. 3). В 1919 году здесь размещался штаб 51-й дивизии под командованием В. К. Блюхера. Прямоугольный в плане объём в западной части усложён при-строем; южный фасад здания дополнен выносным «теремным крыльцом», внутреннее пространство которого перекрыто кирпичной кладкой. Мощные полуколонны с кубическими капителями несут на себе своды — пологий и двухарочные с гирьками.

Постройка приближается к образцам «русского стиля» в его демократическом варианте. Декор фасадов решён рядами нишек, филёнок и профилированных поясков. Наличники представляют собой имитацию колонок с кубышками и килевидных кокошников (с треугольной центральной частью и боковыми полуциркульными). Многоступенчатая основа кокошников напоминает о «сибирском барокко»; они, в свою очередь, соединены двумя рядами горизонтальных профилированных поясков; между которыми располагаются вертикальные нишки,

усиливающие визуальную дробность, свойственную древнерусским постройкам. По всей видимости, упрощённая кладка фигурных элементов была связана с отсутствием лекального кирпича. Этим же объясняются и простота полуколонн «теремного крыльца», увенчанного несложным для выполнения треугольным фронтоном, привносящим в постройку несколько чужеродный для стилевой вариации элемент. Однако суховато-сдержанную прорисовку деталей, их «опрощение» компенсируют гипертрофированные в размерах кокошники и полуколонны, что составляет «характерную черту провинциальной архитектуры» [8].

«Русский стиль» в сочетании демократического варианта и официально-академической версии конца XIXвека. Дом И. В. Шкроева (Н. В. Шкроева) в Каинске (конец Х1Х века) — купеческая постройка, сохранившаяся до наших дней (рис. 4). Здание состоит из трёх прямоугольных двухэтажных объёмов и представляет попытку архитектора воплотить демократического варианта «русского стиля». Общий фасад разделён лопатками на прясла, отличные друг от друга декором, формой наличников и окон: лучковых и полуциркульных. Для исследования интересен его средний сегмент, где прочитываются черты посадской архитектуры ХШ — Х'УП веков. Центр композиции акцентирован шатровым объёмом с собственным перекрытием и фигурной островерхой крышей с гребнем, завершённой столбиками и ажурной металлической решёткой. На фасаде эта часть здания отмечена аттиком, который имеет венчание в виде профилированного карниза с декором «кирпич на ребро», а ниже имитацию национальной «вышивки-плетенки», также выполненной из кирпича. В подобном приеме видится перенос мотивов народного творчества и элементов деревянной архитектуры в каменную. Создаётся иллюзия «шатра», характерного для допетровских теремных хором. Лопатки, парапетные столбики и плоскости стен здания украшены филёнками, которые выполнены в подражание фасадным нишкам древнерусских построек. Однако в оформлении дома Шкро-ева читаются веяния еще одной линии «русского стиля», его официально-академической версии конца Х1Х века, проявившейся в «смеси итальянских форм с русскими». В пластике фасадов имеют место элементы ренессансной архитектуры — рустовка лопаток, межэтажные профилированные карнизы. Полуциркульные оконные проемы под общей арочной тягой могут быть попыткой выполнения ренессансного окна, и в то же время напоминают стилизацию древнерусского декора. Классическую составляющую демонстрируют подкарнизные ряды сухариков, полукруглые завершения оконных проёмов и замковые камни над ними [9—11]. Таким образом, к особенностям постройки стоит отнести отсутствие чистоты в использовании одного варианта «русского стиля». Более того, следует отметить явление наложения двух «стилевых волн», которые принадлежат разным временным периодам, что является характерным признаком провинциальной архитектуры.

В контексте развития национального направления в отечественной архитектуре стоит обратиться к активно развивавшемуся в конце Х1Х — начале ХХ веков неорусскому стилю, или «национальному модерну». Он представлял собой уже «не совокупность характерных русских мотивов», а «образное восприятие национального наследия и через него движение к обобщению формы и силуэта» [2, с. 44].

В данном случае интерес авторов направлен на стилизацию московско-ярославской школы зодчества с его двухцветными или полихромными колористическими решениями, открытой кирпичной кладкой, разнообразной орнаментикой, использованием декоративных панно. Следует отметить, что неорусский стиль, проникавший из столиц в провинцию, зачастую проявлялся в пластических решениях фасадов всего лишь отдельными элементами.

Демократический вариант «русского стиля» в сочетании с элементами «национального модерна». Церковь Иоанна Предтечи в Каинске (1906) была возведена на средства купчихи А. И. Шкроевой (рис. 5) и частично сохранилась до наших дней. Утраченные в советский период венчания и колокольня сравнительно недавно восстановлены в упрощённой форме (рис. 6). Здание составлено из четвериков притвора, трапезной и основного объёма. К последнему примыкает шестигранная апсида с выступающей центральной частью. Колокольня представляет «восьмерик на четверике» и имеет шатровое завершение. Главный объем венчает диагональное пятиглавие, купола луковичной формы разбиты на грани. Для церкви характерна центрально-симметричная композиция «кораблём»; храм — бесстолп-ный, перекрыт сомкнутым сводом; в тимпане главного входного портала размещен барельеф в виде квадрифолия, воспроизводящий мотив четырёх-листника [9, 12, 13].

По своему художественно-образному решению здание ближе всего к демократическому варианту «русского стиля». Его характеризуют открытая кирпичная кладка, ряды кокошников и килевидные аттики с киотами над основным объёмом; крестообразные филёнки западного, северного и южного фасадов; в оформлении наличников имитируются колонки кубышками. Безусловно, в декоре заметна упрощённая трактовка деталей, которую можно объяснить отсутствием лекального кирпича. К вариациям из арсенала неорусского стиля следует отнести гипертрофированные закомары по трём сторонам притвора, в том числе над входным порталом, и вторящие им килевидные арки основного объёма с «трельяжем» узких окон, характерным для модерна. Открытую кирпичную кладку можно отнести как к демократическому варианту «русского стиля», так и к переосмыслению неорусским стилем образцов московско-ярославской школы допетровского зодчества, где отсутствовала штукатурная обработка стен. Стоит отметить наличие элементов и деталей из классической архитектуры — полукружия входного портала, ряды сухариков подкарнизного пояса и аттиков, а также оконных проемов с небольшими замковыми камнями, создававших, однако, в общей композиции наличника впечатление килевидных завершений. Таким образом, в отношении стилистических особенностей храма следует отметить применение демократического варианта «русского стиля» с использование в элементах и декоре фасадов мотивы неорусского стиля, а также некоторое «опрощение» в пластике стеновой поверхности, свойственное провинциальной архитектуре.

Итак, «русский стиль» Х1Х — начала ХХ веков в различных интерпретациях воплотился в ряде зданий, возведенных в малых городах сибирской провинции. Можно конкретизировать два временных периода наибольшего интереса к данному направлению в исследуемых городах. Первый приходится на 1850—1860-е годы. Связанный с николаевской эпохой (и её отголосками), он был пропитан «официальной на-

родностью» и выразился в каменной архитектуре провинциальными «перепевами» «русско-византийского» стиля К. А. Тона. Второй пришелся на рубеж XIX и ХХ веков, когда в провинции еще господствовала архитектурная эклектика с ее смешением всех исторических стилей. Тем не менее всплеск национального самосознания и мода «на всё русское» не обошли малые уездные города, где «национальная архитектура» получила свои характерные особенности. А именно: запаздывание стилевых направлений по отношению к столицам и их вольное прочтение, сочетание в архитектуре нескольких вариантов «русского стиля», «опрощение» форм и деталей, а также гипертрофированность отдельных элементов на фасадах зданий. Тем не менее в малых городах, не богатых на уникальные памятники архитектуры, рассматриваемые здания производили достаточно яркое впечатление и придавали национальный колорит городской застройке.

Библиографический список

1. Кириченко, Е. И. Русская архитектура 1830-х—1910-х годов / Е. И. Кириченко. — М. : Искусство, 1982. — 399 с.

2. Гуменюк, А. Н. Эклектика в архитектуре Омска второй половины Х1Х — начала ХХ веков : моногр. / А. Н. Гуменюк. — Омск : ОмГТУ, 2011. - 147 с.

3. Алисов, Д. А. Культура городов Среднего Прииртышья в Х1Х-начале XX вв. / Д. А. Алисов. - Омск, 2001 - 200 с.

4. На ветрах истории. Городу Тюкалинску 250 лет. -Омск, 2009. - С. 256-257.

5. Лебедева, Н. И. Храмы и молитвенные дома Омского Прииртышья / Н. И. Лебедева. - Омск : Изд-во ОмГПУ ; Издатель-Полиграфист, 2003. - С. 49-50.

6. Гуменюк, А. Н. К истории планировочного развития города Тюкалинска: «Геометрический план» 1832 и генеральный план 1858 гг. / А. Н. Гуменюк, И. В. Ляликов // Омский научный вестник. - 2013. - № 1 (115). - С. 185-189.

7. Архитектура городов Томской губернии и сибирское купечество (XVII - начало XX века): Томск, Бийск, Барнаул, Кузнецк, Колывань, Камень-на-Оби, Нарым, Мариинск, Ново-николаевск / под ред. В. П. Бойко. - Томск : Изд-во ТГАСУ, 2011. - С. 385.

8. Гуменюк, А. Н. Стилистические особенности архитектуры г. Тюкалинска кон. XIX - нач. XX вв. / А. Н. Гуменюк // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПУ. - 2009. - № 4. - С. 83-91.

9. Гусаченко, В. Л. Каинск исторический / В. Л. Гусаченко, Л. Л. Матвеева, Л. В. Тимяшевская. - Новосибирск : Наука, 1995. - С. 25, 40-41.

10. 2-этажный кирпичный дом // Памятники истории, архитектуры и монументального искусства Новосибирской области : кат. / Науч.-произв. центр по сохранению ист.-культур. наследия Новосиб. обл. - Новосибирск, 2001. - Кн. 2. Новосибирская область. - С. 95-96.

11. 2-этажный кирпичный дом (дом купцов И. В. Шкрое-ва и Н. В. Шкроева) // Новосибирский краеведческий портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р://кгае¥е^ ngonb.ru/node/3650 (дата обращения: 29.03.2014).

12. Церковь каменная // Памятники истории, архитектуры и монументального искусства Новосибирской области: кат. / Науч.-произв. центр по сохранению ист.-культур. наследия Новосиб. обл. - Новосибирск, 2001. - Кн. 2. Новосибирская область. - С. 109-110.

13. Церковь каменная (церковь во имя Иоанна Предтечи) // Новосибирский краеведческий портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kraeved.ngonb.ru/node/3630 (дата обращения: 29.03.2014).

ГУМЕНЮК Алла Николаевна, кандидат искусствоведения, доцент (Россия), заслуженный работник культуры РФ, профессор кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии» Омского государственного технического университета; профессор кафедры «Дизайн, рисунок и живопись» Омского государственного института сервиса; член Союза архитекторов России, Союза художников России, Российской ассоциации искусствоведов. ЛЯЛИКОВ Илья Витальевич, аспирант кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии». Адрес для переписки: illuzion_@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.03.2014 г. © А. Н. Гуменюк, И. В. Ляликов

Книжная полка

Мусский, С. А. 100 великих нобелевских лауреатов / С. А. Мусский. - М. : Вече, 2008. - 480 с. - ISBN 5-9533-1380-2.

Новая книга из серии «100 великих» рассказывает о самых выдающихся нобелевских лауреатах за прошедшее столетие, среди которых Бунин и Хемингуэй, Шолохов и Маркес, Рентген и Эйнштейн, Павлов и Флеминг, Резерфорд и Кюри, Нансен и мать Тереза.

Джонсон, Д. Умный дизайн: Простые приемы разработки пользовательских интерфейсов / Джефф Джонсон ; пер. с англ. Е. Шикаревой. - СПб. [и др.] : Питер, 2012. - 224 c. - ISBN 978-5-459-01616-1.

Джеф Джонсон на протяжении всей своей карьеры занимался дизайном интерфейсов. Автор предоставляет уникальную возможность использовать всю мощь компьютерной графики и теории распознавания образов для разработки совершенных пользовательских интерфейсов. Книга поддерживает инженерный подход к дизайну интерактивных систем, но в то же время делается акцент на то, что интерактивные системы должны разрабатываться, основываясь на достоверных сведениях об особенностях человеческого мышления и восприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.