архитектура
УДК 94(47);94(571)
О. П. Святуха
русский стиль в гражданской застройке Владивостока
Рассматриваются гражданские сооружения в русском стиле, возведенные во Владивостоке в конце XIX - начале XX в. Архитектура русского стиля Владивостока анализируется в контексте развития этого направления в застройке городов юга Дальнего Востока. Выявляется связь с идеологическими геополитическими установками российского государства.
Ключевые слова: архитектура, русский стиль, Владивосток, Дальний Восток.
Russian style in civil building of Vladivostok. OLGA. P. SVYATUKHA (Far Eastern Federal University, Vladivostok).
The article investigates the civic buildings in Russian style, which were built in Vladivostok in late 19th and early 20th centuries. The author analyzes the Russian style architecture of Vladivostok in the context of the development of this trend in the buildings of the south of Russian Far East. It is also concluded that this trend was connected with ideological geopolitical guidelines of Russian Empire.
Key words: architecture, Russian style, Vladivostok, Russian Far East.
В 1880 г. пост Владивосток получил статус города, и с этого времени в нем велось активное каменное строительство. В это время архитектура эклектики и модерна завершала формирование облика дореволюционных городов, однако в большей степени лицо провинции определяла эклектика. Русский стиль был одним из направлений эклектики, который получил развитие как в культовой, так и в гражданской архитектуре.
Эклектика как общеевропейское явление провозгласила основной установкой стиля принцип историзма, поэтому термин «историзм» часто употребляют в качестве синонима к названию «эклектика». В арсенал проектов XIX в. было включено архитектурное наследие всех веков. Но творческие поиски в европейской и русской архитектуре XIX в. прежде всего были связаны с рождением «национального» направления. Идеям национальной самоидентификации в большей степени отвечало средневековое наследие. Для западной Европы на первом месте среди образцов стояла готика. В России воплощением концепции стали «византийский» и «русский» стили в разных модификациях. Причем во всех странах поиски национального варианта архитектуры пользовались государственной поддержкой. Как показали исследования [5], определяющая роль государственного заказа в создании национального стиля была характерна не только для времени правления Николая (1825-1855), но
и для эпохи Александра II (1855-1881) и Александра III (1881-1894), покровительствовавших «русскому стилю», который был призван выразить традиционные отношения монарха с народом в допетровской Руси. Эти предпочтения проявлялись не только в храмовой архитектуре, где русский стиль становится абсолютным лидером, но и в гражданской застройке.
В этой ситуации понятен выбор русского стиля для возведения общественных зданий как в столицах, так и в российской провинции. Но в восточных провинциях национальные мотивы в архитектуре приобретали дополнительную семантическую нагрузку - они маркировали новые восточные территории как часть Российской империи. В этом плане характерно строительство зданий вокзалов в трех крупнейших городах юга Дальнего Востока: Хабаровске, Благовещенске и Владивостоке - все они выстроены в неорусском стиле. В городах Восточной Сибири в русском стиле по государственному заказу возводились многие здания общественного характера (например, здание окружного суда в Якутске 1916 г., здание городской Думы в Хабаровске 1909 г.). Наряду со строительством по государственному заказу большую роль в формировании облика городов играли частные заказчики.
В провинциях эклектика в выборе стилевых приемов ориентировалась на те образцы, которые были традиционными для данного региона (на-
СВЯТУХА Ольга Павловна, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, археологии и этнологии Школы гуманитарных наук (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток). E-mail: [email protected] © Святуха О.П., 2013
2013 • № 2 • гуманитарные исследования в восточной сибири и на дальнем востоке 79
АРХИТЕКТУРА
пример, в Калужской губернии преобладали клас-сицизирующие элементы, во владимирской - мотивы древнерусского зодчества) [7]. Но в городах Дальнего Востока России, возникавших в середине XIX в. на месте военных постов, не было традиции, которая могла бы послужить отправной точкой, и архитекторы могли свободно обращаться со всей накопленной базой выразительных средств, отвечая только на стилистические предпочтения заказчика.
Определенное место в них отводилось и русскому стилю. В городах Восточной Сибири, на территории Приамурья и Приморья в русском стиле возводились общественные здания и здания торговых компаний, доходные дома и частные особняки, сооружения промышленного характера. В Якутске -здание Публичной библиотеки на деньги меценатов всех сословий (1911 г.), в Благовещенске - Торговый дом Кунста и Альберса (1894 г.), в Хабаровске - доходный дом Плюсниных (1902 г.), здание рефрижератора по ул. Кавказской. Это направление не было преобладающим в архитектуре восточных провинций, однако обязательно присутствовало в частной застройке крупных городов, часто отмечая значительные объекты городской застройки.
Как же складывалась ситуация в архитектуре Владивостока? В 1880-х годах Владивосток был морскими воротами империи, лицом России на Тихоокеанском побережье. Однако по сравнению с другими городами Восточной Сибири и Дальнего Востока русский стиль в архитектуре Владивостока представлен довольно скупо. Можно выделить всего 3 сооружения гражданской архитектуры, в полной мере относящиеся к этому направлению: арка цесаревича Николая (1891 г.), здание почтамта (1899 г.) и железнодорожный вокзал (1912 г.). Все они были связаны с государственным заказом и зримо воплощали идею связи восточной границы и центра страны: арка - морские ворота города, почтамт - непрерывная информационная связь, вокзал - транспортная магистраль. Особенно показательна история строительства владивостокского вокзала: первоначально в 1894 г он был выстроен в стиле эклектики, однако в 1908 г., уже после возведения здания Ярославского вокзала в Москве, была начата реконструкция владивостокского вокзала в неорусском стиле, в формах, повторяющих архитектуру столичной постройки - как начало и конец Транссибирской магистрали, символизирующие сердце России и завершение ее транспортной артерии.
Национальный стиль использовался также при строительстве зданий духовного ведомства. И в этом случае выбор стиля определялся идеологиче-
скими задачами. В декоре резиденции архиепископа Владивостокского и Камчатского (1900-1901 гг., архитектор И.В. Мешков.) использованы мотивы русской архитектуры XVII в. В неорусском стиле выполнено здание духовной консистории Владивостокско-Камчатской епархии (1910-1912 гг., архитектор Н. Коновалов). Построенное в русле модерна, оно украшено килевидными кокошниками в аттике и над порталом и врезными полуколонками по бокам от входа. Но национальные мотивы в декоре фасада духовной консистории представлены весьма лаконично, они, скорее, обозначают принадлежность к данному направлению.
Нужно отметить, что здания русского стиля появились во Владивостоке довольно поздно, только с 1890-х годов, когда мода на него в центральных областях страны уже пошла на спад. С запозданием проявляется и второй этап - неорусский стиль, развивающийся в рамках модерна. И хотя было замечено, что в архитектуре провинций стилевое развитие всегда запаздывает по сравнению с центром, появление построек в русском стиле во Владивостоке было связано не со стремлением следовать, пусть и с опозданием, столичной моде, а диктовалось задачами геополитичского характера.
Однако в частных заказах владивостокских застройщиков предпочтение определенно отдавалось классицизирующему направлению в эклектике и романтическому модерну. Торговые здания и гостиницы, учебные заведения, жилые дома и особняки в разных пропорциях несут черты этих стилей. Мотивы же русского зодчества лишь фрагментарно проявились в частных зданиях города. Например, в декор дома по нынешнему Океанскому пр., 26 (гостиница «Сибирское подворье», принадлежавшая крупному дальневосточному торговцу И.А. Циммерману) включены линеарные изображения килевидных кокошников в средней части здания, совершенно механистично наложенные на плоскость фасада; в таких случаях декор не придавал зданию в целом облика русского стиля.
Равнодушие частных заказчиков к национальному стилю в застройке может объясняться разными причинами. Вероятно, сыграла свою роль многона-циональность европейского населения города, где помимо восточнославянского компонента существовали также польская, немецкая, литовская общины. Не следует забывать также, что Владивосток многие десятилетия развивался как военный город и его элиту составляли военные моряки, тогда как Благовещенск и Хабаровск были центрами аграрных территорий.
Несмотря на то что во Владивостоке русский стиль в гражданском строительстве представлен
80
ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ • № 2 • 2013
Русский стиль в гражданской застройке Владивостока
О. П. СВЯТУХА
немногочисленными постройками, они между тем репрезентируют различные направления внутри стиля. Русский стиль - явление сложное и неоднородное, прошедшее несколько этапов. Поиски национального варианта в архитектуре не были связаны с одной лишь эклектикой, они продолжились и в рамках стиля модерн. В современной исследовательской литературе нет единой разработанной терминологической системы для обозначения направлений внутри стиля [8]. Одну из наиболее разветвленных систем, уточняющих особенности стиля внутри таких понятий, как псевдорусский и неорусский, предлагает Ю.Р. Савельев [5]: декоративный, ложнорусский, интуитивный, археологический, композиционный, стилизаторский. Но в то же время выдвинутая им трактовка «археологического» направления отличается от принятой в работах Е.И. Кириченко [1].
Первой по времени постройкой русского стиля в городе стала Триумфальная арка (арка цесаревича Николая) 1891 г., архитектор Н.В. Коновалов (см. 2-ю с. обложки). Триумфальные ворота были сооружены во всех городах, через которые пролегал путь цесаревича Николая. Арка в Верхнеудинске (Улан-Удэ) решена в строгих классицистических формах; в постройках Канска, Хабаровска, Благовещенска, русский декор накладывался на формы римской триумфальной арки [2]. В отличие от них, во Владивостоке была использована форма крыльца, характерная для гульбищ в московской архитектуре XVII в. Ближе всего владивостокская арка к иркутским триумфальным воротам, которые были наиболее точным воссозданием крыльца XVII в. с шатром и гирькой. Проектируя владивостокскую арку, первую на пути цесаревича, Н.В. Коновалов не копировал формы XVII столетия, оставив пролет арки цельным, не разделенным гирькой, однако четко выявил мотив крыльца и шатра. Как показал В.В. Постников, семантика триумфальной арки тем самым была дополнена идеологическими и сакральными православными аспектами: крыльца - как места для ритуала встречи высокопоставленного гостя; шатра - как элемента, придающего памятнику священный характер, откуда идут также ассоциации с Царским местом в Успенском соборе Московского кремля [3]. В терминологии, предложенной Ю.Р. Савельевым, стиль владивостокской арки может быть определен как «композиционный» (создание новых сложных композиций с более свободным варьированием форм исторических образцов) [5].
Здание почтамта во Владивостоке было выстроено в 1899 г. архитектором А. А. Гвоздзиовским (см. 2-ю с. обложки). Характерный для эклектики
подход позволил соединить классицистический прямоугольный объем здания, увеличенные в стиле модерна окна первого этажа, декоративные мотивы, характерные для московской архитектуры, и элементы классицистического декора. Но ведущую роль играл декор, выдержанный в традициях русского стиля, в основном привязанного к московской архитектуре XVII в. Декор был наложен на прямоугольный объем здания с несильно выступающими ризалитами, его элементы иногда подчеркнуто не связаны с тектоникой здания. Несмотря на обилие декоративных элементов, они подчинены ведущему ритму оконных проемов. Псевдорусский стиль владивостокского почтамта в терминологии И.Р. Савельева может быть определен как «декоративный» (широкое использование орнаментальных мотивов при классической структурной пространственной основе) [5].
Владивостокский железнодорожный вокзал не сразу приобрел известный сейчас облик. Первый вариант постройки (1891 г., архитектор Е. Базилевский), не используя конкретных мотивов исторических средневековых стилей, вызывал между тем ассоциации с крепостью. Второе здание вокзала было построено в 1912 г. (см. 2-ю с. обложки), оно представляет развитие русского стиля в рамках модерна (автором проекта в большинстве изданий называют Н.В. Коновалова, однако в публикациях появляется также имя В. де Плансона) [6]. Сходство его с Ярославским вокзалом Москвы отмечалось неоднократно, однако при сравнении со столичной постройкой видны отличия не только в деталях, но главное - в трактовке общих объемов и их пропорциях. Для неорусского стиля в рамках модерна часто характерно утрирование пропорций основных частей здания и отдельных деталей (неслучайно для неорусского стиля предлагается определение «стилизаторское направление») [5]. В здании вокзала Владивостока влияние модерна сглажено, пропорции высокой крыши не столь преувеличены, а трактовка деталей тяготеет к историческому стилю в рамках эклектики. Но в верхнем этаже бокового фасада, имитирующем машикули, сохранен мотив крепостной архитектуры. Таким образом, визуализируется идея города-крепости, форпоста России на Дальнем Востоке.
В этом же контексте раскрывается образ Александра Македонского на изразце, украшающем здание вокзала. В русской культуре Александр Македонский был символом не только богоугодного правителя, но и имперской власти, границы которой простирались на восток. Согласно легенде, упоминания о которой есть в чертежах С. Ремезова, Александр доходил до амурских земель
2013 • № 2 • ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ 81
архитектура
[4, с. 145]. В сознании людей XIX в. образ Александра Македонского был лишен национальной окраски и он воспринимался как правитель европейский.
Таким образом, как одна из особенностей архитектурной застройки Владивостока может быть отмечено обращение к русскому стилю только в сооружениях государственного значения и отсутствие ярко выраженных черт этого стиля в частной застройке. Русский стиль в архитектуре города стал выражением геополитических установок российской державы. Можно предположить, что в целом же Владивосток скорее позиционировал себя как европейский город, стоящий на границе с азиатским миром.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Е.И. Кириченко. Русская архитектура 1830-1910-х годов. М.: Искусство, 1978. 400 с.
2. Постников В.В. К истории «русского» стиля: триумфальные арки в российской провинции (конец XIX века) // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2012. № 3. С. 33-38.
3. Постников В.В. Николаевские ворота Владивостока (символика и идеология) // Россия и АТР 2007. № 4. С. 154-163.
4. Постников В.В. Образ Александра Македонского в русской материальной культуре // Вестн. ДВО РАН, 2006. № З. С. 141-147.
5. Савельев Ю.Р. Искусство «историзма» в системе государственного заказа второй половины XIX - начала ХХ века (на примере «византийского» и русского стилей): автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. СПб., 2006. URL: http:// www.dissercat.com/content/iskusstvo-istorizma-v-sisteme-gosudarstvennogo-zakaza-vtoroi-poloviny-xix-nachala-xx-veka-na (дата обращения: 16.09.2012).
6. Шолох Е. Символ, связавший нас с Россией // Конкурент. 2004. 7-12 дек., № 48.
7. Шульгина Д.П. Архитектура эклектики российской провинции: опыт выявления и анализа региональных различий: автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 2007. URL: http://www.dissercat.com/content/arkhitektura-eklektiki-rossiiskoi provintsii-opyt-vyyavleniya-i-analiza-regionalnykh-razlich (дата обращения: 05.09.2012).
8. Яковлева О.Б. Поиски национального стиля в русском изобразительном искусстве XIX-XX вв.: автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 1995. URL: http://www. dissercat.com/content/poiski-natsionalnogo-stilya-v-russkom-izobrazitelnom-iskusstve-xix-xxvekov#ixzz2Da1z3Vgp (дата обращения: 16.09.2012).
82
гуманитарные исследования в восточной СИБИРИ и на дальнем востоке • № 2 • 2013