Научная статья на тему 'Омск-владивосток. «Русский стиль» в архитектуре провинции второй половины XIX-начала XX веков'

Омск-владивосток. «Русский стиль» в архитектуре провинции второй половины XIX-начала XX веков Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
300
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Омск-владивосток. «Русский стиль» в архитектуре провинции второй половины XIX-начала XX веков»

УДК 72 А.Н. Гуменюк

Омский государственный технический университет, г. Омск

ОМСК-ВЛАДИВОСТОК. «РУССКИЙ СТИЛЬ» В АРХИТЕКТУРЕ ПРОВИНЦИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ Х1Х-НАЧАЛА XX ВЕКОВ

Города-крепости: Омск, находящийся на границе с Великой Степью, и Владивосток -отдаленная восточная граница России - отметили свои юбилейные даты (295 и 150 лет со дня основания, соответственно). Оба города интересны своей архитектурой дореволюционного периода, в том числе и памятниками, отчетливо характеризующими «русский стиль» XIX столетия.

«Русский стиль» пришел в архитектуру провинции к середине XIX века в рамках архитектурной эклектики, которая в свою очередь сменила классицизм с заметным опозданием по отношению к столицам. Известно, что до прихода эклектики в эпоху классицизма большинство зданий и сооружений, не зависимо от их функции, строились в греко-римской ордерной и безордерной архитектуре, в том числе и православные храмы. В период же наступившей эклектики при проектировании зодчие могли выбирать любой исторический стиль ушедших эпох в соответствии с назначением здания. Это привело к появлению в XIX веке

240

целого ряда «неостилей»: неоготика, неоренессанс, необарокко и другие. «Русский стиль» также выступил определенной новацией по отношению к классицизму и нашел свое применение в церковном зодчестве и гражданской архитектуре.

В столицах «русский стиль» развивался поэтапно. Начало национальному направлению положил «русско-византийский стиль», который и стал официальным «стилем» в отечественной архитектуре в 30-е годы XIX века и господствовал вплоть до 1850-х годов (идеолог

- арх. К.А. Тон). В современном искусствоведении принято называть «русско-византийский стиль» также и официальным вариантом «русского стиля» [7, с.75]. Формальная сущность его состояла в применении мотивов отечественного допетровского зодчества XVI-XVII веков в сочетании с элементами византийской архитектуры.

За «русско-византийским» в 1850-1870-е годы последовал демократический вариант «русского стиля» (апологеты - арх. А.М. Горностаев, В.А. Гартман, И.П. Ропет). В отличие от официального сторонники демократического варианта черпали образы и формы из средневековой каменной архитектуры Руси и народного деревянного зодчества, применяли мотивы народного прикладного искусства.

В 1880—1890-е годы в архитектуре столиц формируется «русский стиль», который по своим теоретическим установкам распадался на «археологическое» и «почвеническое» направления (идеологи, соответственно, архитекторы Л.В. Даль и В.О. Шервуд). По отношению к главному вопросу: взаимосвязи традиционного декора с объемно-пространственной композицией происходило деление на эклектический и органический варианты стиля [8].

В основе эклектического лежал принцип механического соединения характерных деталей со структурой современного здания. Представители «органического» пытались постичь закономерности и привести функцию и форму в гармоническое единство.

В конце XIX века в архитектуре столиц вновь оживает официальный «русский стиль». Основные его признаки: академизм, масштабная репрезентативность, строгая осевая симметрия - явный след тоновского «русско-византийского стиля»; и еще одна особенность - пластическая насыщенность декором. Но уже «смесь итальянских форм с русскими», - так определил творческий метод идеолог данного варианта архитектор Н.В. Султанов [7, с. 154].

В характеристике стилевого варианта зазвучало определение «официальная народность».

На первом этапе становления «русского стиля», а конкретно, «русско-византийского стиля» в России повсюду использовались высочайше утвержденные в 1840-х годы «Атласы

образцовых чертежей» архитектора К.А. Тона. В Сибири по его проектам были выстроены монументальные храмы в Томске и Красноярске. В Омске лишь два небольших культовых здания: церковь Всех святых на Казачьем кладбище (1859) и часовня во имя Иверской Божьей Матери у Базарной площади (1863-1867) могли до их сноса дать представление о влиянии «тоновского почерка». Это определяется редкими фотографиями, где прочитываются ордерные элементы в соединении с деталями церквей «старинного русского вкуса». Нужно отметить, что для Владивостока это время формирования города-крепости, строительства первой Успенской церкви (1861-1862) - обыкновенного бревенчатого дома без купола и колокольни, с иконостасом из корабельного паруса, натянутого на деревянную раму, деревянным крестом, возвышавшимся над двускатной кровлей и напоминавшим о назначении здания.

Процесс освоения провинцией «русского стиля» имел свою специфику: привычное для провинции опоздание в два-три десятилетия, затем стремительное овладение в конце

XIX начале XX веков приемами «русского стиля» практически одновременно во всех его стилевых модификациях. Причинами тому - строительство Великого Сибирского пути, ускоренный информационный обмен и быстрое постижение новаций столиц.

241

На провинциальной почве в конце XIX века оживает официальный «русский стиль» второй волны - след тоновского «русско-византийского стиля». Особенно широко он применялся при Александре III для строительства монументальных храмов, как утверждение центральной власти в отдаленных провинциях и колониях Российской империи.

Рис. 1. Омск. Успенский кафедральный собор 1891-1898. Арх. Э.Ф. Виррих. Воссоздан в 2007

В последние годы правления Александра Ш, его наследник цесаревич Николай Александрович побывал в 1891 году в Омске при возвращении из путешествия по Востоку и участвовал в закладке Успенского кафедрального собора (воздвигнут в 1898) [10]. Четырех-столпный пятиглавый с мощным центральным куполом и высокой шатровой колокольней он поражал обилием декора и полихромией фасадов (рис.1). Сказалось не только архитектурное, но и живописное академическое образование петербургского архитектора Э.Ф. Вирриха. В образном решении храма упор был сделан на так называемую «официальную народность».

Традиционные для зодчества древней Руси детали - кокошники, ширинки, нишки, фигурные столбики умело применялись в убранстве фасадов. Они успешно дисциплинировалась строгой симметрией, многократными повторами арочных оконных и дверных проемов, ритмическим ходом приставных полуколонн. Успенский собор был разрушен в 1930-е гг. и повторил историю московского храма Христа Спасителя. По закону парности случаев, здесь на основе конкурсного проекта предполагалось возвести Дом Советов, который не был осуществлен; на опустевшем месте соорудили бассейн, правда, не плавательный, а декоративный со скульптурой северного оленя. В 2007 году храм был воссоздан специалистами производственного объединения «Мостовик» - причем с обретением при раскопках фундамента мощей священномученика Сильвестра, архиерея Омской епархии.

242

Не избежал участи многих церквей послереволюционной России храм Покрова Пресвятой Богородицы во Владивостоке (1902). Взорванный в 1935 году он, так же как и омский кафедральный собор, был воссоздан в 2007 году на хорошо сохранившихся старых фундаментах. При новом строительстве в основание храма вместе с первым камнем заложили мощи священномученика Константина Богородского. Отметим, что в стилистическом отношении, представляя образец официального «русского стиля» конца XIX века, храм имел свою специфику и отражал местные черты в церковной архитектуре Владивостока - строгость и декоративную сдержанность в решении фасадов, своеобразную приверженность к классици-зирующим элементам, не претендовавших на так называемую «народность». Нужно констатировать, что в отличие от омского собора после воссоздания Покровского храма, облик его приобрел новые черты, выразившиеся в появлении стилизованных кокошников и других мелких деталей (рис. 2).

Рис. 2. Владивосток. Храм Покрова Пресвятой Богородицы.

1902. Воссоздан в 2007-2008

К сожалению, разрушенный во Владивостоке Успенский кафедральный собор (18861889, арх. Миллер), демонстрировавший официальный вариант «русского стиля» конца XIX века, остался запечатленным только на старых фотоснимках (на остатках фундамента построили жилой дом, где впоследствии разместилось художественное училище). Смешение «итальянских форм с русскими» выражалось в применении классических ордерных элементов в виде пилястр, архивольтов, арок, профилированных тяг наряду с кокошниками и шатровыми завершениями; последние были выбраны из арсенала древнерусского зодчества XVI века. Устойчивый интерес к классицизирующим элементам, их доминирование на фасадах здания, даже более чем в архитектуре упомянутого выше Покровского храма, опреде-

ленным образом, сглаживали идею «официальной народности».

«Официальная народность» все же имела место в архитектуре Владивостока. Она прозвучала в образном решении Триумфальных Николаевских ворот. Ворота, или Арка цесаревича Николая, были сооружены в 1891 году по решению городской думы, чтобы увеко-

243

вечить посещение города будущим императором Российской Империи. Автором проекта являлся городской архитектор, военный инженер П. Коновалов. Разрушенные в 1927 - 1930 годы ворота были воссозданы в 2003 году в результате работы большого творческого коллектива архитекторов, инженеров, художников, скульпторов (рис. 3).

Рис. 3. Владивосток. Николаевские триумфальные ворота. 1891. Арх. Н.В. Коновалов. Воссозданы в 2003

В соединении формообразующих элементов и деталей древнерусской зодчества (шатрового покрытия, крестового свода нижнего яруса, бочковидных кокошников, чашевидных русских капителей) с элементами из словаря классической архитектуры (профилированного архивольта, развитого антаблемента, руста цоколя), и все это при композиционной дисциплине и отсутствии живописной асимметрии, хорошо прочитывается официальный «русский стиль» конца XIX века. Триумфальные Николаевские ворота выразительным языком архитектуры вновь утверждали триаду «православие, самодержавие, народность» на краю православного мира, в восточных пределах России.

Здание почты во Владивостоке - одно из красивейших зданий центральной части города, блестящий пример «русского стиля» конца XIX века, где «официальную народность» ярко демонстрирует пластика фасадов явно непровинциального, а «столичного» толка (арх. А.А. Гвоздзиовский, 1896-1900). Красноречивы мотивы русской архитектуры XVII века с характерным сочетанием кладки из красного кирпича и белокаменных архитектурных элементов (рис. 4).

Рис. 4. Владивосток. Здание почты. 1896-1900.

Арх. А.А. Гвоздзиовский

Необходимо отметить, что чистота «стиля», его заданность чаще всего сохранялась в крупномасштабном строительстве по проектам столичных зодчих, или при наличии официальной опеки. В начале ХХ века критик архитектуры Г. Лукомский в своей книге об архитектуре провинции отмечал, что возведение построек «на месте» характеризуется, как правило, провинциальными «опрощениями» [9].

Так, например, после выделения в 1895 году Омской епархии из состава Тобольской, началось сооружение зданий Духовной Консистории и Архиерейского дома (перестроены в советское время). Утвержденный в 1903 году проект выполнялся в Петербурге в Хозяйственном правлении Синода гражданским инженером Е.Л. Морозовым. Прототипом была выбрана храмовая и посадская архитектура середины XVII века. Типично русские белокаменные детали хорошо читались на фоне красно-кирпичных стен.

Исполнительные чертежи на строительство были вычерчены областным инженером А.Л. Зуевым. При сравнительном анализе авторской графики Морозова и Зуева отмечается привычное для провинции «опрощение» в деталях. В утвержденном Синодом проекте имели место ажурные подзоры под карнизами из арсенала деревянной народной архитектуры, а также двухцветный орнамент из ряда так называемых кирпичных «вышивок» демократического варианта «русского стиля». В местных исполнительных чертежах и на фасадах в натуре эти украшения отсутствовали. То есть заданный через народные мотивы «демократизм» не получил своего развития. Напрашивается вывод, что разность теоретических взглядов «почвенников», стремившихся к органичности в стилевых решениях, и «археологов», которые основывались, скорее, на аппликативном применении древнерусских деталей, а также представителей других ответвлений «русского стиля» последней трети XIX века на практике сглаживалась. Концептуальные усилия зодчих нивелировались.

Во Владивостоке для размещения консистории и епархиального училищного совета в 1910-1912 годах было возведено трехэтажное каменное здание на ул. Пологой, (арх. П. Коновалов). Оно определяется исследователями, как характерная постройка неорусского направления. Необходимо уточнить, что здание все же представляет поздний вариант официального «русского стиля». Об этом говорят классицизирующие элементы фасада: рустованный цокольный этаж, угловые пилястры, со стилизацией под дорические капители, арочные завершения окон с замковыми камнями.

245

В последние годы XIX и начала XX веков Омск, как центр самостоятельной епархии, ознаменовал себя строительством новых культовых зданий:

- Свято-Троицкая при железнодорожной станции, выполненная в традициях русского зодчества XVI столетия (Арх. А.П. Хегстрем, 1900, не сохранилась).

- Во имя Святого Михаила Клопского с наземными галереями-гульбищами и ренес-

сансными мотивами в декоре фасадов (Арх. М.И. Шухман. 1898-1902, не сохранилась).

- Серафимо-Алексеевская часовня у Французского моста в память о русско-японской войне (Арх. А.И. Фон Гоген. 1907). Выполнена в традициях московского зодчества XVII столетия; воссоздана в 1994-1995 годы.

- Действующий храм во имя Святителя Николая в Атаманской станице (1911-1913, проект 1907). Выбор мотивов и некоторая их перегруженность позволяет так же сравнивать здание с культовыми постройками Москвы середины XVII в. Показателен тот факт, что до закладки храма, на средства общества казаков специально был выстроен завод, производивший формовочный и лекальный кирпич. Это создавало возможность разнообразить фигурную кладку. На относительно малой площади фасадов создавался пластически сочный, а иногда и гипертрофированный декор, в чем заключалась особая «острота» провинциального «русского стиля».

Следует отметить, что в стилистическом отношении все храмы демонстрировали «русский стиль» конца XIX столетия, но одни тяготели к органическому, другие к эклектическому вариантам. Хотя четко дифференцировать «стиль» омских зданий не всегда возможно. В этом проявляется специфика провинциальной архитектуры.

В 1907 году во Владивостоке возводится Храм-школа во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости» памяти русских воинов, погибших в русско-японской войне. Вновь следует подчеркнуть сдержанность, строгость местного варианта официального «русского стиля» конца XIX века, где в пластике фасадов доминируют классицизирующие элементы, что так отличает Владивосток от Омска этого периода.

«Общество с необычайной страстью увлекавшееся всем французским, теперь хотело быть русским», - писалось в 1903 году в статье о Гартмане [5, с. 12]. «Русский стиль» начал активно внедрятся в архитектуру крупных общественных зданий. Они принимали на себя роль высотных доминант в городской среде. В Омске в 1897 году на высоком берегу реки Оми было возведено здание Городской думы (арх Н.Е. Вараксин; вторая очередь - арх. Г.С. Бартковский, 1907). Символ государственной власти России на краю православного мира - такова идея постройки, воплощенная образным языком «русского стиля». В оформлении здания использована фигурная кладка из лекального кирпича. Высокое выносное крыльцо и шатровые башни, призванные возродить «своенародные и самобытные черты», задают свободу в композиции и живописный силуэт. «Национальный колорит» заявлен открытой красно-кирпичной кладкой. К «национальному материалу» кирпичу добавлен «народный материал» - дерево. Объемной накладной резьбой оформлены оконные проемы одной из башен. Подобное решение отвечало неофициальному (демократическому) варианту «русского стиля», характерному для архитектуры столиц 1850-1870-х годов. В Омске он проявил свою жизнеспособность в начале ХХ века, но в определенной стилевой трансформации. Здание Городской думы демонстрирует эклектический вариант «стиля», в рамках которого в фасады постройки с современной функцией аппликативно привнесен декор русского зодчества XVII столетия.

Если отмечать образцы демократического варианта «русского стиля» во Владивостоке, то он хорошо прочитывается в двухэтажном доме с домовой церковью епископа Евсевия, находящегося на территории Марфо-Мариинской обители. До 1917 года здесь располагалось архиерейское подворье Владивостокской епархии, получившей самостоятельность в 1898

246

году. Управлять епархией был назначен Епископ Евсевий (бывший Камчатский, Курильский и Благовещенский). Не имея специального архиерейского дома с церковью в городе, он решил на личные средства возвести загородный дом. Здание состояло из 3 частей: собственно дом, одноэтажная купольная церковь и восьмигранная башня-часовня (арх. И.В. Мешков, 1900-1901). Живописная асимметрия объемной композиции, детали фасадов, открытая кирпичная кладка говорят о незатухающей в провинции линии неофициального (демократического) варианта «русского стиля». Эта преемственность сохраняется и до наших дней: примером тому, построенный с «нуля» на территории современной Православной гимназии храм святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (2000-2002).

В Омске в 1910 году неожиданно элементы «русского стиля» нашли свое отражение в

таком здании общественного назначения, как баня. Причиной тому, острая конкуренция, которая обязывала стремиться к созданию комфорта и внешнего эффекта. Монументальный, пышно украшенный корпус бани Коробейникова эффектно выглядел со стороны реки и доминировал на фоне малоэтажной деревянной застройки. Лепнина фасадов повествовала о «живительных и плодоносных силах природы», крохотные фигурки, выливали воду из кубков, полуобнаженные наяды, возлежали на парапетах аттика, успокоение и негу обещали каменные девы с музыкальными инструментами. Благодаря фантазии зодчего в здание - достаточно прозаичного по своей функции - привнесены не только мотивы европейских дворцов, но и русских теремных построек. В «храм воды» был организован вход, решенный в форме выносного крыльца древнерусских теремных хором. Хорошо знакомые мотивы «русского стиля» видны в сдвоенной арке с висячим замком, в фигурных колоннах с кубическими капителями, в дробных деталях наличников оконных проемов третьего этажа. К попытке создать «национальный колорит» можно отнести лишенную штукатурки кирпичную кладку и расколеровку деталей белой известью - определенная имитация резьбы по камню.

В Омске в духе отечественной старины в период строительства Великого Сибирского пути было возведено здание железнодорожного вокзала (1896). «Русский стиль» конца XIX века в рамках «официальной народности», - такова архитектурная характеристика протяженного объема. В данном случае не приходится размышлять об уникальности постройки, о какой-либо определенной специфике места, - вокзал сооружался по типовому проекту и вместе со станционными зданиями, выполненными в новой стилистике модерна, стал характерной приметой времени. Позднее основной его корпус не раз реконструировался и полностью утратил первоначальные стилевые черты (рис. 5).

Рис. 5.Омск. Железнодорожный вокзал. 1896 247

Напротив, железнодорожный вокзал во Владивостоке (арх. П. Базилевский, 1893, 1912) отличается поистине столичным уровнем во всех отношениях: в объемно-

пространственном и архитектурно-планировочном, конструктивном и стилистическом решениях; в функциональной организации железнодорожных путей (рис. 6). Однако этот архитектурный памятник лежит уже в области другой стилистики - неорусского стиля, рожденного творческим методом модерна. И здесь уже иная корреспонденция: в более ранние века (XI-XIV), к другим школам отечественного зодчества (Владимиро-Суздальской и ПсковскоНовгородской). В ином контексте рассматриваются принципы формообразования, пластика объемов и фасадов; иное понимание «национального колорита». Это уже другая, новая эпоха в отечественной архитектуре.

Рис. 6. Владивосток. Железнодорожный вокзал. 1893; 1912. Арх. П.Е. Базилевский

Итак, с середины XIX века и до 1917 года провинция, в том числе Омск, и несколько позднее Владивосток, претворяет национальную идею «Православие, самодержавие, народность» в архитектуре посредством «русского стиля» в разнообразных его интерпретациях. К провинциальным особенностям «русского стиля» относятся заметное запаздывание его по отношению к архитектуре столиц; определенное сглаживание характерных признаков для каждого его варианта; возможность наложения «стилевых волн»; провинциальные «опрощения» проектных решений; выполнение пластически сочного, иногда гипертрофированного декора.

В рамках «русского стиля» конца XIX века Владивосток от Омска отличает большая сдержанность декоративных решений в церковном строительстве, в гражданской архитектуре - «столичность» и крупномасштабность зданий. Несмотря на провинциальную специфику «русского стиля» вся совокупность характерных русских мотивов, узнаваемых деталей, композиционных приемов имела большое значение для возрождения национальной традиции в отечественной архитектуре XIX - начала XX вв.

248

Библиографический список

1. Барановский, В. Г. Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников института гражданских инженеров / В. Г. Барановский. - СПб. : Изд-во Ин-та гражд. инженеров, 1893.

2. Голошубин, И. Справочная книга Омской епархии / И. Голошубин. - Омск, 1914.

3. Гуменюк, А. Н. Эклектика в архитектуре Омска второй половины XIX - начала

XX веков : монография / А. Н. Гуменюк. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2011.

4. Гурьев, Н. А. Путеводитель по всей Сибири и Средне-Азиатским владениям России / Н. А. Гурьев, В. А. Долгоруков. - Томск : Типо-Литография П.М. Макушина, 1895.

5. И.Б. В. Гартман / И.Б. // Искусство строительное и декоративное. - 1903. - № 1- 2.

6. Иконников, А. В. Тысяча лет русской архитектуры / А. В. Иконников. - М. : Искусство, 1990.

7. Кириченко, Е. И. Русская архитектура 1830-1910 годов / Е. И. Кириченко. - М. : Искусство, 1978.

8. Лисовский. В. Г. Национальные традиции в русской архитектуре XIX - начала XX

века / В. Г. Лисовский. - Л. : Ленинг. орг. о-ва «Знание» РСФСР, 1988.

9. Лукомский, Г. К. Памятники старинной архитектуры России. В типах художественного строительства. Часть I. Наша провинция / Г. К. Лукомский. - Пг., 1916.

10. Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге. - СПб. : М-во путей сообщ., 1900.

11. Славина, Т. А. Константин Тон / Т. А. Славина. - Л. : Стройиздат, 1989.

12. Владивосток. Здание почты. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : йр://’^^^1іуеіп1ете1;.ги/шег8/ка2у_песги8/ро8Ш1508474/

13. Первый храм Владивостока. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : кйр://’^^^у1аёкгат.пагоё.т/кгатшрешуа.к1т

14. Православные храмы Владивостока. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.v1adhram.narod.ru/hramy v1adivostoka.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.