Научная статья на тему 'Некоторые особенности стиля модерн в архитектуре Оренбурга'

Некоторые особенности стиля модерн в архитектуре Оренбурга Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
6424
493
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛЬ МОДЕРН / АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ЭКЛЕКТИКА / НЕОКЛАССИЦИЗМ / ОСОБНЯК / ДОХОДНЫЕ ДОМА / ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ / ФЛОРЕАЛЬНЫЙ ДЕКОР / ART NOUVEAU / ARCHITECTURAL HERITAGE / ECLECTICISM / NEO-CLASSICAL / HOUSE / APARTMENT HOUSES / GEOMETRIC ORNAMENT / FLORAL DECOR

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кобер Ольга Ивановна

Рассматривается архитектурное наследие Оренбурга начала XX века. Исследованы постройки в стиле модерн, который является приоритетным в данный период. Установлено, что большая часть зданий исторического центра построена в этом стиле. Выявлены характерные особенности стиля модерн в архитектуре Оренбурге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Кобер Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF THE ART NOUVEAU IN ORENBURG

We considered the architectural heritage of Orenburg turn of the early XX century. It was studied the buildings in the art Nouveau style, which was a priority style during this period. It is established, that the most part of the buildings in the historical center were built in this style. It was revealed the characteristic features of the art Nouveau in the Orenburg’s architecture.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности стиля модерн в архитектуре Оренбурга»

Кобер О.И.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ МОДЕРН В АРХИТЕКТУРЕ ОРЕНБУРГА

Рассматривается архитектурное наследие Оренбурга начала XX века. Исследованы постройки в стиле модерн, который является приоритетным в данный период. Установлено, что большая часть зданий исторического центра построена в этом стиле. Выявлены характерные особенности стиля модерн в архитектуре Оренбурге.

Ключевые слова: стиль модерн, архитектурное наследие, эклектика, неоклассицизм, особняк, доходные дома, геометрический орнамент, флореальный декор.

Изучение и сохранение архитектурного наследия исторического центра Оренбурга в последнее время, когда многие элементы городской среды безвозвратно исчезают, приобретает особенную ценность. Утрата памятников архитектуры, необходимость проведения реставрационных и реконструктивных работ в целях сохранения исторически сложившейся городской среды определяют важность изучения процессов и явлений, которые происходили на рубеже Х1Х-ХХ столетий в архитектурной практике Оренбурга.

Активное строительство во второй половине XIX века связано с тем, что в 1862 году город Оренбург был упразднён как крепость. Железная дорога, построенная в этот период, во многом способствовала укреплению культурных и торговых связей с Центральной Россией и Средней Азией. Активизация экономической, социальной и общественной жизни положительно сказалась на использовании нового стиля в строительстве особняков, доходных домов, административных сооружений. Явление модерна в градостроительной ситуации города трудно переоценить. Архитектурное наследие этого стиля в Оренбурге существенно и в некоторой степени приоритетно, поскольку оно во много-мсоздало образ исторической части города.

Стиль модерн зародился в архитектуре Европы в 1880-х годах и получил широкое распространение в разных странах мира. Главным особенностью стилястало стремление архитекторов противопоставить свое творчество историзму и эклектизму второй половины XIX столетия. Век модерна был короток, всего каких-то 30 лет, но в течение этого срока, пережив периоды становления, расцвета и угасания, стиль охватил все виды искусства и оставил заметный след в различных национальных культурах.

Ар Нуво, «новый стиль», сецессион, либерти, югендстиль, модерн - так по-своему назы-

вали этот стиль в Бельгии, Франции, Англии, Италии, Австрии, Германии, России.

Развитие стиля модерн в России имело ряд особенностей, одна из которых - поэтапное его распространение от центра к периферии. С начала 1890-х годов первые постройки в стиле модерн появились в архитектуре Москвы и Петербурга (на 5-6 лет позже, чем в Европе), а затем - по всей большой российской империи. По мнению А.Н. Башкирцевой, исследовавшей стиль модерн в архитектуре городов Томской губернии, период распространения этого стиля в России делится на 4 этапа и оценивается как объективный факт его проникновения из столиц в губернии центральной России, на Урал, в Сибирь и на Дальний Восток [1]. Оренбург, согласно предложенной схеме, попадает во второй этап, когда идет распространение стиля модерн в архитектуру городов европейской России до Урала (1900-е - 1905 гг.): Челябинск, Екатеринбург, Уфу и др.

И действительно одним из первых произведений Оренбурга в стиле модерн является особняк (ул. Краснознаменная, 14), который построен в 1901 году (рис. 1).

В его формах нашли отражение типичные для модерна приемы:

1. Ассиметричная композиция фасада.

2. Эркер как архитектурный акцент.

3. Построение объема по принципу «изнутри-наружу».

4. Использование в декоре элементов орнамента нового стиля: комбинации из прямых линий, окружностей, элементов растительного характера.

5. Разница фактур - красный кирпич и побеленная поверхность оштукатуренных участков [2].

В частном доме стиль смог воплотиться особенно полноценно в силу многогранности его претворения - в архитектуре здания в целом, в отделке интерьеров, деталей и т. д.

Здесь наиболее последовательно выявилась возможность строить «изнутри» [3]. По мнению Е.И. Кириченко, свойственному эклектике и архитектуре нового времени принципу проектирования здания «снаружи - внутрь», от предустановленной формы плана и объема к внутреннему расположению помещений, в модерне противостоит противоположный -«изнутри-наружу». Форма плана и объема не задана изначально, а вытекает из особенностей пространственно-планировочной структуры сооружения [4].

Е.И. Кириченко, крупнейший исследователь архитектуры русского модерна, выделяет четыре направления развития нового стиля: неорусский, неоготический, интернациональный, рациональный. Россия шла к новой архитектуре своим путем. Искания отечественного модерна родственны всем четырем дорогам европейских исканий [4].

Безусловно, провинциальный модерн, заметно отличается от московского, тяготеющего к неорусскому направлению, и от петербургского, развивающегося под влиянием «северного» модерна. Каждый регион выбирает собственную интерпретацию архитектурного стиля, которая и выделяет его среди других русских провинций.

Одной из главных особенностей модерна в Оренбурге является отсутствие построек, выполненных в неорусских или неоготических направлениях (не путать с псевдорусским и псевдоготическим стилями второй половины XIX века, в которых построено ряд зданий). Элементы неоготики в архитектуре модерна(окно и балкон в готическом стиле) еще можно встретить в отдельных зданиях, например, на фасаде гостиницы «Бристоль» (ул. Краснознаменная, 9) (рис. 2).

Рисунок 1. Особняк (ул. Краснознаменная, 14)

Еще одна особенность архитектуры нового стиля: флореальный или интернациональный модерн с его характерными декоративными деталями, текучими, изменчивыми причудливыми формами, криволинейными, волнообразными орнаментами и завитками, в отличие от большинства городов Европы и Центральной России, в Оренбурге тоже не получил широкого распространения.

Примеров такого модерна в городе немного:

- Частный дом (ул. Рыбаковская, 72). Кирпичный дом с небольшими вставками под окнами второго этажа, на которых изображены цветы на изогнутых стеблях с пышными бутонами (рис. 3)

- Особняк (ул. Краснознаменная, 14). Характерным декором дома являются маски с выражением меланхолии на аттике. Пластические формы их дополнены геометрическим орнаментом, в основе которого упруго изогнутые линии. Кронштейны, поддерживающие эркер, имеют формы стилизованных листьев и цветов, завершающиеся лепными маскаронами - головами

Рисунок 2. Гостиница «Бристоль» (ул. Краснознаменная, 9)

фантастических существ наподобие сатиров (рис. 4).Все это в сочетании с гирляндами и фестонами производит эффектное впечатление [2].

- Частный дом (ул. Кирова, 11). В декоре здания используется фриз со стилизованными цветами (рис. 5).

- Доходный дом (ул. Пролетарская, 20). Закругленные окна на фасаде и орнаментальные мотивы в аттиках выделяют здание среди остальных построек этой улицы (рис. 6).

- Банк Оренбургского общества взаимного кредита(ул.Ленинская, 28 ныне - здание банка) (рис. 7). Один из шедевров стиля модерн в Оренбурге. На главном фасаде особенно выделяются скульптурно-рельефные наличники

Рисунок 3. Частный дом (ул. Рыбаковская, 72), деталь фасада

Рисунок 4. Детали фасада особняка (ул. Краснознаменная, 14)

больших криволинейных окон, которые являются самой яркой деталью декоративного направления в городе. Третий этаж в стиле модерн был достроен в 50-е годы XX века.

Большая часть построек стиля модерн в Оренбурге, а это более 50 зданий, выполнено в рациональных тенденцияхпозднего модерна. Через четыре-пять лет после появления в России первых сооружений в духе интернацио-нальногомодерна, в 1903-1904 годы происходит перелом. Появляются постройки, позволяющие утверждать, что модерн вступил в новую фазу своего развития.Это поздний (целесообразный) модерн [4].

Причин, почему в Оренбурге получил большое развитие именно поздний вариант модерна, несколько:

1. Новый стиль пришел с опозданием, когда и в Европе и в России получает распространение геометрический (рациональный) вари-антмодерна и именно такой тип архитектуры легко приживается в провинции.

2. Здания, выполненные в интернациональном (флореальном) направлении модерна с использованием скульптуры, керамических панно, кованых деталей, монументальной живописи, где налицо характерная черта модерна - синтез искусств, - это сфера приложения профес-

Рисунок 5. Частный дом (ул. Кирова, 11) и фризсо стилизованными цветами

сиональных архитекторов высокого класса, каким был лидер московской школы Ф.О. Шех-тель. В Оренбурге такого уровня специалисты не работали.

3. В торговом городе на границе Европы и Азии, где мусульманское население было представительным, не учитывать азиатский фактор никак нельзя. Возможно, одной из причин, почему в Оренбурге не встречается антропоморфный скульптурный декор в украшении зданий модерна, является влияние мусульманской культуры, которая не приемлет подобного рода изображения и отдает предпочтение орнаменту.

Надо сказать, что и мусульманский декор на зданиях в стиле модерн в Оренбурге не получает широкого распространения. Но на нескольких зданиях можно увидеть отдельные знаковые элементы такого декора, в частности на особняке (пер. Рыбный, 3), где деталью орнамента является полумесяц (рис. 8).

Плоскости фронтонов угловой башни и аттиков этого дома имеют стрельчатую форму и похожи своими очертаниями на оконные арки мечети Караван-Сарая.

Композиция фасадов большинства построек Оренбурга в стиле модерн строга и рационалистична. Плоские формы пилястр, четкий ритм и правильное расположение окон, строгость основных линий - таковы тенденциипоз-днего модерна. В этот период возрастает значение фактуры и цвета материалов как средств художественной выразительности.Наиболее популярныв отделке зданий бетонная штукатурка, облицовочный матовый и глазурованный кирпич.

Рисунок 6. Доходный дом (ул. Пролетарская, 20), детали фасада

Рисунок 7. Банк Оренбургского общества взаимного кредита (ул. Ленинская, 28) - в наши дни и в начале XX века

Рисунок 8. Особняк (пер. Рыбный, 3), аттик с полумесяцем

Можно привести несколько примеров такого стиля в Оренбурге:

- особняк Н.А. Смочилина (ул. Кирова, 18, ныне - здание почтамта). Ассиметричный фасад. Башня с куполом венчает ризалит. Архитектор исходил из рационалистического принципа, желая выразить архитектурный образ жилого дома в новых, современных формах экстерьера (рис. 9).

За большими остекленными окнами первого и второго этажей — магазины, в верхнем третьем этаже меняющийся ритм оконных проемов соответствует габаритам и разбивке внутренних помещений. На фасаде только характерные для модерна геометрические фигуры, различные вариации из линий и орнамент из стилизованных растительных мотивов, расположенный на выступах стены [2].

- частный дом (пер. Матросский, 9).Свое-образный орнамент в виде плетенки, расположенный между этажами вдоль всего здания, является главным украшением симметричного фасада (рис. 10).Двери с левой стороны фасада появились во второй половине XX века.

- особняк (ул. Володарского, 14). Угловой дом, в котором фасады решены по-разному: четкий ритм окон с одной стороны и ассиметрич-ный фасад - с другой. Изысканный лепной геометрический орнамент представлен в наличниках окон, под карнизом и на гладкой плоскости стены возле входа со стороны ул. Комсомольской. Особенно изысканно смотрится белый орнамент на той части здания, которая покрашена в розовый цвет (рис. 11).

- доходный дом - «Новые» номера Коробова (ул. Чичерина, 34). Ассиметричный фасад -одна из главных особенностей архитектурной композиции модерна. В смещенном немного влево центре здания располагаются проездная арка во внутренний двор и два входа. Фасад украшен геометрическим декором и фестонами, а также синими глазурованными плитками (рис. 12).

- доходный дом (ул. Советская, 27). Одно из самых больших зданий модерна, расположенное на центральной улице города. Два верхних этажа — это ряд квартир с общим коридором. Нижний этаж предназначен под магазины. Верхние этажи имеют геометрический декор в сти-

Рисунок 9. Особняк Н.А. Смочилина (ул. Кирова, 18), фрагменты ризалита с куполом и аттика

Рисунок 10. Частный дом (пер. Матросский, 9) - в наши дни и в начале XX века

ле модерн (рис. 13). На примере этого здания хорошо видно, как пластика стеновой поверхности становится главной особенностью позднего модерна.

- дом купца Трошина (ул. Советская, 48 -Дом офицеров). Главное средство украшения экстерьера - глазурованный кирпич.Фактура глазурованного кирпича оказалась во многом созвучной новым эстетическим идеалам. Его холодная блестящая поверхность производит впечатление невесомости, отличающее постройки позднего модерна.Здание имеет угловой ризалит с эркером, который завершается оригинальным стеклянным куполом (рис. 14).

- дом купца Панкратова (ул. Советская, 36). Дом построен купцом Панкратовым для синематографа в 1914 году (рис. 15). Конструктивные детали фасада подчеркнуты цветным глазурованным кирпичом, покрывающим разные его участки, а форма и размеры окон целиком оправданы внутренней планировкой здания.

Можно привести ещё немало примеров провинциального модерна, объем которых мало отличается друг от друга, а декор решен без излишней фантазии [5].

Наследие стиля модерн многолико, сложно, содержит не только неоспоримые ценности, художественные открытия, но и свидетельства

Рисунок 11. Особняк (ул. Володарского, 14), детали фасадов с ул. Володарского и ул. Комсомольской

Рисунок 12. Доходный дом - «Новые» номера Коробова (ул. Чичерина, 34), детали фасада

Рисунок 13. Доходный дом (ул. Советская, 27), фрагменты фасада

неразрешенных эстетических противоречий. Это наследие нельзя оценить лишь только позитивно или негативно. Оно требует более гибкого и многогранного подхода. Член Союза архитекторов России, оренбургский краевед В.В. Дорофеев не раз выражал свою обеспокоенность тем, что новые хозяева, проживающие в зданиях стиля модерн, проводят реконструкцию, вставляют пластиковые окна, разрушающие целостность композиции и стиля. Во многих домах в стиле модерн не сохранились «дутые» сферические стекла.

Кованые детали, украшающие балконы, парапеты, лестницы были в основном утрачены в 1920-е годы. Если говорить об утратах, то нельзя не упомянуть особняк (ул. Попова, 41), построенный в 1900-1905 годах (рис. 16). Этот памятник архитектуры не сохранился, на его месте - новый современный дом.

Представление о модерне как о «большом стиле» - стиле эпохи, обладающем определен-

ной совокупностью специфических форм, при-емов,декоративных деталей,орнамента, сложилось сравнительно недавно. «До середины 1980-х годов архитектура русского модерна, особенно в провинции, была плохо изучена и мало известна широкой публике. «Перестройка» открыла информационные шлюзы, появилось много иностранных книг по модерну, произведения которого сталивновь предметом любования и восхищения.Более того, стиль вновь вошел в архитектурную практику [6].

Стилистическое и идейное многообразие модерна до сих пор привлекает внимание зодчих, обнаруживающих в архитектуре этого стиля интересные моменты в области организации и оформления архитектурно-пространственных композиций. Причины популярности архитектурных поисков рубежа XIX-XX вв. объясняются их ключевой ролью для самоопределения новейших течений зодчества. Замечено, что инновационная архитектура, характеризующая

Рисунок 14. Дом купца Трошина (ул. Советская, 48), стеклянный купол

Рисунок 15. Дом купца Панкратова (ул. Советская, 36)

сегодняшний облик городов, в некоторой степени является порождением модерна [7].

В настоящее время в отечественном искусствоведении архитектура модерна достаточно серьезно изучена на уровне столичного архитектурного наследия, а вотрегиональный или провинциальный модерн только в последнее время стал предметом исследований. Здания-Оренбурга в стиле модерн еще в достаточной степени сохранились до настоящего времени, и рост интереса к изучению данной темы представляется чрезвычайно важным.

Подводя итого анализа архитектурных построек начала XXвека, можно отметитьнекото-рые особенности стиля модерн в Оренбурге:

1. Стиль модерн начинает свою точку отсчета в Оренбурге с 1900-х годов года, когда идет распространение стиля из центральных районов России на Урал, одновременно с другими городами этой зоны: Челябинском, Екатеринбургом, Уфой. Одной из первых построек (1901 год) в новом стиле принято считать особняк на ул. Краснознаменной, дом 14.

2. Развитие стиля модерн совпало с экономическим подъемом в Оренбурге и активной его застройкой, чему способствовал тот факт, что городв 1962 году перестал быть крепостью, а построенная железная дорога способствовала укреплению культурных и торговых связей с Центральной Россией и Средней Азией.

3. Стиль модерн во многом сформировал исторический центр города Оренбурга, поскольку деревянные и обветшалые здания в этот период сносились, а на их месте появлялись новые постройки.

4. Архитектура в неорусском или неоготичес-ком направлении модерна в Оренбурге практически отсутствует. Правда, встречаются отдельные элементы неоготики на фасадах зданий (гостиница «Бристоль», ул. Краснознаменная, 9).

Рисунок 16. Особняк (ул. Попова, 41)

5. Интернациональный (флореальный) модерн представлен в Оренбурге в нескольких постройках в виде стилизованных листьев и цветов, а также криволинейных окон (банк Оренбургского общества взаимного кредита, ул. Ленинская, 28)

6. Из четырех направлений европейского и российского модерна в Оренбурге наибольшее распространение получит рациональное (геометрическое, целесообразное) направление. Причин этому несколько: позднее развитие модерна, отсутствие архитекторов высокого уровня, влияние Востока.

7. Мусульманские элементы декора (например, полумесяц) встречаются только в нескольких частных постройках в стиле модерн (пер. Рыбный, 3).

29.03.2014

Список литературы:

1. Башкирцева А.Н. Стиль модерн в архитектуре городов Томской губернии: конец XIX - начало XX вв. [электронный ресурс], режим доступа http://www.dslib.net , дата обращения 29.04.14.

2. Найданов Г.А., Савин В.В., Глошкина А.А. Модерн Оренбурга. - Оренбург: ООО «Оренбургское книжное издательство». 2007. - 112 с.

3. Сарабьянов Д.В. Модерн. История стиля. - М.: Галарт. 2001.- 344 с.

4. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830 - 1890-х годов. - М.: Искусство. 1978. - 400 с.

5. Дорофеев В.В. Архитектура Оренбурга XVШ-XX веков. - Оренбург, ОАО ИПК «Южный Урал, 2007. - 176 с.

6. Нащокина М.В. Московский модерн. - М.: Издательство «Жираф», 2005. - 560 с.

7. Артемьева А.А. Модерн в архитектуре дальневосточных городов [электронный ресурс], режим доступа http://niitiag.ru/ puЫications/auto_referat, дата обращения 29.04.14.

Сведения об авторе:

Кобер Ольга Ивановна, доцент кафедры Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, е-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.