УДК 7.036
Шлеюк С.Г.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СТИЛЕВЫХ ДЕКОРАТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В ПРОВИНЦИИ (НА ПРИМЕРЕ Г. ОРЕНБУРГА)
Процесс адаптации стиля в провинции дает возможность воссоздания более полной и точной картины развития культурных и художественных ценностей с учетом местной локальной специфики.
Рубеж XIX - XX веков в пограничном многонациональном городе Оренбурге отмечен в истории активным строительством архитектурных памятников в стиле модерн. Сохраняя идейное стилевое содержание модерна, возводящиеся здания Оренбурга синтезировали в конструктивном и декоративном наполнении местные традиции с элементами нового стиля. При этом решающую роль в функционально-конструктивном и декоративно-прикладном решении архитектурных памятников оказало помимо локальных климатических условий, социального и национального состава населения, характера местных традиций - личность конкретного заказчика, характерный тип здания и его размещение внутри города. Так, если в строительстве архитектурного сооружения проектная часть выполнялась профессиональным архитектором, то, как правило, здание имело хорошее финансирование, было расположено в центральной части города, часто выполняло социальные, административный функции и его архитектурное и декоративное решение представляло собой художественную интерпретацию стиля, максимально приближенную к эталону. Совершенно другой уровень стилеобразования в провинции принадлежит частным строениям, купеческим особнякам, располагающимся в отдалении от центра. Здесь основой выступают местные строительные и художественные традиции, сохраняющиеся долгое время практически неизменными, в которые постепенно включаются новые стилевые накладные декоративные элементы.
На материале архитектуры стиля модерн города Оренбурга в статье проведен сравнительный анализ и графическая реконструкция декоративно-прикладных орнаментальных мотивов зданий различных типов, расположенных в центральной части и на периферии.
Ключевые слова: стиль, стилизация, провинция, художественная интерпретация, архитектура, дизайн, орнамент
В современной социокультурной ситуации возрастает роль провинции как носителя и хранителя традиций, поэтому исследование культурных ценностей архитектуры, декоративно-прикладного искусства, элементов предметно-пространственной среды актуально и со временем все возрастает. Анализ вопроса стилеобразования в провинции с охватом всех областей материальной культуры, дает возможность воссоздания более полной и точной картины развития культурных и художественных ценностей с учетом местной локальной специфики.
Рубеж XIX - XX веков вошел в историю культуры как образец стиля модерн. Многочисленные городские постройки до наших дней сохраняют черты великолепного стиля, выражающегося в орнаментальных мотивах, богато украшающих фасады зданий. Орнамент в стиле модерн был его декоративным и смысловым наполнением, определяющим стиль вещей, предметов мебели, внутренней и внешней среды, «... сделавший их знаком, символом, характерной приметой своего времени» [1, с.4]. Модерн
проникал во все пласты окружающей человека среды и наиболее ярко проявлял себя в среде купечества, в том числе и в среде провинциального купечества. Известный исследователь модерна В.Д. Сарабьянов указывает, что «Модерн дал прекрасные образцы торговых домов, контор, банков. Русское купечество в то время только вошло в силу; оно стремилось этот стиль сделать своим. Не случайно модерн расцветал в купеческой Москве, а не в чиновном Петербурге, в торговых городах, например в Ростове-на-Дону, Коканде и др.» [2, с.222].
Процесс адаптации стиля в провинции предполагает внедрение в локальную среду конкретной местности двух базовых составляющих большого стиля:
- неизменную основу стиля - идейное содержание;
- вариативную основу стиля - функционально-конструктивное и декоративно-стилевое содержание.
Функционально-конструктивное наполнение стиля на основе идейного содержания выражается во внутренней структуре
объектов материальной и художественной культуры, декоративно-стилевое на основе идейного содержания - во внешней декоративно-художественной структуре.
Форма элементов декоративно-художественной структуры, система их расположения и взаимосвязи между собой зависит от степени приближения к эталону стиля или степени отхода от него. Формирование декоративной стилевой структуры провинции зависит от ряда факторов: климатических условий, социального и национального состава населения, локальных традиций и территориального расположения внутри отдельной местности. Степень развития декоративного наполнения различных стилей в провинции определяет степень их интерпретации или трансформации, напрямую связанную с вышеперечисленными факторами [3; 4].
В данном материале вопрос художественной интерпретации стилевых декоративных элементов стиля модерн на рубеже Х1Х-ХХ веков в провинции будет рассматриваться на примере пограничного провинциального города Оренбурга.
Газета «Оренбургский листок» 1899 года содержит статью писателя, журналиста и государственного деятеля В.Л. Кигн-Дедлова, в которой он подробно описывает город Оренбург конца XIX века: «...Оренбург - совсем европейский город и притом премилый, даже красивый. Лучшая его часть застроена каменными домами в два-три этажа. Много казённых зданий: два кадетских корпуса, институт благородных девиц, больницы, присутственные места таковы, что их не совестно было бы поместить и в Петербурге... Громадные Гостиные дворы, где самое настоящее российское купечество торгует какими угодно товарами - от подержанной мебели до шелков и бархатов.
Несколько типографий, местная газета, афиша, объявляющая о приезде оперной труппы, которая оказалась вполне приличной, - чего вам ещё! Прибавьте, что невыносимого, удушающего смрада, которым полна Самара, здесь нет и следа; что народ благообразен, даже красив и не только здоров, но даже здоровенен, - и вы поймёте, что я сразу воспрянул духом и принялся усиленно знакомиться с Оренбургом. Чем больше я знакомился с ним, тем больше он мне нравился. Азиатские его черты, которые до того
наводили на меня уныние, теперь только прибавляли прелести и новизны...» [5].
По сведениям Оренбургского областного краеведческого музея на период Х1Х-ХХ веков в национальный состав населения пограничного региона Оренбургской губернии помимо господствующего русского народонаселения входили «. башкирцы, мещеряки, тептяри, татары, чуваши, черемисы, мордва, вотяки» [6]. Многонациональный состав населения, географическое положение на границе Европы и Азии способствовали развитию в городском пространстве синтеза европейских и восточных традиций, которые оказали влияние на формирование локальной художественной и материальной культуры региона. Долгое время Оренбург был крупным военным и торговым центром. Развитие промышленности, гражданского строительства, пуск в строй Оренбург-Ташентской железной дороги в 1900-1910 годах повлекли за собой активный рост населения, которое пополнялось за счет переселенцев из Симбирской, Казанской, Саратовской, Пензенской и Тамбовской губерний. Путеводитель по городу Оренбургу 1915 года содержит информацию, что «... по переписи 1897 года здесь насчитывалось 72.740 человек, а ныне, судя по общим отзывам, количество жителей в Оренбурге определяется от 130 до 150 тыс. обоего пола..» [7; с.34]. По сведениям российского географа и краеведа В.М. Черемшанского в социальный состав населения Оренбургской губернии 1850г. входило 2.130.037 душ обоего пола [8, Дорофеев В.В.]. По статистическим данным за 1903г., в Оренбурге было дворян -1538, духовных лиц -370, почетных граждан - 634, купцов - 749, мещан - 31.435, колонистов - 269, крестьян -10.570, иностранцев - 102, инородцев (башкир и тептярей) - 5922; остальные принадлежали к военным сословиям [7; с.34]. Основная часть купечества, дворянства, представителей военного сословия, мещан и духовенства размещалась в городе Оренбурге.
Несколько опустошительных пожаров 1879г., 1888г. уничтожили практически все деревянные строения центральной городской части. С тех пор началось восстановление города. Сооружались в основном каменные строения, указывает В.М. Черемшанский, так как «... строительство деревянных зданий в централь-
ной части города запретили» [8; с. 157]. Таким образом, период активного восстановления и строительства города происходил на рубеже XIX-XX веков, времени, когда в историю культуры входил стиль модерн с принципиально новыми установками планировочной структуры зданий, системы организации фасадов и их художественно-декоративного оформления. На месте уничтоженных пожарами деревянных строений, - свидетельствует автор справочника по Оренбургу 1915г. П.Д. Райский - «.возводились казенные, общественные и частные постройки в виде каменных домов в один, два и в три этажа; есть дома в четыре и даже в пять этажей (2-й кадетский корпус).» [7; с. 33] в основном выполненные в стиле модерн. Центр города украсился зданиями новых асимметричных очертаний с орнаментальными мотивами стилистики модерн, значение орнамента в которых было особенно велико. В этом же стиле были возведены и многие обывательские постройки на окраинах [9]. Архивные материалы хранят информацию о том, что желающие построить дом были обязаны представить губернатору подробный план и чертеж фасада, который утверждался городским архитектором. Подобное положение конечно вряд ли касалось строений зажиточных мещан и ремесленников, чьи дома стихийно и отчасти самопроизвольно возводились в районе бывшей Старой слободки - окраины города.
Архитектурные памятники в стиле модерн центральной части города Оренбурга неоднократно исследовались теоретиками архитектуры, краеведами, писателями и искусствоведами, при этом отдельного исследования, посвященного анализу декоративного решения общественных зданий, купеческих особняков и других объектов предметно-пространственной среды не осуществлялось [10; 11; 12].
Адаптация и распространение стиля в провинции предполагает наличие различных уровней его внедрения.
Так, если в строительстве архитектурного сооружения проектная часть выполнялась профессиональным архитектором, то, как правило, здание имело хорошее финансирование, было расположено в центральной части города, часто выполняло социальные, административный функции и его архитектурное и декоративное
решение представляло собой художественную интерпретацию стиля, максимально приближенную к эталону. Этот уровень можно определить как уровень интерпретации, в нем присутствует ярко выраженные стилевые элементы с адаптацией к местным художественным традициям.
Совершенно другой уровень стилеобразования в провинции принадлежит частным строениям, купеческим особнякам, располагающимся в отдалении от центра. Здесь основой выступают местные строительные и художественные традиции, сохраняющиеся долгое время практически неизменными, в которые постепенно включаются новые стилевые накладные декоративные элементы. На первом этапе это сочетание декора предыдущего стиля - элементов народного творчества, с элементами нововводимого стиля. Следующий этап знаменует собой естественный отбор стилевых элементов и их включение в декоративную структуру архитектуры и объектов предметно-пространственной среды. При этом отобранные естественной средой в период адаптации стилевые элементы отображают специфику конкретного региона. Таким образом, второй уровень включает в себя адаптацию стиля в провинции на окраине, в котором стиль, трансформируясь, формирует свой конечный вариант, предельно удаленный от эталона.
Третий уровень представляет собой завершенный цикл адаптации стиля в провинции, включающий отбор определенного типа декоративных элементов, их использование и самостоятельное развитие в композиционной художественной декоративной структуре архитектуры и объектов предметно-пространственной среды.
Примером первого уровня художественной интерпретации стиля в провинции будет строение, которое в перечне памятников архитектуры г. Оренбурга определено как дом купца Федора Борисовича Сачкова 1908 г., стиль модерн [13]. Постановлением Правительства Оренбургской области от 03.09.2014 дом определен как «Объект культурного наследия регионального значения под названием «Жилой дом. Модерн с восточным декором. 1908 г.» (г. Оренбург, ул. Кирова, 11/ пер. Телеграфный) [14]. Действительно, в этом здании орнаменты стиля модерн
содержат мотивы восточного декора, что достаточно часто встречается в дореволюционных постройках Оренбурга, учитывая его многонациональный состав населения (Рисунок 1). На наш взгляд это строение представляет пример работы профессионального архитектора, так как все композиционные и художественные приемы стиля модерн в нем выдержаны: принцип строения фасадов «изнутри - снаружи», ярко выраженная асимметрия, применение геометрического и растительного орнамента, разный уровень высот отдельных частей...
Исследователи модерна Оренбурга Г.А. Найданов и В.В. Савин так описывают это здание: «Геометрические фигуры, различные вариации из линий и орнамент из стилизованных растительных мотивов, расположенные на выступах стены.
Подобные приемы использованы в расположенном напротив доме номер 9 на улице Кирова. Своеобразие объясняется местоположением на пересечении двух улиц. Угол дома скошен и выделен мощным ризалитом - башней, которая являясь архитектурным композиционным центром, подчиняет себе все остальные части. Второй подчиненный композиционный центр - ризалит, обозначающий вход и выходящий на главную улицу, сразу ориентирует здание в пространстве, закрепляя главенство одного из фасадов. Оригинально здание своим фризом, в котором использованы характерные для модерна стилизованные цветы, а также рельефными вставками на гранях башни-ризалита и в промежутках между вторым и первым этажами» [12; с.13].
Здание имеет свои локальные стилевые особенности. Так, в Оренбург стиль модерн пришел на смену «кирпичному стилю», в котором выстроены многие здания в центре города. Следует заметить, что кирпичный стиль оказался для Оренбурга одним из самых адаптируемых и долговечных, так как в данном степном регионе всегда были проблемы с лесом, как основным строительным материалом других губерний. Дом располагается на месте слияния слободки (окраины города) и центра, в нем гармонично сочетаются приемы кирпичной кладки с оштукатуренными лепными участками, как бы накладываемыми на фасад здания. Такой синтез характерен для домов частной постройки
и указывает на время строения 1900-1910 гг. Декоративная обработка плоскости фасада характеризуется в первую очередь своей целостностью, единым художественно-образным решением композиционной структуры, при этом каждый архитектурный элемент (окна, двери) имеет свой набор декоративных составляющих. Обращаясь к составу орнаментальных мотивов здания, отметим, что перед нами классический пример растительных цветочных стилизаций модерна, имевших в тот период «...определенное значение, которое извлекалось из сложившихся мифологических представлений» [2; с.216]. Условная символическая стилистика орнаментов не дает четкого представления о названии цветка, но принцип динамичности, применение пластичного, изломленного характера линий, своеобразная изысканность присутствует во всех орнаментальных мотивах. На наш взгляд декоративные вставки ризалитов и фасада в своей основе содержат образы полевых цветов, характерных для степного региона -василька и тюльпана, и особенно распространенных в палисадниках Оренбурга - мальвы и сирени (Рисунок 2).
Восточный характер придает им и сам принцип стилизации цветочных орнаментов, напоминающий приемы Древнего Египта, также характерный для стиля модерн. Восточный колорит сообщает и графическая стилистика изображения листьев, напоминающих пальмовую ветвь или листья лавра, а также сложные графичные орнаментальные переплетения другой композиции (Рисунок 3). Рельеф с изображением листьев находится на боковых частях ризолита-«башни». Исследование изображения
Рисунок 1. Дом купца Ф.Б. Сачкова. Кирова, 9
выявило, что на веточки с листьями поверх накладываются круги, напоминающие камею, внутри которых слабо прочитываются мужские профили. Другой орнаментальный мотив, напоминающий арабскую письменность или сложный геометрический рисунок, располагается под окном, находящимся на угловом ризолите, а также на фасадах здания, выходящих на улицу Кирова и Телеграфный переулок. Анализ изображения указывает на наличие изначально растительных мотивов. Данный элемент присутствует на фасаде в двух вариантах - в виде одного изображения, возможно символизирующего дерево и в виде сдвоенного орнаментального символа.
Декоративные элементы объединяет единая смысловая направленность - все они символизируют бионическое развитие, рост растения, отсюда стремление элементов к динамичному движению, к пластике и органике криволинейных изгибов, к формированию горизонтали и вертикали в композиции. Все орнаменты вписаны в геометрические прямоугольники, которые выполняют роль акцентов в целостной декора-
Рисунок 2. Графическая реконстукция орнаментальных мотивов здания в стиле модерн по адресу Кирова, 9
тивной структуре фасадов здания и облицовок ризолитов.
Полнон символического и метафорического смысла лепной знак, располагающийся на самой вершине центрального ризалита с входной дверью (Рисунок 4). Кадуцей - это древний индийский символ, символизирующий дуализм всего существования, символ равновесия. На западе - это символ медицины, жезл Гермеса, бога алхимии, представляет собой золотой жезл, обвитый двумя змеями, символами двух подлежащих интеграции противоположностей, как, например, серы и ртуть, тепла и влаги, духа и материи.
Расположение данного символа говорит о вероятном первоначальном функциональном значении здания, предположительно в нем
Рисунок 3 Графическая реконстукция орнаментальных мотивов здания в стиле модерн по адресу Кирова, 9
могла располагаться аптека или кабинет частнопрактикующего врача, тем более что рядом в Телеграфном переулке в начале XX века размещались торговые ряды.
Изучая лепнину на башне-ризолите с указанием даты строения - «1908» год, обращает внимание сочетание букв «ГОА», располагающихся внутри вязи из цифр. Опираясь на значение символа Кадуцей можно предположить, что сочетание данных букв обозначает Городская Оренбургская аптека. Указание даты строения часто встречается и на других зданиях Оренбурга того периода, при этом очертания букв и цифр также соответствуют стилю модерн, в котором здание было выстроено.
Считаем, что здание на улице Кирова, 9 представляет собой художественную интерпретацию, приближенную к эталону стиля модерн, так как содержит все основные показатели стиля, выражающиеся в функционально-конструктивном и декоративно-стилевом решении, выполненные на основе единого идейного стилистического содержания.
Рассмотрим пример следующего уровня адаптации стиля модерн в провинции на примере городской архитектуры Оренбурга. Напомним, что этот уровень обычно относится исключительно к декоративному убранству частных строений и купеческих особняков и включает поверхностное расположение орнаментов стиля модерн на фасадах традиционно построенных домов, то есть представляет собой своеобразный стайлинг модерна. На этом же уровне происходит отбор элементов, которые отвечают духу и моде времени, а также которые можно изготовить в локальных местных услови-
Рисунок 4. Символ Кадуцей на фасаде дома по ул. Кирова, 9
ях с ориентацией на определенные финансовые вложения. Так в Оренбурге сохранилось большое количество частных построек, сохраняющих обычный принцип строительства частного дома зажиточного горожанина периода XIX-XX веков, украшенных декоративной символикой стиля модерн. Сложная лепнина с орнаментальными растительными и цветочными мотивами на этом уровне практически всегда заменяется геометрическими и линейными орнаментальными мотивами.
Итак, как пример второго уровня адаптации стиля модерн в провинции рассмотрим дом по адресу ул. Маврицкого, 47, в котором на данный момент располагается филиал управления загса администрации г. Оренбурга (Рисунок 6). Здание на современном этапе находится в аварийном состоянии, многие декоративные элементы фасада утрачены.
По сохранившимся орнаментальным мотивам можно безошибочно отнести это строение к стилю модерн. Постройка имеет традиционно два этажа, причем первый этаж, как правило, в Оренбурге - полуподвальный. Принадлежность к стилистике модерна определяет художественно-образная орнаментальная структура, в целом же здание возведено в традиционном стиле жилых построек городских обывателей XIX-XX веков. Кирпичная основа фасада дома украшена декоративными рельефными оштукатуренными участками. Композиционная структура фасада уравновешена, ее основу составляют элементы с ярко выражен-
Рисунок 5. Лепнина на башне-ризолите с указанием даты строения
ной вертикалью. Преобладает линейный орнаментальный рисунок, с небольшими фрагментами растительной лепнины, расположенной фризом на верхней части второго этажа. Наиболее часто встречающийся мотив на фасаде состоит из сочетания круга с вертикальными или горизонтальными прямыми. При внешней уравновешенности и гармонии декоративное наполнение фасада имеет тенденции к развитию и динамике, что выражается в стремлении линий к развитию, а также в пропорциональном отношении элементов внутри орнаментальных мотивов. В композиционном решении элементов фасада дома по улице Маврицкого, 47 соотношение высоты к ширине приближается к классическим пропорциям 1:3, что отвечает формообразующему принципу растягивания в стиле модерн. Как отмечает исследователь модерна Н.Н. Александров «Пропорционально объемы и формы в модерне как бы растянуты.
«Растягивание» - формообразующий принцип - строится на природной геометрии, оно соответствует... органическому росту» [15]. Параллельные прямые, пропущенные через круг, часто имеют различной формы завершения в виде ромба, круга или прямоугольника (Рисунок 7).
Вертикальные и горизонтальные линии этих элементов формируют основные композиционные направления фасада, при этом вертикали иллюзорно подчеркивают движение вверх, а горизонтали их уравновешивают. Декоративные элементы сочетаются между собой благодаря этим направляющим, между ними возникает напряжение, при котором каждый элемент дополняется другим и сопоставляется, при этом, практически не взаимодействуя между собой.
Каждая отдельная декоративная деталь визуально работает самостоятельно, в сочетании с другими элементами составляя сложную композицию, в которой содержание отдельных элементов обогащается от их взаимодействия.
Как уже упоминалось ранее, символика декоративных элементов, наиболее часто встречающихся на фасадах жилых домов Х1Х-ХХ веков - периода распространения стилистики модерна, соответствует метафоре роста, движения и развития. Именно эти элементы, в различных вариациях, становятся основными при формировании стилистического образа модерна окраин города Оренбурга (Рисунок 8). Эти же
Рисунок 6. Фотография современного состояния дома по адресу ул. Маврицкого, 47 и его графическая реконструкция
Рисунок 7. Графическая реконструкция фрагмента здания по ул. Маврицкого, 47
элементы являются одними из основополагающих в формировании стилистики модерна городов Южного Урала, в частности - Бузулука, Бугуруслана, Самары [16]. Орнаментальный линейный мотив, сочетающий круг и линии, становится образом, знаком, символом локального региона, основой декоративного архитектурного оформления фасадов зданий периода -конца XIX начала XX вв.
Таким образом, степень развития стиля модерн в провинции включает степень его интерпретации вплоть до дальнейшего локального развития на основе одного элемента и содержит несколько последовательных этапов распространения.
Обращаясь к примерам третьего уровня стилизации модерна в провинции на примере архитектуры города Оренбурга, отметим, что до нашего времени сохранились немногочисленные подобные строения, которые можно рассматривать как образцы провинциального решения и локального развития художественно-декоративной структуры стиля. Дом по улице Казаковской, 62 не входит в перечень памятников архитектуры г. Оренбурга, обычно подобные строения рассматриваются как пример провинциальной эклектики. Дом располагается на месте района старого Оренбурга, основным населением которого в период XIX-XX вв. были служащие, отставные чиновники, купцы, мелкие торговцы и мещане.
Фасад из красного кирпича полностью покрыт штукатуркой с нанесенными на нее леп-
ными рельефными декоративными формами (Рисунок 9). Основу орнаментальных мотивов составляет узнаваемый мотив сочетания круга и прямых линий. Декоративная структура фасада дома практически не имеет свободных от рельефных орнаментальных деталей мест. Визуально орнаментальный узор сливается с той поверхностью, которую он украшает, как бы становится ее органической частью. Аналогом декоративного решения фасада может служить принцип убранства русской народной
Рисунок 8. Графическая реконструкция декоративных элементов, наиболее часто употребляемых в оформлении фасадов зданий города Оренбурга
Рисунок 9. Графическая реконструкция дома по адресу ул. Казаковская, 62
избы, в котором пространство лицевой части дома практически все занято орнаментом. Но орнамент дома по улице Казаковской, 62, имеет принципиальные отличия. Каждый элемент фасада не просто подчеркивает конструктивные особенности дома, а стремится к их украшению. Для этой цели используется прежний набор линейных форм, но уже в новой интерпретации. Верхняя часть фасада объединена орнаментальным фризом, на котором в метрическом порядке располагаются вертикальные геометрические элементы. Выступающий рельеф лопаток членит пространство фасада на вертикали, подчеркивая тем самым оконные проемы. Лопатки украшены орнаментальными элементами в стиле модерн, характерными для оренбургской провинции, их уравновешивают лепные мотивы той же тематики под окнами. Под фризом, подчеркивая вертикаль оконного проема, рас-
Рисунок 10. Фотография фрагмента фасада дома по адресу ул. Казаковская, 62
полагаются символические знаковые формы, сочетающие вертикальные и горизонтальные линии, по форме напоминающие крест сложной конфигурации (Рисунок 10).
Каждый элемент декоративной композиции имеет свое ограниченное пространство, подчеркивающее и выявляющее его орнаментальные качества, такое членение происходит благодаря чередованию высот рельефа поверхности фасада. Но автору было недостаточно строгой линейности элементов модерна, и он вводит в композицию символические знаковые формы, напоминающие кисти бахромы, треугольники с углубленными стрельчатыми мотивами в углах рельефных проемов, придавая тем самым мещанскую пышность и излишнюю декоративность. Вместе с тем необходимо отметить, что при всех недостатках, фасад дома представляет собой сложную гармоничную, линейную, функционально оправданную композицию, выполненную с изяществом и имеющую несомненную художественную ценность. Рядом с домом по «красной линии» установлены металлические ворота и выстроено ограждение, выполненное их кирпича, облицованного штукатуркой. Декоративное решение забора выполнено в стиле лицевой части дома и все вместе представляет собой цельную органичную композицию.
В книге «Модерн. История стиля» Д.В. Са-рабьянов приводит слова одного из историков стиля Райнера Грюнтера, который пишет: «Орнамент модерна не украшает, он сам украшение. Его аппликационная функция становится самоцелью. Он не украшает: украшение само оказывается автономным художественным образованием. Орнамент модерна - не орнамент на предметах, он орнаментизирует предметы» [2; с.253]. Данное высказывание наиболее точно отображает возможную вариативную способность и автономность орнамента модерна, который превращается в самостоятельный вид творчества в процессе интерпретации и развития стиля в провинции.
Декоративно-художественное решение сохранившихся старинных зданий Оренбурга складывалось постепенно с учетом местных художественных традиций и отличается чрезвычайным разнообразием стилевых признаков. Анализ декоративной композиционной струк-
туры купеческих домов, строений зажиточных мещан и ремесленников периода Х1Х-ХХ веков города Оренбурга определил набор элементов и орнаментальных мотивов, наиболее часто используемых в декоре фасадов конкретной местности. Данный отбор элементов, являющихся знаковыми символами времени и города, произошел в процессе адаптации стиля модерн в провинциальном Оренбурге и отображает специфику конкретной местности и региона. Необходимо отметить, что стиль модерн, содержащий локальные стилевые признаки в виде конкретных орнаментальных мотивов активно
используется и в современном строительстве, как общественных зданий, так и частных особняков.
Пример исследования декоративных стилевых элементов периода модерн пограничного регионального города Оренбурга, в которых объединены культурные тенденции и местные особенности формообразования, демонстрирует разнообразие и многообразие возможных вариантов провинциального стилеобразования в общей метасистеме большой культуры страны, культуры стиля.
19.03.2015
Список литературы:
1. Казакова, Л.В. Женские и флоральные мотивы в декоративно-прикладном искусстве модерна / Л.В. Казакова. - М: Памятники исторической мысли, 2009. - 104 с., ил. ISBN 978-5-88451-248-1
2. Сарабьянов, Д.В. Модерн. История стиля / Д.В. Сарабьянов. - М: «Галарт», 2001. - 343с., ил. ISBN 5-269-00997-8
3. Стовичек, М.В. Архитектурная среда русской провинции в эпоху модерна: Кострома, Рыбинск, Ярославль: автореф. дис. канд. иск.: 24.00.01 [Электронный ресурс]. / М.В. Стовичек. - Ярославль, 2001. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/ content/arkhitektumaya-sreda-russkoi-provintsii-v-epokhu-moderna-kostroma-rybinsk-yaroslavl
4. Крамаренко, Л.Г. Декоративное искусство России XX века: К проблеме формообразования и сложения стиля предметно-пространственной среды: автореф. дис. д. иск.: 17.00.04 [Электронный ресурс]. / Л.Г. Крамаренко. - М., 2005. - Режим доступа: http://www.dslib.net/muzee-vedenie/dekorativnoe-iskusstvo-rossii-xx-veka.html
5. Смирнов, С. 1734-1917 гг.: Построить «великий город-крепость» [Электронный ресурс]. Город Оренбург. Официальный портал. Рубрика «Город»: История градостроительства Оренбурга. - Режим доступа: http://www.orenburg.ru/official/news
6. Оренбург - «всем азиатским странам и землям... ключ и врата». - Оренбург: ИПК «Газпромпечать» ООО «Оренбурггаз-промсервис», 2010. - 704 с.
7. Райский, П.Д. Путеводитель по городу Оренбургу / П.Д. Райский. - Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 2000. -176 с.
8. Черемшанский, В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом этнографическом и промышленном отношении / В.М. Черемшанский. - Уфа, 1859. - 473 с.
9. Дорофеев, В.В. Над Уралом-рекой / В.В. Дорофеев. - Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1988. - 272с. ISBN 5-7688-0070-0
10. Иконописцева, О.Г. Эволюция центроформирующих учреждений - элементов общественно-делового центра г. Оренбурга / О.Г. Иконописцева // Вестник Оренбургского гос. ун-т. - Оренбург, 2014. - №5(166). - С.179-185
11. Кобер, О.И. Некоторые особенности стиля модерн в архитектуре Оренбурга / О.И. Кобер // Вестник Оренбургского гос. ун-т. - Оренбург, 2014. - №5(166). - С. 186-193
12. Найданов Г. Модерн Оренбурга / Г. Найданов, В. Савин - Оренбург: ООО «Издательство «Оренбургская книга»», 2013. -112с.
13. Памятники архитектуры [Электронный ресурс]. Город Оренбург. Недвижимость в Оренбурге. - Режим доступа: http://www. orenterem.ru/gorod-orenburg/pamyatniki-arkhitektury. - 03.06.2015
14. Постановление № 640-п от 03.09.2014. Об утверждении границ зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов в утвержденных границах зон охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) федерального значения «Здание Азово-Донского банка, 1900-е годы» [Электронный ресурс]. Оренбуржье. Портал Правительства Оренбургской области. - Режим доступа: http://www.orenburg-gov.ru/upload/iblock/996/996c703a59f9ca83712bcc97 532dec83.pdf. - 03.06.2015
15. Александров, Н.Н. Стиль модерн (АР НУВО) / Н.Н. Александров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://alexnn. trinitas.pro/files/2011/12/Stil-modern-ar-nuvo-4.pdf
16. Шлеюк, С.Г. Синтез орнаментальной символики деревянного модерна города Бузулука / С.Г. Шлеюк // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции [Электронный ресурс]. / - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2014. - С. 544-550. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Сведения об авторе:
Шлеюк Светлана Геннадьевна, заведующий кафедрой рисунка и живописи, архитектурно-строительного факультета Оренбургского государственного университета, кандидат искусствоведения, доцент тел.: (3532) 912213, e-mail: [email protected]