Научная статья на тему 'Градостроительные аспекты в творческом наследии Д. Жилярди в Москве'

Градостроительные аспекты в творческом наследии Д. Жилярди в Москве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
791
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / КЛАССИЦИЗМ / АМПИР / ОРДЕР / ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО / ГОРОД / АНСАМБЛЬ / СКУЛЬПТУРА / ПАРК / КОМПОЗИЦИЯ / ARCHITECTURE / CLASSICISM / EMPIRE / ORDER / TOWN PLANNING / CITY / ENSEMBLE / SCULPTURE / PARK / COMPOSITION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Фролов Владимир Павлович

Рассмотрены особенности архитектурного творчества Д. Жилярди, особое внимание уделено градостроительной деятельности зодчего в Москве, анализируется его вклад в историческую застройку столицы. На примере создания конкретных зданий и сооружений, ставших со временем историко-культурными памятниками Москвы, автор показывает деятельность зодчего в сложный исторический период восстановления города после пожара 1812 г. Сделан вывод о том, что главные постройки архитектора Д. Жилярди до сих пор являются одними из лучших образцов архитектуры русского ампира. Статья посвящена 230-летию со дня рождения и 170-летию со дня смерти зодчего Д.И. Жилярди.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Urban aspects in the creative heritage of D. Gilardi in Moscow

The interest to Domenico Gilardi, one of the leaders of Moscow classicism and Empire, to his masterpieces and geography of architectural heritage is expressed in different investigations. Russian and foreign scientists pay great attention to the features of his works, his place in the classical style and influence of the Italian school. One of the most important aspects of the architect's creative work is urban planning, and especially his participation in creation of the architectural ensembles of Moscow, city-forming qualities of separate buildings. The article is dedicated to the 230th anniversary of the birthday and the 170th anniversary of the death of an architect Domenico Gilardi. The article discusses architectural features and creative ways of D. Gilardi, special attention is paid to his urban planning activity in Moscow, his contribution to the historic development of the capital city is analyzed. On the example of specific buildings and structures, which eventually became historical-cultural monuments of Moscow, the author shows the activity of the architect in a complex historical period of the city's reconstruction after the fire of 1812. The author concludes that the main buildings of the architect D. Gilardi are still among the best examples of the architecture of the Russian Empire.

Текст научной работы на тему «Градостроительные аспекты в творческом наследии Д. Жилярди в Москве»

УДК 711(09)

В.П. Фролов

НИУМГСУ

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Д. ЖИЛЯРДИ В МОСКВЕ*

Рассмотрены особенности архитектурного творчества Д. Жилярди, особое внимание уделено градостроительной деятельности зодчего в Москве, анализируется его вклад в историческую застройку столицы. На примере создания конкретных зданий и сооружений, ставших со временем историко-культурными памятниками Москвы, автор показывает деятельность зодчего в сложный исторический период восстановления города после пожара 1812 г Сделан вывод о том, что главные постройки архитектора Д. Жилярди до сих пор являются одними из лучших образцов архитектуры русского ампира. Статья посвящена 230-летию со дня рождения и 170-летию со дня смерти зодчего Д.И. Жилярди.

Ключевые слова: архитектура, классицизм, ампир, ордер, градостроительство, город, ансамбль, скульптура, парк, композиция.

В 2015 г. исполняется 230 лет со дня рождения и 170 лет со дня смерти Д.И. Жилярди. Интерес к нему как к одному из лидеров московского классицизма и ампира, к масштабу его деятельности и географии архитектурного наследия выражен в различных исследованиях. В энциклопедических изданиях, справочной литературе даны биографические сведения и перечислены основные творческие достижения зодчего [1—5]. Авторов научных исследований привлекают этапы творческой деятельности Д.И. Жилярди, его роль в исто-рико-художественном и архитектурном наследии Москвы [6—10]. Российские и иностранные ученые большое внимание уделяют особенностям творчества одного из самых талантливых архитекторов династии Жилярди — Доменико, его месту в стиле классицизм с воздействием итальянской школы [11—15]. Вызывает интерес и один из важнейших аспектов творчества зодчего — градостроительство, конкретно участие Д. Жилярди в создании архитектурных ансамблей Москвы, градообразующие качества отдельных зданий [16—18]. В орбиту внимания исследователей включаются разнообразные объекты г. Москвы после пожара 1812 г., созданные Д. Жилярди, ставшие памятниками культуры [19—20].

С давних времен мастеров градостроительного дела приглашали в Россию из-за границы. Многие из них оставались в нашей стране, получали русские имена и вносили вклад в создание облика столицы и других российских городов. Одним из них был выдающийся представитель зодчих, работавших в России, выходец из Тичино близ Лугано в Швейцарии, итальянец по происхождению Дементий (Доменико) Иванович Жилярди (1785—1845 гг.).

В 11 лет Доменико вместе с матерью приезжает в Москву, куда ранее был приглашен его отец, известный специалист в строительном деле — Джованни

* Работа выполнена в рамках гранта РГНФ N° 15-01-00312 «Архитектурные памятники Москвы: прошлое и настоящее».

Батиста Жилярди, ставший Иваном Дементьевичем. Доменико получает первоначальное образование дома у отца. В 14 лет его посылают в Петербург к художнику Феррари учиться рисунку и живописи, затем в мастерскую Порто и к историческому живописцу К. Скотти. В 1803 г. в качестве государственного стипендиата Доменико направлен в Миланскую академию художеств, где проходил обучение до 1806 г. Питая огромный интерес к архитектуре, он изучает памятники архитектуры и искусства Рима, Флоренции, Венеции, что сыграло огромную роль в формировании Д. Жилярди как архитектора — классициста.

Вернувшись в Москву, Жилярди-младший становится помощником отца, который в ведомстве Московского воспитательного дома курирует многочисленные строительные проекты. В их числе здание больницы для неимущих, находившихся под патронажем матери императора Александра I Марии Федоровны, главной начальницы над воспитательными домами и другими благотворительными учреждениями. Жилярди-отцом в 1809—1811 гг. построен Вдовий дом, в строительстве которого его сын принял активное участие, отдавая дань благодарности Марии Федоровне за обучение в Италии.

После пожара Москвы в 1812 г. Д. Жилярди, заняв пост архитектора ведомства Московского воспитательного дома, к 1820 г. восстановил здание, переделав его в приют для вдов и сирот военных. Он придал двухэтажному зданию с классической колоннадой строгость, четкость, величие. Вдовий дом располагался на пологом склоне, фасады в стиле ампир лишены каких-либо украшений за исключением восьмиколонного портика — лоджии. Дом был окружен со стороны улицы высокой решеткой и большим садом.

Д. Жилярди в 1812—1832 гг. работал по застройке Москвы после пожара, участвовал в восстановлении Кремля, в частности, звонницы и колокольни Ивана Великого [21, с. 56].

Отечественная война 1812 г., строительство Москвы в первые десятилетия XIX в. сопровождались подъемом национального сознания, успехами в архитектуре, скульптуре, искусстве. Складывалось стремление увековечить подвиг народа. Была общая убежденность в том, что главный памятник следует возводить в Москве. Император Александр I объявил о решении воздвигнуть в первопрестольной памятник Отечественной войне 1812 г. и поэтому в 1816 г. приезжал в Москву для ознакомления с процессом восстановления города.

Разрабатывались несколько проектов, в т.ч. пирамида, выдвигались разные концепции памятников.

Д. Жилярди проявил патриотизм и мастерство архитектора в проекте памятника победе в Отечественной войне 1812 г. Он стремился, следуя примерам мирового зодчества, увековечить идею победы России в виде Триумфальной колонны.

Учитывая, что проблема «Россия и Европа» существовала всегда, в 1813— 1814 гг. Жилярди в основу концепции памятника была положена тема: «Россия, дарующая мир Европе» [22, с. 18]. При общей высоте 23 м, размерах основания 20 х 20 м, почти равнозначно решены в крупных формах постамент и собственно колонна на цилиндрическом основании — «Триумфальный столп», символ непоколебимости России. Широкая лестница ведет к подножью пьедестала, на котором начертано: «Признательное отечество воздвигло сей памятник в честь

победителей французов. М.Д. ССС XII». Жилярди насыщает проект скульптурой, развивая тему в аллегорических образах. Завершает композицию земной шар со статуей крылатой Победы, его окружают гении с лавровыми венками в руках. У основания колонны пленные французы со склоненными головами; ниже — воинские доспехи. В верхней цилиндрической части постамента на барельефе протяженностью по окружности 19 м развернута картина грандиозной битвы. Все это символизирует Россию, дарующую мир Европе.

Общая композиция памятника (равноценность его фасадов, «многослой-ность» пластики) предполагала мощное градостроительное влияние на одну из центральных площадей в Москве.

Идея памятника Д. Жилярди в виде колонны получила осуществление не в Москве, а в Петербурге — знаменитый Александрийский столп (Александровская колонна) французского архитектора О. Монферрана придал законченность главной площади центра столицы — Дворцовой.

Известны также два варианта Д. Жилярди конкурсного проекта монумента в память Бородинского сражения. В конкурсе участвовали многие московские и петербургские архитекторы. Но конкурс не дал результатов.

Д. Жилярди во многих своих архитектурно-строительных работах использовал дорический ордер, который соответствовал героической патетике послевоенной Москвы.

Шедевром творческого наследия Д. Жилярди является первая самостоятельная работа — восстановление построенного М.Ф. Казаковым и пострадавшего после пожара 1812 г. здания Московского университета. Д. Жилярди выступает здесь как организатор крупного строительства, художник и градостроитель. Он учитывает местоположение сооружения в центре Москвы. Жилярди выравнивает сложный рельеф стен, придавая их поверхности величественную нерасчлененность. Главную горизонталь прежнего здания университета с единым ритмом сменило контрастное сопоставление глади монументальной стены, что должно было отвечать сильной пластике центрального портика. Он заменил коринфский ордер могучим дорическим, что имело решающее значение. Изменение композиционного приема, приблизило здание к городскому пространству, усилило его живописность и значение в центре города [23, с. 320].

Мастерски выполнена новая конструкция перекрытия зала. Дворцовый фасад в большей степени сохранил «допожарный» облик, а передний перестроен в стиле позднего классицизма. Была использована замечательная черта русского классицизма — разработка новых форм связи архитектуры, скульптуры, живописи [24, с. 204]. Созданию образа сооружения — символа науки и искусства способствовала скульптура (скульп. Е.Т. Замараев). По рисункам Д. Жилярди выполнены капители колонн, малые барельефы на фасаде, резной фриз, львы для ворот. Полукруглый в плане актовый зал также расписан по рисункам Д. Жилярди [25, с. 186]. Сделав более крутыми очертания свода, Д. Жилярди придал архитектуре зала динамический характер, с которым тесно связана композиция росписи. Во фризе, развернутом над хорами, дается трактовка фигур в античных одеяниях с атрибутами, символизирующими сферу деятельности каждого. Изображены Диоген, Гомер, Галилей, Пифагор, Сократ, Иктин, Калликрат, Фидий, Гиппократ.

Ионическая колоннада, обрамляющая зал вносит элемент устойчивости и спокойствия, подчеркивает пространственность.

В 1818 г. Д. Жилярди перестраивает Вдовий дом в Кудрине, значительно увеличивая объем здания и придавая ему представительный вид. В состав правого крыла нового здания был включен старый дом, сделана надстройка третьего этажа, создана лоджия, объединившая два крыла мощного портика.

Используя существовавшие рядом строения, Д. Жилярди определил асимметрию дома Лунина близ Никитских ворот (1818—1827 гг.). Главный объем и флигеля вытянуты вдоль линии бульвара, рассчитаны на пешехода, воспринимающего разворачивающийся ансамбль. В этом проявилась новизна творчества зодчего, его понимание соотношений городского пространства и здания.

Этапом творчества и единственным крупным общественным сооружением Д.И. Жилярди было строительство в стиле ампир здания Опекунского совета Воспитательного дома на Солянке (1823—1826 гг., ныне РАМН).

Жилярди предал строению характер монументального ансамбля, развернув его по фронту улицы, на 112 м. Здание состояло из трех симметрично расположенных по улице, отдельно стоящих корпусов: главного — с купольным завершением и двух флигелей. Фасад главного корпуса оформлен восьмиколонным портиком ионического ордера, что украсило улицу Солянку. Главный корпус получил величественный и торжественный облик. Симметричные боковые флигеля меньшего масштаба и лаконичного облика предназначались для сотрудников, что было традицией для учреждений конца ХУШ — начала XIX вв. Архитектором обеспечена взаимосвязанность элементов фасада, повторением величин достигнута его гармоничность, а общее великолепие во многом достигнуто благодаря вестибюлю с колоннами.

Ведущим мотивом в архитектуре дворцового фасада центрального корпуса является крупномасштабная арка, оформляющая тройное окно. Цоколь здания, ступени и площадки делались из дикого камня.

Зал Присутствия отличает изысканность колорита, наличие мрамора. Стены остальных залов расписаны, эмблематика живописного и скульптурного декора интерьеров символизирует назначение здания. По рисункам Д. Жилярди сделаны аллегорические сюжеты «Милосердие» и «Воспитание». Скульптурные работы в здании выполнены И.П. Витали.

Монументальная композиция Опекунского совета была одной из определяющих в застройке улицы, что имело градостроительное значение. Здание Опекунского совета — один из лучших архитектурных памятников Москвы.

В 2006 г. центр «Реставратор-14» провел научную реставрацию фасадов и купола здания бывшего Опекунского совета Воспитательного дома на Солянке [26].

В 1826—1827 гг. Д.И. Жилярди совместно с А.Г. Григорьевым восстанавливают здание Екатерининского института в формах позднего классицизма. Жилярди увеличивает объем сооружения и придает ему облик, соответствующий времени. Перестраивая институт, расположенный в глубине участка, Д. Жилярди перекрыл его измельченный фасад широким мощным монументальным 10-колонным портиком с великолепным лепным фризом, что подчеркивало общественный характер здания, пристроил вынесенные вперед лако-

ничные боковые флигеля, оформившие глубокий парадный двор с отделяющей его от площади кованой решеткой. При этом была сохранена планировка главного корпуса, монументальная отделка интерьеров колонного зала, устроен пейзажный парк с прудом (ныне в здании Центральный дом Российской Армии).

Известно, что в 1740-х гг. для канцлера А.П. Бестужева-Рюмина был построен Слободской дворец. В конце XVIII в. дворец дважды (1786 и 1789 гг.) перестраивался по проектам Дж. Кваренги и М.Ф. Казакова. После пожара 1812 г. здание восстанавливается. В 1827—1833 гг. Д. Жилярди совместно с А.Г. Григорьевым перестраивает здание Слободского дворца в стиле ампир. В нем открыли ремесленное училище для «подготовки искусных мастеров». При перестройке сохранилась высота здания, переработаны большие казаков-ские окна. Д. Жилярди придал зданию строгость, лаконичность и монументальность, а залам парадность и торжественность, что соответствовало его назначению. Центр здания венчает превосходная многофигурная скульптурная группа с богиней мудрости Минервой (скульп. И.П. Витали) [27, с. 154]. В 1863 г. здание ремесленного училища передано Императорскому московскому техническому училищу (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана).

Д. Жилярди был мастером садово-паркового искусства. Примером парковых композиций Жилярди являются Кузьминки. Новый хозяин усадьбы С.М. Голицын — состоятельный человек, близкий к императорскому двору, имеющий общественное положение привлек к работе Д. Жилярди, который сделал усадьбу роскошной, соответствующей статусу представителя высшего дворянства. И это вполне понятно. Занимаясь активным строительством как вице-президент комиссии по сооружению в Москве храма Христа Спасителя, почетный опекун Воспитательного дома, С.М. Голицын стремился сделать свою усадьбу Кузьминки предметом восхищения современников. Заказчик и архитектор заботились об органическом соединении построек и природного ландшафта, стремились улучшить природу.

Ансамбль Кузьминок создавался до Д. Жилярди, который в 1820 г. произвел новые планировочные работы с осевой планировкой со стороны въезда. Жилярди реконструирует и благоустраивает подъездную дорогу в усадьбу. У въезда устанавливаются чугунные Триумфальные ворота с гербом княжеского рода и двойной дорической колоннадой (копия ворот К. Росси в Павловске). Выявив парадную ось композиции, Жилярди преобразил пространственную среду. Он включил в нее замкнутый парадный двор и главный господский дом. Дом размещался на берегу верхнего пруда, на холме, чтобы из комнат были видны самые живописные точки пейзажа. Двор обнесен ажурной чугунной оградой, опирающейся на белокаменные тумбы со скульптурами львов. Перед воротами поднимаются четыре высоких чугунных торшера, охраняемые грифонами [28, с. 82].

Создавая свободные ландшафтные композиции в пейзажном и регулярном парках, Д. Жилярди живописно сочетает парковые посадки, светлые постройки и водные пространства. На берегу пруда строятся наиболее значительные сооружения: Пропилен — декоративный белоснежный садовый павильон в форме дорической колоннады и один из шедевров эффектной парковой архитектуры

начала XIX в., Конный двор, задуманный зодчим в виде торжественной декоративной композиции с центральным павильоном — аркой. Перед устоями арки конные группы. На берегу верхнего пруда сооружена Львиная пристань в двух уровнях, на ее парапетах чугунные львы. Учитывая хозяйственные наклонности заказчика, Д. Жилярди объединяет расположенные П-образно корпуса конюшен и сараев с Музыкальным павильоном, включая арку в центре, дорическую колоннаду и скульптурную группу [29, с. 203].

Он завершает работу над Оранжереей ансамблем «Слободки» с классическими ампирными постройками. Павильоны, мосты, беседки органично включены в пейзаж.

Архитектурно-парковое устройство усадьбы Кузьминки во многом способствовало развитию теории романтических садов. Не случайно в середине XIX в. Кузьминки называли «Московским Версалем» [30].

Одна из лучших построек и последняя крупная работа Д. Жилярди в Москве — усадьба купцов чаеторговцев В.Н. и П.Н. Усачевых, построенная в 1829—1831 гг. на Земляном Валу близ Яузы, где архитектор связал композицию усадьбы с планировкой района (позже усадьба Найденовых, ныне — лечебно-физкультурный диспансер).

Главный дом, приподнятый на высокий цокольный полуэтаж, был декорирован восьмиколонным ионическим портиком. Над парадным крыльцом главного дома — кованый козырек. Фасад украшен лепным декором и ордерной аркадой, обращен к террасе с лестницей и пандусом, которые спускаются в парк. На пандусе вазы и львы из чугуна, в парке установлены статуи. Именно здесь Д. Жилярди еще раз проявил себя мастером ландшафтных построений. Он искусно использовал рельеф, близость р. Яузы, умело сочетал пейзажную планировку с архитектурой дома. Сад усадьбы украшен нарядными павильонами, которыми Жилярди закрепил главные его оси. Эффектно завершались регулярные живописные перспективы, созданные оригинальной планировкой парка (чайный или музыкальный домик с ионической полуротондой, со скульптурным орнаментом, грот, беседки-ротонды). Так создавались места, откуда открывается панорама на город.

Таким образом, в Москве Д. Жилярди были созданы уникальные градостроительные ансамбли, со временем ставшие памятниками архитектуры и садово-паркового искусства, объектами культурного наследия столицы.

Библиографический список

1. Архитектура и градостроительство. Энциклопедия. М. : Стройиздат, 2001. С. 412.

2. Большая Российская энциклопедия. М. : БРЭ, 2008. Т. 10. 767 с.

3. Большая иллюстрированная энциклопедия : в 32 тт. М. : АСТ : Астрель, 2010. Т. 10 : ЕВР-ИЗ. 504 с. (Аргументы и факты)

4. Воронежская историко-культурная энциклопедия. ВИКЭ. Персоналии. 2-е изд., доп. и испр. / под общ. ред. О.Г. Ласунского. Воронеж : Центр духовного возрождения Черноземного края, 2009. 456 с.

5. Творцы техники и градостроители Москвы (до начала XX века). М. : Янус-К, 2002. 376 с. (Деятели науки и просвещения Москвы — XVIII—XX вв. в портретах и характеристиках)

6. Архитектурные ансамбли Москвы XV — начала XX веков. Принципы художественного единства. М. : Стройиздат, 1997. 472 с. (Русское градостроительное ис-скуство)

7. Грабарь И.Е. Дементий Иванович Жилярди и его школа // История русского искусства. М. : Изд. И. Кнебель, 1910. Т. 1. Архитектура. Допетровская эпоха. С. 42—43.

8. Зодчие Москвы / сост. Ю.С. Яралов ; науч. ред. С.М. Земцов. Кн. 1. М. : Московский рабочий, 1981. 302 с.

9. Правители России и развитие строительства / под ред. Т.А. Молоковой. М. : МГСУ 2012. 296 с.

10. Николаев Е.В. Классическая Москва. Очерки архитектуры московского классицизма и ампира. М. : Едиториал УРСС, 2010. 272 с.

11. Молокова Т.А. Восстановление Москвы после пожара 1812 г. : Новый облик города // Вестник МГСУ 2012. № 6. С. 17—22.

12. Молокова Т. А., Фролов В.П. Влияние итальянской архитектуры на градостроительство России // Вестник МГСУ 2011. № 4. С. 128—134.

13. AngeliniP., Navone N., PfisterA. Architetti neoclassici ticinesi fra Neva e Moscova: i fondi grafici degli archivi Adamini e Gilardi, catalogo della mostra (Venezia, 21 aprile — 20 maggio 2001). Fondazione Giorgio Cini — Archivio del Moderno, Accademia di Architettura, Universita della Svizzera italiana, Venezia — Mendrisio, 2001. Pp. 19—53, 87—90.

14. Navone N., Tedeschi L. Dal mito al progetto. La cultura architettonica dei maestri italiani e ticinesi nella Russia neoclassica. Mendrisio : Mendrisio Academy Press, 2004. Pp. 629—663.

15. Pfister A., Angelini P. Gli architetti Gilardi a Mosca. La raccolta dei disegni conservati in Ticino. Mendrisio : Mendrisio Academy Press, 2006. 244 р.

16. Москва: Памятники архитектуры XVIII-первой трети XIX века / ред. М.

Ильин. М. : Искусство, 1973. 354 с.

17. Евсина Н.А. Архитектурная теория России второй половины XVIII — начала XX вв. М. : Наука, 1985. 316 с.

18. Рзянин М.И. Архитектурные ансамбли Москвы и Подмосковья XIV—XIX веков. М. : Стройиздат, 1950. 232 с.

19. Быковцева П. Жилярди — Гагарин — Горький. Дом на Поварской 25-а. М. : Имли РАН, 2003. 114 с.

20. Коробко М.Ю. Усадьба Кузьминки. М. : Вече, 2009. 88 с. (Усадьбы, дворцы, особняки Москвы)

21. Белецкая Е.И., Покровский З.К. Жилярди. М. : Стройиздат, 1990. 168 с.

22. Кириченко Е.И. Храм Христа Спасителя в Москве. История проектирования и создания собора. Страницы жизни и гибели. 1913—1931 / сост. Г.А. Иванова. М. : Планета, 1992. 280 с.

23. Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры : развитие традиций. М. : Искусство, 1990. 386 с.

24. Аркин Д.Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. М. : Искусство, 1990. 399 с.

25. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. М. : Изобразительное искусство, 1983. 392 с.

26. Сербовеликов Н.Г. Восстановление купола работы знаменитого Д. Жилярди // Архитектура и строительство. 2006. № 6. С. 7—8.

27. Комарова И.И. Архитекторы. Краткий биографический словарь / под ред. Е. Филиппова. М. : Рипол классик, 2000. 511 с. (Краткие биографические словари)

28. Олейниченко Е.В. Князь С.М. Голицын — хозяин усадьбы Кузьминки. М. : Вече, 2008. 397 с.

29. Самин Д.К. Самые знаменитые зодчие России. М. : Вече, 2004. 480 с.

30. Филиппова Н.А. Формирование парковой структуры усадьбы Кузьминки — Влахернское // Русская усадьба : Сб. общества изучения русской усадьбы. М., 1999. Вып. 5 (21). С. 260—261.

Поступила в редакцию в июне 2015 г.

Об авторе: Фролов Владимир Павлович — кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры истории и философии, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет» (НИУ МГСУ), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, 8 (499) 183-21-29, [email protected].

Для цитирования: Фролов В.П. Градостроительные аспекты в творческом наследии Д. Жилярди в Москве // Вестник МГСУ. 2015. № 8. С. 41—50.

Frolov

URBAN ASPECTS IN THE CREATIVE HERITAGE OF D. GILARDI IN MOSCOW

The interest to Domenico Gilardi, one of the leaders of Moscow classicism and Empire, to his masterpieces and geography of architectural heritage is expressed in different investigations. Russian and foreign scientists pay great attention to the features of his works, his place in the classical style and influence of the Italian school. One of the most important aspects of the architect's creative work is urban planning, and especially his participation in creation of the architectural ensembles of Moscow, city-forming qualities of separate buildings.

The article is dedicated to the 230th anniversary of the birthday and the 170th anniversary of the death of an architect Domenico Gilardi. The article discusses architectural features and creative ways of D. Gilardi, special attention is paid to his urban planning activity in Moscow, his contribution to the historic development of the capital city is analyzed. On the example of specific buildings and structures, which eventually became historical-cultural monuments of Moscow, the author shows the activity of the architect in a complex historical period of the city's reconstruction after the fire of 1812. The author concludes that the main buildings of the architect D. Gilardi are still among the best examples of the architecture of the Russian Empire.

Key words: architecture, classicism, empire, order, town planning, city, ensemble, sculpture, park, composition.

References

1. Arkhitektura i gradostroitel'stvo. Entsiklopediya [Architecture and Urban Planning. Encyclopedia]. Moscow, Stroyizdat Publ., 2001, p. 412. (In Russian)

2. Bol'shaya Rossiyskaya entsiklopediya [Great Russian Encyclopedia]. Moscow, BRE Publ., 2008, vol. 10, 767 p. (In Russian)

3. Bol'shaya illyustrirovannaya entsiklopediya : v 32 tt. [Big Illustrated Encyclopedia : in 32 volumes]. Moscow, AST : Astrel' Publ., 2010, vol. 10 : EVR-IZ, 504 p. (Arguments and Facts) (In Russian)

4. Lasunsky O.G., editor. Voronezhskaya istoriko-kul'turnaya entsiklopediya. VIKE. Per-sonalii [Voronezh Historical and Cultural Encyclopedia. VICE. Personalities]. 2nd edition, revised. Voronezh, Tsentr dukhovnogo vozrozhdeniya Chernozemnogo kraya Publ., 2009, 456 p. (In Russian)

5. Tvortsy tekhniki i gradostroiteli Moskvy (do nachala XX veka) [Creators of Technology and Urban Planning of Moscow (The Beginning of the 20th Century)]. Moscow, Yanus-K, 2002, 376 p. (Masters of Science and Education of Moscow — 18—20 in Portraits and Characters) (In Russian)

6. Arkhitekturnye ansambli Moskvy XV — nachala XX vekov. Printsipy khudozhestven-nogo edinstva [Architectural Ensembles of Moscow of the 15th — early 20th Centuries. Principles of Artistic Unity]. Moscow, Stroyizdat Publ., 1997, 472 p. (Russian Urban Planning Art) (In Russian)

7. Grabar' I.E. Dementiy Ivanovich Zhilyardi i ego shkola [Domenico Gilardi and his School]. Istoriya russkogo iskusstva [History of Russian Art]. Moscow, I. Knebel Publ., 1910, vol. 1. Arkhitektura. Dopetrovskaya epokha [Architecture. Pre-Peter Epoch]. Pp. 42—43. (In Russian)

8. Yaralov Yu.S., Zemtsov S.M., editors. Zodchie Moskvy [Architects of Moscow]. Book 1. Moscow, Moskovskiy rabochiy Publ., 1981, 302 p. (In Russian)

9. Molokova T.A., editor. Praviteli Rossii i razvitie stroitel'stva [The Rulers of Russia and the Development of Construction]. Moscow, MGSU Publ., 2012, 296 p. (In Russian)

10. Nikolaev E.V. Klassicheskaya Moskva. Ocherki arkhitektury moskovskogo klassitsiz-ma i ampira [Classic Moscow. Essays on the Architecture of Moscow Classicism and Empire]. Moscow, Editorial URSS Publ., 2010, 272 p. (In Russian)

11. Molokova T.A. Vosstanovlenie Moskvy posle pozhara 1812 g.: novyy oblik goroda [Reconstruction of Moscow after the 1812 Fire of Moscow: New Look of the City]. Vest-nik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2012, no. 6, pp. 17—22. (In Russian)

12. Molokova T.A., Frolov V.P. Vliyanie ital'yanskoy arkhitektury na gradostroitel'stvo Rossii [Influence of Italian Architecture on Urban Planning of Russia]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2011, no. 4, pp. 128—134. (In Russian)

13. Angelini P., Navone N., Pfister A. Architetti neoclassici ticinesi fra Neva e Moscova:

i fondi grafici degli archivi Adamini e Gilardi, catalogo della mostra (Venezia, 21 aprile — 20 maggio 2001). Fondazione Giorgio Cini — Archivio del Moderno, Accademia di Architet-tura, Università della Svizzera italiana, Venezia — Mendrisio, 2001, pp. 19—53, 87—90.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Navone N., Tedeschi L. Dal mito al progetto. La cultura architettonica dei maestri italiani e ticinesi nella Russia neoclassica. Mendrisio : Mendrisio Academy Press, 2004, pp. 629—663.

15. Pfister A., Angelini P. Gli architetti Gilardi a Mosca. La raccolta dei disegni conservati in Ticino. Mendrisio, Mendrisio Academy Press, 2006, 244 p.

16. Il'in M., editor. Moskva: Pamyatniki arkhitekturyXVIII — pervoy tretiXIX veka [The Architectural Monuments of 18th — the first third of the 19th Century]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1973, 354 p. (In Russian)

17. Evsina N.A. Arkhitekturnaya teoriya Rossii vtoroy poloviny XVIII — nachala XX vv. [Architectural Theory of Russia of the 2nd Half of the 18th — early 10th Centuries]. Moscow, Nauka Publ., 1985, 316 p. (In Russian)

18. Rzyanin M.I. Arkhitekturnye ansambli Moskvy i Podmoskov'ya XIV—XIX vekov [Architectural Ensembles of Moscow and Moscow Region of the 14th — 19th Centuries]. M. : Stroyizdat, 1950. 232 p. (In Russian)

19. Bykovtseva P. Zhilyardi — Gagarin — Gor'kiy. Dom na Povarskoy 25-a [House on Povarskaya 25A]. Moscow, Imli RAN Publ., 2003, 114 p. (In Russian)

20. Korobko M.Yu. Usad'ba Kuz'minki [Estate Kuzminki]. Moscow, Veche Publ., 2009, 88 p. (Usad'by, dvortsy, osobnyaki Moskvy) (In Russian)

21. Beletskaya E.I., Pokrovskiy Z.K. Zhilyardi [Gilardi]. Moscow, Stroyizdat Publ., 1990, 168 p. (In Russian)

22. Kirichenko E.I. Khram Khrista Spasitelya v Moskve. Istoriya proektirovaniya i soz-daniya sobora. Stranitsy zhizni i gibeli. 1913—1931 [The Cathedral of Christ the Savior in Moscow. History of Design and Creation. Pages of Life and Destruction]. Moscow, Planeta Publ., 1992, 280 p. (In Russian)

23. Ikonnikov A.V. Tysyacha let russkoy arkhitektury : razvitie traditsiy [Thousand Years of Russian Architecture : Development of Traditions]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1990, 386 p. (In Russian)

24. Arkin D.E. Obrazy arkhitektury i obrazy skul'ptury [Images of Architecture and Images of Sculpture]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1990, 399 p. (In Russian)

25. Bartenev I.A., Batazhkova V.N. Ocherki istorii arkhitekturnykh stiley [Essays on the History of Architectural Styles]. Moscow, Izobrazitel'noe iskusstvo Publ., 1983, 392 p. (In Russian)

26. Serbovelikov N.G. Vosstanovlenie kupola raboty znamenitogo D. Zhilyardi [Restoration of the Dome by Famous D. Gilardi]. Arkhitektura i stroitel'stvo [Architecture and Construction]. 2006, no. 6, pp. 7—8. (In Russian)

27. Komarova I.I. Arkhitektory. Kratkiy biograficheskiy slovar' [Architects. Concise Biographical Dictionary]. Moscow, Ripol klassik Publ., 2000, 511 p. (Concise Biographical Dictionaries) (In Russian)

28. Oleynichenko E.V. Knyaz' S.M. Golitsyn — khozyain usad'by Kuz'minki [Prince S.M. Golitsyn — the owner of the Kuzminki estate]. Moscow, Veche Publ, 2008, 397 p. (In Russian)

29. Samin D.K. Samye znamenitye zodchie Rossii [The Most Famous Architects of Russia]. Moscow, Veche Publ., 2004, 480 p. (In Russian)

30. Filippova N.A. Formirovanie parkovoy struktury usad'by Kuz'minki — Vlakhernskoe [Formation of the Landscape Structure of the Estate Kuzminki — Blachernae]. Russkaya usad'ba: Sbornik obshchestva izucheniya russkoy usad'by [Russian Estate. The Collection of The Society of Russian Manor Study]. Moscow, 1999, no. 5 (21), pp. 260—261. (In Russian)

About the author: Frolov Vladimir Pavlovich — Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of History and Philosophy, Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU), 26 Yaroslavskoye shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; +7 (499) 183-21-29, [email protected].

For citation: Frolov V.P. Gradostroitel'nye aspekty v tvorcheskom nasledii D. Zhilyardi v Moskve [Urban Aspects in the Creative Heritage of D. Gilardi in Moscow]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2015, no. 8, pp. 41—50. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.