«ЗМЕИНЫЕ» ВОРОТА СПАССКОГО - ЗНАК ЭПОХИ УСАДЕБНОГО РОМАНТИЗМА
ГАЛИМОВА Лилия, архитектор-реставратор, архитектурно-проектная мастерская ASG
Аннотация: посвящена предпроектному этапу реставрации каменных ворот «Змеиные» усадьбы Спасское, исторических и натурных изысканий на данном обьекте культурного наследия. Итогом этой работы служит графическая реконструкция главного фасада каменных ворот и воссоздание утраченной «Китайской беседки».
Ключевые слова: объект культурного наследия, романтизм, русская усадьба, портал, каменные ворота, грот.
Abstract: The article is dedicated to investigation stage of restoration stone gates «Snake» of the estate Spassky, historical and field research on this object of cultural heritage. The result of this work is a graphic reconstruction of the main facade of the stone gates and the reconstruction of the lost «China Pavilion».
Keywords: оЬ]е^ of cultural heritage, romanticism, russian manor, portal, stone gate, the grotto.
Время, истребляя дела рук человеческих, уничтожает и самую об них память, остается только одно имя местности, которое намекает на лица и события. Со временем надо бороться, чтобы уберечь, что возможно, уже не от разрушения, но от забвения.
И. М. Снегирев
ВВЕДЕНИЕ
Ворота - архитектурный символ перехода из одного качества и состояния в другое. Задолго до появления храмов у многих народов священным местом считались два столба с перекладиной над ними. У финикийцев были известны столбы Мелькарта, в Вавилоне - ворота Иштар и Мардука (илл.1). В Иерусалиме были Золотые Ворота, те самые, в которые должен был войти грядущий Мессия. Позже мусульмане устроили свое кладбище перед этими воротами, надеясь, что Мессия не сможет пройти через землю мертвых. Собравшись, иудейские мудрецы долго думали, что делать. Наконец, решили, что, если ему суждено явиться, он знает, как ему войти в эти ворота.
В Спарте почитались ворота Кастора и Полидевка. Явственно видны следы почитания ворот у римлян, где богом ворот и дверей считался двуликий Янус, а проход
через ворота, по сторонам которых находились алтари Януса и Юноны, символизировал переход из одного возраста в другой. Ворота в виде балки, вбитой в стены, были знаком начала новой жизни, нового состояния, в которое вступали обращенные. Юноша, выдержавший эти испытания, становился мужем и членом курии. Значение ворот в религии Древнего Рима не ограничивалось обрядом юношеской инициации, но было своеобразным фильтром очищения от зла. Этот мотив проползания под аркой перенесен из более древних времен, когда плененные враги должны были ползти под скрещенными копьями. Это было не издевательством, как обычно трактуется проход под ярмом, а простой религиозной предосторожностью, вызванной страхом перед чуждыми силами.
Ворота также служили для прохода войск в ритуале освящения победы и чествования победителей. Они
Илл. 1. Ворота богини Иштар VII-VI века до нашей эры-восьмые ворота внутреннего города в Вавилоне. Построены в 575 г. до н. э. по приказу царя Навуходоносора в северной части города
были деревянные и до наших времен не дошли. Сохранились лишь каменные триумфальные арки эпохи Империи. Одна находится на улице Sacra Via в Риме. Это одно-пролетная арка, на рельефе которой изображен семисвечник. Она была построена в честь победителя иудеев императора Тита в 81 году уже после его смерти и обожествления. Император на ней изображен опирающимся на крылья орлов - посланцев Юпитера (илл.2).
Огромные, отделанные мрамором ворота высотой 20 метров служили для проезда триумфальной колесницы. Под сводом - две парящие богини Виктории, в руках которых венки для триумфатора. Пролет арки изображает процесс триумфа стоящего на квадриге Тита, вернувшегося после взятия Иерусалима. Виктории украшают его голову венком, Рома ведет коней, а гений римского народа сопровождает победную колесницу. На противоположной стороне пролета изображены солдаты без оружия с венками на головах. Они несут семисвечники, жертвенники и трубы, захваченные при взятии Иерусалима.
Арка была мраморным символом, целью которого было увековечение победы Рима. Наряду с аркой Тита сохранились арки Севера и Константина. Но последние своей пышностью и нагромождением структурных элементов проигрывали символической простоте арки Тита.
Символ ворот тесно связан с символизмом столбов как элементов, на которые опирается арка, замыкающая символ в целое. Столбы Сета, убийцы Осириса, своеобразного бога чужих стран, символизировали посвящение, и на них высекались знаки тайны. Соляные столбы Лота - это символическое и ритуальное значение образа мирового столба. Священный столб у североамериканских индейцев в их ритуальной практике был опорой мира, знаком сверхъестественной силы и даже людоедства. Здесь важной частью ритуала каннибальства являлся сам факт воздвижения столба. Столб людоеда связан
Илл. 2. Арка Тита. 81 год н.э. Рим. Италия
одновременно с жизнью и смертью. Обращение к столбу является предупреждением об опасности, исходящей от него [9].
Столбы Гермеса Гермы, по которым он, будучи проводником, уводил умершие души в Гадес, также служили для оккультных отправлений и были путевыми знаками хранителям ворот. Разрушение и осквернение этих святынь каралось смертью. Две символические колонны Иахин и Воаз перед главной дверью Соломонова храма представляли собой аллегорию дня и ночи, ангела и демона, порока и добродетели. Этот символизм тщательно разработан и используется в ритуальной практике франкмасонства.
В синтоистском святилище П-об-разная арка-ворота называется Тория. Тория и отходящая от нее невысокая ограда символизируют
границу, за которой начинаются священные пределы [3]. Арка -символ небесного свода, у греков она обозначала Зевса, у римлян -Юпитера, 35 арок символизировали дорогу жизни. Когда на территории Рима шла война, ворота Квирина Януса были всегда открыты. Воротам в старые времена приносились жертвоприношения.
Вертикальные каменные столбы, разбросанные по всему миру (нередко высотой до 20 метров, иногда в виде каменных баб), называют менгирами. Очень редко менгиры служили надгробием, чаще это объект поклонения, символизирующие переход в иной мир. Потому-то и тесны врата, и узок путь, ведущий к вечной жизни, и лишь немногие находят их.
Прототипом современных ворот можно считать камень, которым древний человек загораживал вход в своё жилище, спасаясь от холода, диких зверей и набегов вражеских племен. Тогда человек начал строить ограждения, неотъемлемой частью которых и стали ворота. Они не отличались изысканным внешним видом, а носили чисто практический характер. Сначала ворота делали из наиболее доступного материала - дерева. Позже ворота стали обивать железом в декоративных целях. В то время такое могли позволить себе немногие - ведь железо было достаточно дорогим материалом. Потом железо стало дешевле, появились более лёгкие сплавы. И на смену простым деревянным воротам пришли надежные стальные ворота.
Очень отличались от современных ворота, созданные в далёкой
Ворота (латин. ^еПеге - вертеть) - проезд в стене или ограде, запираемый створами. Ворота могут использоваться для ограничения доступа на определённую территорию, а могут быть чисто декоративным элементом. Декоративные ворота, как правило, не имеют створов и представляют собой отдельно стоящую арку.
Укреплённые ворота являются неотъемлемой частью фортификационной системы крепости, нередко перед воротами устраивался барбакан - оборонительное сооружение, охранявшее подступ к воротам. Сверху над воротами часто надстраивалась башня. Проход в воротах нередко перекрывался решеткой-катарактой.
Ворота - проезд внутрь строения или за ограду, закрываемый широкими створами («Словарь Ожегова»).
Пир ыекуеетБ
№2 (14) 2016
античности. Скорее это были просто «большие входы» в каменных сооружениях того времени. Позже, уже в XI веке нашей эры, на территории Древней Руси обрели популярность арочные ворота, состоявшие из двух каменных вертикальных колонн и соединявшей их арки. Такие ворота назывались популярным словом «портал». В средневековье практически все замки были окружены рвом с водой, и ворота, опускаясь вниз, выполняли роль моста, ведущего в город. Такие ворота отличались уже относительной технической сложностью.
Городские ворота в России служили не только для того, чтобы впускать и выпускать в город и из города людей и грузы, но были ориентированы по сторонам Света и использовались для проведения религиозных обрядов. Например, у Красных ворот в Москве встречали и провожали Масленицу, сообща поедали блины. А в русских деревнях ворота имели свою крышу и запирались на засов изнутри. Через них ввозили различные продукты,
всевозможные товары, необходимые для поддержания жизни крестьянского дома. Как правило, в крестьянских владениях было двое ворот: фасадные, украшенные резьбой, и задние, которые обыкновенно выходили в огород.
Устанавливали ворота на столбы или столбицы. Самыми распространенными были ворота в один щит, в богатых домах - в два щита с калиткой. Иногда устраивались тройные ворота - с двумя калитками. Ворота покрывались небольшой кровлей с полицами (водостоками). Князёк крыши украшался башенками, ша-триками, бочками, резными гребня-
Илл. 3. Усадьба Демидовых в Большом Толмачевском переулке. Чертеж Ф.С. Аргунова
Илл. 4. Царицыно. Дворцово-пар-ковый ансамбль.
Чертеж архитекторов В.И. Баже-нова(1775-1885), Казакова Ф.М. Годы строительства 1769-1785 г.
Илл. 5. Римские или Руинные ворота Они были построены в начале XIX века около усадебных оранжерей, недалеко от берега Москвы-реки. Внушительное сооружение в духе римских триумфальных арок казалось еще больше, т.к. имитировало только верхнюю часть ворот, словно вросших наполовину в землю. Эта фантазия в духе Пиранези или живописных картин Гюбера Робера была вполне в духе тогдашних парковых забав - игра в рукотворную руину, изображающую подлинные остатки античности, напоминающие о всемогущей реке времен, разрушающей даже камни. В Архангельском была одна из самых эффектных игрушек подобного рода, своего рода эмблема русского паркового романтизма. Не случайно художник Кравченко в 1920-е годы сделал Римские ворота эмблемой созданного в 1922 году Общества изучения русской усадьбы (см. юзерпик этого поста). Ворота снесли в 1930-е годы, разломали при реконструкции оранжерей, перестроенных под санаторий. Все парковые постройки вообще мало где сохранились, поскольку их всегда сложно утилитарно использовать
ми. По богато украшенным воротам судили о богатстве хозяина дома.
После принятия христианства на Руси над воротами, с наружной и внутренней стороны, стали устанавливать иконы или крест. Например, над воротами Спасской башни сохранилась ниша, где висела икона Спаса Нерукотворного.
Вхождение в город через ворота символизировало военный триумф. Отсюда возникла традиция строительства триумфальных арок, которые, по сути, являются символическими воротами.
Городские ворота часто становились источником названий улиц и площадей. В Москве по бывшим воротам Китай-города и Белого города названы Арбатские, Варварские, Ильинские, Никитские, Покровские ворота. Кроме перечисленных в Москве существуют ещё площади: Петровские ворота, Сретенские ворота, Яузские ворота. Название площади Красные ворота происходит от триумфальной арки «Красные ворота», которая стояла здесь в 1742-1928 годах.
ВОРОТА В УСАДЬБУ
Под усадьбу всегда выбиралась живописная местность, расположенная на берегу пруда или реки. Усадебные здания увязывались в одно гармоничное целое с окружающим их пейзажем. Это искусство -сочетать архитектуру с природой -ярко сказалось в зодчестве еще допетровской Руси [11].
В 70-х годах XVIII века вырабатывается прием построения центральной части усадьбы, легший в основу планировки большинства подмосковных усадеб конца XVIII и начала XIX веков. Как правило, от шоссе шли проселочной дорогой к
Илл. 6. Усадьба Баловнево. Вьездная Триумфальная арка. Липецкая область, поместье Муромцевых
Илл. 7. Усадьба Шаболово. г.Москва, ул. Новочеремушкинская, д.39. Вьездные Над-прудные ворота (дата съемки 1945-1954)
усадьбе пролегала аллея, подводившая к воротам парадного двора, в глубине которого на оси въезда ставился усадебный дом (илл.3).
Парадные въезды в усадьбу были архитектурно необходимы как организующая композиция, вводная к общему ансамблю. Иногда в ограде парадного двора имелись еще одни ворота, соединявшие центральное пространство, воздушный вестибюль с парком и служебным двором.
Главная аллея парка, почти всегда совпадавшая с центральной осью усадьбы, нередко являлась как бы продолжением въездной
аллеи, что еще больше подчеркивало осевой, а часто и симметричный, характер планировки ансамбля.
По такой примерной схеме строилось большинство подмосковных усадеб, в которых все было рассчитано не только на максимум удобств, но также и на показную парадность и представительность (илл.4).
Композиция парадных въездных ворот и ограды была чрезвычайно интересна (илл.5, 6, 7). От довольно простых пилонов, несущих створки ворот, и простой деревянной, с каменными тумбами, ограды она доходит в некоторых усадьбах до красивых монументальных сооружений
Ворота - отверстие, проем в стене или ограде для прохода и проезда; широкие двери для езды («Словарь Даля»).
Ворота - в древности важнейшее место города, какого теперь не имеет даже центр. Здесь велась торговля, производился суд, собирались собрания, провозглашались пророчества, заключались сделки (Втор. 17:5,8; Руф. 4:1; 3Цар. 22:10). Если неприятель захватывал ворота, город уже не мог устоять.
Ворота - проезд в стене или ограде, запираемый створами. Предназначены для проезда гужевого или автомобильного (реже - иных видов) транспорта. Сами створы ворот также часто называют воротами. Обычно створов два, они поворачиваются на петлях. Сложные ворота могут иметь несколько створов или проходов, включая калитку для пешеходов. Ворота могут использоваться для ограничения доступа на определённую территорию, а могут быть чисто декоративным элементом. Декоративные ворота могут стоять как отдельный архитектурный или бытовой элемент, без стены или ограждения. Декоративные ворота часто не имеют створов и представляют собой отдельно стоящую декоративную арку. Разновидностью декоративных ворот являются триумфальные ворота (триумфальные арки) в честь военных побед.
Илл. 8. Святые ворота в усадьбе Архангельское Святые ворота в усадьбе Архангельское расположены в Красногорском районе Московской области. Этот памятник архитектуры был создан в 1824 году, при князе Николае Юсупове. На ними работал архитектор Е.Д. Тюрин специально для того, чтобы украсить дорогу, ведущую к Храму Михаила Архангела.
Именно здесь, от Святых ворот, начинается вымощенная булыжником дорога к старинной церкви. Композиция ворот представляет собой монументальную арку с пилонами, украшенными четырьмя белокаменными колоннами коринфского ордена, а в завершение ворот установлен зеленый купол, который венчает православный крест. Но по проекту предполагалось поставить между колоннами статуи святых, а аттик завершить крестом и фигурами ангелов. Святые ворота остаются одной из известных достопримечательностей Государственного музея-усадьбы «Архангельское»
Илл. 9. Усадьба Гребнево. Вьездная Триумфальная арка (дата постройки 1821г.) Московская область, Щелковский район
триумфального или замкового типа, как, например, в Архангельском (илл. 8), Гребневе (илл.9), в Марьинке (илл. 10) или в Воронцове.
Отлично вписаны в композицию усадьбы мощные ворота в Архангельском. Хотя их архитектура, как более поздняя, отличается по характеру от соседних зданий и дворца, тем не менее торжественная масса ворот, с колоннами и глубоким проездом под фронтоном, очень умело поставлена среди лишенных выразительности боковых массивов, заканчивавших торжественные галереи-переходы.
В Останкине и Валуеве (илл. 11) пилоны парадных ворот завершены скульптурой. В первой - прежде изваяниями лошадей, а позже - кентавров, во второй - оленей (илл. 12). В Кораллове и Ивановском пилоны ворот украшены фигурами львов.
Из более скромных въездных сооружений часто встречаются ворота, трактованные в виде пирамидальных, отдельно стоящих по сторонам въезда монументов (Петров-
Илл. 10. Въездные ворота усадьбы Ма-рьинка. с. Марьинка (Ступинский р-он МО), усадьба Марьинка. Ворота «представляли собой эффектное сооружение с четырьмя замковыми башнями, украшенными в верхних ярусах ажурными колонками и шпилями. Обилие белокаменных деталей на краснокирпичном фоне и причудливый силуэт с перекинутой через проезд аркой сближали ворота с аналогичными постройками в Царицыне, прежде всего с Хлебными воротами (в галерее между Большим дворцом и Хлебным домом). Среди готических; парковых украшений в русских усадьбах ворота в Марьинке были одним из лучших»
Илл. 11. Фото до 1955 года. Парадные ворота. Архитектура подмосковных усадеб, 1955 г., Тихомиров Н.Я.
Усадьба ВАЛУЕВО, Московская область, Ленинский район (Новая Москва). Две круглые угловые башни ограды с белокаменным декором на фоне краснокирпичных стен построены в 1830-х гг. Ажурные металлические решетки и ворота перестроены в конце Х1Хв. Пилоны ворот с устоями в виде пучков тосканских колонн увенчаны скульптурами оленей. Оформление въездных ворот уникально, так как в других усадьбах фигуры оленей на воротах не встречаются
Илл. 14. Усадьба Чернышевых. Ярополец. Волоколамский район На парадный двор с площади вели оригинальные ворота в виде двух крепостных башен, делая усадьбу похожей на феодальный замок, на башнях развевались штандарты Чернышевых, над проездом размещался родовой герб. Круглые кирпичные башни оформляют и парадный въезд в усадьбу. Чугунные ворота снабжены кованой ажурной решёткой
Илл. 12. Усадьба Степано-во-Павлищево. Калужская область, Юхновский район, Павлищев Бор
ское на Истре, Ольгово, Алабино (илл. 13) и др.). Другой, более часто встречающийся тип парадных ворот, - два отдельно стоящих пилона, декорированных парными колоннами и соединенных створками ворот. Из таких пилонных ворот интересны ворота в Черемушках, в Ивановском (под Подольском) и в Середникове, где сейчас помещается санаторий «Мцыри».
Если усадьба стояла у шоссе или на проселке, ограда с воротами тянулась вдоль дороги. При этом ворота иногда находились немного поодаль дороги, как, например, в Черемушках, Ивановском, Яро-польцах (илл. 14) и др.
Особенно интересны сооружения, выполненные в форме «псевдоготики», придававшие въезду в усадьбу какую-то сказочность (илл. 15). Среди ворот в «псевдоготической» форме следует отметить ворота в Воронцове, в Михалкове и в Яропольцах, где очень интересна и вся ограда со сказочными, смело скомпонованными башнями.
Среди въездных ворот в стиле классицизма особенно интересны ворота в Кузьминках (илл. 16), точная копия чугунных ворот в Павловске, построенных там по проекту Росси в 1825-1826 годах. И те, и другие были отлиты на заводе Голицыных [12].
Илл. 13. Петровское (Княжищево, Алабино) - погибающая усадьба конца XVIII века, построенная в стиле классицизма, предположительно по проекту М. Ф. Казакова. Расположена около деревни Алабино Наро-Фоминского района Московской области
Илл. 15. Марфино - подмосковная дворянская усадьба, расположенная в одноимённом селе Мытищен-ского района сельского поселения Федоскинское, на высоком берегу речки Уча. В XVIII—XIX веках принадлежала Голицыным, Салтыковым, Орловым и Паниным. Свой характерный псевдоготический облик приобрела в середине XIX века благодаря усилиям графини С. В. Паниной и архитектора М. Д. Быковского. Рядом с домом расположены обильно украшенные неоготическими элементами подъездные ворота с пристроенной к ним сторожевой башней. Дом фланкируют массивные въездные арочные ворота с круглыми башнями-караульнями. В отличие от большинства марфинских построек, выполненных из красного кирпича и белого камня, ворота с богато обработанным пластичным объемом верхней части целиком белокаменнные
Илл. 16. Усадьба Кузьминки (также Влахернское-Кузьмин-ки, позже Старые Кузьминки) - бывшая усадьба князей Голицыных на землях Кузьминского парка в современных московских районах Кузьминки и Выхино-Жулебино. Постройки расположены по обоим берегам реки Чурилихи (Пономарки), на которой устроена система Кузьминских прудов. Построенные в середине XIX века новые въездные ворота в усадьбу (на Липовой аллее), специально отлитые на уральских заводах Голицыных и впоследствии давшие название уже упоминавшейся улице Чугунные ворота
КАМЕННЫЕ ВОРОТА «ЗМЕИНЫЕ»
Самым старым и сохранившимся сооружением ансамбля усадьбы Спасское являются «Каменные ворота», расположенные к северо-востоку от главного дома. К северо-востоку от усадьбы была проложена новая дорога (она шла мимо Спасского на Маришкино). Со стороны этой дороги был устроен
подъезд и главные въездные ворота усадьбы - знаменитые «Змеиные ворота», частично сохранившиеся и по сей день (илл.17,18). Они имели вид случайной груды камней (наполовину из дикого, наполовину из тесаного камня), искусно встроенных в разрыв ограды (земляного вала). Над аркой ворот возвышалась деревянная «китайская» беседка (не сохра-
Илл. 17. «Змеиные ворота». Северо-восточный фасад главного дома
нилась), видимо, в подражание царскосельскому Большому Капризу. В толще стены, в наиболее высокой части насыпи, была устроена сторожка привратника (караульня), а сверху, по гребню вала, шли дорожки, огражденные вертикально стоявшими валунами. Почему ворота названы «Змеиными», до сих пор не ясно. Существуют различные предположения на этот счет. Может быть, какие-то декоративные змейки составляли элемент убранства.
Возможно, название пришло к нам из истории про богатырей и оборонительные сооружения? Конечно, каменные воро-
Илл. 18. «Змеиные ворота». Северо-восточный фасад главного дома и двух флигелей
та - это приглашение, но, возможно, автор хотел показать и другой смысл, например, что вал - земляная (грунтовая) насыпь, ограда, используемая как укрепление (фортификационное сооружение), часть сторожевой линии. Земляную ограду, то есть вал, обозначал древний русский термин - осыпь. Также, например, вал используется в гидротехнике в качестве дамбы и при обваловании для защиты берегов от наводнений. Были в истории Змиевы валы - народные названия древних (предположительно со II в до н. э. по VII в н. э.) оборонительных валов по берегам притоков Днепра южнее Киева. Их остатки сохранились и сегодня по рекам Вита, Красная, Стугна, Трубеж, Сула, Рось. Валы по времени создания соответствуют зарубинецкой, черняховской и пеньковской археологическим культурам. Название «Змиев вал» происходит от народных легенд о древнерусских богатырях, усмиривших и запрягших Змия (аллегория образа грозных кочевников, зла и насилия) в гигантский плуг, которым
Илл. 19. Шукач Железная дорога древних (часть 1). Змие-вы валы
пропахали ров-борозду, обозначившую пределы страны (илл.19). По другой версии, Змиевы валы названы по своей характерной змеевидной конфигурации расположения на местности. Подобные сооружения известны также на Поднестровье под названием «Траяновых валов» [4, 7].
Еще одно предположение происхождения названия ворот идет от змеиного камня, затерянного в шатурских лесах. Змеиный камень -это древний языческий символ. Здоровый мраморный камень находится среди торфяных болот, что необычно. Наверное, камень был культовым предметом у племени полян, т.к. рядом протекает река
Поля, затерявшаяся в болотистых лесах на востоке Подмосковья. С одного бока у камня имеется множество волнообразных бровок, похожих на следы змей.
Определенно одно, «Змеиные» ворота могут стать своеобразной визитной карточкой и достопримечательностью усадьбы Спасское, и туристы с большим интересом будут приезжать посмотреть на необычный архитектурный объект, который стоит на этом месте уже несколько веков. Все-таки история Змеиных ворот еще до конца не разгадана, и сделать это, может быть, предстоит в новейшей истории усадьбы.
«БОЛЬШОИ КАПРИЗ»
Аленсандровсний парн - парн в составе Государственного музея-заповеднина «Царское Село». Находится на территории города Пушнин в Санкт-Петербурге, памятник архитектуры XVIII—XIX венов (илл.20).
Площадь - около 200 га Примыкает н Екатерининскому дворцу со стороны парадного входа, откуда можно попасть в парн по Большому китайскому мосту. С другой стороны пройти в парн можно через ворота, расположенные у Александровского дворца.
Аленсандровсний парн делится на тан называемый Новый сад (регулярный парн с геометрически правильной планировкой) и пейзажный сад.
Екатерининский и Аленсандровсний парни разделяет Подна-призовая дорога, которая получила свое название благодаря двум сооружениям - Большому и Малому капризам. Большой наприз - это насыпная горна-мост, которая соединяет между собой два парна - Аленсандровсний и Екатерининский. Сквозь эту горну проходят два тоннеля, дороги по которым ведут из Екатерининского парна в Аленсандровсний парковый массив и Китайскую деревню.
Оба они представляют собой искусственно образованные насыпи с арочными пролетами над дорогой. Согласно старинному преданию, земляные арни-переходы были окрещены Большим
Илл. 20, 21. г. Пушкин, Царское село, «Большой Каприз» (1772-1744г.)
и Малым капризами потому, что императрица Екатерина II, утверждая сметы на связанные с ними дорогостоящие строительные работы, долго колебалась, а, подписав, сказала: «Быть тан, это мой наприз» (илл.21).
Существует, впрочем, и другая версия. У Большого каприза помещалась в XVIII вене гауптвахта со шлагбаумом; здесь находился въезд н Большому Царскосельскому дворцу, и отсюда же выезжали на главные транты Царского Села, по которым Екатерина II часто каталась во время пребывания в летней резиденции. Утверждали, будто бы, проезжая гауптвахту, императрица имела обыкновение приказывать нучеру, в наном направлении ехать, и потому сама называла, смеясь, этот пункт «своим капризом». Известно, что Екатерина II (нан и Елизавета Петровна) никогда не объявляла заранее о своем отъезде из Царского Села и уезжала тогда, когда этого ожидали менее всего.
Пир ыекуеетБ
№2 (14) 2016
Илл. 22. Большой каприз был построен в 1772-1774 годах по проекту архитектора Неелова, строительством руководил инженер Иван Кондратьевич Герард
Архитектурный замысел Большого и Малого капризов принадлежал В. И. Неелову, который вместе с инженером и архитектором И. Герардом возвел их в 1770-1774 годах (илл.22).
В 1779 году беседка на вершине Большого каприза была повреждена ударом молнии и перестроена уже по проекту архитектора Кваренги в 1786 году. Новая беседка по указанию Екатерины II была оснащена диковинным в то время молниеотводом. Посоветовал императрице столь прогрессивный метод защиты, вероятнее всего, французский философ Вольтер, с которым Екатерина состояла в переписке, он один из первых во Франции оборудовал свой Фернейский замок системой молниезащиты.
Большой каприз имеет грандиозную арку шириной более пяти и высотой более семи метров. Вторая, меньшая по размерам, арка сооружена рядом, в земляной насыпи. Высокие отвесные стены арки, как и цилиндрический свод, возведены из плитняка, уложенного правильными рядами. Со стороны фасадов торцы опорных стен и полукружия свода облицованы блоками чисто отесанного пудостского известняка.
На вершине Большого каприза устроена беседка: восемь колонн розового мрамора поддерживают изогнутую «китайскую» кровлю с загнутыми вверх краями. Вторая, меньшая по размерам арка (Малый каприз), сооружена рядом - 350 метров на северо-восток по Подкапризовой дороге в сторону Большого Екатерининского дворца, в земляной насыпи. Для устройства земляной насыпи использовалась земля, полученная при выкапывании и углублении прудов.
Дважды повторенное в ансамбле название «каприз» очень показательно, так как раскрывает смысл всего комплекса «китайских» сооружений на территории Александровского парка: приезжающий в Царское Село должен был сначала миновать арку Большого каприза, проехав короткий темный туннель, за которым открывалась панорама причудливых построек Китайской деревни, а впереди, в перспективе, был виден Малый каприз. Этот непривычный мир «капризов», во всем отличающийся от черт обыденной жизни, служил своего рода подготовкой к восприятию Большого Царскосельского дворца и окружающих его садов [5].
Точная дата и строитель ворот -неизвестны. На основе стилистического анализа можно предположить, что ворота были выстроены в конце XVIII - нач. XIX веков. Их архитектура характерна для этого времени с чертами романтизма. Романский стиль (от лат. гomanus -
римский) развивался в западноевропейском искусстве X—XII веков, строители ограничивались простыми и массивными формами из камня, которые впечатляют своей мощью, внутренней силой, сочетающейся с внешним спокойствием (илл.35).
Основным строительным материалом романского зодчества был камень. Сложнейшим процессом была выработка рациональной и соответствующей ритмике плановых решений массивной каменной конструкции. Эволюционировала система сводов и поддерживающих их каменных опор. Типично романским архитектурным сооружениям соответствуют выделяющиеся правильные геометрические
Илл.23. «Змеиные ворота». Юго-западный фасад, фотография 1985 г.
формы, острые и заметные углы, скромное внешнее оформление, само здание органично сочетается с остальной застройкой, стены величественны и массивны, окна, в отличие от углубленных порталов, небольшие. Главной же характерной чертой романского стиля считается каменный свод.
Сначала камень употреблялся лишь при строительстве храмов и крепостей, а позднее и для построек светского характера. Легко обрабатываемый известняк, залежи которого находились в областях вдоль Луары, давал благодаря своей относительной легкости возможность перекрывать сводами небольшие пролеты без устройства громоздких подмостей. Он использовался также для орнаментальной кладки наружных стен. Камень был или отесанный в виде блоков, из которых делалась так называемая тесовая кладка, или бутовый,
Илл. 24. «Змеиные ворота». Северо-восточный фасад. Фотография 1943-1953 г.
пригодный для кладки стен, когда требовалось усилить конструкции, снаружи облицованные плитами и блоками из тесаного камня. В отличие от античности, в средние века использовались камни меньшего размера, которые было проще добыть в каменоломне и доставить на стройку. Там, где недоставало камня, использовался кирпич, который был несколько толще и короче употребляемого сегодня. Кирпич того времени был обычно очень твердый, сильно обожженный. Кирпичные постройки романского периода сохранились прежде всего в Италии, Франции, Германии и Англии.
Композиция оформления входа в виде каменных ворот и главной аллеи, открывающей главный дом усадьбы «Спасское», создаёт ощущение торжественности. Благодаря большим пространствам усиливается значение дороги, ведущей к дому. Утонченные силуэты деревьев создают визуальный эффект партера. Путь к крыльцу от каменных ворот - это центральная планировочная ось, подчеркнутая дорожками, круглым курдоне-ром, цветниками, главная аллея становится совершенно открытым пространством, создавая ощущение гостеприимства. Использование такого приема, дополненное цветочным ковром, привлекает внимание гостей непосредственно к входу в дом. Широкая доро-
Илл. 25. «Змеиные ворота». Юго-западный фасад
Илл.26. «Змеиные ворота». Юго-западный фасад. Фотография 2014 г.
га и стройные деревья создава- символизируют связь с природой и ли ощущение праздника. Ворота философскую натуру хозяина дома сделаны из камня, но они больше (илл.23, 24, 25).
Илл. 26. «Змеиные ворота». Юго-западный фасад. Фотография 2014 г.
Илл. 27. «Змеиные ворота». Ворота сделаны из камня, но они больше символизируют связь с природой и философскую натуру хозяина дома. Северо-восточный фасад. Фотография 2014 г.
Илл. 28. Фрагмент северо-восточного фасада. Арочный пролёт с архивольтом из обработанного камня. Фотография 2014 г.
Белый камень, оформляющий каменные ворота, представляет собой валуны старой кладки повторяющейся формы. Для создания контраста и некоторого смягчения четких форм входа к необработанному белому камню прибавляется кладка из тесаного камня, сглаживающая всю картину и придающая структуре оформления входа больший объем (илл. 26, 27, 28).
«Змеиные ворота» представляют собой каменное сооружение шириной 5,21м, длиной около 15м и высотой 4,9м от уровня земли (илл. 29). К воротам с двух сторон примыкает земляной вал, который, вероятно, когда-то служил оградой усадебного комплекса. Построено сооружение, согласно историческим справкам, в конце XVIII - начале XIX веков при владении усадьбы дворянином М.П. Смирновым, мужем знаменитой хозяйки литературного салона, близкого друга Пушкина и Гоголя Александры Смирновой-Россет.
В композиции ворот выделяются три части. Основной массив сооружения создают два симметричных прямоугольных в плане объема, играющие роль пилонов, поддерживающих верхний ярус ворот и обрамляющих высокий арочный проезд. Верхнюю часть ворот венчают валуны, расположенные на верхней площадке. Конструкция ворот создаёт впечатление каменного свода, покоящегося на объемах пилонов (илл. 30). Арочный проем (ворота), предназначенный для проезда гужей повозки, расположен по центру сооружения. Ширина проема - 3,57м, а высота в стреле арки составляет 3,62м. В правом объеме каменных ворот находится помещение сторожки-караульни, вход в которую расположен на юго-западной стороне фасада ворот. Помещение не освещается, имеет полуциркульный свод и один дверной проем. Размерами помещение в плане 2,94х3,45м, перекрытие - цилиндрический свод, выложенный из необработанного бутового камня. Высота помещения от условной отметки пола до шелыги свода около 2м. В качестве вяжущего использован известковый раствор. Средние размеры использованных для кладки стен камней составляют ~ 15-50 см. Кладка выполнена с перевязкой с тщательной подгонкой камней. Фундамент под сооружением выполнен из бутовой кладки на известковом растворе.
Доминирующей частью ворот является верхний ярус, задающий общую высоту ворот в 4,9 метра (илл. 31). Нижняя часть фасада центральной части содержит арочный пролёт с архивольтом, увенчанным замковым камнем (илл. 29). Верхнюю часть композиции
Илл. 29. Фрагмент юго-западного фасада. Арочный пролёт с архивольтом, увенчанным замковым камнем из необработанного камня. Фотография 2014 г.
Илл. 30. Фрагмент юго-западного фасада. Для создания контраста к белому камню природной формы прибавляется кладка из тесаного камня. Фотография 2014 г.
Илл. 31. Конструкция ворот создаёт впечатление каменного свода, покоящегося на объемах пилонов
Илл. 32. Живописно-выразительную игру света и тени дают природные камни, глубоко врезанные в массив земляного вала
ранее венчала беседка в китайском стиле, это строение утрачено. Верхняя ограждённая валунами площадка каменных ворот была запланирована и использовалась в качестве обзорной точки парка - с нее открывался вид на прилегающую к воротам территорию парка и панораму на главный дом и Москва-реку.
Выбранное архитектурное решение ворот восходит к стилю эпохи романтизма. Сооружение оставляет впечатление триумфальности и монументальности, что достигается за счёт его общих пропорций и соотношения отдельных частей. Высота и ширина строения дают ощущение
незыблемости и устойчивости, монументальность строения подчёркивается узкой по отношению к пилонам аркой, как бы зажатой между массивными формами.
Отдельные элементы ворот также играют немаловажную роль в восприятии всего сооружения. Живописно-выразительную игру света и тени дают природные камни, глубоко врезанные в массив земляного вала (илл. 32). Созданный эффект подчёркивается рельефными камнями на плоскостях стен сооружения. Характерной чертой ворот является сочетание изящества одних элементов с выразительностью других; так, архивольт
арки завершается монументальным замковым камнем.
Фактура и цвет ворот обеспечиваются материалом, в качестве которого был выбран мячковский камень - белый камень-известняк, получивший свое название по цвету камня, добыча которого была начата много столетий тому назад в районе подмосковного с. Мячкова. Именно он является непосредственным «участником» возникновения и развития русского каменного дела и зодчества (илл. 33, 34).
Известняк добывался в Подмосковье с XII века близ устья р. Пахры и по берегам р. Москвы, в районе старинных сел Мячкова,
Илл. 33, 34. Фактура и цвет ворот обеспечиваются материалом, в качестве которого был выбран мяч-ковский камень
Тучкова и Домодедова. Добывали белый камень также вблизи г. Старицы на Волге и под Касимовым на Оке, но в более скромных масштабах. Таким образом, древние породы - белые известняки - сложились слоями в целый горизонт, который получил свое название «Мячковский». Слои мячковских известняков сформировались 230 - 240 миллионов лет тому назад из морских осадков в каменноугольный период, когда на этой территории бушевали волны древнего моря [1].
КИТАЙСКАЯ БЕСЕДКА ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
В современном ландшафтном дизайне беседка нередко задает тон неповторимой мелодии сада, паркового комплекса или территории усадьбы. Согласно историческим источникам, беседки были известны более пяти тысяч лет назад. Впервые небольшие летние домики начали строить древние египтяне. Известно, что много столетий назад королевский сад был олицетворением Рая
Беседка - лёгкое архитектурное сооружение, расположенное, как правило, в саду или парке, со скамейками и столом, предназначенное для защиты от дождя и прямых солнечных лучей и служащее для отдыха и бесед.
Описание и виды
Форма беседок может быть самая разнообразная. Простейший вид — четыре столбика, покрытые прямой или четырехскатной крышей; по низу столбики обносятся с трех сторон стенкой высотой по локоть; с четвертой - открытой - делается вход; скамьи идут по стенкам, а посредине ставится на неподвижной тумбочке стол. Беседки, кроме того, бывают многоугольные или круглые.
Иногда беседки делаются совсем открытые, в виде небольшой площадки, густо обсаженной деревцами или обнесенной трельяжем - деревянной или проволочной решёткой, покрытой вьющимися растениями.
Однако беседки делаются не только открытые, но также и закрытые, то есть со стенами, вроде небольшого домика в одну комнату, с окнами и дверями.
Беседки по своему устройству, внешнему виду и использованному для их строительства материалу отличаются крайним разнообразием. Чаще всего их изготавливают из древесины, железа и природного камня. В первом случае они делаются в русском, швейцарском или китайском стиле; в последнем случае им придается более монументальный характер и к ним применяются формы древних классических стилей, греческого и римского, или формы стиля Возрождения. Такого вида беседки служат лучшим украшением садов и парков; особенно хороши беседки из белого мрамора или из других светлых пород камня: их строгие архитектурные линии и светлый тон являются прекрасной антитезой темному фону и прихотливым очертаниям зелени, от которых на них падают легкие прозрачные тени.
Крыша беседки может быть увенчана флюгером или небольшой скульптурой.
Иногда к беседкам проводят внутреннее или внешнее освещение, однако последнее более популярно у беседок закрытых, за ненужностью в дневное время, а с наступлением темноты свет привлекает насекомых, что создает ощутимый дискомфорт.
Газебо (англ. gazebo) - беседка, смотровая площадка или бельведер, выполненная в форме башни, купола или садового домика на возвышенном месте для обеспечения широты обозрения прилегающей местности. В качестве архитектурной формы беседка является ровесницей истории садовой архитектуры: это и китайский смотровой павильон, и летний домик на вершине садовой горки, упоминаемый философом XVII века Фрэнсисом Бэконом.
Данное наименование следует относить не ко всякому садовому домику, а лишь к тому, из которого открываются дальние виды, или даже к тому, из которого открываются виды во все стороны.
История
Вероятнее всего, родина беседок - южные, теплые страны, где прежде всего приходит мысль о защите от солнечного зноя. В пользу этой версии говорит то, что наиболее роскошные беседки и павильоны можно увидеть в парках Италии и Франции, например, «Бельведер» в Версале, в парке Малого Трианона или так называемый «Французский павильон» там же. Начиная с XVIII века беседки и павильоны в этой форме стали появляться в Российской империи в роскошных парках царских резиденций и барских поместий. Образчиками подобных сооружений у нас могут служить беседки Петергофа, «Большой Каприз» в Царском Селе, павильон в саду Михайловского дворца в Санкт-Петербурге, против Царицына луга, беседка «Храм Цереры».
Тем не менее, нельзя сказать, чтобы беседки не были известны в допетровской Руси. На этот счёт есть несомненные письменные свидетельства. Назывались они тогда «чердаками». Известно, например, что в 1680 году царь Фёдор Алексеевич поставил в своем новом «Верхнем» саду «резной, деревянный чердак, расписанный узорочно красками. Доски, украшавшие его, были вырезаны против того, как вырезаны у чердака в Аптекарском саду». Затем, в 1697 году в Красном Верхнем саду для царевича Алексея Петровича был поставлен возобновленный чердак столярной работы на брусяном рундуке (прямоугольном основании), расписанный «с лица красным аспидом, столбы цветным аспидом же, дорожки блягилем, гзымз - розными красками; внутри лазоревым аспидом». Створные дверцы последнего были расписаны теми же красками.
Беседки в литературе
В русской литературе беседки нередко дополняют собой пейзаж и придают ему тот или другой характер. Этим нередко превосходно пользуются писатели-беллетристы. Стоит только вспомнить мастерское изображение роковой беседки в «Обрыве» Ивана Гончарова: «Вера пробралась к развалившейся и полусгнившей беседке в лесу, который когда-то составлял часть сада. Крыльцо отделилось от неё, ступени рассохлись, пол в ней осел, и некоторые доски провалились, а другие шевелились под ногами. Оставался только покривившийся на бок стол, да две скамьи, когда-то зеленые, и уцелела еще крыша, заросшая мхом». Иногда в литературных произведениях беседка не только дополняет пейзаж, но даже рисует характер самого обладателя сада, лучшим доказательством чего служит беседка Манилова «с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «храм уединенного размышления».
Одно из стихотворений Константина Николаевича Батюшкова озаглавлено «Беседка муз», где он акцентирует своё внимание на мыслях, которые навевает нахождение в беседке «Под тению черёмухи млечной и золотом блистающих акаций»...
на земле, а беседка ассоциировалась с местом отдыха, релаксации и уединения. Современные археологи часто находят в гробницах фрески с изображением небольших домиков, что доказывает искреннюю любовь и стремление египтян забрать пропитанное размышлениями о вечности строение с собой в загробный мир.
Так, на Востоке гостевые домики являются не только местом для размышлений, но и настоящим «офисным центром» для приема и встречи важных гостей. Любовь восточных жителей к небольшим уютным деревянным и каменным строениям, где можно было пить чай и любоваться завораживающими движениями танцовщиц, не осталась незамеченной для европейских ландшафтных дизайнеров. Уже в XVII-XVШ веках знаменитые персидские беседки стали неотъемлемым атрибутом французских парков.
Известно, что небольшие гостевые домики были широко распространены и в Древнем Риме. В эпоху Ренессанса яркой доминантой монастырского сада являлась именно беседка, предназначенная для уединения монахов и служителей церкви. Нередко подобные строения бережно охранялись и считались настоящими святынями.
Известно, что в России небольшие гостевые домики появились намного позже - в XVШ-XIX веках. Знаменитые французские беседки российским знатным дамам подарила Екатерина Великая. Очень скоро деревянные строения, увитые плющом, стали любимым местом романтических встреч в теплые летние вечера.
В известных английских парках пейзажного стиля мелкие архитектурные сооружения создавались как неотъемлемое дополнение, продолжение пейзажа. Так, запечатленные на полотнах художников, римские развалины превращались в загадочно-романтичные беседки-руины, на фоне густой зелени возвышались белоснежные колонны античных храмов, а в отдаленных живописных уголках были затеряны беседки-хижины.
Илл. 36. Проект китайского павильона. Фасад. План. арх. Неелов И. (1745-1793)
;..... 1-1-----1-----•
Д V,
Илл. 37. 1778 - проект Китайской (Скрипучей) бесед ки, вел строительство Неелов И. (1778 - 1786). Фасад. План. арх. Неелов И. (1745 -1793) г. Пушкин, Царское Село
В пейзажном ландшафте находят место вкрапления восточной экзотики (пагоды, беседки и мостики в китайском стиле). Особого таинства придают готические мотивы («капризы»).
В XVIII и XIX веках возникает интерес к китайским парковым ансамблям, которые являются характерным символом восточной культуры. Китайские беседка и театр, китайский мост, китайская деревня и ряды, подражающие стилю китайских сооружений с летящими карнизами и отделанные драконами и фениксами, придают исключительное очарование парку [13] (илл. 36).
У границы Екатерининского и Александровского парков в районе живописных прудов находятся три павильона - Китайские беседки (тин). Архитектура и декор этих павильонов выполнены в китайском стиле, вернее сказать, являются сочетанием двух архитектурных культур (илл. 37).
Зодчие, понимая роль архитектуры павильонов в парковом искусстве, ставили их в саду, на вершине горы, на острове, окруженном водой озера или на берегу реки. Они вписываются своими извилистыми формами в окружающий пейзаж, предоставляют посетителям парка место для отдыха, защищают от ветра
Илл. 38. Проект круглого китайского павильона. Фасад. План. арх. Неелов И. (1745-1793)
Илл. 39. Архитектор Фель-тен Юрий Матвеевич. (1730 - 1801). Рисунок павильона в китайском стиле на скале с лестницами
и дождя. Находясь в беседке, можно осмотреть окружающий ландшафт, хотя беседки и сами по себе создают прекрасный вид (илл. 38).
Менялись материалы и внешняя конструкция сооружений. Известно, что для построения фундамента в древней китайской архитектуре по большей части использовалось дерево. Позднее для предотвращения возникновения пожаров в конструкции стали использовать камень и кирпич, но снаружи все же применяли деревянные материалы, что позволяло достигать эффекта деревянной архитектуры. Для конструкции простых павильонов обычно использовали только дерево (илл. 39).
Китайские павильоны разнообразны по форме, но в своей конструкции они похожи, т. е. имеют сходные элементы: крышу, колонны, каменный фундамент, перила и каменные либо деревянные скамейки по периметру строения, стены же, как правило, отсутствуют. Все эти элементы придают целостность китайской беседке. Беседки бывают разными в плане, т. е. различаются по форме основания: квадратные, круглые, прямоугольные, пятиугольные, шестиугольные, восьмиугольные, похожие на цветок сливы, в виде веера и т. д. Беседки могут также различаться по количеству карнизов крыши: одноярусные, двухъярусные и трехъярусные.
В китайской беседке Екатерининского парка павильон построен с использованием архитектурной
Илл. 41. Сочи. Ермоловский парк. Китайская беседка
Илл. 40. г. Пятигорск. Нагорный парк на Горячей горе. Китайская беседка
| Илл. 42. Сочи. Ермоловский парк. Китайская беседка
формы русского собора с заменой купола на китайскую беседку с шестиконечной крышей. «Павильон» вытянут в плане, так как расположен на узком перешейке между двумя прудами. К центральному овальному купольному залу примыкают два меньших по размеру зала, почти квадратные в плане. Скрипучая беседка имеет два входа, решенные в виде прямоугольных выступов, оформленных с трех сторон открытыми полуциркульными арками: один вход расположен с западной стороны, другой - с восточной. Между колоннами нет камня и кирпича, что придает павильону большую схожесть с традиционно-китайскими строениями [8].
Крыша является главной декоративной частью в китайской архитектуре. В павильонах карнизы удлиняются и изгибаются с помощью деревянных элементов - до-угун. Крыша покрывается темно-желтыми глазурованными черепицами, конек декорируется резьбой с изображением дракона и феникса, а под карнизом располагаются цветные гравюры. На колоннах обычно висели парные надписи с поэтическими строками, описывающими пейзаж. Колонны могут быть красными либо сохраняется естественный цвет дерева.
В китайской беседке Екатерининского парка крышу и карниз заменили на жесть, сохранив специфический выгнутый угол. Самое интересное - это несколько рядов маленьких камней в качестве декорации под карнизом и колон-
нами. Возможно, что это копии китайских архитектурных элементов - до-угун. Под карнизом есть и деревянные конструкции. Это свидетельствует о том, что архитектор понимает также и декоративную функцию до-гун, а не только его роль функционального свойства. Флажок дракона над павильоном мог быть оригинальной идеей автора, хорошо выражающей его функцию в китайской архитектуре. «Кровля беседки, имеющая изогнутые края по углам, была украшена ярко раскрашенными и позолоченными фигурами извивающихся драконов, изготовленными из дерева мастером П. Брюлло... Из китайской архитектуры был заимствован и мотив горок из камня у основания пилястр» [14].
Красный и белый цвета павильонов оказались мягче, чем сочетание красного и желтого цветов, и более подошли тону всего сада. Крестовый мост очень оригинальный. Хотя павильон по образу не соответствует традиционному китайскому стилю, но гармонично вписывается в целостный комплекс, потому что он украшен красным и желтым цветами, традиционными для Китая. Карниз украшен декором в виде чешуи.
В итоге Китайская беседка в целом соответствует стилю российской архитектуры, но с привнесением элементов китайской архитектуры для создания иллюзии архитектурного единства с Екатерининским дворцом. Китайские павильоны Екатерининского парка являются также ярким свидетель-
Илл. 43. План каменных ворот
ством опосредованного влияния китайского искусства на русскую парковую архитектуру.
В усадьбе «Спасское» будет воссоздана китайская беседка в подражание парковой архитектуры Екатерининского парка. Архитекторам предстоит непростая задача по разработке проекта внешнего облика и конструкций китайской беседки «Змеиных» ворот. Необходимо позаботиться не только об эстетической красоте сооружения при учете нагрузки на несущие элементы, но и о сочетаемости его образа с местным ландшафтом, грамотном выборе строительного материала (илл. 40, 41, 42). Также важно учитывать сохранение единства архитектурного ансамбля. Важно соответствие оформления каменных ворот и «Китайской» беседки: элементов декора, графических и цветовых решений. В процессе проектирования плана и фасада китайской беседки необходимо достичь гармонии элементов общей композиции с каменными воротами. Они должны безукоризненно сочетаться в обобщенном художественном замысле. Большие и малые архитектурные сооружения должны обеспечить единый ансамбль. Для достижения этого необходимо строго выдерживать стилистику архитектуры беседки, продиктованную китайской архитектурой (илл. 43,44).
Историко-культурная среда, в которой развивались дворянские усадьбы, была уничтожена еще в начале XX века. Сейчас же уничтожается то немногое, что осталось от этой культуры. Большинство таких мест разрушается естественным порядком: зарастают пруды, гибнут деревья, определяющие планировку парков, исчезают привнесенные виды растений. Усадебные природно-культурные
А.
комплексы наряду с относительно не нарушенными ландшафтами могут служить основой для выделения особо охраняемых территорий. Ландшафт, включающий старинные усадьбы, нуждается в охране, причем, в отличие от ненарушенных территорий, здесь необходима деятельность человека по поддержанию природно-культурного комплекса [2].
К сожалению, исторических фотографий с китайской беседкой не сохранилось, и мы можем только предположить, какой она была. В проектном решении мы использовали аналоги проектов «китайской» архитектуры Государственного музея-заповедника «Царское Село». Вся собранная информация была проанализирована и фиксировалась по ходу выполнения ис-
следований. Материалы проведённых исследований, а также другие части проектной документации -историко-архивные исследования, обследование технического состояния, технологические исследования - станут основой для разработки эскизного проекта реставрации объекта культурного наследия каменных ворот «Змеиные» и воссоздания «Китайской» беседки.
Список использованной литературы:
Опубликованные источники:
1. Готье Ю.. Московский уезд. Режим доступа: http://rus-istoria.ru/component/k2/item/1401-yu-gote-moskovskiy-uezd (проверен 21.06.2016)
2. Исаченко Т.Е. Дворянские усадьбы и ландшафт: три века взаимодействия. - Режим доступа: http://refdb.ru/look/1809902.html (проверен 21.06.2016)
3. Королев К.М. Энциклопедия символов, знаков, эмблем.-М.; СПб.: Эксмо, Мидград, 2005.-603с.
4. Кучера М. П. История исследования Змиевых Валов среднего Поднепровья. - Режим доступа: http://www.rusarch.ru/kuchera1.htm (проверен 21.06.2016)
5. Мощенникова М.А., Корнилова Н.А. Историческая застройка Царского Села: исторический очерк градостроительного развития (XVIII - начало XX века) / / Дворцовый город Царское Село.- СПб., 2009. -С. 5-94.
6. Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга: Справочник.- СПб, 2003.-948с.
7. Пятигорский С. Змиевы Валы - табу в истории. - Режим доступа: https://sites.google.com/site/brateevskijizved/home/knigi/ bibliografia-na-sajte/0-zmievy-valy---tabu-v-istorii-patigorskij-s (проверен 21.06.2016)
8. Семенова Г. Царское Село: знакомое и незнакомое.- М.: Центрполиграф, 2009.-638с.
9. Телицин В.Л., Багдасарян В.Э. Орлов И.Б. Энциклопедия символов, знаков, эмблем.- М., 2005.-490с.
10. Тихомиров. Н. Я. Архитектура подмосковных усадеб.- М., 1955.-349с.
11. Тороп В. Ф. Русская усадьба. - Режим доступа: http://rus-istoria.ru/library/text/item/1404-s-torop-podmoskovnye-usadby (проверен 21.06.2016)
12. Шамурин Ю. И. Допожарная Москва и подмосковные Москва 1909-1912. Режим доступа: http://rus-istoria.ru/component/k2/ item/1403-yu-i-shamurin-dopozharnaya-moskva-i-podmoskovnye (проверен 21.06.2016)
13. Яковкин И. Описание Села Царского, 1825.-СПб.: КОЛО, 2008.-240с.
14. Ян Чжи Китайские беседки в Царском Селе. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/kitayskie-besedki-v-tsarskom-sele (проверен 21.06.2016)