Научная статья на тему 'Курдонер пущина-на-наре – образец парадного двора усадьбы зрелого классицизма'

Курдонер пущина-на-наре – образец парадного двора усадьбы зрелого классицизма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
410
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
курдонер / эхин / триглиф / этопа / классицизм / ордер / архитектурно-парковый ансамбль / kurdoner / echinus / triglyphs / metopes / classicism / order / architectural and park ensemble

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Новиков Степан

Статья посвящена реставрации курдонера – парадного двора усадьбы Пущино-на-Наре. Восстановление всех элементов курдонера в их палладианской трактовке позволит воссоздать усадебный комплекс дворцового типа, каким он являлся в период своего расцвета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KURDONER OF PUSHCHINOON- NARA – SAMPLE OF FRONT YARD MANOR OF MATURE CLASSICISM

The article is devoted to the restoration kurdoner Courtyard Manor Pushchino-na-Nare. Restore of all the items of kurdoner in their Palladian treatment allows to recreate complex palatial manor as it was in its heyday.

Текст научной работы на тему «Курдонер пущина-на-наре – образец парадного двора усадьбы зрелого классицизма»

1КУРДОНЕР ПУЩИНА-НА-НАРЕ - ОБРАЗЕЦ ПАРАДНОГО ДВОРА УСАДЬБЫ ЗРЕЛОГО КЛАССИЦИЗМА

НОВИКОВ Степан, руководитель архитектурно-проектной мастерской ASG №2

Аннотация: статья посвящена реставрации курдонера - парадного двора усадьбы Пущино-на-Наре. Восстановление всех элементов курдонера в их палладианской трактовке позволит воссоздать усадебный комплекс дворцового типа, каким он являлся в период своего расцвета.

Ключевые слова: курдонер, эхин, триглиф, этопа, классицизм, ордер, архитектурно-парковый ансамбль.

Abstract: The article is devoted to the restoration kurdoner - Courtyard Manor Pushchino-na-Nare. Restore of all the items of kurdoner in their Palladian treatment allows to recreate complex palatial manor as it was in its heyday.

Keywords: kurdoner, echinus, triglyphs, metopes, classicism, order, architectural and park ensemble.

*

Сегодня в усадьбе Пущино-на-На-ре ведутся реставрационно-восста-новительные работы двух памятников архитектуры - Главный дом и хозяйственный флигель. В марте 2014 года Инвестиционная группа компаний ASG выиграла открытый аукцион на право льготной аренды усадьбы в Серпуховском районе Подмосковья. Усадьба Пущи-но-на-Наре является уникальным архитектурно-парковым ансамблем Подмосковья и имеет как архитектурную, так и мемориальную ценность. Ранее («Мир искусств...».-

2014.-№ 2) мы подробно излагали историю и результаты проектных исследований усадьбы, а в данной статье речь пойдёт об утраченном архитектурно-композиционном элементе - парадном дворе. Курдонер (фр. cour d'honneur - «почётный двор» - ограниченный главным корпусом и боковыми флигелями парадный двор перед зданием, по красной линии обычно отделяется от наружного пространства сквозной оградой с воротами) усадьбы Пущино-на-Наре имел форму каре и формировался по периме-

тру главным домом (сохранился) и четырьмя флигелями (утрачены). В центральной части парадного двора на одной оси располагался фонтан и обелиск, а окружали их цветущие кустарники и ценные породы хвойных и лиственных деревьев.

От дворцово-паркового ансамбля дошли до нас только руины главного дома и хозяйственного двухэтажного флигеля, также сохранились чаши двух фонтанов и частично липовые аллеи регулярного парка (илл. 1). В процессе исследования установлено, что архи-

Илл. 1. Главный дом и хозяйственный флигель в декабре 2013 года

тектура усадьбы Пущино-на-Наре на момент строительства существующего главного дома и четырёх флигелей, формирующих парадный двор, была скромна и даже аскетична. Интересно, что фасады главного дома, в отличие от флигелей, имели чётное количество оконных осей, а флигели по пять окон, выходящих на курдонер. Возведение каменных построек на территории усадьбы связано с именем Сергея Ивановича Вяземского, который в 1766 году становится хозяином усадьбы. При нем произошла перепланировка усадьбы, и этот период стал фундаментальным в строительной истории усадьбы, именно тогда усадебный комплекс сформировался в своих окончательных планировочных решениях. Последующие периоды привносили реконструктивные изменения архитектурного облика, но не затрагивали сложившуюся архитектурно-планировочную структуру архитектурно-паркового ансамбля.

Следующий период развития усадьбы Пущино-на-Наре (1800-е годы) был связан с радикальной перестройкой главного дома и флигелей в духе зрелого классицизма. В результате к главному и парковому фасадам главного дома были пристроены портики на арках. Арки на первом этаже поддерживали балкон и колоннаду большого коринфского ордера на высоту второго и третьего этажей. К флигелям также пристраиваются портики на четырёх колоннах дорического ордера с треугольными фронтонами, вписанными в ступенчатые аттики. Эхиномы капители колонн флигелей украшены иониками, а под ним расположились листья аканта, которые как бы вторят и в то же время подчиняются коринфскому ордеру главного дома. На фризе стройно расположились триглифы с растительными розетками, утопленными в метопах (илл. 2). На фасадах главного дома появились более сложные лепные украшения: сандрики на кронштейнах - над окнами второго этажа, лепные панно между окнами второго и третьего этажей, а также замечательная

Илл. 2. Фрагмент портика одного из утраченных флигелей. Фотография 1985 года

лепнина во фризе портиков. Над каждой капителью сделаны розетки, соединённые гирляндами яблок и груш. Посередине над термальным окном - маскарон, изображающий ехидно ухмыляющегося сатира или какого-то сходного мифологического персонажа.

Эта перестройка придала главному дому и всему ансамблю в Пущи-но-на-Наре более торжественный и парадный, если не сказать театральный, вид. После перестройки архитектурно-парковый ансамбль стал похож на усадьбы дворцового типа, что возводил известный архитектор Матвей Казаков. Усадьбу Пущино теперь уже нельзя назвать скромной, стилистика комплекса стала по-настоящему величественной и торжественной и при этом вызывающей ассоциации с постройками Палладио.

В новой архитектуре парадного двора усадьбы Пущино-на-Наре применён весь корпус классических элементов в его палладиан-ской трактовке. Именно начиная с Палладио, портик большого ордера стал почти обязательным на фасадах вилл и городских домов, что и было сделано на всех объектах, формирующих курдонер. Есть здесь и другие палладианские мотивы, например, тройные итальянские и термальные окна в центральной

части главного дома, которые дополнительно фиксируют центрич-ность композиции ансамбля. Очень часто бывало, что подобного рода парадные дворы окружались колоннадами подобно усадьбе Гле-бова-Стрешнева Знаменское-Ра-ек (илл. 3), которая принадлежит руке архитектора Николая Львова. Курдонер усадьбы Пущино-на-На-ре более компактный и камерный. Многие исследователи ошибочно приписывают перестройку ансамбля Пущино-на-Наре в 1830-х годах тому же Львову, но архитектор физически не мог этого сделать, так как скончался в 1803 году.

Похожая структура парадного двора усадьбы просматривается в усадьбе Середниково (илл. 4). С 1775 по 1796 годы земли нынешней усадьбы Середниково принадлежали статскому советнику и камергеру Всеволоду Алексеевичу Всеволожскому, который начинает строительство усадебного ансамбля в стиле раннего классицизма. Усадьба Пущино-на-Наре также была выстроена в стиле раннего классицизма и имела структуру, подобную усадьбе Середниково, а именно курдонер, оформленный четырьмя флигелями и главным домом, осевую структуру парка, лаконичность фасадов и т.д. Несмотря на значительные утраты, террито-

вится более глубокой и роскошной. Также на двух террасах со стороны парка и главного фасада были устроены новые мозаичные полы, деревянные перекрытия заменены системой бетонных сводов Мо-нье по металлическим балкам. В целом в усадьбе был произведён капитальный ремонт, подновлены фасады, вероятнее всего в этот период были организованы фонтаны с сохранившимися на сегодняшний день бетонными чашами. В целом усадьба не изменила своего архитектурного облика, а, наоборот, преобразилась и стала отвечать веяниям начала XX века.

В конце XIX века, в результате переустройства всего усадебного комплекса, регулярная структура парка стала ещё более ярко выражена, так как была проведена реконструкция парка и парадного двора, еще более усилен «французский» стиль паркостроения, т.е. в

осевую композицию были добавлены фонтаны, грот «лягушка», беседки, павильоны, скульптуры.

В 1916 году в усадебном доме организуется лазарет для раненных солдат, который просуществовал до середины 1918 года. В 1918 году усадьба была национализирована. В ней организовали коммуну с молочной фермой. В 1924 году здесь открылся детский дом имени М.И. Калинина, а через несколько лет - совхоз «Большевик». Часть помещений бывшего господского дома занял сельский клуб, а флигели использовались преимущественно под жилье.

В советское время в главном доме размещалась поселковая школа. После ее расформирования здание быстро стало приходить в аварийное состояние, а флигели и вовсе были разрушены, сохранился только хозяйственный флигель, расположенный вдоль дороги.

На сегодняшний день Инвестиционная группа компаний ASG планирует вернуть усадьбе утраченный величественный парадный двор со всеми архитектурными и парковыми элементами, что придаст усадебному комплексу законченный дворцовый вид. Необходимо отметить, что знаковую роль в судьбе усадьбы, безусловно, сыграли князья Вяземские. Именно при Сергее Ивановиче был заложен каменный дом, и, вероятнее всего, при Михаиле Сергеевиче была произведена реконструкция с пристройками портиков и придание комплексу усадьбы дворцового вида. Первой очередью восстановления усадьбы будет реставрация главного дома и сохранившегося хозяйственного флигеля, на которых уже выполнены и согласованы проекты реставрации, и сегодня ведутся работы. Следующий этап - это восстановление утраченных флигелей курдонера и благоустройство парка (илл. 5).

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ФЛИГЕЛЕЙ И

ПАРАДНОГО ДВОРА УСАДЬБЫ

Проектом реставрации планируется восстановить весь усадебный комплекс, включавший в себя главный каменный трёхэтажный дом

Илл. 3. Усадьба Знаменское-Раек, парадный двор

Илл. 4. Усадьба Середниково, парадный двор

рия парка имеет ярко выраженную регулярную планировочную структуру, свойственную «французскому» паркостроению, которая была изначально заложена в XVIII веке.

Также парадный палладианский двор в усадьбе Пущино-на-На-ре должен был своим колонным портиком напоминать владельцу князю М.С. Вяземскому о его «подвигах» на военной службе, проходившей в Малороссии. Архитектура усадебного комплекса, частично позаимствованная из Батуринского дворца, вызывала у помещика ассоциации с его молодостью, проведённой в украинских степях.

В 1888 году 25 июля усадьба переходит к новому собственнику Петру Ивановичу Рябову. В собственности Рябовых усадьба остается вплоть до октябрьской революции. При Рябове открытая терраса с паркового фасада главного дома расширяется, она стано-

Илл. 5. Схема расположения существующих и восстанавливаемых архитектурных элементов парадного двора усадьбы Пущино-на-Наре

(сохранился), четыре жилых каменных флигеля, которые формируют парадный двор, отреставрировать сохранившийся хозяйственный флигель, а также воссоздать ряд хозяйственных построек и ряд малых архитектурных форм в парке.

Утраченные флигели подробно зафиксированы в обмерах 1984 года, выполненных Всесоюзным

объединением «АРХПРОЕКТ» Союза архитекторов СССР. На период обмеров северо-восточный флигель уже был утрачен, а оставшиеся три флигеля были подобны друг другу и практически не отличались. Так, из обмеров и исторических фотографий можно сделать вывод, что флигели неоднократно перестраивались. К

северо-западному флигелю с западной стороны, вероятно в конце XIX века, был пристроен двухэтажный вытянутый объём с каменным первым этажом и деревянным вторым (илл. 6). К северо-западному и юго-восточному флигелям были пристроены террасы на металлических столбах, которые по вертикали резали колонный портик пополам. В ограждении террас, вероятно всего, были использованы балясины с южного портика главного дома, к которому при владении усадьбой Рябовых была пристроена терраса

Илл. 6. Обмерный чертёж северо-западного флигеля, 1985 год

Илл. 7. Обмерный чертёж юго-восточного флигеля, 1985 год

Илл. 8. Обмерный чертёж юго-западного флигеля, 1985 год

Илл. 9. План усадьбы Пу-щино-на-Наре 1852 года

и полностью заменены перила (илл. 7). В юго-западном флигеле зафиксирован подвал (илл. 8). Также наличие именно четырёх флигелей зафиксировано на плане из РГВИА 1852 года, на котором хорошо читается общая структура усадьбы со всеми постройками и парком (илл. 9). Дом и четыре флигеля расположились на главной оси парка, отходящей перпендикулярно от дороги в Серпухов. В советское время, когда во флигелях располагалось жильё, здания были обстроены дополнительными деревянными пристройками, тамбурами и лестницами. На период обмеров в 1985 году флигели уже пребывали в заброшенном аварийном состоянии (илл. 10). В обмерных чертежах и на приложенных к ним фото подробно зафиксированы не только объёмно-планировочная структура трёх флигелей, но и архитектурные лепные элементы портиков (илл. 11), что позволяет с большой достоверностью восстановить ранее утраченные архитектурные элементы курдонера.

Проектом восстановления парадного двора усадьбы Пущино-на-На-ре планируется, что в четырёх флигелях будут располагаться гостиничные номера, а точнее - каждый из объектов станет самостоятельной единицей, которая сможет принимать гостей. На первом этаже расположатся просторная гостиная с кухней, так называемся зона общего пользования и комфортабельный номер. На втором этаже и в мансарде - спальни (илл. 12). В юго-западном флигеле, согласно иконографическим материалам, имелся подвал, в нём расположится хозяйственный блок. В целом, проектом воссоздания флигелей планируется восстановить внешний облик на период, когда к ним были пристроены портики под стать главному дому (илл. 13).

В исследование усадьбы существенный вклад внесли местные жители Пущина, которые охотно предоставили фотоматериалы, а самое главное - устные описания как внешнего вида усадьбы, так и интерьеров, основанные на вос-

Илл. 11. Фрагмент обмера капители одного из утраченных флигелей, 1985 год

поминаниях. Исходя из этих описаний и сохранившихся древесных насаждений, можно восстановить уникальную растительность парка. По описаниям старожилов известно, что при входе в парадный двор взору представлялись компактно посаженные деревья: туи, серебристые ели, южные сосны, каштаны. По воспоминаниям Р.А. Котовой, чья семья жила на территории усадьбы, в начале прошлого века парадный двор украшали чайно-гибридные розы и персидская сирень пяти сортов. А при входе справа рос могучий сибирский кедр.

Посреди парадного двора распыляла влагу высокая струя фонтана, а оставшаяся вода падала в огромную овальную чашу. Чаша сохранилась и на сегодняшний день, а вот металлическая скульптурная группа утрачена, но при этом действующий фонтан запечатлён на исторической фотографии. Помимо фонтана, различных растений и цветников в курдонере на основной оси располагался обелиск, окружённый елями (илл. 14, 15). На сегодняшний день от него сохранился только холм с кирпичным основанием, окружённый

Илл. 12. Эскизное предложение планировок воссоздаваемых флигелей

Илл. 13. Эскизное предложение фасадов воссоздаваемых флигелей

уже выросшими елями. Интересный факт, что в советские времена на постаменте был установлен бюст В.И. Ленина, который запечатлен на фотографии, предоставленной также местными жителями. Вдоль дороги будет установлена строгая классическая ограда с воротами, выходящими на основную ось ансамбля.

Усадьба, будь то Пущино-на-Наре или любая другая, -это не только здания, в первую очередь, это симбиоз архитектуры и природного ландшафта - творение человека и природы, которые создают неповторимый дух русской усадьбы. Восстановленные флигели усадьбы Пущино-на-Наре вернут не только законченный архитектурный вид усадебному ансамблю, но и придадут более величественный и гармоничный вид главному дому, а закрытый периметр парадного двора создаст уютную атмосферу внутри курдонера.

Список использованной литературы и источников: Архивные источники:

1. РГАДА (Российский Государственный архив древних актов). 1354-260-П-8 «к» 18(5)43 г. Геометрический специальный план Серпуховского уезда Окологороднаго стану сельцу Пущину и принадлежащей к нему деревни

2. РГАДА 1355-1-786 б/д. Экономические примечания №58 по Генеральному плану. Сельцо Пущино и деревня Павшино князя Сергея Ивановича Вяземского

3. ЦГАМО (Центральный Государственный архив Московской области ). 4997-1-140 1918 г. Акты приема описи имуществ и хозяйств, бывших имений Серпуховского уезда переданных в ведение Мосгубземотдела. - Лл. 1-19.

4. ЦИАМ. 54-182-40 1 896 г. Карта Московской губернии Серпуховского уезда. Опубликованные источники:

5. Белецкая Е.А., Крашенинникова Н.Л., Чернозубова Л.Е., Эрн И.В. «Образцовые» проекты в жилой застройке русских городов XVIII-XIX вв. -М., 1961. - 206 с.

6. Всеобщая история архитектуры. Т. VI. Архитектура России, Украины и Белоруссии XIV - первой половины XIX вв. -М., 1968. - 568 с.

7. Милюгина Е.Г., Львов Н.А. Художественный эксперимент в русской культуре последней трети XVIII века. -Н.-Новгород, 2009. - 40 с.

8. Никитина А.Б. Архитектурное наследие Н.А. Львова. -СПб., 2006. - 529 с.

9. Перфильева Л.А., Увражи Ж. Ф. Неффоржа и практика усадебного строительства в России второй половины XVIII века // Русская усадьба.- М., 1998. - 546 с.

10. Регель А. Изящное садоводство и художественные сады. Историко-дидактический очерк, - СПб.:Изд. Г.Б. Винклер, 1896. - 448с.

11. Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруким. Т. 1-2.- СПб., 1854. - 482 с.

12. Флоренцева Н.А. Полузабытая усадьба князей Вяземских // Архив наследия. - 2011. -М., 2012.- С. 76-93.

13. Щукина Е.П. Подмосковные усадебные сады и парки конца XVIII века / Рос. НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева. - М. : Институт Наследия, 2007. - 383 с.

Ссылки к фотографиям:

Илл. 3 http://www.shubin-wedding.rU/#lusadba-serednikovo/cdz1 (Проверен 10.06.2016г.) Илл. 4 http://anashina.com/znamenskoe-raek/ (Проверен 10.06.2016г.)

Илл. 14. Общий вид на воссоздаваемый юго-восточный флигель

Пир искусств

№2 (14) 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.