Научная статья на тему 'Элементы парка – знаки эпохи. Иркутск (XIX – начало XX века)'

Элементы парка – знаки эпохи. Иркутск (XIX – начало XX века) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
185
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРКОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ / СТИЛЬ / ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ / ИРКУТСК / PARK CONSTRUCTIONS / STYLE / HISTORY OF ARCHITECTURE / IRKUTSK

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Иванова К. Г.

В статье рассматривается влияние социокультурных процессов на архитектуру парковых сооружений на примере Иркутска (XIX–начало XXв.). Исследуются Интендантский сад (не сохранился), Сукачевский сквер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARK ELEMENTS – THE SIGNS OF THE EPOCH. IRKUTSK (XIX – THE BEGINNING OF XX CENTURY)

In the article we considered the impact of the socio-cultural processes on the architecture of park constructions on the example of Irkutsk (XIX – the beginning of XX century). We made a research of Intendantski Garden (not saved), Sukachev Square.

Текст научной работы на тему «Элементы парка – знаки эпохи. Иркутск (XIX – начало XX века)»

УДК 712

ЭЛЕМЕНТЫ ПАРКА - ЗНАКИ ЭПОХИ. ИРКУТСК (XIX - НАЧАЛО XX ВЕКА)

К.Г. Иванова

В статье рассматривается влияние социокультурных процессов на архитектуру парковых сооружений на примере Иркутска (XIX-начало ХХв.). Исследуются Интендантский сад (не сохранился), Сукачевский сквер.

Ключевые слова: парковые сооружения, стиль, история архитектуры, Иркутск.

PARK ELEMENTS - THE SIGNS OF THE EPOCH.

IRKUTSK (XIX - THE BEGINNING OF XX CENTURY)

K.G. Ivanova

In the article we considered the impact of the socio-cultural processes on the architecture of park constructions on the example of Irkutsk (XIX - the beginning of XX century). We made a research of Intendantski Garden (not saved), Sukachev Square.

Key words: park constructions, style, history of architecture, Irkutsk.

Основной живой растительный материал, из которого соткана ландшафтная структура, очень хрупок и изменяем. Самые долговечные элементы парка - искусственные объекты: ограда, ворота, павильоны, беседки, мостики, памятники и т.д.

Благодаря этим сохранившимся элементам мы имеет представление об архитектурной среде прошлого.

Сады и парки многих российских городов требуют к себе пристального внимания. Мария Нащокина пишет: «Правда, приезжая в Англию или Японию, а с недавнего времени и в Китай, каждый уважающий себя русский турист обязательно побывает в знаменитых парках - их много, они заботливо сохраняются не только в городах, но и в частных пригородных поместьях. Они чаще всего доступны, хорошо изучены, даже самые простенькие и небольшие каталогизированы, каждый желающий может легко с ними ознакомиться не только воочию, но и по обширной литературе» [1].

Одна из важнейших задач данного исследования - сделать вклад в изучение и закрепление информации, которая с течением времени все больше утрачивается, в основном из-за того, что многие парки наших городов застраиваются, зарастают без ухода. Разрушаются немногочисленные архитектурные парковые сооружения. Искажается исторический облик садов и парков.

Архитектурное наследие провинции, бесспорно, имеет свои особенности, свои выдающиеся объекты. Если на сады и парки обоих столиц сильное влияние оказали некоторые Европейские государства (Англия, Германия, Голландия), то в других городах российской глубинки проявляются еще более сложные и свободные интерпретации в стилевом смысле. Информация извлекается из самых различных источников - литература, культура соседних стран, а также собственные индивидуальные авторские взгляды на стиль, ландшафт, архитектуру. Известно, что в Иркутске, как и во многих российских городах, велико влияние соседнего Китая. Из истории мы узнаем, что с давних времен Иркутск был убежищем многим религиозных конфессий, что отразилось в его культовой архитектуре, и не только. В элементах иркутских домов и даже некоторых парковых элементах мы видим множество аналогий с архитектурными элементами экзотических стран.

Мария Нащокина писала: «Конечно, в рядовом парке нечего искать аналогий с шедеврами садово-паркового искусства, хотя почти в каждом можно найти характерный для русского парка набор элементов - подъездную аллею, систему прудов или пруд (часто с островом), горку («Парнас»), аллеи и поляны, цветники, многочисленные или единичные парковые сооружения и памятные знаки. Это своеобразный содержательный и пространственно-планировочный каркас любого усадебного парка, который получил в зависимости от природных условий и условий заказа бесконечное количество вариаций в русской провинции». По словам М.Нащокиной: «Русский провинциальный парк - детище природы, владельца и садовника, причем в отличие от крупных профессионально устроенных парков, где была велика роль садовника - творца, в них явно превалировали природа и индивидуальность владельца. Их взаимоотношением определялся облик всех без исключения русских усадебных парков - отличаются лишь соотношения этих компонентов в созидательном процессе»[1].

В случае Иркутска к этому списку можно добавить арендатора или временного владельца конкретной территории. От арендатора зависела долговечность, востребованность парка или сада. В этом исследовании я касаюсь темы усадебных садов только потому, что одна из категорий иркутских садов - это частные сады, которые со временем стали открытыми садами, а по истечении многих лет - общественными. Например, дача «Звездочка» превратилась в рощу «Звездочку».

Роль владельца в создании русского усадебного парка была велика, во многих случаях она была абсолютной и определяющей. Зачастую именно владелец обеспечивал индивидуальность парка, выражал в нем собственные пристрастия, а порой и собственную «дурь». В смысле «дури» мы далеко оставили позади Западную Европу, но, в отличие от нее, свою парковую «дурь» мы вовсе не изучали. А ведь каждый владелец мог выдумать что-то свое, мог подсмотреть у других или скопировать с какого-то понравившегося образца, и в каждом случае интерпретировать по-своему. Это предопределило композиционное богатство и оригинальность многих русских парков, что при благоприятных обстоятельствах могло бы обеспечить им большой туристический интерес [1].

Начиная с 70-х гг. XIX в. определяющим стилем для архитектуры стал эклектизм, имевший тогда распространение практически повсеместно в России. Этот стиль, возникший из отрицания строгости и нормативности классицизма, провозглашал принцип использования мотивов различных художественных стилей в убранстве зданий. Ретроспективная сущность эклектики выражалась в декоративном подражании архитектурным мотивам минувших эпох (Г отика, Барокко, Ренессанс, Романский стиль, Турецкий или Восточный стиль).В конце первого десятилетия XX в. в гражданскую архитектуру проникает новый стиль - Модерн. Модерн стремится противопоставить характерным для XIX в. эк-

лектическим заимствованиям из художественного наследия прошлого целостное эстетическое мироощущение, создаваемое с помощью синтеза искусств и широкого применения новых материалов и конструкций. Черты стиля Модерн - тенденция к комплексному решению архитектурно-планировочных и декоративных задач. Русский стиль - одно из самых заметных и своеобразных явлений в отечественной архитектуре XIX-начала XX в. Он начал формироваться в первой трети XIX в., в период поисков национальной самодостаточности.

Во второй половине XIX в., в эпоху эклектики, сформировалось архитектурное направление русского стиля, особенно ярко выразившееся в творчестве В.А. Гартмана и И.П. Ропе-та, которое стало применять пропильную резьбу в декоре городских домов. Проекты зданий в русском стиле публиковались в самых различных изданиях. Особенную известность получили журналы «Мотивы русской архитектуры» (с 1873 г.), «Зодчий» (с 1872 г.), в которых было опубликовано множество чертежей сооружений и отдельных деталей, мебели, предметов быта и т.д., орнаменты в основном представляли собой симбиоз традиций сквозной прорези и городковой резьбы, мотивов вышивки, оформления бытовых предметов, книжной графики, ювелирного искусства и др. [2].

Роль стилевых интерпретаций владельца хорошо прослеживается в таких иркутских исторических (ныне утерянных) парках как Интендантский, Царь-Девица, Сукаче-ская усадьба (ул. Советская), Сукачевский сквер (сквер у мемориала Вечный Огонь).

В Интендантском саду по своей структуре и стилистике интересны беседки. Венчающий элемент здесь довольно типичен для архитектуры того времени (как в стране, так и в Иркутске). Купола, шатры, крыши различных конфигураций завершались изящным шпилем, иногда простым, иногда украшенным и усложненным, с флюгером или без него. Шпиль появился во времена средневековой романской архитектуры. Он подчеркивал статус владельца. Некоторые связывают с этим элементом стремление к божественному. Для кого-то это еще и функциональный громоотвод.

Характерной чертой беседок Интендантского сада является то, что к основному восьмиугольному объему пристроено четыре второстепенных, покрытых псевдо-восточными козырьками и служащими входами в эту беседку, т.е. попасть в беседку можно было с любой стороны (рис. 1, 2).

Рис. 1. Беседка Интендантского сада Рис. 2. Беседка Интендантского сада (вид сверху). (фасад, элементы декора) Мостик Интендантского сада

Интересно то, что по высоте (кроме купола) беседка делится на три условных пояса. Все они приблизительно равны по высоте, но нижний, который служит ограждением, чуть меньше двух остальных. Верхний - чуть меньше среднего, декоративный, а также

выполняющий функцию рассеивания солнечных лучей. Детали декора весьма необычны. В соотношении отдельных элементов беседки прослеживается некоторый контраст (мелкое членение ограждения; изящные подпорные колонны, держащие козырьки и крупный декор верхнего пояса). Декоративный пояс козырьков состоит также из крупных элементов. Общее впечатление от беседок такое, будто верхнюю часть (купол и верхний декоративный пояс) перенесли на хрупкие сдвоенные колонны-подпорки с какого-то другого более крупного сооружения. Причем декоративный пояс самого купола состоит из более мелких элементов, чем у козырьков.

Совершенно другая архитектура у беседки при входе в Интендантский сад с Ше-лашниковской улицы (рис. 4). Беседка предположительно могла являться основным входом в сад. В стилистике этой беседки угадываются аналогии с Китайскими пагодами. На крыше богатый изящный резной фронтон. Свес крыши украшен резным поясом. В ограждении - балясины. Декоративные детали беседки подчеркнуты контрастными цветами.

Рис. 3. Беседка в Интендантском саду Рис. 4. Аллея у входа в Интендантский сад

Из книги С. Медведева «Иркутск на почтовых открытках»: «В саду был и театр. Первый строился в начале 1870-х, второе здание закончено в 1897 году. Здесь проводились концерты, устраивались лотереи в пользу приютов и учащейся молодежи. В июле 1897 года были даны оперные спектакли «Паяцы» и «Фауст» с участием петербургских артистов во главе с баритоном И.В.Тартаковым... Интендантский сад был любимым местом отдыха иркутян. Летний сезон в нем продолжался с 15 мая по 1 сентября. В воскресенье гулянья по саду были бесплатными, в эти дни вечером играл оркестр»[3].

Летний театр - архитектурное сооружение, обычно часть паркового ансамбля, а также культурное учреждение, предназначенное для проведения театральных и музыкальных представлений в летний сезон. Летние театры строились обычно в местах массового отдыха - в парках, садах или пригородных зонах отдыха крупных городов. Летние театральные здания возводились обычно из облегченных конструкций, в Х1Х-начале XX в. -обычно из дерева. Открытые летние театры предназначались обычно не только для сценических выступлений, но и для концертов, в XX веке - для демонстрации кинофильмов. Их вместимость варьируется в зависимости от условий и потребностей города. Театры были с открытой сценой-площадкой и с закрытой сценой с порталом. Такие сцены имели обычно упрощенное колосниковое оборудование для подсветки декораций и софитов, карман для хранения и монтажа декораций, а также, в некоторых случаях, врезной или накладной поворотный круг.

Известны такие летние театры России: летний театр парка им. М.В.Фрунзе в г.Сочи, летний театр в Перловке, летний театр Купеческого собрания в г.Киеве, Шато-де Флёр в г.Киеве [4], летний театр в Екатеринославе (рис.5), в Севастополе (рис.6), в Ориен-бауме (рис.7).

Рис. 5. Летний театр в Екатеринославе Рис. 6. Летний театр в Севастополе

Отмечается большое разнообразие их объемно-планировочных решений. Не говоря о декоративном убранстве.Вероятно, то, что здания эти служили только в летний сезон, их конструкции были легкими. Что и давало определенную свободу творчества их создателям. Почти в каждом провинциальном городе был летний театр. Среди них нет ни одного похожего. Однако в большинстве театры возводились в определенном стиле. Кто-то называет его дачным. Кто-то определяет его псевдорусским, кто-то псевдовосточным. Характерной особенностью этого стиля является некая вычурность. Огромное количество декоративных элементов несомненно указывает на зрелищную функцию летних театров. Большинство летних театров того времени сооружались из дерева, соответственно, они были украшены обилием ажурных резных деталей. Иркутский оркестровый павильон в Интендантском саду не исключение (рис.8). Арка портала сцены сложной формы сама по себе и к тому же богата украшена мелкими деталями. Детали эти располагаются как лучи от огромной звезды, которая венчает эту замысловатую арку. По бокам у основания арки также располагаются то ли звезды, то ли чудесные цветы. Кроме того, поле стены украшено ритмичным орнаментом, напоминающим рисунок на ткани.

Рис.7. Летний театр в Ориенбауме Рис. 8. Оркестровый павильон в Интендантском

саду (фото редкого фонда библиотеки ИГУ)

На восстановление после пожара Первого Городского сада свои личные средства пожертвовал городской голова В.П.Сукачев. После чего этот сад стали называть Сукачев-ским.

Рис.9. Панорама Иркутска (XIX в.)

Храмовые архитектурные объекты набережной различны по стилистике и объемному решению, но все же существуют визуальные связи, объединяющие их в единый ансамбль (рис.9).

На фото (рис.12) мы видим, что Царская беседка (арка Цесаревича Николая) еще не построена, но сооружена двухэтажная деревянная беседка (рис.10), из которой открывались превосходные виды на соборы и на сад. По архитектуре она подобна беседке-горке Сукачевской усадьбы (рис.11), ныне восстановленной. В обоих случаях был применен псевдорусский стиль.

Рис. 12.Новый Собор с противоположной стороны р. Ангары.

На фото видна деревянная двухэтажная беседка в Сукачевском сквере

Известная, ныне утерянная, Царская беседка, хоть и не располагалась в пределах сада, но все же имеет непосредственное отношение к ансамблю Спасской церкви (рис.13). Русский стиль присутствует в архитектуре беседки и в архитектуре главного входа Спасской церкви. Архитектор решил сразу же две смысловых задачи: первая - связал беседку со старейшей церковью города, вторая - с исконно русской архитектурой столицы, проводя связующую нить с такими сооружениями как собор Василия Блаженного на Красной площади (рис.14). Архитектура беседки с небольшими интерпретациями повторяет архитектуру крыльца собора. Ведь построили царскую беседку попричине приезда наследника цесаревича Николая в Иркутск. 23 июня 1891 г. он возвращался из кругосветного путешествия в Санкт-Петербург. Для торжественной встречи царской особы была сооружена каменная триумфальная арка. Цесаревич Николай был встречен колокольным звоном, криками «ура» собравшихся на берегу иркутян. Хлеб-соль на серебряном блюде подносил городской голова В.П.Сукачев. В триумфальной арке его встретили архиепископ Вениамин и духовенство. Покидая Иркутск ранним утром 25 июня, Николай Александрович взошел на палубу парохода также через арку.

Рис.13. Царская беседка (ХІХв.) Рис. 14. Собор Василия Блаженного в Москве

Арка была воздвигнута по инициативе городского общества по проекту иркутского архитектора В.А.Рассушина. «Из красного кирпича, неоштукатуренная она поднимала на своих фигурных столбах граненый островерхий шатер,завершавшийся государственным гербом России - двуглавым орлом. Тексты на лицевых сторонах гласили: от берега Ангары - «Да благосл-вит Г-дь вхождение Твое», с противоположной стороны - «Да благосл-вит Г-дьисхождение Твое» и дата «1891 г. 23». С запада надпись указывала инициатора данного сооружения - «От Иркутского городского общества».От царской беседки начинался широкий спуск к пароходной пристани, по обеим сторонам от которого установлены были помосты для встречающих. Один из них предназначен был для властей и просто лучших представителей общества, другой для учащейся молодежи.В кафедральном соборе был отслужен молебен, после которого тройка лучших в городе лошадей отвезла Николая к дому генерал-губернатора, где, средь прочего, был обряд подношения Адресов и подарков.

После сей утомительной процедуры началась экскурсия по городу. Маршрут ее был традиционным для высоких особ: показывали учебные и прочие заведения, открытые без усилий казны, одним лишь старанием местного общества; а кроме того, возили в золотосплавочную лабораторию и в музей Географического общества. Все это перемежалось обедом у генерал-губернатора, ужином в общественном собрании. Затем посетили Вознесенский монастырь. Торжественное открытие понтонного «Моста цесаревича» было также приурочено к данному визиту.24 июля наследник отбыл из Иркутска на пароходе

«Сперанский». Вслед за ним на пароходе «Сокол» отправилась вся наличная власть. Так и плыли след в след сто верст до станции Бархотово. Берег там весь обставлен крутыми холмами, и каждый оказался в тот день усыпан крестьянами из окрестных деревень, а также верхоленскими бурятами, специально привезенными и одетыми в национальные костюмы [5].

В сентябре 2011 г. Иркутск отметил 350-летие со дня основания. К этому событию произведена реставрация Спасской церкви, построенной в 1706 году в стиле Сибирское барокко. Это старейшее каменное здание в Восточной Сибири и Дальнего Востока. Во время реставрации под фундаментом и стенами храма были найдены захоронения жителей Иркутска XVIIв. Сейчас они перезахоронены в специально построенном склепе. Рядом с подземельем установили каменную часовню с памятным камнем (рис. 15).

Итак, прежде чем приступить к проектированию парков, а главным образом к реконструкции и восстановлению садаили парка, необходимо определить, с какой эпохой и архитектурным стилем лучше всего соотнести данный объект. В одном случае на это могут повлиять сохранившиеся в той или иной степени формы рельефа, малые архитектурные формы, планировка. В другом случае приоритетным будет являться история парка, вариант его происхождения.

Рис. 15. Часовня с памятным камнем у Спасской церкви

В рамках сохранения исторических, культурных и архитектурных ценностей в данном исследовании предлагается рассматривать следующие стили: модерн, эклектика, русский стиль. Пристальное изучение характерных черт эклектики сибирских городов поможет воссоздать архитектурную среду XIX-начала XX века.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Мария Нащокина. Проблемы сохранения исторических садов и парков России //

Сады и время» [Электронный ресурс]. Режим досту-

па:http://www.gardenЫstory.m/page.php?pageid=414

2. Калинина И.В., Красная Н.Н. Город и дерево. Архитектура и ремесло. Иркутск: ООО Агенство «МаиР», 2013. 452 с.

3. МедведевС.И.Иркутск на почтовых открытках. М.: Изд-во Гларт, 1996. С.457

4. Википедия[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://ru.wikipedia.org/wiki/

5. IRKIPEDIA. Всеоприангарье [Электронныйресурс]. Режимдоступа: ircipe-

dia.ru/content/carskaya_besedka

В статье использованы фотоматериалы редкого фонда библиотеки ИГУ, фото-колекции О.В.Маркевича, Государственного архива Иркутской области.

Информация об авторе

Иванова Кристина Геннадьевна, аспирант кафедры «Архитектура и градостроительство», тел. 89149425883, e-mail: kristi-iv@mail.ru; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the author

Ivanova K.G. , post-graduate, Architecture and Urban Development Department, tel.: 89149425883, e-mail: kristi-iv@mail.ru; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.