Научная статья на тему 'С. В. Боглачев, С. Н. Савенко архитектура старого Кисловодска'

С. В. Боглачев, С. Н. Савенко архитектура старого Кисловодска Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1917
379
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Черный Ю. Ю.

Боглачев С.В., Савенко С.Н. Архитектура старого Кисловодска. Пятигорск, 2006. 512 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «С. В. Боглачев, С. Н. Савенко архитектура старого Кисловодска»

С.В. Боглачев, С.Н. Савенко АРХИТЕКТУРА СТАРОГО КИСЛОВОДСКА*

Книга является своеобразной «иллюстрированной энциклопедией», рассказывающей об архитектурно-исторических достопримечательностях Кисловодска, время сооружения или основания которых относится к периоду с 1803 до 1917 г. На основе многочисленных исторических документов воссоздана картина эволюции историко-культурной среды города-курорта, насчитывающего сегодня более 350 памятников истории, археологии и искусства государственного значения. Издание посвящено 230-летию со дня рождения первопоселенца Кисловодска и первого местного краеведа Алексея Федоровича Реброва.

А.Ф. Ребров родился 21 февраля 1776 г. в Москве в семье чиновника. Служил писарем в Астрахани, затем был переведен в Георгиевск секретарем канцелярии кавказского губернатора. В составе свиты генерала И.И. Моркова был участником первого «русского сезона» у источника Нарзан летом 1798 г. Затем летом 1803 г. был свидетелем строительства Кисловодской крепости и посетителем первого официального лечебного сезона при источнике Нарзан. Генерал А.П. Ермолов называл его «живым архивом истории края». В 1826 г. Ребров выстроил самую большую усадьбу с садом недалеко от источника Нарзан и считался в Кисловодске самым гостеприимным хозяином. У него останавливались А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, видные военачальники и кавказские наместники, многие другие известные россияне. Дом Реброва описан Лермонтовым в романе «Герой нашего времени» как кисловодский «дом княжны Мери». В память о 50-летии открытия первого курортного

* Боглачев С.В., Савенко С.Н. Архитектура старого Кисловодска. - Пятигорск, 2006. - 512 с.

сезона Ребров установил первый памятный крест на ближайшей к источнику Нарзан горе (ныне - Крестовая гора, обновленный памятник с крестом находится сейчас на территории санатория им. Горького Российской академии наук) и построил часовню близ источника Нарзан. Статский советник Ребров скончался 23 октября 1862 г. В память о нем большая балка Кисловодска стала именоваться Ребровой.

Поскольку история старого Кисловодска - это история бальнеологического курорта и поселений при нем, то в главе I «Краткий очерк истории застройки Кисловодска» последовательно описываются предыстория Кисловодска (до XVIII в.), история благоустройства курорта в окрестностях источника Нарзан (1784-1917), история образования города-крепости с форштадтом и слободой (1803-1917) и Кисловодской станицы (1825-1917).

Уже в глубокой древности минеральные воды наряду с благоприятной и живописной природной средой привлекали внимание представителей различных племен и народов. В отдельные периоды окрестности источника Нарзан населялись настолько густо, что в известной мере можно говорить о существовании древних и средневековых предшественников Кисловодска. В границах городской черты и прилегающих районах Кисловодской котловины найдены памятники, относящиеся к периоду с V-IV тыс. до н.э. до XVIII в. н.э. включительно. В период расцвета средневекового Аланского государства (с IX в.) вблизи современного Кисловодска на Рим-горе возник средневековый город площадью более 150 га. Процесс освоения этих земель был прерван в эпоху монголотатарских завоеваний в середине XIII в. Поэтому вплоть до конца

XVIII в. здесь не было крупных селений.

Источник Нарзан издавна пользовался у местных народов популярностью и почитанием. В местных языках преобладали два названия мощного кислого источника - адыгское «Нартсано» (богатырская вода) и тюркское «Аче-су» (кислая вода). Некоторые исследователи (например, Э.М. Мурзаев) полагали, что этимология названия источника в кабардинском языке - «арсан» - восходит не к мифическим богатырям-нартам, а к монгольскому «аршан», которое в свою очередь выводится из санскрита - «святая вода, минеральная вода, целебный источник». Что касается названия города -

«Кисловодск», то оно связано с русским наименованием источника -«Кислая вода» («Кислый родник»).

Историю благоустройства курорта можно условно разделить на ряд периодов, отличавшихся разными формами местного управления. К ним относятся: исследовательский период (1784-1803), подготовительный период (1803-1822), военно-строительный период (1822-1845), период Дирекции Кавказских Минеральных Вод (1845-1861), контрагентский период (1861-1883), комиссариатский период (1883-1896) и директорский период (1896-1917) - последний и самый активный период благоустройства курорта.

Российская история источника Нарзан начинается в 1784 г., когда доктор медицины Якоб Рейнеггс (1744-1793) впервые дал научно-медицинскую оценку минеральной воды и испытал ее действие на больных солдатах. Последующие научные изыскания (академика П.С. Палласа, инспектора П.И. Шателевича и др.) повлекли за собой обращение к императору Павлу I о необходимости защиты «кислых колодцев» и обустройства курорта. Однако в то время положительного решения по этому вопросу принято не было. 24 апреля 1803 г. молодой император Александр I издал указ на имя главнокомандующего на Кавказе князя П.Д. Цицианова о признании за Кавказскими Минеральными Водами (КМВ. - Авт.) государственного значения и установлении за ними правительственного надзора. Этот день считается официальной датой основания российского курортного региона КМВ. Важную роль в истории благоустройства кисловодского курорта сыграли генерал-лейтенант П.Д. Цицианов (1754-1806), генерал А.П. Ермолов (1777-1861), князь М.С. Воронцов (1782-1856), статский советник А.М. Байков (1831-1889), доктор медицины С.В. Тиличеев (1851 - ок. 1923) и другие.

История образования города при кисловодском курорте включала в себя следующие этапы. Сначала была образована крепость с форштадтом (1803-1825), а затем слобода, включавшая в себя последовательно Солдатскую слободу (1825-1842), Кисловодскую слободу (1842-1903) и позднюю слободу после преобразования Кисловодска в город (1903-1917). Казачья станица Кисловодская, основанная по указанию генерала А.П. Ермолова в 1825 г., вошла в состав города лишь в 1958 г. и стала одним из его районов. Но и сегодня в Кисло-

водске проживают около 3 тыс. родовых казаков и людей, ощущающих себя причастными к этому этнокультурному сообществу.

Поскольку новый российский курорт у источника Нарзан находился достаточно далеко от уже имевшихся на Северном Кавказе укреплений и нуждался в защите от нападений немирных горцев, то к старейшим сооружениям Кисловодска должны быть причислены оборонительные объекты - крепость (пр. Мира, 11), редут (возвышенность возле Первомайского проспекта) и окружающие сторожевые пикеты и посты (гора Пикет и Солдатская горка). Эти сооружения описаны в главе II «Оборонительные объекты».

Со строительства крепости в 1803 г. начинается история Кисловодска, о чем свидетельствует памятный знак у ее ворот -«Здесь основан Кисловодск 13 (25) июня 1803 г.». Первоначально планировалось построить крепость в 15-20 саженях от источника на ровной площадке у подошвы возвышенности (ныне - Крестовая гора), однако затем было выбрано более удобное и выгодное место примерно в 200 саженях к югу от источника. Укрепление имело пятиугольную форму с тремя угловыми, двумя обращенными к реке округлыми бастионами, а также двумя равелинами, окруженными сухим рвом. С 9 мая 1965 г. на территории бывшей крепости находится Кисловодский городской краеведческий музей.

К лечебным сооружениям Кисловодска, описанным в главе III «Лечебные сооружения курорта», относятся колодец уникального источника Нарзан, ванные здания и питьевые галереи, построенные при минеральном источнике.

Подобно бриллианту, источник Нарзан - главная драгоценность Кисловодска - бережно укрыт под толстым стеклянным колпаком в старинной желто-каменной галерее (Курортный бульвар, 21). Сама галерея по праву считается одним из красивейших зданий курорта. Она построена более 150 лет назад и напоминает английский рыцарский замок. Осенью 1848 г. по воле нового кавказского наместника князя М.С. Воронцова зодчий С.И. Уптон (ок. 1814-1874) приступил к строительству большой каменной галереи. В основу проекта Уптон положил композиционную идею своего предшественника - швейцарского зодчего Джузеппе Бернардацци (1788-1840), однако воплотил ее в стиле английской готики. В плане сооружение имеет символическую форму гигантского ключа от замка, обыгрывая второе значение русского слова «ключ» («источник»).

Там же, на месте нынешней Нарзанной галереи, с незапамятных времен находились первые нарзанные ванны, которые наполнялись из открытого бассейна проточной водой. Несомненным украшением Кисловодска и всего региона КМВ является расположенное по адресу Курортный бульвар, 4 грандиозное здание Углекислых ванн нарзана (получивших в советское время название «Главные нарзанные ванны»). Оно построено в 1901-1904 гг. по проекту и под руководством архитектора А.Н. Клепинина (1871-1954). Здание, имеющее 38 ванн и два бассейна, создано в весьма оригинальном стиле, напоминающем сооружения Индии и арабского Востока.

Большую группу архитектурных сооружений Кисловодска составляют казенные и частные здания, предназначенные для временного проживания и отдыха посетителей курорта. Они описаны в главе IV «Гостиницы, пансионы и рестораны».

На вершине массивного холма у Нарзанной галереи, образованного отложениями железистого травертина, некогда находилась первая Казенная ресторация на КМВ (Курортный бульвар, 21; не сохранилась). Она была построена в 1823-1826 гг. в классическом стиле архитекторами Джузеппе и Джованни (1782-1842) Бернардацци. Одноэтажное здание имело деревянные стены и железную крышу. При ресторации имелось несколько дорогих номеров, в которых приезжие могли остановиться на несколько дней для поиска свободного жилья в частных домах. В этих номерах останавливались А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, князь М.С. Воронцов и многие другие. Здание кисловодской ресторации описано Лермонтовым в повести «Княжна Мери».

Вблизи источника Нарзан были построены номера Найтаки-Щербины (ул. Коминтерна, 7); подворье Бештау (Курортный бульвар, 10); гостиница В.Н. Смирнова «Нарзан» (Курортный бульвар, 14), ныне - гостиница «Гранд-отель», гостиница И.И. Сафонова «Парк» (ул. Коминтерна, 6), ныне - один из корпусов пансионата «Факел»; гостиница Л.Н. Зипалова (Курортный бульвар, 12); Офицерский дом (Курортный бульвар, 9), ныне - Административное здание кисло-водского курорта; отель «Централь» (ул. Красноармейская, 2), ныне -здание Центральной городской библиотеки; гостиница «Россия» (Курортный бульвар, 15), ныне - Главный корпус курортной поликлиники; гостиница Е.А. Тамбиева «Московская» (ул. Красноармейская, 4), ныне - здание городской прокуратуры; казенная гос-

тиница «Гранд-отель» (ул. К. Маркса, 1), ныне - санаторий «Нарзан» и др.

К числу других известных сооружений гостиничного типа относятся выполненный по проекту известного кисловодского зодчего Э.Б. Ходжаева (1861-1939) отель-пансион С.Н. Ганешина из красного кирпича с огромными верандами-соляриями (ул. Ярошенко, 5), ныне - корпус Клиники кардиологии; отель Е.Г. Кундури «Эльбрус» (ул. Шаляпина, 7), ныне - один из корпусов Центрального военного санатория, а также возвышающийся над Ребровой балкой отель И.В. Сильникова «Скала» (Санаторный пер. 1/7), ныне - южный корпус санатория «Родина».

Вход в Курортный парк с западной стороны, от Первомайского проспекта (начало пр. Мира) украшен белоснежной колоннадой. Ее так и называют «Колоннада», однако первоначально это было здание кофейни Р.Д. Вострякова «Парк», построенное в 1912-1914 гг. Кофейня «Парк» действовала в летнее время до 1919 г. Столики для клиентов находились во внутреннем дворике и в галереях. Затем она неоднократно перестраивалась, и в середине XX в. была превращена в помпезный центральный вход в Курортный парк со стороны города. Напротив «Колоннады» был разбит сквер, в котором в 1957 г установлен памятник В.И. Ленину. В 1980-х годах вместо клумбы в центре «Колоннады» устроен фонтан.

В живописном ущелье реки Аликоновки на расстоянии примерно 5 км от центра Кисловодска находится ресторанный комплекс «Замок коварства и любви». Прогулочные поездки к находящемуся здесь выразительному скальному мысу, напоминающему развалины древних башен и стен, проводились еще в первой половине XIX в. Тогда и стали распространяться рассказы и легенды, связанные с оригинальной скалой. В различных вариантах до нас дошла легенда о трагической любви доверчивого пастуха и княжеской дочери. Влюбленные договорились броситься вместе с высокой столообразной скалы, но прыгнул (или упал, сраженный кинжалом коварной красавицы) только джигит Али Конов.

В конце XIX в. скала «Замок» в качестве достопримечательности вошла в путеводители по КМВ и Кисловодску. Она была очень похожа на сооружение Старый Замок («ЛИ;е8 8сЫо88») в немецком Баден-Бадене и привлекала множество экскурсантов. Весной 1898 г. здесь появилось первое постоянное заведение. Несколько

позже оно получило романтическое название «Замок коварства и любви» («Le Chateau de l’Astuce et de l’Amour»). В годы Гражданской войны большая часть построек у скалы «Замок» была разрушена. Около 1950 г. сооружено оригинальное здание нового ресторана в виде средневекового каменного замка с массивной башней.

Культовые сооружения города описываются в главе V «Храмы Кисловодска». К 1917 г. в Кисловодске было три православных и два иных храма. Ни один из них не сохранился до нашего времени в прежнем виде.

Главным православным храмом Кисловодска является Свято-Никольский собор (пр. Мира, 21). Он был построен в 1883-1888 гг. на месте деревянной церкви в Солдатской слободке. В 1936 г. по распоряжению советской администрации собор был взорван, а на его месте разбит сквер. В конце 1980-х годов началось возрождение храма. Закладка нового собора, похожего на прежний, но большего размера, состоялась в 1993 г. Регулярные богослужения начались в 1999 г.

На восточном краю ул. Коминтерна (между домами 1 и 3) у Нарзанной галереи находилась бывшая часовня Реброва (не сохранилась). Также не сохранились Константино-Еленинская церковь (ул. Ермолова, 19) и армяно-григорианский молитвенный дом (пр. Ленина, 11). К числу других культовых сооружений относятся Крестовоздвиженская церковь (ул. Пешеходная, 30) и Пантелеймо-новская церковь (пр. Ленина, 3а). В 1992-1996 гг. на западной возвышенности Кисловодска в районе Армянского поселка сооружен новый храм местной армянской общины Кисловодска - церковь «Сурб Вардан Мамиконян» в национальном стиле.

В главе VI «Общественные здания» описываются здания, служившие (а в ряде случаев и продолжающие служить) для удовлетворения различных насущных потребностей жителей города и посетителей курорта.

К ним относятся Железнодорожный вокзал (Вокзальная пл.), Курзал железной дороги (ул. К. Маркса, 3), Хлудовская больница (ул. Чкалова, 75), Слободское училище (пр. Мира, 15), Женская гимназия Васильевой (ул. Б. Хмельницкого, 7), Городская мужская гимназия (пр. Ленина, 14) и Торговые ряды (ул. Коминтерна, 1).

В Кисловодске кончаются рельсы Минераловодской железнодорожной ветки, которая существует уже более века. Уютное

одноэтажное здание вокзала, построенное на невысоком каменном цоколе в эклектическом «кирпичном» стиле, пережило все революции и войны России XX столетия.

Рядом с вокзалом расположено величественное здание Курзала железной дороги, ныне в нем находится Государственная филармония на КМВ. Инициатором строительства Курзала стало правление Общества Владикавказской железной дороги. По примеру культурно-развлекательного комплекса («воксал») в Павловске под Петербургом Общество решило устроить увеселительное заведение на конечной станции Кисловодск Минераловодской ветви, чтобы привлечь внимание публики с соседних станций. Молодой архитектор В.В. Гусев (1865 - после 1912) к осени 1892 г. составил эскизный проект двухэтажного Курзала с концертным залом на 600 человек. Строительство здания велось под руководством молодого гражданского инженера Е.И. Дескубеса (1869 - после 1916). Архитектурный ансамбль Курзала из желтого кирпича и местного камня построен в эклектическом стиле - в формах, характерных для французского Ренессанса. Говорят, что здание Курзала напоминает знаменитое Казино в Монте-Карло.

Несколько ниже Курзала на углу улиц К. Маркса и Коминтерна находится здание Торговых рядов (ныне - продовольственный магазин «Центральный»), сооруженное в стиле модернизированного классицизма. Сложная, многочастная планировка применительно к рельефу и границам участка и примечательный краснобелый цвет делают это одноэтажное здание одной из достопримечательностей центральной части города.

В главе VII «Частные особняки и дачи» приводится описание 29 сооружений, свидетельствующих как о богатстве и вкусах их хозяев, так и о мастерстве кисловодских зодчих.

Дом помещика Реброва существует сегодня лишь в виде частей деревянного сруба старинного дома, находящихся в глубине двора дома № 3 по ул. Коминтерна вблизи источника Нарзан. В советское время все помещения бывшей усадьбы Реброва были национализированы и превращены в коммунальные квартиры. Позднее здания не раз перестраивались и ремонтировались. Осенью 1977 г. администрация Кисловодска приняла решение создать у источника Нарзан Лермонтовский заповедный квартал, основным музейным зданием которого должен был стать дом А.Ф. Реброва

(«дом княжны Мери»). Отселение жильцов из этого дома завершилось к концу 1980-х годов. Однако впоследствии работы были заморожены ввиду нехватки средств.

По адресу ул. Коминтерна, 11 некогда располагалась одна из самых изумительных дач Кисловодска - дача О.А. Барановской «Мавритания». Двухэтажное кирпичное здание с мезонином на высоком каменном цоколе было построено в начале 1880-х годов в эклектическом «мавританском» стиле. При сооружении использовался кирпич двух цветов - желтоватый и красный, благодаря чему были выполнены своеобразные полосатые фасады и рельефная кладка декоративных украшений. Дачу «Мавритания», похожую на восточный дворец, в конце XIX - начале XX вв. облюбовал для временного проживания эмир бухарский Сеид-Абдул-Хан (18591910). В его честь Парковая улица, которая вела к этой даче, получила название Эмировской улицы.

С 1926 г. на бывшей даче «Мавритания» размещались культурные учреждения курорта, объединенные в Дом культуры медицинских работников Кисловодска. Осенью 1976 г. при строительстве рядом нового 11-этажного спального корпуса санатория XXII съезда КПСС (ныне - санаторий «Луч») в опустевшем здании дачи произошел сильный пожар. Останки «Мавритании» были снесены, а на ее месте проложена шоссейная дорога на Крестовую гору.

Восточнее Никольского собора за высокой каменной оградой находится дача художника Ярошенко (ул. Ярошенко, 1), где сейчас располагается Кисловодский художественный музей Н.А. Ярошенко. В середине XIX в. хозяином усадьбы был штабс-капитан Федоров, затем ее приобрел отважный и талантливый боевой генерал М.Г. Черняев (1828-1898). В 1885 г. усадьбу Черняева приобрела Мария Павловна Ярошенко, супруга полковника артиллерии и ху-дожника-передвижника Николая Александровича Ярошенко (18481895). Дачу перестроили, после чего ее стали именовать «Белой виллой». Кисловодская дача Ярошенко стала «приютом муз» для многих известных россиян. Здесь бывали Г.И. Успенский, Н.К. Михайловский, М.В. Нестеров, В.Г. Короленко, К.С. Станиславский, В.В. Розанов, Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, А.И. Куинджи, Д.И. Менделеев и др.

В Ребровой балке на пр. Дзержинского, 11 а находится старинный особняк с музыкальной гостиной под названием «Благо-

дать». Это бывший дом преподавателя Бакинского реального училища А.Н. Агафонова. Одноэтажное кирпичное здание на высоком цокольном этаже построено в стиле эклектики с разнообразными элементами модерна. Основной фасад здания асимметричен и состоит из трех частей. По некоторым сведениям, в доме учителя Агафонова часто устраивались различные вечера, на которые съезжалось местное общество. Традиция сохранена - после реставрации главного здания в 1991 г. в нем располагается театр-музей «Благодать».

Рядом с вокзалом, немного восточнее привокзальной площади, находится примечательное здание с причудливыми башенками (ул. Шаляпина, 1). Это дача П.С. Ушаковой. Одноэтажное кирпичное оштукатуренное здание с мансардой на высоком каменном цоколе построено в 1902 г. в стиле нарождающегося модерна. Поскольку здание находится на углу двух улиц, оно имеет два главных асимметричных фасада. Сильно выступающие карнизы крыши поддерживаются ажурными резными кронштейнами из дерева. В конце 1902 г. был построен надворный двухэтажный флигель, предназначенный для сдачи в наем приезжим посетителям. Ушаковская усадьба связана с именем великого русского певца Ф.И. Шаляпина, который жил здесь с 23 июля по 21 сентября 1917 г. В 1986-1989 гг. была произведена реставрация здания под Литературно-музыкальный музей «Дача Шаляпина», который действует с 1988 г.

Подлинной жемчужиной частной архитектуры Кисловодска является дача А.И. Твалчрелидзе (пр. Ленина, 13) - здание, стоящее на вершине холма, и устремленное ввысь стреловидными коньками крыш. Местные жители называют это желтокирпичное сооружение с мощными башнями «Золотым замком». Трехэтажная кирпичная вилла на высоком каменном цоколе с мезонинами и мансардами создана в стиле «дачного» модерна. Формы оконных проемов разнообразны - от узких высоких прямоугольных до широких эллиптических проемов в виде «мавританской арки» и др. В середине 1990-х годов здание купил для своей супруги предприниматель

В. А. Брынцалов, а реставрацию дачи к 1999 г. блестяще выполнила архитектурная мастерская кисловодского зодчего А.Р. Арустамяна.

Напротив дачи Ярошенко на западном углу улицы, выходящей к Никольскому собору, расположено изящное здание с колон-

нами, которое служит корпусом ближайшей клиники кардиологии (ул. Ярошенко, 2). Это особняк князя М.А. Дондукова-Корсакова, старшего сына знаменитого русского генерала А.М. Дондукова-Корсакова. Одноэтажное здание с башней и бельведером на высоком подвале выполнено в стиле неоклассицизма.

Шедевром кисловодской ландшафтной архитектуры, описанной в главе VIII «Ландшафтная архитектура», является Курортный парк, состоящий из трех частей - Нижнего (Старого), Верхнего (Нового) и Горного парков.

В первые лечебные сезоны окрестности источника Нарзан имели довольно скудную растительность. Поскольку по совету курортных медиков того времени «посетители при употреблении внутрь минеральных вод должны обязательно прохаживаться» в ближайших окрестностях, избегая жаркого солнца и любуясь красотами природы, то первые насаждения Курортного парка были разбиты близ источника.

Нижний парк, называвшийся до середины XIX в. Публичным садом, раскинулся вверх по берегам речки Ольховка от белоснежной «Колоннады» до ажурного мостика «Дамский каприз». Он занимает пространство около 15 га. Первая прогулочная тропа, названная «променадом», возникла на этом месте в 1803 г. В ноябре 1823 - весной 1824 г. по распоряжению генерала А.П. Ермолова и усилиями коменданта Кисловодской кордонной линии Е.Ф. Энгельгардта вдоль «променада» были высажены первые липы, а у новой Ресторации близ источника Нарзан разбит небольшой цветник. Однако плановое создание Нижнего парка началось только

в 1827 г. по указанию нового командующего Кавказской линией генерала Г.А. Емануеля (1775-1837) и по проектам архитектора Строительной комиссии Джузеппе Бернардацци. Парк создавался по свободной «английской» пейзажной системе. В качестве посадочного материала использовались сеянцы ясеня, клена, карагача из лесов на склонах Бештау и некоторых других мест.

В середине 1830-х годов центральная аллея парка уже называется «густой» и «тенистой». В повести «Княжна Мери» М.Ю. Лермонтов представил парк так: «Здесь дышится уединением, здесь все таинственно, и густые сени липовых аллей... и свежесть ароматического воздуха, отягощенного испарениями высоких южных

трав и белой акации, и постоянно, сладостно усыпляющий шум студеных ручьев.».

Одним из самых лучших периодов развития и улучшения ки-словодского парка в XIX в. являлось время наместничества князя М.С. Воронцова, сделавшего Кисловодск своей летней резиденцией. По указанию Воронцова, с его крымских владений и ботанических садов - Никитского, Тифлисского и др. на Воды были доставлены лучшие сорта саженцев деревьев и кустарников, а также огородных и цветочных семян. Тогда Нижний парк пополнился каштанами и платанами, ореховым и мыльным деревом, татарской туей и другими редкими породами.

Во второй половине XIX в. великолепный кисловодский парк стал таким же популярным, как и источник Нарзан. В конце 1880-х годов окончательно сложился развернутый парковый комплекс. Осевую позицию сети прогулочных дорожек занимала старая центральная аллея, имевшая вытянутую по продольной линии плавно извилистую конфигурацию. Параллельно ей или пересекая ее, проходили небольшие прямые дорожки. В районе Нарзанной галереи они были более короткими и частыми. В северной части парка размещались клумбы и газоны различных очертаний. В конце

XIX - начале XX в. парк стал центром, в котором протекала социально-культурная жизнь гостей курорта и горожан.

Развитие Нижнего парка продолжалось и в советское время. В частности, в начале 1930-х годов у южного входа в Нарзанную галерею был создан редкий объект садово-декоративного искусства -цветочный календарь. Позднее он был перенесен на расстояние 200-250 м южнее на обращенный к Ольховке склон Крестовой горы. В 1970-1980-е годы в парке проводились реставрационные работы на ряде дореволюционных объектов. В особо благоприятный период парк был прекрасно ухожен, а почти под каждым крупным и уникальным деревом были установлены таблички с обозначением его породы и дополнительных сведений.

В последние годы старый парк остается местом разнообразной культурной и общественной жизни. 6 июня 1999 г. к 200-летию А.С. Пушкина в центре Нижнего парка состоялось открытие памятника великому поэту, выполненного кисловодским скульптором Г.В. Курегяном. В год 200-летия Кисловодска (2003) на левом берегу Ольховки над давно почитаемым пресным источником по

инициативе священнослужителей и прихожан Свято-Никольского собора построен легкий металлический павильон с главкой и крестом наверху. Над струей воды установлен выполненный в камне образ Николая Чудотворца.

Верхний курортный парк, заложенный на юго-востоке Кисловодска в начале XX в., раскинулся от Площадки роз и Сосновой горки до станции Канатной дороги у Серых камней.

Уже в 1880-х годах многие посетители курорта пытались совершать прогулки по балке от Царской площадки к Красным камням. В конце XIX в. состоялись первые переговоры Дирекции КМВ с кисловодским слободским обществом о продаже крупного пустующего земельного участка для расширения территории существующего Курортного парка.

Осень 1900 г. стала началом создания Нового парка. Для его устройства директор Вод В. В. Хвощинский пригласил садовника-пейзажиста А.Л. Зегера (ок. 1870-1901), а после его трагической гибели - Ю. Миллера (1855 - после 1906). Вместе с главным садовником КМВ они стали создателями Нового парка. В 1902 г. он уже фактически существовал с системой дорожек, парковым кафе и другими строениями.

В 1901-1903 гг. по указанию талантливого московского врача и яркого представителя курортной бальнеологии доктора Н.Н. Оболонского (1857-1911) в парке были проложены первые дорожки терренкура. Здесь впервые в России был применен эффективный метод лечения «дозированными восхождениями». Терренкур (Тег-гат-Киг)1 - метод лечения строго дозированной ходьбой по специально организованному маршруту, был открыт и разработан в 1885 г. немецким врачом М. Эртелем. В старинном Нижнем и новом Верхнем парках была распланирована система дорожек разной сложности, идущих под определенным уклоном и дающих возможность людям с различным состоянием организма и заболеваниями без особых резких усилий подниматься на значительные высоты. При помощи таких горных прогулок и восхождений, совершаемых под наблюдением врача, можно лечить самые разнообразные заболевания - прежде всего сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

1 Terrain (фр.) - местность, Kur (нем.) - лечение. - Прим. реф.

Первоначально были разбиты три маршрутные дорожки первой категории сложности с уклоном от 0 до 5 градусов общей протяженностью шесть с половиной верст. Началом I и II маршрутов стала Нарзанная галерея, III маршрут начинался на Царской площадке. На всем протяжении маршрутов через каждые 50 сажен были установлены указатели с обозначением длины пройденного пути и времени нормальной ходьбы.

В советское время метод терренкура использовался довольно активно. За более чем столетие он полностью себя оправдал. В настоящее время общая протяженность развернутой системы 10 лечебных маршрутов в парковой зоне Кисловодска составляет почти 90 км. Кисловодский терренкур заслуженно считается одним из лучших в мире.

В 1902 г. южнее Красных камней был оборудована мощеная камнем циркульная обзорная площадка, с которой открывались прекрасные виды на ближние и дальние окрестности, а в хорошую погоду - и на Эльбрус.

Главной достопримечательностью Нового парка стало здание с поэтичным названием «Храм воздуха». Этот красивый видовой павильон был сооружен в классическом стиле летом 1914 г. по проекту архитектора Кисловодской группы Н.Н. Семенова (1881 -ок. 1922). Воздух в этом районе действительно необычайно чист, прозрачен и ароматен.

На протяжении XX в. бывший Новый парк благодаря значительно подросшим древесным насаждениям превратился в обширный лесопарк. 21 апреля 1973 г. поблизости от «Храма воздуха» открылась нижняя станция пассажирской канатной дороги до Синих гор. Длина дороги - 1743 м. В следующем году в парке выпустили более полусотни киргизских и алтайских белок, которые довольно быстро освоились и стали украшением курорта.

Уже в 1920-е годы Новый парк начал постепенно перерастать в самый крупный по территории - Горный. Сейчас он располагается на обширном пространстве от Серых до Синих камней и подножий Малого и Большого Седла. Общая площадь современного Курортного парка Кисловодска, состоящего из старинного Нижнего, векового Верхнего и молодого Горного парков, составляет около 1400 га.

Наряду с большим Курортным парком в Кисловодске существуют относительно небольшие парковые территории Курзала

(ул. К. Маркса, 3). Их создание стало ландшафтно-архитектурным завершением работ по возведению Курзала железной дороги.

Северный парк Курзала был создан в 1896-1897 гг. и состоял из двух частей. Первая часть находилась на основной возвышенности севернее зданий Курзала и музыкальной раковины. Вторая располагалась на соседней возвышенности, куда был переброшен мостик с металлическими несущими конструкциями и ажурными перилами, названный «Мостиком вздохов». Там был создан железнодорожный детский парк с аттракционами, зверинцем, детской сценой и буфетом. С 2003 г. на месте бывшего детского парка устроен городок аттракционов с большим колесом обозрения.

Южный парк Курзала создавался в 1909-1910 гг. на диком склоне Крестовой горы. К летнему сезону 1909 г. был сооружен перекидной «Мостик уединения» и на пологом склоне устроен небольшой парк. Чтобы привлечь внимание публики, здесь была устроена искусственная горка с гротом, скульптура Орла с распростертыми крыльями, грот с надписью «Пещера Демона», а также ряд сооружений из камня - «Утес Демона», «Сторожевая башня», «Кавказские ворота» и др. Говорят, что верующие кисловодчане неоднократно выражали свое недовольство существованием «демонического» парка на Крестовой горе. Сооружения в Южном парке не дожили до нашего времени. На месте бывшей «Пещеры Демона» находится кафе. Этот участок парка по-прежнему считается уединенным местом.

Самой известной улицей Кисловодска является Курортный бульвар, который идет от площади у Дома связи до северного входа в Нарзанную галерею. Этот прямой бульвар похож на длинное древко стрелы, обращенной на юг. Нарзанная галерея с драгоценным источником на острие образует ее каменный наконечник. За свою двухвековую историю бульвар семь раз менял свое название (Курортный бульвар - Тополевая аллея - Советский проспект -проспект Сталина - проспект Мира - проспект 50-летия Октября -и снова Курортный бульвар).

В начале XIX в. на этом месте проходил завершающий участок дороги от Горячих Вод на Кислые. По замыслу генерала Г.А. Емануеля, вдоль дороги планировалось размещение первых кварталов курортного поселения. Идея была сохранена, и в 1836 г.

архитектор Джузеппе Бернардацци спроектировал прямолинейный бульвар длиной в 200 сажен (около 430 м).

В этом же году ученый садовник Л. Джерсей (ок. 1795 - после 1840) во всю длину бульвара по обе стороны посадил 400 деревьев -между двух тополей сажалась одна липа. В 1847-1848 гг. при первом кавказском наместнике князе М.С. Воронцове поредевшие посадки были обновлены. Было высажено 200 бельбекских (крымских) пирамидальных тополей и 100 лип. По этой причине Курортный бульвар обрел новое название - Тополевая аллея, которое носил до советского времени.

В период Гражданской войны в 1918 г. аллея серьезно пострадала. Во время масштабной реконструкции Кисловодска в середине 1930-х годов гигантские тополя и другие деревья были спилены и выкорчеваны, а аллея превращена в длинную цепь расположенных по ее оси цветочных клумб. Лишь в конце 1980-х годов улица обрела первоначальное название, став Курортным бульваром. 12 сентября 1997 г. в центральном сквере был открыт памятник «Героям-медикам» (скульптор А. Бичуков и архитектор А. Куринной).

От железнодорожного вокзала до Нарзанной галереи ведет короткая дугообразная улица Карла Маркса со сплошным рядом магазинов. Это бывшая Виноградная аллея.

Пешеходная улица была образована во время подготовки и строительства железнодорожного вокзала в северном отроге Крестовой горы в 1892-1893 гг. В первый год XX столетия она получила величественное название Голицынского проспекта в честь главного начальника гражданской части на Кавказе генерала Г.С. Голицына (1838-1907). Чтобы придать верхней части проспекта, проходящей между подпорной стеной Курзала и неказистым крутым обрывом Крестовой горы, парадный вид, участок был украшен оригинальной виноградной аллеей с перголой1. Позднее поверх аллеи был переброшен металлический «Мостик уединения», ведущий в Южный парк Курзала. Летом аллея встречала приезжих в Кисловодск или идущих в Курзал тенистой прохладой.

В первые годы советской власти чудесная виноградная аллея была снесена, а расчищенный пешеходный проспект получил революционное название - имени Карла Маркса. Улица по-прежнему

1 Пергола - увитая растениями беседка или галерея в парке (ит. Pergola). -Прим. реф.

сохраняет статус «пешеходной зоны», подобно московскому Арбату или петербургской Малой Садовой.

Описанные в главе IX «Малые архитектурные формы» небольшие по объему, но ценные сооружения - мостики, фонтаны, памятники и скульптуры - создают неповторимый, чарующий облик Кисловодска.

Некоторые из этих сооружений не сохранились. К ним относятся грот «Тур», Музыкальный павильон у Лермонтовской площадки и Музыкальная раковина в Нижнем парке, Музыкальная раковина Курзала, беседка «Храм любви» на Площадке Роз, беседка у Красных камней и грот «Пещера демона» на северном склоне Крестовой горы. В состоянии, требующем капитального ремонта, находится павильон «Храм воздуха» в Верхнем парке у Серых камней.

Основная группа малых архитектурных форм находится в Нижнем парке. В нее входят Торговая галерея, Каменная лестница с гротом (на Лермонтовской площадке), Воронцовский мост (у «Колоннады»), Лермонтовский водопровод, Летняя читальня, мостик «Дамский каприз» и беседка «Стеклянная струя».

Торговая галерея, выполненная в виде белого приземистого полуциркульного здания с арочными окнами, расположена всего в трех десятках шагов южнее Нарзанной галереи у Лермонтовской площадки. Автором проекта этого изящного здания предположительно был старший архитектор КМВ И.И. Байков (1869-1937) или его помощник Д.П. Павлов (ок. 1865 - ок. 1910). В начале XX в. здесь находилось множество киосков, в которых продавались печатная продукция и сувениры. В советское время в галерее до 1955 г. размещались почтовое отделение и небольшой буфет, а с 1955 г. - Курортная выставка. С 2003 г. здесь размещаются частные магазины.

Лермонтовская площадка с «Пещерой Демона» - это, пожалуй, самое оживленное место Курортного парка. Сам же грот принадлежит к числу старейших кисловодских сооружений. Работы по его созданию начались в мае 1825 г. по проекту братьев Бернар-дацци, предложивших генералу А.П. Ермолову украсить новое здание Ресторации с западной стороны колонным портиком, а перед ним со стороны нижней аллеи «сделать по горе каменную лестницу, а внизу под сей лестницей сделать грот, составленный из разных окаменелостей».

Идея грота была не нова - подобные строения находились в Летнем саду Петербурга и в Булонском лесу Парижа. Возможно, идея была подсказана братьям Бернардацци петербургским профессором А.П. Нелюбиным, который летом 1823 г. занимался изучением КМВ.

Каменная лестница с гротом, сложенные из кусков камня желтоватого и сероватого цвета, открылись для посетителей уже в сезон 1826 г. В конце XIX в. в гроте располагалась маленькая кофейня. Здесь можно было выпить чашку кофе или чая.

В конце Великой Отечественной войны здание ресторана на холме было полностью снесено, а в 1948-1949 гг. на месте старой лестницы была сооружена новая. Верхний марш лестницы, по которой некогда ходил Лермонтов, был закрыт мощной стеной из каменных блоков. В круглой нише стены помещен скульптурный портрет поэта (скульптор Г.Н. Валуйский), а ниже портрета находятся пальмовая ветвь славы и лермонтовские стихи с автографом.

Это сооружение получило название «Лермонтовская площадка». В 1960-е годы в гроте под бюстом Лермонтова помещена сидящая фигура печального Демона (скульптор Г.В. Курегян) в память о подобной «Пещере Демона», в 1910-х годах расположенной на северном склоне Крестовой горы в Курзальном парке.

На пересечении Курортного бульвара и Первомайского проспекта у Колоннады находится Воронцовский мост через Ольхов-ку. Ныне он заасфальтирован и почти незаметен, хотя в свое время это был главный проезжий мост Кислых Вод. Первый деревянный мост на этом месте появился в начале XIX в. Он требовал постоянного ремонта или обновления после сильных наводнений, которые обыкновенно случаются в Кисловодске в мае-июне. Летом 1836 г. по проекту архитектора Джузеппе Бернардацци был сооружен очередной деревянный мост через Ольховку. Этот мост был снесен в результате наводнения 10-12 июня 1845 г.

Выполняя задание первого кавказского наместника кн. М.С. Воронцова, архитектор С.И. Уптон в 1846-1847 гг. устроил высокую набережную из дикого камня на восточном берегу Ольховки и выстроил прочный каменный мост через нее. Первый каменный мост на Кислых Водах получил название Воронцовского.

Очередным серьезным испытанием для Воронцовского моста стало страшное наводнение 14 мая 1890 г., обрушившее его арки.

В 1899-1900 гг. был сооружен железобетонный мост через Ольховку, в немного измененном виде существующий и поныне.

Лермонтовский водопровод - так называется гидротехническое сооружение, построенное в 1890-х годах для снабжения города пресной водой. До этого времени вода для питья и приготовления пищи набиралась из местных родников и колодцев. Пятикилометровый водопровод соединил четыре мощных источника, вытекающих из трещин доломита на левом берегу Ольховки на расстоянии 400 м от Лермонтовской скалы со службами кисловод-ской железнодорожной станции. Водой в количестве около 120 тыс. ведер в сутки снабжались все казенные учреждения Кисловодской группы, сооружения Общества Владикавказской железной дороги и ряд частных домов. Водопровод питал три живописных фонтана в Нижнем парке. Последний из них, сооруженный весной 1895 г., находится в сквере у Нарзанной галереи и известен под названием «Лягушки».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изящный светлый павильон в Нижнем парке, в котором ныне располагается кафе «Эрмитаж», - это здание бывшей летней читальни. Оно построено в 1897-1898 гг. главным зодчим КМВ И.И. Байковым и его помощником, младшим архитектором Д.П. Павловым. Одноэтажное бетонное здание, выполненное в эклектическом стиле с элементами итальянского Ренессанса, производит впечатление небольшой загородной виллы. До 1917 г. в павильоне находилась библиотека, не прекращавшая свою работу и в зимнее время. Позднее разросшиеся фонды библиотеки Управления КМВ были размещены в северной части Нарзанной галереи, где ныне находится ее преемница - Курортная библиотека Кисловодска.

На южной границе Нижнего парка у подножия Сосновой горки через Ольховку перекинут ажурный мостик с загадочным названием «Дамский каприз». Долгое время в этом месте не было мостика. Говорят, что желающие могли перейти через узкое русло Ольховки по выступающим из воды большим камням. Мужчинам сделать это было проще, чем дамам в длинных платьях. Около 1892 г. здесь появился первый деревянный мостик, который вскоре получил необычное название. Как утверждают кисловодские старожилы, мостик был построен по желанию какой-то весьма важной дамы, имя которой история не сохранила. Вероятно, она была владелицей одного из дачных участков на западной границе парка и

слободки. Около пяти раз мостик менял свой облик из-за наводнений и ветхости отдельных частей. В нынешнем своем романтическом облике - с каменными устоями и ажурной оградой - он существует примерно с начала 1960-х годов.

Неизменное внимание посетителей Нижнего парка вот уже более века привлекает пруд сложной формы с небольшим павильоном, отражающемся в зеркале его воды.

С давних пор на правом берегу Ольховки существовал пресный родник, который из-за постоянно низкой температуры получил название Семиградусного (по Реомюру, или 9°С) источника. В 1840-х годах врачи признали родник целебным и рекомендовали больным пить из него и даже принимать холодные ванны. В середине XIX в. при Семиградусном источнике была построена небольшая деревянная купальня, а в 1870-х годах устроен пруд «с каменной передней стенкой, оштукатуренной цементом», в которой была сделана ниша с водопадом.

Летом 1899 г. для проточной воды Ольховки открыли новую купальню, которая была значительно теплее Семиградусного источника и зависела от времени года. Вскоре старый бассейн Семиградусного источника был упразднен. Тем не менее пруд при Семиградусном источнике привлекал внимание публики. Позади водопада обычно ставили букет цветов, чтобы можно было оценить кристальную прозрачность струи. В 1893 г. администрация КМВ решила уничтожить прудик, якобы служивший источником местной лихорадки. Тогда постоянные посетители и сезонные врачи обратились к Правительственному комиссару с просьбой о сохранении красивого прудика со «стеклянной струей». В 1895 г. было принято решение укрепить земляную насыпь и возвести у пруда небольшую беседку с водопадом.

Беседка-павильон в неоготическом стиле, соответствующем стилю Нарзанной галереи, построена в 1896 г. по проекту главного архитектора КМВ И. И. Байкова. С западной стороны павильона находится накопительный бассейн в виде пруда вытянутой неправильной формы. Чистая вода из пруда проходит по широкому лотку под беседкой и падает с восточной стороны стены необыкновенно широкой ровной струей, создающей впечатление расплавленного стекла. С первых лет существования «Стеклянной струи» среди

курортников возникла негласная традиция бросать в Зеркальный пруд монетки для того, чтобы вернуться в эти места.

Недалеко от дома-музея Н.А. Ярошенко, у северной стены Никольского собора, находится надгробный памятник этому выдающемуся живописцу, скончавшемуся в Кисловодске на 52-м году жизни 25 июня 1898 г. Первый эскиз монумента-надгробия был составлен близким другом Ярошенко, художником

М.В. Нестеровым. Позднее было решено сделать стелу с бюстом. Гипсовый бюст Ярошенко по фотографии 1880-х годов изваял его друг и земляк с Полтавщины скульптор-передвижник Л.В. Позен. На петербургской фабрике художественного литья «А. Моран» по гипсовому образцу был отлит бронзовый бюст. К годовщине смерти Ярошенко в 1899 г. памятник был установлен. Он представляет собой высокую стелу из серого гранита, на матовой поверхности которой высечены и отполированы греческий крест, палитра живописца с тремя кистями и пальмовая ветвь славы. На стеле сделана крупная надпись «Николай Александрович Ярошенко. 1847-1898». С левой стороны к стеле примыкает высокий постамент из отполи-рован-ного черного мрамора, на котором установлен бронзовый бюст

художника. В 1915 г. в Кисловодске скончалась жена художника М.П. Ярошенко, которая, согласно завещанию, похоронена рядом с мужем. В нижней части стелы под палитрой была добавлена новая надпись «Мария Павловна Ярошенко. 1915».

Среди небольшой поляны на вершине Крестовой горы, у подножия которой бьет источник Нарзан, находится светлый каменный крест. Он возведен первопоселенцем Кисловодска А.Ф. Ребровым в память полувекового юбилея первого сезона россиян у Кислого колодца.

Усадьба Реброва занимала весь западный склон безымянной горы, которая в народе звалась Ребровской, до самой вершины. Однажды, в начале июня 1848 г., будучи на вершине, Ребров случайно обнаружил полуметровый восьмиконечный железный крест. Он счел это знамением свыше. Утром 15 июня 1848 г. в день Святого Духа в торжественной обстановке состоялись установка и освящение каменного креста, который имел более 2 м в высоту и 1 м в ширину. На восточной стороне креста была вырезана надпись

«Июня 15-го 1848 г.», а на западной стороне в камень был вставлен и закрыт стеклом тот самый найденный Ребровым железный крест.

Вскоре на вершину горы по северо-западному склону была проложена удобная дорожка, с тем чтобы «для посетителей вод сделалась привычной прогулка к кресту». В честь указанного православного праздника А.Ф. Ребров дал безымянной горе название горы Святого Духа. Впрочем, среди многонационального населения Кисловодска прижилось другое название - Крестовая гора.

В конце жизни Ребров неоднократно говорил о том, что он хотел бы быть похороненным под памятным крестом на склоне своей горы Святого Духа. Однако он умер 23 октября 1862 г. в Пятигорске, где и был погребен на городском кладбище с большими почестями.

В 1886 г. южнее постепенно разрушающегося ребровского креста по распоряжению начальника Терской области генерал-майора Е.К. Юрковского были установлены новый широкий каменный крест на массивном основании и каменная плита. Оба креста и плита образовали своеобразный мемориальный комплекс на вершине горы. В конце XIX в. первоначальный ребровский крест исчез за каменной оградой участка Н.А. Юрьевой-Дикмес, дочери Реброва.

В первые годы советской власти большой крест и памятная плита были разрушены, а сама гора получила название Комсомольской. В 1991 г. возрожденное казачество Кисловодска решило восстановить крест на горе, которой вновь вернули историческое название - Крестовая. В 1993 г. здесь установлен сначала деревянный, а затем и высокий металлический крест. В сентябре 1998 г. в честь 200-летия первого Курортного сезона в Кисловодске на старом месте водружен и торжественно освящен большой доломитный крест, воссозданный по образцу ребровского памятника 1848 г. (архитекторы А. Арустамян, И. Казанская).

Завершают книгу разделы «Зодчие старого Кисловодска», «Глоссарий», «Библиография» и «Именной указатель».

Ю.Ю. Черный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.