Научная статья на тему 'Тематическое единство дворцовой и парковой архитектуры Царицынского ансамбля'

Тематическое единство дворцовой и парковой архитектуры Царицынского ансамбля Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
246
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Жилищное строительство
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Наумкин Г.И.

Показано, что исследование архитектуры дворцовой части исторического ансамбля «Царицыно» (Москва) и ее связи с парковой архитектурой помогает получить наиболее полное представление о работе русского зодчего В.И. Баженова. Выявлено тематическое единство дворцовой и парковой архитектуры Царицынского ансамбля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тематическое единство дворцовой и парковой архитектуры Царицынского ансамбля»

Научно-технический и производственный журнал

Страницы истории

УДК 72.03

Г.И. НАУМКИН, канд. архитектуры (naukin@mail.ru), Государственный университет по землеустройству (Москва)

' я 1 о __о

Тематическое единство дворцовой и парковой архитектуры Царицынского ансамбля

Показано, что исследование архитектуры дворцовой части исторического ансамбля «Царицыно» (Москва) и ее связи с парковой архитектурой помогает получить наиболее полное представление о работе русского зодчего В.И. Баженова. Выявлено тематическое единство дворцовой и парковой архитектуры Царицынского ансамбля.

Ключевые слова: единство, иконография, малые архитектурные формы, символизация государства.

Малые архитектурные формы Царицынского ансамбля: беседки «Хижина», «Эзоповка» и ротонда храма Цереры имеют прямое отношение к творчеству архитектора В.И. Баженова (1737-1799 гг.). Расположение этих малых архитектурных форм указано на генплане 1816 г. Оно решается по архитектурным принципам, которые характерны для творчества В.И. Баженова [1]. Проведенные новые исследования позволили расширить эту область и определить новые понятия, позволившие рассмотреть единство архитектурных пространств дворцовой и парковой части Цари-

цынского ансамбля. Такое единство носит программный характер композиционного развития тематической архитектуры ансамбля, отражающей иконографическую символизацию геопространства территории Российского государства [2].

Выводы материалов исследования подтверждают понятия целостного градостроительного пространства, что связано:

- с композиционной фиксацией границ ансамбля как геопространства Российского государства;

Рис. 1. План Царицынской усадьбы, смоделированный по проектам В.И. Баженова (авт. Г.И. Наумкин): 1 — церковь Пресвятой Богородицы Живоносный Источник; 2 — беседка «Хижина»; 3 — беседка «Эзоповка»; 4 — храм Цереры; 5 — регулярный парк (реконструкция проекта В.И. Баженова)

Страницы истории

ц м .1

Научно-технический и производственный журнал

Рис. 2. Неизвестная беседка «Хижина» В.И. Баженова: а — общий вид; б — план. Реконструкция. Авт. Г.И. Наумкин

- с цельной организацией тематической архитектуры по храмовой иконографии.

Храмовая иконография в Царицынском ансамбле начала формироваться при князьях Голицыных, когда возведена церковь во имя иконы Пресвятой Богородицы Жи-воносный Источник. Далее церковь была перестроена при Кантемире, во второй половине XVIII в., и в таком виде, вместе с усадьбой она была приобретена императрицей Екатериной II в 1775 г. Как показал дальнейший анализ, существующая церковь стала центральным иконографическим объектом на этой территории. Этот культовый объект существенно повлиял на композицию формирования императорской усадьбы, так как через здание церкви В.И. Баженов проводит идеологию духовности и гене-

зис градостроительного образования в Российском государстве.

Доказано, что градостроительная система «Царицыно» представлена В.И. Баженовым как модель Российского государства, содержащая в своей структуре символы всех столичных городов. Например, Москва формируется зодчим в виде восьмигранника (Второй Кавалерский корпус), образованного двумя равноконечными крестами, смещенными относительно друг друга на сорок пять градусов. Крестовые композиционные схемы позволили придать этому сооружению символический иконографический памятник первым русским князьям и царям. Принятая идеальная фигура восьмигранника соединила в себе две функции: памятник первым русским князьям и царям и символизацию столич-

Научно-технический и производственный журнал

Страницы истории

№М

Г« I

■I

Рис. 3. Макеты беседок: а —«Эзоповка»; б — «Хижина». Выполнены студентами Государственного университета землеустройства И. Поляковым, А. Салдиевой, Ю. Виноградовой, В. Кравцовым и др. под рук. Г.И. Наумкина

ного города России Москвы. Восьмигранник как памятник-пантеон определен конкретной градостроительной привязкой к погосту церкви. Корпус содержит иконографические элементы Архангельского собора Московского Кремля. К ним следует отнести идентичные формы куполов и кокошников, применение однотипного цветочного орнамента. Зодчим вводятся элементы свечей, которые венчают кокошники боковых портиков корпуса, обеспечивая иконографическую связь с понятием исторического памятника.

На территории ансамбля имеется еще одно храмовое сооружение в парковой зоне - храм Цереры, которое нанесено на генплан усадьбы 1816 г. Возникает необходимость подтвердить градостроительную и тематическую связь между исторической церковью и храмом Цереры, которые расположены в разных концах императорской усадьбы. Исследования показали, что эти храмы составляют единую градостроительную концепцию, потому что им отводятся фиксированные места на генплане. Церковь располагается в начале дворцовой застройки, а храм Цереры завершает

парковую архитектуру в императорской усадьбе. На линейной композиционной оси (рис. 1) между рассматриваемыми храмовыми объектами располагаются еще два объекта «Хижина» и «Эзоповка», объединенных в тематическое храмовое образование [1]. Таким образом, цельное композиционное образование и тематическое единство всех этих сооружений обеспечивают доказательство того, что все они запроектированы и построены одним и тем же автором. Подтверждением является наличие одинаковых символов на фасаде беседки «Хижина» и дворцах ансамбля.

В процессе исследования появлялись проблемы связи и различии малых форм. Однако при углубленном детальном анализе сомнения уступают новым фактам, которые проявляются по признакам, соответствующим названиям малых архитектурных форм на исторических картах Царицынского парка. В результате теоретического анализа выявлено, что беседка «Хижина» (рис. 2) имела планировку комнат и отопительную печь. Беседка «Эзоповка» отличается асимметричным расположением, а также наличием по цен-

Страницы истории

------ЖИЛИЩНОЕ ---

строительство

Научно-технический и производственный журнал

Рис. 4. Неизвестные ворота и беседки В.И.Баженова в Царицыно: а — размещение малых архитектурных форм на плане Царицынского ансамбля; б — восстановленные фасады и планы малых архитектурных форм: 1 — ворота в сад; 2 — беседка «Хижина» (см. рис. 2, 3); 3 — беседка «Эзоповка»(см. рис. 3); 4 — беседка; 5 — беседка Дружины; 6 — беседка «Турецкая палатка»

тру объема несущей колонны (рис. 3). В глубине парка малые архитектурные формы «Хижина», «Эзоповка» образуют комплексное образование, составляющее композицию подобно ансамблю императорских дворцов. Сформированные зодчим ансамбли дворцов и малых форм располагаются друг против друга, образуя между собой организованное пространство парковой части усадьбы. Это свидетельство классицистического композиционного образования Царицынского ансамбля, что являлось характерным и для других композиционных решений в творчестве Баженова. Умение достичь архитектурного пространственного единства дворцовых объектов и малых объемов - проявление великой архитектуры зодчего. Путь к познанию его уникального ансамбля занял почти триста лет. За предшествующий период времени творчество великого мастера подверглось уничижительным характеристикам. Зодчий воплотил в своем творчестве решения, не известные в мировой практике архитектуры. Композиционное образование архитектурных объектов-символов столичных городов государства воспри-

нималось как композиция архитектурных объектов, содержащая таинственные знаки масонского общества.

На генплане императорской усадьбы имеется еще ряд баженовских беседок, которые располагались по другую сторону пруда (рис. 4). Для этих беседок характерным является диагональное расположение малых беседок-башенок. Однако все неизвестные беседки В.И. Баженова содержат иконографические объемы храмовой архитектуры. Необходимо отметить, что на территории императорской усадьбы обозначены как южные границы Российского государства, так и локальные зоны другого государства. Например, на плане Царицынского сада 1816 г. по другую сторону пруда располагается «Турецкая палатка», символизирующая соседство императорской усадьбы как модели Российского государства с территорией другого государства.

В парковой зоне императорской усадьбы давно уже нет малых архитектурных форм - «Хижины», «Эзоповки». Однако есть другие, такие как «Миловида», «Нерастанкино», установленные после жизни зодчего. Эти беседки невоз-

Научно-технический и производственный журнал

Страницы истории

можно спутать с архитектурой малых форм В.И. Баженова, потому что они не имеют тематической связи с объектами дворцового ансамбля. Беседки «Миловида» и «Нерас-танкино» отражают романтическое тематическое содержание. Необходимо отметить, что беседка «Миловида» как архитектурная малая форма имеет композиционную преемственность от баженовской архитектуры малых форм, содержащих крестовую композиционную схему, что является признаком исторического признания и влияния великого зодчего на архитектуру других зодчих, создателей малых форм на территории императорской резиденции. Однако в этой архитектуре еще не выявлены особенности, характерные для творчества В.И. Баженова. Беседка «Нерастанки-но» имеет заметное отличие от других малых форм парка. Можно предположить, что ее объемно-планировочное решение является прообразом кантемировской беседки, которая ранее располагалась в этой части парка.

Тематическая композиция В.И. Баженова объединяет дворцовую и парковую архитектуру. Цельное градостроительное образование сооружений наделяется зодчим иконографическими символами геопространства Российского государства. На территории ансамбля градостроительное развитие начинается от храма Пресвятой Богородицы Живоносный Источник и завершается храмом Цереры. Если провести осевую линию от церкви Пресвятой Богородицы Живоносный Источник через весь парк до беседки Цереры, то беседки «Хижина», «Эзопов-ка» расположатся на этой композиционной оси, свидетельствуя о цельном градостроительном образовании всех архитектурных объектов на территории Царицынского ансамбля.

Отметим некоторые ландшафтные особенности ансамбля, где происходит попеременная смена композиций: вначале регулярная, затем живописная и снова регулярная - пульсирующая композиция в пространстве, обеспечивающая легкое, ненавязчивое организованное градостроительное решение. С регулярной композиции начинается дворцовая часть ансамбля, далее происходит смена на живописный ландшафт, затем регулярное построение комплекса малых форм, за которыми следует природный ландшафт, но уже за пределами территории усадьбы.

При восстановлении Царицынского ансамбля историческая архитектурная наука показала неспособность решать проблемы отечественной архитектуры, создавать научные рекомендации, направленные на сохранение национального наследия. В парковой зоне исправить ситуацию можно, если установить малые архитектурные формы на исторических местах. Это помогло бы восстановить историческую концепцию В.И. Баженова.

Список литературы

1. Наумкин Г.И. Неизвестные беседки Баженова // Жилищное строительство. 2008. № 11. С. 14-16.

2. Наумкин Г.И. Символизация геопространства в творчестве В.И. Баженова // Архитектура. Строительство. Дизайн. 2009. № 2. С. 54-55.

3. Русская архитектура первой половины XVIII века / Под ред. И.Э. Грабаря. М.: Гос. изд. литературы по строительству и архитектуре. 1954. 414 с.

Памятник архитектору

9 мая 2011 г. на Машкинском кладбище (г. Химки, Московская обл.) открыт памятник архитектору С.Б. Киселеву.

Металлический крест в прозрачном стекле словно окно в другой мир. Находясь напротив, одновременно видишь пейзаж по ту сторону окна и отражение того, что находится по эту. Выгравированная в толще стекла бабочка - символ непрерывного движения и быстротечной жизни усиливает ощущение связи прошлого и настоящего. Авторам памятника - московскому архитектору С. Попову и минскому скульптору А. Шаппо удалось в любимом материале Сергея Борисовича Киселева, который тот считал главным в современной архитектуре, передать стремление все время двигаться вперед.

С.Б. Киселеву было 54 года, когда он ушел из жизни. Он много успел сделать и как архитектор и руководитель одной из самых первых частных архитектурных мастерских в России, и как общественный деятель - первый вице-президент Союза архитекторов. Киселев-архитектор оставил постройки и проекты, многие из которых удостоены престижных профессиональных наград и премий. Он всегда подчеркивал, что успех в равной степени принадлежит коллективу его мастерской. Киселев - вице-президент Союза архитекторов России, оставил многочисленные наработки, которые помогут российскому профессиональному сообществу интегрироваться в международный архитектурный процесс. Главная из них - система добровольной квалификационной аттестации архитекторов. Аттестация физических лиц, принятая в мировой практике, - это первый шаг к естественному саморегулированию в профессии. В настоящее время аттестация уже осуществляется Союзом архитекторов России и гарантирует качество проектных работ, выполненных архитекторами, получившими квалификационный аттестат САР.

По материалам пресс-службы Союза архитекторов России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.