Научная статья на тему 'Архитектурный облик Санкт-Петербурга в культурно-историческом наследии России'

Архитектурный облик Санкт-Петербурга в культурно-историческом наследии России Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
6879
514
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ / ПЁТР I / АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК / МОСТОСТРОЕНИЕ / АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ / АРХИТЕКТОРЫ / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гасанова С. С.

В статье в историческом ракурсе рассмотрен архитектурный облик Санкт-Петербурга от истоков зарождения города-музея под открытым небом, с его великолепными мостами и дворцовыми комплексами, садово-парковыми ансамблями и храмовыми постройками, до многочисленных архитектурных стилей и направлений, составляющие уникальное культурно-историческое наследие России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архитектурный облик Санкт-Петербурга в культурно-историческом наследии России»

АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ РОССИИ

© Гасанова С.С.*

Филиал Дагестанского государственного педагогического университета,

г. Дербент

В статье в историческом ракурсе рассмотрен архитектурный облик Санкт-Петербурга от истоков зарождения города-музея под открытым небом, с его великолепными мостами и дворцовыми комплексами, садово-парковыми ансамблями и храмовыми постройками, до многочисленных архитектурных стилей и направлений, составляющие уникальное культурно-историческое наследие России.

Ключевые слова: Санкт-Петербург, Пётр I, архитектурный облик, мостостроение, архитектурные стили, архитекторы, культурно-историческое наследие.

Санкт-Петербург - один из красивейших городов в мире. Город «трех революций», «город-герой», «Северная столица России», «окно в Европу», «культурная столица России», «город белых ночей», «архитектурная жемчужина» - это далеко не полный список эпитетов, которыми за всю свою трехсотлетнюю историю был награжден Петербург. Нельзя не отдать дань восхищения его неповторимой, чарующей красоте, искусству выдающихся зодчих из Италии: Растрелли Бартоломео Франческо, Ринальди Антониони, Кваренги Джакомо, Бренна Винченцо; Франции: Баллен-Деламот Жан-Батист, Тома де Томой Жан, Монферран Огюст; Германии: Маттарнови Георг Иоганн; Швейцарии: Трезини Доменико; Шотландии: Камерон Чарлз; таланту российских архитекторов: М.Г. Земцова, П.М. Еропкина, С.И. Чева-кинского, А.Ф. Кокоринова, Ю.М. Фельтена, В.И. Баженова, И.Е. Старова, А.Н. Воронихина, А.Д. Захарова, В.П. Стасова, А.И. Штакеншнейдера, а также мастеров-умельцев, возводивших «город на Неве», мастерству реставраторов, которые возродили разрушенные в годы войны великолепный дворцово-парковые ансамбли.

Изысканное сочетание архитектуры разных эпох, завораживающие дворцы и соборы, многочисленные реки и каналы, мосты и набережные, красота улиц и парков, великолепные белые ночи придают Санкт-Петербургу особый облик. Многочисленные достопримечательности города, таинственные усадьбы и пригороды, в сочетании с его знаменитой и интригующей историей неизменно притягивают в «город на Неве» огромные потоки туристов со всех уголков планеты.

История Санкт-Петербурга началась в мае 1703 года, когда на Заячьем острове состоялась торжественная закладка Петропавловской крепости. Из-

* Доцент кафедры Общественных наук, кандидат педагогических наук, доцент.

начально крепость называлась «Санкт-Петербург» в честь святого Петра -хранителя ключей от рая и покровителя Петра первого. Впоследствии имя крепости перешло к выросшему вокруг нее городу, а сама крепость стала называться Петропавловской [6].

С самого начала разработки архитектурного облика Петербурга всё было ориентировано на Европу, которая так нравилась императору Петру первому, отсюда и четкая планировка, прямые «перспективы», типовые проекты, которые были разработаны иностранными архитекторами Ж.Б. Лебло-ном и Доминико Трезини. Северная столица застраивалась силами крепостных, которых насильно сгоняли на постройку. По приказу Петра первого в Петербург были переселены люди со всей России, и их немало полегло при строительстве этого великолепного города.

Современная территория Санкт-Петербурга была сильно заболоченной, но силами множества людей болота осушались, и город стремительно рос, становясь северным оплотом России и крупным торговым и промышленным центром. Чтобы строительство города происходило быстрее, а Петр первый хотел построить город в камне (так надежнее и долговечнее), император ввел налог: каждый въезжающий в город должен был привезти определенное количество камней или соответствующее количество денег [2].

Из-за того, что город стоит на воде, в его истории часто случались наводнения, которые приносили немало бед и разрушений его жителям. Самое сильное наводнение произошло в 1824 году, когда уровень воды поднялся на 4 метра 21 сантиметр.

Вторым не менее страшным бедствием для Санкт-Петербурга были пожары, уничтожавшие целые кварталы города, но несмотря ни на что, благодаря неустанному труду множества людей, город рос, расширялся, отстраиваясь в камне, которому пожары были не страшны.

Первое время город строился как северная крепость, стоянка для флота России, торговый порт, так город стал экономическим центром, а строительство Александро-Невской лавры и перенесение в нее мощей Александра Невского сделало Петербург духовным центром России.

В 1710 году произошло знаменательное событие в истории Санкт-Петербурга, сыгравшее решающую роль в его развитии - столица России из Москвы была перенесена в Санкт-Петербург, а в 1812 году в Петербург был переведен царский двор, семья и главные государственные учреждения.

Помимо роскошных дворцов в Петербурге строилось и множество доходных домов, которые предназначались для сдачи в аренду. Стремлением купцов получить максимальный доход с каждого участка земли обусловлена высокая плотность застройки, наличие сырых и темных дворов-колодцев, столь характерных для Санкт-Петербурга и ставших известными всему миру благодаря произведениям Ф.М. Достоевского.

Во все периоды, начиная с Петра первого, в Петербурге активно развивались промышленность и торговля, что привело к тому, что к началу 20 века

Петербург стал по-настоящему европейским городом. Удобное морское и речное сообщение, несколько железнодорожных веток связали Петербург со всеми уголками необъятной России и европейскими странами.

В 1918 году столица вновь была перенесена из Санкт-Петербурга в Москву, этот перенос пошёл на пользу Петербургу, так как позволил сохранить большее количество старой застройки.

В советский период в Петербурге из-за недостаточного финансирования не хватало средств на возведение шедевров монументального социализма, не было достаточно средств и для сноса храмов, а строительство жилья велось в основном на окраинах. Благодаря этому сохранилось большое количество домов дореволюционного периода.

Великая отечественная война стала страшнейшим испытанием для Ленинграда: во время блокады, продолжавшейся 900 дней в городе от голода, холода и бомбежек погибло около миллиона человек, множество исторических зданий и архитектурных ассамблей было разрушено. Но жители города не были сломлены, они, насколько это было возможно, пытались сохранить город, маскировали исторические памятники, эвакуировали культурные ценности. Жители Петербурга выстояли и сохранили город, а к 1960 году восстановили разрушенные от бомбежек здания.

Санкт-Петербург, или как его ещё зачастую называют «Северная Венеция», представляет собой город, построенный на островах. Центральная часть его переплетена сетью каналов и рек, через которые перекинуто множество красивых, уникальных в своем роде, мостов. Петербург славится на весь мир своими разводными мостами.

Мосты Санкт-Петербурга - это великолепные творения мостостроительного и архитектурного искусства. Своими именами и историей они составляют неотъемлемую часть города и являются его полноправными жителями. В общей сложности, в северной столице России, включая пригороды, насчитывается около 800 мостов различных конфигураций и типов.

Подобное обилие и разнообразие мостов и мостиков совсем не удивительно для Петербурга. Однако первоначально в истории города наблюдалось полное отрицание мостостроительной практики. Основатель Санкт-Петербурга, Пётр I, требовал от горожан преодолевать водную стихию на лодках или в особых случаях на паромах, желая тем самым приучить петербуржцев к воде [4]. В 18 веке по рекам и каналам города курсировали самые настоящие венецианские гондолы. Возведение мостов разрешалось лишь за редким исключением, и только на дорогах и улицах, необходимых для транспортировки важных грузов. Подобным исключением стал первый, построенный в 1703 году из дерева, Петровский (с 1887 г. - Иоанновский) мост, соединивший Берёзовый (Городской) остров с Заячьим, где развернулось строительство Петропавловской крепости. Затем, так же в деревянном исполнении, в Петербурге появился Аничков мост, перекинутый через Безымянный Ерик (позже река Фонтанка).

В Санкт-Петербурге по сей день существует несколько деревянных мостов, перекинутых через Охту, Монастырку, Фонтанку, и даже 300-метровый 24-пролетный мост через Малую Невку - Большой Петровский. Деревянные мосты из клееных конструкций, сооружались и в наше время, так в 1980-х годах были возведены «Красный судостроитель» и Лаврский 2-й, выполненный в виде арки на устоях старинного моста постройки еще 1830-х годов. Этот мост стал настолько изысканным с художественной точки зрения, что попал под охрану государства как памятник инженерного искусства и архитектуры.

В дальнейшей практике строительства мостов применялся камень. Каменные мосты стали поистине гордостью Санкт-Петербурга. Так, например, Эрмитажный, Прачечный, Верхне--Лебяжий каменные мосты и сегодня являются украшением города.

С приходом 1786 года, когда Екатерининский парк Царского Села украсили небольшие пешеходные мостики, началась эпоха металлических мостовых сооружений. Первые такие мостики были выполнены по проекту Дж. Кваренги. На территории самого города железные мосты появились чуть позже, в 1793-94 годах, в резиденции князя Потемкина-Таврического, в нынешнем Таврическом саду. Эти интереснейшие парковые конструкции сохранились до наших дней практически в первозданном виде.

В Санкт-Петербурге с 1806 по 1840 годы было выстроено сразу двенадцать чугунных мостов, перекинутых через малые водотоки города. Среди них Зеленый (Полицейский или Народный) мост, выстроенный по проекту архитектора и инженера В.И. Гесте в 1806 году, Благовещенский мост (Николаевского, ныне моста Лейтенанта Шмидта), по проекту инженера С.В. Кер-бедза и архитектора А.П. Брюллова в 1850 году.

Новый этап в истории петербургского мостостроения начался с появлением небольшого пешеходного мостика с 15-метровым пролетом в Екате-рингофском парке, в 1823 году. При его строительстве, автор сооружения, инженер П.П. Базен, применил в качестве основной несущей конструкции железные цепи. Такая система, впоследствии при строительстве других петербургских мостов, получила название «висячей».

Строительство транспортного висячего Пантелеймоновского моста через Фонтанку, по проекту инженера В. Третера, началось в 1823 году. Замечательный облик имел висячий мост - Египетский, выстроенный в 1826 году по проекту В. Третера и В.А. Христиановича. В период с 1825 по 1826 годы Санкт-Петербург приобрел еще три очаровательных висячих моста: Львиный и Банковский через Екатерининский канал, Почтамтский через Мойку.

Внешний облик Санкт-Петербурга - это, прежде всего, сочетание низкого северного неба, свинцово-серой Невы, взмывающих ввысь вертикалей позолоченных шпилей.

Шедеврами архитектурного строительства, сокровищами Петербурга являются дворцы, среди которых: Летний дворец Петра Первого, Мариин-

ский дворец, Меншиковский дворец, Зимний дворец, Аничков дворец, дворец Белосельских-Белозерских, Елагиноостровский дворец, Михайловский замок, Строгановский дворец, Шереметевский дворец, Юсуповский дворец, Михайловский дворец, Шуваловский дворец, Мраморный дворец, Ворон-цовский дворец, Дворец Разумовского, Дворец графа Чернышева, Камен-ноостровский дворец, Таврический дворец. А Петергоф, Царское Село, Павловск и Ломоносов - величественные летние резиденции русских царей.

В Петербурге насчитываются представители пятнадцати архитектурных стилей. Основными стилевыми направлениями считаются петровское и елизаветинское барокко, характерное для 18 века, классицизм (кон. 18 столетия), ампир (нач. 19 века), эклектизм (сер. - кон. 19 столетия), модерн (нач. 20 века), конструктивизм (20 век) [5]. Среди других веяний хочется выделить неоренессанс, неоготику, русский стиль, монументализм и конструктивизм. Много Петербург перенял от античного мира [1].

К зданиям, выполненным в стиле «петровское барокко», причисляют колокольню Петропавловского собора, Петровские ворота, церковь святого Пантелеймона. До наших дней сохранились такие постройки как: Летний дворец Петра Первого, Кикины палаты, Меншиковский дворец, Кунсткамера, Александро-Невская лавра. В отличие от нарышкинского барокко, которое было популярно в тот период в Москве, петровское течение представляло собой окончательный разрыв с византийскими традициями, доминирующими в петербургской архитектуре веками [3].

Крупнейшим представителем нового направления «елизаветинского барокко» являлся Ф.Б. Растрелли, поэтому и стиль получил второе название -«растреллиевское барокко». Целью течения было прославление могущества Российской империи. Были спроектированы величественные дворцовые комплексы в городе и его окрестностях - Екатерининский дворец, Зимний дворец, Петергоф. Пышность декоративного убранства удачно подчеркивается двух-трехцветным окрасом фасадов с использованием золота. Такой праздничный характер архитектуры наложил отпечаток на всё русское искусство ХУГП века.

Зимний дворец был построен в середине 18 века по приказу Елизаветы Петровны. На его месте стоял другой Зимний дворец, показавшийся императрице недостаточно пышным и просторным для царских апартаментов. В то время Зимний дворец стал самым высоким зданием в Санкт-Петербурге. Здание включало в себя около 1500 комнат. После коронации в Москве уже Екатерина II решила возвести рядом с Зимним дворцом другое здание, названное впоследствии Малым Эрмитажем. Над его проектом работали архитекторы Ю.М. Фельтен и Ж.-Б. Вален-Деламот. При Екатерине в Зимнем дворце был сооружён зимний сад, Романовская галерея. Тогда же завершилось формирование Георгиевского зала.

В 1844 году Николаем I был издан указ о запрещении строить в Санкт-Петербурге гражданские здания выше высоты Зимнего дворца. Они должны были строиться как минимум на одну сажень меньше.

Большой Эрмитаж, построенный под руководством архитектора Ю.М. Фельтена, отличался от Зимнего дворца и Малого Эрмитажа очень строгим, без каких-либо украшений, внешним обликом. В настоящее время Зимний дворец вместе с Эрмитажным театром, Малым, Новым и Большим Эрмитажами составляет единый комплекс «Государственный Эрмитаж» [7].

Первым зданием, выполненным в стиле «раннего классицизма», был графский дворец К.Г. Разумовского. Сейчас это Административный корпус РГПУ В архитектуре использованы элементы коринфского и ионического ордеров, барельефы, аркады, однако в отделке фасада проявляется влияние барокко. Торжественность дворца воплотилась в парадном дворе с монументальными воротами и высокой оградой.

Известны своей архитектурой такие постройки: императорская академия художеств на Васильевском острове, корпус «для игр в мяч», дворец графа А.П. Шувалова (Юсуповский дворец). В эпоху раннего классицизма был возведен Висячий сад и Северный павильон Малого Эрмитажа, откуда своё начало берет знаменитый музей. Юрий Фельтен, помощник Растрелли, принимает участие в строительстве Малого Эрмитажа. Среди его построек можно выделить Училище для мещанских девиц.

Наиболее известным творением, выполненным в «позднем классицизме», является Казанский собор. К позднему классицизму относят также перестроенное здание Большого театра, дом графини А.Г. Лаваль, Новую биржу и весь комплекс стрелки Васильевского острова. Величественное здание Адмиралтейства стало одним из символов Петербурга. От предыдущей постройки осталась только центральная часть с высочайшим шпилем, которая смягчает плоскостное развитие невысокого огромного здания и украшено аллегорическими скульптурами. Вот эти статуи и стали главной отличительной чертой строений «высокого» классицизма.

В этот период появляется здание Смольного института. Отчётливая, светлая и торжественная композиция постройки учебного заведения была одним из последних творений зрелого классицизма. Украшают фасады восьмиколонный портик и боковые флигели с колоннами.

Ярким примером павловского классицизма стал Павловский дворец.

Здания, выполненные в русском ампире, отличались сочетанием градостроительного и архитектурного подходов, смелым преображением городского пространства, которое отражается в великолепных ансамблях петербургской Дворцовой, Сенатской и Михайловской площади. В подобном архитектурном направлении оформлены такие здания - Главный штаб, постройки Сената и Синода, Михайловский дворец, Александринский театр.

В стиле ампир построены два павильона в саду Аничкова дворца. Они имеют громадные арочные окна, фигуры древнерусских воинов, соразмерные ионические колонны. Несколько тяжеловатый карниз самым удачным образом «приземляет» одноэтажные строения.

Завершающей вспышкой петербургского ампира в архитектуре стал кафедральный Исаакиевский собор, в проекте которого превалируют простые формы - треугольник, куб, квадрат, параболический купол, цилиндр, что создают впечатление имперской незыблемости. Хочется отметить красочные интерьеры и богатый скульптурный декор. Силуэт собора успешно участвует в создании неповторимого облика Петербурга.

Веяние рококо в России особенно сильно проявилось в середине 18 века, главным образом тенденция отражалась в отделке дворцовых интерьеров и лепном декоре зданий. Мода на данный архитектурный стиль пришла из Франции с опозданием приблизительно на полвека. Людовик XIV в 1662 году начал строительство Версаля, а в Петербурге в 1710 году появился Петергоф. Дворец в Ораниенбауме выполнен именно в этом архитектурном стиле, его называли «Каменным домом», а сегодня здесь располагается музей «Дворец Петра третьего».

Санкт-Петербург, как и задумывал Пётр I, стал «городом веротерпимости». Здесь строились не только православные церкви, но и храмы других конфессий. В настоящее время в Санкт-Петербурге насчитывается 268 конфессий и религиозных объединений. Среди них памятники архитектуры федерального значения: Исаакиевский собор, Казанский собор, Сампсониев-ский собор, Смольный собор, Петропавловский собор, Николо-Богоявленский морской собор, Владимирский собор, Софийский собор, Троице-Из-майловский собор, Феодоровский (Государев) собор, собор Спас-на-Крови, Троицкий собор Александро-Невской лавры, православные монастыри, Армянская Апостольская церковь Святой Екатерины, католический Храм Святой Екатерины Александрийской, Лютеранская церковь Святых Петра и Павла, Голландская реформатская церковь, Соборная и кафедральная мечеть, Большая Хоральная Синагога, Буддийский дацан и другие.

Среди многочисленных достопримечательностей Санкт-Петербурга и его пригородов, особое место занимают парки, скверики и садово-парковые ансамбли, среди которых: Летний Сад, Михайловский сад, входящие в ансамбль Марсова Поля, Таврический, Юсуповский и Екатериненский сады, Александровский парк.

Санкт-Петербург - это один из немногих российских городов, который имеет такое большое количество культурных памятников и архитектурных сооружений. Культурные центры и достопримечательности города, неповторимые шедевры отечественного и мирового искусства и архитектуры позволяют считать Санкт-Петербург - городом-музеем, сокровищницей Российской культуры. По решению ЮНЕСКО северная столица признана городом-памятником мировой культуры, а под охраной государства сегодня находятся около 8 тысяч памятников архитектуры, входящие в культурно-историческое наследие России.

Список литературы:

1. Бартенев И.С., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. - М., 1983.

2. Буганов В.В. Петр Великий и его время. - М., 1989.

3. Виппер Б.Р. Архитектура российского барокко. - М., 1978.

4. Павленко Н.И. Петр I. - М., 1990.

5. Султанов Н.В. История российской архитектуры. - СПб., 1897.

6. Фоккеродт И. Россия при Петре Великом. - М., 1874.

7. Янченко С.Ф. Эрмитаж. История и архитектура зданий. - Л., 1974.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.