Научная статья на тему 'Трудовые ценности и трудовые установки учащихся средне профессиональных учебных заведений г. Нижнего Новгорода'

Трудовые ценности и трудовые установки учащихся средне профессиональных учебных заведений г. Нижнего Новгорода Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
152
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ТРУДОВЫЕ УСТАНОВКИ И ТРУДОВЫЕ ЦЕННОСТИ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / РЫНОК ТРУДА / ТРУДОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ / МЕХАНИЗМЫ ТРАНСЛЯЦИИ ЦЕННОСТЕЙ / ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ ТРУДОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ / YOUTH / LABOR ATTITUDES AND LABOR VALUES / EMPLOYMENT / LABOR MARKET / LABOR SOCIALIZATION OF YOUTH / MECHANISMS FOR TRANSMITTING VALUES / INTERIORIZATION OF LABOR VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Немова О.А.

В статье исследуются трудовые ценности и трудовые установки учащихся средне профессиональных учебных заведений г. Нижнего Новгорода. Дан краткий анализ основных факторов воздействия на формирование ценностного мировоззрения современной молодежи. Актуальность темы статьи определяется тем, что от процесса интериоризации трудовых ценностей и ценностей трудовой морали, зависит социально-политическая стабильность, устойчивое экономическое развитие российского общества не только сегодня, но и завтра. В статье представлены результаты социологического опроса (с применением метода анкетирования) учащихся средне профессиональных учебных заведений г. Нижнего Новгорода (N=208 респондентов). В ходе исследования было выявлено важное противоречие в ценностных установках респондентов. Для 2/3 респондентов выбранная профессия интересна, вызывает симпатию и, вероятно, при благоприятном стечении обстоятельств может стать их будущей профессией. Однако, по данным предыдущего авторского исследования и данным ряда других исследователей, большинство респондентов, планирует продолжить обучение в вузе. Соответственно, с одной стороны, по мнению большинства учащихся СПО, «профессия интересна и, возможно свяжу с ней жизнь, если сложатся благоприятные обстоятельства», а с другой стороны массовая ориентация на получение высшего образования ввиду отсутствия этих самых «благоприятных обстоятельств». Учитывая перевес в ценностном мировоззрении респондентов явно меркантильных установок над альтруистическими, можно сделать предположение о том, что вряд ли выпускники СПО свяжут свою будущую жизнь с выбранной профессией. В статье также представлены меры и рекомендации по решению проблем сохранения национальной идентичности, ментального кода и его базового ядра в контексте повышения значимости ценностей трудовой морали и статуса человека ТРУДА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABOR VALUES AND LABOR ATTITUDES OF STUDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL SCHOOLS IN NIZHNY NOVGOROD

The socio-political stability and sustainable economic development of Russian society, not only today but also tomorrow, determine the relevance of this topic to the article on what labor values and labor-oriented values are adopted by young people. In conditions of instability, lack of free social mobility, there is an increase in antisocial and deviant behavior among young people. The imbalance in the Russian labor market also results in external youth migration, which negatively affects the demographic status of Russian society. The presence of an intergenerational crisis negatively affects the formation of labor values, the best examples of labor morality in youth representation. The decrease in social mobility, which is observed not only in Russian society, but also in the world, negatively affects the process of formation of labor values. The article presents the results of the author's sociological study, which was carried out using the method of questioning students in secondary vocational schools (hereinafter referred to as STR) in Nizhny Novgorod. The study involved students of the Nizhny Novgorod Polytechnic College. This study was conducted in 2018/19. The sample (using nesting selection) included 208 respondents students of secondary vocational education institutions, of which 37.5% were boys and 62.5% were girls aged 15 to 22 years, i.e. the average age of the respondents was 18 years. For 2/3 of the respondents, the chosen profession is interesting, arouses sympathy and, probably, under a favorable set of circumstances, it can become their future profession. Meanwhile, the majority of respondents (data from a previous study ON), as among parents of high school students, plan to continue their studies at the university. Thus, a serious contradiction was revealed. On the one hand, according to the majority of students of secondary vocational education, "the profession is interesting and, possibly, I will connect it with life if favorable circumstances arise", and on the other hand, there is a mass orientation towards higher education in the absence of these same "favorable circumstances." Given the preponderance in the value worldview of respondents of clearly mercantile attitudes over altruistic ones, it can be assumed that graduates of STRs are unlikely to connect their future life with their chosen profession. The article presents measures and recommendations for solving the problems of preserving national identity, mental code and its basic core.

Текст научной работы на тему «Трудовые ценности и трудовые установки учащихся средне профессиональных учебных заведений г. Нижнего Новгорода»

СОЦИОЛОГИЯ > ф

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 6 (72). 2020. № 1. С. 3-12.

УДК 301

ТРУДОВЫЕ ЦЕННОСТИ И ТРУДОВЫЕ УСТАНОВКИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ Г. НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Немова О. А.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)», Нижний Новгород, Россия E-mail: nhl_@list.ru

В статье исследуются трудовые ценности и трудовые установки учашдхся средне профессиональных учебных заведений г. Нижнего Новгорода. Дан краткий анализ основных факторов воздействия на формирование ценностного мировоззрения современной молодежи. Актуальность темы статьи определяется тем, что от процесса интериоризации трудовых ценностей и ценностей трудовой морали, зависит социально-политическая стабильность, устойчивое экономическое развитие российского обшества не только сегодня, но и завтра. В статье представлены результаты социологического опроса (с применением метода анкетирования) учащихся средне профессиональных учебных заведений г. Нижнего Новгорода (N=208 респондентов). В ходе исследования было выявлено важное противоречие в ценностных установках респондентов. Для 2/3 респондентов выбранная профессия интересна, вызывает симпатию и, вероятно, при благоприятном стечении обстоятельств - может стать их будущей профессией. Однако, по данным предыдущего авторского исследования и данным ряда других исследователей, большинство респондентов, планирует продолжить обучение в вузе. Соответственно, с одной стороны, по мнению большинства учащихся СПО, «профессия интересна и, возможно свяжу с ней жизнь, если сложатся благоприятные обстоятельства», а с другой стороны массовая ориентация на получение высшего образования ввиду отсутствия этих самых «благоприятных обстоятельств». Учитывая перевес в ценностном мировоззрении респондентов явно меркантильных установок над альтруистическими, можно сделать предположение о том, что вряд ли выпускники СПО свяжут свою будущую жизнь с выбранной профессией. В статье также представлены меры и рекомендации по решению проблем сохранения национальной идентичности, ментального кода и его базового ядра в контексте повышения значимости ценностей трудовой морали и статуса человека ТРУДА.

Ключевые слова: молодежь, трудовые установки и трудовые ценности, трудоустройство, рынок труда, трудовая социализация молодежи, механизмы трансляции ценностей, интериоризация трудовых ценностей.

ВВЕДЕНИЕ

Задача общества, по отношению к молодёжи, состоит в том, чтобы создать максимально благоприятные условия для интеграции ее в сложившуюся социально-экономическую структуру российского социума. Необходимо понимать, что от того, какие трудовые ценности закладываются в молодежное сознание, зависит не

3

только будущее экономическое благосостояние нашей страны, но и ее социальная стабильность сегодня, т.к. именно молодежь по своей сути более восприимчива к протестным, оппозиционным и прочим революционным веяниям.

Состояние экономики выступает своеобразным индикатором лояльности молодежи по отношению к власти, правящей политической элиты и государства. М. К. Горшков и Ф. Э. Шереги, анализируя данные широкомасштабных социологических исследований, в частности пишут: «Несмотря на то, что большая часть молодёжи включена в общественное разделение труда косвенно, посредством обучения в профессиональных образовательных учреждениях, экономические проблемы затрагивают ее в такой же степени отрицательно, как и общество в целом. Об этом свидетельствует сравнение настроения молодёжи в кризисном 1997 году с ее настроением в экономически наиболее благоприятном 2007 году. Обращает на себя внимание значительный рост доли оптимистично настроенной молодежи по мере улучшения экономического положения в стране» [1].

Трудовые ценности и трудовые ценностные установки относятся к разряду наиболее важных смысложизненных ценностей. Они одновременно могут быть как терминальными, так инструментальными ценностями. В результате осуществления трудовой деятельности человек не только самореализовывается, раскрывает свой потенциал, получает удовольствие от выполненной работы, но и добывает материальные средства для своего существования, осуществления задуманного, своих желаний и чаяний. Для успешной социализации молодежи, гармоничного включения молодежной когорты в структуру российского социума, прежде всего, необходимо решить проблемы молодежного трудоустройства, стабилизации российского рынка труда.

Образовательный институт, как известно, считается одним из самых эффективных «социальных лифтов». Получение образования традиционно являлось важным шагом на продвижении по социальной лестнице. Сейчас наблюдается (не только в России, но и в мире - О.Н.) снижение роли образовательного института как эффективного «социального лифта». В подтверждение этого тезиса приведем цитату из монографического исследования британского социолога Гая Стэндинга «Прекариат: новый опасный класс»: «Те, кто родился в 1970 году, имели меньше шансов повысить свой социальный статус, чем рожденные в 1958-м» [2].

Массовое получение высшего образования молодежью не дает гарантии успешного трудоустройства. «Излишек» специалистов с высшим образованием уже сегодня является социальным фактом. Имеющаяся социальная иерархия российского общества не нуждается в таком количестве специалистов с высшим образованием [3]. Выход из сложившейся ситуации М. К. Горшков и Ф. Э. Шереги видят в развитии среднего и малого бизнеса, которое позволило бы снять социальную напряженность в обществе, дать возможность трудоустройства высококвалифицированной молодежи, позволить молодежи реализовать свои способности [1].

Отсутствие легальных траекторий успешного трудоустройства значительную часть молодежи вынуждает искать лучшей доли за пределами нашей Родины. Т. В. Свадьбина, О. А. Немова и Т. А. Пакина достаточно убедительно показали, что

4

внешняя миграция касается именно молодежи, как самой мобильной и интеллектуально развитой части российского социума [4]. Основными причинами, толкающими молодых россиянок на внешнюю миграцию, являются желание найти либо высокооплачиваемую работу, либо материально состоятельного мужчину, готового взять на себя имеющиеся жизненные трудности. Низкий уровень жизни, отсутствие видимых легальных и доступных вариантов самостоятельного решения социально-статусных, материальных и личностных проблем вынуждает молодых россиянок трудоустраиваться в сфере оказания интимных услуг, воспринимать как нормальный вид трудовой деятельности явно асоциальные и девиантные формы поведения [5].

Аномийное состояние российского общества на рубеже веков стало причиной возникновения межпоколенческого ценностного кризиса. По мнению Д. Ю. Вагина, склонность современной молодежи к криминальным сферам деятельности и выбору быстрых, «легких» форм зарабатывания денег является прямым следствием данного социального явления [6].

Целью авторского социологического исследования, по итогам проведения которого была написана данная статья, стало изучение трудовых ценностей и трудовых установок современной учащейся молодежи средне профессиональных учреждений г. Нижнего Новгорода.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Опрос проводился методом анкетирования учащихся средне профессиональных учебных заведений (далее по тексту - СПО) г. Нижнего Новгорода. В исследовании приняли участие учащиеся Нижегородского политехнического колледжа. Данное исследование было проведено в 2018/19 гг. В выборку (с применением гнездового отбора) вошло 208 респондентов - учащихся учреждений СПО, из которых 37,5% юношей и 62,5% девушек в возрасте от 15 до 22 лет, т.е. средний возраст респондентов составил 18 лет.

Также, в статье используются эмпирические данные авторского социологического исследования 2019 года, которое было посвящено изучению удовлетворенности двух поколений (родителей и школьников) организацией профориентационной работы в г. Нижнем Новгороде. Всего было опрошено 790 респондентов, из них - 350 старшеклассников 9-11-х классов и 440 родителей. Выборка репрезентативна по полу, возрасту и образованию [7].

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Получение средне специального образования в советские времена считалось престижным и выгодным делом. С. И. Панькин в своем диссертационном исследовании пишет: «При социализме количество специалистов со средним профессиональным образованием в десятки раз превосходило число людей, окончивших вуз. Выпускники техникумов, училищ, дающих среднее специальное образование, получали возможность работать на современном оборудовании в

5

достаточно комфортных условиях по сравнению с рабочими, возглавлять трудовые коллективы, их престиж в обществе был весьма высок. Существовала целая совокупность ценностей, определяющих выбор учащимися 8-х и 10-х классов обучение в техникумах, которые имелись практически в каждом среднем и малом городе» [8, с. 3]. На сегодняшний день, по мнению С. И. Панькина, получение средне специального образования воспринимается молодежью и их родителями как промежуточное звено между школой и вузом. Наше исследование также подтвердило правомерность данного утверждения.

Далее по тексту мы представим данные авторского социологического исследования. В ходе исследования было выявлено, что лишь 18,8% опрошенных считают выбранную профессию своим призванием, а 51,4% - находят профессию интересной, с которой возможно свяжут свою жизнь (см. табл. 1). Таким образом, суммируя ответы, можно предположить, что для 2/3 опрошенных учащихся СПО выбранная профессия интересна, вызывает симпатию и, вероятно, при благоприятном стечении обстоятельств - станет их будущей профессией, делом жизни.

Таблица 1

Отношение респондента к выбранной профессии, %

Варианты ответов СПО

считаю профессию своим призванием 18,8

профессия интересна, возможно, свяжу с ней свою жизнь 51,4

нейтральное 24,5

профессия не интересна 5,3

системные пропущенные 0

Возникает вопрос: «Каким образом осуществляется выбор профессии и места обучения учениками 9-х классов?». По итогам исследования проблем профориентации мы выяснили, что большинство, как среди родителей старшеклассников, так и самих старшеклассников, планирует продолжить обучение в вузе. Причём родители более уверены в необходимости продолжения их детьми обучения в вузе по сравнению с мнением старшеклассников (81,7% родителей и 76,1% старшеклассников). Средне специальное образование после школы нацелены получить 8,2% респондентов из числа старшеклассников, соответственно, 8% родителей выразили солидарность с их мнением. Сразу после окончания школы трудоустроиться на работу пожелало 4,3% респондентов, а пройти службу в рядах вооруженных сил - менее 2% (см. табл. 2).

Массовая востребованность высшего образования среди выпускников школ и их родителей можно объяснить, во-первых, широкой популярностью оного, а во-вторых, желанием отсрочить выход молодёжи на рынок труда. Надо отметить, что получение высшего образования сопровождается лишь масштабной инфляцией дипломов и не дает дополнительных гарантий удачного трудоустройства. Недовольны данной порочной практикой все главные действующие агенты рынка

6

труда: как минимум, две трети выпускников вузов, вынужденных трудоустраиваться не по своей непосредственной специальности; родители выпускников, которые вложили значительные средства в обучение, как правило, единственного ребенка, и не получающие на выходе соответствующей отдачи; работодатели, которые обречены на существенный дефицит специалистов технического, инженерного профилей и катастрофическую нехватку высококвалифицированных рабочих; государство, неэффективно расходующее значительные материальные средства на образование и переобучение молодежи. В «выигрыше» оказываются только вузы, получающие стабильный ежегодный приток абитуриентов и соответственно, денежных средств.

Таблица 2

Мнение респондентов относительно планов после окончания школы, %

Планы старшеклассников после окончания Родители Старшеклас-

школы сники

будет обучаться в ВУЗе 81,8 76,1

будет обучаться в ссузе 8 8,2

не знаю, чем он будет заниматься 6 8

пойдет служить в армию 0,6 2

пойдет работать 1.7 4,3

свой вариант ответа 1,9 -

ничем не хочет (не хочу) заниматься - 1,4

М. К. Горшков характеризует современное российское общество как «олигархическое», опираясь на анализ социально-классовой структуры. В частности, М. К. Горшков «рисует» следующую социально-классовую структуру: высшая бюрократия и буржуазия - 7,4%, интеллигенция - 19,1% рабочие промышленного и аграрного труда - 51,4%, работники сферы бытовых услуги служащие средней квалификации - 22,1%. Иными словами, нынешнему молодому поколению предстоит восполнить социально-классовую структуру российского общества на 73,5% в качестве промышленных, аграрных рабочих и работников сферы бытовых услуг, большей частью средней и низкой квалификации. И это при том, что среди выпусков учреждений профессионального образования доля выпускников вузов в 2008 году составила 48,4%, т.е. «излишний» выпуск обладающих дипломами о высшем образовании - не менее 40% от общей численности выпускников вузов» [1, с. 586-587]. Таким образом, массовая ориентация респондентов на получение высшего образования содержит в себе потенциальный источник маргинализации и люмпенизации общества.

Кто же в конечном итоге оказал решающее воздействие на профессиональный выбор учащихся СПО? По данным исследования решающим голосом при выборе профессии и учебного заведения является мнение родителей и ближайшего окружения ребенка. Мнение матери оказывается более весомым, по сравнению с

7

отцовским при решении о выборе будущей сферы трудовой деятельности ребенка. Это объясняется наличием традиционно более тесной эмоциональной связи между матерью и ребенком, либо отсутствием отца (неполная семья), или его отстраненной позицией от участия в воспитательном процессе.

Немаловажным фактором при выборе профессии является учет семьей способностей ребенка и материальных возможностей семьи в плане будущей оплаты обучения. Для многих школьников и их родителей получение средне специального образования становится лишь промежуточной ступенью к получению вожделенного высшего образования (см. рис. 1).

0,45

Рис. 1. Агенты влияния на профессиональный выбор учащихся СПО, %.

К аналогичным данным еще ранее нас пришел С. И. Панькин, который также указывает, что «в настоящее время ведущей ценностью для студентов, обучающихся в системе среднего профессионального образования, является получение высшего образования сразу после окончания учебы, независимо от уровня развития общеучебных навыков. (...) Для подавляющего большинства студентов разных специальностей учеба в СПО носит вынужденный характер, так как, во-первых, отсутствует тот уровень знаний, который позволяет сразу после окончания школы поступить в вуз на бюджетную форму обучения, во-вторых, семья не имеет финансовых возможностей оплатить учебу детей в системе высшего профессионального образования» [8].

На вопрос: «Какие возможности должна предоставлять современная работа?», респонденты ответили следующим образом: «хорошо зарабатывать» 76,9%, видеть результаты своей работы (73,6%), заниматься любимым делом (67,8%), «жить спокойной и обеспеченной жизнью» (66,3%), «применять свои способности»

8

(66,9%) и т.д. (см. рис. 2). Соответственно, мы видим, что основным и приоритетным требованием к работе у учащихся СПО является меркантильный, узко прагматический подход. Ценности коллективистского, альтруистического характера в первую десятку не вошли, что заставляет задуматься о судьбе сохранения российского национального кода.

90

Рис. 2. Представления респондента о тех возможностях, которые должна

предоставлять работа, в %.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выбор профессии, учебного заведения, места работы и подработки диктуют реалии рыночной экономики. Модернизация социально-экономических сфер жизнедеятельности, преобладание психологии общества массового потребления повлекли изменения в ценностном сознании современной российской молодежи. В мировоззрении подрастающих поколений превалируют индивидуально-личностная

9

направленность, эгоцентрические и прагматические ценности. В этой связи происходит трансформация национальных базовых ценностей, присущих исконно российскому национальному ментальному коду. Общественно полезная деятельность, труд на благо общества уходят на периферию молодежного мировоззрения.

Определяющим в профессиональном выборе является мнение самых близких родственников (мать, отец, другие члены семьи). По сути и основная тяжесть профориентационной работы на сегодняшний день также возлагается на плечи семьи, как самого заинтересованного агента воспитания подрастающего поколения. Фактически, семья оказалась один на один с решением проблем профессионального самоопределения ребёнка.

Наблюдается массовая ориентация респондентов на получение высшего образования после окончания школы. Данный факт свидетельствует не о росте тяги к знаниям среди молодежи, а скорее об отсутствии зримых перспектив успешного трудоустройства на современном рынке труда. Переизбыток специалистов с высшим образованием содержит в себе потенциальный источник маргинализации и люмпенизации общества.

На основании вышеизложенного, предлагаем следующие меры и рекомендации по решению проблем сохранения национальной идентичности, ментального кода его базового ядра:

- Повышение общественной значимости ТРУДА через всевозможные механизмы (образование, СМИ, культура и т.д.).

- Возрождение традиций советского прошлого в вопросах обязательного распределения выпускников вузов и средне специальных учебных заведений. Если государство вкладывает средства в обучение молодежи, то имеет все правовые основания востребовать в виде трудовой деятельности по специальности вложенные средства обратно. Кстати, авторское исследование «образа» прошлого и настоящего в сознании студентов показало, что большинство респондентов к данной традиции относятся с ностальгией [9].

- Особое внимание необходимо обратить не только на процесс получения знаний, навыков и умений, но и на проблему воспитания гармонично развитой личности, чувства патриотизма, ответственности за будущее своей Родины.

Список литературы

1. Горшков М. К. Молодежь России: социологический портрет / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги / М.: ЦСПиМ, 2010. - 592 с.

2. Стэндинг Гай. Прекариат: новый опасный класс / Гай Стэндинг. - М.: Ад Маргинем Пресс. - 2014. - С. 106.

3. Свадьбина Т. В. Высшее образование как «социальный лифт: оценка эффективности / Т. В. Свадьбина, О. А. Немова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2018. - № 2 (53). - С. 111-118.

4. Свадьбина Т. В. Путь за рубеж: воплощенная мечта или трэффик? Учебно-методическое пособие для учащейся молодёжи и потенциальных мигранток / Т. В. Свадьбина, О. А. Немова, Т. А. Пакина, В. В. Ретивина. - Н. Новгород: НГПУ. - 2007. - 79 с.

5. Немова О. А. Цена и ценность любви: опыт социоантропного анализа / О. А. Немова, Т. В. Свадьбина, Т. А. Пакина // Вестник Мининского университета. - 2016. - № 4 (17). - С. 37.

10

6. Вагин Д. Ю. Межпоколенческая преемственность духовно-нравственных ценностей в российском обществе / Д. Ю. Вагин // Дискуссия. - 2016. - № 7 (70). - С. 52-58.

7. Немова О. А. Профориентация: оценка эффективности / О. А. Немова, Т. Г. Семушева // Социология и социальная работа: современные образовательные и научно-исследовательские практики. Сборник материалов научно-практической конференции с международным участием, посвященной 30-летию социологического факультета Самарского университета. - Самара. - 2019. - С. 89-97.

8. Панькин С. И. Ценности среднего профессионального образования: особенности формирования и развития // Автореферат дис. ... кандидата социологических наук / С. И. Панькин / Екатеринбург. -2011. - 18 с.

9. Немова О. А. «Образ» прошлого и настоящего в представлениях нижегородцев / О. А. Немова, Е. А. Суровегина, Н. А. Денисова // Вестник Мининского университета. - 2017. - № 2 (19). - С. 17.

LABOR VALUES AND LABOR ATTITUDES OF STUDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL SCHOOLS IN NIZHNY NOVGOROD

Nemova O. A.

Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod,

Russian Federation

E-mail: nhl_@list.ru

The socio-political stability and sustainable economic development of Russian society, not only today but also tomorrow, determine the relevance of this topic to the article on what labor values and labor-oriented values are adopted by young people. In conditions of instability, lack of free social mobility, there is an increase in antisocial and deviant behavior among young people. The imbalance in the Russian labor market also results in external youth migration, which negatively affects the demographic status of Russian society. The presence of an intergenerational crisis negatively affects the formation of labor values, the best examples of labor morality in youth representation. The decrease in social mobility, which is observed not only in Russian society, but also in the world, negatively affects the process of formation of labor values.

The article presents the results of the author's sociological study, which was carried out using the method of questioning students in secondary vocational schools (hereinafter referred to as STR) in Nizhny Novgorod. The study involved students of the Nizhny Novgorod Polytechnic College. This study was conducted in 2018/19. The sample (using nesting selection) included 208 respondents - students of secondary vocational education institutions, of which 37.5% were boys and 62.5% were girls aged 15 to 22 years, i.e. the average age of the respondents was 18 years.

For 2/3 of the respondents, the chosen profession is interesting, arouses sympathy and, probably, under a favorable set of circumstances, it can become their future profession. Meanwhile, the majority of respondents (data from a previous study - ON), as among parents of high school students, plan to continue their studies at the university. Thus, a serious contradiction was revealed. On the one hand, according to the majority of students of secondary vocational education, "the profession is interesting and, possibly, I will connect it with life if favorable circumstances arise", and on the other hand, there is a mass orientation towards higher education in the absence of these same "favorable

11

circumstances." Given the preponderance in the value worldview of respondents of clearly mercantile attitudes over altruistic ones, it can be assumed that graduates of STRs are unlikely to connect their future life with their chosen profession.

The article presents measures and recommendations for solving the problems of preserving national identity, mental code and its basic core.

Keywords: youth, labor attitudes and labor values, employment, labor market, labor socialization of youth, mechanisms for transmitting values, interiorization of labor values.

References

1. Gorshkov M.K. and Sheregi F.E., Molodezh Rossii: sociologicheskijportret, 592 s. (CSPiM, M., 2010).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Stending Gaj, Prekariat: novyj opasnyj klass, S. 106 (Ad Marginem Press, M., 2014).

3. Svad'bina T.V. and Nemova O.A., Vysshee obrazovanie kak «social'nyj lift: ocenka effektivnosti, Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2 (53), 111 (2018).

4. Svad'bina T.V., Nemova O.A. and Pakina T.A., Put' za rubezh: voploshchennaya mechta ili treffk? Uchebno-metodicheskoe posobie dlya uchashchejsya molodyozhi i potencial'nyh migrantok, 79 s. (NGPU, N. Novgorod, 2007).

5. Nemova O.A., Svad'bina T.V. and Pakina T.A. Cena i cennost' lyubvi: opyt socioantropnogo analiza, Vestnik Mininskogo universiteta, 4 (17), 37 (2016).

6. Vagin D. Yu., Mezhpokolencheskaya preemstvennost' duhovno-nravstvennyh cennostej v rossijskom obshchestve, Diskussiya, 7 (70), 52 (2016).

7. Nemova O.A. and Semusheva T.G., Proforientaciya: ocenka effektivnosti, Sociologiya i social'naya rabota: sovremennye obrazovatel'nye i nauchno-issledovatel'skie praktiki. Sbornik materialov nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, posvyashchennoj 30-letiyu sociologicheskogo fakul'teta Samarskogo universiteta, (Samara, 2019), S. 89.

8. Pan'kin S.I., Cennosti srednego professional'nogo obrazovaniya: osobennosti formirovaniya i razvitiya, Avtoreferat dis. ... kandidata sociologicheskih nauk, 18 s. (Ekaterinburg, 2011).

9. Nemova O.A., Surovegina E.A. and Denisova N.A., "Obraz" proshlogo i nastoyashchego v predstavleniyah nizhegorodcev, Vestnik Mininskogo universiteta, 2 (19), 17 (2017).

12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.