Научная статья на тему 'Трудовые ориентации современного молодого поколения и трудности экономического развития страны'

Трудовые ориентации современного молодого поколения и трудности экономического развития страны Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
397
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ЦЕННОСТИ / ТРУД / ТВОРЧЕСТВО / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Яшкова Елена Вячеславовна, Вагин Дмитрий Юрьевич, Сипрова Мария Викторовна, Ефимова Дарья Александровна

В статье первостепенное внимание уделяется анализу духовно-нравственных ценностей современной молодежи. Показана прямая зависимость динамики развития экономики страны от приверженности молодых людей к ценностям труд и творчество. Доказано, что ценностная иерархия в сознании современной молодежи способна сократить темп развития экономики России и ограничить ее переход к постиндустриальному этапу развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Яшкова Елена Вячеславовна, Вагин Дмитрий Юрьевич, Сипрова Мария Викторовна, Ефимова Дарья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трудовые ориентации современного молодого поколения и трудности экономического развития страны»

250 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №7 (33), Том 2, 2018 УДК 331.104

ТРУДОВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОГО МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ И ТРУДНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

СТРАНЫ

Яшкова Елена Вячеславовна, к.п.н., доцент (e-mail: Elenay2@yandex.ru) Вагин Дмитрий Юрьевич, к.с.н., доцент (e-mail:403485@mail.ru) Сипрова Мария Викторовна, студент (e-mail: siprovamv@std.mininuniver.ru) Ефимова Дарья Александровна, студент (e-mail: efimovada@std.mininuniver.ru) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия

В статье первостепенное внимание уделяется анализу духовно-нравственных ценностей современной молодежи. Показана прямая зависимость динамики развития экономики страны от приверженности молодых людей к ценностям труд и творчество. Доказано, что ценностная иерархия в сознании современной молодежи способна сократить темп развития экономики России и ограничить ее переход к постиндустриальному этапу развития.

Ключевые слова: молодежь, ценности, труд, творчество, экономика.

Вопросы ценностных ориентаций, базовых духовно-нравственных ценностей современной молодежи изучаются многими учеными-обществоведами. Трансформационные процессы, которые происходили в нашем обществе с середины 80-х годов ХХ века привели к серьезному изменению ценностного набора у молодых россиян. Большинство социологов констатируют, что в молодежной среде превалируют ценности потребления, иждивенчества, а также аномия, аберрация и девиация. Демографы отмечают, очевидное численное снижение молодого поколения. В современных условиях для экономики, которая испытывает недостаток рабочей силы (особенно высококвалифицированной, если мы стремимся войти в число современных, экономически развитых постиндустриальных стран мира), воспитание высокоинтеллектуальной, нравственно зрелой молодежи становится приоритетной государственной и общественной задачей. И бизнес, и государство, и общество нуждается в образованной, нравственно устойчивой, воспитанной в уважении к труду и творчеству молодежи.

В нашей статье особое внимание мы уделим анализу таких ценностей, как труд и творчество, так как они в первостепенном плане влияют на темпы и качество социально-экономического развития страны.

В Российской Федерации произошли серьезные изменения в структуре занятости населения. Начиная с 90-х годов ХХ века наблюдается снижение более чем в два раза занятых в промышленности и сельском хозяйстве, однако значительно больше стало работников третичного сектора экономики. В геометрической прогрессии, по сравнению с советским периодом, уменьшилось количество работников научной сферы. Это в первую очередь связано с деиндустриализацией страны. Еще одним признаком деформации рынка труда является увеличение количества чиновников разного уровня, несмотря на то, что в современном управлении применяются телекоммуникационные технологии, компьютеры, количество чиновников в Российской Федерации больше чем во всем СССР.

Академик РАН М.К. Горшков доказывает, что в России сложилась социально-классовая структура олигархического государства. В таком обществе элита (высшие чиновники, буржуазия), всего 7,1% населения, но они обладают колоссальным капиталом, властью, интеллигенция - 19,1%, промышленные рабочие и работники аграрной сферы - 51,4%, работники сферы услуг - 22,1% Таким образом, 73,5% молодежи необходимо восполнить социально-классовую структуру российского общества в качестве рабочих (промышленных и сельскохозяйственных) и работников сферы услуг. В тоже время, среди выпускников профессиональных учреждений более 50% - выпускники ВУЗов, исходя из структуры экономики излишек более 40% от общего числа выпускников высших учебных заведений России. Это источник будущих социальных конфликтов в российском обществе. Более того, такая ситуация приводит к девальвации дипломов, люмпенизации выпускников вузов [3].

С другой стороны, важно отметить изменения в молодежной среде, в первую очередь в ценностном плане. Большинство молодых людей стремится к большим доходам, к наживе легким путем. Их привлекают богатство, свобода, карьерный рост. Как отмечает В.В. Петухов, более 57% молодых людей готовы идти на обман, поступиться моральными принципами ради достижения жизненного успеха [5]. В тоже время, ценность труда, творчества снижается в понимании молодых людей. Это в частности подтверждают исследования, проведенные нами совместно с О. А. Немовой, в котором приняли участие студенты НГПУ им. К. Минина. Было опрошено (выборочная совокупность) 627 человек, в возрасте от 17 до 29 лет, из них 176 (28%) - юноши, 450 человек (72%) - девушки. Средний возраст респондентов - 20 лет. Структура выборочной совокупности соответствует генеральной. Выборка квотная (квота для каждого факультета), внутри квоты случайный вероятностный отбор.

В первую очередь необходимо выявить ценности, которыми руководствуются студенты, выстраивая свою жизненную стратегию, какое место в их ценностной иерархии занимают такие ценности, как труд и творчество (таблица 1).

252 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №7 (33), Том 2, 2018 _Таблица 1- Основные ценности студентов, в %_

Основные ценности студентов, в %

Присвоенные ранги Ценности студентов

Престижная работа интересная работа семейное благополучие высокий доход возможность самореализации здоровье общественно-полезный труд

1 5,0 7,0 35,9 10,5 8,7 34,1 1,1

2 6,8 13,8 31,5 12,9 11,2 22,5 0,9

3 13,8 21,4 11,2 26,1 15,0 10,0 3,0

4 18,9 20,3 7,6 22,9 16,4 8,0 5,2

5 18,9 21,2 5,5 16,4 19,6 11,8 6,1

6 23,5 12,7 6,2 8,6 22,8 9,6 16,1

7 13,1 3,6 2,1 2,7 6,2 3,9 67,6

Итого: 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Анализируя данные, приведенные в таблице 1 становится очевидным, что наиболее ценным для молодых людей является семейное благополучие, на первый взгляд это хороший показатель, но он является индикатором проблем внутри общества, неверия молодых людей в общественные институты, а также направленность целей и деятельности молодых людей на себя, но не на общество, государство.

Большой ценностью для молодых является их здоровье, это естественно, без крепкого здоровья невозможно реализовать свои цели, добиться успеха.

На третьем месте в ценностной иерархии для молодежи стоит «высокий доход», молодежь стремится к богатству, студенты НГПУ не являются исключением, хотя образование, которое они получают не гарантирует им этого.

Такие трудовые ценности как «самореализация» и «интересная работа» значительно отстают от ценностей-лидеров. Ценность общественно-полезный труд занимает последнее место в ценностной иерархии у студентов.

Важными результатами опроса стали данные о том, что только 9% опрошенных студентов считают выбранную профессию своим призванием, 76% считают ее интересной, но не готовы работать по данному направлению. Необходимо отметить еще одну тенденцию: интерес к профессии снижается с переходом студентов на старшие курсы, чем ближе к выпуску и началу трудовой деятельности.

Какие ожидания имеются у студентов от будущей профессии, данные об этом приведены в таблице 2.

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №7 (33), Том 2, 2018 253 _Таблица 2 - Ожидания студентов от будущей профессии_

Качества Студенты %

Юноши Девушки

Творческий характер 8 9

Общественная польза 6 4

Высокие доходы 40 53

Возможность добиться 9 2

общественного признания

Соответствие профессии 4 3

моим знаниям, способно-

стям

Карьерный рост 27 21

Связь с новыми техноло- 6 8

гиями

Анализируя данные таблицы 2 можно сделать следующие выводы: для студентов, при выборе будущей профессии первоочередным фактором становится высокая зарплата, следующее требование, наличие перспективы на данном рабочем месте, то есть карьерный рост.

Для студентов второстепенным является творческий характер трудовой деятельности, их не интересует содержание работы, общественная польза.

Но для поступательного развития экономики нашего государства необходимо, что бы произошла трансформация отношения к труду как к ценности. В ценностном плане должен произойти переход от понимания труда как «labor», к труду творческому, в котором проявляются лучшие качества человека, творческие способности, талант, то есть необходимо перейти к труду «creativity», а для этого важно вернуть престиж умственного, творческого труда, «интеллектуальных профессий», не нацеленных на получение мгновенных выгод, прибыли, а создающих долгосрочный человеческий капитал.

Проблема труда и профессионализма находится в центре внимания Правительства Российской Федерации. На XIV Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества» вице-премьер правительства О.Ю. Голодец заявила, что в современной России более 87 миллионов человек - это люди трудоспособного возраста, однако только 58 % населения работают легально, а более 42% (т.е. около 38 миллионов человек) непонятно где и чем заняты, они не обращались в службу занятости, официально не ищут работу, т.е. они, скорее всего, заняты в теневой экономике, не платят налоги, отчисления в пенсионный фонд. Очевидно, что они заняты скорее всего не интеллектуальным, а физическим трудом. Совершенно понятно, что правительство обеспокоено недополученными налогами и растущим числом «иждивенцев», которые тяжелым бременем ложатся на государственный бюджет, но это тоже проблема ценностей, воспитания.

Что касается профессионализма, то он, по словам вице-премьера, находится на катастрофически низком уровне и отстает от мировых стандартов на 20 лет: «Мы отстаем буквально по большинству специальностей, если не по всем, на 20 лет от мирового рынка труда».

И снова мы говорим о ценностях, у студентов, как мы показали, отношение к образованию исключительно как к ценности «инструментальной», их меньше всего интересует содержание учебного процесса, уже со второго курса они начинают трудиться на низкооплачиваемой работе, диплом им необходим исключительно для продвижения по карьерной лестнице. Очевидно, без трансформации ценностей труда, образования в «терминальные» изменить ситуацию на рынке труда будет невозможно. А от этого зависят показатели производительности и качества труда.

Таким образом, можно сделать вывод, что Россия оказалась в достаточно сложной ситуации. С таким количеством и, самое главное, качеством рабочей силы экономический рывок сделать невозможно. Объективно идет сокращение числа рабочей силы, так как численность населения сокращается в первую очередь, за счет людей трудоспособного возраста, пенсионная реформа этого года - реакция на данное демографическое явление. С другой стороны, даже та рабочая сила, которая у нас есть, или студенты, которые готовятся пополнить трудовые ряды не соответствуют требованиям времени, ни по сумме знаний и умений, ни по отношению к труду. Как справедливо отмечают в Правительстве Российской Федерации мы отстаем по показателям производительности труда и качеству подготовки работников на 20 лет, от передовых стран. Еще одна проблема, которая может привести к серьезному социальному кризису - это структура рынка труда и несоответствие ему рынка образовательных услуг. Рынку труда необходимы рабочие (страна медленно, но преодолевает этап деиндустриализации), а большая часть населения работает в непроизводственной сфере, и выпускники вузов не стремятся идти работать в реальный сектор экономики. Выявленная диспропорция далее будет серьезным препятствием и для перехода в постиндустриальную стадию развития экономики и общества. Незначительное влияние ценности труда, творчества на проектирование жизненной стратегии молодого поколения станет серьезным ограничением экономического развития страны. Без приверженности к данным ценностям постиндустриальное общество построить невозможно. Важно выстраивать программу воспитания в молодом поколении таких ценностей как творчество, общественно полезный труд и т.д. Показать молодому поколению, что творческий инновационный труд - престижен, доходен.

Список литературы

1. Андрущак Г.В., Прудникова Л.Е., Шуталь Н.Б. Потоки обучающихся и финансовые потоки в системе образования России. М.: НИУ ВШЭ, 2012.

2. Анисимов Р.И. Социально-экономические реалии жизненного мира россиян в условиях либеральных реформ (опыт сравнительного анализа данных 1990 и 2012гг.) //СОЦИС 2015, №8, С.42-49.

3. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. — М.: ЦСПиМ, 2010. 587 с.

4. Немова, О.А. Трудовая ментальность современной студенческой молодежи: опыт качественного социологического исследования // О.А. Немова / European Social Science Journal, 2013, Т.1, №8 (35). - С.500-508.

5. Петухов В.В. Российская трансформация и общественная мораль // СОЦИС №12, 2015. 28-40.

Vagin Dmitry Yuryevich, candidate of sociological sciences, docent (e-mail:403485@mail.ru)

Yashkova Elena Vyacheslavovna, candidate of pedagogical sciences, docent (e-mail: Elenay2@yandex.ru)

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Russia Siprova Maria Viktorovna, student (e-mail: siprovamv@std.mininuniver.ru) Efimova Darya Alexandrovna, student (e-mail: efimovada@std.mininuniver.ru)

LABOR ORIENTATIONS OF MODERN YOUNG GENERATION AND THE DIFFICULTY OF THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE COUNTRY

Abstract: The article focuses on the analysis of the spiritual and moral values of modern youth. The direct dependence of the dynamics of the development of the country's economy on the commitment of young people to the values of work and creativity is shown. It is proved that the value hierarchy in the minds of modern youth can reduce the rate of development of the Russian economy and limit its transition to the post-industrial stage of development.

Keywords: youth, values, work, creativity, economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.