Научная статья на тему 'Проблема формирования иерархии ценностей современных выпускников вузов в условиях социальноэкономических'

Проблема формирования иерархии ценностей современных выпускников вузов в условиях социальноэкономических Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
214
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПОНДЕНТЫ / МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / РЫНОК ТРУДА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРИОРИТЕТЫ / RESPONDENTS / YOUNG PROFESSIONALS / THE JOB MARKET / VALUE ORIENTATION / SURVEY / PROFESSIONAL COMPETENCE / PRIORITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Резник Галина Александровна, Кучигина Светлана Каюмовна

В статье авторами обозначена проблема формирования системы ценностей современной молодежи на современном этапе, поскольку она является важным аспектом в формировании профессиональных компетенций молодых специалистов на рынке труда. Формирование системы ценностей молодежи обусловлено политическими и экономическими кризисами разных лет, а вследствие этого противоречивостью и неоднозначностью сохранения духовно-нравственных начал нации. Авторы пришли к выводу о том, что структура ценностей современной молодежи формируется в соответствии со сложившейся бинарной системой ценностей, и поскольку трансформируются экономико-политические, культурные, стратификационные основы жизнедеятельности общества, адаптационные процессы к новым условиям протекают поразному в зависимости от региональной, половой, социальной, культурной принадлежности, а это, в свою очередь, отражается на процессах, протекающих на молодежном рынке труда в целом. Проведя социологическое исследование, авторы выявили взаимосвязь перехода к рыночной экономике и трудовую «переориентацию» молодых людей: рациональный (прагматический) подход начинает доминировать во всех сферах жизни, молодые специалисты вынуждены входить в профессию в условиях жесткой конкуренции. Желание действовать самостоятельно и быть финансово независимым порождает в молодежной среде большой интерес к предпринимательству. Рыночное реформирование организационных принципов общества привело к появлению нового «наполнения» ценности труда как важной социально-экономической доминанты. В условиях рынка труд все более начинает приобретать характер «товара» взамен характера социоэкономического звена в общей структуре общества. Этот интегрирующий характер труда имеет чрезвычайно важное значение, поскольку через систему труда устанавливается трудовая идентичность (индивидуальная, национальная). Кроме того, авторы отмечают, такую особенность «труда-товара» в восприятии молодых специалистов как его постепенная девальвация: максимум трудовых усилий не могут обеспечить значительного увеличения благосостояния, в то время как профессиональная мотивация молодых специалистов формируется по принципу «максимум дохода при минимуме трудовых усилий». В этой связи авторами было проведено социологическое исследование, целью которого было выявление специфики системы трудовых ценностей в студенческой среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Резник Галина Александровна, Кучигина Светлана Каюмовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article, the authors identified the problem of the formation of the value system of today''s youth at the present stage, because it is an important aspect in the formation of professional competence of young specialists on the labor market. The formation of the value system of young people due to political and economic crises in different years, as a result of the inconsistency and ambiguity of preserving the spiritual and moral principles of the nation. The authors concluded that the structure of the values of modern youth is formed in accordance with the existing binary system of values, and since transformed the economic, political, cultural, and social foundations of society, adaptation processes to the new conditions occur differently depending on the regional, sexual, social, cultural facilities, and this, in turn, affects the processes in the youth labor market in General. After spending a sociological study, the authors found a correlation of transition to a market economy and employment "reorientation" of young people: rational (pragmatic) approach begins to dominate in all spheres of life; young professionals are forced to enter the profession in the conditions of tough competition. The desire to act independently and to be financially independent causes in the youth environment of great interest to the enterprise. The market reform of the organizational principles of the society led to the emergence of a new "filling" the value of labor as an important socio-economical dominant. In terms of labor market increasingly begins to take on the nature of the "goods" instead of the character socioeconomic level in the overall structure of society. This integrates the nature of work is extremely important, because through the system of work is established labor identity (individual, national). In addition, the authors note, this feature of "work-product" in the perception of young professionals as it is a gradual devaluation: the maximum work effort may not provide a significant increase in welfare, while the professional motivation of young professionals is formed on the principle of "maximum income with minimum labor efforts." In this regard, the authors conducted a sociological survey, the purpose of which was to identify the specific system of work values among students.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования иерархии ценностей современных выпускников вузов в условиях социальноэкономических»

УДК 331.538.2

Резник Галина Александровна

ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»

Россия, Пенза1 Доктор экономических наук, профессор [email protected]

Кучигина Светлана Каюмовна

ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»

Россия, Пенза Кандидат филологических наук, доцент [email protected]

Проблема формирования иерархии ценностей современных выпускников вузов в условиях социально-

экономических

1 Пенза, улица Титова, 28

Аннотация. В статье авторами обозначена проблема формирования системы ценностей современной молодежи на современном этапе, поскольку она является важным аспектом в формировании профессиональных компетенций молодых специалистов на рынке труда. Формирование системы ценностей молодежи обусловлено политическими и экономическими кризисами разных лет, а вследствие этого противоречивостью и неоднозначностью сохранения духовно-нравственных начал нации.

Авторы пришли к выводу о том, что структура ценностей современной молодежи формируется в соответствии со сложившейся бинарной системой ценностей, и поскольку трансформируются экономико-политические, культурные, стратификационные основы жизнедеятельности общества, адаптационные процессы к новым условиям протекают по-разному в зависимости от региональной, половой, социальной, культурной принадлежности, а это, в свою очередь, отражается на процессах, протекающих на молодежном рынке труда в целом.

Проведя социологическое исследование, авторы выявили взаимосвязь перехода к рыночной экономике и трудовую «переориентацию» молодых людей: рациональный (прагматический) подход начинает доминировать во всех сферах жизни, молодые специалисты вынуждены входить в профессию в условиях жесткой конкуренции. Желание действовать самостоятельно и быть финансово независимым порождает в молодежной среде большой интерес к предпринимательству.

Рыночное реформирование организационных принципов общества привело к появлению нового «наполнения» ценности труда как важной социально-экономической доминанты. В условиях рынка труд все более начинает приобретать характер «товара» взамен характера социоэкономического звена в общей структуре общества. Этот интегрирующий характер труда имеет чрезвычайно важное значение, поскольку через систему труда устанавливается трудовая идентичность (индивидуальная, национальная).

Кроме того, авторы отмечают, такую особенность «труда-товара» в восприятии молодых специалистов как его постепенная девальвация: максимум трудовых усилий не могут обеспечить значительного увеличения благосостояния, в то время как профессиональная мотивация молодых специалистов формируется по принципу «максимум дохода при минимуме трудовых усилий».

В этой связи авторами было проведено социологическое исследование, целью которого было выявление специфики системы трудовых ценностей в студенческой среде.

Ключевые слова: респонденты; молодые специалисты; рынок труда; ценностные ориентации; социологический опрос; профессиональные компетенции; приоритеты.

Как правило, экономическое поведение молодых специалистов выстраивается в соответствии с логической цепочкой «потребности - интересы - ценностные ориентации». Современный рынок труда молодых специалистов, на наш взгляд, условно можно разделить на несколько ценностно-ориентированных групп: группа патерналистского типа ментальности, для которой характерно преобладание материального компонента в структуре ценностей (для него характерна модель ценностных ориентаций по типу «максимизация трудовых усилий-минимизация дохода» (неприбыльные сектора экономики), индивидуалистический тип, представители которого ориентированы на карьерный рост («максимизация трудовых усилий-максимизация дохода» (для сектора предпринимательства), оппортунистический тип («минимизация трудовых усилий- максимизация доходов» (теневой сектор экономики).

В феврале 2014 года на базе кафедры «Маркетинг и экономическая теория" Пензенского государственного университета архитектуры и строительства было проведено социологическое исследование, посвященное проблеме развития рынка труда молодых специалистов. [1]

Цель: выявить особенности системы ценностей молодых специалистов на рынке труда в условиях рынка.

Задачи:

1. построение "иерархии приоритетов" выпускников вузов;

2. выявление приоритетов профессиональной деятельности;

3. диагностика проблем, связанных с трудоустройством выпускников вуза, определение методов их решения;

4. диагностика «зон стабильности» и «проблемных зон» на рынке труда молодых специалистов, определение стратегии их дальнейшего совершенствования.

Метод проведения социологического исследования — анкетный опрос. В опросе приняло участие 53 респондента, студенты 5-х курсов ПГУАС: 11 студентов специальности "Маркетинг", 16 студентов специальности "Автомобили и автомобильное хозяйство", 11 студентов специальности "Дизайн внешней среды", 15 студентов специальности "Строительство".

Выборка репрезентативная: в качестве опрашиваемых было задействовано не менее 10% студентов очного отделения, имеющих опыт совмещения учебы на очном отделении и работы на неполную занятость.

Коэффициент погрешности составил F=0,9.

Результаты исследования представлены в виде табличных данных.

Таблица 1

Что для Вас самое ценное на сегодняшний день?

Что для Вас самое ценное на сегодняшний день?

специальность приоритеты^"^^.^^^ Мар Диз АДИ Стр

учеба 27% 28%

семья 29% 14% 26%

здоровье 39% 42% 25%

приятели, развлечения 2% 44% 19%

участие в общественной жизни

спорт 2% 2%

чтение книг

путешествия, хобби 1% 6%

социальные сети

Таким образом, для современных выпускников приоритетными ценностями остаются «учеба», «семья» и «здоровье», составляющие главный фонд человеческого капитала (табл.1).

[3]

Если сравнить эти данные с результатами исследований Центра социологических исследований ПГУАС за 2009 год, то можно сказать, что эта тенденция, в целом, сохраняется. Приоритеты «семья» и «здоровье» немного опережают показатель «учеба», что дает право говорить о двух первых приоритетах как базовых для формирования человеческого капитала «образование».

Таблица 2

Что, на Ваш взгляд, важнее всего для достижения успеха в жизни?

Что, на Ваш взгляд, важнее всего для достижения успеха в жизни?

'—-——специальность приоритеты ' —— Мар Диз АДИ Стр

Трудолюбие 32% 15% 37% 17%

Умение общаться с людьми 39% 21%

Образование 25% 37%

Связи 17%

Талант 31% 7%

Здоровье 5

Начальный капитал 14%

Везение 29% 6%

Честность, порядочность 14% 2%

Чувство собственного достоинства 15% 10% 26% 14%

Данные (табл.2) демонстрируют определенную сгруппированность приоритетов в соответствии с профессиональной направленностью: студенты, получающие профессии «творчески окрашенные» (маркетологи, дизайнеры) в выборе приоритетов более солидарны и образуют собственный «блок», студенты технических специальностей - свой. Студенты-маркетологи в качестве главного приоритета выбирают «умение общаться с людьми» (39%).

Дизайнеры нацелены на применение собственного таланта в профессиональной деятельности (31%), однако, творческая профессия предполагает, по их мнению, подкрепление знаниями (25%) и значительную долю везения (29%). Выпускники автомобильно-дорожного института высоко ценят качество образования (37%), которое без трудолюбия (37%) не принесет в этой профессии значительных результатов. Представители строительных специальностей нацелены практически: для достижения успеха в их профессиональной деятельности, по их мнению, важно умение общаться с людьми (21%), трудолюбие (17%). Однако риски не создать карьеру в строительстве все же присутствуют - об этом свидетельствует приоритет «связи» (17%).

Таблица 3

В какой сфере Вы предпочли бы работать?

В какой сфере Вы предпочли бы работать?

——^специальность приоритеты —— Мар Диз АДИ Стр

г. Пенза (коммерческая сфера) 13% 43% 32% 55%

г. Пенза (бюджетная сфера) 11%

Пензенская обл. (бюджетная сфера) 12%

другой регион (коммерческая сфера) 28%

другой регион (бюджетная сфера) 1%

столичный город (коммерческая сфера) 45% 52% 15% 14%

столичный город (бюджетная сфера)

затрудняюсь ответить 5% 25% 31%

Студенты-маркетологи и студенты-дизайнеры в своем большинстве рассматривают в качестве сферы профессиональной самореализации коммерческие структуры столичных городов (табл.3). Студенты-автомобилисты и студенты-строители более ориентированы в этом отношении на коммерческие структуры г. Пензы.

Подобную расстановку приоритетов можно объяснить тем, что маркетологи и дизайнеры как представители профессий, наделенных элементами творчества, стремятся в столичные города, поскольку именно эти специальности являются «рыночными», они широко востребованы и дают перспективы профессионального и карьерного роста.

Автомобильная и строительная отрасли обладают ярко выраженной региональной принадлежностью, спрос на эти специальности постоянен и дает возможность стабильных заработков. Кроме того, значительный процент респондентов из числа студентов-автомобилистов (25%) и студентов-строителей (31%) затруднились в выборе профессиональной сферы, что можно объяснить приемлемым образовательным потенциалом выпускников, позволяющим им адаптироваться не в какой-либо заданной профессиональной среде, а рассматривать широкий диапазон возможностей для профессиональной самореализации.

Таблица 4

Как вы думаете, какие качества больше всего ценят в работниках современные работодатели?

Как вы думаете, какие качества больше всего ценят в работниках современные работодатели?

специальность приоритеты^^^^-^^ Мар Диз АДИ Стр

честность, порядочность 13% 10% 9%

исполнительность, пунктуальность 22% 39% 11% 28%

умение отстаивать свою точку зрения 32% 14%

творческий подход, креативность мышления 53% 48% 2% 13%

способность к интенсивному труду при низкой оплате труда 1% 18% 19%

профессиональное самосовершенствование 11% 17%

Студенты «творчески окрашенных специальностей» в качестве наиболее ценных качеств для работодателя выделили «творческий подход и креативность мышления» (53% и 48%), поскольку логика их выбора приоритетов соответствует профессиональным особенностям (табл.4). Второй порядок приоритетов составили «исполнительность и пунктуальность» (22% и 39%), причем дизайнеры оценивают это качество в глазах работодателя гораздо выше, что можно объяснить более плотным графиком выполнения работ в более сжатые сроки по сравнению с маркетологами. [4]

Студенты технических специальностей в выборе приоритетов в данном случае менее солидарны: так, автомобилисты выявили у работодателей способность высоко оценить «умение отстаивать свою точку зрения» (32%), а строители - «точность и пунктуальность» (28%), что связано со спецификой работы - студенты-автомобилисты в процессе трудовой деятельности более связаны с амортизацией техники, а студенты-строители - с выполнением графических работ.

Кроме того, представители технических специальностей в качестве «второго порядка» приоритетов отметили «профессиональное самосовершенствование (автомобилисты, 27%) и способность к интенсивному труду при низкой оплате (19%), что также является «срезом» трудовой среды. Так, студентам-автомобилистам для работы с постоянно обновляющейся техникой требуется профессиональное совершенствование, а студенты-строители, подрабатывающие на стройках, обнаружили такую особенность работодателей как высокая оценка «способности работника к интенсивному труду при низкой оплате труда».

Таблица 5

Работа, которая Вам подходит...

Работа, которая вам подходит...

—-—^^специальность приоритеты ' ■—-—^^ Мар Диз АДИ Стр

обладает элементами творчества 61% 79% 17% 22%

без элементов творчества 32%

в основном, связана с интеллектуальным трудом 13% 9%

в основном, связана с физическим трудом 2% 14%

связана с офисной структурой 37% 5% 33%

разъездного характера 12% 22%

затрудняюсь ответить 8% 10% 23%

Студенты «творчески окрашенных специальностей» в качестве наиболее ценных элементов своей работы выделили «творческий компонент» (61% и 79%). Студенты-автомобилисты отметили в своей работе «отсутствие творческих компонентов» (32%), поскольку их работа связана с техникой и оборудованием (табл.5). [2]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Студенты-строители приоритетными особенностями работы видят «офисный характер работы» (33%), поскольку проектирование зданий и сооружений нуждается в определенной обстановке, а также наличие «элементов творчества» (22%), поскольку при создании проекта необходим творческий подход. 23% респондентов-строителей затруднились ответить на этот вопрос, что можно объяснить особенностями профессиональной среды, включающей в себя широкий спектр выполняемых работ (к примеру, кабинетная работа, работа на строительном объекте, работа по обеспечению «выхода» компании в другие регионы и проч.).

Таблица 6

Будете ли вы работать по специальности?

Будете ли вы работать по специальности?

' ■———^специальность приоритеты —— Мар Диз АДИ Стр

да, если заработная плата будет высокой 84% 86% 97% 93%

да, если устроят условия труда 14% 3%

да, если не возникнут семейные проблемы 14%

нет 2%

затрудняюсь ответить 7%

В расстановке приоритетов данного направления респонденты проявили солидарность (табл.6), выдвинув на «первый уровень» значимости «верность» собственной профессии при условии приемлемой оплаты труда (маркетологи - 84%, дизайнеры - 86%, автомобилисты -97%, строители - 93%). Это свидетельствует о том, сто молодые специалисты уже сформировали собственное «ощущение профессии», получили необходимые знания и опыт для

возможности профессиональной самореализации и получения морального удовлетворения от этого процесса. Материальное удовлетворение рынок труда в условиях рыночной экономики, к сожалению, предоставляет не всегда. В данном случае в качестве мер, направленных на рост мотивации к сфере профессиональной деятельности у молодых специалистов и увеличение заинтересованности работодателей в молодых кадрах, следует отметить государственную поддержку этого сегмента работников на рынке труда. [5]

Таблица 7

Планируете ли вы стать предпринимателем?

Планируете ли вы стать предпринимателем?

^^^специальность Мар Диз АДИ Стр

приоритеты

да 84% (через несколько лет после окончания вуза) 17% 55% («от 5 до 10 лет после окончания вуза») 8% (27-55 лет) 64% после окончания вуза

нет 16% (не хочу ответственности) 33% («открыть свое дело очень трудно»»)

затрудняюсь ответить 50% 45% 28%

Маркетологи в своем большинстве планируют заняться бизнесом практически сразу же после окончания вуза (84%), что объясняется высокой трудовой мобильностью, сформированной в процессе приобщения к профессиональной сфере (табл.7). Дизайнеры скорее затрудняются ответить на этот вопрос (50%), однако, значительный процент (33%) респондентов не планируют открыть собственное дело по причине юридических трудностей при оформлении.

Автомобилисты в своем большинстве планируют предпринимательскую деятельность (55%), поскольку спрос на услуги автомобильной отрасли достаточно высок и дает возможность молодым специалистам развиваться в этом направлении. Для этого им требуется «от 5 до 10 лет» после окончания вуза, скорее всего для того, чтобы создать первоначальный капитал и накопить профессиональный опыт.

64% выпускников строительного института планируют стать предпринимателями после окончания вуза. Строительная сфера находится в постоянном развитии, и у молодых специалистов достаточно возможностей применить полученные в вузе знания и трудовой опыт, сформированный в процессе совмещения учебы на очном отделении и работы на неполную занятость.

Таблица 8

В какой сфере вы бы организовали собственный бизнес?

В какой сфере вы бы организовали собственный бизнес?

■—-——специальность приоритеты ' ' —-—_________ Мар Диз АДИ Стр

торговля 29% 9% 33%

услуги 27% 76% 29%

строительство 11% 39%

банковская сфера 9%

рекламный бизнес 28%

затрудняюсь ответить 24% 72% 15%

Сферу торговли в большинстве выбрали маркетологи (29%) и строители (33%) в качестве «второго уровня приоритетов», что объясняется их профессиональной спецификой. Услуги для себя считают приоритетными автомобилисты (76%), а также в качестве «второго уровня приоритетов» маркетологи (27%) и строители (29%), что свидетельствует о широком спектре профессиональных ориентиров современных выпускников (табл. 8). [2]

Дизайнеры точно не представляют сферу своих профессиональных интересов, что объясняется рыночными характеристиками специальности и большим спросом на специалистов этого профиля в различных экономических секторах.

Таблица 9

Возможность совмещения учебы на очном отделении и подработки вы расцениваете

как.

Возможность совмещения учебы на очном отделении и подработки вы расцениваете как...

■—-——_^^специальность приоритеты ———^^ Мар Диз АДИ Стр

нереализуемую на практике, поскольку неизбежны проблемы с учебой 63% 18% 28% 41%

реализуемую на практике, поскольку в вузе приветствуется эта практика 37% 42% 39% 32%

затрудняюсь ответить 40% 33% 27%

«Невозможно совмещать учебу на очном отделении и работу на частичную занятость из-за проблем с учебой» - считают в своем большинстве маркетологи (63%) и строители (41%). Возможно такое совмещение для дизайнеров (42%) и автомобилистов (39%), что связано, прежде всего, с политикой деканатов вузов в отношении вопросов подработки студентов во вне учебное время (табл. 9).

Таблица 10

С какого курса вы совмещаете учебу на очном отделении и подработку?

С какого курса вы совмещаете учебу на очном отделении и подработку?

специальность приоритеты Мар Диз АДИ Стр

1-2 курс 54% 43% 30%

3-4курс 45% 15% («работа сдельная, непостоянная») 15% 36%

5 курс 1% 85% 42% (в Москве вахтовым методом) 34%

С начальных курсов, в основном, совмещают работу и учебу маркетологи (54%), строители (30%) и автомобилисты (43%). Средние курсы подошли для подработки 45%-ам маркетологов и 36%-м строителей. Дизайнеры (85%), автомобилисты (42%) и строители (34%) получили трудовой опыт на последнем курсе, что связано с распределением учебной нагрузки на данных факультетах (табл. 10).

Таблица 11

С какими трудностями вы столкнулись при трудоустройстве на работу?

С какими трудностями вы столкнулись при трудоустройстве на работу?

———^_^_специальность приоритеты ———^^ Мар Диз АДИ Стр

«серая зарплата» 31% 7% 78% 39%

некорректно составленный трудовой договор 37%

«обман» работодателя относительно условий труда и оплаты труда 43% 7% 19% 24%

затрудняюсь ответить 26% 86% 3%

«Серая зарплата» не устроила в процессе работы маркетологов (31%), автомобилистов (78%) и строителей (39%), некорректно составленный трудовой договор отметили 37% строителей, «обман» работодателя в разной степени сопутствовал работе студентов всех указанных специальностей. Данное перераспределение вариантов ответов свидетельствует о наличии «проблемных зон» на молодежном рынке труда и необходимости поиска комплексных решений, выявленных в процессе исследования проблем (табл. 11).

Таблица 12

Какие положительные моменты вы можете отметить при трудоустройстве на работу?

Какие положительные моменты вы можете отметить при трудоустройстве на работу?

- ' -—■——^специальность приоритеты ' '—■— Мар Диз АДИ Стр

«белая зарплата»; 31% 7% 42% 39%

корректно составленный трудовой договор 85% 11 % (договор предоставляется не сразу, а через 0,5 года) 31%

соответствие условий труда и оплаты труда; 42% 31% 32%

ваш вариант ответа "хороший руководитель" - 11%

затрудняюсь ответить 47% 8% 16% 17%

В качестве «зон стабильности» на молодежном рынке труда можно выявить следующие аспекты. «Белая зарплата», которая устроила 31% маркетологов, 42% автомобилистов и 39% строителей, «корректно составленный трудовой договор» отметили 85% дизайнеров, «условия труда и его оплата» понравились 42% маркетологов, 31% автомобилистов и 32% строителей. Среди маркетологов наибольший процент занял ответ «затрудняюсь ответить» (47%), что свидетельствует о «размытости» положительных сторон «зон стабильности» в данной сфере (табл. 12).

Таблица 13

Пригодились ли вам знания, полученные в вузе, на вашей работе?

Пригодились ли вам знания, полученные в вузе, на вашей работе?

—^^специальность приоритеты ^^^—_________ Мар Диз АДИ Стр

да, в полной мере 3% 85% 15% 58%

не в полной мере 84% 7% 14% 11%

нет 8% 58%

затрудняюсь ответить 5% 8% 13% 31%

Знания, полученные в вузе пригодились на месте работы подавляющему числу респондентов: дизайнерам (85%), строителям (58%), маркетологам «не в полной мере» 84%). Данный факт можно связать с эффективной политикой вуза в области подготовки квалифицированных специалистов (табл. 12).

Таблица 14

Повлиял ли опыт летних практик на качество вашей работы?

Повлиял ли опыт летних практик на качество вашей работы?

" ——-—^специальность приоритеты "—— Мар Диз АДИ Стр

да, в полной мере 82% 28% 45%

не в полной мере 31% 8% 24%

нет 45% 38% 53%

затрудняюсь ответить 24% 10% 10%

Опыт производственных практик пригодился дизайнерам (82%), маркетологам («не в полной мере» - 31%) и менее половины строителей (45%). Не применяли опыт производственных практик в своей работе маркетологи (45%), автомобилисты (38%) и строители (53%), что свидетельствует о проблемах в организации практик для студентов и разработке методов их устранения (табл. 14).

Таблица 15

При трудоустройстве вы рассчитываете, прежде всего, на...

При трудоустройстве вы рассчитываете, прежде всего, на...

^-^специальность Мар Диз АДИ Стр

приоритеты

помощь родителей

связи 11% 28% 21% 11%

собственные знания и каче- 87% 48% 66% 70%

ство диплома

ваш вариант ответа собственные знания без диплома -2% «собственные силы» 13%

затрудняюсь ответить 24% 19%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Собственные знания и качество диплома» являются доминирующим критерием в процессе трудоустройства выпускников, что демонстрирует их устойчивую профессиональную ориентированность и высокую конкурентоспособность (табл. 15).

Таблица 16

Помогали ли вам ваши родители в процессе учебы материально?

Помогали ли вам ваши родители в процессе учебы материально?

———^^специальность приоритеты "—-—— Мар Диз АДИ Стр

да 94% 98% 92% 98%

нет 6% 2% 8% 2%

Подавляющее большинство выпускников в процессе учебы прибегали к помощи родителей, что свидетельствует о невысокой степени материальной самостоятельности выпускников вуза и еще несформированной способности рационально планировть заработанные средства (табл. 16).

Таблица 17

Ваши данные

Ваши данные

———^^специальность приоритеты ———____ Мар Диз АДИ Стр

муж 45% 26% 100% 100%

жен 55% 74%

успеваемость

"3-4" 55% 46% 94% 78%

"4-5" 45% 54% 6% 22%

только "5" 4% 3% 3% 6%

Данные (табл. 17) свидетельствуют о том, что процент работающих студентов складывается, в среднем, из «троечников», что объясняется трудностями, связанными с совмещением учебы на очном отделении вуза и работы на неполную занятость (прежде всего, это «временные» проблемы).

Таким образом, исследования позволяют сделать вывод о том, что в отношении формирования профессиональной системы ценностей в среде современных выпускников вузов преобладает ориентированность на специфику будущей сферы деятельности и сформированность профессиональных навыков в процессе первичного трудоустройства. Однако, при этом имеет место «материальная зависимость» от родителей, несмотря на все имеющиеся ресурсы для самостоятельной жизни.

Анализ позволил выявить «зоны стабильности» и «проблемные зоны» на рынке труда молодых специалистов и наметить пути разрешения проблем. В целом, знания, полученные в вузе и опыт производственных практик позволил студентам более успешно адаптироваться на рынке труда и позволил успешно справляться с поставленными производственными задачами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кучигина С.К. Гендерные аспекты современного рынка труда [Текст] // Монография. - Пенза: ПГУАС, 2013. ISBN 978-5-9282-0904-92.

2. 2. Кучигина С.К. Социология // Учебно-методическое пособие. - Пенза: ПГУАС,

2011. З.Резник Г.А., Волокушин Д.В.. Эволюция социальной ответственности в теориях стратегического управления // Экономическое возрождение России. -

2012. №3.

3. 4.Резник Г.А. Инновационно-ориентированный специалист как стратегический ресурс России// Внутривузовский журнал «Региональная архитектура и строительство». - Пенза: ПГУАС . - 2006. - №1.

4. 5.Резник Г.А. Подготовка инновационно-ориентированного специалиста - основа устойчивого развития региона// «Проблемы социально-экономической устойчивости региона: сборник материалов V Международной научно-практической конференции. - Пенза: РИО ПГСХА, 2009.

5. б.Резник Г.А., Пономаренко Ю.С., Амирова Д.Р. Инвестиции в образование -ключевой фактор повышения благосостояния населения России// Электронный журнал «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований». - 2012 г. - №12.

6. 7.Резник Г.А., Маскаева А.И. Роль научного потенциала в процессе становления инновационной экономики России// Научно-теоретический и прикладной журнал Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, серия «Экономические науки». - 2012 г. - №69.

7. 8.Резник Г.А., Амирова Д.Р. Инновационная актуальность трудового потенциала как важнейший ресурс модернизации экономики// Журнал «Экономика предпринимательства». - 2013 г. - №12. - Ч.2

8. 9. Резник Г.А., Амирова Д.Р. Анализ количественной составляющей трудового потенциала Пензенской области. Социально-экономические проблемы развития предприятий и регионов: сборник статей XII Международной научно-практической конференции. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010. - 364 с.

9. 10. Резник Г.А., Амирова Д.Р. Роль человеческого потенциала в повышении конкурентоспособности вуза. Опыт и проблемы социально-экономических преобразований в условиях трансформации общества: регион, город, предприятие: сборник статей IX Международной научно-практической конференции./МНИЦ ПГСХА. - Пенза: РИО ПГСХА, 2011. - 238 с.

Рецензент: Черниковская Марина Витальевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент», ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства».

Galina Reznik

Penza state University of architecture and construction

Russia, Penza [email protected]

Svetlana Kushigina

Penza state University of architecture and construction

Russia, Penza [email protected]

The problem of the formation of the hierarchy of values of modern University graduates in terms of socio-economic transformation

Abstract. In this article, the authors identified the problem of the formation of the value system of today's youth at the present stage, because it is an important aspect in the formation of professional competence of young specialists on the labor market. The formation of the value system of young people due to political and economic crises in different years, as a result of the inconsistency and ambiguity of preserving the spiritual and moral principles of the nation.

The authors concluded that the structure of the values of modern youth is formed in accordance with the existing binary system of values, and since transformed the economic, political, cultural, and social foundations of society, adaptation processes to the new conditions occur differently depending on the regional, sexual, social, cultural facilities, and this, in turn, affects the processes in the youth labor market in General.

After spending a sociological study, the authors found a correlation of transition to a market economy and employment "reorientation" of young people: rational (pragmatic) approach begins to dominate in all spheres of life; young professionals are forced to enter the profession in the conditions of tough competition. The desire to act independently and to be financially independent causes in the youth environment of great interest to the enterprise.

The market reform of the organizational principles of the society led to the emergence of a new "filling" the value of labor as an important socio-economical dominant. In terms of labor market increasingly begins to take on the nature of the "goods" instead of the character socioeconomic level in the overall structure of society. This integrates the nature of work is extremely important, because through the system of work is established labor identity (individual, national).

In addition, the authors note, this feature of "work-product" in the perception of young professionals as it is a gradual devaluation: the maximum work effort may not provide a significant increase in welfare, while the professional motivation of young professionals is formed on the principle of "maximum income with minimum labor efforts."

In this regard, the authors conducted a sociological survey, the purpose of which was to identify the specific system of work values among students.

Keywords: respondents; young professionals; the job market; value orientation; survey; professional competence; priorities.

REFERENCES

1. Kuchigina S.K. Gendernye aspekty sovremennogo rynka truda Tckst // Monografija. - Penza, 2013.

2. Kuchigina S.K. Sociologija DTekstD // Uchebno-metodicheskoe posobie. - Penza, 2011.

3. 3.Reznik G.A., Volokushin D.V.. Jevoljucija social'noj otvetstvennosti v teorijah strategicheskogo upravlenija // Jekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii. - 2012. №3.

4. 4.Reznik G.A. Innovacionno-orientirovannyj specialist kak strategicheskij resurs Rossii// Vnutrivuzovskij zhurnal «Regional'naja arhitektura i stroitel'stvo». - Penza: PGUAS . - 2006. - №1.

5. 5.Reznik G.A. Podgotovka innovacionno-orientirovannogo specialista - osnova ustojchivogo razvitija regiona// «Problemy social'no-jekonomicheskoj ustojchivosti regiona: sbornik materialov V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. -Penza: RIO PGSHA, 2009.

6. 6.Reznik G.A., Ponomarenko Ju.S., Amirova D.R. Investicii v obrazovanie - kljuchevoj faktor povyshenija blagosostojanija naselenija Rossii// Jelektronnyj zhurnal «Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij». - 2012 g. -№12.

7. 7.Reznik G.A., Maskaeva A.I. Rol' nauchnogo potenciala v processe stanovlenija innovacionnoj jekonomiki Rossii// Nauchno-teoreticheskij i prikladnoj zhurnal Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. Jaroslava Mudrogo, serija «Jekonomicheskie nauki». - 2012 g. - №69.

8. 8.Reznik G.A., Amirova D.R. Innovacionnaja aktual'nost' trudovogo potenciala kak vazhnejshij resurs modernizacii jekonomiki// Zhurnal «Jekonomika predprinimatel'stva». - 2013 g. - №12. - Ch.2

9. Reznik G.A., Amirova D.R. Analiz kolichestvennoj sostavljajushhej trudovogo potenciala Penzenskoj oblasti. Social'no-jekonomicheskie problemy razvitija predprijatij i regionov: sbornik statej XII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Penza: Privolzhskij Dom znanij, 2010. - 364 s.

10. Reznik G.A., Amirova D.R. Rol' chelovecheskogo potenciala v povyshenii konkurentosposobnosti vuza. Opyt i problemy social'no-jekonomicheskih preobrazovanij v uslovijah transformacii obshhestva: region, gorod, predprijatie: sbornik statej IX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii./MNIC PGSHA. - Penza: RIO PGSHA, 2011. - 238 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.