Научная статья на тему 'Ценностно-ориентированное поведение студенческой молодежи в постиндустриальном обществе'

Ценностно-ориентированное поведение студенческой молодежи в постиндустриальном обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
198
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / СТУДЕНЧЕСТВО / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА / СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Никонова Элина Ильдусовна

Статья посвящена анализу противоречий в системе ценностей современной молодежи обществ с различным уровнем постиндустриального развития. Определены значимость базовых ценностей и соответствующие им стратегии поведения современного студенчества. Представлена собственная точка зрения автора на проблему изменения структуры ценностей в процессе общественного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value-Oriented Behavior of Students in Post-Industrial Society

The paper dwells upon the contradictions in the system of values of young people from societies with different levels of post-industrial development. The author identifies the importance of basic values and the corresponding behavior strategies of modern students and presents her own view on the problem of changes in structure of values in the process of social development.

Текст научной работы на тему «Ценностно-ориентированное поведение студенческой молодежи в постиндустриальном обществе»

УДК 316.346.32 - 053.6

Ценностно-ориентированное поведение студенческой молодежи в постиндустриальном обществе

Никонова Э.И.

Кандидат социологических наук, доцент кафедры профессионального обучения, педагогики и социологии Казанского государственного архитектурно-строительного университета

Статья посвящена анализу противоречий в системе ценностей современной молодежи обществ с различным уровнем постиндустриального развития. Определены значимость базовых ценностей и соответствующие им стратегии поведения современного студенчества. Представлена собственная точка зрения автора на проблему изменения структуры ценностей в процессе общественного развития.

Ключевые слова: ценности, студенчество, постиндустриальное развитие общества, стратегии поведения.

Постиндустриальное (информационное) общество - это один из этапов общественного развития, в котором экономика акцентируется не на массовом производстве товаров и других физических благ, а на производстве услуг и информации. Экономические преобразования, связанные с переходом к постиндустриальной экономике, затрагивают все общество в целом - социум начинает преобразовываться из-за меняющихся «правил игры». Происходит рост численности среднего класса, профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний, квалификации, резко возрастает творческое начала в труде. Вслед за новой конъюнктурой экономики приходят и новые ценности, которые начинают преобладать в том или ином обществе.

В любом обществе существует так называемые базовые ценности. Основой к их выявлению послужило исследование, проведенное Ш. Швартцем, которое включало в себя выборку из 41 страны [1]. Перечислим ниже основные типы ценностей, по Швартцу, каждую из которых определим с точки зрения основной цели, а также сделаем попытку представления значения данных ценностей в современном обществе (см. табл. 1).

Основываясь на приведенных данных, рассмотрим систему ценностей, на которую ориентируются студенты современных вузов и которой руковод-172

ствуются при выборе вариантов своего социального поведения. Современное студенчество принадлежит к так называемому поколению «миллениалов» (или Поколению Y) - людей, родившихся после 1981 г. [2]. Представителям данного поколения свойственно оттягивать переход во «взрослую» жизнь на более поздний срок, чем сверстникам в предыдущих поколениях. Поэтому особенности поведения современной студенческой молодежи можно в целом описать следующими противоречивыми характеристиками: постоянной опекой и уверенностью в своих силах; групповым соглашательством и ориентированностью на личный успех; «давлением» общества и принятием социальных стереотипов и стандартов поведения и др.

Большинство современных студентов постоянно хотят чувствовать себя защищенными, как дети. Их воспитание и становление пришлось на период повышения общих мер безопасности (автокресла, радионяни и пр.), они редко были оставлены без присмотра взрослых, а родители, как правило, старались оградить своих детей от неприятных переживаний, решая за них возникающие проблемы и конфликты. Подобная модель поведения плавно перенеслась и на студенческую жизнь - молодежь продолжает ожидать теперь уже от администрации, преподавателей, сотруд-

Таблица 1

Значение ценностей в современном обществе (по Швартцу)

Ценности Объяснение Значение в постиндустриальном обществе

1. Власть Социальный статус и престиж, контроль или господство над людьми и ресурсами Сохранять свой публичный имидж, общественное признание

2. Успех Личный успех посредством демонстрации компетентности по социальным нормам Интеллектуальность, самоуважение

3. Гедонизм Удовольствие и вознаграждение для себя Удовольствие в жизни

4. Стимул Азарт, новизна и вызов в жизни Постоянные вызовы

5. Самостоятельность Независимое мышление и выбор поведения Любопытство, выбор собственных целей

6. Универсализм Понимание, терпимость и благо для всех людей и для природы Толерантность

7. Доброжелательность Сохранение и усиление благополучия людей, с которыми находишься в постоянном контакте Истинная дружба и любовь

8. Традиции Уважение, приверженность и принятие обычаев и идей Благочестивость, праведность

9. Дисциплина Сдержанность действий, склонностей и побуждений, которые могут расстроить или причинить вред другим и нарушить социальные ожидания или нормы Самоконтроль

10. Безопасность Безопасность, гармония и стабильность общества, отношений Чувство принадлежности, здоровье

ников вузов постоянной опеки и разрешения возникающих противоречий.

В то же время студенты «нового времени» - мотивированные, целеустремленные и уверенные в себе и в будущем. Они в большинстве своем хотят составить четко структурированный план конкретных действий для достижения поставленных целей. Так, например, многих студентов интересуют только те разделы получаемых в вузе знаний, которые необходимы для успешной сдачи зачетов и экзаменов. Они предполагают, что высшие учебные заведения - это посредники, которые помогают направить их к успеху. Им присущ высокий уровень оптимизма, напористость, вера в правоту своих устремлений. Две трети студентов уверены, что будут находиться в верхних 20 % населения по показателю выполнения своей работы. Когда же ожидаемый успех не достигается или нет перспективы достижения достойно-

го в понимании студенчества вариантов предполагаемых событий, многие молодые люди испытывают фрустрацию - негативное состояние несоответствия желаний имеющимся возможностям.

Многие представители современной студенческой молодежи нередко демонстрируют признаки стресса, тревоги и симптомы депрессии [3]. Современное студенчество подвержено групповому поведению. Зачастую молодые люди готовы принести в жертву собственную идентичность, чтобы быть частью команды, предпочитая эгалитарное руководство, а не иерархию. Большая часть студенческой молодежи не стремится выделиться среди своих сверстников, а наоборот, предпочитает, чтобы ее рассматривали как часть группы, коллектива. Это, в свою очередь, способствует созданию «студенческой среды», которая оказывает влияние на поведение как группы в целом, так и в отношении отдельно взятой личности.

Нынешние студенты все активнее участвуют в образовательных программах разного уровня, получают высокие баллы по различным тестам Щ, но у многих в то же время наблюдается завышенная самооценка, чувство уверенности в своих силах, «своей исключительности». Эти черты часто приводят к нарциссизму (самовлюбленности) и ложной правоте. Большинство студентов представляют собой экстраверти-рованных личностей, для которых приоритетнее то, что происходит вовне, чем события своего внутреннего мира. Молодежь рассматривает вузы в основном, как трамплин к будущей высокооплачиваемой работе. Таким образом, современное поколение имеет транзакционный тип отношения к образованию, расценивая высшее образование как необходимое и «дорогое» благо для потребителя.

Современное студенчество испытывает серьезное давление со стороны социального окружения и среды, акцентирующей внимание, как правило, на достижении успеха, а не личного развития. Начиная со средней школы, когда проводятся первые профо-риентационные измерения и тесты, всеми агентами социализации (родителями и родственниками, СМИ и др.) в сознание подрастающего поколения внедряется необходимость активной деятельности по достижению успеха, эффективное использование предоставляемых возможностей, избегание вероятных рисков и пр., что, естественно, оказывает огромное психо-эмоциональное давление на молодежь. Все

больше часов в образовательном цикле отводится на самостоятельное изучение, домашнюю работу. Постоянная направленность на успех порой вынуждает молодежь на взятие обязательств, не всегда реально ими выполнимых, или на установку, что к ним должны относиться с пониманием, быть лояльными к их возможным неудачам. Так, большинство работающих студентов практически настаивает на снисхождении к ним, аргументируя свое отсутствие на занятиях необходимостью работать для оплаты своего обучения в вузе.

В зависимости от соотношения западного рационализма с традиционными семейными ценностями, сложившегося в различных обществах, формируется или трансформируется отношение к государственной власти. Современные студенты более стабильных обществ не ставят под сомнение авторитет власти. Они привержены позиции гражданского долга и полагают, что правительственные структуры лучше осведомлены и более эффективно могут заботиться о населении. Многие опасаются, что их могут посчитать нонконформистами. Их одежда, музыкальные и другие культурные предпочтения являются мейнстримными, т.е. стандартизированными, широко употребляемыми и официально принятыми. В силу того, что современная молодежь не спешит покидать родительские дома, мнение своих родителей, как правило, ценится очень высоко. Иная картина в обществах, испытывающих кризисные состояния, постоянные изменения в структуре власти, политические катаклизмы. В таком случае эскалация социального напряжения, неуверенность в завтрашнем дне не позволяет успешно интегрироваться в общую социальную структуру, а степень доверия власти вообще может резко начать снижаться.

Студенческая молодежь выстраивает свою шкалу ценностей по отношению к будущей профессии и работе. Компания «Deloitte» провела исследование «Millennial Survey 2016», где проанализировала основные аспекты отношения работающих студентов и недавних выпускников вузов к своей трудовой деятельности [4, р. 6-8]. В основной массе студенты не дорожат имеющейся вакансией - «стоят одной ногой в дверь». Главным открытием для исследователей явился тот факт, что 44 % респондентов отметили, что если бы у них был выбор, то они бы предпочли оставить своих нынешних работодателей в течение ближайших двух лет.

Данная ситуация объясняется тем, что нынешние выпускники и студенты имеют другую менталь-ность по сравнению с предыдущими поколениями, и с представителями которых в большинстве случаев они не находят общий язык. Отсутствие развития лидерских навыков и чувство «недополучения внимания к себе» у большинства респондентов усугубляются проблемами вокруг баланса работы и жизни, стремления к гибкости и конфликта ценностей.

Однако современная молодежь в привлекательности труда особо ценит наличие института наставничества. Так, 9 из 10 участников опроса обозначили рекомендации, полученные от наставников, в качестве основного фактора проявления интереса к профессиональной деятельности и развития лидерских качеств [4, р. 6-8]. Но наставничество, как правило, является наиболее распространенным явлением для развивающихся экономик, но не для зрелых рыночных отношений.

Личные цели современных студентов можно назвать традиционными - стремление к хорошо оплачиваемой работе, финансовой безопасности, что позволит им накопить достаточно средств для комфортного выхода на пенсию; желание иметь собственное жилье (дом) и партнера на всю жизнь, хотя создание семьи откладывается на неопределенный период. Участники опроса ориентированы на известность и богатство, хотят иметь «высокий профиль в социальных медиа».

Стремление внести позитивный вклад в успех своих деловых организаций или мира в целом также находит отражение среди приоритетных ориентиров студенчества. Но многие участники выразили пожелание, чтобы бизнес-структуры сосредоточили свое основное внимание не на прибыли компаний, а на людях, личности (сотрудниках, клиентах и др.). Так, 7 из 10 респондентов хотели бы, чтобы их личные ценности совпадали с общими целями организаций, на которые они работают. Данный факт может послужить сигналом для тех деловых структур, которые стремятся привлечь в свои ряды ярких молодых специалистов. Лояльность по отношению к работодателю зависит от внимания и поддержки жизненных амбиций современных студентов, а также за счет предоставления возможностей для карьерного роста. Наличие эффективного наставничества может не только продвигать карьеру выпускников, но также способствовать укреплению лояльности - лиц, желающих остаться в своих организациях, более чем в два раза больше среди тех, кто имеет наставника (68 %), чем среди тех, кто его не имеет (32 %).

Итак, молодежь, как известно, в первую очередь реагирует на все изменения, происходящие в общественной жизни. Но ценности, предлагаемые обществом, личность «усваивает» избирательно - одни ценности воспринимаются ею как должные, другие - частично, а третьи могут быть вообще проигнорированы. Подобно тому, как потребности и интересы человека, степень их осознанности и важности выступают в виде определенной системы, так и ценностные ориентации образуют систему, определяющую генеральную линию поведения. Именно в молодости стабилизируются все психические процессы, и личность приобретает зрелый характер, а у студенчества ведущей становится профессионально-ориентированная учеба и трудовая деятельность.

Современный этап социального развития, с одной стороны, сдвинул в деятельностном плане границы всех возрастов в сторону более раннего наступления зрелости, а с другой - усиливается социальный инфантилизм молодежи. Данное противоречие более отчетливо проявляется в постиндустриальном периоде по отношению к российской молодежи и студенчеству, поскольку наша молодежь только на пороге глобальных изменений.

Современные реалии таковы, что вступление в новую постиндустриальную эпоху привело к быстрому развитию и частой смене технологий практически во всех сферах жизни. И несомненно, студенчество, как более прогрессивная и мобильная часть населения, является основным потребителем этих технологий, модернизатором и координатором их изменений. И остается проблема соотношения: опыт старших, конформизм и социальная опека, с одной стороны, и независимость, и индивидуализм - с другой. От того, насколько изменится иерархия и приоритетность традиционных ценностей в новом мире, зависит благосостояние всего мирового сообщества.

Литература:

1. Schwartz S.H. (2012). An Overview of the Schwartz Theory of Basic Values // Online Readings in Psychology and Culture, 2012. - URL: http://dx.doi. org/10.9707/2307-0919.1116

2. Fry R. Millennials overtake Baby Boomers as America's largest generation. Pew Research Center. - URL: http://www.pewresearch.org/ fact-tank/2016/04/25/millennials-overtake-baby-boomers/ (дата обращения: 17.05.2016 г.).

3. Howe N., Strauss W. Millennials Go to College. -Great Falls: LifeCourse Associates, 2007. - 228 p.

4. The Deloitte Millennial Survey 2016: Winning over the next generation of leaders. Deloitte. - URL: http://www2.deloitte.com/global/en/pages/about-deloitte/articles/millennialsurvey.html# (дата обращения: 12.05.2016 г.).

Value-Oriented Behavior of Students in Post-Industrial Society

E.I. Nikonova Kazan State University of Architecture and Engineering

The paper dwells upon the contradictions in the system of values of young people from societies with different levels of post-industrial development. The author identifies the importance of basic values and the corresponding behavior strategies of modern students and presents her own view on the problem of changes in structure of values in the process of social development.

Key words: values, students, post-industrial society development, behavior strategies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.