Научная статья на тему 'Развитие человеческого потенциала региона путем формирования ценностной ориентации молодежи'

Развитие человеческого потенциала региона путем формирования ценностной ориентации молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
202
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ЦЕННОСТИ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / РЕГИОН / ДИСБАЛАНС / YOUNG PEOPLE / VALUES / HUMAN POTENTIAL / ONLINE TEACHING / REGION / IMBALANCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Филимонова Наталья Михайловна, Моргунова Наталья Владимировна

Во всех странах молодежь является важным фактором социально-экономического развития и обновления экономической жизни. Целью данного исследования явилось определение ценностных ориентиров молодежи и их взаимосвязи с уровнем развития человеческого потенциала региона. Основным методом, используемым в данном исследовании, является анкетирование. Важным результатом стало выявление фактора развития человеческого потенциала несоответствие профиля ценностей части молодежи существующим морально-этическим стандартам общества, несовпадение выявленных ценностей существующим стереотипам в обществе. Для решения выявленных проблем предложено использование коучинга в работе преподавателей вуза со студентами, проект применения которого описан в статье. Научная значимость заключается в обосновании нового подхода к корректировке ценностной ориентации молодежи в формате дополнительного обучения в регионе, что позволит обеспечить развитие человеческого потенциала в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE HUMAN POTENTIAL IN A REGION THROUGH THE FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS OF YOUNG PEOPLE

Young people in all countries are an important factor of the socio-economic development and renewal of economic life. The aim of this study was to determine the value orientations of young people and their interrelation with the human potential development in the region. The questionnaire survey was the principal method used in the study. An important result was the exposed non-compliance of the value profile of a part of young people with the existing moral and ethical standards of society, the mismatch between the disclosed values and the existing stereotypes. To solve the identified problems, higher school teachers are recommended to use the coaching method in their teaching practice, with an application project described in the paper. The scientific relevance of the study is the substantiation of a new approach to the adjustment of the value orientation of young people through additional training, which will contribute to the development of the human potential in the region.

Текст научной работы на тему «Развитие человеческого потенциала региона путем формирования ценностной ориентации молодежи»

УДК 332.01

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА ПУТЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ*

ФИЛИМОНОВА НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА, д-р экон. наук, профессор, заведующая кафедрой менеджмента и маркетинга Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых E-mail: natal_f@mail.ru

МОРГУНОВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА, канд. экон. наук, доцент, профессор кафедры менеджмента и маркетинга Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых E-mail: nmorgunova@mail.ru

Во всех странах молодежь является важным фактором социально-экономического развития и обновления экономической жизни. Целью данного исследования явилось определение ценностных ориентиров молодежи и их взаимосвязи с уровнем развития человеческого потенциала региона. Основным методом, используемым в данном исследовании, является анкетирование. Важным результатом стало выявление фактора развития человеческого потенциала - несоответствие профиля ценностей части молодежи существующим морально-этическим стандартам общества, несовпадение выявленных ценностей существующим стереотипам в обществе. Для решения выявленных проблем предложено использование коучинга в работе преподавателей вуза со студентами, проект применения которого описан в статье. Научная значимость заключается в обосновании нового подхода к корректировке ценностной ориентации молодежи в формате дополнительного обучения в регионе, что позволит обеспечить развитие человеческого потенциала в регионе.

Ключевые слова: молодежь; ценности; человеческий потенциал; онлайн-обучение; регион; дисбаланс.

Development of the Human Potential in a Region through the Formation of Value Orientations of Young People

NATALIA M. FILIMONOVA, ScD (Economics), professor, Head of the Management and Marketing Department, Vladimir Alexander and Nicholai Stoletovs State University.

NATALIA V. MORGUNOVA, PhD (Economics), assistant professor at the Management and Marketing Department, Vladimir Alexander and Nicholai Stoletovs State University

Young people in all countries are an important factor of the socio-economic development and renewal of economic life. The aim of this study was to determine the value orientations of young people and their interrelation with the human potential development in the region. The questionnaire survey was the principal method used in the study. An important result was the exposed non-compliance of the value profile of a part of young people with the existing moral and ethical standards of society, the mismatch between the disclosed values and the existing stereotypes. To solve the identified problems, higher school teachers are recommended to use the coaching method in their teaching practice, with an

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Механизм повышения эффективности влияния государственной молодежной политики на региональное развитие»), проект № 15-12-33004а/Ц.

application project described in the paper. The scientific relevance of the study is the substantiation of a new approach to the adjustment of the value orientation of young people through additional training, which will contribute to the development of the human potential in the region.

Keywords: young people; values; human potential; online teaching; region; imbalance.

Значение развития человеческого потенциала

Уровень человеческого потенциала признается одним из ключевых факторов социально-экономического развития регионов. В силу того что значительная часть регионов России являются депрессивными, заслуживают внимания выводы, сделанные в исследовании периферийных районов Крайнего Севера: «...среди причин бедности материальные факторы — такие, как отсутствие капитала или нехватка инфраструктурных объектов — вторичны. Первопричина бедности нематериальна и заключена в определенном дефиците образования, организованности и дисциплины. Развитие начинается не с товаров, а с людей — их образования, организованности и дисциплины. Без этих трех составляющих все ресурсы останутся лишь потенциалом» [1].

Россия уже несколько лет подряд поднимается в рейтинге развития человеческого капитала, заняв в 2015 г. 26-е место, улучшив свое положение по сравнению с предыдущим рейтингом сразу на 25 позиций. Наиболее высокие результаты Россия демонстрирует по показателям доступности образования [2]. Несмотря на это, Россия продолжает отставать от многих стран по уровню и тенденциям экономического развития, что позволяет делать вывод о недостаточности реализации ее человеческого потенциала.

Теория человеческого потенциала, основоположниками которой являются А. Смит, А. Маслоу, получила развитие в исследованиях Г. Беккера [3], А. Сена, обосновавших положение о том, что процесс развития — это не возрастание только материального или экономического благосостояния, а расширение возможностей человека, которое подразумевает «большую свободу выбора, чтобы каждый мог выбирать из большого числа вариантов ту цель и тот образ жизни, которые он считает предпочтительными» [4].

Среди российских ученых существенный вклад в развитие теории и оценки человеческого капитала внес И.В. Ильинский, который учитывал такие составляющие, как капитал здоровья, капитал культуры, капитал образования [5]. Е.М. Авраамова также отмечает, что одним из главных компонентов человеческого потенциала является образовательная, квалификационная составляющая [6].

Однако в настоящее время возникла проблема несоответствия структуры и качества образования российской молодежи потребностям общества, а также недостаточная мотивация молодежи к самообразованию и самосовершенствованию. Только относительно небольшая часть молодежи отличается приверженностью к ярко выраженным человеческим ценностям. Авторская позиция заключается в необходимости оптимизации ценностно-мотивацион-ной сферы молодежи, что будет способствовать развитию и использованию ее потенциала для формирования региональных экономических систем.

Проблемы ценностей и ценностных ориен-таций рассматривались в работах М. Вебера, Э. Дюркгейма, М. Рокича, среди отечественных ученых следует выделить труды А.Г. Здравомыс-лова, З.Т. Голенковой [7] и т.д.

Исследование жизненных ценностей молодых людей

Исследование человеческого потенциала проводилось на примере Владимирской области, которая относится к группе регионов, удельный вес молодежи в работоспособном возрасте в которых снижается более быстрыми темпами, чем в среднем по России. Кроме общей тенденции снижения рождаемости в определенных периодах, регион испытывает влияние двух более экономически благополучных областей — Московской и Нижегородской, куда идет отток квалифицированных молодых кадров. Закрепление молодых кадров на ме-

стах обеспечивается более или менее успешно реализацией ряда федеральных и региональных программ [8]. Следует отметить, что существующая практика поддержки молодежи государством и различными частными фондами в развитых странах максимально ориентирована на обеспечение обучения молодых людей в учебных заведениях. Практически повсеместно организовано бесплатное обучение в высших учебных заведениях в Германии, осуществляется льготное кредитование и предоставляется возможность заработать получение высшего образования во время службы в армии в Израиле и т.д. Все это свидетельствует об осознании властями этих стран необходимости формирования квалифицированного работника, личности, стремящейся к самосовершенствованию. Однако одновременно снижается эффективности этих мер. Зачастую отмечаются изменение ценностного профиля молодых людей, деформация оценки окружающей действительности. Само по себе образование все меньше гарантирует возможность

трудоустройства и достойного заработка, что особенно стало заметно в казалось бы благополучной с точки зрения качества высшего образования стране — США, где в последние годы быстро растет количество выпускников университетов, не способных вернуть образовательный кредит из-за отсутствия работы с требуемым для возвращения кредита уровнем заработной платы. Общество волнует потребительская позиция молодых людей, которые, получив финансовую поддержку, считают, что государство должно и впредь заботиться о них, об их трудоустройстве и доходах. Иждивенчество, позднее взросление, нежелание принять на себя ответственность за свою жизнь, стремление обвинять в своих проблемах старшее поколение характерно для многих молодых людей вне зависимости от места проживания. На качественном уровне взаимосвязь уровня развития человеческого потенциала региона с удельным весом и качественным составом молодежи представляется однозначно значимой и прямой.

Рис. 1. Ценности различных поколений [9]

Одной из главных проблем является низкий уровень осознанности молодежью реалий жизни, своих возможностей.

Исследования, проведенные в США, показали, что уровень осознанности реалий жизни поколения «Миллениум» (до 35 лет) достаточно высок (рис. 1). Для них характерно осознание себя как поколения самодостаточных людей (59 %), одновременно расточительных (49%) в том, что касается их потребностей, и жадных (43 %) в том, что касается потребностей других людей. 39% молодых людей относят себя к идеалистам, а 31% — к циникам.

В России аналогичного исследования не проводилось, однако некоторые сопоставления можно сделать. В рамках исследования было проведено анкетирование студентов Института экономики и менеджмента Владимирского государственного университета. Всего было опрошено 243 человека.

Результаты тестирования оказались достаточно неоднозначными и даже противоречивыми. На рис. 2 представлены оценки по 10-балльной шкале жизненных ценностей студентов с дифференциацией по полу. Наиболее значимой ценностью для юношей оказалась религия, а у девушек — личная выгода, которые более высоко оценили значимость статуса, чем молодые люди, и ниже — значимость семьи.

Жизненные ценности, ценимые опрошенными в других людях, уже не столь различались по половому признаку, т.е. наиболее существенной ценностью является «честность», которая при максимальной оценке в один балл набрала в среднем 0,9 у девушек и 0,8 — у молодых людей (рис. 3).

В настоящее время возникла проблема несоответствия структуры и качества образования российской молодежи потребностям общества, а также недостаточная мотивация молодежи к самообразованию и самосовершенствованию

Интересно и то, что девушки более высоко, чем юноши, оценили в других людях интеллект и внешность, т.е. в отношении других людей ценность личной выгоды, признанной основной для себя, не считалась главной. Молодые люди оказались неспособными реально поставить себя на место другого человека. Иными словами, имеется противоречие между своими ценностями и ценностями других людей.

Рис. 2. Оценка важности жизненных ценностей

0,0 0,2 0,4 0,6 0,8 1,0 Рис. 3. Оценка важности жизненных ценностей у других людей

Рис. 4. Ценности, которым в ближайшие три года хотелось бы уделять больше внимания

Наиболее значимый результат получен при анализе ответов на вопрос о том, чему в ближайшее время респондент хотел бы уделять больше внимания (рис. 4).

Молодые люди, отметившие религию в качестве наиболее приоритетной ценности, вовсе не предполагают уделять внимание этой сфере жизни, не намного больше хотят заниматься духовной жизнью девушки. Карьере, которая по уровню значимости была всего лишь на

седьмом месте при определении своих ценностей, планируют уделять внимание 70% юношей и 50% девушек, при том что у последних значимость карьеры как ценности выше, чем у молодых людей. Семейная жизнь выходит на первый план у девушек, увеличивается внимание и к любви.

Результаты анкетирования подтвердили гипотезу о низком уровне осознанности человеческих ценностей, что мешает молодым

людям придерживаться твердых ценностных установок, помогающих им выстраивать свою траекторию развития в соответствии с их личными потребностями и потребностями общества.

Если мы обратимся к составляющим оценки человеческого капитала по И.В. Ильинскому, то можем отметить его резкое снижение как по составляющей образования, так и по составляющей здоровья, и то и другое в значительной степени связано с низким уровнем составляющей общей культуры. Так, отмечается, что, «если ситуация со смертностью не изменится, из каждых 10 юношей-выпускников школ в России четверо умрут, не дожив до пенсионного возраста» [10].

Решение проблемы невозможно без повышения осознанности жизни, принятия на себя ответственности за свою жизнь, понимания необходимости непрерывного развития, в огромной степени зависящего от самого молодого человека.

Использование коучингового подхода к обучению студентов

Для подтверждения гипотезы исследования был реализован проект использования коу-чингового подхода1 к обучению студентов, который предполагает смену роли преподавателя от лектора-ментора к коучу. Преподаватель-коуч ведет студента к знаниям, профессии через формирование осознанного отношения

1 Коучинг (англ. coaching) — метод консалтинга и тренинга, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели.

к жизни. В учебном процессе использовались приемы командного коучинга, поскольку цели студентов в процессе обучения схожи. Позиция коуча основана на вере в студента и его возможности, непредубежденности, фокусировании на результате и безоценочности. Последняя составляющая позиции вступает, на первый взгляд, в противоречие с преподавательской деятельностью, но безоценочность действует не в отношении знаний студента, а в отношении его личности и его действий по достижению цели.

Для реализации такого подхода необходимо обучение преподавателей коучинговым технологиям. Имеющаяся практика корпоративного коучинга подтверждает возможность обучения педагогов, однако это должен быть непрерывный процесс, а не разовое повышение квалификации. «Молодым» коучам также нужны свои коучи.

Преподаватель-коуч ведет студента к знаниям, профессии через формирование осознанного отношения к жизни

Апробация изложенного подхода показывала значительный рост осознанности поведения студентов, активизацию их познавательной активности, формирование потенциала саморазвития, необходимого для роста качества и повышения эффективности использования человеческого капитала в регионе.

Литература

1. Пилясов А.Н. И последние станут первыми: Северная периферия на пути к экономике знания. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 544 с.

2. Всемирный экономический форум: Рейтинг стран мира по уровню развития человеческого капитала 2015 года. URL: http://gtmarket. ru/news/2015/05/19/7160 (дата обращения: 22.09.2015).

3. Бэккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 672 с.

4. Сен А. Развитие как свобода. М.: Новое издательство, 2004. 425 с.

5. Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. СПб: изд. СПбУЭФ, 1996. 163 с.

6. Авраамова Е.М., Логинов Д.М. Роль школьного образования в развитии человеческого капитала // Экономика региона. 2014. № 2. С. 53-62.

7. Россия и Китай: молодежь XXI века. М: Новый хронограф, 2014. 424 с.

8. Ведехин А.Ю., Моргунова Н.В. Проблемы управления реализацией молодежной политики в регионе // Вопросы экономики и права. 2012. № 51. С. 139-144.

9. Most Millennials Resist the 'Millennial' Label. Generations in a Mirror: How They See Themselves. Pew Research Center. URL: http://www. people-press.org/2015/09/03/most-millennials-resist-the-millennial-label (дата обращения: 20.09.2015).

10. Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации. Доклад «О первоочередных мерах преодоления последствий «демографической ямы» в Российской Федерации». URL: http: //open. gov.ru/upload/iblock/65a/65a11aada343910cadeae66deea9f62a.pdf (дата обращения: 25.09.2015).

References

1. Pilyasov A.N. And the last shall be first: North periphery towards knowledge economy [I poslednie stanut pervymi: Severnaja periferija na puti k jekonomike znanija]. Moscow, Book House «LIBROKOM», 2009, 544 p.

2. The World Economic Forum: rating countries by level of human capital development in 2015. [Vsemirnyj jekonomicheskij forum: Rejting stran mira po urovnju razvitija chelovecheskogo kapitala 2015 goda]. URL: http: //gtmarket.ru/news/2015/05/19/7160 (accessed 09.22.2015).

3. Becker G. Human behavior: an economic approach. Selected papers on economic theory. [Chelovecheskoe povedenie: jekonomicheskij podhod. Izbrannye trudy po jekonomicheskoj teorii]. Moscow, Higher School of Economics, 2003, 672 p.

4. Sen A. Development as Freedom. [Razvitie kak svoboda]. Moscow, New publishing, 2004, 425 p.

5. Ilyinsky I. Investing in the future: education innovation reproduction. [Investicii v budushhee: obrazovanie v innovacionnom vosproizvodstve]. SPb, Publishing. SPbUEF, 1996, 163 p.

6. Avraamova E.M., Loginov D.M. The role of the school in the development of human capital [Rol' shkol'nogo obrazovanija v razvitii chelovecheskogo kapitala]. The economy of the region, 2014. No. 2, pp. 53-62.

7. Russia and China: the youth of the XXI century. [Rossija i Kitaj: molodezh' XXI veka]. Moscow, The new chronograph, 2014, 424 p.

8. Vedehin A.Y., Morgunov N.V. Problems of managing the implementation of youth policies in the region. [Problemy upravlenija realizaciej molodezhnoj politiki v regione]. Problems of Economics and Law. 2012, No. 51, pp. 139-144.

9. Most Millennials Resist the 'Millennial' Label. Generations in a Mirror: How They See Themselves. Pew Research Center. URL: http://www.people-press.org/2015/09/03/most-millennials-resist-the-millennial-label (accessed 20.09.2015).

10. Expert Council under the Government of the Russian Federation. The report „On urgent measures to overcome the consequences of the" demographic hole „in the Russian Federation". [Jekspertnyj sovet pri Pravitel'stve Rossijskoj Federacii. Doklad „O pervoocherednyh merah preodolenija posledstvij «demograficheskoj jamy" v Rossijskoj Federacii»]. URL: http://open.gov.ru/upload/iblock/65a/65a11aa da343910cadeae66deea9f62a.pdf (accessed 09.25.2015).

Из выступления В.В. Путина на заседании

XIX Петербургского экономического форума 19 июня 2015 г.

Наша цель - чтобы малые и средние компании росли, завоевывали отечественный рынок, развивали свой экспортный потенциал. Поэтому будем тесно увязывать деятельность институтов поддержки промышленности и стимулирования экспорта, имея в виду Фонд развития промышленности, который недавно создан, Фонд развития Дальнего Востока, Российский фонд прямых инвестиций, механизмы проектного финансирования, а также Российский экспортный центр, в котором отечественные компании смогут получать весь спектр услуг по поддержке своей продукции на зарубежных рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.