Научная статья на тему 'Роль ценностных ориентиров студентов в формировании человеческого капитала региона'

Роль ценностных ориентиров студентов в формировании человеческого капитала региона Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
335
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / HUMAN CAPITAL / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ МОЛОДЕЖИ / VALUE ORIENTATIONS OF YOUTH / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / QUALITY OF LIFE / СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ МОЛОДЕЖИ / SOCIAL WELL-BEING OF YOUTH / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / YOUTH POLICY / АНКЕТНЫЙ ОПРОС / QUESTIONNAIRE SURVEY / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / STUDENT YOUTH / ОБРАБОТКА КАЧЕСТВЕННЫХ ДАННЫХ / PROCESSING OF QUALITATIVE DATA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мартышенко Наталья Степановна

Ценностные ориентиры молодежи характеризуют зрелость личности и выражаются в отношении человека к социальной действительности, определяют линию его поведения и мотивацию к труду и самосовершенствованию. Ценностные ориентации молодежи влияют на процесс формирования человеческого капитала региона. Понятие человеческого капитала и связанные с ним показатели носят качественный характер с нечеткими границами. Целью настоящего исследования является разработка инструментальных средств оценки результативности молодежной политики по формированию человеческого капитала региона на примере Приморского края. На основе результатов социологических опросов определяются факторы, влияющие на сознание и социальное самочувствие студенческой молодежи. В соответствии с жизненными установками молодые люди осуществляют планирование своего жизненного пути на перспективу. В работе представлен анализ жизненных приоритетов молодых людей. Определены оценки молодежной аудиторией региона показателей качества жизни на текущий момент и на перспективу. К числу наиболее важных результатов, полученных в ходе исследований, относится разработка типологий проблем, наиболее остро воспринимаемых в молодежной среде. Полученные результаты могут быть использованы при разработке инструментов социального проектирования молодежной политика региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE STUDENTS VALUABLE INDICATORS IN THE FORMATION OF THE REGION HUMAN CAPITAL

The value orientations of the youth characterize the maturity of the individual and are expressed in relation to a person to social reality, determine the line of his behavior and motivation for work and self-improvement. Value orientations of young people influence the process of formation of the human capital of the region. The concept of human capital and related indicators are of a qualitative nature with fuzzy boundaries. The purpose of this study is to develop tools for assessing the effectiveness of youth policy on the formation of human capital in the region by the example of Primorsky Krai. Based on the results of sociological surveys, factors influencing the consciousness and social well-being of student youth are determined. In accordance with their attitudes, young people are planning their life path for the future. The paper presents an analysis of the life priorities of young people. The assessments by the youth audience of the region of the quality of life indicators for the current time and for the future are determined. Among the most important results obtained during the research is the development of typologies of problems that are most acutely perceived in the youth environment. The obtained results can be used in the development of social design tools for the youth policy of the region.

Текст научной работы на тему «Роль ценностных ориентиров студентов в формировании человеческого капитала региона»

УДК 332.12, 331,5

РОЛЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СТУДЕНТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА РЕГИОНА

© 2018

Мартышенко Наталья Степановна, кандидат экономических наук,

доцент кафедры «Международного маркетинга и торговли» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41 e-mail: [email protected]))

Аннотация. Ценностные ориентиры молодежи характеризуют зрелость личности и выражаются в отношении человека к социальной действительности, определяют линию его поведения и мотивацию к труду и самосовершенствованию. Ценностные ориентации молодежи влияют на процесс формирования человеческого капитала региона. Понятие человеческого капитала и связанные с ним показатели носят качественный характер с нечеткими границами. Целью настоящего исследования является разработка инструментальных средств оценки результативности молодежной политики по формированию человеческого капитала региона на примере Приморского края. На основе результатов социологических опросов определяются факторы, влияющие на сознание и социальное самочувствие студенческой молодежи. В соответствии с жизненными установками молодые люди осуществляют планирование своего жизненного пути на перспективу. В работе представлен анализ жизненных приоритетов молодых людей. Определены оценки молодежной аудиторией региона показателей качества жизни на текущий момент и на перспективу. К числу наиболее важных результатов, полученных в ходе исследований, относится разработка типологий проблем, наиболее остро воспринимаемых в молодежной среде. Полученные результаты могут быть использованы при разработке инструментов социального проектирования молодежной политика региона.

Ключевые слова: человеческий капитал, ценностные ориентиры молодежи, качество жизни, социальное самочувствие молодежи, молодежная политика, анкетный опрос, студенческая молодежь, обработка качественных данных.

THE ROLE OF THE STUDENTS VALUABLE INDICATORS IN THE FORMATION OF THE REGION HUMAN CAPITAL

© 2018

Martyshenko Natalya Stepanovna, candidate of economic sciences, professor of «International Marketing and Trade» Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol Street, 14, e-mail: [email protected])

Abstract. The value orientations of the youth characterize the maturity of the individual and are expressed in relation to a person to social reality, determine the line of his behavior and motivation for work and self-improvement. Value orientations of young people influence the process of formation of the human capital of the region. The concept of human capital and related indicators are of a qualitative nature with fuzzy boundaries. The purpose of this study is to develop tools for assessing the effectiveness of youth policy on the formation of human capital in the region by the example of Primorsky Krai. Based on the results of sociological surveys, factors influencing the consciousness and social well-being of student youth are determined. In accordance with their attitudes, young people are planning their life path for the future. The paper presents an analysis of the life priorities of young people. The assessments by the youth audience of the region of the quality of life indicators for the current time and for the future are determined. Among the most important results obtained during the research is the development of typologies of problems that are most acutely perceived in the youth environment. The obtained results can be used in the development of social design tools for the youth policy of the region.

Keywords: human capital, value orientations of youth, quality of life, social well-being of youth, youth policy, questionnaire survey, student youth, processing of qualitative data.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современном мире человеческие ресурсы стали определяющим фактором для достижения конкурентных преимуществ экономики страны [1]. Уровень развития человеческого потенциала является важнейшим показателем социально-экономического развития и отдельных регионов. Он имеет сложный механизм воздействия на экономический рост региона (рисунок 1).

Человеческий капитал не привносится извне на территорию региона, а постепенно создается в его рамках. Для его наращивания необходима заинтересованность населения, которая основывается на высокой востребованности инновационных знаний. Невозможность приложить свой труд для того, чтобы обеспечить достойное существование себе и своей семье приводит к утрате населением региона эффективной трудовой мотивации.

Фундамент трудовой мотивации закладывается еще во время обучения молодых людей. Важным фактором, влияющим на трудовую мотивацию, является востребованность специалистов на рынке труда региона. В последние годы в России наблюдается обострение проблемы трудоустройства выпускников вузов. В настоящее время от 25 до 30% выпускников вузов не могут найти себе работу после окончания вуза, только около 20% выпускников вузов работает по специальности, приобретенной в вузе.

Само по себе образование все меньше гарантирует

возможность трудоустройства и достойного заработка.

Рисунок 1 - Каналы влияния человеческого капитала на экономический рост

Это часто приводит к неудовлетворенности трудом и вообще может сформировать негативное отношение к труду. В молодежной среде достаточное распространение получили позднее взросление и потребительская позиция. Многие молодые люди считают, что государство должно заботиться о них, об их трудоустройстве и доходах. Это приводит к нежеланию принять на себя от-

Martyshenko Natalya Stepanovna economic

THE ROLE OF THE STUDENTS ... sceinces

ветственность за свою жизнь.

Качественные изменения социума последнего периода развития страны часто приводят к ошибкам профессионального самоопределения молодежи. Поэтому исследование роли ценностных ориентиров студентов в формировании человеческого капитала региона является актуальной проблемой.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В связи с высокой значимостью проблемы человеческого капитала в определении направлений развития страны она привлекает внимание значительного количества российских ученых. В научных публикациях до настоящего времени обсуждаются различные подходы к трактовке понятия человеческий капитал [2-4]. Процесс воспроизводства человеческого капитала включает три основные фазы: формирование, использование, накопление. Исследованию механизмов влияния человеческого капитала на экономический рост регионов посвящены работы [5-9]. В этих работах рассматриваются различные методические подходы к оценке вклада человеческого капитала в рост экономики региона. Его инновационная компонента, как фактор активизации инвестиционной деятельности в регионе, рассматривается в публикациях [10-12]. Основой формирования и развития человеческого капитала выступает качественное образование. Для инновационной экономики имеет значение не просто получение качественного образования, но и развитие личностных качеств, таких как творческое отношение к труду, способность обучаться в течение всей жизни, преданность делу, мобильность, нравственные установки, и т. д. [13]. В формировании человеческого капитала большую роль играет семья и социальное окружение. Зависимость воспроизводства человеческого капитала от уровня и качества жизни семьи рассматривается в работе [14-17]. В работах [18-24] представлены результаты исследования взаимосвязи качества жизни и человеческого капитала и их совокупного влияния на социально-экономическое развитие регионов. В статье [25] отмечается особая роль, которую играют ментальность, культура, воспитание, образование и морально-нравственное состояние населения в качестве и производительности человеческого капитала. В работах [26, 27] основное внимание уделяется факторам, которые приводят к снижению качества человеческого капитала региона (демографическая ситуация, безработица и т.п.).

Процесс воспроизводства человеческого капитала - это сложная система, которая включает много институтов: семью, систему образования, систему здравоохранения, систему науки и общественные институты. Система образования отвечает за формирование базы человеческого капитала. Система высшего образования воспроизводит элиту общества для инновационного развития страны. Роль вузов в формирования человеческого капитала обсуждается во многих публикациях [28-34]. В этих работах человеческий капитал рассматривается как объект для инвестирования в будущее страны.

В работе Л.В. Баевой указаны основные причины, вызвавшие коренные изменения в системе ценностей современной молодежи [35]. Автор отмечает, что на формирование ценностных ориентиров молодежи значительное влияние оказывает неблагоприятная демографическая, социальная, экономическая ситуация в обществе. Кризисные процессы приводят к ценностной нестабильности в сознании молодежи и личной неустойчивости.

В работе [36] указывается на проблему несоответствия структуры и качества образования российской молодежи потребностям общества, а также недостаточная мотивация молодежи к самообразованию и самосовершенствованию.

В работе [37] система ценностных ориентаций моло-224

дежи определяется как психологическая характеристика зрелой личности, которая выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и определяет линию его поведения. Как элемент структуры личности ценностные ориентиры характеризуют внутреннюю готовность человека к выполнению определенной деятельности по удовлетворению своих и общественных потребностей и интересов, а также указывают на направленность ее поведения.

Понятие человеческого капитала и связанные с ним показатели носят качественный характер с нечеткими границами. Для анализа и выработки управленческих решений таких понятий необходима разработка широкого спектра эффективных инструментальных измерительных средств.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью настоящего исследования является разработка инструментальных средств оценки результативности молодежной по формированию человеческого капитала региона на примере Приморского края. Основными задачами исследования в рамках поставленной цели являются следующие:

- анализ жизненных установок студенческой молодежи на достижение успеха в жизни;

-оценка молодежной аудиторией показателей качества жизни на текущий момент и на перспективу;

- выявление и систематизация проблем, с которыми сталкивается молодежь Приморского края;

- исследование путей становления ценностных ориентиров студентов.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Проблема формирования жизненных ориентиров студентов исследовалась при помощи серии анкетных опросов студентов. Все данные, приведенные в настоящей работе, получены в результате опроса студентов Приморского края. Различные анкеты, распространяемые в студенческой среде региона, включали вопросы, относящиеся к рассматриваемой проблеме. Ряд анкетных опросов повторяется с определенной периодичностью с тем, чтобы проследить изменения, происходящие в студенческой среде края.

Анализ жизненных установок характеризуют оценки студентами значимости результатов, которые возможно достичь после определенного срока, достаточного для самореализации личности. Для оценки жизненных приоритетов в опросах использовался вопрос: «При каких условиях Вы лет через 10 сможете сказать, что Ваша жизнь удалась?». Для получения сопоставимых результатов респондентам предлагалось отметить три наиболее значимых позиции среди двенадцати возможных вариантов. Выбор только одного варианта поставил бы респондента в затруднительное положение, поскольку несколько позиций могут быть очень близки по своей значимости. С другой стороны, возможность выбора вариантов приводит к нивелированию значимости для респондента предлагаемых вариантов ответов. В соответствии с жизненными установками молодые люди осуществляют планирование своего жизненного пути на перспективу. Жизненные установки определяют основные цели, на которые ориентируются молодые люди. Жизненные установки у студентов имеют некоторые различия в зависимости от пола (таблица 1).

В таблице указан процент респондентов, отметивших среди важнейших жизненных достижений определенные результаты в зависимости от пола.

Важнейшим приоритетом в жизни студенты и мужского и женского пола считают создание хорошей семьи и наличие детей. Наибольшее количество студенток считает наиболее целесообразным для себя возрастом для создания семьи - 23-25 лет. Мужская половина студенческой молодежи наиболее целесообразным для себя возрастом для создания семьи считает возраст в 26-30 лет. Это следует из того, что в этом возрасте молодые

мужчины рассчитывают получать заработную плату, достаточную для содержания семьи. За последние десять лет наших исследований средние показатели предпочтений вступления в брак у студентов мужского и женского пола не изменились.

Таблица 1 - Анализ жизненных установок студенческой молодежи на достижение успеха в жизни*

№ До стигнутыир езультат Пол Расхождение оценок

женский мужской

1 хорошая семья, дети 54% 50% 4%

2 высоко оплачива ем аяраоога 35% 42% -6%

3 материальный до статок 37% 33% 4%

4 успешная профессиональная карьер а 31% 20% 11%

5 внутренняя своб ода, самостоятельно стъ 24% 22% 3%

6 хорошие жилищные условия 20% 23% -3%

7 интересная содержательная р а б ота 21% 34% -13%

S постоянно е самор азвитне 26% 15% 11%

9 ощущение себя человеком, полезным обществу 17% 25% -7%

10 штгересныйразно образный досуг 17% 14% 3%

11 хорошие друзья 9% 12% -3%

12 уважение окружающих, авторитет 7% 11% -4%

и экология» - 48,80%. Более благоприятно студенческая молодежь оценивает состояние «Доступность образования» - 62,48%, «Продолжительность жизни» - 61,47%, «Возможность трудоустройства» - 61,37%.

Таблица 2 - Средние значения оценок показателей качества жизни в текущий момент и на перспективу*

Средние значения оценок Изменение средних знач ний оценок

периодам периодам

JSe Показатели качества жизни Средние оценки 2018в% Средние оценки 2023 в% Средние оценки 2028 в% Изменение оценок 2018-2023 в% Изменение оценок 2023-2028 в% Изменение оценок 2018-202S в%

1 Продолжительность жизни 61,47 64,55 69,44 3,08 4,89 7,97

2 Защита окружающей ер еды и 48,80 53,69 59,08 4,90 5,39 10,29

3 Качество питания 54,83 57,92 61,72 3,09 3,80 6,89

4 Доступности качество жилья 45,58 48,84 54,08 ЗДб 5,25 8,51

5 С о циальная о eso па сно сть 54,96 61,18 66,91 6Д2 5,73 11,95

6 Криминальная о esona сно сть 53,50 57,88 62,48 4,38 4,60 8,98

: Возможно сть трудоустройства 6137 66,36 70,08 4,99 3,72 8,71

s Доступность образования 62,48 64,53 68,08 2,05 3,55 5,60

9 Будущее детей 60,53 65,53 70,54 5,00 5,02 10,02

10 Здравоохранение 51,74 57,38 63,71 5,64 6,32 11,96

11 Доверие к органамвласти 43,81 47,18 50,92 3,36 3,75 7,11

12 Отдых и туризм 60,53 66,52 73,86 5,98 7,35 13,33

13 Междунар о диая 6 езопа сно сть 56,15 61,75 67,69 5,60 5,94 11,54

Средние оценки по столбцам 55,06 59,49 64,51 4,43 5,02 9,45

* составлено автором

Девушки больше чем молодые люди мужского пола отдают приоритет «успешной профессиональной карьере». Это связано с тем, что девушки считают, что у женщин меньше возможностей карьерного роста. Девушки имеют более высокую мотивацию к саморазвитию. Мужчины в настоящее время больше ценят «высокооплачиваемую работу». Это достижение они ставят на второе место после создания семьи. Для мужчин более важным результатом, чем для женщин, является «интересная содержательная работа».

На формирование ценностных ориентиров молодежи большое влияние оказывает социальное самочувствие молодых людей.

В социологическом справочнике социальное самочувствие определяется как «эмоциональный аспект оценки представителями социальной группы своего общественного положения, уровня удовлетворения социально-экономических и духовных потребностей, интересов» [38]. Социальное самочувствие является интегральным показателем социальной адаптации молодых людей к переменам социально-экономической ситуации в регионе [39]. Социальное самочувствие формируется в процессе сравнения уровня удовлетворения своих потребностей с возможностями других людей и их вкладом для достижения результата.

Содержание социального самочувствия пересекается с содержанием таких понятий как «качество жизни», «уровень жизни» «образ жизни», «социальная напряженность» [40].

Для оценки социального самочувствия молодым людям предлагалось представить свои оценки состояния социально-экономической ситуации в регионе в форме таблицы. Социально экономическая ситуация определяется рядом характеристик, определяющих качество жизни в регионе [41].

В три столбца таблицы предлагалась внести количественные оценки респондентами уровня показателей качества жизни в Приморском крае по сравнению с уровнем, который соответствует нормам современных представлений респондентов о социальной безопасности (в процентах). В первом столбце приводится оценка текущего состояния, во втором и третьем - дается прогноз изменения показателей на ближайшие 5 и 10 лет. Прогнозируемые оценки отражают уровень доверия к органам управления страной и регионом в решении социальных проблем и служат важным фактором в определении планов молодежи на перспективу. Оценки средних значений показателей качества жизни представлены в таблице 2.

Средняя оценка всех показателей составила 55,06%. Наихудшие оценки получили такие показатели, как «Доверие к органам власти» - 43,81%, «Доступность и качество жилья» - 45,58%, «Защита окружающей среды

* составлено автором

Оценка перспектив (ожиданий) повышения качества жизни в Приморском крае» характеризует степень уверенности молодежи в завтрашнем дне. Ожидания молодежи нельзя назвать оптимистичными. Среднее улучшение характеристик качества жизни за десять лет они оценивают не более чем на 10%. Оценки степени «решенности» проблемы необходимо отличать от оценок «важности» проблемы в кругу других показателей качества жизни.

Интегральная оценка условий жизни молодежи производилась на основе анализа данных ответов на вопрос: «В какой мере вас устраивает жизнь, которую вы ведете на данный момент». В данном вопросе анкеты предлагался выбор из пяти альтернатив. В результате обработки данных были получены следующие частотные характеристики:

- полностью не устраивает - ответили 5% респондентов;

- скорее не устраивает - такой ответ дали 18% респондентов;

- скорее устраивает - ответили 50% опрошенных;

- полностью устраивает - ответили 22% респондентов;

- затрудняюсь ответить - такой ответ дали 5% опрошенных студентов.

Неудовлетворенность своей жизнью выказывают 23% студентов («полностью не устраивает», «скорее не устраивает»).

В конце 2017 года студенты Приморского края оптимистично оценивали перспективу улушения своей жизни в 2018 году. Такой вывод мы сделали анализируя ответы на вопрос: «Как вы считаете, через год вы будете жить лучше или хуже, чем сейчас? (один вариант ответа)». В данном вопросе анкеты предлагались следующие альтернативные ответы, по которым были получены следующие частотные характеристики:

- определенно хуже - отвечал 1% респондентов;

- скорее хуже - ответ 6% респондентов;

- скорее лучше - так ответили 43% респондентов;

- определенно лучше - ответили 33%;

- затрудняюсь ответить - такой ответ дали 16% опрошенных студентов.

Ранжирование «важности» проблем, влияющих на социальное самочувствие, производилось на основе анализа данных ответов на вопрос: «Укажите не менее 3-х наиболее острых проблем, с которыми сталкивается молодежь в Приморском крае». Это открытый вопрос, для обработки которого применялись специальные инструментальные средства обработки качественной информации [42, 43]. На первом этапе при этом формируется общий список всех уникальных предложений по определению проблем молодежи, которые встречались

Martyshenko Natalya Stepanovna THE ROLE OF THE STUDENTS .

в ответах респондентов. В результате обработки качественных данных производится объединение сходных по смыслу высказываний. Для формирования исчерпывающего устойчивого списка проблем необходимо иметь достаточно большую выборку. В нашем случае было опрошено более 600 студентов. Даже после объединения высказываний студентов по проблемам, с которыми сталкивается современная молодежь, получилось достаточно много по сути различных вариантов (44 варианта). Для удобства анализа выделенные варианты были условно разделены на две большие группы. Первая группа получила условное название «внешние проблемы». В сущности, это проблемы, с которыми сталкиваются молодые люди в повседневной жизни и на которые они не могут оказать влияние. Вторая группа -«вторичные проблемы», т.е. проблемы, обусловленные обстоятельствами, включенными в список «внешние проблемы». Эти проблемы возникают у конкретных людей и зависят от социализации личности. «Вторичные» проблемы являются следствием накопления негативных явлений по причине неэффективной молодежной политики. Различные «внешние» причины указали в своих ответах 88% респондентов, а «вторичные» - 55% опрошенных студентов.

Всего было выделено 44 внешние проблемы (рисунок 2). Наиболее значимыми «внешними» проблемами молодежи студенты считают «проблему трудоустройства» и «жилищную проблему». Все частоты рассчитывались в пределах группы «внешних» проблем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Многие проблемы находятся в тесной взаимосвязи. Например, с «проблемой трудоустройства» связаны такие проблемы, как «проблема трудоустройства студентов» и «проблема безработицы», хотя эти схожие проблемы касаются одного направления, но все-таки несколько отличаются по своему содержанию. Важнейшей проблемой студенты считают неблагополучную ситуацию с образованием в стране. С проблемой образования связаны другие три проблемы: «отсутствие условий для самореализации», «коммерциализация образования», «низкий уровень образования».

К числу «вторичных» проблем были отнесены следующие 15 проблем (все частоты встречаемости рассчитывались в пределах группы «вторичных» проблем:

- употребление алкоголя - 43,0%;

- наркомания - 39,9%;

- утрата нравственных ориентиров - 22,9%;

-курение - 18,4%;

- преступность - 13,7%;

- проблема здорового образа жизни - 12,3%;

- пассивная жизненная позиция- 11,9%;

- нехватка денежных средств - 10,9%;

- низкий уровень культуры - 10,9%;

- компьютерная зависимость - 10,2%;

- психологические проблемы - 5,8%;

- отсутствие ориентиров на будущее - 5,1%;

- проблема общественной активности - 4,8%;

- клубная жизнь - 2,7%;

- отток молодежи - 2,7%.

Возможны и другие способы классификации выделенных проблем. Например, проблемы молодежи можно классифицировать на экономические, социальные и образовательные.

Выделенные «вторичные» проблемы в совокупности становятся проблемами всего общества и препятствуют развитию страны. Основным механизмом управления социальным развитием молодежи является молодежная политика, которая должна обеспечить активное социальное включение молодежи в созидательную деятельность на благо страны [44, 45]. Новая молодежная политика в стране, определяющая основные направления работы с молодежью до 2025 года, была принята в результате широкого обсуждения в обществе в 2014 году [46].

Однако, молодежь не достаточно информирована о содержании последнего документа по регулированию

молодежной политики. В частности, на вопрос анкеты: «Укажите степень вашей информированности по принятой в стране концепции молодежной политики» было получено следующее распределение ответов:

- ничего не знаю о данном документе - ответили 65% респондентов;

- слышал, что такой документ был принят, но не знаком с его содержанием - ответили 33% респондентов;

- с документом ознакомлен - такой ответ был получен от 2% опрошенных студентов.

отдаленность от цешра страны поддержка молодых семей неразвитая инфраструктура развлечений здоровье молодежи дорожная обстановка в городе высокая стоимость проведения досуга недостаточно информации недоступность туристских путешествий высокие цены на проезд недостаточно культурных объектов и. неэффективная работа властных структур недостаточно льгот для молодежи высокие цены на продукты питания маленькие стипендии у студентов социальная незащищенность недостаточно мест культурного отдыха высокая стоимость спортивных секций низкая заработная плата молодых людей высокие цены проблема организации досуга недостаточные условия для занятия спортом эффективность молодежной политики безработица трудоустройство студентов низкий уровень образования коммерциализация образования отсутствие условий для самореализации жилищная проблема проблема трудоустройства 50,4%

0,0% 10,0% 20,0% 30,0% 40,0% 50,0% 60,0%

Рисунок 2 - Частотный ряд встречаемости в ответах респондентов проблем из группы «внешние проблемы»

Молодежная политика связана с общей стратегией развития региона [47-53]. Свое отношение к политике развития региона студенты высказали при ответе на вопрос: «Насколько вы согласны с тем, что дела в вашем регионе идут в правильном направлении?». В данном вопросе анкеты предлагался выбор из пяти альтернатив. В результате анкетирования были рассчитаны частоты по вариантам ответов:

- полностью не согласен - 3%;

- скорее не согласен - 21%;

- скорее согласен - 54%;

- полностью согласен - 4%;

- затрудняюсь ответить - 18%.

Свое несогласие или неполное согласие, с проводимой политикой по социально-экономическому развитию региона высказали 24% студентов. Отсюда следует, что властным структурам необходимо больше прислушиваться к мнению молодежи и вести более широкую разъяснительную работу по принимаемым решениям в молодежной среде.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Инвестиции в человеческий капитал являются важнейшим фактором экономического роста и экономической безопасности. Человеческий потенциал не может развиться без качественной поддержки государства, и, наоборот, в современных условиях государство не может функционировать без полноценного использования человеческого капитала.

Современная молодежь обладает значительным потенциалом, который используется в настоящее время не совсем эффективно. Не полное раскрытие получили

такие качества молодежи, как мобильность, инициативность, восприимчивость к инновационным изменениям, технологическим новшествам, способность находить адекватные ответы на социальные вызовы. Реализация интересов и удовлетворение потребностей молодежи во многом зависит от конкретной политики и действий органов власти не только на уровне страны, но и на уровне регионов и муниципальных образований. Молодежная политика выступает как инструмент социального проектирования.

В русле влияния молодежной политики на формирование ценностных ориентиров молодого поколения необходима регулярная духовно-нравственная работа по воспитанию и социализации, консолидации и сплочению молодежи, всех ее групп, всего общества на основе патриотизма и гражданственности, утверждения принципов социальной справедливости и этики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Михалкина Е.В., Косолапова Н.А., Сенькив О.Я. Модель оценки влияния факторов социально-экономического развития регионов России на формирование человеческого потенциала // Terra Economicus. 2015. Т. 13. № 2. С. 57-72.

2. Лебедев А.В., Зайцева А.И. Подходы к определению понятия «человеческий капитал»: отечественный и зарубежный опыт // Гуманитарный научный журнал. 2017. № 1 (6). С. 13-16.

3. Агаркова В.А., Федотова Г.В. Сравнительный анализ человеческого капитала в трактовке отечественных и зарубежных авторов // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2015. № 122. С. 68-72.

4. Ухова Т.А. Человеческий капитал в экономике: роль, понятие, компоненты // Экономика и предпринимательство. 2016. № 3-1 (68-1). С. 175-178.

5. Божечкова А.В. Экономическое моделирование влияния человеческого капитала на экономический рост в регионах России // Аудит и финансовый анализ. 2013. № 1. С. 90-99.

6. Еремина Е.В. Значение человеческого потенциала в развитии региона // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 5. С. 1.

7. Шестакова И.Г. Человеческий капитал как ресурс // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 2. № 2 (18). С. 37-42.

8. Игошин А.Н., Черемухин А.Д. Методика оценки величины человеческого капитала сельскохозяйственных организаций на основе данных годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 167-171.

9. Линёв А.И. Формирование структуры человеческого капитала предприятия для целей учета и анализа // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 14-17.

10. Гуськова И.В., Троицкая А.А. Понятие и классификация инновационных компонент человеческого капитала // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 10 (104). С. 40.

11. Иванова И.А. Человеческий капитал как основа инновационных преобразований и развития общества через призму мотивационных ожиданий студентов // Управленческие науки в современном мире. 2015. Т. 1. № 1. С. 618-620.

12. Попиков А.А. Креативный человеческий капитал как фактор развития инновационной экономики страны // Власть. 2016. № 3. С. 36-40.

13. Андреева И.А., Спиридонов С.П. Человеческий капитал главный фактор формирования и развития инновационной экономики и повышения качества жизни // Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т. 10. № 1. С. 7-10.

14. Солина Е.Е., Шпилина Т.М. К вопросу зависимости воспроизводства человеческого капитала от уровня

и качества жизни семьи // Экономика и предпринимательство. 2015. № 2 (55). С. 735-739.

15. Игебаева Ф.А. Семья в процессе воспроизводства населения (социально-психологический аспект) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 328-331.

16. Винникова И.С., Кузнецова Е.А., Горина Е.Е. Изменение института семьи в аспекте социально-экономического развития страны // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 327-330.

17. Бухалова Н.А. Социально-философский анализ семьи: синергетический аспект // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 308-311.

18. Никерова Т.А. Качество человеческого капитала как зеркало уровня социально-экономического развития территорий // Экономика и предпринимательство. 2016. № 1-2 (66-2). С. 406-410.

19. Усманова Т.Х. Менеджмент инновационного повышения качества жизни и человеческого капитала // Человеческий капитал. 2016. Т. 2. № 9 (93). С. 33-40.

20. Хаджалова Х.М. Влияние современного качества жизни населения на формирование человеческого капитала // Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. № 2. С. 109-115.

21. Николаева П.С. Генезис научных идей о качестве жизни населения // Вестник НГИЭИ. 2016. № 1 (56). С. 83-87.

22. Щека Н.Ю., Микушева И.С. Факторы, приводящие к малообеспеченности семей // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 406-408.

23. Шишмаков В.Т., Шишмаков С.В., Луценко Е.Л. Оценка и прогнозирование качества жизни населения городов России // Вестник НГИЭИ. 2016. № 1 (56). С. 87-95.

24. Цветкова И.В. Качество условий жизни Тольятти в оценках молодежи // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 87-91.

25. Агаркова В.А., Федотова Г.В. Качество человеческого капитала // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2017. № 18-2. С. 18-20.

26. Нугманова А.К., Тропникова В.А. Влияние безработицы на качество человеческого капитала в России // Синергия Наук. 2017. № 10. С. 97-110.

27. Федотова Г.В., Агаркова В.А. Оценка влияния демографической ситуации на качество человеческого капитала // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2017. Т. 7. № 3 (24). С. 176-184.

28. Томаров А.В., Романов Е.П. Некоторые особенности формирования человеческого капитала студентов вузов // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. 2017. № 2 (12). С. 63-65.

29. Блохин А.Л. Взаимосвязь между качеством образования и человеческим капиталом Южного федерального университета // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 9. С. 61-63.

30. Шарапова В.М., Борисов И.А., Шарапова Н.В., Шорохова И.С. Микроэкономическая модель оценки качества воспроизводства человеческого капитала в системе высшего образования // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-1 (85-1). С. 743-751.

31. Шаталов М.А., Мычка С.Ю. Формирование личности студента как фактор повышения конкурентоспособности выпускника на рынке труда // Экономическая психология: прошлое, настоящее, будущее. 2016. № 3-1. С. 234-237.

32. Сизова Я.Н., Циринг Д.А. Взаимосвязь типа организационной культуры вуза с уровнем конкурентоспособности его студентов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 353-356.

Martyshenko Natalya Stepanovna THE ROLE OF THE STUDENTS ..

33. Дьяков И.И., Вологин И.С., Островская И.Э. Роль маркетинговых исследований в обеспечении конкурентоспособности вуза // Карельский научный журнал.

2016. Т. 5. № 2 (15). С. 19-23.

34. Иванова Т.Н. К вопросу о готовности выпускников вузов к профессиональной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 60-63.

35. Баева Л.В. Ценности молодежи «эпоха перемен»: взгляд из России // Socioloska Luca. 2007. № 1-2.

36. Филимонова Н.М., Моргунова Н.В. Развитие человеческого потенциала региона путем формирования ценностной ориентации молодежи // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 6. С. 111-117.

37. Тюлякова О.Н. Ценностные ориентации студенческой молодежи регионального социума // Регионология. 2009. № 3. С. 230-235.

38. Социологический справочник. Социальное самочувствие. URL: https://sociological_guide.academic.ru/ (дата обращения: 4.03.18).

39. Щербакова В.П. Социальное самочувствие молодежи - интегральный показатель ее адаптации к общественным переменам в России // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2011. № 3. С. 221-232.

40. Ефлова М. Ю., Ишкинеева Ф. Ф., Фурсова В. В. Социальное самочувствие и ценностные ориентации студенческой молодёжи в контексте социальных изменений // Вестник Института социологии. 2014. № 10. C. 34-44.

41. Мартышенко С.Н. Концептуальные модели управления качеством жизни. Аналитический обзор // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2014. № 2. С. 80-92.

42. Martyshenko S. N., Egorov E. A., 2011. Information Technology for Increasing Qualitative // Journal of Modern Applied Statistical Methods. 2011. Т. 10. № 1. С. 207-213.

43. Мартышенко С.Н., Мартышенко Н.С. Современные методы обработки маркетинговой информации: Монография: Издательство ВГУЭС, 2014. 148 с.

44. Задонская И.А. Роль молодежной политики в формировании ценностных ориентаций современной молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2016. Т. 2. № 2 (6). С. 28-33.

45. Когай Е.А., Атанасов А.Г. Социальное проектирование региональной молодежной политики // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 4 (28).

46. Об утверждении Основ государственной молодежной политики до 2025 года URL: http://government. ru/docs/15965/ (дата обращения: 4.03.18).

47. Шайдукова Л.Д., Галимзянова А.Р. Роль молодежной политики на региональном уровне // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 356-358

48. Голобоков А.С., Коток Ю.В. Правовые и методологические основы творческого потенциала молодёжи Приморского края // Балтийский гуманитарный журнал.

2017. Т. 6. № 1 (18). С. 120-123.

49. Иванова Т.Н. Современная молодежь как социально-трудовой ресурс общества // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 15-17.

50. Голобоков А.С., Тюгаев А.Р. Особенности и проблемы карьеры современной российской молодежи // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 338-341.

51. Горбачева Н.Б. Взгляд молодежи на профессиональный выбор и востребованность профессий на рынке труда // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 7-9.

52. Лившиц Ю.А., Иванова Т.Н. Профессиональная мобильность молодых специалистов в сфере услуг // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 54-57. 228

53. Мартышенко С.Н., Мартышенко Н.С., Гусев Е.Г. Оптимизация календарного плана реализации программ на основе синергетического подхода // Проблемы теории и практики управления 2008. №6. С. 90-97

Статья поступила в редакцию 07.03.2018 Статья принята к публикации 25.06.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.