Научная статья на тему 'Формирование образа профессии на пути будущего трудоустройства выпускников вузов'

Формирование образа профессии на пути будущего трудоустройства выпускников вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1681
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / STUDENT YOUTH / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / VOCATIONAL GUIDANCE / АНКЕТНЫЙ ОПРОС / QUESTIONNAIRE SURVEY / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS / ОБРАЗ ПРОФЕССИИ / IMAGE OF THE PROFESSION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ / PROFESSIONAL DEPRIVATION / РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET / ТРУДОУСТРОЙСТВО / EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартышенко Наталья Степановна

В последние годы в России наблюдается обострение проблемы трудоустройства выпускников вузов. Многие выпускники не работают по специальности, приобретенной в вузе. При поступлении в вуз абитуриенты ориентируются не на четкие представления о своей будущей профессии, а на субъективный образ профессии. Обучаясь в вузе, многие студенты разочаровываются в выбранном профиле специальности, что приводит к снижению интереса к учебному процессу. Поэтому возникает необходимость внешнего воздействия на процесс формирования образа будущей профессии. В работе представлены результаты исследования процессов, влияющих на профессиональное самоопределение студентов вузов, на примере вузов Приморского края. Исследования основаны на анкетном онлайн-опросе студентов края. В статье представлены результаты анализа трансформации образа профессии у студентов в процессе обучения в вузе. Произведена оценка влияния ценностных ориентаций студентов на их самоопределение в будущей профессии. Результаты исследования процессов, влияющих на профессиональное самоопределение студентов, необходимо использовать при определении содержания комплекса психолого-педагогических воздействий и разработке организационных мероприятий способствующих выработке активной позиции студентов в овладении профессией в соответствии с выбранным профилем специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартышенко Наталья Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE PROFESSION''S IMAGE ON THE WAY OF FUTURE EMPLOYMENT GRADUATES OF UNIVERSITIES

In recent years, there has been an aggravation of the problem of employment of graduates of higher education institutions in Russia. Many graduates do not work in the specialty acquired at the university. When enrolling in a university, applicants are not guided by clear ideas about their future profession, but on the subjective image of their profession. While studying at a university, many students are disappointed in their chosen specialty, which leads to a decrease in interest in the learning process. Therefore, there is a need for external influence on the process of shaping the image of the future profession. The paper presents the results of a study of the processes influencing the professional self-determination of university students by the example of Primorsky Krai universities. Studies are based on a questionnaire online survey of students of the region. In the presented results of the analysis of the transformation of the profession's image among students in the process of studying at the university. The estimation of influence of valuable orientations of students on self-determination of students in the future profession is made. The results of the study of the processes that affect the professional self-determination of students should be used in determining the content of the complex of psychological and pedagogical influences and the development of organizational arrangements that foster the development of students' active position in mastering the profession in accordance with the chosen specialty.

Текст научной работы на тему «Формирование образа профессии на пути будущего трудоустройства выпускников вузов»

УДК 331.5.024.5: 378.1

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ПРОФЕССИИ НА ПУТИ БУДУЩЕГО ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ

© 2017

Мартышенко Наталья Степановна, кандидат экономических наук, профессор кафедры «Международного маркетинга и торговли» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41 e-mail: natalya.martyshenko@vvsu.ru)

Аннотация. В последние годы в России наблюдается обострение проблемы трудоустройства выпускников вузов. Многие выпускники не работают по специальности, приобретенной в вузе. При поступлении в вуз абитуриенты ориентируются не на четкие представления о своей будущей профессии, а на субъективный образ профессии. Обучаясь в вузе, многие студенты разочаровываются в выбранном профиле специальности, что приводит к снижению интереса к учебному процессу. Поэтому возникает необходимость внешнего воздействия на процесс формирования образа будущей профессии. В работе представлены результаты исследования процессов, влияющих на профессиональное самоопределение студентов вузов, на примере вузов Приморского края. Исследования основаны на анкетном онлайн-опросе студентов края. В статье представлены результаты анализа трансформации образа профессии у студентов в процессе обучения в вузе. Произведена оценка влияния ценностных ориентаций студентов на их самоопределение в будущей профессии. Результаты исследования процессов, влияющих на профессиональное самоопределение студентов, необходимо использовать при определении содержания комплекса психолого-педагогических воздействий и разработке организационных мероприятий способствующих выработке активной позиции студентов в овладении профессией в соответствии с выбранным профилем специальности.

Ключевые слова: высшее образование, студенческая молодежь, профориентация, анкетный опрос, профессиональное самоопределение студентов, образ профессии, профессиональная депривация, рынок труда, трудоустройство.

FORMATION OF THE PROFESSION'S IMAGE ON THE WAY OF FUTURE EMPLOYMENT GRADUATES OF UNIVERSITIES

© 2017

Martyshenko Natalya Stepanovna, candidate of economic sciences, professor of «International Marketing and Trade» Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol Street, 14, e-mail: natalya.martyshenko@vvsu.ru)

Abstract. In recent years, there has been an aggravation of the problem of employment of graduates of higher education institutions in Russia. Many graduates do not work in the specialty acquired at the university. When enrolling in a university, applicants are not guided by clear ideas about their future profession, but on the subjective image of their profession. While studying at a university, many students are disappointed in their chosen specialty, which leads to a decrease in interest in the learning process. Therefore, there is a need for external influence on the process of shaping the image of the future profession. The paper presents the results of a study of the processes influencing the professional self-determination of university students by the example of Primorsky Krai universities. Studies are based on a questionnaire online survey of students of the region. In the presented results of the analysis of the transformation of the profession's image among students in the process of studying at the university. The estimation of influence of valuable orientations of students on self-determination of students in the future profession is made. The results of the study of the processes that affect the professional self-determination of students should be used in determining the content of the complex of psychological and pedagogical influences and the development of organizational arrangements that foster the development of students' active position in mastering the profession in accordance with the chosen specialty.

Keywords: higher education, student youth, vocational guidance, questionnaire survey, professional self-determination of students, the image of the profession, professional deprivation, labor market, employment.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Проблема занятости молодых людей является одной из наиболее острых социальных-экономических проблем мирового сообщества в XXI веке. В последние годы в России наблюдается обострение проблемы трудоустройства выпускников вузов. В настоящее время от 25 до 30% выпускников вузов не могут найти себе работу после окончания вуза [1]. Структура подготовки специалистов не всегда соответствует потребностям рынка труда региона [2]. В связи с этим государство вынуждено нести дополнительные затраты на перепрофилирование кадров, потери, связанные с текучестью кадров. По данным исследований экспертно-аналитического центра РАНХиГС, только около 20% выпускников вузов работают по профилю специальности, приобретенной в вузе [3]. Наметилась и тенденция запаздывания выхода выпускников вузов на рынок труда. Для значительной части молодежи затягивается процесс социальной адаптации, появляется неудовлетворенность трудом, а зачастую и негативное отношение к труду.

При поступлении в вуз абитуриенты ориентируются не на четкие представления о своей будущей профессии, а на субъективный образ профессии. Образ профессии - это представление человека о выбранной профессии и его отношение к ней. Содержание этого понятия состав-

ляют такие признаки, как: совокупность знаний субъекта об аспектах, отражающих социально-экономическую (общественная значимость профессии, перспектива профессионального и социального роста), производственно-техническую (продолжительность рабочего дня и отпуска, условия работы, характер нервно-психической напряженности в работе), производственно-педагогическую (тип учебного заведения, срок обучения, служебные обязанности) и социально-психологическую (система требований к узкоспециальным, нравственным и организационным качествам) стороны профессии.

В связи коммерциализацией высшего образования абитуриенты часто выбирают не тот профиль специальности, на котором они действительно хотели бы учиться. В связи с ограниченным числом бюджетных мест в вузах многие абитуриенты подают документы в разные вузы и на разные факультеты. В результате поступают на те профили специальности, на которые смогли набрать достаточное количество баллов или найти средства на обучение.

Формирование образа профессии продолжается весь период обучения студентов вузе. Специфика профессионального самоопределения на этапе обучения в вузе состоит в оценке студентами уже совершенного выбора университета и профиля специальности, построении профессиональных планов на будущее, оценка своих

Martyshenko Natalya Stepanovna economic

FORMATION OF THE PROFESSION'S ... sceinces

перспектив по трудоустройству, получении первого опыта профессиональной деятельности.

Формировать образ профессии студентов - это значит развивать у них положительное отношение к будущей профессии, интерес, склонности и способности к ней, стремление совершенствовать свой профессионализм после окончания вуза, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, постоянно занимаясь избранным видом профессионального труда. Позитивный образ профессии влияет не только на удовлетворенность сделанным профессиональным выбором и образованием, но и делает процесс обучения мотивированным и, в конечном счёте, обеспечивает более высокий уровень готовности к работе по профилю специальности.

На практике, обучаясь в вузе, многие студенты разочаровываются в выбранной профессии. Снижается интерес к предметам, появляются сомнения в правильности своего выбора. Поэтому возникает необходимость внешнего воздействия на процесс формирования образа будущей профессии. Поэтому исследование процессов, влияющих на формирование позитивного образа будущей профессии является актуальной научной задачей.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В связи с большой значимостью проблемы трудоустройства студентов после окончания вуза ее исследованию посвящено значительное число публикаций. Анализ публикаций по данной тематике, размещенных в научной электронной библиотеке eLIBRARY показал, что количество публикаций за последние пять лет выросло более чем в три раза. В списке литературы приведены научные публикации последних лет, в которых исследуются различные аспекты проблемы трудоустройства выпускников вузов. Содержание проблемы трудоустройства выпускников вузов обсуждается в работах [4-8]. Исследованию проблемы профильности трудоустройства выпускников вузов посвящены публикации [9-13]. В работах [14-19] рассматриваются факторы, влияющие на профессиональное самоопределение студентов. Различные методы оказания поддержки выпускникам в трудоустройстве рассматриваются в научных статьях [20-24]. В работах [25-27] рассматриваются особенности решения проблемы трудоустройства выпускников в различных регионах. Отношение к будущей профессии складывается в процессе трансформации образа профессии в период обучения студентов в вузе. Факторы, влияющие на формирование образа профессии, обсуждаются в работах [28, 29]. На оценку студентами своих перспектив трудоустройства оказывают влияние ценностные ориентации студентов. Ценностные ориентации являются важнейшей составляющей процесса профессионального самоопределения студентов. Исследованию ценностной ориентации студентов посвящены публикации [30-35]. Разочарование студентов в выбранном профиле специальности является признаком профессиональной депри-вации. Негативные проявления, связанные с образовательной депривацией рассматриваются в работах [36, 37]. Однако, этой проблеме в последние годы уделяется недостаточно внимания. Между тем, в последние годы в связи с усложнением обстановки с трудоустройством выпускников вузов эта проблема требует особого внимания.

Формирование целей статьи (постановка задания).

Целью настоящей работы является исследование процессов, влияющих на профессиональное самоопределение студентов вузов, на примере вузов Приморского края.

Основными задачами исследования в рамках поставленной цели являются следующие:

- исследование процессов, влияющих на трансформацию образа профессии у студентов в процессе обучения в вузе; 180

- оценка профессиональной депривации, которая обусловлена расхождением профессиональных ожиданий студентов и возможности их реализации в выбранной ими специальности;

- оценка влияния ценностных ориентаций студентов на самоопределение студентов в будущей профессии.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Настоящее исследование основано на анкетном опросе студентов вузов Приморского края. Анкетный опрос был организован в форме онлайн-опроса в сети интернет. Ознакомиться с анкетной формой можно по адресу [38]. В опросе приняли участие более 600 студентов вузов Приморского края. Структура опрошенных студентов: 58% - студентов 11-го курса; 27% - студентов Ш-го курса, остальные студенты старших курсов.

Начальное представление о профессии начинает складываться у студента задолго до поступления в вуз. Ценностные ориентации личности формируются под влиянием социального окружения. Наибольшее влияние на создание образа профессии оказывают семьи, родственники, сверстники, социально-экономическая ситуация в стране.

Поступая в вуз, абитуриенты определяются с выбором специальности, в рамках которой осуществляется подготовка, соответствующая их субъективному образу профессии. Профессия является более широким понятием, чем профиль специальности. Многие абитуриенты принимают окончательное решение непосредственно в момент подачи документов. Немалую роль в этом выборе играют представители кафедр различных направлений подготовки, участвующие в приемных комиссиях. Выбор профиля специальности на основе особой склонности к профессии осуществляют только около 15% абитуриентов. Это контингент, который часто целенаправленно приходит поступать в вуз на специальность, о которой давно мечтал, и, возможно, имеет некоторые навыки по данному профилю подготовки. Это высокомотивированные абитуриенты, которые крайне редко испытывают разочарование в своем выборе в период обучения в вузе.

Некоторая часть студентов была разочарована в выборе специальности. При ответах на вопрос анкеты «Если бы Вы сегодня поступали в вуз, Вы бы выбрали ту же специальность?», ответы распределились следующим образом:

- выбрал бы ту же специальность - 65%;

- нет, я бы поступал на другую специальность, потому что я разочаровался в этой специальности - 14%;

- я до сих пор не разобрался в этом вопросе - 21%.

У большинства студентов происходит уточнение

представлений о выбранной специальности. Для оценки трансформации представлений о выбранной специальности у студентов использовались вопросы, требующие ответов в форме оценок респондентов в порядковой шкале Лайкерта. Результаты обработки данных пяти ответов уточняющих представления студентов по выбору специальности представлены в табл. 1.

Абсолютно уверены в правильности выбора профиля специальности 32% студентов, 8% склонны считать свой выбор ошибочным, 24% - сомневаются в правильности своего выбора (вопрос 1). С ответами на этот вопрос коррелируют ответы на вопрос о форсированности представлений о том, в чем будет состоять их работа после окончания вуза (вопрос 2). Около 63% студентов считают, что они на данном этапе обучения хорошо или очень хорошо представляют, в чем будет состоять работа по выбранной специальности после окончания вуза. 9% студентов не имеют четкого представление о будущей работе. Положительное влияние производственной практики на расширение представления о будущей работе отмечают большинство студентов (74% - вопрос 3). Необходимо отметить, что студенты старших курсов дают более низкие оценки влиянию практики на рас-

ширение своих представлений о будущей работе. Это свидетельствует о том, что студенты во время прохождения практики приобретают недостаточный навык по профессии. При ответе на вопрос о степени уверенности трудоустройства после окончания вуза (вопрос 4) многие студенты имеют пессимистические настроения. Только 29% респондентов имею высокую степень уверенности в своем трудоустройстве по окончании вуза. Недостаточную мотивацию к стремлению добиваться высоких результатов в учебе демонстрируют ответы на вопрос 5. Только 18% студентов считают, что успеваемость влияет на возможности трудоустройства.

Таблица. 1 - Оценка трансформации представлений о выбранной специальности у студентов в процессе обучения в вузе

№ В.,-™™™ Оценки п ) шкале Лайкерта

1 2 3 4 5

1 Оцените, с позиций сегодняшнего дня. свой выбор специальности, по которой Вы обучаетесь. {<— абсолютно ошибочный выбор: абсолютно правильный выбор —►) 3% 5% 24% 35% 32%

2 Оцените Ваши представления сегодня о том, в чем будет состоять работа по выбранной специальности по еле окончания вуза. («— совершенно не представляю: очень хорошо представляю —») 3% б% 28% 34% 29%

3 Влияет ли прохождение производственной практики на расширение представления о будущейработепосле окончания вуза? (•— не влияет на расширение представления о будущей работе влияет на расширение представления о будущейработе—») 4% 5% 16% 30% 44%

4 Оцените степень Вашей уверенностив трудоустройстве после окончанияв\-5а{-*— Слабая: Сильная—) 5% 9% 26% 31% 29%

5 Оцените степень Вашей уверенно ста во влиянии хорошей успеваемости в вузе на трудоустройство после окончания вуза. {«— успеваемость не влияет на возможности трудоустройства успеваемость влияет на возможности трудоустройства —•) 12% 10% 34% 27% 18%

Номер Способы поиска работы по окончании вуза Оценю приоритетов

1 2 3 4 5

1 Ярмарки специалистов,устраиваемые в вашем Вузе 22% 22% 20% 20% 16%

2 Бюро по трудоустройству 19% 25% 22% 19% 16%

3 Поиск вакансий в интернет 17% 18% 18% 19% 28%

4 Рассчитываю на помощь родственников и знакомых 25% 22% 17% 23% 14%

роста заработной платы. На третьем месте фактор «стабильность и уверенность в завтрашнем дне» (51%).

В связи с недостаточной уверенностью в трудоустройстве после окончания вуза многие студенты допускают работу не по специальности обучения. На вопрос анкеты: «Собираетесь ли вы работать по выбранной специализации после окончания вуза?», дали следующие ответы:

- да, и не допускаю работу не по специальности -23% респондентов;

- да, но допускаю работу не по специальности - 68% респондентов;

- нет, не собираюсь работать по специальности - 9% респондентов.

В нашей стране уже давно не действует система распределений выпускников вузов, когда каждый выпускник трудоустраивался. Конечно, далеко не все выпускники были совершенно удовлетворены местом работы, полученным при распределении, но процент уклонения от трудоустройства по распределению был не очень велик. В анкетном опросе исследовался вопрос о том, как сегодня выпускники собираются трудоустраиваться. В табл. 2 представлены оценки приоритетов различных способов трудоустройства сегодняшними студентами. Из таблицы видно, что нет одного способа поиска работы, который был бы предпочтительней всех остальных. Немного большие оценки получил способ трудоустройства с помощью родственников и знакомых. Первый приоритет этому способу отдали 25 % респондентов.

Таблица. 2 - Распределение оценок по различным способам трудоустройства

При выборе места работы студенты учитывают множество факторов. В анкете было предложено студентам выделить три наиболее важных для них фактора, которые они будут учитывать при выборе места работы. Оценки значимости факторов выбора места работы представлены на рис. 1. Подавляющее количество выпускников (93%) как важнейший фактор определи фактор «хорошая заработная плата». Далее следует фактор «возможность карьерного роста» (68%). Этот фактор, в принципе, имеет высокую корреляцию с перспективой

Рис. 1. Оценки факторов, учитываемых студентами при выборе места работы

Однако, фактор «хорошая заработная плата» обладает высокой степенью неопределенности. Поэтому, чтобы конкретизировать понимание сегодня студентами, что является, по их мнению, хорошее заработной платой в анкете был представлен следующий вопрос: « Укажите уровень зарплаты, на который Вы рассчитываете после окончания вуза?». По результатам анализа ответов студентов были определены четыре группы по своим притязаниям на заработную плату после окончания вуза. Представители первой группы согласились бы на предложение работы при уровне зарплаты до 30 тыс. рублей (19% респондентов), представителей второй группы устроила бы заработная плата от 31 до 40 тыс. рублей (25% респондентов), третья группа студентов хотела бы получать заработную плату в интервале от 41 до 55 тыс. рублей (31% респондентов), наибольшие претензии по зарплате имеют представители четвертой группы - от 56 тыс. рублей и выше (34% респондентов). Приведенные данные являются усредненными по всей выборке. Претензии на будущую заработной плату существенно зависят от профиля специальности обучения студентов. На сегодняшний день реальная средняя заработная плата выпускников вузов находится в районе 30 тыс. рублей.

При государственной системе распределения многие выпускники распределялись за пределы города, в котором они обучались. Например, выпускники вузов города Владивостока распределялись не только в пределах Приморского края, но и по всему Дальневосточному региону. Поэтому нас интересовало мнение нынешних студентов по их готовности сменить место жительства. Для анализа этой проблемы мы использовали открытый вопрос: «Готовы ли вы сменить место жительства из-за выгодного предложения по работе?». На этот вопрос респонденты должны были давать ответ в произвольной текстовой форме. Мы просили респондентов, по возможности дать развернутый ответ на этот вопрос. Для обработки данных открытых вопросов мы использовали специальную компьютерную технологию, позволяющую автоматизировать работу исследователя при обработке качественных данных. Эта технология с успехом применяется нами в течении длительного времени и показала свою высокую эффективность [39-41]. Обработка данных дала совершенно неожиданный результат. Свою готовность сменить место жительства из-за выгодного предложения по работе высказали 77% опрошенных студентов. Из них более 65% даже не оговаривали каких-либо дополнительных условий. Многие студенты даже рады были бы рассмотреть такое предложение. Особенно это касается студентов проживающих в общежитии, поскольку с окончанием вуза у них кроме трудоустройства возникает много проблем с жильем. Часть представителей этой группы выдвигали некоторые дополнительные условия, но они не являются достаточно

Martyshenko Natalya Stepanovna FORMATION OF THE PROFESSION'S .

жесткими. Студенты, которые выдвинули более высокие требования к условиям переезда, были выделены в отдельную группу, которая включила 11% респондентов. Не готовы сменить местожительства из-за работы только 9% студентов. Не определились с возможностью переезда 4%. Данные ответов на сегодняшний день прошли только первый уровень обработки. На следующем этапе обработки предполагается детализировать условия возможного переезда и рассчитать относительную значимость различных требований, выдвигаемых студентами к будущему месту работы.

На вопрос об отношении студентов о возможности возврата к государственной системе распределения выпускников вузов положительное отношение высказали 58% студентов, 32% ответили, что не знают, что собой представляла эта система трудоустройства и 9% отрицательно относятся к возврату к государственной системе распределения.

Изменения процесса профессионального самоопределения молодежи определяются

качественными изменениями социума. Изменнения отношения к прфессиональному смоопределению можно оценить при сравнении результатов рассматриваемого опроса с данными, полученными группой исследователей при обследовании ценностной ориентации студентов Свердловской области в 2009 году [42]. Различие в результатах опроса трудно объяснить только региональными особенностями. В частности, за последние годы в молодежной среде произошла переоценка факторов, способствующих успеху (рис. 2). Сегодняшние студенты гороздо больше ценят «инициативность и предприимчивость», больше верят в «удачу и счастливый случай». Это явные признаки ориентации на самостоятельность и возможность организации собственного бизнеса. Отрицательная тенденция проявляется в том, что студенты стали меньше ценить уровень образования. Последнее вызвано недооценкой образования рынком труда.

Удача, счастливый случай

Связи, знакомства

Образование

Инициативность и предприимчивость

0,00 0,10 0,20 0,30 0,40 0,50 0,60 0Опрос студентов Сврдловскойобласти (2009 год)

□Рассматриваемый анкетный опрос студентов Приморского края(осень 2017 года)

Рис. 2. Оценка факторов, способствующих жизненному успеху

Стремление к независимости проявляется в том, что большинство студентов положительно оценивают перспективу создания собственного бизнеса. Распределение ответов по возможности открытия собственного бизнеса указывают на то что эта перспектива не пугает сегодняшних студентов:

- да, возможно, я буду пытаться открыть свой бизнес сразу после окончания вуза - 31%;

- да, возможно, я буду пытаться открыть свой бизнес, но только через пару лет после окончания вуза - 48%;

- нет, собственный бизнес не для меня - 21%/.

Ценностные ориентиры современного студенчества

характеризуют ответы на вопрос об оценке жизненных перспектив: «При каких условиях Вы лет через 10 сможете сказать, что Ваша жизнь удалась?». Студентам предлагалось указать три признака успешности жизни из двенадцать предложенных на выбор. Наиболее значимыми признаками успешности жизни студенты назвали

следующие шесть:

- хорошая семья дети - 57%;

- высокооплачиваемая работа - 45%;

- успешная профессиональная карьера - 36%;

- внутренняя свобода самостоятельность - 34%;

- хорошие жилищные условия - 34%;

- интересная содержательная работа - 33%.

Выводы исследования и перспективы дальнейших

изысканий данного направления.

Очень важно, чтобы студенты в процессе обучения нашли свое место в жизни, представляли, где и кем они будут работать, что от них требуется для успешного трудоустройства.

Результаты исследования процессов, влияющих на профессиональное самоопределение студентов, необходимо использовать при определении содержания комплекса психолого-педагогических воздействий и разработке организационных мероприятий, способствующих выработке активной позиции студентов в овладении профессией в соответствии с выбранным профилем специальности. Понимание характера и динамики трансформации образа профессии в сознании студентов позволяет корректировать систему подготовки студентов с целью формирования у них более полной картины по возможностям профессионального совершенствования, тем самым способствуя их профессиональному развитию, а, вследствие этого, повышению востребованности и конкурентоспособности выпускников.

Проведенные исследования показали, что вузами уделяется недостаточное внимание процессу профессионального самоопределения студентов. Об этом свидетельствует высокий процент студентов, не представляющих содержание своей работы после окончания вуза и разочаровавшихся в выбранном профиле специальности. Всего 17% студентов утверждают, что благодаря университету им удалось развить свои способности или открыть новые таланты в творческой деятельности, научно-исследовательской работе, спорте и др.

Необходимо сделать процесс обучения максимально интересным для студентов, приносящим им удовлетворение. Необходимо помочь студентам сформировать такие мотивы и установки, которые позволят им испытывать удовлетворение от преодоления внутренних и внешних препятствий в учебе, а затем и в будущей работе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Варшавская Е.Я., Стукен Т.Ю. Российская молодежь вне сферы занятости и образования: анализ региональной дифференциации // Регион: Экономика и Социология. 2017. № 1 (93). С. 121-141.

2. Журавлева И.И., Тимошкова Н.Д. Исследование проблем трудоустройства молодежи // Бизнес-образование в экономике знаний. 2017. № 1 (6). С. 44-48.

3. Выпускник и вузов не работают по профилю https://mirnov.ru/obshchestvo/obrazovanie/vypuskniki-vuzov-ne-rabotayut-po-profilyu.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Левашов Е.Н. Проблемы трудоустройства выпускников вузов на рынке труда // Аллея науки. 2017. Т. 2. № 8. С. 111-115.

5. Шмалько Г.А., Преображенский А.П. Проблемы трудоустройства студентов после вуза // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2016. № 1 (16). С. 150-152.

6. Ковалева А.А. Проблема трудоустройства молодежи после вузов // Вестник современных исследований. 2016. № 2-1 (2). С. 73-77.

7. Зимина Г.А., Гафарова В.А., Балова Н.А. Проблемы трудоустройства выпускников вузов // Ceteris Paribus. 2015. № 4. С. 70-72.

8. Созаев К.Г. Проблемы трудоустройства выпускников вузов на рынке труда РСО-Алания // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 357-361.

9. Павлова О.Н., Казин Ф.А., Бутаков Н.А. Профиль-

ность трудоустройства выпускников вузов: анализ данных социальных сетей // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 3 (109). С. 38-56.

10. Стрельцова М.А. Трудоустройство выпускников вузов не по специальности // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2017. № 2 (15). С. 57-58.

11. Иванова Т.Н. К вопросу о готовности выпускников вузов к профессиональной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 60-63.

12. Михелькевич В.Н., Кравцов П.Г. Комплексная оценка готовности выпускников магистратуры к профессиональной деятельности // Самарский научный вестник. 2016. № 2 (15). С. 171-176.

13. Кондаурова И.К. Государственная итоговая аттестация выпускников бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование» // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 166-168.

14. Иванова Н.Г., Данченко К.В. Влияние факторов выбора профессии на самоопределение и деятельность университета //Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3: Экономические, гуманитарные и общественные науки. 2016. № 1. С. 18-24.

15. Жданкина И.Ю. Роль профессиональной ориентации на этапе профессионального самоопределения студентов выпускных курсов образовательных организаций среднего профессионального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 10-13.

16. Глебова Н.М., Грязнова Е.Е. Определение мотивов и воздействующих факторов при выборе молодежью профессии // Современные научные исследования: теория, методология, практика. 2014. Т. 1. № 4. С. 304-313.

17. Фирсова Т.А. Профессиональное самоопределение студентов в условиях обучения в вузе // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 118-120.

18. Сергушин Е.Г., Королева А.Ю. Современные условия профессионального самоопределения бакалавров педагогического образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 72-74.

19. Разуваев С.Г., Разуваев И.С. Профессиональная социализация и профессиональное самоопределение обучающихся в многоуровневом образовательном комплексе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 99-102.

20. Маслова Е.В. Формирование системы эффективного трудоустройства выпускников вузов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2016. № 4. С. 10-14.

21. Иванова В.С. Стратегии трудоустройства выпускников вузов // Вестник науки Сибири. 2016. № 1 (20). С. 12-21.

22. Музыка К.П. Содействие трудоустройству выпускников вузов в России // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. 2017. № 10. С. 103-106.

23. Сычева В.О. Трудоустройство выпускников вузов: проблемы и пути их решения // Вестник Поволжского института управления. 2016. № 4 (55). С. 91-97.

24. Лашманова В.Ф. Мониторинг трудовой карьеры выпускников организаций профессионнального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 156-159.

25. Маликова Д.С., Борисова Н.И. Региональные аспекты проблемы трудоустройства выпускников вузов в новых экономических условиях // Russian Journal of Management. 2016. Т. 4. № 1. С. 93-101.

26. Родина Г.Е., Любицкая В.А. Трудоустройство выпускников вузов: проблемы и решения в региональной экономике // Вестник алтайской науки. 2015. № 1 (23). С. 98-105.

27. Софронов Д.А. Система содействия трудоу-

стройству выпускников вузов региона // Регионология.

2016. № 4 (97). С. 183-191.

28. Зритнева Е.И., Платаш Е.Ф. Представления студентов экономических специальностей об образе будущей профессии // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2010. № 2. С. 77-81.

29. Гусева И.В. Факторы, влияющие на формирование образа профессии у студентов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2017. № 1. С. 35-38.

30. Осипов П.Н., Осипова Л.Н. Ценностные ориентации студентов // Право и образование. 2017. № 6. С. 45-52.

31. Петрухина С.Р. Особенности ценностных ориен-таций студентов различных профилей профессиональной подготовки // Психолог. 2017. № 4. С. 10-20.

32. Саганенко Г.И., Гегер А.Э. Сравнение ценностных ориентаций студентов на интервале в 10 ле: вопросы методологии и результаты // Высшее образование в России. 2016. № 12. С. 22-33.

33. Севба Е.В. Анализ ценностных ориентаций студентов // Профессиональное образование. Столица.

2017. № 3. С. 36-39.

34. Марценюк И.П. Смысл формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов естественно-математические специальности в учебном процессе университета // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 49-52.

35. Васильева Э.Р. Поликультурные ценностные ориентации студентов в пространстве технического вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 91-93.

36. Маслов Е. Б. Влияние профессиональной депри-вации на мотивацию студентов //Педагогика и психология образования. - 2011. - №. 4. С. 81-84.

37. Крылова А.В. Преодоление депривации у студентов в образовательном процессе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2010. № 4. С. 133-139.

38. Интернет-форма анкеты. [Электронный ресурс] URL: https://goo.gl/forms/6X2LUtm2EFqjAWBz2 (дата обращения 12.10.2017).

39. Мартышенко Н.С. Компьютерные технологии обработки качественных данных опросов потребителей туристских услуг // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2011. № 3. С. 184-192.

40. Мартышенко С.Н., Мартышенко Н.С. Практические вопросы обработки анкетных данных // Практический маркетинг. 2007. № 4. С. 2-8.

41. Мартышенко С.Н., Мартышенко Н.С., Кустов Д.А. Цензурирование при обработке анкетных данных // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Технические науки. 2006. № 6. С. 170-177.

42. Профессиональные стратегии и ценностные ориентации молодежи в условиях экономического кризиса: информационно-аналитический отчет / под ред. Ю. Р. Вишневского, Л. H. Банниковой, М. В. Певной. -Екатеринбург: УрФУ, 2010. - 194 с.

Статья поступила в редакцию 13.10.2017

Статья принята к публикации 24.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.